Педагогический словарь
ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО

ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО - одно из древних нормативных требований, выражающее общечеловеческое содержание нравственности: "(Не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе". Исторически это требование фигурировало под разными наименованиями: краткое изречение, правило, заповедь, осн. принцип, поговорка, предписание и т.д. Термин "З.п." закрепился с конца 1 в.

Первые упоминания о З.п. содержатся в "Махабхарате", в изречениях Будды, трудах Конфуция, Гомера и Геродота. В Библии З.п. упоминается в ветхозаветной книге Товита и дважды в Евангелиях при изложении Нагорной проповеди. Евангельская формулировка З.п. считается наиболее полной и адекватной. В Коране З.п. не зафиксировано, но оно встречается в "Сунне" как одно из изречений Мухаммеда.

З.п. и генетически, и по существу представляет собой отрицание талиона. З.п. -это формула отношения человека к себе через его отношение к другим. Существенно важно, что у этих видов отношений разные модальности: отношение к себе реально, охватывает поступки ("поступайте и вы", "того и сам не делай"), отношение к другим идеально, охватывает область пожеланий ("как вы хотите", "чего в другом не любишь"). Предполагается, что человек необходимо должен и хочет руководствоваться нормами, которые имеют достоинство всеобщности (не разрушают его связей с другими, а открывают перспективу сотрудничества с ними). З.п. предлагает способ, с помощью которого он это может установить. Норма может считаться всеобщей, если субъект действия готов признать её и в том случае, если другие будут применять её по отношению к нему самому. Для этого ему необходимо мысленно поставить себя на место другого (других), а другого (других) поставить на своё собственное место. З.п. можно интерпретировать как мысленный эксперимент для выявления нравственного качества отношений между индивидами в их взаимоприемлемости для обеих сторон. Оно соединяет произвольность моральных требований с их общезначимостью и в этом смысле выражает специфичность нравственности как таковой.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 97)

В начало словаря