Педагогический словарь
ЗРЕНИЕ

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ЗРЕНИЕ

ЗРЕНИЕ - процесс восприятия внешнего мира, обусловливающий представление о величине, форме, цвете предметов, их взаимном расположении и расстоянии между ними. Орган З. - глаз. Глаз человека наделён способностью воспринимать световые волны в диапазоне от 360 до 760 нм (ультрафиолетовые и инфракрасные лучи зрительных ощущений не вызывают). Лучи света от рассматриваемых предметов, попадая в глаз, преломляются в его прозрачных средах, действуют на сетчатку. В результате сложного фотохимического процесса в сетчатке возникает нервное возбуждение, которое в виде нервных импульсов передаётся по зрительному нерву в корковый центр З., расположенный в затылочных долях мозга. В зрительном центре световые раздражения, идущие от предметов внешнего мира, воспринимаются как определённые образы. Т.о., зрительный акт осуществляется деятельностью всего зрительного анализатора, включающего глаз, зрительный нерв и зрительный центр. Оптические свойства глаза в значительной степени зависят от кривизны хрусталика. Способность хрусталика изменять свою форму называется аккомодацией. Преломляющая способность глаза при покое аккомодации (при максимально уплощённом хрусталике) называется рефракцией. Различают рефракцию соразмерную (параллельные лучи, идущие от предметов, пересекаются на сетчатке), близорукую (лучи пересекаются впереди сетчатки) и дальнозоркую (лучи пересекаются позади сетчатки). Соответственно, близорукий глаз видит ближние предметы отчётливее дальних, а дальнозоркий наоборот. Глаз человека обладает огромным диапазоном восприятия - от способности видеть едва заметные раздражители до весьма мощных. Чем слабее свет, воспринимаемый глазом, тем выше его световая чувствительность. Способность глаза приспосабливаться к восприятию света разной интенсивности называется сенсорной адаптацией. Нормальное совместное З. обоими глазами обеспечивает чёткое объёмное восприятие рассматриваемого предмета и правильное отделение его местоположения в пространстве. Часть пространства, видимая неподвижным взглядом (всей сетчаткой), называется полем З. Всё пространство, которое может быть воспринято глазом при его движениях (при неподвижной голове), называется полем взора. Естественно, что поле взора больше, чем поле З.

Кроме способности светоощущения глаз наделён способностью ощущать цвет (т.н. цветовое З.). Предполагают, что в глазу имеется 3 цветовоспринимающих элемента, из которых одни способны воспринимать красный цвет, другие - зелёный и третьи - фиолетовый. Различное сочетание этих трёх цветов в зависимости от степени возбуждения цветовоспринимающих элементов составляет многообразную гамму цветовых восприятий человека. Одновременное раздражение всех трёх элементов в определённой степени и даёт ощущение белого цвета (т.н. трёхкомпонентная теория цветового З.).

Нарушения зрения: слепота, остаточное зрение, слабовидение, косоглазие. Преобладающей причиной нарушений З. является врождённая патология глаз, которая возникает вследствие различных заболеваний матери во время беременности: грипп, другие вирусные заболевания, хронические болезни, а также алкогольные, никотиновые интоксикации, авитаминозы. Большое значение имеет наследственность, обусловливающая появление катаракты, глаукомы, патологии сетчатки, атрофии зрительного нерва, близорукости и др. Одной из распространённых причин снижения З. являются аномалии рефракции: дальнозоркость, близорукость, астигматизм, косоглазие.

Обучение детей с нарушениями З. ведётся на основе развития компенсаторных процессов и коррекции отклонений в развитии, непосредственного ознакомления с предметами и процессами окружающей жизни. Для детей с тяжёлыми нарушениями З. учебники массовой школы издаются рельефно-точечным шрифтом Л. Брайля. Большая роль отводится специальным наглядным средствам, рельефным дидактическим пособиям, тифлотехническим (см. Тифлотехника), аудиовизуальным средствам обучения. Разработана система коррекционных медико-психолого-педагогических мероприятий для развития, активизации и учреждения зрительных функций и зрительного восприятия детей.

Занятия ведутся по развитию З., лечебной физкультуре, социальной адаптации, ритмике, логопедии, расширен круг факультативных занятий.

Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей с нарушениями зрения. Входят в систему специальных (коррекционных) образовательных учреждений Министерства образования РФ; лечение и оказание общей медицинской помощи осуществляют органы здравоохранения. Комплектование всех типов учреждений проводится на основе заключения медико-педагогической комиссии.

Дошкольные учреждения для слепых детей (ДУСД): детские дома для слепых детей от 3 до 7 лет, оставшихся без попечения родителей, детей-сирот, детей одиноких матерей и другие; группы для слепых детей при детских садах для детей, страдающих различными нарушениями З. с остротой З. на лучше видящем глазу с коррекцией не выше 0,04.

Дошкольные группы при школах для слепых детей 6- 7 лет (с остротой З. не выше 0,04).

Детские сады для слабовидящих детей (ДССД) дошкольного возраста (от 2 до 7 лет), страдающих различными нарушениями З. с остротой центрального З. на лучше видящем глазу с коррекцией в пределах от 0,05 до 0,4 в зависимости от состояния других зрительных функций, формы, течения патологического процесса со слабовидящими дошкольниками.

Детские сады для детей с косоглазием и амблиопией (ДСДКА). Работают по программам воспитания в детских садах с учётом специфического развития детей с нарушением З.

Коррекционные общеобразовательные школы-интернаты для слепых детей (ШС) с 6 до 18 лет, имеющих тотальную слепоту или остаточное З. (до 0,04) на лучше видящем глазу с коррекцией. При наличии дополнительных зрительных нарушений - сужение поля З. до 10 градусов, незавершённых патологических процессов, ведущих к слепоте, в ШС принимаются дети с остротой З. до 0,08. Функционируют два типа ШС: 10-летняя общеобразовательная школа и средняя 12-летняя. Имеется подготовительный класс, а также дошкольные отделения и одногодичные группы при школах слепых, обеспечивающие подготовку слепых детей к школьному обучению, а также создаются вспомогательные классы для слепых умственно отсталых детей. Наполняемость классов - 12 человек, во вспомогательных группах 5-7 человек.

В ШС учащиеся получают общее среднее образование в объёме массовой школы, приобретают трудовую подготовку и опыт социального общения для интеграции в общество. Сроки обучения удлиняются на 2 года. Специальные программы разработаны для начальных классов и по ряду дисциплин (физкультура, пение и музыка, тифлографика, черчение). Проводятся индивидуальные и групповые занятия по коррекции недостатков развития, по лечебной физкультуре, ритмике, логопедии, развитию остаточного З., ориентированию в пространстве, социальной адаптации и др.

Коррекционные общеобразовательные школы-интернаты для слабовидящих детей (ШСВ) с 6 до 18 лет, имеющих З. от 0,05 до 0,4 на лучше видящем глазу с коррекцией. Функционируют два типа ШСВ: 10-летняя общеобразовательная школа и средняя 12-летняя; имеется подготовительный класс, а также дошкольные отделения и одногодичные группы при школах слабовидящих, подготавливающие детей к школе, разрешается создавать вспомогательные классы для умственно отсталых детей, обучение которых ведётся по специальным учебным планам и программам. Наполняемость классов и воспитательных групп - 12 человек. Учащиеся получают общее среднее образование в объёме массовой школы, за исключением изобразительного искусства, трудового обучения, физического воспитания, коррекционных занятий. Сроки обучения удлиняются на 2 года.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 97-98)

-------------------

См. также Косоглазие, Слабовидение, Слепота, Специальные образовательные учреждения, Тифлотехника

В начало словаря