Педагогический словарь
ИНФАНТИЛИЗМ

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ИНФАНТИЛИЗМ

ИНФАНТИЛИЗМ (от лат. infantilis - детский, младенческий) - отставание в развитии, сохранение в физическом облике или поведении черт, присущих предшествующим возрастным этапам. В медицине понятием "И." обозначают отставание в физическом развитии, которое проявляется у некоторых детей как следствие охлаждения, отравления или инфицирования плода в период беременности, кислородного голодания (асфиксии) при родах, тяжёлых заболеваний в первые месяцы жизни, нарушения обмена веществ и других факторов. У таких детей замедляются рост и развитие всех физиологических систем организма. Это отклонение в большинстве случаев успешно компенсируется при соответствующих медицинских мероприятиях, правильном питании, уходе и т.п.

Особую проблему составляет т.н. психический И. - незрелость ребёнка, выражающаяся в задержке становления личности, при которой поведение ребёнка не соответствует возрастным требованиям к нему. Нередко в основе И. лежит задержка развития лобных долей головного мозга, вызванная уже упомянутыми неблагоприятными факторами. При этом, однако, не наступает общей задержки умственного развития, но бросается в глаза их неприспособленность к реальности, наивность, несоответствие поведения их возрасту. Если такие дети совершают необдуманные поступки, это не означает, что они не способны обдумать свои поступки, - они, скорее, над ними просто не задумываются. У них задерживается формирование понимания норм поведения и общения, выработка понятий "надо" и "нельзя", созревание способности верно оценивать ситуацию. Не освоив умения ориентироваться в многообразных меняющихся условиях, ребёнок не способен подстраивать к ним свои действия. Ему неведома дистанция в общении со взрослыми, он бывает развязным и бесцеремонным. Воспринимая это как милую детскую непосредственность, родители невольно закрепляют такой стиль общения и бывают со временем неприятно поражены, когда окружающие ожидают и требуют от ребёнка соблюдения известных приличий. Родители подчас не замечают, что ребёнок уже вырос из поры младенческой наивности, а сами они просто искусственно затянули данный период. Естественно, что инфантильные дети несамостоятельны. Они привыкли к тому, что взрослые всё решают за них. В среде сверстников такие дети оказываются изгоями, что порой приводит к тяжёлым психическим травмам.

Дополнительным неблагоприятным, а в ряде случаев и единственным решающим фактором становится неправильная позиция родителей. Т.е. в И. ребёнка, родившегося нормальным, могут быть повинны сами родители. Умиляясь непосредственности своего малыша, они безотчётно желают задержать его в таком состоянии и, бывает, преуспевают в этом. Развитие лобных долей искусственно задерживается, и в конце концов можно сказать, что ребёнка сделали незрелым. Если ребёнок избалован и изнежен, то не исключено, что к школьному возрасту он окажется столь инфантилен, как если бы ему повредили мозг.

Ребёнок, чей психический И. врождён или приобретён в первые месяцы жизни, нуждается в квалифицированной помощи специалиста-психоневролога. Если ребёнок здоров, но инфантилен по вине родителей, то роль правильного воспитания становится решающей.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 108-109)

-------------------

См. также Психологическая зрелость

В начало словаря