Педагогический словарь
КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ

КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ - разновидность игр, в которых компьютер выполняет роль ведущего или партнёра по игре, а игровое поле и возникающие по ходу игры игровые ситуации, как правило, воспроизводятся на экране дисплея или обычного телевизора. Описание К.и., включающее условия и правила, перечень объектов, вовлечённых в игру, набор возможных игровых ситуаций, порядок перехода от одной из них к другой и т.д. - всё это содержится в специальной программе, которая реализуется в компьютере. Играющим предоставляется возможность изменять игровую ситуацию, управлять ею, подавая компьютеру соответствующие команды (делая ходы).

Классификация К.и. детально не разработана, однако из всего их многообразия можно выделить: логические игры, к которым относятся т.н. традиционные настольные игры (шашки, нарды, "крестики-нолики" и т.п.); обучающие и развивающие игры (различные головоломки, мозаики); динамические игры типа ACTION (действие). Последние существуют только в компьютерном варианте и по организации их условно можно разделить на две осн. группы. К первой группе относятся игры, осн. на противодействии случайному процессу. Типичным и самым известным представителем этого типа К.и. является "Тетрис" (размещение случайно попадающих на поле блоков "тетрамино" на прямоугольном пространстве экрана). Во вторую группу динамических игр входят т.н. аркадные игры (игры-путешествия): играющий управляет неким персонажем, перемещающимся в игровой среде (например, в лабиринте).

В К.и. можно играть в любом возрасте. Возрастные ограничения определяются в основном способностью играющих правильно понять условия игры и способом ввода команд в компьютер. Для дошкольного и младшего школьного возраста можно использовать простые в обращении К.и., запускаемые с помощью игровых приставок ("Dandy" и "Mega Drive-2").

Подавляющее большинство К.и. оказывают положительное влияние на развитие детей. Ребёнок учится координировать свои действия в меняющейся ситуации, вырабатывать соответствующие тактику и стратегию игры. Кроме того, сама игра может быть направлена на обучение играющего или использоваться как тренажёр. Однако у К.и. есть и негативные стороны. Прежде всего, это большая нагрузка на зрение. Чрезмерное увлечение играми может привести к снижению целеустремлённости ребёнка, его способности к волевому усилию. У легковозбудимых детей К.и. могут создавать психологические перегрузки, т.к. мн. игры достаточно сложны и не всегда соответствуют возрасту ребёнка. В таких играх дети редко добиваются хороших результатов, что вызывает у них дискомфорт и чувство собственной неполноценности.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 126)

-------------------

См. также Игра

В начало словаря