Наши партнеры

https://pc-service.kz/shop/klaviatura-dly-noutbukov/klaviatura-dlja-noutbuka-dell
Altrix Sync

Педагогический словарь
КОРРЕКЦИОННАЯ (СПЕЦИАЛЬНАЯ) ПЕДАГОГИКА

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

КОРРЕКЦИОННАЯ (СПЕЦИАЛЬНАЯ) ПЕДАГОГИКА

КОРРЕКЦИОННАЯ (СПЕЦИАЛЬНАЯ) ПЕДАГОГИКА - особая область педагогики, которая изучает проблемы воспитания и обучения детей с различными нарушениями в психофизическом развитии.

Становление К.(с.)п. происходило в рамках дефектологии. Исторически первыми возникли такие направления К.(с.)п., как сурдопедагогика, тифлопедагогика и олигофренопедагогика. За столетия своего существования К.(с.)п. значительно расширила область своего применения. На современном этапе она обращена не только к детям с нарушенным слухом, зрением, интеллектом, но и к детям с нарушениями речи, задержкой психического развития, нарушениями двигательными, ранним детским аутизмом, сложными нарушениями и др.

К.(с.)п. разрабатывает содержание, методы и организационные формы специального обучения, способные обеспечивать поступательное культурное развитие ребёнка, предупреждение и коррекцию вторичных по своей природе отклонений в психическом развитии (см. Развитие психическое). К.(с.)п. направлена на выявление педагогических условий, необходимых для достижения ребёнком с нарушением в развитии максимально возможного уровня психического развития, образованности и интеграции в социум.

Центральной проблемой К.(с.)п. является проблема передачи ребёнку с любым нарушением в развитии того социального и культурного опыта человечества, который каждый нормально развивающийся ребёнок приобретает без специально организованных условий и "обходных путей" обучения, специфичных средств, методов педагогического воздействия.

За время своего существования К.(с.)п. выработала и продолжает накапливать "обходные пути" и специфичные средства преодоления трудностей обучения детей с различной степенью выраженности нарушений в развитии и временем их появления. Например, положительный опыт сформировался в процессе обучения глухих, слабослышащих, позднооглохших детей. Достижением современной К.(с.)п. является разработка научных основ системы раннего (с первых месяцев жизни) педагогического выявления детей с подозрением на снижение слуха, ранней аудиолого-педагогической диагностики, содержания, методов, форм организации комплексной медико-психолого-педагогической помощи, позволяющей добиваться качественно иного уровня психического развития детей с нарушенным слухом на ранних этапах онтогенеза, максимально возможной нормализации темпа и хода их психического развития в дошкольном и школьном возрастах.

На базе достижений в сурдопедагогике раннего возраста современная К.(с.)п. интенсивно развивает научные основы системы раннего (с первых месяцев жизни ребёнка) выявления детей с различными нарушениями в развитии и ранней комплексной медико-психолого-педагогической помощи. Результаты и перспективы данного направления исследований свидетельствуют о начале принципиально нового этапа развития К.(с.)п., на котором становится неизбежным переосмысление сложившихся в данной области научного знания представлений о содержании, методах и формах организации воспитания и обучения детей с различными нарушениями в развитии.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 128)

-------------------

См. также Кащенко, Всеволод Петрович, Олигофренопедагогика, Развитие психическое, Специальная педагогика

В начало словаря