Педагогический словарь
КРУПСКАЯ, НАДЕЖДА КОНСТАНТИНОВНА

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

КРУПСКАЯ, НАДЕЖДА КОНСТАНТИНОВНА

КРУПСКАЯ, НАДЕЖДА КОНСТАНТИНОВНА (1869-1939) - государственный и партийный деятель, теоретик и организатор советской педагогики и системы народного образования, д-р педагогических наук (1936), поч. член АН СССР (1931). Жена В.И. Ленина. В эмиграции (с 1901) изучала вопросы образования в России, Великобритании, Германии, США, Франции и Швейцарии. В работе "Народное образование и демократия" (1917) впервые прокомментировала взгляды К. Маркса и Ф. Энгельса на педагогику, показала исторические корни трудовой школы и нового подхода к трудовому воспитанию учащихся.

С ноября 1917 работала в Наркомпросе, заместитель наркома, председатель Главполитпросвета (1920-30) и научно-педагогической секции ГУСа (1921-31), которая стала теоретическим центром советской школы и педагогики. Участвовала в разработке основополагающих документов: "Положения об единой трудовой школе РСФСР" и "Основных принципов единой трудовой школы РСФСР" (1918), в педагогических съездах и совещаниях. Редактировала журнал "На путях к новой школе" (1922-33). Возглавляла Общество педагогов-марксистов (1931-35). Привлекла к научной деятельности педагогов П.П. Блонского, Н.Н. Иорданского, Н.В. Чехова, С.Т. Шацкого и др.

К. подчёркивала роль школы как центра воспитательной работы с населением и определяла воспитание как планомерное воздействие на подрастающее поколение с целью формирования гражданина. Одним из важных направлений деятельности К. была разработка теоретических основ пионерской организации (ряд организационных и методических положений она заимствовала из опыта скаутизма). С именем К. также связано становление теории и практики дошкольного воспитания, образования взрослых, подготовки учительских кадров, политехнического образования и др.

Мировоззрению К. было свойственно превышение значения классового подхода и переоценки роли труда в образовании. В 30-е гг. К. пыталась противостоять установлению административно-командной системы, усилению классовой борьбы, выступала против гонений на детей "врагов народа", но была практически отстранена от работы Наркомпроса и занялась вопросами библиотечной работы, продолжала пропагандировать ленинское наследие.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 370)

В начало словаря