Наши партнеры
Статьи на букву "А" (часть 1, "АБА"-"АКК")
АБАЙ, КУНАНБАЕВ (1845-1904) - казахский поэт-просветитель, родоначальник новой письменной казахской литературы. В стихах, поэмах ("Масгуд", 1887; "Сказание об Азиме"; "Искандер") и прозаических "Словах назидания" (в рус. пер., 2 изд., 1982) высказывал просветительские идеи; образование народа связывал с обучением юношей и девушек в русских школах. Переводил произведения А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И.А. Крылова и др. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 333) |
АБАКУМОВ, СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ (1890-1949) - языковед, методист, член-корреспондент АПН РСФСР (1947). Разработал примерную классификацию ошибок, программу работы по стилистике в школе, оригинальные теорию и методику чтения ("Творческое чтение", 1925) и методику обучения пунктуации в школе ("Методика пунктуации", 4 изд., 1954). (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 333) ------------------- См. также Академия Педагогических Наук |
АБИЛИТАЦИЯ (от лат. habilis - быть способным к чему-либо) - первоначальное формирование способности к чему-либо. Термин применяется преимущественно к детям раннего возраста с отклонениями в развитии, в отличие от реабилитации - возвращения способности к чему-либо, утраченной в результате болезни, травмы и др. (Логопедическая абилитация и коррекция в дифференцированной реабилитации и социальной адаптации детей и подростков с отклонениями в развитии. - М., 2002. С. 332) |
АБИТУРИЕНТ (от позднелат. abituriens - собирающийся уходить) - в большинстве стран - оканчивающий среднее учебное заведение. В России (традиционно) - поступающий в высшее учебное заведение. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 9) ------------------- - лицо, оканчивающее среднее учебное заведение. В СССР с конца 50-х гг. термин "Абитуриент" приобрел другое смысловое значение - поступающий в учебное заведение. (Большая Советская Энциклопедия. Гл. ред. А.М. Прохоров. - М., 1973. Т.I, С. 22) ------------------- - выпускник общеобразовательной школы, получивший аттестат зрелости и претендующий на поступление в учреждения начального, среднего или высшего профессионального образования. (Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. - М., 2004. С. 41) |
АБОВЯН, ХАЧАТУР (1805-1848) - армянский педагог, писатель-просветитель, основоположник новой армянской литературы и нового литературного языка, этнограф. Боролся за светское всестороннее (умственное, нравственное, трудовое, физическое) воспитание, за доступность школы и бесплатное обучение для неимущих, за равное образование мальчиков и девочек. Из педагогических сочинений Абовяна выделяются: книга для чтения "Предтропье" (1838), учебник грамматики русского и армянского языков и роман "История Тиграна, или нравственное наставление для армянских детей" (впервые напечатан в 1941). (Большая Советская Энциклопедия. Гл. ред. А.М. Прохоров. - М., 1973. Т. I, С. 23) |
АБОРИГЕНЫ (лат. Aborigenes, от ab origene - от начала) - коренные обитатели страны, в противоположность прибывшим поселенцам. Название "аборигены" соответствует др.-греч. названию "автохтоны" (autochthones). Согласно др.-рим. преданиям, "Аборигенами" называлось древнее племя, жившее в Лации у подножия Апеннин. (Большая Советская Энциклопедия. Гл. ред. А.М. Прохоров. - М., 1973. Т.I. С. 24) |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
АБРАМОВ, АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ (р. 1946) - кандидат педагогических наук (1976), член-корреспондент РАО (1992; Отделение общего среднего образования), директор Московского института развития образовательных систем. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 464) См. также Российская академия образования (РАО) |
АБРАМЦЕВСКАЯ ШКОЛА - общеобразовательная школа для крестьянских детей и столярная мастерская в усадьбе Абрамцево (один из центров общественно-культурной художественной жизни России), принадлежавшей С.И. Мамонтову. Инициатором создания школы (строительство было начато в 1873, открылась в 1874 или 1875) была его жена Е.Г. Мамонтова. А.ш. положила начало абрамцево-кудринской резьбе по дереву. Развитию школы способствовали члены Абрамцевского художественного кружка (В.М. Васнецов, В.Д. и Е.Д. Поленовы, М.В. Нестеров, К.А. Коровин и др.), которые стремились возродить художественные народные ремёсла. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 9) См. также Иллюстрация |
АБСТРАКЦИЯ (от лат. abstractio - отвлечение) - форма познания, основанная на мысленном выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, частных его свойств и связей. А. называется также и результат абстрагирования. А. лежит в основе процессов обобщения и образования понятий; существует также в виде чувственно-наглядного образа (чертежи, схемы, модели и пр.). А. - момент целостного процесса познания, направленного, в конечном итоге, на достижение конкретного, т.е. полного, всестороннего знания. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 9) |
АБУЛЬХАНОВА,( АБУЛЬХАНОВА-СЛАВСКАЯ) КСЕНИЯ АЛЕКСАНДРОВНА (р. 1932) - д-р философских наук (1976), профессор (1991), действительный член РАО (1993; Отделение психологии и возрастной физиологии), профессор Рос. академии государственной службы при Президенте РФ. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 460) См. также Российская академия образования (РАО) |
АБХИДХАРМА (санскрит - высшее законоучение) - в буддизме отдел знаний по психологии, космологии и т.д., примерно соответствующий объёму понятия философии в античной культуре. А. изучается в буддийских школах. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 9) |
АВАНГАРДИЗМ (В ОБРАЗОВАНИИ) - стремление во что бы то ни стало следовать новаторским, авангардным, модным направлениям и течениям в образовании и управлении образованием. А. нередко заявляет о себе в периоды развития инноваций, когда осуществление нововведений становится престижным и поощряемым, а различение истинных новшеств от подделок требует времени и серьёзных аналитических усилий. Иногда стимулированию А. способствуют действия органов управления образованием, которые требуют от школ осуществления определённого количества инновационных проектов независимо от конкретных обстоятельств. А. в своих крайних проявлениях наглядно демонстрирует, что даже такая ценная характеристика, как чувство нового, может быть доведена до абсурда и превращена в свою противоположность. Негативная в целом оценка А. связана с тем, что он не только не способен обеспечить реальный успех в развитии школы, но и ведёт к дискредитации мн. полезных начинаний и их носителей. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 9) |
АВАНТА+ - издательский центр, ЗАО, Москва. Детская энциклопедическая и развивающая литература. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 478) См. также Издательства РФ |
АВЕНАРИУС, ВАСИЛИЙ (ВИЛЬГЕЛЬМ) ПЕТРОВИЧ (1839-1923) - русский писатель. С 70-х гг. писал для детей, сотрудничал в журналах "Детское чтение", "Задушевное слово", "Родник". Произведения для самых маленьких читателей "Сказка о пчеле мохнатке" (1879) и "Что комната говорит" (1880) были удостоены 1-й премии Фребелевского общества (1880). Научно-фантастическая повесть "Необыкновенная история о воскресшем помпейце" (1889). Популярные жизнеописания писателей (повести о Д.И. Фонвизине, А.С. Пушкине, Н.В. Гоголе). (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 333) |
АВРАМОВ, ВЯЧЕСЛАВ ЯКОВЛЕВИЧ (1845- ?) - педагог. С 1871 в течение 25 лет работал учителем в школе в дер. Волково, близ С.-Петербурга. Школа пользовалась огромной популярностью среди населения и считалась образцовой по методике обучения. Преподавал также в воскресных школах, открытых по его инициативе на Шлиссельбургском тракте, и в вечерних технических классах для рабочих. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 333) |
АВСТРИЙСКАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА - направление психологических исследователей, развивавшееся группой психологов (Х. фон Эренфельс, С. Витасек, В. Бенусси и др.), работавших с 80-х гг. 19 в. по 10-е гг. 20 в. в Грацком университете под руководством А. Мейнонга. В центре внимания стояла теоретико-экспериментальная разработка проблемы целостности сознания. Исходными выступали представления Эренфельса, который ввёл термин "гештальт-качество" для обозначения целостности психического образа и несводимости его свойств к сумме свойств составляющих его элементов. Эти установки были реализованы на экспериментальном материале, касающемся оптико-геометрических иллюзий, нарушений восприятия при патологии. При этом "гештальт-качество" признавалось ещё одним элементом восприятия, который добавлялся к другим ощущениям. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 9) |
АВТАРКИЯ (греч. autarkeia - самоудовлетворение) - состояние или ощущение достаточности. В греческой философии (прежде всего в трудах Платона и Аристотеля) оно характеризовало независимость от внешнего мира, от вещей и людей, что рассматривалось как предпосылка для достижения мудрецом состояния блаженства. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 9) |
АВТОДИДАКТ - см. Самоучка |
АВТОДИДАКТИКА - теория и практика конструирования собственных технологий обучения (Левитес Д.Г. Автодидактика: Теория и практика конструирования собственных технологий обучения. - М., Воронеж, 2003. С. 2) ------------------- - универсальная система самообразования и саморазвития личности. Это новая наука, делающая акцент на саморазвитии личности и родившаяся на стыке педагогики, философии, культурологии и многих древних и современных когнитивных систем. (Куринский В.А. Автодидактика. - СПб., 2001. C. 2) ------------------- - новый термин, ранее не отмеченный в научно-педагогическом употреблении, появившийся в понятийно-терминологическом аппарате педагогики в 90-е годы XX века, педагогический неологизм. (Кичева И.В. Обогащение педагогической терминологии в 90-е годы XX века". - Пятигорск, 2004. С. 74) ------------------- См. также Когнитивная психология, Куценко, Виктор Григорьевич, Самовоспитание, Самообразование, Самоучка |
АВТОКОММУНИКАЦИЯ - естественное условие психологической активности. (Суртаева Н.Н., Иванова О.Н. Педагогическая соционика и проблемы конфликтных взаимодействий. - СПб., 2002. C. 123) |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
АВТОМАТИЗМ (от греч. autоmatos - самодействующий) в психологии - умственный, речевой или двигательный акт, происходящий без непосредственного участия сознания. Различают "первичный" А. (функционирование врождённых, безусловно-рефлекторных программ) и "вторичный" А. (результат прижизненного формирования действий, приобретения ими свойств навыка). Основой "вторичного" А. служит образование жёстких связей между свойствами ситуаций и определённой последовательностью операций, требовавших первоначально сознательной ориентации. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 10) ------------------- - выполнение действий без регуляции их сознанием. Физиологической основой автоматизма являются условные (динамический стереотип) и безусловные рефлексы. Автоматизм действий лежит в основе образования привычек, навыков. (Логопедическая абилитация и коррекция в дифференцированной реабилитации и социальной адаптации детей и подростков с отклонениями в развитии. - М., 2002. С. 332) ------------------- - способность человека выполнять определенные действия (навыки, привычки) без непосредственного участия сознания. (Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. - М., 2004. С. 41) |
АВТОНОМИЯ (греч. autonomia - независимость, от autоs - сам и nоmos - закон) - в этике и психологии способность личности к самоопределению согласно собственным убеждениям. В политико-правовом плане А. выражается в: а) неподопечности, т.е. в свободе от опеки и тем более диктата с чьей-либо стороны; б) действиях на основании норм и принципов, которые люди признают как рациональные, т.е. отвечающие их представлению о благе; в) возможности воздействовать на формирование этих норм и принципов, действие которых гарантируется общественными и государственными институтами. В сфере права А. - подчинение личной воли общей воле, выраженной в общественной дисциплине. В сфере морали - сообразование личной воли с долгом. А. проявляется в способности противостоять как давлению извне (со стороны авторитета, группы), так и внутренним побуждениям гедонистического, утилитарного или конформистского характера. В педагогике А. рассматривается как индивидуальная позиция человека, его независимость в выборе мотивов, целей, стиля поведения и т.п. Потребность в А. - неотъемлемая составляющая процесса становления личности. Стремление к А. ярко выражено в подростковом и раннем юношеском возрасте, когда особую субъективную ценность приобретает устойчивость к внешним влияниям. Подчёркнутое стремление к А. может превратиться в негативизм. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 10) |
АВТОНОМНАЯ РЕЧЬ - один из ранних этапов развития речи ребёнка (выделен Л.С. Выготским и А.Р. Лурией). А.р. выражается в том, что слова или слоги, воспроизводимые детьми по образцу речи взрослых, существенно искажаются, например, за счёт повторения. А.р. ситуативна, неопределённа и многозначна, т.к. ребёнок ещё не владеет содержанием понятия; обобщения в ней основаны на объединении в одном слове признаков неродственных предметов. По формальным основаниям она не имеет флексий и других признаков синтаксических отношений. А.р. в зависимости от разнообразия и качества языковой среды ребёнка может сохраняться достаточно долго и служить тормозом умственного развития. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 10) |
АВТОНОМНОСТЬ( ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ) - один из основных принципов государственной политики Рос. Федерации в области образования по Закону об образовании РФ (1992). Реализация этого принципа связана с децентрализацией управления в сфере образования и означает существенное расширение автономных прав, полномочий, компетенции, а также ответственности образовательных учреждений. А. образовательных учреждений связана с приобретением образовательными учреждениями прав юридического лица, разработкой устава, выработкой образовательной политики и стратегии, включая основные направления развития. А. означает одновременно отказ от диктата органов управления образованием, ослабление зависимости образовательных учреждений от них и необходимость изменения их взаимодействия со школами (установление партнёрских и взаимовыгодных отношений, отношений договорного характера). А. не означает полной самостоятельности и независимости образовательных учреждений от государственного и общественного контроля, от территориальных образовательных систем, т.к. практика самоизоляции, замкнутости школы означала бы искажение принципа А. Успешная реализация принципа А. одинаково важна как для развития образования в стране в целом, так и для развития каждого образовательного учреждения, т.к. создаёт благоприятные условия для раскрытия потенциальных возможностей школы, её индивидуальности. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 10) |
АВТОРЕФЕРАТ (от авто... и лат. refere - докладывать, сообщать) - краткое изложение автором содержания своего научного произведения, работы. А. диссертации - краткое изложение диссертационной работы, содержащее основные результаты исследования и перечень основных публикаций по теме диссертации. (Глоссарий современного образования. Под редакцией В.И. Астаховой и А.Л.Сидоренко. - Харьков, 1998. С. 6-7) |
АВТОРИТАРНАЯ ЛИЧНОСТЬ - определенный тип личности, которой присущи консервативность, агрессивность, жажда власти, ненависть к интеллигенции, стереотипность мышления, конформизм. (Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. - М., 2004. С. 41) |
АВТОРИТАРНАЯ ПЕДАГОГИКА - сосредоточение власти в руках педагога при устранении учащихся от участия в учебно-воспительном процессе, подавлении инициативы и воздействии на них мерами принуждения. (Основные понятия и термины системы образования. - Тюмень, 2001. С. 4) |
АВТОРИТАРНОЕ ВОСПИТАНИЕ - педагогическая концепция, согласно которой воспитательные отношения строятся на беспрекословном авторитете воспитателя и подчинении воспитанника его воле. Подавляя инициативу и самостоятельность детей, А.в. препятствует развитию их активности, индивидуальности, ведёт к конфронтации между воспитателями и воспитанниками. В результате человек вырастает пассивным, безответственным, склонным к конформизму. А.в. противостоят концепции естественного воспитания и свободного воспитания. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 10) ------------------- - воспитательная концепция, предусматривающая подчинение воспитанника воле воспитателя. Подавляя инициативу и самостоятельность, авторитарное воспитание препятствует развитию активности детей, их индивидуальности. (Педагогические теории, системы, технологии: Справочные материалы под ред. В.А. Фадеева. - Рязань, 1999. С. 4) ------------------- См. также Воспитание авторитарное, Мазохизм, Педагогическое взаимодействие, Семья, Расторжение брака, Семейное право, Семейный кодекс, Юность |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
АВТОРСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ - составная часть программно-методического обеспечения образовательного процесса в школе. В отличие от типовых и модифицированных учебных и воспитательных программ А.о.п. разрабатываются образовательными учреждениями самостоятельно. Для авторских программ характерны оригинальные концепция и содержание. А.о.п. предшествует экспертиза, апробация, сертификация и т.п. При оценке А.о.п. эксперты должны ответить на следующие вопросы: почему возникла потребность в создании новой учебной программы; что лежит в основе её создания; в чём отличие от существующих программ; обеспечивает ли реализация предложенной программы требования государственных образовательных стандартов (см. Стандарты образовательные); какие новые результаты надеются получить авторы при работе по этой программе и за счёт чего; какие трудности могут возникнуть при реализации новой программы и каковы пути их преодоления; имеются ли необходимые учебные и методические пособия для учителя и учащихся и т.п.; какие педагогические технологии, формы организации занятий, методы, приёмы, средства обучения оптимальны для реализации данной программы; подкреплена ли программа документацией (объяснительная записка и пр.); требует ли программа опытно-экспериментальной проверки; какая помощь от администрации школы, специалистов необходима для доводки программы, её экспертизы, проверки. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 11) |
АВТОЭРОТИЗМ - сексуальное поведение, при котором субъект достигает удовлетворения, пользуясь только собственным телом, без к.-л. внешних объектов. В более узком смысле А. - незрелое, инфантильное сексуальное поведение, при котором частичное влечение, связанное с к.-л. одним органом или возбуждением в одной эрогенной зоне, находит своё удовлетворение безотносительно к цельному образу тела, к первичному наброску "Я". В "Трёх очерках по теории сексуальности" (1905) З. Фрейд с помощью этого понятия стремился осмыслить сущность детской сексуальности и выдвинул тезис об условности объекта сексуального влечения. Если в начале сексуальной жизни удовлетворение может быть достигнуто без помощи объекта, впоследствии объект может стать разным. Детская сексуальность автоэротична, в отличие от взрослой сексуальности с ха- рактерным для неё выбором объекта. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 11) |
АГАР - издательство, ООО, Москва. Учебная и учебно-методическая литература. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 478) ------------------- http://agarbook.narod.ru/ См. также Издательства РФ |
АГАЯН, ГАЗАРОС (1840-1911) - армянский писатель, педагог, общественный деятель. Выступал против сословных и национальных ограничений в области образования, за светское воспитание, совместное обучение мальчиков и девочек. Автор учебника для начального обучения "Майрени лезу" ("Родное слово"; ч. 1-4, 1875-90). Ок. 40 лет это был самый распространённый учебник для армянской начальной школы. Написал также учебную книгу "Аревик" (1908; букварь и самоучитель для взрослых) и др. Один из основоположников армянской детской литературы. Осн. детский журнал "Ахпюр" ("Родник", 1883; до 1891 фактически руководил его изданием). (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 333) |
АГНОЗИК - человек, неспособный узнавать предметы по их элементарным сенсорным свойствам при полном сохранении зрения, слуха, осязания (сенсорных функций) и сознания. (Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. - М., 2004. С. 41) |
АГНОЗИЯ - логопедический термин, означающий расстройство функции гнозиса или предметного восприятия. Различают зрительные, тактильные, слуховые. (Логопедическая абилитация и коррекция в дифференцированной реабилитиции и социальной адаптации детей и подростков с отклонениями в развитии. - М., 2002. С. 332-333) |
АГРАММАТИЗМ - общее нарушение грамматического строя речи, проявляющееся в неумении грамматически правильно изменять слова и строить предложения (экспрессивный А.), а также в непонимании значения грамматических форм (импрессивный А.). При А. наблюдается опускание предлогов, неправильное согласование слов в роде, числе, падеже, "телеграфный стиль" и пр. А. отмечается обычно в связи с алалией, афазией, умственной отсталостью. (Логопедическая абилитация и коррекция в дифференцированной реабилитиции и социальной адаптации детей и подростков с отклонениями в развитии. - М., 2002. С. 333) |
АГРАФИЯ - полная несформированность письма или распад навыка письма (у взрослых) при глубоких поражениях мозга. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 11) ------------------- - полная неспособность овладеть основами письма или потеря этого навыка. Заключается в неосознании букв как графем, неумении соединять их в слова. Возможность списывания часто сохраняется. Является обычно следствием общего недоразвития речи, связанного с органическим поражением мозга. (Логопедическая абилитация и коррекция в дифференцированной реабилитиции и социальной адаптации детей и подростков с отклонениями в развитии. - М., 2002. С. 333) ------------------- См. также Письмо |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
АГРОПЕДИНСТИТУТЫ - в РСФСР учебные заведения (1930-32), организованные на базе педагогических институтов с сельскохозяйственным уклоном для подготовки учителей школ колхозной молодёжи и сельских девятилеток. Впоследствии преобразованы в педагогические институты (см. Педагогическое образование). (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 11) |
АДАМАР (HADAMARD), ЖАК САЛОМОН (1865-1963) - французский математик, профессор Коллеж де Франс (1897- 1935), Парижского университета (1900- 1912), Политехнической школы (1912- 1935), член Парижской АН (с 1912), иностр. почетный член АН СССР (1929). Труды по дифференциальным уравнениям, теории функций, теории чисел, механике. Занимался вопросами преподавания в школе. Написал учебник геометрии (в рус. пер. - "Элементарная геометрия", ч. 1, 1948, ч. 2, 1938). (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 333) ------------------- В1д(4Фр)Адамар |
АДАМС (ADAMS), ДЖОН (1857-1934) - английский педагог, первый профессор педагогики в Великобритании. В труде "Эволюция педагогической теории" (1912) предпринял попытку упорядочить категориальный аппарат педагогики, выдвинул аргументы в пользу автономии педагогики как науки. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 333) |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
АДАПТАЦИЯ ПЕДАГОГА( В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ) - процесс и результат приспособления педагогического работника к профессиональной деятельности, педагогическому коллективу. А.п. может происходить с разной степенью быстроты и успешности (например, приспособление к работе со школьниками может происходить быстрее или медленнее, чем налаживание отношений с коллегами). При этом особенно важна А.п. к характеру внутришкольного управления (см. Управление школой). Наиболее сложна адаптация учителей, впервые начинающих педагогическую деятельность (молодых специалистов, преподавателей, получивших педагогическое образование в зрелом возрасте, и др.). Затруднения в А.п. могут привести к обострению профессиональных и личностных проблем и уходу работника из педагогической профессии. Новые члены педагогического коллектива объективно нуждаются в поддержке коллег. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 12) |
АДАПТАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ (от лат. adapto - приспособляю) - процесс взаимодействия личности и социальной среды, в ходе которого согласовываются требования и ожидания его участников; один из социально-психологических механизмов социализации личности. Результатом социально-психологической адаптации личности являются сформированные социальные и профессиональные качества деятельности, поведения, общения, принятые в обществе. (Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей. - М., 2002. С. 308) ------------------- - приспособление человека к условиям новой социальной среды, один из общественно-психологических механизмов социальной личности. (Глоссарий современного образования. - Харьков, 1998. С. 9) ------------------- - процесс и результат активного приспособления человека к условиям и требованиям социальной среды. (Успенский В.Б., Чернавская А.П. Введение в психолого-педагогическую деятельность. - М., 2003. С. 143) ------------------- См. также Социальная адаптация |
АДАПТАЦИЯ ШКОЛЬНАЯ - процесс приспособления ребенка к условиям школьной жизни, к ее нормам и требованиям. (Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. - М., 2005. С. 414) |
АДАПТИВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА - социально-педагогическая система, приспосабливающаяся к условиям изменяющейся внешней среды, которая стремится, с одной стороны, максимально адаптироваться к личности с ее индивидуальными особенностями, с другой - по возможности гибко реагировать на собственные социо-культурные изменения. (Третьяков П.И., Митин С.Н., Бояринцева Н.Н.Адаптивное управление педагогическими системами. - М., 2003. С. 9) |
АДАПТИВНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА - социально обусловленная целостность взаимодействующих на основе сотрудничества между собой, окружающей средой и ее духовными и материальными ценностями участников педагогического процесса, направленная на сохранение и развитие личности. (Третьяков П.И., Митин С.Н., Бояринцева Н.Н. Адаптивное управление педагогическими системами. - М., 2003. С. 10) |
АДАПТИВНАЯ ШКОЛА - модель образовательного учреждения, ориентированная на адаптацию школьной системы к возможностям и особенностям учащихся (в отличие от традиционной школы, стремившейся приспособить ребёнка к своим требованиям). Идея А.ш. опирается на один из гл. принципов государственной политики Рос. Федерации в области образования: общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников. Однако А.ш. не может полностью устранить необходимости первичной адаптации ребёнка к школе, хотя и делает её максимально гуманной и продуманной. Один из создателей концепции А.ш. Е.А. Ямбург полагает, что в ней должно быть место каждому ребёнку вне зависимости от его индивидуальных психофизиологических особенностей, способностей и склонностей. Он рассматривает А.ш. как школу быстрого и гибкого реагирования на стремительно изменяющуюся социально-педагогическую ситуацию, школу разноуровневого и многопрофильного образования. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 12) |
АДАПТИВНОСТЬ - способность к гибкой переориентации содержания, форм и методов обучения. (Основные понятия и термины системы образования. - Тюмень, 2001. С. 4) |
АДАПТИРОВАННЫЙ ТЕКСТ - облегчённый текст литературно-художественных и других произведений, приспособленный для малоподготовленных читателей или детей; применяется чаще при изучении иностранного языка. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 12) ------------------- Ч312-об. ин. яз. |
АДЕКВАТНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ - соответствие полученного образования объективным потребностям развития индивида как личности. (Основные понятия и термины системы образования. - Тюмень, 2001. С. 4) |
АДЕКВАТНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ - соответствие обучения содержанию, характеру и уровню сложности практических и иных задач, которые предстоит выполнять субъектам учебной деятельности по завершении той или иной образовательной программы или курса образовательного учреждения. (Основные понятия и термины системы образования. - Тюмень, 2001. С. 4) |
АДЛЕР(ADLER), АЛЬФРЕД (1870-1937) - австрийский врач и психолог, создатель системы индивидуальной психологии. С 1915 доцент Венского университета, с 1929 профессор психологии Колумбийского университета (Нью- Йорк). Отрицая биологизм З. Фрейда, наделял личность социальными побуждениями. Центральное место в концепции А. отведено проблемам целевой детерминации поведения человека, смысла жизни, условиям возникновения у человека комплекса неполноценности и средств его компенсации. Гл. задачей воспитания считал нейтрализацию чувства неполноценности за счёт направления его в полезное для общества русло и укрепления "социального чувства". (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 333) |
АДЛЕР, АННА АЛЕКСАНДРОВНА (1856- 1924) - просветительница, педагог. Впервые в России начала издание книг для слепых по системе Л. Брайля, основав на собственные средства в 1885 в с. Троицкое, близ Подольска, типографию рельефно-точечного шрифта. По её инициативе открыта первая общедоступная читальня для незрячих читателей в Румянцевском музее в Москве (ныне Рос. государственная библиотека) и положено начало коллекции брайлевских книг, впоследствии переданной в Рос. государственную библиотеку для слепых. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 333) |
АДМИНИСТРАТИВНО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ПЕРСОНАЛ( ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ) - группа работников школы, основной профессиональной функцией которых является управленческая деятельность. К ним относятся: директор, его заместители, помощники, секретарь, заведующий интернатом при образовательном учреждении, руководители филиалов, бухгалтеры, коменданты и др. Осн. обязанность А.-у.п. - удовлетворение потребности образовательного учреждения и его внешней среды в осуществлении внутришкольного управления (см. Управление школой). Цели, функции, структура и численность А.-у.п. зависят от типа, вида, размеров образовательного учреждения, его структуры, содержания образования и форм организации образовательного процесса и контингента учащихся и др. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 12) |
АДОЛЬФ, АНДРЕЙ ВИКЕНТЬЕВИЧ (1857- 1905) - педагог и филолог. Директор московской 5-й гимназии. Учебно-педагогический процесс в гимназии А. строил на основе принципов свободного воспитания и детской самодеятельности. Читал в Московском университете курсы по общей дидактике, истории педагогики и по методике преподавания древних языков. (Бим-Бад Б.М. "Педагогический энциклопедический словарь". М., 2002 г.,с.333) |
АДОНИС - издательство, ЗАО, Москва. Детская, развивающая, художественная литература. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 478) ------------------- См. также Издательства РФ |
АДЪЮНКТ (лат. adjunctus - присоединённый) - при некоторых университетах и академиях заместитель заведующего кафедрой. В России в университетах были адъюнкт-профессора, но общим университетским уставом 1863 вместо них введены штатные доценты. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 12) |
АДЪЮНКТУРА - одна из форм подготовки научных и научно-педагогических кадров в вузах и научно-исследовательских учреждениях Вооружённых Сил. Аналогична аспирантуре в гражданских вузах. Окончившие А. и защитившие диссертацию получают учёную степень кандидата наук. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 12) ------------------- См. также Послевузовское профессиональное образование, Последипломное образование |
АДЫГЕЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ - Республика Адыгея, Майкоп, ул. Первомайская, 208. Дошкольная педагогика и психология, педагогика и методика дошкольного образования, педагогика и методика начального образования, социальная педагогика. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 471) ------------------- См. также Университеты Ч484(2Р-6Адыг)711.9 Майкоп |
АЗБУКА (по первым славянским буквам "аз" и "буки") - 1. алфавит. 2. Букварь. 3. В музыке система условных знаков (нотная А.). (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 12) |
АЗБУКИН, ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ (1883-1953) - дефектолог и психиатр, член-корреспондент АПН РСФСР (1945), заслуженный деятель науки РСФСР (1947). Автор трудов по олигофренопедагогике, клинике и психологии олигофрении ("Клиника олигофрении", 1936), истории специальной педагогики. Организатор подготовки в вузах учителей-дефектологов. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 333) |
АЗБУКОВНИКИ - древнерусские анонимные рукописные толковые словари или справочники энциклопедического или филологического характера. Им предшествовали (с 13 в.) азбучные словари необщеупотребительных слов. Известно св. 200 списков А., большинство их относится к 17 в. Основу А. составляли лексические материалы, они включали и сведения по арифметике, географии, истории, философии, ботанике, зоологии и другие, а также пособия для изучения иностранных языков. От лексико-энциклопедических отличают школьные А. (с конца 17 в.; известно 4 списка), в состав которых входили правила поведения учеников в школе, дома и в общественных местах, некоторые нормы семейного воспитания. Отражены система наказаний, взаимоотношения учителя и учащихся. Помещался и материал учебного характера: азбука, сведения по грамматике, образцы сочинений, писем и т.п. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 12) |
АЙЗЕНК (EYSENCK), ХАНС ЮРГЕН (1916- 1997) - английский психолог. Директор психологического отделения Госпиталя Модсли в Лондоне (с 1946), профессор Лондонского университета (с 1955). В выдвинутой А. концепции личности в качестве основных её характеристик выступают экстраверсия и интраверсия (направленность индивида вовне или внутрь, проявляющаяся в его мироощущении и поведении). По А., в их основе лежат врождённые особенности нервной системы, в частности баланс между процессами возбуждения и торможения. За пределами концепции А. остаются мировоззрение, идеалы, ценности и пр.; личность, по А., - явление психобиологическое. Большое влияние на практику оценки способностей учащихся оказали исследования А. по психодиагностике. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 333-334) |
АЙ-КЬЮ (IQ) |
АЙНИ (псевдоним; настоящее имя Садриддин Саид-Муродзода) - (1878-1954) - таджикский писатель, педагог, общественный деятель, д-р филологических наук (1948), заслуженный деятель науки Таджикской ССР (1940) и Узбекской ССР (1950), академик и первый президент (с 1951) АН Таджикской ССР. Участник создания тайного общества "Воспитание детей" (1910). Автор букваря (1908) и книги для чтения "Воспитание юношества" (1909, 1917; в неё вошли первые в персидско-таджикской литературе произведения, написанные специально для новометодной школы). Составил книги для детского чтения, а также краткий толковый словарь таджикского языка (опубликован в 1976). Инициатор издания первого узбекского журнала для детей "Болалар Юлдаши" ("Путеводитель для детей", 1919). (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 334) ------------------- Ш5(2=Тад)7-4Айни |
АЙРИС - издательство, ООО, Москва. Учебная и др. литература. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 478) ------------------- См. также Издательства РФ |
АЙХЕНВАЛЬД, ЮЛИЙ ИСАЕВИЧ (1872-1928) - интуитивист в методике преподавания литературы. Считал преподавание литературы неотделимым от преподавания родного языка. (Ланин Б.А. Литературное образование в XIX - начале XXI века. - М., 2005. С. 31-35) |
АКАДЕМИЗМ (франц. academisme) - 1. чисто теоретическое направление, традиционализм в науке и образовании. 2. Оторванность науки, искусства, образования от жизни, общественной практики. 3. Направление в изобразительном искусстве 16-19 вв. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 12-13) |
АКАДЕМИЧЕСКАЯ ГИМНАЗИЯ - первое в России светское среднее общеобразовательное учебное заведение (1726-1805) при Петербургской АН, готовило учащихся к поступлению в Академический университет. Первоначально имела 2 отделения: немецкое (3 года обучения) и латинское (2 года). В 1758-65 А.г. возглавлял М.В. Ломоносов. На основе составленного им "Регламента" выделены классы "российские" (русский язык, русская история, ораторское искусство и стихотворчество), "латинские" и "классы общих оснований" (естествознание, математика, философия и др.), обучение в которых велось параллельно; весь курс разделён на 3 цикла: низший, средний и высший. В последующие годы в А.г. были основаны подготовительные классы; в старших классах введена неполная университетская программа (1770). (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 13) ------------------- См. также Гимназия академическая |
АКАДЕМИЧЕСКАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ - неудовлетворительный результат аттестации учащегося по к.-л. учебной дисциплине за период обучения в течение учебного года. А.з. ликвидируется в течение следующего учебного года. На ступенях начального общего и основного общего образования учащиеся, не освоившие программу учебного года и имеющие А.з. по двум и более предметам, по усмотрению их родителей остаются на повторное обучение, переводятся в классы компенсирующего обучения (см. в статье Задержка психического развития) или продолжают обучение в форме семейного воспитания (с участием педагогов школы). Имеющие А.з. по одному предмету переводятся в следующий класс условно. Во всех случаях перевод осуществляется по решению органа управления образовательного учреждения. Студенты средних и высших профессиональных учебных заведений, которые не ликвидировали А.з. даже по одному предмету в срок, установленный правилами данного образовательного учреждения, могут быть отчислены. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 13) |
АКАДЕМИЧЕСКАЯ СВОБОДА - предоставление определённых прав работникам образования (профессорско-преподавательскому составу, научным работникам и студентам вузов). Означает возможность для преподавателя - свободно излагать учебный предмет по своему усмотрению, выбирать темы и методику для научных исследований, а для студента - получать знания согласно своим склонностям и потребностям. Предоставляемые А.с. влекут за собой академическую ответственность руководства образовательного учреждения за создание оптимальных условий для свободного поиска истины. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 13) |
АКАДЕМИЧЕСКАЯ СТЕПЕНЬ (бакалавра, магистра) - признак достижения лицом определенного уровня высшего образования, предусмотренного законодательством, соответствующим образовательным стандартом и образовательной программой и удостоверяемого выдачей документа о высшем образовании установленного образца. (Словарь согласованных терминов и определений в области образования государств-участников Содружества Независимых Государств. - М., 2004. С. 17) ------------------- |
АКАДЕМИЧЕСКИЙ ОТПУСК - отпуск, предоставляемый студентам образовательных учреждений высшего и среднего профессинального образования по медицинским показаниям и в других исключительных случаях (стихийные бедствия, семейные обстоятельства и др.) - (Законодательство в образовании: Сб. основных нормативно-правовых документов в области образования. - М., 2002. С. 340) |
АКАДЕМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ - первое в России светское высшее учебное заведение при Петербургской АН. Осн. в 1724 г. Петром I. Занятия начались в 1726 г. первоначально факультетов и кафедр в А.у. не было, занятия велись нерегулярно, содержание их определялось специальностями читавших лекции академиков. Новый устав 1747 г. провозгласил самостоятельность А.у., который делился на классы (кафедры): математический, физический, гуманитарный. Лучшие студенты по окочании университета переводились в адъюнкты (см. Адъюнктура), получали степень магистра. В 1758-65 гг. А.у. возглавлял М.В. Ломоносов (преподавал с 1742 г.). При нем были организованы факультеты: философский, юридический, медицинский; занятия велись на 3 курсах - от общего образования (младший курс) к узкой специализации (старший курс). К концу 18 в. университет практически прекратил свое существование. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 13) |
АКАДЕМИЯ (лат. academia) - название некоторых учреждений и учебных заведений. Слово "А." происходит от имени мифического героя Академа (Akademos), в честь которого была названа местность вблизи Афин, где в 4 в. до н.э. Платон читал лекции своим ученикам (т.н. Платоновская А.). А. именовали кружки учёных, собиравшиеся при правителях некоторых средневековых государств, общества мыслителей и художников эпохи Возрождения. В 17 в. возникли первые академии наук. Существуют универсальные А. (Петербургская АН, Российская АН и др.) и отраслевые (Академия художеств, РАО и др.). Современные А., создаваемые в сфере искусств, телевидения и т.п., как правило, - самоуправляемые сообщества, формирующиеся из членов, избираемых за свой вклад в развитие соответствующих областей науки и творчества. Предусмотрено несколько категорий членства и особые (академические) звания. А. в некоторых странах организуют и ведут научно-исследовательскую работу. Учебные А. по типу организации близки институту с несколькими факультетами. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 13) ------------------- - высшее учебное заведение, которое: 1. - реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования; 2. - осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации для определения области научной и научно-педагогической деятельности; 3. - выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования преимущественно в одной из областей науки и культуры; 4. - является ведущим научным и методическим центром в области своей деятельности. (Основные понятия и термины системы образования. - Тюмень, 2001. С. 4) |
АКАДЕМИЯ (ИЗДАТЕЛЬСТВО) - издательский центр, ОАО, Москва. Педагогическая, учебная для средней и высшей школы и учебно-методическая литература для начальных и средних профессиональных учебных заведений. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 478) ------------------- http://academy.kg/ См. также Издательства РФ |
АКАДЕМИЯ К (ИЗДАТЕЛЬСТВО) - издательство, Москва. Детская, развивающая и учебная литература. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 478) ------------------- См. также Издательства РФ |
АКАДЕМИЯ КОММУНИСТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ИМ. Н.К. КРУПСКОЙ (АКВ) - высшее педагогическое учебное заведение, один из центров педагогической науки в СССР. Осн. в 1919 в Москве на базе педагогического института им. П.Г. Шелапутина как Академия народного образования (с 1920 - Академия социального воспитания; с 1923 - АКВ). АКВ задумана и организована Н.К. Крупской и П.П. Блонским (первый ректор, 1919-23) как центр исследований в "интересах социалистической перестройки" системы народного образования. Готовила преподавателей средних учебных заведений, руководящих работников образования. В 1934 переведена в Ленинград. В 1935 преобразована в Коммунистический педагогический институт им. Н.К. Крупской. В 1942 объединена с Педагогическим институтом им. А.И. Герцена. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 13) |
АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА( ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ) - Москва, просп. Вернадского, 82. Социальная работа. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 471) ------------------- См. также Университеты |
АКАДЕМИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК( СССР) - см. Российская академия образования (РАО) |
АКАДЕМИЯ РАЗВИТИЯ - издательство, ООО, Ярославль. Детская, педагогическая, развивающая и учебная литература. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 478) ------------------- См. также Издательства РФ |
АККОМОДАЦИЯ (лат. accomodatio - приспособление к чему-либо) - приспособление схемы поведения человека к конкретной ситуации за счёт его активности, в результате чего эта схема изменяется. Введено Ж. Пиаже в его концепции интеллекта; А. была описана по аналогии с биологической А., целью которой является процесс приспособления к требованиям окружающего мира. А. соотносима с ассимиляцией, в единстве с которой они составляют акт приспособления, адаптации. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 13) |