Наши партнеры

https://volga.news/article/645327.html

Педагогический словарь
Статьи на букву "А" (часть 1, "АБА"-"АКК")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 1, "АБА"-"АКК")

АБАЙ, КУНАНБАЕВ

АБАЙ, КУНАНБАЕВ (1845-1904) - казахский поэт-просветитель, родоначальник новой письменной казахской литературы. В стихах, поэмах ("Масгуд", 1887; "Сказание об Азиме"; "Искандер") и прозаических "Словах назидания" (в рус. пер., 2 изд., 1982) высказывал просветительские идеи; образование народа связывал с обучением юношей и девушек в русских школах. Переводил произведения А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И.А. Крылова и др.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 333)

АБАКУМОВ, СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ

АБАКУМОВ, СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ (1890-1949) - языковед, методист, член-корреспондент АПН РСФСР (1947). Разработал примерную классификацию ошибок, программу работы по стилистике в школе, оригинальные теорию и методику чтения ("Творческое чтение", 1925) и методику обучения пунктуации в школе ("Методика пунктуации", 4 изд., 1954).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 333)

-------------------

См. также Академия Педагогических Наук

АБИЛИТАЦИЯ

АБИЛИТАЦИЯ (от лат. habilis - быть способным к чему-либо) - первоначальное формирование способности к чему-либо. Термин применяется преимущественно к детям раннего возраста с отклонениями в развитии, в отличие от реабилитации - возвращения способности к чему-либо, утраченной в результате болезни, травмы и др.

(Логопедическая абилитация и коррекция в дифференцированной реабилитации и социальной адаптации детей и подростков с отклонениями в развитии. - М., 2002. С. 332)

АБИТУРИЕНТ

АБИТУРИЕНТ (от позднелат. abituriens - собирающийся уходить) - в большинстве стран - оканчивающий среднее учебное заведение. В России (традиционно) - поступающий в высшее учебное заведение.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 9)

-------------------

- лицо, оканчивающее среднее учебное заведение. В СССР с конца 50-х гг. термин "Абитуриент" приобрел другое смысловое значение - поступающий в учебное заведение.

(Большая Советская Энциклопедия. Гл. ред. А.М. Прохоров. - М., 1973. Т.I, С. 22)

-------------------

- выпускник общеобразовательной школы, получивший аттестат зрелости и претендующий на поступление в учреждения начального, среднего или высшего профессионального образования.

(Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. - М., 2004. С. 41)

АБОВЯН, ХАЧАТУР

АБОВЯН, ХАЧАТУР (1805-1848) - армянский педагог, писатель-просветитель, основоположник новой армянской литературы и нового литературного языка, этнограф. Боролся за светское всестороннее (умственное, нравственное, трудовое, физическое) воспитание, за доступность школы и бесплатное обучение для неимущих, за равное образование мальчиков и девочек. Из педагогических сочинений Абовяна выделяются: книга для чтения "Предтропье" (1838), учебник грамматики русского и армянского языков и роман "История Тиграна, или нравственное наставление для армянских детей" (впервые напечатан в 1941).

(Большая Советская Энциклопедия. Гл. ред. А.М. Прохоров. - М., 1973. Т. I, С. 23)

АБОРИГЕНЫ

АБОРИГЕНЫ (лат. Aborigenes, от ab origene - от начала) - коренные обитатели страны, в противоположность прибывшим поселенцам. Название "аборигены" соответствует др.-греч. названию "автохтоны" (autochthones). Согласно др.-рим. преданиям, "Аборигенами" называлось древнее племя, жившее в Лации у подножия Апеннин.

(Большая Советская Энциклопедия. Гл. ред. А.М. Прохоров. - М., 1973. Т.I. С. 24)

АБОРТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АБРАМОВ, АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ

АБРАМОВ, АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ (р. 1946) - кандидат педагогических наук (1976), член-корреспондент РАО (1992; Отделение общего среднего образования), директор Московского института развития образовательных систем.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 464)

См. также Российская академия образования (РАО)

АБРАМЦЕВСКАЯ ШКОЛА

АБРАМЦЕВСКАЯ ШКОЛА - общеобразовательная школа для крестьянских детей и столярная мастерская в усадьбе Абрамцево (один из центров общественно-культурной художественной жизни России), принадлежавшей С.И. Мамонтову. Инициатором создания школы (строительство было начато в 1873, открылась в 1874 или 1875) была его жена Е.Г. Мамонтова. А.ш. положила начало абрамцево-кудринской резьбе по дереву. Развитию школы способствовали члены Абрамцевского художественного кружка (В.М. Васнецов, В.Д. и Е.Д. Поленовы, М.В. Нестеров, К.А. Коровин и др.), которые стремились возродить художественные народные ремёсла.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 9)

См. также Иллюстрация

АБСТРАКЦИЯ

АБСТРАКЦИЯ (от лат. abstractio - отвлечение) - форма познания, основанная на мысленном выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, частных его свойств и связей. А. называется также и результат абстрагирования. А. лежит в основе процессов обобщения и образования понятий; существует также в виде чувственно-наглядного образа (чертежи, схемы, модели и пр.). А. - момент целостного процесса познания, направленного, в конечном итоге, на достижение конкретного, т.е. полного, всестороннего знания.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 9)

АБУЛЬХАНОВА,( АБУЛЬХАНОВА-СЛАВСКАЯ) КСЕНИЯ АЛЕКСАНДРОВНА

АБУЛЬХАНОВА,( АБУЛЬХАНОВА-СЛАВСКАЯ) КСЕНИЯ АЛЕКСАНДРОВНА (р. 1932) - д-р философских наук (1976), профессор (1991), действительный член РАО (1993; Отделение психологии и возрастной физиологии), профессор Рос. академии государственной службы при Президенте РФ.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 460)

См. также Российская академия образования (РАО)

АБХИДХАРМА

АБХИДХАРМА (санскрит - высшее законоучение) - в буддизме отдел знаний по психологии, космологии и т.д., примерно соответствующий объёму понятия философии в античной культуре. А. изучается в буддийских школах.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 9)

АВАНГАРДИЗМ (В ОБРАЗОВАНИИ)

АВАНГАРДИЗМ (В ОБРАЗОВАНИИ) - стремление во что бы то ни стало следовать новаторским, авангардным, модным направлениям и течениям в образовании и управлении образованием. А. нередко заявляет о себе в периоды развития инноваций, когда осуществление нововведений становится престижным и поощряемым, а различение истинных новшеств от подделок требует времени и серьёзных аналитических усилий. Иногда стимулированию А. способствуют действия органов управления образованием, которые требуют от школ осуществления определённого количества инновационных проектов независимо от конкретных обстоятельств. А. в своих крайних проявлениях наглядно демонстрирует, что даже такая ценная характеристика, как чувство нового, может быть доведена до абсурда и превращена в свою противоположность. Негативная в целом оценка А. связана с тем, что он не только не способен обеспечить реальный успех в развитии школы, но и ведёт к дискредитации мн. полезных начинаний и их носителей.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 9)

АВАНТА+

АВАНТА+ - издательский центр, ЗАО, Москва. Детская энциклопедическая и развивающая литература.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 478)

См. также Издательства РФ

АВЕНАРИУС, ВАСИЛИЙ (ВИЛЬГЕЛЬМ) ПЕТРОВИЧ

АВЕНАРИУС, ВАСИЛИЙ (ВИЛЬГЕЛЬМ) ПЕТРОВИЧ (1839-1923) - русский писатель. С 70-х гг. писал для детей, сотрудничал в журналах "Детское чтение", "Задушевное слово", "Родник". Произведения для самых маленьких читателей "Сказка о пчеле мохнатке" (1879) и "Что комната говорит" (1880) были удостоены 1-й премии Фребелевского общества (1880). Научно-фантастическая повесть "Необыкновенная история о воскресшем помпейце" (1889). Популярные жизнеописания писателей (повести о Д.И. Фонвизине, А.С. Пушкине, Н.В. Гоголе).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 333)

АВРАМОВ, ВЯЧЕСЛАВ ЯКОВЛЕВИЧ

АВРАМОВ, ВЯЧЕСЛАВ ЯКОВЛЕВИЧ (1845- ?) - педагог. С 1871 в течение 25 лет работал учителем в школе в дер. Волково, близ С.-Петербурга. Школа пользовалась огромной популярностью среди населения и считалась образцовой по методике обучения. Преподавал также в воскресных школах, открытых по его инициативе на Шлиссельбургском тракте, и в вечерних технических классах для рабочих.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 333)

АВСТРИЙСКАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА

АВСТРИЙСКАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА - направление психологических исследователей, развивавшееся группой психологов (Х. фон Эренфельс, С. Витасек, В. Бенусси и др.), работавших с 80-х гг. 19 в. по 10-е гг. 20 в. в Грацком университете под руководством А. Мейнонга. В центре внимания стояла теоретико-экспериментальная разработка проблемы целостности сознания. Исходными выступали представления Эренфельса, который ввёл термин "гештальт-качество" для обозначения целостности психического образа и несводимости его свойств к сумме свойств составляющих его элементов. Эти установки были реализованы на экспериментальном материале, касающемся оптико-геометрических иллюзий, нарушений восприятия при патологии. При этом "гештальт-качество" признавалось ещё одним элементом восприятия, который добавлялся к другим ощущениям.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 9)

АВТАРКИЯ

АВТАРКИЯ (греч. autarkeia - самоудовлетворение) - состояние или ощущение достаточности. В греческой философии (прежде всего в трудах Платона и Аристотеля) оно характеризовало независимость от внешнего мира, от вещей и людей, что рассматривалось как предпосылка для достижения мудрецом состояния блаженства.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 9)

АВТОДИДАКТ

АВТОДИДАКТ - см. Самоучка

АВТОДИДАКТИКА

АВТОДИДАКТИКА - теория и практика конструирования собственных технологий обучения

(Левитес Д.Г. Автодидактика: Теория и практика конструирования собственных технологий обучения. - М., Воронеж, 2003. С. 2)

-------------------

- универсальная система самообразования и саморазвития личности. Это новая наука, делающая акцент на саморазвитии личности и родившаяся на стыке педагогики, философии, культурологии и многих древних и современных когнитивных систем.

(Куринский В.А. Автодидактика. - СПб., 2001. C. 2)

-------------------

- новый термин, ранее не отмеченный в научно-педагогическом употреблении, появившийся в понятийно-терминологическом аппарате педагогики в 90-е годы XX века, педагогический неологизм.

(Кичева И.В. Обогащение педагогической терминологии в 90-е годы XX века". - Пятигорск, 2004. С. 74)

-------------------

См. также Когнитивная психология, Куценко, Виктор Григорьевич, Самовоспитание, Самообразование, Самоучка

АВТОКОММУНИКАЦИЯ

АВТОКОММУНИКАЦИЯ - естественное условие психологической активности.

(Суртаева Н.Н., Иванова О.Н. Педагогическая соционика и проблемы конфликтных взаимодействий. - СПб., 2002. C. 123)

АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ОБУЧАЮЩАЯ СИСТЕМА (АОС)

Статья большая, находится на отдельной странице.

АВТОМАТИЗМ

АВТОМАТИЗМ (от греч. autоmatos - самодействующий) в психологии

- умственный, речевой или двигательный акт, происходящий без непосредственного участия сознания. Различают "первичный" А. (функционирование врождённых, безусловно-рефлекторных программ) и "вторичный" А. (результат прижизненного формирования действий, приобретения ими свойств навыка). Основой "вторичного" А. служит образование жёстких связей между свойствами ситуаций и определённой последовательностью операций, требовавших первоначально сознательной ориентации.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 10)

-------------------

- выполнение действий без регуляции их сознанием. Физиологической основой автоматизма являются условные (динамический стереотип) и безусловные рефлексы. Автоматизм действий лежит в основе образования привычек, навыков.

(Логопедическая абилитация и коррекция в дифференцированной реабилитации и социальной адаптации детей и подростков с отклонениями в развитии. - М., 2002. С. 332)

-------------------

- способность человека выполнять определенные действия (навыки, привычки) без непосредственного участия сознания.

(Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. - М., 2004. С. 41)

АВТОНОМИЯ

АВТОНОМИЯ (греч. autonomia - независимость, от autоs - сам и nоmos - закон) - в этике и психологии способность личности к самоопределению согласно собственным убеждениям. В политико-правовом плане А. выражается в:

а) неподопечности, т.е. в свободе от опеки и тем более диктата с чьей-либо стороны; б) действиях на основании норм и принципов, которые люди признают как рациональные, т.е. отвечающие их представлению о благе; в) возможности воздействовать на формирование этих норм и принципов, действие которых гарантируется общественными и государственными институтами. В сфере права А. - подчинение личной воли общей воле, выраженной в общественной дисциплине. В сфере морали - сообразование личной воли с долгом. А. проявляется в способности противостоять как давлению извне (со стороны авторитета, группы), так и внутренним побуждениям гедонистического, утилитарного или конформистского характера.

В педагогике А. рассматривается как индивидуальная позиция человека, его независимость в выборе мотивов, целей, стиля поведения и т.п. Потребность в А. - неотъемлемая составляющая процесса становления личности. Стремление к А. ярко выражено в подростковом и раннем юношеском возрасте, когда особую субъективную ценность приобретает устойчивость к внешним влияниям. Подчёркнутое стремление к А. может превратиться в негативизм.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 10)

АВТОНОМНАЯ РЕЧЬ

АВТОНОМНАЯ РЕЧЬ - один из ранних этапов развития речи ребёнка (выделен Л.С. Выготским и А.Р. Лурией). А.р. выражается в том, что слова или слоги, воспроизводимые детьми по образцу речи взрослых, существенно искажаются, например, за счёт повторения. А.р. ситуативна, неопределённа и многозначна, т.к. ребёнок ещё не владеет содержанием понятия; обобщения в ней основаны на объединении в одном слове признаков неродственных предметов. По формальным основаниям она не имеет флексий и других признаков синтаксических отношений. А.р. в зависимости от разнообразия и качества языковой среды ребёнка может сохраняться достаточно долго и служить тормозом умственного развития.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 10)

АВТОНОМНОСТЬ( ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ)

АВТОНОМНОСТЬ( ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ) - один из основных принципов государственной политики Рос. Федерации в области образования по Закону об образовании РФ (1992). Реализация этого принципа связана с децентрализацией управления в сфере образования и означает существенное расширение автономных прав, полномочий, компетенции, а также ответственности образовательных учреждений. А. образовательных учреждений связана с приобретением образовательными учреждениями прав юридического лица, разработкой устава, выработкой образовательной политики и стратегии, включая основные направления развития. А. означает одновременно отказ от диктата органов управления образованием, ослабление зависимости образовательных учреждений от них и необходимость изменения их взаимодействия со школами (установление партнёрских и взаимовыгодных отношений, отношений договорного характера). А. не означает полной самостоятельности и независимости образовательных учреждений от государственного и общественного контроля, от территориальных образовательных систем, т.к. практика самоизоляции, замкнутости школы означала бы искажение принципа А. Успешная реализация принципа А. одинаково важна как для развития образования в стране в целом, так и для развития каждого образовательного учреждения, т.к. создаёт благоприятные условия для раскрытия потенциальных возможностей школы, её индивидуальности.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 10)

АВТОРЕФЕРАТ

АВТОРЕФЕРАТ (от авто... и лат. refere - докладывать, сообщать) - краткое изложение автором содержания своего научного произведения, работы. А. диссертации - краткое изложение диссертационной работы, содержащее основные результаты исследования и перечень основных публикаций по теме диссертации.

(Глоссарий современного образования. Под редакцией В.И. Астаховой и А.Л.Сидоренко. - Харьков, 1998. С. 6-7)

АВТОРИТАРНАЯ ЛИЧНОСТЬ

АВТОРИТАРНАЯ ЛИЧНОСТЬ - определенный тип личности, которой присущи консервативность, агрессивность, жажда власти, ненависть к интеллигенции, стереотипность мышления, конформизм.

(Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. - М., 2004. С. 41)

АВТОРИТАРНАЯ ПЕДАГОГИКА

АВТОРИТАРНАЯ ПЕДАГОГИКА - сосредоточение власти в руках педагога при устранении учащихся от участия в учебно-воспительном процессе, подавлении инициативы и воздействии на них мерами принуждения.

(Основные понятия и термины системы образования. - Тюмень, 2001. С. 4)

АВТОРИТАРНОЕ ВОСПИТАНИЕ

АВТОРИТАРНОЕ ВОСПИТАНИЕ - педагогическая концепция, согласно которой воспитательные отношения строятся на беспрекословном авторитете воспитателя и подчинении воспитанника его воле. Подавляя инициативу и самостоятельность детей, А.в. препятствует развитию их активности, индивидуальности, ведёт к конфронтации между воспитателями и воспитанниками. В результате человек вырастает пассивным, безответственным, склонным к конформизму. А.в. противостоят концепции естественного воспитания и свободного воспитания.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 10)

-------------------

- воспитательная концепция, предусматривающая подчинение воспитанника воле воспитателя. Подавляя инициативу и самостоятельность, авторитарное воспитание препятствует развитию активности детей, их индивидуальности.

(Педагогические теории, системы, технологии: Справочные материалы под ред. В.А. Фадеева. - Рязань, 1999. С. 4)

-------------------

См. также Воспитание авторитарное, Мазохизм, Педагогическое взаимодействие, Семья, Расторжение брака, Семейное право, Семейный кодекс, Юность

АВТОРИТЕТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АВТОРСКАЯ ШКОЛА

Статья большая, находится на отдельной странице.

АВТОРСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ

АВТОРСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ - составная часть программно-методического обеспечения образовательного процесса в школе. В отличие от типовых и модифицированных учебных и воспитательных программ А.о.п. разрабатываются образовательными учреждениями самостоятельно. Для авторских программ характерны оригинальные концепция и содержание. А.о.п. предшествует экспертиза, апробация, сертификация и т.п.

При оценке А.о.п. эксперты должны ответить на следующие вопросы: почему возникла потребность в создании новой учебной программы; что лежит в основе её создания; в чём отличие от существующих программ; обеспечивает ли реализация предложенной программы требования государственных образовательных стандартов (см. Стандарты образовательные); какие новые результаты надеются получить авторы при работе по этой программе и за счёт чего; какие трудности могут возникнуть при реализации новой программы и каковы пути их преодоления; имеются ли необходимые учебные и методические пособия для учителя и учащихся и т.п.; какие педагогические технологии, формы организации занятий, методы, приёмы, средства обучения оптимальны для реализации данной программы; подкреплена ли программа документацией (объяснительная записка и пр.); требует ли программа опытно-экспериментальной проверки; какая помощь от администрации школы, специалистов необходима для доводки программы, её экспертизы, проверки.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 11)

АВТОЭРОТИЗМ

АВТОЭРОТИЗМ - сексуальное поведение, при котором субъект достигает удовлетворения, пользуясь только собственным телом, без к.-л. внешних объектов. В более узком смысле А. - незрелое, инфантильное сексуальное поведение, при котором частичное влечение, связанное с к.-л. одним органом или возбуждением в одной эрогенной зоне, находит своё удовлетворение безотносительно к цельному образу тела, к первичному наброску "Я". В "Трёх очерках по теории сексуальности" (1905) З. Фрейд с помощью этого понятия стремился осмыслить сущность детской сексуальности и выдвинул тезис об условности объекта сексуального влечения. Если в начале сексуальной жизни удовлетворение может быть достигнуто без помощи объекта, впоследствии объект может стать разным. Детская сексуальность автоэротична, в отличие от взрослой сексуальности с ха- рактерным для неё выбором объекта.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 11)

АГАР

АГАР - издательство, ООО, Москва. Учебная и учебно-методическая литература.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 478)

-------------------

http://agarbook.narod.ru/

См. также Издательства РФ

АГАЯН, ГАЗАРОС

АГАЯН, ГАЗАРОС (1840-1911) - армянский писатель, педагог, общественный деятель. Выступал против сословных и национальных ограничений в области образования, за светское воспитание, совместное обучение мальчиков и девочек. Автор учебника для начального обучения "Майрени лезу" ("Родное слово"; ч. 1-4, 1875-90). Ок. 40 лет это был самый распространённый учебник для армянской начальной школы. Написал также учебную книгу "Аревик" (1908; букварь и самоучитель для взрослых) и др. Один из основоположников армянской детской литературы. Осн. детский журнал "Ахпюр" ("Родник", 1883; до 1891 фактически руководил его изданием).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 333)

АГНОЗИК

АГНОЗИК - человек, неспособный узнавать предметы по их элементарным сенсорным свойствам при полном сохранении зрения, слуха, осязания (сенсорных функций) и сознания.

(Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. - М., 2004. С. 41)

АГНОЗИЯ

АГНОЗИЯ - логопедический термин, означающий расстройство функции гнозиса или предметного восприятия. Различают зрительные, тактильные, слуховые.

(Логопедическая абилитация и коррекция в дифференцированной реабилитиции и социальной адаптации детей и подростков с отклонениями в развитии. - М., 2002. С. 332-333)

АГРАММАТИЗМ

АГРАММАТИЗМ - общее нарушение грамматического строя речи, проявляющееся в неумении грамматически правильно изменять слова и строить предложения (экспрессивный А.), а также в непонимании значения грамматических форм (импрессивный А.). При А. наблюдается опускание предлогов, неправильное согласование слов в роде, числе, падеже, "телеграфный стиль" и пр. А. отмечается обычно в связи с алалией, афазией, умственной отсталостью.

(Логопедическая абилитация и коррекция в дифференцированной реабилитиции и социальной адаптации детей и подростков с отклонениями в развитии. - М., 2002. С. 333)

АГРАФИЯ

АГРАФИЯ - полная несформированность письма или распад навыка письма (у взрослых) при глубоких поражениях мозга.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 11)

-------------------

- полная неспособность овладеть основами письма или потеря этого навыка. Заключается в неосознании букв как графем, неумении соединять их в слова. Возможность списывания часто сохраняется. Является обычно следствием общего недоразвития речи, связанного с органическим поражением мозга.

(Логопедическая абилитация и коррекция в дифференцированной реабилитиции и социальной адаптации детей и подростков с отклонениями в развитии. - М., 2002. С. 333)

-------------------

См. также Письмо

АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АГРОПЕДИНСТИТУТЫ

АГРОПЕДИНСТИТУТЫ - в РСФСР учебные заведения (1930-32), организованные на базе педагогических институтов с сельскохозяйственным уклоном для подготовки учителей школ колхозной молодёжи и сельских девятилеток. Впоследствии преобразованы в педагогические институты (см. Педагогическое образование).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 11)

АДАМАР (HADAMARD), ЖАК САЛОМОН

АДАМАР (HADAMARD), ЖАК САЛОМОН (1865-1963) - французский математик, профессор Коллеж де Франс (1897- 1935), Парижского университета (1900- 1912), Политехнической школы (1912- 1935), член Парижской АН (с 1912), иностр. почетный член АН СССР (1929). Труды по дифференциальным уравнениям, теории функций, теории чисел, механике. Занимался вопросами преподавания в школе. Написал учебник геометрии (в рус. пер. - "Элементарная геометрия", ч. 1, 1948, ч. 2, 1938).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 333)

-------------------

В1д(4Фр)Адамар

АДАМС (ADAMS), ДЖОН

АДАМС (ADAMS), ДЖОН (1857-1934) - английский педагог, первый профессор педагогики в Великобритании. В труде "Эволюция педагогической теории" (1912) предпринял попытку упорядочить категориальный аппарат педагогики, выдвинул аргументы в пользу автономии педагогики как науки.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 333)

АДАПТАЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АДАПТАЦИЯ ПЕДАГОГА( В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ)

АДАПТАЦИЯ ПЕДАГОГА( В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ) - процесс и результат приспособления педагогического работника к профессиональной деятельности, педагогическому коллективу. А.п. может происходить с разной степенью быстроты и успешности (например, приспособление к работе со школьниками может происходить быстрее или медленнее, чем налаживание отношений с коллегами). При этом особенно важна А.п. к характеру внутришкольного управления (см. Управление школой). Наиболее сложна адаптация учителей, впервые начинающих педагогическую деятельность (молодых специалистов, преподавателей, получивших педагогическое образование в зрелом возрасте, и др.). Затруднения в А.п. могут привести к обострению профессиональных и личностных проблем и уходу работника из педагогической профессии. Новые члены педагогического коллектива объективно нуждаются в поддержке коллег.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 12)

АДАПТАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ

АДАПТАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ (от лат. adapto - приспособляю) - процесс взаимодействия личности и социальной среды, в ходе которого согласовываются требования и ожидания его участников; один из социально-психологических механизмов социализации личности. Результатом социально-психологической адаптации личности являются сформированные социальные и профессиональные качества деятельности, поведения, общения, принятые в обществе.

(Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей. - М., 2002. С. 308)

-------------------

- приспособление человека к условиям новой социальной среды, один из общественно-психологических механизмов социальной личности.

(Глоссарий современного образования. - Харьков, 1998. С. 9)

-------------------

- процесс и результат активного приспособления человека к условиям и требованиям социальной среды.

(Успенский В.Б., Чернавская А.П. Введение в психолого-педагогическую деятельность. - М., 2003. С. 143)

-------------------

См. также Социальная адаптация

АДАПТАЦИЯ ШКОЛЬНАЯ

АДАПТАЦИЯ ШКОЛЬНАЯ - процесс приспособления ребенка к условиям школьной жизни, к ее нормам и требованиям.

(Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. - М., 2005. С. 414)

АДАПТИВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

АДАПТИВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА - социально-педагогическая система, приспосабливающаяся к условиям изменяющейся внешней среды, которая стремится, с одной стороны, максимально адаптироваться к личности с ее индивидуальными особенностями, с другой - по возможности гибко реагировать на собственные социо-культурные изменения.

(Третьяков П.И., Митин С.Н., Бояринцева Н.Н.Адаптивное управление педагогическими системами. - М., 2003. С. 9)

АДАПТИВНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

АДАПТИВНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА - социально обусловленная целостность взаимодействующих на основе сотрудничества между собой, окружающей средой и ее духовными и материальными ценностями участников педагогического процесса, направленная на сохранение и развитие личности.

(Третьяков П.И., Митин С.Н., Бояринцева Н.Н. Адаптивное управление педагогическими системами. - М., 2003. С. 10)

АДАПТИВНАЯ ШКОЛА

АДАПТИВНАЯ ШКОЛА - модель образовательного учреждения, ориентированная на адаптацию школьной системы к возможностям и особенностям учащихся (в отличие от традиционной школы, стремившейся приспособить ребёнка к своим требованиям). Идея А.ш. опирается на один из гл. принципов государственной политики Рос. Федерации в области образования: общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников. Однако А.ш. не может полностью устранить необходимости первичной адаптации ребёнка к школе, хотя и делает её максимально гуманной и продуманной.

Один из создателей концепции А.ш. Е.А. Ямбург полагает, что в ней должно быть место каждому ребёнку вне зависимости от его индивидуальных психофизиологических особенностей, способностей и склонностей. Он рассматривает А.ш. как школу быстрого и гибкого реагирования на стремительно изменяющуюся социально-педагогическую ситуацию, школу разноуровневого и многопрофильного образования.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 12)

АДАПТИВНОСТЬ

АДАПТИВНОСТЬ - способность к гибкой переориентации содержания, форм и методов обучения.

(Основные понятия и термины системы образования. - Тюмень, 2001. С. 4)

АДАПТИРОВАННЫЙ ТЕКСТ

АДАПТИРОВАННЫЙ ТЕКСТ - облегчённый текст литературно-художественных и других произведений, приспособленный для малоподготовленных читателей или детей; применяется чаще при изучении иностранного языка.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 12)

-------------------

Ч312-об. ин. яз.

АДЕКВАТНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ

АДЕКВАТНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ - соответствие полученного образования объективным потребностям развития индивида как личности.

(Основные понятия и термины системы образования. - Тюмень, 2001. С. 4)

АДЕКВАТНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ

АДЕКВАТНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ - соответствие обучения содержанию, характеру и уровню сложности практических и иных задач, которые предстоит выполнять субъектам учебной деятельности по завершении той или иной образовательной программы или курса образовательного учреждения.

(Основные понятия и термины системы образования. - Тюмень, 2001. С. 4)

АДЛЕР(ADLER), АЛЬФРЕД

АДЛЕР(ADLER), АЛЬФРЕД (1870-1937) - австрийский врач и психолог, создатель системы индивидуальной психологии. С 1915 доцент Венского университета, с 1929 профессор психологии Колумбийского университета (Нью- Йорк). Отрицая биологизм З. Фрейда, наделял личность социальными побуждениями. Центральное место в концепции А. отведено проблемам целевой детерминации поведения человека, смысла жизни, условиям возникновения у человека комплекса неполноценности и средств его компенсации. Гл. задачей воспитания считал нейтрализацию чувства неполноценности за счёт направления его в полезное для общества русло и укрепления "социального чувства".

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 333)

АДЛЕР, АННА АЛЕКСАНДРОВНА

АДЛЕР, АННА АЛЕКСАНДРОВНА (1856- 1924) - просветительница, педагог. Впервые в России начала издание книг для слепых по системе Л. Брайля, основав на собственные средства в 1885 в с. Троицкое, близ Подольска, типографию рельефно-точечного шрифта. По её инициативе открыта первая общедоступная читальня для незрячих читателей в Румянцевском музее в Москве (ныне Рос. государственная библиотека) и положено начало коллекции брайлевских книг, впоследствии переданной в Рос. государственную библиотеку для слепых.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 333)

АДМИНИСТРАТИВНО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ПЕРСОНАЛ( ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ)

АДМИНИСТРАТИВНО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ПЕРСОНАЛ( ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ) - группа работников школы, основной профессиональной функцией которых является управленческая деятельность. К ним относятся: директор, его заместители, помощники, секретарь, заведующий интернатом при образовательном учреждении, руководители филиалов, бухгалтеры, коменданты и др. Осн. обязанность А.-у.п. - удовлетворение потребности образовательного учреждения и его внешней среды в осуществлении внутришкольного управления (см. Управление школой). Цели, функции, структура и численность А.-у.п. зависят от типа, вида, размеров образовательного учреждения, его структуры, содержания образования и форм организации образовательного процесса и контингента учащихся и др.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 12)

АДОЛЬФ, АНДРЕЙ ВИКЕНТЬЕВИЧ

АДОЛЬФ, АНДРЕЙ ВИКЕНТЬЕВИЧ (1857- 1905) - педагог и филолог. Директор московской 5-й гимназии. Учебно-педагогический процесс в гимназии А. строил на основе принципов свободного воспитания и детской самодеятельности. Читал в Московском университете курсы по общей дидактике, истории педагогики и по методике преподавания древних языков.

(Бим-Бад Б.М. "Педагогический энциклопедический словарь". М., 2002 г.,с.333)

АДОНИС

АДОНИС - издательство, ЗАО, Москва. Детская, развивающая, художественная литература.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 478)

-------------------

См. также Издательства РФ

АДЪЮНКТ

АДЪЮНКТ (лат. adjunctus - присоединённый) - при некоторых университетах и академиях заместитель заведующего кафедрой. В России в университетах были адъюнкт-профессора, но общим университетским уставом 1863 вместо них введены штатные доценты.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 12)

АДЪЮНКТУРА

АДЪЮНКТУРА - одна из форм подготовки научных и научно-педагогических кадров в вузах и научно-исследовательских учреждениях Вооружённых Сил. Аналогична аспирантуре в гражданских вузах. Окончившие А. и защитившие диссертацию получают учёную степень кандидата наук.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 12)

-------------------

См. также Послевузовское профессиональное образование, Последипломное образование

АДЫГЕЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

АДЫГЕЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ - Республика Адыгея, Майкоп, ул. Первомайская, 208. Дошкольная педагогика и психология, педагогика и методика дошкольного образования, педагогика и методика начального образования, социальная педагогика.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 471)

-------------------

См. также Университеты

Ч484(2Р-6Адыг)711.9 Майкоп

АЗБУКА

АЗБУКА (по первым славянским буквам "аз" и "буки") - 1. алфавит.

2. Букварь.

3. В музыке система условных знаков (нотная А.).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 12)

АЗБУКИН, ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ

АЗБУКИН, ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ (1883-1953) - дефектолог и психиатр, член-корреспондент АПН РСФСР (1945), заслуженный деятель науки РСФСР (1947). Автор трудов по олигофренопедагогике, клинике и психологии олигофрении ("Клиника олигофрении", 1936), истории специальной педагогики. Организатор подготовки в вузах учителей-дефектологов.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 333)

АЗБУКОВНИКИ

АЗБУКОВНИКИ - древнерусские анонимные рукописные толковые словари или справочники энциклопедического или филологического характера. Им предшествовали (с 13 в.) азбучные словари необщеупотребительных слов. Известно св. 200 списков А., большинство их относится к 17 в. Основу А. составляли лексические материалы, они включали и сведения по арифметике, географии, истории, философии, ботанике, зоологии и другие, а также пособия для изучения иностранных языков. От лексико-энциклопедических отличают школьные А. (с конца 17 в.; известно 4 списка), в состав которых входили правила поведения учеников в школе, дома и в общественных местах, некоторые нормы семейного воспитания. Отражены система наказаний, взаимоотношения учителя и учащихся. Помещался и материал учебного характера: азбука, сведения по грамматике, образцы сочинений, писем и т.п.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 12)

АЙЗЕНК (EYSENCK), ХАНС ЮРГЕН

АЙЗЕНК (EYSENCK), ХАНС ЮРГЕН (1916- 1997) - английский психолог. Директор психологического отделения Госпиталя Модсли в Лондоне (с 1946), профессор Лондонского университета (с 1955). В выдвинутой А. концепции личности в качестве основных её характеристик выступают экстраверсия и интраверсия (направленность индивида вовне или внутрь, проявляющаяся в его мироощущении и поведении). По А., в их основе лежат врождённые особенности нервной системы, в частности баланс между процессами возбуждения и торможения. За пределами концепции А. остаются мировоззрение, идеалы, ценности и пр.; личность, по А., - явление психобиологическое. Большое влияние на практику оценки способностей учащихся оказали исследования А. по психодиагностике.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 333-334)

АЙ-КЬЮ

АЙ-КЬЮ (IQ)

см. Коэффициент интеллектуальной одарённости

АЙНИ

АЙНИ (псевдоним; настоящее имя Садриддин Саид-Муродзода) - (1878-1954)

- таджикский писатель, педагог, общественный деятель, д-р филологических наук (1948), заслуженный деятель науки Таджикской ССР (1940) и Узбекской ССР (1950), академик и первый президент (с 1951) АН Таджикской ССР. Участник создания тайного общества "Воспитание детей" (1910). Автор букваря (1908) и книги для чтения "Воспитание юношества" (1909, 1917; в неё вошли первые в персидско-таджикской литературе произведения, написанные специально для новометодной школы). Составил книги для детского чтения, а также краткий толковый словарь таджикского языка (опубликован в 1976). Инициатор издания первого узбекского журнала для детей "Болалар Юлдаши" ("Путеводитель для детей", 1919).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 334)

-------------------

Ш5(2=Тад)7-4Айни

АЙРИС

АЙРИС - издательство, ООО, Москва. Учебная и др. литература.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 478)

-------------------

См. также Издательства РФ

АЙХЕНВАЛЬД, ЮЛИЙ ИСАЕВИЧ

АЙХЕНВАЛЬД, ЮЛИЙ ИСАЕВИЧ (1872-1928) - интуитивист в методике преподавания литературы. Считал преподавание литературы неотделимым от преподавания родного языка.

(Ланин Б.А. Литературное образование в XIX - начале XXI века. - М., 2005. С. 31-35)

АКАДЕМИЗМ

АКАДЕМИЗМ (франц. academisme) - 1. чисто теоретическое направление, традиционализм в науке и образовании.

2. Оторванность науки, искусства, образования от жизни, общественной практики.

3. Направление в изобразительном искусстве 16-19 вв.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 12-13)

АКАДЕМИЧЕСКАЯ ГИМНАЗИЯ

АКАДЕМИЧЕСКАЯ ГИМНАЗИЯ - первое в России светское среднее общеобразовательное учебное заведение (1726-1805) при Петербургской АН, готовило учащихся к поступлению в Академический университет. Первоначально имела 2 отделения: немецкое (3 года обучения) и латинское (2 года). В 1758-65 А.г. возглавлял М.В. Ломоносов. На основе составленного им "Регламента" выделены классы "российские" (русский язык, русская история, ораторское искусство и стихотворчество), "латинские" и "классы общих оснований" (естествознание, математика, философия и др.), обучение в которых велось параллельно; весь курс разделён на 3 цикла: низший, средний и высший. В последующие годы в А.г. были основаны подготовительные классы; в старших классах введена неполная университетская программа (1770).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 13)

-------------------

См. также Гимназия академическая

АКАДЕМИЧЕСКАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ

АКАДЕМИЧЕСКАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ - неудовлетворительный результат аттестации учащегося по к.-л. учебной дисциплине за период обучения в течение учебного года. А.з. ликвидируется в течение следующего учебного года. На ступенях начального общего и основного общего образования учащиеся, не освоившие программу учебного года и имеющие А.з. по двум и более предметам, по усмотрению их родителей остаются на повторное обучение, переводятся в классы компенсирующего обучения (см. в статье Задержка психического развития) или продолжают обучение в форме семейного воспитания (с участием педагогов школы). Имеющие А.з. по одному предмету переводятся в следующий класс условно. Во всех случаях перевод осуществляется по решению органа управления образовательного учреждения. Студенты средних и высших профессиональных учебных заведений, которые не ликвидировали А.з. даже по одному предмету в срок, установленный правилами данного образовательного учреждения, могут быть отчислены.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 13)

АКАДЕМИЧЕСКАЯ СВОБОДА

АКАДЕМИЧЕСКАЯ СВОБОДА - предоставление определённых прав работникам образования (профессорско-преподавательскому составу, научным работникам и студентам вузов). Означает возможность для преподавателя - свободно излагать учебный предмет по своему усмотрению, выбирать темы и методику для научных исследований, а для студента - получать знания согласно своим склонностям и потребностям. Предоставляемые А.с. влекут за собой академическую ответственность руководства образовательного учреждения за создание оптимальных условий для свободного поиска истины.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 13)

АКАДЕМИЧЕСКАЯ СТЕПЕНЬ

АКАДЕМИЧЕСКАЯ СТЕПЕНЬ (бакалавра, магистра) - признак достижения лицом определенного уровня высшего образования, предусмотренного законодательством, соответствующим образовательным стандартом и образовательной программой и удостоверяемого выдачей документа о высшем образовании установленного образца.

(Словарь согласованных терминов и определений в области образования государств-участников Содружества Независимых Государств. - М., 2004. С. 17)

-------------------

См. также Бакалавр, Магистр

АКАДЕМИЧЕСКИЙ ОТПУСК

АКАДЕМИЧЕСКИЙ ОТПУСК - отпуск, предоставляемый студентам образовательных учреждений высшего и среднего профессинального образования по медицинским показаниям и в других исключительных случаях (стихийные бедствия, семейные обстоятельства и др.) - (Законодательство в образовании: Сб. основных нормативно-правовых документов в области образования. - М., 2002. С. 340)

АКАДЕМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

АКАДЕМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ - первое в России светское высшее учебное заведение при Петербургской АН. Осн. в 1724 г. Петром I. Занятия начались в 1726 г. первоначально факультетов и кафедр в А.у. не было, занятия велись нерегулярно, содержание их определялось специальностями читавших лекции академиков. Новый устав 1747 г. провозгласил самостоятельность А.у., который делился на классы (кафедры): математический, физический, гуманитарный. Лучшие студенты по окочании университета переводились в адъюнкты (см. Адъюнктура), получали степень магистра. В 1758-65 гг. А.у. возглавлял М.В. Ломоносов (преподавал с 1742 г.). При нем были организованы факультеты: философский, юридический, медицинский; занятия велись на 3 курсах - от общего образования (младший курс) к узкой специализации (старший курс). К концу 18 в. университет практически прекратил свое существование.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 13)

АКАДЕМИЯ

АКАДЕМИЯ (лат. academia) - название некоторых учреждений и учебных заведений. Слово "А." происходит от имени мифического героя Академа (Akademos), в честь которого была названа местность вблизи Афин, где в 4 в. до н.э. Платон читал лекции своим ученикам (т.н. Платоновская А.). А. именовали кружки учёных, собиравшиеся при правителях некоторых средневековых государств, общества мыслителей и художников эпохи Возрождения. В 17 в. возникли первые академии наук. Существуют универсальные А. (Петербургская АН, Российская АН и др.) и отраслевые (Академия художеств, РАО и др.). Современные А., создаваемые в сфере искусств, телевидения и т.п., как правило, - самоуправляемые сообщества, формирующиеся из членов, избираемых за свой вклад в развитие соответствующих областей науки и творчества. Предусмотрено несколько категорий членства и особые (академические) звания. А. в некоторых странах организуют и ведут научно-исследовательскую работу. Учебные А. по типу организации близки институту с несколькими факультетами.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 13)

-------------------

- высшее учебное заведение, которое:

1. - реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования;

2. - осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации для определения области научной и научно-педагогической деятельности;

3. - выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования преимущественно в одной из областей науки и культуры;

4. - является ведущим научным и методическим центром в области своей деятельности.

(Основные понятия и термины системы образования. - Тюмень, 2001. С. 4)

АКАДЕМИЯ (ИЗДАТЕЛЬСТВО)

АКАДЕМИЯ (ИЗДАТЕЛЬСТВО) - издательский центр, ОАО, Москва. Педагогическая, учебная для средней и высшей школы и учебно-методическая литература для начальных и средних профессиональных учебных заведений.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 478)

-------------------

http://academy.kg/

См. также Издательства РФ

АКАДЕМИЯ К (ИЗДАТЕЛЬСТВО)

АКАДЕМИЯ К (ИЗДАТЕЛЬСТВО) - издательство, Москва. Детская, развивающая и учебная литература.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 478)

-------------------

См. также Издательства РФ

АКАДЕМИЯ КОММУНИСТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ИМ. Н.К. КРУПСКОЙ

АКАДЕМИЯ КОММУНИСТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ИМ. Н.К. КРУПСКОЙ (АКВ) - высшее педагогическое учебное заведение, один из центров педагогической науки в СССР. Осн. в 1919 в Москве на базе педагогического института им. П.Г. Шелапутина как Академия народного образования (с 1920 - Академия социального воспитания; с 1923 - АКВ). АКВ задумана и организована Н.К. Крупской и П.П. Блонским (первый ректор, 1919-23) как центр исследований в "интересах социалистической перестройки" системы народного образования. Готовила преподавателей средних учебных заведений, руководящих работников образования. В 1934 переведена в Ленинград. В 1935 преобразована в Коммунистический педагогический институт им. Н.К. Крупской. В 1942 объединена с Педагогическим институтом им. А.И. Герцена.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 13)

АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА( ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ)

АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА( ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ) - Москва, просп. Вернадского, 82. Социальная работа.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 471)

-------------------

См. также Университеты

АКАДЕМИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК( СССР)

АКАДЕМИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК( СССР) - см. Российская академия образования (РАО)

АКАДЕМИЯ РАЗВИТИЯ

АКАДЕМИЯ РАЗВИТИЯ - издательство, ООО, Ярославль. Детская, педагогическая, развивающая и учебная литература.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 478)

-------------------

См. также Издательства РФ

АККОМОДАЦИЯ

АККОМОДАЦИЯ (лат. accomodatio - приспособление к чему-либо) - приспособление схемы поведения человека к конкретной ситуации за счёт его активности, в результате чего эта схема изменяется. Введено Ж. Пиаже в его концепции интеллекта; А. была описана по аналогии с биологической А., целью которой является процесс приспособления к требованиям окружающего мира. А. соотносима с ассимиляцией, в единстве с которой они составляют акт приспособления, адаптации.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 13)

Предыдущая страница Следующая страница