Наши партнеры

https://volga.news/article/645327.html

Педагогический словарь
Статьи на букву "А" (часть 2, "АКК"-"АНТ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 2, "АКК"-"АНТ")

АККРЕДИТАЦИЯ В ОБРАЗОВАНИИ

АККРЕДИТАЦИЯ В ОБРАЗОВАНИИ - периодическая оценка и признание (государством или общественной организацией) уровня деятельности учебного заведения, реализующего определенные образовательные программы, как отвечающего установленным критериям, требованиям, нормам, стандартам. Государственная аккредитация дает учебному заведению право выдачи своим выпускникам документа государственного образца о соответствующем уровне и ступени образования.

(Словарь согласованных терминов и определений в области образования государств-участников Содружества Независимых Государств. - М., 2004. С. 18)

См. также Аккредитация образовательных учреждений, Лицензирование в образовании

АККРЕДИТАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АККУЛЬТУРАЦИЯ

АККУЛЬТУРАЦИЯ (англ. acculturation, от латинского ad - к и cultura - образование, развитие) - процесс взаимовлияния культур, восприятия одним народом полностью или частично культуры другого народа.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 14)

АККУМУЛЯЦИЯ АФФЕКТА

АККУМУЛЯЦИЯ АФФЕКТА - процесс продолжительного накопления незначительных по силе отрицательных эмоций с последующей разрядкой в виде бурного и мало управляемого аффективного взрыва, наступающей без видимых причин.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 14)

АКМЕОЛОГИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АКМЕОМЕТРИЯ

АКМЕОМЕТРИЯ - направление акмеологии, которое предполагает системное изучение и измерение вершин, высших достижений, наиболее высоких результатов педагогических и образовательных систем. В акмеологии школьного образования акмеометрия делает первые шаги, пока сводится к сумме знаний учащихся. Наиболее полно оценить результаты обученности учащихся позволяет методика диагностики обученности.

(Максимова В.Н. Акмеология: новое качество образования. - СПб., 2002. С. 57)

-------------------

См. также Диагностика

АКСАРИНА, НИНА ГИХАЙЛОВНА

АКСАРИНА, НИНА ГИХАЙЛОВНА (1899- 1979) - педагог. Участвовала в разработке теоретических основ общественного воспитания детей раннего возраста в России, создании нового типа детских дошкольных учреждений - яслей-сада. Совместно с Н.М. Щеловановым разработала методику контроля за нервно- психическим развитием детей раннего возраста, позволившую создать условия для борьбы с явлениями госпитализма и снижения детской смертности в воспитательных учреждениях.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 334)

АКСЕЛЕРАЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АКСИОЛОГИЯ

АКСИОЛОГИЯ (от греч. axios (ценность) и logos - слово, понятие) - учение о ценностях образования, философская теория общезначимых принципов, определяющих направленность человеческой деятельности и мотивацию человеческих поступков.

(Григорьев В.И., Малинина С.В. Олимпийское образование студентов: теория, методика, практика. - СПб., 2002. С. 187)

-------------------

(Столяров Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика. - М., 2004. С. 204)

-------------------

(Кичева И.В. Обогащение педагогической терминологии в 90-е годы XX века. - Пятигорск, 2004. С. 113)

АКСИОМА

АКСИОМА (греч. axioma) - бесспорная истина, не требующая доказательств. В педагогике наиболее известны А. апперцепции и А. двойственности. А. апперцепции (см. Апперцепция) констатирует зависимость всех последующих восприятий от содержания и структуры предшествующего опыта. В этой А. отражено то фундаментальное положение, что одно и то же воздействие производит несходное впечатление на разных людей из-за заведомых различий в их индивидуальном опыте. А. апперцепции объясняет сложность, мучительность внутренней работы, содержанием которой становится переоценка ценностей.

А. двойственности позволяет рассматривать и интерпретировать личность как единство психического и физического, материального и идеального в их историческом развитии и внутренней противоречивости. Человеческая природа одновременно духовна и материальна. В человеческой психике обнаруживается наличие и взаимодействие обоих начал. А. орудийно-знакового опосредования процесса усвоения культуры в ходе воспитания фиксирует тот факт, что обучать и воспитывать можно только посредством знаковых систем и через предметы, созданные человеком для человека.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 14)

АКТИВИЗАЦИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ)

АКТИВИЗАЦИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ) - мобилизация интеллекта, воли, нравственных сил учащегося.

(Основные понятия и термины системы образования. - Тюмень, 2001. С. 5)

АКТИВИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

АКТИВИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - совокупность мер, предпринимаемых с целью интенсификации и повышения эффективности учебной деятельности.

(Основные понятия и термины системы образования. - Тюмень, 2001. С. 5)

АКТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ

АКТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ (от лат. activus - деятельный, действенный, практический) - деятельное отношение человека к миру, способность производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды на основе освоения общественно-исторического опыта человечества; проявляется в творческой деятельности, волевых актах, общении. Активные действия могут преследовать гуманистическую и антигуманистическую цели, иметь общественно полезную и асоциальную направленность. Определяющее моральное основание А.л. - непримиримость ко всем проявлениям зла. В психологии А.л. рассматривается в противопоставлении реактивности - поведению, зависящему гл.о. от внешних воздействий. В педагогической практике нередко А.л. недооценивается: послушный, исполнительный ребёнок оценивается выше, чем ищущий, "нестандартный". В сфере социальной жизни и общественного сознания привычка автоматически следовать руководящим указаниям порождает, с одной стороны, конформизм и приспособленчество, с другой - безверие и цинизм.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 14-15)

-------------------

(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 8)

-------------------

См. также Социальная активность

АКТУАЛИЗАЦИЯ

АКТУАЛИЗАЦИЯ - перевод знаний, навыков и чувств из скрытого, латентного, состояния в явное, действующее.

(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 9)

АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА

АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА - чрезмерная выраженность отдельных черт характера и их сочетаний; граничит с психопатиями. Понятие "А.х." введено К. Леонгардом. А.х. свойственна уязвимость личности по отношению к определённого рода психотравмирующим воздействиям. В подростковом возрасте большинство А.х., как правило, сглаживаются, компенсируются. И лишь при сложных психогенных ситуациях могут стать почвой для острых аффективных состояний (см. Аффекты), неврозов.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 15)

-------------------

См. также Аффекты

АКЦИДЕНТ

АКЦИДЕНТ - издательство, ООО, С.-Петербург. Детская, педагогическая, развивающая (для младшего среднего возраста), учебная (по валеологии для начальной школы) и учебно-методическая литература.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 478)

-------------------

См. также Издательства РФ

АЛАЛИЯ

АЛАЛИЯ (от греч. a - отрицательная частица и lolew - говорю) - отсутствие или системное недоразвитие речи у детей с нормальным физическим слухом. А. обусловлена органическим поражением или незрелостью речевых зон коры головного мозга. Различают моторную (нарушена деятельность речедвигательного анализатора) и сенсорную (нарушена деятельность речеслухового анализатора) формы. Существуют различные подходы к классификации А. в зависимости от симптоматики и структуры речевого дефекта. А. характеризуется грубым недоразвитием всех компонентов речевой системы и приводит к выраженным вторичным отклонениям высших психических функций. Устраняется в результате длительного систематического коррекционно-развивающего обучения в логопедическом детском саду, специальной школе для детей с тяжёлыми нарушениями речи V вида.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 15)

-------------------

- отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте, обусловленное поражением или недоразвитием речевых областей больших полушарий головного мозга вследствие родовых травм, мозговых заболеваний или травм, перенесенным ребенком в доречевой период. Выделяют алалию моторную (нарушение экспрессивной стороны речи) и сенсорную (недоразвитие понимания речи).

(Логопедическая абилитация и коррекция в дифференцированной реабилитиции и социальной адаптации детей и подростков с отклонениями в развитии. - М., 2002. С. 333)

АЛАМДАРЯН, АРУТЮН

АЛАМДАРЯН, АРУТЮН (1795-1834) - армянский педагог, поэт. Первый смотритель в московском Лазаревском училище (1814-1821). Преподавал в Нерсесянском училище в Тбилиси (1824-1830; ректор, управляющий типографией, где издал св. 30 учебных книг). Автор пособий: "Русско-армянская краткая и практическая грамматика" (1814) и "Краткий русско-армянский словарь" (1821), заложивших основы методики преподавания русского языка в армянской школе.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 334)

АЛГОРИТМ

АЛГОРИТМ (от algorithmi, algorismus, первоначально - латинская транслитерация имени среднеазиатского ученого АЛЬ-ХОРЕЗМИ) - способ решения вычислительных и других задач, точно предписывающий, как и в какой последовательности получить результат, однозначно определяемый исходными данными.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 15)

-------------------

- конечная совокупность точных предписаний или правил, посредством которых можно решать однотипные задачи и проблемы.

(Григорьев В.И., Малинина С.В. Олимпийское образование студентов: теория, методика, практика. - СПб., 2002. С. 187)

-------------------

См. также Алгоритмизация

АЛГОРИТМИЗАЦИЯ( УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА)

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЛГОРИТМИЗИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ

АЛГОРИТМИЗИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ - обучение, при котором усвоение знаний идет путем последовательного выполнения одной за другой логически взаимосвязанных операций.

(Моисеев В.Б. Информационные технологии в системе высшего образования. - Пенза, 2002. С. 90)

АЛГОРИТМИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

АЛГОРИТМИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА - совокупность специфических представлений, умений и навыков, связанных с понятием алгоритма, формами и способами его записи; основа компьютерной грамотности. Овладение А.к. предполагает: понимание сущности алгоритма и его свойств, представление о возможности автоматизации той области деятельности человека, где существует алгоритм этой деятельности; умение описать алгоритм с помощью определённых средств и методов описания (например, с помощью блок-схемы); знание осн. типов алгоритмических процессов (см. также Алгоритмизация).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 15)

-------------------

См. также Алгоритмизация

АЛЕКСАНДР I

АЛЕКСАНДР I (1777-1825) - рос. император (с 1801) из династии Романовых. В воспитании А.I принимала большое участие Екатерина II, которая написала для внука "Бабушкину азбуку", рассказы и басни. Воспитателями и учителями А. I были Н.И. Салтыков, Ф. Лагарп, П.-С. Паллас, М.Н. Муравьёв, А.А. Самборский и др. А.I придавал большое значение делу просвещения. В 1802 создано Министерство народного просвещения. В 1802- 1804 проведена реформа образования. А. I предполагал создать в России сеть учебных заведений, которые должны вести учащихся от "азбуки к университету": приходские школы, уездные училища, гимназии, университеты. При нём учреждены Предварительные правила народного просвещения (1803) и университетский устав (1804), предоставивший университетам значительную автономию; открыты новые университеты в Дерпте (1802), Вильно (1803), Казани (1804), Харькове (1805), а также лицеи. В 1804 в С.-Петербурге осн. педагогический институт (в 1819 преобразован в университет), в 1811 - Царскосельский лицей (см. Александровский лицей).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 334)

АЛЕКСАНДР II

АЛЕКСАНДР II (1818-1881) - рос. император (с 1855) из династии Романовых, почетный член Петербургской АН (1826). Получил разностороннее образование. Воспитателями и учителями А.II были В.А. Жуковский, М.М. Сперанский, К.И. Арсеньев, Е.Ф. Канкрин, Ф.И. Брунов. В 1855 приняты новые правила поступления и обучения в университетах. В 1856 восстановлен Учёный комитет, разрабатывавший проекты новых школьных уставов. В 1859 утверждено Положение о женских училищах - 3-классных и 6-классных (позже переименованы в гимназии), подчинявшихся Ведомству учреждений императрицы Марии. Были проведены либеральные реформы, в т.ч. - университетская. В 1863 утверждён новый университетский устав, предоставивший автономность профессорской коллегии, но ограничивший приём в университет посторонних слушателей. Согласно реформе средней школы (в 1864 введён устав средних школ), гимназии разделялись на классические и реальные, вводились прогимназии (тип неполного среднего образования). В 1864 был также принят устав по начальному образованию, согласно которому могли действовать министерские, земские и частные начальные школы. Для заведования начальными училищами организовывались уездные и губернские школьные советы, в их состав входили представители земств. С конца 50-х гг. повсеместно создавались земские воскресные и народные школы.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 334)

АЛЕКСАНДР III

АЛЕКСАНДР III (1845-1894) - рос. император (с 1881) из династии Романовых. Воспитателями и учителями А. III были С.М. Соловьёв, А.И. Чивилёв, Я.К. Грот, И.К. Бабст, М.И. Драгомиров, К.П. Победоносцев. В годы правления А. III Победоносцев предпринял попытку подчинить начальные школы церковному управлению. Министр народного просвещения барон А.П. Николаи пытался противостоять этому процессу и узаконил школы грамоты, но в 1882 был вынужден уйти в отставку. Его сменил на посту министра И.Д. Делянов, более удобный для властей. Ставился вопрос о передаче системы начального образования Священному Синоду. Однако земства, содержавшие большинство начальных школ, отказывались передавать их церковному ведомству. По правилам 1884, церкви передавались школы грамоты. За земскими школами усиливался надзор министерских инспекторов народных училищ. В средней школе возрождалась классическая система формальных отношений между начальством и учащимися. В 1887 была предпринята попытка ограничить доступ в гимназии и реальные училища детям низших сословий. Либеральный университетский устав 1863 сменился новым уставом 1884, лишившим университетские советы всякой автономии и установившим над студентами полицейский надзор с помощью инспекций и педелей, вводилась форма, устранялась корпоративность, изменялись учебные программы филологического и юридического факультетов и др.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 334)

АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ БИБЛИОТЕКА

АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ БИБЛИОТЕКА - самая известная и крупная библиотека Древнего мира. Осн. в начале 3 в. до н.э. в г. Александрия (Египет) во время правления греко-македонской династии Птолемеев. Входила в состав одного из гл. научных центров античного мира - Александрийского мусейона (Храм муз). Музей и библиотека были своего рода учебно-научными учреждениями, которые находились на полном содержании египетских царей. Возглавлял их верховный жрец. Среди хранителей библиотеки: поэт и учёный Каллимах (3 в. до н.э.), географ и математик Эратосфен (конец 3 в. - начало 2 в. до н.э.), приглашённый в Александрию в качестве воспитателя наследника престола Птолемея IV. Должности воспитателя наследника и хранителя библиотеки обычно совмещались. В фонде насчитывалось, по разным оценкам, от 100 до 700 тыс. свитков папирусов, среди которых - рукописи Эсхила, Софокла, Еврипида и др. В 48 до н.э. А.б. почти полностью сгорела при нападении Юлия Цезаря на Александрию, впоследствии была частично восстановлена, но в 3 в. окончательно погибла во время гражданской войны в Египте.

(Бим-Бад Б.М. "Педагогический энциклопедический словарь". М., 2002 г., c.15)

АЛЕКСАНДРОВ, ИГОРЬ АЛЕКСАНДРОВИЧ

АЛЕКСАНДРОВ, ИГОРЬ АЛЕКСАНДРОВИЧ (р. 1932) - д-р физико-математических наук (1964), профессор (1965), член-корреспондент РАО (1993; Отделение высшего образования), декан факультета повышения квалификации преподавателей вуза Томского государственного университета.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 464)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

АЛЕКСАНДРОВСКИЙ ЛИЦЕЙ

АЛЕКСАНДРОВСКИЙ ЛИЦЕЙ (до 1844 Царскосельский) - закрытое учебно-воспитательное заведение для детей потомственных дворян. Осн. в 1810, открыт в 1811 в Царском Селе; в 1843 переведён в С.-Петербург, переименован в честь имп. Александра I. Находился под "особым покровительством" императоров. До 1822 состоял в личном подчинении министра народного просвещения, в 1822-43 - в ведении управления военно-учебными заведениями, с 1843 - в ведении Ведомства учреждений императрицы Марии. Срок обучения 6 лет; с 1882 - 8 лет. До 1848 учебная программа в А.л. общеобразовательная; с 1848 - А.л. давал высшее юридическое образование. Выпускники получали чины 9-14 классов. После Февральской революции 1917 А.л. упразднён.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 15)

-------------------

См. также Дворянские институты, Сперанский, Михаил Михайлович

АЛЕКСЕЕВА, ВЕРА ВАСИЛЬЕВНА

АЛЕКСЕЕВА, ВЕРА ВАСИЛЬЕВНА (р. 1930) - кандидат искусствоведческих наук (1967), член-корреспондент РАО (1989; Отделение образования и культуры).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 464)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

АЛЕКСЕЕВ, НИКИТА ГЛЕБОВИЧ

АЛЕКСЕЕВ, НИКИТА ГЛЕБОВИЧ (р. 1932) - кандидат психологических наук (1975), член-корреспондент РАО (1992; Отделение философии образования и теоретической педагогики), зав. лабораторией Института педагогических инноваций РАО.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 464)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

АЛЕКСИЙ II

АЛЕКСИЙ II - Патриарх Московский и Всея Руси с 1990. В миру Ридигер Алексей Михайлович (р. 1929) - д-р богословия (1984), действительный член РАО (1993).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 460)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

АЛЕКСИН, АНАТОЛИЙ ГЕОРГИЕВИЧ

АЛЕКСИН, АНАТОЛИЙ ГЕОРГИЕВИЧ (р. 1924) - писатель, член-корреспондент РАО (1982; Отделение образования и культуры).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 464)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

АЛЕКСИЯ

АЛЕКСИЯ (от греч. a - отрицательная частица и lexis - слово) - расстройство речи, выражающееся в неспособности овладения навыками чтения. Возникает при поражении коры головного мозга, в частности как проявление алалии или афазии. В зависимости от локализации поражения выделяют несколько форм А. (оптическая, литеральная, вербальная и пр.).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 15)

-------------------

- полная неспособность или потеря способности овладения процессом чтения из-за ограниченного поражения левой затылочной доли головного мозга. Заключается в неузнавании букв как графем, в неумении сочетать их в слова. А. часто проявляется параллельно с аграфией.

(Логопедическая абилитация и коррекция в дифференцированной реабилитиции и социальной адаптации детей и подростков с отклонениями в развитии. - М., 2002. С. 333)

АЛЕН

АЛЕН (Alain) (псевдоним; настоящее имя Эмиль Огюст Шартье (Chartier)) - (1868-1951)

- французский философ, литературный критик, педагог. С 1901 преподавал философию в парижских лицеях. Наиболее значительное произведение А. - "Propos" ("Суждения"), выходившее выпусками в 1906-14, содержит высказывания на различные темы, включая темы воспитания. Почти все проступки ребёнка связывал с его стремлением "вырваться из детства", с "самоосвобождением". Автор концепции "строгого воспитания" - воспитанник должен осознать, что результаты воспитания и образования зависят прежде всего от собственных усилий личности.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 334)

АЛИМЕНТАЦИЯ

АЛИМЕНТАЦИЯ (от лат. alimentum - пища, содержание) - в Древнем Риме в конце 1 - середине 3 вв. система государственной помощи детям малоимущих родителей и сиротам; складывалась из процентов, получаемых от мелких и средних землевладельцев за выдачу им ссуд государством.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 15)

АЛИМЕНТЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЛКОГОЛИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЛКУИН, ФЛАКК АЛЬБИН

АЛКУИН, ФЛАКК АЛЬБИН (Alcuin, Alkuin, Alcuinus)

(ок. 735-804)

- англосаксонский учёный и педагог раннего Средневековья. Автор популярных в 9- 11 вв. учебников философии, грамматики, риторики, математики, а также теологических сочинений.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 334)

АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ - Барнаул Алтайского края, просп. Ленина, 46. Социальная работа, профессиональное обучение.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 471)

-------------------

См. также Университеты

АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ - Барнаул Алтайского края, ул. Димитрова, 66. Психология, социальная работа.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 471)

-------------------

См. также Университеты

АЛТЫНСАРИН, ИБРАЙ

АЛТЫНСАРИН, ИБРАЙ (1841-1889) - казахский просветитель и писатель. Организовывал учебные заведения для казахских детей с преподаванием родного и русского языков, женские ремесленные и учительские школы. Автор первых казахских учебников: "Киргизской хрестоматии" (1879; 2 изд., 1906) и "Начального руководства к обучению киргизов русскому языку" (1879) и др. Создал казахский алфавит.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 334)

АЛФЕРОВ, АЛЕКСАНДР ДАНИЛОВИЧ

АЛФЕРОВ, АЛЕКСАНДР ДАНИЛОВИЧ (1862-1919) - филолог, развивал педагогические взгляды В.Я. Стоюнина, учредил в Москве новую, признанную "показательной", гимназию. В 1919 г. был расстрелян чекистами.

(Ланин Б.А. Литературное образование в XIX - начале XXI века. - М., 2005. С. 11)

АЛФЁРОВ, ЖОРЕС ИВАНОВИЧ

АЛФЁРОВ, ЖОРЕС ИВАНОВИЧ (р. 1930) - академик РАН (1979), вице-президент РАН (с 1990), почетный член РАО (2001; Отделение среднего образования); председатель Президиума Ленинградского (С.-Петербургского) научного центра РАН (с 1989), директор физико-технического института им. Иоффе РАН. Член Комитета по образованию и науке Государственной думы РФ. Нобелевская премия (2001).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 468)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

АЛЧЕВСКАЯ (УРОЖДЁННАЯ ЖУРАВЛЁВА) ХРИСТИНА ДАНИЛОВНА

АЛЧЕВСКАЯ (УРОЖДЁННАЯ ЖУРАВЛЁВА) ХРИСТИНА ДАНИЛОВНА (1841-1920) - педагог, деятель образования взрослых, литератор. Самостоятельно получила образование. Под влиянием просветительских идей русских демократов организовала воскресную школу (1862-1918), ставшую общерос. методическим центром образования взрослых. Инициатор и соавтор систематического курса самообразования "Книга взрослых" (ч. 1-3, 1889-1900; неоднократно переиздавалась), составитель пособия "Что читать народу" (т. 1-3, 1884-1906) с аннотациями в жанре т.н. читательской критики. Воспоминания "Передуманное и пережитое" (1912).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 334-335)

АЛЬМЕДИНГЕН, АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ

АЛЬМЕДИНГЕН, АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ (1855-1908) - журналист и педагог. С 1882 редактор, а с 1894 редактор-издатель журнала для юношества "Родник" с педагогическим приложением "Воспитание и обучение". С 1905 издавал журнал для сельских школ "Солнышко". Заведовал изданием "Энциклопедия семейного воспитания и обучения".

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 335)

АЛЬМЕДИНГЕН-ТУМИМ, ТУМИМ-АЛЬМЕДИНГЕН НАТАЛИЯ АЛЕКСАНДРОВНА

АЛЬМЕДИНГЕН-ТУМИМ, ТУМИМ-АЛЬМЕДИНГЕН НАТАЛИЯ АЛЕКСАНДРОВНА (1883-1943) - педагог, деятель в области дошкольного воспитания. Разрабатывала организационные и методические вопросы работы детского сада, в частности преемственности детского сада и школы. В 1909-17 редактор журналов "Воспитание и обучение" и "Родник". Активный член Петербургского Фребелевского общества. Одна из инициаторов и организаторов 1-го Всерос. съезда по семейному воспитанию. С 1919 профессор, в 1923-24 ректор Петроградского института дошкольной педагогики, в 1925-29 заведовала кафедрой дошкольной педагогики ЛГПИ им. Герцена. Составила (1940) первую отечественную хрестоматию по истории дошкольной педагогики, охватывающую период с конца средних веков до середины 19 в.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 335)

АЛЬМЕТЬЕВСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

АЛЬМЕТЬЕВСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ - Республика Татарстан, Альметьевск, ул. М. Джалиля, 9. Психология, социальная работа.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 471)

-------------------

См. также Университеты

АЛЬТ (ALT), РОБЕРТ

АЛЬТ (ALT), РОБЕРТ (1905-1978) - немецкий педагог и деятель образования, действительный член АН (1961) и АПН (1970) ГДР. С 1952 заведовал кафедрой педагогики Гумбольдтского университета в Берлине. Автор учебников, трудов по организации народного образования и по истории педагогики, среди которых фундаментальный "Атлас иллюстраций по истории школы и воспитания" (т. 1-2, 1965-66). В "Лекциях о воспитании на ранних ступенях развития человечества" (изданы в 1956) проанализировал зарождение организованного воспитания из спонтанных процессов передачи трудового опыта от старших поколений к младшим.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 335)

АЛЬТЕРНАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ

АЛЬТЕРНАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ - обучение с применением новых технологий, способствующих интенсификации образовательного процесса, мобилизации потенциальных ресурсов личности, усиливающих дидактическую значимость тех способов и форм обучения, которые имеют исторически устойчивые традиции и возможности.

(Основные понятия и термины системы образования. - Тюмень, 200. С. 5)

-------------------

См. также Альтернативность

АЛЬТЕРНАТИВНОСТЬ

АЛЬТЕРНАТИВНОСТЬ - способность допускать одну из двух или нескольких возможностей.

(Колычева З.И. Ноосферная педагогика как новая образовательная парадигма. - СПб., 2004. С. 174)

АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ

АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ - вузы (школы), действующие параллельно или дополнительно государственным учебным заведениям и дающие альтернативное государственному (по содержанию или формам и методам работы с обучающимися) образование.

(Моисеев В.Б. Информационные технологии в системе высшего образования. - Пенза, 2002. С. 90)

-------------------

См. также Альтернативность

АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ШКОЛЫ

АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ШКОЛЫ (от лат. alter- другой, допускающий одну из двух возможностей) - "свободные школы", в странах Западной Европы и США неполные и полные средние школы, действующие параллельно или взамен обычных школ и обеспечивающие образование, альтернативное по содержанию или формам и методам работы с учащимися. Возникли в конце 60-х гг. 20 в. в рамках педагогических движений, противопоставляющих себя авторитарному воспитанию. Представлены более чем 10 типами: "открытые школы" (без разделения на традиционные классы), "школы без стен" (ориентировка на широкое использование местной общины), "учебные центры" (специализированные учебно-производственные комбинаты, открытые для всех школьников и посещаемые ими по выбору), "магнитные школы" (учебные центры для углублённого изучения конкретной области знания), "уличные академии" (не дополняют обычное образование, а обеспечивают среднее образование молодёжи, по разным причинам, как правило социальным, его не получающей).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 17)

-------------------

- "свободные школы". В странах Западной Европы и США неполные и полные средние школы, действующие параллельно или вместо обычных школ и обеспечивающие образование, альтернативное по содержанию или формам и методам работы с учащимися.

(Педагогические теории, системы, технологии. Спр. материалы под ред. В.А. Фадеева. - Рязань, 1999. С. 4)

-------------------

См. также Альтернативность

АЛЬТРУИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ ЧУВСТВ

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ ЧУВСТВ (от греч ambi- приставка, обозначающая двойственность, лат. valentia - сила) - сложное состояние личности, связанное с одновременным возникновением противоположных эмоций и чувств; проявление внутреннего конфликта личности. Часто наблюдается у подростков во взаимодействии со сверстниками, родителями, педагогами.

(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 10)

АМБИДЕКСТРИЯ

АМБИДЕКСТРИЯ - способность одинаково успешно пользоваться как правой, так и левой рукой.

(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 10)

АМБИЦИЯ

АМБИЦИЯ - обостренное самолюбие, самоуверенность, надменность, пренебрежительное отношение к другим людям, недооценка их способностей и возможностей. А. затрудняет общение человека в коллективе, семье.

(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 10)

АМЕРЛИНГ (AMERLING), КАРЕЛ СЛАВОЙ

АМЕРЛИНГ (AMERLING), КАРЕЛ СЛАВОЙ (1807-1884) - чешский педагог, философ, врач, естествоиспытатель. Последователь философско-педагогических идей Я.А. Коменского. Осн. в Праге (1839) национальное воспитательное учреждение "Будеч" - педагогический центр для подготовки учителей и (впервые) учительниц народных школ.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 335)

АМОНАШВИЛИ, ШАЛВА АЛЕКСАНДРОВИЧ

АМОНАШВИЛИ, ШАЛВА АЛЕКСАНДРОВИЧ (р. 1931) - д-р психологических наук (1973), профессор (1980), действительный член РАО (1989; Отделение психологии и возрастной физиологии); зав. лабораторией гуманной педагогики, профессор МГПУ.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 460)

-------------------

См. также Педагогика сотрудничества, Российская академия образования (РАО)

АМУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

АМУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ - Благовещенск Амурской обл., Игнатьевское шоссе, 21. Психология, социальная работа.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 471)

-------------------

См. также Университеты

АНАЛИЗ

АНАЛИЗ (от греч. analysis - разложение, расчленение) - рассмотрение, изучение чего-либо, основанное на расчленении (мысленном, а также частично и реальном) предмета, явления на составные части, определение входящих в целое элементов. Термин "А." часто служит синонимом исследования вообще. А. неразрывно связан с синтезом - в процессе А. новые стороны предмета выявляются через включение их в разные контексты. А. присутствует уже на чувственной стадии познания, включаясь в процессы ощущения и восприятия (в простых формах А. присущ и животным). У человека к чувственным наглядным формам А. присоединяется его высшая форма - мыслительный или абстрактно-логический А. В отличие от чувственно-наглядного мыслительный А. совершается с помощью понятий и суждений, выражаемых в естественном или искусственном языках.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 17)

-------------------

- мысленное разложение исследуемого целого на составляющие, выделение отдельных признаков и качеств явления.

(Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. - М., 2005. С. 414)

АНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

АНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ - основанное на научной методологии и педагогической теории выявление сущности конкретных объектов (процессов) с целью получения информации для решения педагогических задач и исследования этих решений.

(Основные понятия и термины системы образования. - Тюмень, 2001. С. 5)

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ (комплексная психология) - направление глубинной психологии, осн. К.Г. Юнгом (1913). Исходит из понимания психики как автономной саморегулирующей системы, основанной на взаимной компенсации сознания и бессознательного, интеграция которых - путь к достижению целостности личности, её индивидуализации. Оказала влияние на психопатологию и психотерапию, а также философскую антропологию, историю культуры, этнологию, мифологию и др. Создано Международное общество аналитической психологии (1958), издаются ежегодник "Эранос" (с 1933, Цюрих) и "Журнал аналитической психологии" (с 1955, Лондон).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 17)

АНАЛОГИЯ

АНАЛОГИЯ (от греч. analogia - соответствие) - вид умозаключения; выявление свойств одного предмета на основании его сходства с другим. А. - один из общенаучных методов эмпирического и теоретического исследования. А. не является строгим методом доказательства, однако применение А. часто приводит к более или менее правдоподобным предположениям о свойствах изучаемого объекта. А. содействует переносу знаний по образцу, когда выполнение аналогичных заданий выступает условием формирования умения решать задачи данного типа. А. способствует расширению познавательных возможностей учащихся, однако А. необходимо сочетать с более строгими формами доказательства.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 17)

АНАНИЯ, ШИРАКАЦИ

АНАНИЯ, ШИРАКАЦИ (ок. 605-ок. 685) - древнеармянский математик, философ, космограф и педагог. Осн. (630-е гг.) школу, где впервые в Армении разработал программу естественно-математического образования в традициях армянской грекофильской школы, изложенную в труде "Кнникон", в котором систематизировал мн. достижения античной и национальной философии и науки. Части этого труда позже использовались как самостоятельные учебные пособия: "Армянская география VII в." (рус. пер. 1877), "Арифметика" (один из старейших учебников по арифметике; рус. пер. 1918, под названием "Вопросы и решения..."), "Космография" (рус. пер. 1962).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 335)

АНАНЬЕВ, БОРИС ГЕРАСИМОВИЧ

АНАНЬЕВ, БОРИС ГЕРАСИМОВИЧ (1907-1972) - психолог, действительный член АПН СССР (1955). С 1944 профессор ЛГУ (декан факультета психологии с 1967). В 1946-51 заведовал также сектором психологии Ленинградского НИИ педагогики. Развивавшаяся А. "онтопсихология" направлена на целостное изучение человека и образования как фактора его жизненного пути. Исследовал проблемы детской и педагогической психологии.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 335)

АНАРТРИЯ

АНАРТРИЯ - тяжелая форма дизартрии, когда речь почти полностью невозможна из-за паралича речедвигательных мышц, резко расстраивающего систему артикуляции.

(Логопедическая абилитация и коррекция в дифференцированной реабилитиции и социальной адаптации детей и подростков с отклонениями в развитии. - М., 2002. С. 335)

-------------------

См. также Дизартрия

АНАСТАСЕВИЧ, ВАСИЛИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ

АНАСТАСЕВИЧ, ВАСИЛИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ (1775-1845) - педагог, библиограф и переводчик. В начале царствования имп. Александра I участвовал в преобразовании Виленской академии, а также в организации Учебного ведомства (при основании МНП), помощник попечителя Виленского учебного округа князя А.А. Чарторыйского. Составил "Роспись российским книгам для чтения из библиотеки В. Плавильщикова" (ч. 1-3, 1820; 5 "Прибавлений", 1821- 1826) и др.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 335)

АНВАЙЛЕР (ANWEILER), ОСКАР

АНВАЙЛЕР (ANWEILER), ОСКАР (р. 1925) - немецкий историк и педагог. Специализировался по истории России. В отличие от мн. советологов, историю советской школы и педагогической науки рассмотрел как часть мировой и рос. истории педагогики. Фундаментальный труд А. "История школы и педагогики в России с конца эпохи царизма до начала сталинской эры" (1964) выявил осн. методологические подходы к проблематике сравнительно-педагогических исследований для стран с различными политическими системами.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 335)

АНГЛИЙСКАЯ АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА

АНГЛИЙСКАЯ АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА - научное направление в этнографии и культурной антропологии, внёсшее идею эволюции в изучение культуры (Э.Б. Тейлор, Дж. Фрейзер и др.). На основе анализа обычаев, верований, искусства, нравственности т.н. примитивных народов была проведена параллель с развитием психических процессов у современного человека. В силу этого, анимистические представления в первобытном обществе были объяснены неправильным применением мыслительных приёмов, характерных и для современного человека (ассоциации идей, принципа причинности, аналогии и др.) в условиях недостаточного опыта.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 17)

АНДЕРСЕН (ANDERSEN), ХАНС КРИСТИАН

АНДЕРСЕН (ANDERSEN), ХАНС КРИСТИАН (1805-1875) - датский поэт и писатель. Автор сказок, проникнутых гуманизмом, лиризмом и юмором ("Огниво", "Стойкий оловянный солдатик", "Гадкий утёнок", "Русалочка", "Снежная королева", "Новое платье короля" и др.).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 335)

АНДРАГОГИКА

АНДРАГОГИКА (греч. andros - взрослый человек и agogge - руководство, воспитание) - одно из названий отрасли педагогической науки, охватывающей теоретические и практические проблемы образования, обучения и воспитания взрослых. Термин впервые применён немецким историком просвещения К. Каппом (1833). Наряду с термином "А." в специальной литературе используются термины "педагогика взрослых", "теория образования взрослых" и др.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 17)

-------------------

- одно из обозначений отрасли педагогической науки, охватывающей теоретические и практические проблемы образования, обучения и воспитания взрослых (в возрасте от 18-20 лет до глубокой старости).

(Глоссарий современного образования. Под редакцией В.И. Астаховой и А.Л. Сидоренко. - Харьков, 1998. С. 13)

-------------------

- область педагогики, в которой рассматриваются теоретические и практические проблемы образования взрослых с учетом их особенностей (сформированности черт личности, имеющегося жизненного опыта, культурных, образовательных и профессиональных запросов, преобладания самообразования и самовоспитания и др.) в системе непрерывного образования.

(Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. - М., 2004. С. 20)

-------------------

- раздел дидактики, раскрывающий и развивающий принципы обучения взрослых.

(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 10)

-------------------

См. также Геронтогогика, Капп, Педагогика взрослых, Тьютор

АНДРЕЕВА, ГАЛИНА МИХАЙЛОВНА

АНДРЕЕВА, ГАЛИНА МИХАЙЛОВНА (р. 1924) - д-р философских наук (1966), профессор (1968), действительный член РАО (1993; Отделение психологии и возрастной физиологии), профессор факультета психологии МГУ.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 460)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

АНДРЕЕВ, ВАЛЕНТИН ИВАНОВИЧ

АНДРЕЕВ, ВАЛЕНТИН ИВАНОВИЧ (р. 1940) - д-р педагогических наук (1984), профессор (1987), член-корреспондент РАО (1992; Отделение философии образования и теоретической педагогики), зав. кафедрой Казанского государственного университета.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 464)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

АНДРЕЕВ, ЕВГЕНИЙ НИКОЛАЕВИЧ

АНДРЕЕВ, ЕВГЕНИЙ НИКОЛАЕВИЧ (1829-1889) - деятель рабочего и технического образования в России, педагог. Один из учредителей Русского технического общества (РТО), инициатор создания и первый председатель (1868-83) его Постоянной комиссии по техническому образованию. Сыграл важную роль в разработке теоретических основ профессионального образования. Выступал за запрещение детского труда и замену его профессиональными школами. Выдвинул (1874) проект закона о труде и обучении малолетних (принят в сокращённом виде в 1882). Под руководством А. создана система вечерне-воскресных учебных заведений для рабочих, работающих подростков, детей рабочих. Предложил (1882) план школьной реформы, сочетавшей задачи общего и профессионального образования.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 335)

АНДРОНОВ, ИВАН КОЗЬМИЧ

АНДРОНОВ, ИВАН КОЗЬМИЧ (1894-1975) - математик-методист, член-корреспондент АПН РСФСР (1957). Исследовал проблемы методологии и истории математики, методики её преподавания, вопросы подготовки учителей. Автор (1918) первой в СССР программы по методике преподавания математики для учительских институтов.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 335)

АНИКСТ, ОЛЬГА ГРИГОРЬЕВНА

АНИКСТ, ОЛЬГА ГРИГОРЬЕВНА (1887-1959) - педагог, организатор профессионального образования в России. В составе комиссии СНК РСФСР по преодолению кризиса рабочей силы ("комиссия Троцкого") в 1920-28 руководила организацией профессиональных учебных заведений, школ ФЗУ, перестройкой системы ученичества, подготовкой рабочих на производстве, выступая против узкопрофильной её направленности.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 335)

АНКЕТА

АНКЕТА - опросный лист для получения ответов на заранее составленную систему вопросов. Используется для получения каких-либо сведений о том, кто ее заполняет, а также при изучении мнений больших соц. групп. АНКЕТЫ бывают:

ОТКРЫТЫЕ (свободные ответы отвечающего),

ЗАКРЫТЫЕ (выбор ответа из предлагаемых) и

СМЕШАННЫЕ. Широко используется в пед. исследованиях.

(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 11)

-------------------

См. также Анкетирование

АНКЕТИРОВАНИЕ

АНКЕТИРОВАНИЕ - метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросных листов (анкет).

(Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. - М., 2005. С. 414)

-------------------

См. также Анкета

АННЕНСКАЯ, АЛЕКСАНДРА НИКИТИЧНА

АННЕНСКАЯ, АЛЕКСАНДРА НИКИТИЧНА (урождённая Ткачёва; 1840-1915) - детская писательница. В 60-х гг. преподавала в воскресных школах и содержала частную школу (1865-67), сотрудничала (1871-88) в журнале "Семья и школа". Автор повестей и рассказов для детей, проникнутых идеями 60-х гг. Осн. сочинения: сборник "Зимние вечера" (1877; 7 изд., 1914); повести "Брат и сестра" (1880), "Мои две племянницы" (1882); роман "Анна" (1881) и др. В 1872 вышел художественный перевод и пересказ для детей книги "Робинзон Крузо" Д. Дефо, выдержавший при её жизни 7 изданий.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 335)

АННОТАЦИЯ

АННОТАЦИЯ (от лат. annotatio - примечание, пометка) - краткая формулировка основного содержания источника в двух-трех предложениях. Умение делать А. необходимо формировать уже в школе.

(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 11)

АННОТИРОВАНИЕ

АННОТИРОВАНИЕ - краткое, свернутое изложение содержания прочитанного без потери существенного смысла.

(Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. - М., 2005. С. 414)

АНОМАЛИЯ

АНОМАЛИЯ (греч. anomalia - отклонение, неправильность) - отклонения разной степени от нормы. Синоним - деваиация.

(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 11)

-------------------

См. также Девиантное поведение

АНОМАЛЬНЫЕ ДЕТИ

АНОМАЛЬНЫЕ ДЕТИ (греч. anomalia - отклонение, неправильность) - дети, имеющие значительное отклонение от нормального физического или психического развития и нуждающиеся в воспитании и обучении в специальных условиях, которые обеспечивают коррекцию и компенсацию недостатков развития.

(Глоссарий современного образования. Под редакцией В.И. Астаховой и А.Л.Сидоренко.- Харьков, 1998. С. 13)

АНОМИЯ

АНОМИЯ (от греч. anomalia - отклонение от нормы) - понятие, введённое Э. Дюркгеймом для объяснения отклоняющегося поведения (суицид, апатия и разочарование) и выражающее собой исторически обусловленный процесс разрушения базовых элементов культуры. При достаточно резкой смене общественных идеалов и морали происходит отчуждение некоторых социальных групп населения. Новые социальные нормы и ценности, правила поведения отвергаются членами этих групп. Ими выдвигаются собственные (в т.ч. и асоциальные и антисоциальные) цели и идеалы. А. затрагивает при социальных потрясениях все социальные слои, но особенно сильно проявляется среди молодёжи.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 17)

АНОПОВ, ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ

АНОПОВ, ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ (1844-1907) - педагог, общественный деятель. Участвовал в организации и разработке основных положений об отдельных типах учебных заведений. Систематизировал (1889) сеть профессиональных учебных заведений и дал анализ состояния профессионально-технического образования в России. Предложил (1891) новый тип среднего учебного заведения, которое на основе сближения общеобразовательной и профессиональной подготовки готовило бы к продолжению образования и практической деятельности.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 335)

АНТИПАТИЯ

АНТИПАТИЯ (греч. antipatheia, от anti- приставка со значением враждебности и pathos - чувство) - чувство неприязни, нерасположения к кому-либо, чему-либо. А. противоположна симпатии. А., как и симпатия, во многом является безотчётным чувством и не обусловливается волевым решением, но она может возникать и сознательно, в результате моральной оценки по отношению к людям безнравственным, жестоким и т.п.

(Бим-Бад Б.М. "Педагогический энциклопедический словарь". М., 2002 г., c.17)

-------------------

- устойчивое отрицательно эмоциональное отношение индивида к другому человеку (социальной группе); проявляется в неприязни, недоброжелательности.

(Суртаева Н.Н., Иванова О.Н. Педагогическая соционика и проблемы конфликтных взаимодействий. - СПб., 2002. С. 123)

Предыдущая страница Следующая страница