Педагогический словарь
Статьи на букву "Б" (часть 3, "БОД"-"БЮР")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Б" (часть 3, "БОД"-"БЮР")

БОДАЛЁВ, АЛЕКСЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

БОДАЛЁВ, АЛЕКСЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (р. 1923) - д-р педагогических наук (1966), профессор (1968),действительный член РАО (1978; Отделение психологии и возрастной физиологии; с 1976 академик-секретарь), профессор Рос. академии государственной службы при Президенте РФ.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 460)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

БОДРАЯ ЖИЗНЬ

БОДРАЯ ЖИЗНЬ - летняя трудовая колония для детей из рабочих семей Москвы, образованная в 1911 С.Т. Шацким и В.Н. Шацкой под Каширой. До 1919 входила в состав учреждений общества "Детский труд и отдых". В "Б.ж." осуществлялся эксперимент организации жизни детей на принципах трудового (самообслуживание, работа в саду, поле и т.п.) и творческого (занятия по интересам в свободное время) воспитания. Дети участвовали в обсуждении всех дел колонии. Содержание и методика воспитания обобщены в монографии: Шацкая В. Н., Шацкий С.Т., "Бодрая жизнь" (1915, см. Шацкий С.Т., Избр. пед. соч., т. 1, М., 1980). В 1919 "Б. ж." стала постоянной школой и вошла в состав 1-й опытной станции по народному образованию Наркомпроса РСФСР. В 1934 преобразована в среднюю школу; ей присвоено имя С.Т. Шацкого (г. Обнинск Калужской обл.).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 29)

БОДУЭН ДЕ КУРТЕНЭ (BAUDOUIN DE COURTENAY), ИВАН АЛЕКСАНДРОВИЧ

БОДУЭН ДЕ КУРТЕНЭ (BAUDOUIN DE COURTENAY), ИВАН АЛЕКСАНДРОВИЧ (1845-1929) - языковед. По происхождению поляк. Жил в России. Член-корреспондент Петербургской АН (с 1897). Основоположник казанской лингвистической школы. Первым обосновал теорию фонем. Автор публикаций по дидактике и методике преподавания родного и неродного языков. Редактор "Толкового словаря живого великорусского языка" В.И. Даля (т. 1-4, 3 изд., 1903-09).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 340)

БОЖОВИЧ, ЛИДИЯ ИЛЬИНИЧНА

БОЖОВИЧ, ЛИДИЯ ИЛЬИНИЧНА (1908-1981) - психолог, д-р педагогических наук (1966). Ученица Л.С. Выготского. В 1948-81 в НИИ ОПП. Занималась проблемами педагогической и детской психологии. Исследовала проблемы развития и социального формирования личности, механизмы мотивации и волевой регуляции поведения, выделила гл. этапы развития личности ребёнка.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 340)

БОЛГАРСКИЙ, БОРИС ВЛАДИМИРОВИЧ

БОЛГАРСКИЙ, БОРИС ВЛАДИМИРОВИЧ (1892-1980) - математик-методист, д-р педагогических наук (1965). С 1920 на преподавательской работе в Казани. Исследования Б. по истории и методологии математики связаны с поиском оптимальных методов и приёмов преподавания.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 340)

БОЛДУИН (BALDWIN), ДЖЕЙМС МАРК

БОЛДУИН (BALDWIN), ДЖЕЙМС МАРК (1861-1934) - американский психолог, социолог, историк. Профессор университетов Принстона, Балтимора, Торонто, Мехико. Один из основателей американской социальной психологии. Стремился внести в психологию принцип эволюционизма; развитие психики рассматривал с позиций биогенетического закона.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 340)

БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС

БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС - принято называть процесс создания единого образовательного пространства высшего звена в странах Европы. Его начало было положено подписанием в 1999 г. в Болонье (Италия) Болонской декларации, в которой были сформулированы основные цели, ведущие к достижению сопоставимости и в конечном счете гармонизации национальных образовательных систем высшего образования в странах Европы. Провозвестниками Болонской декларации обычно - и по праву - считают Великую хартию университетов (Болонья, 1988) и Сорбонскую декларацию (Париж, 1998). Предполагается, что основные цели Болонского процесса должны быть достигнуты к 2010 г. В настоящее время (2004 г.) Болонский процесс объединяет 40 стран: Великобритания, Германия, Италия, Франция, Австрия, Бельгия, Болгария, Венгрия, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Финляндия, Чехия, Швейцария, Швеция, Эстония, Кипр, Лихтенштейн, Турция, Хорватия, Албания, Андорра, Босния и Герцеговина, Ватикан, Македония, Россия, Сербия и Черногория. Россия официально присоединилась к Болонскому процессу в 2003 г.До этого периода Россия выступала в качестве наблюдателя. В 2005 г. присоединились: Армения, Азербайджан, Молдова, Украина.

(Болонский процесс и стоматология России. - М., 2005. С. 30, 41)

-------------------

См. также Глобализация образования, Международное сотрудничество в области образования

БОЛТУНОВ, АЛЕКСАНДР ПАВЛОВИЧ

БОЛТУНОВ, АЛЕКСАНДР ПАВЛОВИЧ (1883-1942) - психолог и педагог, д-р педагогических наук (1936). Профессор ЛГПИ им. А.И. Герцена (1925-36). На основе теста А. Бине разработал "измерительную шкалу ума" - психодиагностическую методику. Большинство исследований в русле психотехники и педологии. Одним из первых в СССР разрабатывал вопросы профориентации школьников.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 340)

БОЛТЯНСКИЙ, ВЛАДИМИР ГРИГОРЬЕВИЧ

БОЛТЯНСКИЙ, ВЛАДИМИР ГРИГОРЬЕВИЧ (р. 1925) - д-р физико-математических наук (1955), профессор (1959), член-корреспондент РАО (1968; Отделение общего среднего образования).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 464)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

БОЛЬНОВ (BOLLNOW), ОТТО ФРИДРИХ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БОНДАРЕВСКАЯ, ЕВГЕНИЯ ВАСИЛЬЕВНА

БОНДАРЕВСКАЯ, ЕВГЕНИЯ ВАСИЛЬЕВНА (р. 1931) - д-р педагогических наук (1981), профессор (1982), действительный член РАО (2001; член-корреспондент с 1992; Отделение философии образования и теоретической педагогики), зав. кафедрой Ростовского государственного педагогического университета.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 460)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

БОНДЫРЕВА, СВЕТЛАНА КОНСТАНТИНОВНА

БОНДЫРЕВА, СВЕТЛАНА КОНСТАНТИНОВНА (р. 1943) - д-р психологических наук (1999), член-корреспондент РАО (2001; Отделение психологии и возрастной физиологии), ректор Московского психолого-социального института.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 464)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

БОРДОВСКАЯ, НИНА ВАЛЕНТИНОВНА

БОРДОВСКАЯ, НИНА ВАЛЕНТИНОВНА (р. 1952) - д-р педагогических наук (1992), профессор (1993), член-корреспондент РАО (2001; Отделение философии образования и теоретической педагогики), зав. кафедрой факультета психологии С.-Петербургского государственного университета.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 460)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

БОРДОВСКИЙ, ГЕННАДИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ

БОРДОВСКИЙ, ГЕННАДИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ (р. 1941) - д-р физико-математических наук (1986), профессор (1987); один из членов-учредителей и действительный член РАО(1989; Отделение высшего образования), ректор РГПУ им. А.И. Герцена (1986), председатель (с 1992) Северо-Западного отделения РАО.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 464)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

БОРЕЦКИЙ, ИВАН МАТВЕЕВИЧ

БОРЕЦКИЙ, ИВАН МАТВЕЕВИЧ (в монашестве - Иов) (?-1631) - деятель просвещения на Украине. Митрополит Киевский (1620). Выступал за распространение грамотности в народе, содействовал открытию школ и введению в них преподавания языков, словесности и других учебных предметов.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 341)

БОРЗОВ, АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ

БОРЗОВ, АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ (1874-1939) - физикогеограф, заслуженный деятель науки РСФСР (1935). В основополагающей статье "География" (1912) сформулировал осн. задачи и цели научной географии, содержание и методы преподавания географии в школе. Обосновал необходимость внедрения наглядных методов обучения, создания новых типов учебных карт и атласов, организации при школах географических кабинетов и музеев. Подготовил для учителей серию картин по географии России с объяснительным текстом. После 1934 принимал активное участие в реформе школьного географического образования, создании новых программ и учебников.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 341)

БОРИС ГОДУНОВ

БОРИС ГОДУНОВ (ок. 1552-1605) - русский царь. В сфере образования ориентировался на сближение России с Западом. Предполагал учредить в Москве высшую школу для обучения иностранным языкам, а в качестве преподавателей пригласить учёных из Германии, Англии, Испании, Франции и других стран. Однако под давлением церкви, опасавшейся "педагогической экспансии" католицизма и других конфессий, отказался от этой идеи. При Б.Г. государством было предпринято несколько попыток послать русских юношей за границу за казённый счёт, но эти начинания не были успешными и не получили массового распространения.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 341)

БОРИСЕНКОВ, ВЛАДИМИР ПАНТЕЛЕЙМОНОВИЧ

БОРИСЕНКОВ, ВЛАДИМИР ПАНТЕЛЕЙМОНОВИЧ (р. 1939) - д-р педагогических наук (1989), профессор (1991), действительный член РАО (1996; Отделение философии образования и теоретической педагогики), вице-президент РАО, гл. редактор журнала "Педагогика".

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 460)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

БОРИСОГЛЕБСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

БОРИСОГЛЕБСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ - Борисоглебск Воронежской обл., ул. Народная, 43. Дошкольная педагогика и психология, педагогика и методика начального образования.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 469)

-------------------

См. также Педагогические высшие учебные заведения

БОРОВИЦКИЙ, ПАВЕЛ ИЛЛАРИОНОВИЧ

БОРОВИЦКИЙ, ПАВЕЛ ИЛЛАРИОНОВИЧ (1896-1966) - биолог-методист. С 1919 вёл научно-педагогическую деятельность в Петрограде (Ленинграде); в 1930-66 в ЛГПИ им. А.И. Герцена. Труды по методике преподавания биологии, в т.ч. первый отечественный учебник для высшей школы по методике преподавания естествознания (1934).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 341)

БОСКИС, РАХИЛЬ МАРКОВНА

БОСКИС, РАХИЛЬ МАРКОВНА (1902-76) - сурдопедагог, член-корреспондент АПН РСФСР (1955), член-корреспондент АПН СССР (1968). С 1920 работала в Киеве в школе для глухих. С 1931 в Экспериментальном дефектологическом институте Наркомпроса РСФСР, с 1944 в НИИ дефектологии. Труды в области теории развития аномальных детей, коррекции и компенсации дефектов, учебники и учебные пособия для обучения слабослышащих.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 341)

БОЦВАДЗЕ, ЛУАРСАБ

БОЦВАДЗЕ, ЛУАРСАБ (1866-1919) - грузинский педагог и общественный деятель. Основатель и редактор-издатель первого грузинского теоретико-педагогического журнала "Ганатлеба" ("Просвещение", 1908-18). Автор более чем 350 педагогических трудов и статей. Составитель учебных программ по всем предметам для начальных грузинских школ.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 341)

-------------------

33(2Г)

БОЧАРОВА, ВАЛЕНТИНА ГЕОРГИЕВНА

БОЧАРОВА, ВАЛЕНТИНА ГЕОРГИЕВНА (р. 1938) - д-р педагогических наук (1992), профессор (1993), член-корреспондент РАО (1995; Отделение образования и культуры), директор Института педагогики социальной работы РАО.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 464)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

БОЭЦИЙ

БОЭЦИЙ (Boetius, Boethius) Аниций Манлий Торкват Северин (ок. 480 - 524 или 525) - римский философ и государственный деятель. Заложил фундамент схоластики. Дал теоретическое обоснование квадривиума (термин принадлежит Б.) - высшей ступени изучения семи свободных искусств. Выработал латинскую терминологию логики. Автор классических учебников по арифметике, музыке, геометрии, астрономии.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 341)

БРАДИС, ВЛАДИМИР МОДЕСТОВИЧ

БРАДИС, ВЛАДИМИР МОДЕСТОВИЧ (1890-1975) - математик, методист, член-корреспондент АПН РСФСР (1955). С 1915 преподавал в коммерческом училище, с 1920 в Институте народного образования (Тверь). Автор работ по теории и практике вычислений. С целью рационализации вычислений составил компактные четырёхзначные таблицы (т.н. таблицы Брадиса).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 341)

БРАЙЛЬ БРАЙ (BRAILLE), ЛУИ

БРАЙЛЬ БРАЙ (BRAILLE), ЛУИ (1809-1852) - французский тифлопедагог. Ослеп в детстве. С 1828 преподавал в Парижском институте для слепых. Разработал (1829) рельефно-точечный шрифт и нотопись для слепых, издал (1838) учебник арифметики для слепых.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 341)

БРАТСКИЕ ШКОЛЫ

БРАТСКИЕ ШКОЛЫ - учебные заведения (16-18 вв.) при братствах - объединениях православных горожан, оказавшихся в составе Речи Посполитой: во Львове (осн. ок. 1585), Вильне (1585), Могилёве (1590-92), Киеве (1615), Луцке (ок. 1617). В учебном плане большое место отводилось православному вероучению; на начальной ступени обучали грамоте и пению, на старшей - старославянскому, греческому, латинскому и другим языкам, грамматике, риторике, поэтике, элементам математики, философии. Устав ("Порядок школьный") Львовской школы и правила для учеников ("Артикулы прав") Луцкой школы - памятники педагогической мысли славянских народов. В ведущих Б.ш. преподавали Иов (И. Борецкий), Л. Зизаний, Милетий Смотрицкий и др. Кроме школ повышенного типа ("гимнасионов") создавались многочисленные элементарные Б.ш., близкие приходским школам в странах Европы. Некоторые Б.ш. имели типографии (Львовская наследовала типографию Ивана Фёдорова). В конце 18 в. мн. Б.ш. реорганизованы в коллегии. Киевская Б.ш. положила начало Киево-Могилянской академии. В России Б.ш. назывались также миссионерские школы.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 29)

БРАТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

БРАТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ - Братск Иркутской обл., ул. Макаренко, 40. Психология, профессиональное обучение.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 472)

-------------------

См. также Университеты

БРАТУСЬ, БОРИС СЕРГЕЕВИЧ

БРАТУСЬ, БОРИС СЕРГЕЕВИЧ (р. 1945) - д-р психологических наук (1989), профессор (1993), член-корреспондент РАО (1993; Отделение психологии и возрастной физиологии), зав. кафедрой общей психологии МГУ.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 464)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

БРЕЙНШТОРМИНГ

БРЕЙНШТОРМИНГ - см. Мозговая атака

БРИГАДНО-ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

БРИГАДНО-ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ - система индивидуализированного обучения, разработана в начале 80-х гг. в Университете Дж. Хопкинса (США) применительно к преподаванию математики в начальной школе (3-6-й классы). Индивидуальное обучение сочетается в ней с организацией работы учащихся в разнородных по составу (мальчики и девочки, хорошо-, средне- и слабоуспевающие, а также дети разного этнического происхождения) группах (по 4-6 чел.). Учебный материал разбивается на отдельные программированные порции - разделы. Каждый ученик осваивает программу в собственном темпе. Затем, работая в парах, члены бригады проверяют друг друга. Система Б.-и.о. разрабатывалась в основном для тех случаев, когда разброс успеваемости в классе слишком велик и значительное число отстающих не позволяет учителю вести обучение в едином темпе для всего класса.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 29)

БРИГАДНО-ЛАБОРАТОРНЫЙ МЕТОД

БРИГАДНО-ЛАБОРАТОРНЫЙ МЕТОД - форма организации учебных занятий, применявшаяся в отечественных общеобразовательных школах, вузах и техникумах в 20-30-е гг. Разработан под влиянием дальтон-плана. Учащиеся класса объединялись по бригадам и работали по заданиям (срок выполнения от 2 недель до 2 мес), в которых указывалась учебная литература, задачи и упражнения, контрольные вопросы. Б.-л.м. охватывал общую деятельность класса, коллективную работу бригады и индивидуальную работу каждого ученика. На заключительных занятиях подводились итоги и оценивалась работа в целом (индивидуальная работа не учитывалась).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 29)

-------------------

См. также Индивидуализированного обучения системы

БРОДСКИЙ, НИКОЛАЙ ЛЕОНТЬЕВИЧ

БРОДСКИЙ, НИКОЛАЙ ЛЕОНТЬЕВИЧ (1881-1951) - литературовед, действительный член АПН РСФСР (1947). Вёл научно-педагогическую работу в МГУ, МГПИ и других вузах Москвы; с 1941 в Институте мировой литературы им. М. Горького. Соавтор книги для занятий родным языком "Наш мир" (1908; 10 изд., 1923), хрестоматий. Автор научно-популярных биографий М.Ю. Лермонтова, А.С. Пушкина, работ о Д.И. Фонвизине, В.Г. Белинском, Н.А. Добролюбове, И.С. Тургеневе и др., историко- литературных комментариев к произведениям русских писателей и поэтов.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 341)

БРУНЕР (BRUNER), ДЖЕРОМ СЕЙМУР

БРУНЕР (BRUNER), ДЖЕРОМ СЕЙМУР (р. 1915) - американский психолог, один из ведущих представителей когнитивной психологии. Профессор Гарвардского и Оксфордского университетов, Новой школы социальных исследований в Нью-Йорке. Директор Центра по исследованию познавательных процессов в Гарвардском университете (1961- 1972). Занимался проблемами психологии детей раннего возраста. Исследовал потребности и ценности как организующие факторы воспитания. Принимал участие в подготовке реформы образования в США. В качестве главы исследовательской группы Национальной АН США работал над совершенствованием методов преподавания естественных и точных наук. Посвящённая этой работе книга "Процесс обучения" (1960; переведена на 19 языков) оказала большое влияние на развитие образования во мн. странах.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 341)

БРУШЛИНСКИЙ, АНДРЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ

БРУШЛИНСКИЙ, АНДРЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ (1933-2002) - д-р психологических наук (1978), профессор (1991), один из членов-учредителей и действительный член РАО (1992; Отделение психологии и возрастной физиологии), член-корреспондент РАН (с 1990), директор (1989-2002) Института психологии РАН.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 460)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

БРУШТЕЙН, АЛЕКСАНДРА ЯКОВЛЕВНА

БРУШТЕЙН, АЛЕКСАНДРА ЯКОВЛЕВНА (1884-1968) - писательница. Автобиографическая трилогия, обращенная к юному читателю: "Дорога уходит в даль..." (1956), "В рассветный час" (1958), "Весна" (1961).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 341)

БРЮСОВА, НАДЕЖДА ЯКОВЛЕВНА

БРЮСОВА, НАДЕЖДА ЯКОВЛЕВНА (1881-1951) - музыковед, деятель в области музыкального образования и просвещения. Сестра В.Я. Брюсова. Труды по теории и истории музыки, педагогике, методике музыкально-теоретического образования, народной музыке.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 341)

БРЮСОВ, ВАЛЕРИЙ ЯКОВЛЕВИЧ

БРЮСОВ, ВАЛЕРИЙ ЯКОВЛЕВИЧ (1873-1924) - поэт, критик, литературовед. В 1917-19 возглавлял комитет по регистрации печати, зав. отделом научных библиотек и литературным отделом Наркомпроса, занимал ответственные посты в Государственном учёном совете, Госиздате, заведовал Книжной палатой и др. Организовал (1921) Высший литературно-художественный институт (впоследствии его имени) и был его первым ректором. Преподавал в 1-м МГУ, Коммунистической академии и др.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 341)

БРЯНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

БРЯНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ - Брянск, ул. Бежицкая, 14. Психология, профессиональное обучение, дошкольная педагогика и психология, педагогика и методика дошкольного образования, педагогика и методика начального образования, социальная педагогика.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 469)

-------------------

См. также Педагогические высшие учебные заведения

БРЯНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

БРЯНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ - Брянск, бульвар им. 50-летия Октября, 7. Профессиональное обучение.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 472)

-------------------

См. также Университеты

БРЯНЦЕВ, АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ

БРЯНЦЕВ, АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ (1883-1961) - режиссёр, народный артист СССР (1956). На сцене с 1904. Один из основателей и первых руководителей отечественного театра для детей. Организатор (1922) и гл. режиссёр (до 1961) Ленинградского ТЮЗа. Руководил ТЮЗом до 1948. Гос. премия (1950).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 341)

БУБЕР (BUBER), МАРТИН (МАРДОХАЙ)

БУБЕР (BUBER), МАРТИН (МАРДОХАЙ) (1878-1965) - немецко-еврейский религиозный философ, писатель, педагог. Развивал идеи философской антропологии и экзистенциализма. Рассматривал бытие как "диалог" (между Богом и человеком, между человеком и миром). Осн. педагогический труд "Речи о воспитании" (1953) посвящён проблемам сущности воспитания, образования и мировоззрения, воспитания характера.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 342)

БУБНОВ, АНДРЕЙ СЕРГЕЕВИЧ

БУБНОВ, АНДРЕЙ СЕРГЕЕВИЧ (1884-1938) - государственный и партийный деятель. Нарком просвещения РСФСР (1929-37). Под руководством Б. введено всеобщее начальное обучение и начато осуществление 7-летнего всеобуча; в 1-й половине 30-х гг. проведена реформа содержания учебно-воспитательной работы школы; разработаны учебные планы и программы; подготовлены учебники и т.д.; проводилась ликвидация неграмотности (1929-31). Одно из важнейших направлений деятельности Б. - создание политехнической школы. Б. высоко ценил педагогическую науку и труд педагогов, увеличил сеть учительских и заочных педагогических институтов с 2 (1928) до 48 (1931). Деятельность Б. нельзя оценивать однозначно. В период его руководства сформировались бюрократические методы управления образованием; его критическое отношение к педологии, методу проектов, отмирания школы теории способствовало репрессиям против авторов и сторонников этих теорий и прекращению мн. психолого-педагогических исследований. Необоснованно репрессирован.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 342)

БУДАНОВ, ВЛАДИМИР ПЕТРОВИЧ

БУДАНОВ, ВЛАДИМИР ПЕТРОВИЧ (1872-1940) - географ, методист. Преподавал в учебных заведениях Новочеркасска, Киева, Ленинграда (с 1924; в ЛГПИ им. А.И. Герцена в 1926-38). Автор одного из первых в России пособий по методике преподавания географии, учебных пособий по физической географии.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 342)

БУДДИСТСКИЕ ШКОЛЫ

БУДДИСТСКИЕ ШКОЛЫ - институт духовного образования в буддизме. Буддизм - одна из трёх (наряду с христианством и исламом) мировых религий. Возник в Др. Индии в 6-5 вв. до н.э. Основателем считается Сиддхартха Гаутама (Будда). В центре буддизма - учение о "4 благородных истинах": существуют страдание, его причина, состояние освобождения и путь к нему. Буддийские монахи выработали последовательную педагогическую систему обучения в Б.ш., которые возникли в Древней Индии в 6-5 вв. до н.э. преимущественно при монастырях. Были многочисленны в регионах Южной и Юго-Восточной Азии, Дальнего Востока, во мн. странах оказались первыми образовательными учреждениями. В основе педагогической системы, выработанной буддийскими монахами, следующие принципы: возможно меньшее количество учеников у одного наставника; достижение духовной близости ученика и учителя; отрицание искусственного стимулирования образовательного процесса, т.е. ответы только на актуальные в данный момент вопросы; комплексное развитие ума, нравственности, памяти, физической культуры. Использовались многочисленные приёмы педагогического воздействия и взаимодействия учителя и ученика, в т.ч. логические познавательные задачи, построенные на парадоксах (коаны), самосозерцание, медитация.

Обучение в Б.ш. было иерархизировано и дифференцировано по содержанию. Предусматривались существенные различия в образовании мирян и будущих монахов. В зависимости от статуса монастыря при нём существовала начальная и высшая Б.ш. В школы принимались дети 5-8 лет без учёта их сословно-кастовой принадлежности; обучение продолжалось до 15-25 лет, велось на местных языках. Система обучения учитывала возрастные особенности детей.

В странах, где распространён буддизм, Б.ш. существуют в модифицированном виде и в 21 в.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 30)

БУДНЫЙ, СИМОН

БУДНЫЙ, СИМОН (1530(?) - 1593) - белорусский просветитель, идеолог реформационного движения в Белоруссии и Литве. Издал (1562) первый печатный учебник для школы на территории Белоруссии. Выступал за предоставление права на образование для всех сословий. Осуждён как еретик (1582).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 342)

БУЕВА, ЛЮДМИЛА ПАНТЕЛЕЕВНА

БУЕВА, ЛЮДМИЛА ПАНТЕЛЕЕВНА (р. 1926) - д-р философских наук (1968), профессор (1971), действительный член РАО (1989; Отделение образования и культуры), гл. научный сотрудник Института философии РАН.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 460)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

БУКВАРЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БУКВОСЛАГАТЕЛЬНЫЙ СПОСОБ

БУКВОСЛАГАТЕЛЬНЫЙ СПОСОБ - способ обучения грамоте. Известен со времён Древней Греции и Древнего Рима; в России применялся в 16 - середине 19 вв. В основе этого способа выделение единицы членения текста - буквы. Буква однозначно связывалась со звуком, считалось, что букв столько же, сколько звуков. Главным было заучивание букв, составление из них слогов и их заучивание и, наконец, чтение "по складам". К письму приступали после освоения "складов", начиная снова с письма букв потом слов и фраз. Таким способом обучение грамоте могло длиться годами.

Б.с. приводил к побуквенному чтению, в связи с чем в методике обучения грамоте был выделен слоговой способ: запомнив все или несколько букв, переходили сразу к заучиванию слогов и к чтению слов из них. Этот способ требовал заучивания многочисленных слогов всех типов. Оптимальный вариант способа, разработанный Г. Кремлёвым (1854), основывался на заучивании группы гласных звуков, с которыми затем последовательно сочетался каждый согласный; такой способ приводил к обобщению звуков, включая элементы звукового анализа.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 30)

БУКЕТ

БУКЕТ - ООО, Шахты, Ростовская область. Детская литература.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 478)

-------------------

См. также Издательства РФ

БУЛАТОВ, ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ

БУЛАТОВ, ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ (р. 1946) - д-р исторических наук (1991), профессор (1992), член-корреспондент РАО (2001; Отделение высшего образования), ректор Поморского государственного университета им. М.В. Ломоносова.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 464-465)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

БУЛГАКОВА, НИНА ЖАНОВНА

БУЛГАКОВА, НИНА ЖАНОВНА (р. 1926) - д-р педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО (1990; Отделение образования и культуры), зав. кафедрой Рос. государственной академии физической культуры.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 465)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

БУЛГАКОВ, СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ

БУЛГАКОВ, СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ (1871-1944) - богослов, философ, экономист, публицист, деятель образования, священник (1918). С 1923 в эмиграции, профессор церковного права и богословия на юридическом факультете Русского Научного института в Праге. При его участии создан русский Богословский институт в Париже (1925; профессор догматического богословия и декан). Один из идейных руководителей Русского студенческого христианского движения (РСХД); участвовал в первых его съездах и затем продолжал его курировать. До последних дней жизни в оккупированном Париже продолжал служить литургию и читать лекции.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 342)

БУНАКОВ, НИКОЛАЙ ФЕДОРОВИЧ

БУНАКОВ, НИКОЛАЙ ФЕДОРОВИЧ (1837-1904) - педагог, теоретик и практик начального обучения. Сторонник демократизации народной школы, введения всеобщего бесплатного начального обучения. На средства Б. содержались школа в Воронеже, народное училище в с. Петино и др. Руководитель учительских съездов и курсов. Автор популярных учебных пособий: для школьников - "Азбука и уроки чтения и письма" (1871; 100 изд., 1916), "Книжка- первинка" (1881; 37 изд., 1911), хрестоматия "В школе и дома" (1876; 43 изд., 1911) и учителей - "Обучение грамоте по звуковому способу..." (1871; 24 изд., 1903) и др.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 342)

БУРСА

БУРСА (ср.-лат. bursa - кошелёк, касса, фонд) - общежитие для бедных студентов. Создано в 1-й половине 17 в. при Киевско-братском училище (см. Киево-Могилянская академия) киевским митрополитом Петром Могилой, преобразовавшим странноприимный дом при училище в постоянное общежитие для нуждающихся воспитанников. В Б. проживало 200-500 чел. (часть на казённом содержании, значительная часть - на полуказённом), гл.о. на пожертвования (с 1786 сбор пожертвований запрещён). Название Б. позже перешло на все общежития при духовных учебных заведениях, где учащиеся содержались на казённый счёт.

(Бим-Бад Б.М. "Педагогический энциклопедический словарь". М., 2002 г., c.31)

-------------------

См. также Киево-Могилянская академия

БУРЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

БУРЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ - Республика Бурятия, Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а. Психология, социальная работа, дошкольная педагогика и психология, педагогика и методика начального образования.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 472)

-------------------

См. также Университеты

БУСЛАЕВ, ФЕДОР ИВАНОВИЧ

БУСЛАЕВ, ФЕДОР ИВАНОВИЧ (1818-1897) - филолог, историк искусства, академик Петербургской АН (1860). С 1844 в Московском университете (профессор с 1847). В 1860 прочёл курс истории словесности наследнику престола Николаю Александровичу. Основатель научной методики преподавания языка и словесности ("О преподавании отечественного языка", т. 1-2, 1844; 2 изд., 1941). Выпустил "Историческую хрестоматию церковнославянского и древнерусского языка" (1861) и "Русскую хрестоматию" (1870). Под руководством Б. составлены школьные программы по русскому языку и словесности (1864, 1886 - для женских средних учебных заведений). Развивал идею сравнительно-исторического изучения языка. Исследовал и издавал древние рукописи.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 342)

БУССЕ, ФЕДОР ИВАНОВИЧ

БУССЕ, ФЕДОР ИВАНОВИЧ (1794-1859) - педагог. С 1819 преподавал математику во "2-м разряде" (впоследствии профессор) Главного педагогического института; с 1838 до конца жизни директор гимназии, преобразованной из "2-го разряда". Пропагандировал Белл-Ланкастерскую систему обучения. Учебники и руководства по арифметике и геометрии.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 342)

БУТИКОВ, ГЕОРГИЙ ПЕТРОВИЧ

БУТИКОВ, ГЕОРГИЙ ПЕТРОВИЧ (р. 1925) - почетный член РАО (1999; Отделение образования и культуры), генеральный директор Государственного музея "Исаакиевский собор" (С.-Петербург).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 468)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

БУТЛЕРОВ, АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ

БУТЛЕРОВ, АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ (1828-1886) - химик, академик Петербургской АН (1974), создатель первой отечественной школы органической химии. С 1849 преподавал, читал лекции по физике, химии и физической географии в Петербургском университете. В 1854 избран экстраординарным, а в 1857 ординарным профессором химии Казанского университета. По свидетельству современников, Б. был одним из лучших лекторов своего времени благодаря ясности и строгости изложения, которые сочетались с образностью языка. Его общедоступные лекции пользовались большой популярностью. Издал учебник "Введение к полному изучению органической химии" (Казань, 1864-66).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 342)

БЫКОВ, РОЛАНД АНАТОЛЬЕВИЧ

БЫКОВ, РОЛАНД АНАТОЛЬЕВИЧ (1929-1998) - актёр, режиссёр, народный артист СССР (1990), действительный член РАО (1992). Актёр широкого творческого диапазона. Сыграл св. 100 ролей. Как режиссёр детского кино привлекал в качестве актёров детей и разработал методику работы с ними в процессе съёмок, направленную на развитие творческих способностей детей и воссоздание в фильме мира детства. Основатель и президент Международного фонда развития кино и телевидения для детей и юношества (1988).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 342)

БЫСТРОВА, ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА

БЫСТРОВА, ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА (р. 1930) - д-р педагогических наук (1982), профессор (1985), член-корреспондент РАО (1996; Отделение общего среднего образования), зав. Центром филологического образования Института среднего образования РАО.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 465)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

БЭГЛИ БАГЛИ (BAGLEY), УИЛЬЯМ ЧАНДЛЕР

БЭГЛИ БАГЛИ (BAGLEY), УИЛЬЯМ ЧАНДЛЕР (1874-1946) - американский педагог, основоположник педагогики эссенциализма. Профессор педагогики Колумбийского университета в Нью- Йорке (1917-40). Рассматривая образование как "стабилизирующую силу", призывал к укреплению его исторически сложившихся функций.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 342

БЭКОН (BACON), ФРЭНСИС

БЭКОН (BACON), ФРЭНСИС (1561-1626) - английский философ-материалист. Лорд-канцлер (1618-21). Предложил реформу научного метода - обращение к опыту и обработка его посредством индукции, основа которой - эксперимент. Включал педагогику и учение о воспитании души, составляющее часть этики, в свою классификацию наук, по которой все знания разделяются соответственно трём способностям "разумной души" - памяти, воображению и рассудку.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 342)

БЭН (BAIN), АЛЕКСАНДЕР

БЭН (BAIN), АЛЕКСАНДЕР (1818-1903) - английский психолог и педагог. Представитель ассоциативной психологии. Профессор (1860-80) и ректор (1881- 1887) Абердинского университета. Работы Б. стали первыми руководствами по психологии. В "Логике" (1870) предвосхитил последующее развитие психологического эксперимента.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 342)

БЮИССОН (BUISSON), ФЕРДИНАНД

БЮИССОН (BUISSON), ФЕРДИНАНД (1841-1932) - французский педагог и политический деятель. В 1871-96 в Министерстве народного просвещения, с 1879 директор отдела по начальному образованию. Сыграл значительную роль в подготовке и проведении в жизнь законов 1880-х гг. о всеобщем обязательном бесплатном начальном обучении в светской школе, а также школьных законов начала 20 в. В 1899 совместно с А. Бине открыл лабораторию экспериментальной психологии. Под редакцией Б. издан "Словарь по педагогике и начальному образованию" (1880-87; 2 изд., 1911). Один из основателей "Общества по изучению детской психологии" и "Лиги прав человека". Нобелевская премия мира (1927).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 342)

БЮЛЕР (BUHLER), КАРЛ

БЮЛЕР (BUHLER), КАРЛ (1879-1963) - немецко-австрийский психолог. С 1922 профессор Венского университета. С 1938 в США. Представитель вюрцбургской школы. Труды по развитию детского мышления, психологическим аспектам речи, проблемам общего языкознания.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 342)

БЮЛЕР (BUHLER), ШАРЛОТТА

БЮЛЕР (BUHLER), ШАРЛОТТА (1893-1974) - австрийский и американский психолог. Профессор университетов Вены, Осло, Лос-Анжелеса. С 1970 президент Ассоциации гуманистической психологии. Возглавляла в 20-30-е гг. созданную ею Венскую школу возрастной психологии, известную гл.о. диагностическими исследованиями уровня психического развития ребёнка. Разработала схему периодизации жизненного пути личности, положившую начало психобиографическому направлению в психологии. Ввела "коэффициент развития" (вместо "коэффициента интеллекта").

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 342)

БЮРГЕРСКИЕ ШКОЛЫ

БЮРГЕРСКИЕ ШКОЛЫ (от нем. Burger - горожанин) - начальные училища повышенного типа в Германии в 17-18 вв. для сыновей ремесленников, мелких торговцев и пр. Преподавались немецкий язык, математика, начатки географии и естествознания, некоторые прикладные знания (например, счетоводство). В 19 в. преобразованы в высшие начальные училища (4-летний срок обучения на базе 4-летней начальной школы) или в реальные училища (6-летний срок обучения).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 31)

Предыдущая страница Следующая страница