Наши партнеры

https://volga.news/article/645327.html
https://volga.news/article/645327.html

Педагогический словарь
Статьи на букву "Г" (часть 3, "ГОС"-"ГЭК")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Г" (часть 3, "ГОС"-"ГЭК")

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА (ГОПБ) в Москве

- одна из крупнейших в Рос. Федерации специализированная библиотека в области общественных наук. Осн. в 1921 как библиотека Института К. Маркса и Ф. Энгельса (в 1931 слилась с библиотекой Института В.И. Ленина; до 1992 библиотека Института теории и истории социализма ЦК КПСС). В фондах св. 1 млн. экземпляров русских и иностранных книг, св. 300 тыс. номеров русских и св. 770 тыс. иностранных журналов, ок. 30 тыс. годовых комплектов газет. Представлены собрания литературы по экономической, социальной, политической и культурной истории стран Европы и Америки, по истории философской мысли, праву, коллекции "Россики" и "Советики" и др.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 477)

-------------------

http://www.gopb.ru/

См. также Библиотеки РФ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ - комплекс законодательных актов и практических мероприятий в сфере образования и воспитания подрастающего поколения, а также образования взрослых. Рос. Федерация провозглашает область образования приоритетной. Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах: гуманистический характер образования; приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников; светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях; свобода и плюрализм в образовании; демократический, государственно-общественный характер управления образованием.

Государственная политика Рос. Федерации оформляется в законах (например, Закон РФ об образовании, 1992), постановлениях и распоряжениях правительства, нормативных документах Министерства образования, Министерства здравоохранения, Министерства труда и социального развития, Министерства внутренних дел и других документах. Государственная политика претворяется в практическую деятельность органами управления образованием, образовательными учреждениями, а также другими государственными и общественными организациями, решающими общеобразовательные и воспитательные задачи. Негосударственные образовательные учреждения также обязаны соблюдать осн. направления государственной политики в области образования.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 56)

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПУБЛИЧНАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПУБЛИЧНАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА (ГПИБ) в Москве

- одна из крупнейших в Рос. Федерации специализированная библиотека в области гуманитарных наук. Осн. в 1938 на базе библиотек Исторического музея, Института Красной профессуры, Коммунистического университета трудящихся Востока. В основу её фондов легла библиотека А.Д. Черткова (открыта для публики в 1863 и в 1878 передана в Исторический музей вместе с др. собраниями). В фондах ок. 3 млн. единиц хранения (коллекции книг русских историков, библиофилов, русские рукописные и старопечатные книги, инкунабулы, палеотипы и др.).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 477)

-------------------

http://www.shpl.ru

См. также Библиотеки РФ

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ (ГОС)

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ (ГОС) - см. Государственный образовательный стандарт

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ПО НАРОДНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ПО НАРОДНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ (май - ноябрь 1917) - общественный орган при МНП Временного правительства России. Создан для разработки законодательства по народному образованию. В него вошли представители Советов (рабочих, солдатских и крестьянских депутатов), союзов (Всероссийского учительского, городского, земского, академического) и других организаций. Руководители комитета: В.И. Чарнолуский (председатель Бюро), Н.Н. Иорданский и А.П. Пинкевич (с августа В.А. Гердт и Я.Я. Гуревич). В различных комиссиях работали св. 100 педагогов и общественных деятелей, в т.ч. В.М. Бехтерев, В.П. Вахтеров, А.В. Луначарский. Комитет разрабатывал реформу образования, наиболее последовательно выраженную в документах "О единой общественной общеобразовательной школе" и Декларации и Временном положении об основах её построения. Предполагалось обеспечение прав в области образования всех национальностей России, единство организационных начал школ различных ступеней и типов, демократизация и децентрализация школьного дела и др. Всего было разработано св. 40 законопроектов. Руководство комитета не приняло советской власти и НКП. Декретом СНК от 20 ноября комитет был распущен, Бюро работало до роспуска Учредительного собрания (январь 1918). Комитет издавал "Бюллетени..." (вышло 7 выпусков.).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 56)

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ (ГОС)

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК - Москва, ул. Шаболовка, 33. Психология.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 472)

-------------------

http://www.gugn.info

См. также Университеты

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УЧЁНЫЙ СОВЕТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ (ГТО)

ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ (ГТО) - в СССР в 1931-91 программа физкультурной подготовки в общеобразовательных, профессиональных и спортивных организациях. Охватывала население в возрасте от 6 до 60 лет. Состояла из 2 частей: "Будь готов к труду и обороне СССР" (БГТО) для школьников 1-8-х классов (4 возрастные ступени) и ГТО для учащихся и населения старше 16 лет (3 ступени).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 56)

ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ - определённый уровень морфофункционального и психического развития ребёнка, при котором систематическое школьное обучение не приведёт к ухудшению состояния здоровья, срыву социально-психологической адаптации. От готовности к школе зависит успешность и эффективность обучения. Готовность к школе - интегральная характеристика, включающая определённый уровень состояния здоровья и физического развития, личностное развитие (самосознание, самооценка, мотивация), интеллектуальное и речевое развитие, развитие моторных функций и зрительного восприятия, зрительно-моторных и слухо-моторных координаций и др. Для определения уровня готовности к школе используются методики, оценивающие уровень развития комплекса познавательных функций, психологического развития, состояния здоровья и функциональное развитие. Готовность к обучению не является абсолютным показателем и зависит от требований школы, объёма и интенсивности учебной нагрузки, направленности и дифференцированности обучения и других условий.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 56-57)

-------------------

См. также Книжка-игрушка

ГОФМАН, МОДЕСТ ЛЮДВИГОВИЧ

ГОФМАН, МОДЕСТ ЛЮДВИГОВИЧ (1887-1959) - поэт, филолог-эмигрант, известный специалист по методике преподавания литературы в школе, после революции работал в Пушкинском доме. С 1923 года в эмиграции продолжал заниматься преподаванием литературы.

(Б.А. Ланин Б.А. Литературное образование в XIX-начале XXI века. - М., 2005. С. 48-51)

ГПД

ГПД - см. Продлённый день в школе

ГРАБОРОВ, АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ

ГРАБОРОВ, АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ (1885-1949) - дефектолог, один из основателей отечественной олигофренопедагогики. Участвовал в создании первых программно-методических документов для вспомогательных школ и специальных детских домов. В 30-х гг. создал систему воспитания детей-олигофренов на основе использования ручного труда, автор трудов по олигофренопедагогике, учебника по дефектологии для педагогических вузов (1925).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 351)

-------------------

(Граборов А.Н. Основы олигофренопедагогики. - М., 2005. С. 6)

-------------------

См. также Олигофренопедагогика

ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГРАЖДАНСКОЕ НЕПОВИНОВЕНИЕ

ГРАЖДАНСКОЕ НЕПОВИНОВЕНИЕ - политическое действие, выражающееся в намеренном нарушении закона ради инициирования изменений в законодательстве или политике правительства, одна из форм оппозиции в демократическом обществе. По смыслу действия Г.н. представляет собой обращённое к чувству справедливости большинства сообщества рационально обоснованное заявление о несогласии неповинующихся с нарушением принятых принципов (или порядка) социальной кооперации. Акции Г.н. могут носить прямой (неисполнение опротестовываемого закона) и непрямой (неисполнение иных законов) характер. Как политическое действие Г.н. оправдывается принципами, регулирующими конституцию и другие социальные институты; в этом плане оно представляет собой неповиновение (отдельному) закону при верности законодательству и принципу верховенства права.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 57)

ГРАЖДАНСТВО ОБЫЧАЕВ ДЕТСКИХ

ГРАЖДАНСТВО ОБЫЧАЕВ ДЕТСКИХ (по некоторым спискам "Дворство обычаев добрых") - первый в русской книжности памятник западноевропейской педагогической мысли. Перевод сочинения Эразма Роттердамского "De civilitate morum puerilium" (1530). Выполнен в начале 3-й четверти 17 в. в Москве, предположительно Епифанием Славинецким с польской обработки Ацернуса (Себастиана Клёновича) базельского издания (1538) Рейнгарда Гадамарского. Известно 11 рукописных списков. Русский перевод представлен в катехизисной форме. "Г.о.д." открыло новое, светское направление в русской педагогике - обучение этике и личной гигиене.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 57)

ГРАММАТИКА

ГРАММАТИКА - [греч. grammatike (techne), первоначально - искусство чтения и письма, grаmma - буква]

1. строй языка, т.е. система языковых форм, способов словопроизводства, синтаксических конструкций.

2. Раздел языкознания. Современная школьная Г. включает в себя 2 различные по своим задачам области. Г. родного языка имеет целью упорядочение, систематизацию стихийного процесса овладения средствами родного языка. Г. неродного языка направлена на достижение коммуникативной цели обучения языку.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 57)

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ - 1. в древних Афинах начальные школы для мальчиков 7-12 лет (школа грамматиста) с преподаванием чтения, письма и счёта.

2. В Древнем Риме повышенная начальная школа для детей патрициев и всадников с преподаванием грамматики, римской литературы и греческого языка.

3. В России 17 в. школа при некоторых монастырях для изучения греческой и латинской грамматики и античной литературы.

4. В современной Великобритании и некоторых странах Британского Содружества средняя общеобразовательная школа, готовящая к поступлению в университет. С 1902 Г.ш. стали частью государственной системы образования; обучение дифференцировано по гуманитарному и естественно-научному профилям.

Школьная реформа 1965 способствовала поглощению Г.ш. объединёнными школами.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 57)

ГРАМОТНОСТЬ

ГРАМОТНОСТЬ - определённая степень владения человеком навыками чтения и письма в соответствии с грамматическими нормами родного языка. Один из базовых показателей социально-культурного развития населения. Конкретное содержание понятия Г. исторически изменчиво, имеет тенденцию к расширению с ростом общественных требований к развитию индивида: от элементарных умений читать, писать, считать - к овладению некоторым комплексом различных общественно необходимых знаний и навыков, позволяющих человеку сознательно участвовать в социальных процессах (т.н. функциональная грамотность).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 57)

ГРАНИК, ГЕНРИЭТТА ГРИГОРЬЕВНА

ГРАНИК, ГЕНРИЭТТА ГРИГОРЬЕВНА (р. 1928) - д-р психологических наук (1981), действительный член РАО (1995; Отделение психологии и возрастной физиологии), гл. научный сотрудник Психологического института РАО.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 461)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

ГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА( В ОБУЧЕНИИ)

ГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА( В ОБУЧЕНИИ) - визуальное оформление преподавателем и учащимися учебной информации; упрощённая зарисовка деталей изучаемых объектов, их условное обозначение; составление схем, графиков, картограмм и пр.; графоаналитическая обработка данных.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 57)

ГРАЧЕВА, ЕКАТЕРИНА КОНСТАНТИНОВНА

ГРАЧЕВА, ЕКАТЕРИНА КОНСТАНТИНОВНА (1866-1934) - дефектолог. В 1894 организовала в С.-Петербурге первый в России приют для слабоумных и эпилептиков, в котором обучала их элементарным знаниям; в 1898 при приюте открыта школа. В 1900 добилась учреждения благотворительной организации для оказания помощи слабоумным; открыла курсы для подготовки сестёр- нянь. По инициативе Г. и при её участии в начале 20-х гг. открыты приюты для слабоумных в других городах России. Автор первых в России пособий по воспитанию и обучению детей с нарушениями в психическом развитии.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 351)

ГРАЧЕВА, ИРАИДА СЕРАФИМОВНА

ГРАЧЕВА, ИРАИДА СЕРАФИМОВНА - учитель литературы (г. Ленинград), кандидат филологических наук, чтение лекций по методике преподавания литературы на филологическом факультете университета и в институте усовершенствования учителей, спецкурсы на факультете повышения квалификации преподавателей вузов при ЛГПИ им. А.И.Герцена

(Грачева И.С Уроки русской литературы. - СПб., 1993. С. 2)

ГРЕКОВ, АНАТОЛИЙ АНДРЕЕВИЧ

ГРЕКОВ, АНАТОЛИЙ АНДРЕЕВИЧ (р. 1935) - д-р физико-математических наук (1976), профессор (1977), действительный член РАО (1992; Отделение высшего образования), ректор Ростовского государственного педагогического университета (1978; до 1993 Ростовский педагогический институт), инициатор создания и председатель (с 1992) Южного отделения РАО.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 461)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

ГРЕКО-ЛАТИНСКИЕ ШКОЛЫ

ГРЕКО-ЛАТИНСКИЕ ШКОЛЫ - учебные заведения в Москве во 2-й половине 17 в. для изучения греческого, латинского и церковно-славянского языков, пиитики, риторики и философии. В их числе: Андреевская (Ртищевская) школа (осн. в 1649); Заиконоспасская школа Симеона Полоцкого (1664), греко-латинское училище при Московской типографии (1681). Число учащихся колебалось от 20 до 200. Окончившие школы использовались на дипломатической службе, работали справщиками Печатного двора, учителями греческого и латинского языков. Деятельность этих школ способствовала созданию в Москве Славяно-греко-латинской академии.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 57)

ГРЕХ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГРИГОРЬЕВ, СВЯТОСЛАВ ИВАНОВИЧ

ГРИГОРЬЕВ, СВЯТОСЛАВ ИВАНОВИЧ (р. 1948) - д-р социологических наук (1990), профессор (1993), член-корреспондент РАО (1992; Отделение высшего образования), директор УНПК и зав. кафедрой Алтайского государственного университета.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 465)

-------------------

(С.И. Григорьев С.И. Культурология развития российского университета. - Барнаул, 2003. С. 2)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

ГРИНЕВЕЦКИЙ, ВАСИЛИЙ ИГНАТЬЕВИЧ

ГРИНЕВЕЦКИЙ, ВАСИЛИЙ ИГНАТЬЕВИЧ (1871-1919) - учёный-механик и теплотехник, деятель профессионального образования. Член Русского технического общества. С 1896 преподавал в МВТУ (с 1900 профессор; в 1914 директор). Представил проект преобразования МВТУ в высшую школу политехнического типа. Предложил (1916) проект реформы профессионального образования, где отстаивал необходимость усиления специализации и проведения "двойной" специализации (производственной и функциональной) и отказа от универсализма, профессиональной направленности общеобразовательного цикла. Расценивал введение политехнического принципа как излишнюю "энциклопедичность". Предложил экономически удобную группировку специальностей, организацию лабораторий и мастерских. Выступал против огосударствления и централизации управления подготовкой кадров, передачи технических учебных заведений в ведение Наркомпроса.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 351)

ГРИНЬКО, ГРИГОРИЙ ФЁДОРОВИЧ

ГРИНЬКО, ГРИГОРИЙ ФЁДОРОВИЧ (1890-1938) - государственный и партийный деятель. Нарком просвещения УССР (1920-22). Г. - организатор и теоретик системы народного образования УССР. Сторонник монотехнического образования. В выдвинутой им совместно с Я.П. Ряппо схеме народного образования, отличной от принятой в РСФСР, для детей до 15 лет создавалась единая система социального воспитания, построенная по трудовому принципу. Предусматривалось непрерывное развитие различных типов детских учреждений - от учреждений с ограниченной сферой воздействия на детей до охватывающих жизнь ребёнка полностью (детские площадки - школа-клуб неполного дня - дневной детский дом - школа полного дня - детский дом - детский городок как федерация детских домов). С ноября 1922 схема Г. была закреплена Кодексом законов о народном образовании УССР и представляла собой важный социально-педагогический эксперимент осуществления единства общего и профессионального образования и социального воспитания. Необоснованно репрессирован.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 351)

ГРОДЗЕНСКАЯ, НАДЕЖДА ЛЬВОВНА

ГРОДЗЕНСКАЯ, НАДЕЖДА ЛЬВОВНА (1892-1974) - деятель в области музыкального образования и воспитания. Совместно с Б.Л. Яворским и Н.Я. Брюсовой участвовала в создании системы профессионального музыкального образования в Рос. Федерации. По инициативе Г. были открыты первые детские музыкальные школы, курсы повышения квалификации учителей музыки. Осн. направление деятельности Г. - формирование слушательской аудитории, создание учебного предмета "Слушание музыки" как ведущего в школьном музыкальном образовании ("Школьники слушают музыку", 1969).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 351)

ГРОС (GROOS), КАРЛ

ГРОС (GROOS), КАРЛ (1861-1946) - немецкий психолог. Преподавал в университетах Базеля, Гиссена, профессор университета в Тюбингене (1911-29). Известен работами в области детской психологии. Создал теорию игры, противопоставив её биогенетической концепции Г.С. Холла, который рассматривал игру как наследственно обусловленное воспроизведение стереотипов поведения. Согласно Г., игра побуждается не прошлым, а будущим и служит школой подготовки организма к жизненным испытаниям. В теории Г. не нашла отражения социальная функция игровой деятельности. Игра как форма "естественного саморазвития" не связывалась с педагогическим воздействием. В современной возрастной психологии теория Г. расценивается как исторический этап в развитии научных представлений об игровой деятельности. В области психологии мышления впервые выделил т.н. потенциальные понятия, что послужило одним из источников теорий мышления, разработанных Ж. Пиаже и Л.С. Выготским.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 351)

ГРУЗДЕВ, ПАВЕЛ НИКОДИМОВИЧ

ГРУЗДЕВ, ПАВЕЛ НИКОДИМОВИЧ (1889-1953) - педагог, действительный член АПН РСФСР (1945). Вёл научно-педагогическую работу в Костроме, Ярославле, Ленинграде. В 1945-49 председатель Ленинградского филиала АПН; в 1949-53 директор, затем сотрудник Ленинградского НИИ педагогики. Автор работ по методологии педагогики, теории и практике воспитания и обучения.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 351)

ГРУЗИНСКАЯ, ИРИНА АЛЕКСЕЕВНА

ГРУЗИНСКАЯ, ИРИНА АЛЕКСЕЕВНА (1905-1940) - методист английского языка. Преподавала во 2-м МГУ, в Московском областном институте иностранных языков и других вузах. Автор учебников, программ и работ по методике преподавания английского языка в средней школе. Разработала сравнительную характеристику психологических особенностей навыков чтения и устной речи на иностранном языке, принципы отбора в словарь иностранных слов и методику проведения эксперимента при обучении иностранному языку.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 352)

ГРУНДТВИГ (GRUNDTVIG), НИКОЛАЙ ФРЕДЕРИК СЕВЕРИН

ГРУНДТВИГ (GRUNDTVIG), НИКОЛАЙ ФРЕДЕРИК СЕВЕРИН (1783-1872) - датский просветитель и общественный деятель, историк, теолог, писатель. С 1861 епископ. В середине 19 в. по инициативе Г. в Дании начали создаваться т.н. высшие народные школы, предназначенные гл.о. для молодёжи старше 17 лет, не получившей обязательного образования. В них наряду со специальной подготовкой применительно к профессии слушателей изучались отечественная литература и история. Эти школы послужили прототипом подобного рода учебных заведений, широко распространённых в странах Северной Европы.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 352)

ГРУППА СОЦИАЛЬНАЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГРУППЫ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ (ГПД)

ГРУППЫ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ (ГПД) - см. Продлённый день в школе

ГРУШИН, БОРИС АНДРЕЕВИЧ

ГРУШИН, БОРИС АНДРЕЕВИЧ (р. 1929) - д-р философских наук (1968), профессор (1970), член-корреспондент РАО (1990; Отделение образования и культуры), гл. научный сотрудник Института философии РАН.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 465)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

ГУВЕРНЁР, ГУВЕРНАНТКА

ГУВЕРНЁР, ГУВЕРНАНТКА (франц. gouverneur, gouvernante) - домашний наёмный воспитатель, наставник детей в дворянских семьях. В России наибольшее распространение получили в 18-19 вв. С 90-х гг. 20 в. гувернанток готовят некоторые частные педагогические курсы.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 58)

ГУГЕЛЬ, ЕГОР ОСИПОВИЧ

ГУГЕЛЬ, ЕГОР ОСИПОВИЧ (1804-1842) - педагог. В 1830-41 учитель и инспектор классов Гатчинского воспитательного дома (с 1837 Гатчинский сиротский институт), где реорганизовал систему начального обучения: ввёл активные методы преподавания, большое внимание уделял родному языку. В 1832 вместе с П.С. Гурьевым открыл школу для сирот 4-6 лет (с 1837 составная часть Гатчинского сиротского института). Совместно с Гурьевым и А.Г. Ободовским издавал "Педагогический журнал" (1833-34). Для подготовки из воспитанников учителей создал (1840) специальное отделение сиротского института, где преподавал педагогику с введением в антропологию и психологию.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 352)

ГУГО СЕН-ВИКТОРСКИЙ (HUGO DE SANCTO VICTORE)

ГУГО СЕН-ВИКТОРСКИЙ (HUGO DE SANCTO VICTORE) (ок. 1096-1141) - средневековый теолог, философ и педагог. С 1115 преподаватель, с 1133 руководитель школы монастыря Сен-Виктор в Париже, одного из крупнейших философских и образовательных центров своего времени. Одной из гл. целей человеческой жизни считал познание, которое движется от внутреннего опыта человека к внешнему миру и постижению истины; выделил 3 его ступени: восприятие и размышление; рассуждение; созерцание. Построил программу обучения, включавшую теоретическое обоснование, изложение курса наук, методику преподавания, основы нравственного воспитания. Его гл. сочинение "Наставления в обучении чтению" (издано в 1939) оказало влияние на развитие образования в Западной Европе.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 352)

ГУДЕНАФ, ФЛОРЕНС ЛАУРА

ГУДЕНАФ, ФЛОРЕНС ЛАУРА - см. Гудинаф, Флоренс Лаура

ГУДИНАФ ГУДЕНАФ (GOODENOUGH), ФЛОРЕНС ЛАУРА

ГУДИНАФ ГУДЕНАФ (GOODENOUGH), ФЛОРЕНС ЛАУРА (1886-1959) - американский психолог, доктор философии (1924). С 1925 работала в Институте здоровья ребёнка (профессор до 1947). Осн. направление исследований - умственное развитие аномальных детей. Впервые в истории психодиагностики рассматривала детский рисунок как критерий уровня развития интеллекта ("Измерение интеллекта с помощью рисунка", 1926). Широкомасштабные исследования с помощью метода тестов привели Г. к переоценке основополагающего в американской тестологии принципа неизменности т.н. коэффициента интеллекта. В работе "Экспериментальное исследование ребёнка" (1931) подвергла всестороннему рассмотрению различные исследовательские методики детской психологии, продемонстрировала их сильные и слабые стороны. Руководство "Психология развития" (1934) явилось одним из первых фундаментальных трудов по психологии, заложивших основы изучения жизненного пути человека на всех его осн. этапах. В книге "Исключительные дети" (1956) обобщила опыт изучения детей, страдающих дефектами развития.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 352)

ГУДСИ

ГУДСИ - см. Бакиханов, Аббас-Кули

ГУКОВСКИЙ, ГРИГОРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

ГУКОВСКИЙ, ГРИГОРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1902-1950) - литературовед. С 1937 возглавлял группу по изучению русской литературы 18 в. в Институте русской литературы АН СССР (Пушкинский Дом). В труде "Изучение литературного произведения в школе" (1949; издан в 1966) Г. на основе собственного исследовательского опыта сформулировал программу научного изучения литературы в школе, цель которой не в усвоении учащимися определённой суммы знаний и расширении кругозора, а в постоянном углублении понимания мира, воссозданного в произведении, с тем, чтобы "улучшить жизнь и себя в ней". Необоснованно репрессирован (1949); реабилитирован посмертно.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 352)

-------------------

(Ланин Б.А. Литературное образование в XIX - начале XXI века. - М., 2005. С. 63-65)

ГУЛЬДРЕЙХ

ГУЛЬДРЕЙХ - см. Эрисман, Фёдор Фёдорович

ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ - система мер, направленных на приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования и технологии обучения, ориентированных на совершенствование личности, занимающей центральное место в структуре общественных отношений.

(Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей. - М., 2002. С. 93)

-------------------

- концептуальное положение о приоритете личности в образовании, формировании ее гуманного мировоззрения и творческого потенциала.

(Колычева З.И. Ноосферная педагогика как новая образовательная парадигма. - СПб., 2004. С. 175)

-------------------

См. также Герменевтика в педагогике, Гуманистическая педагогика, Сциентизм

ГУМАНИЗМ

ГУМАНИЗМ (от лат. humanus - человеческий, человечный) - признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей. Утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений. В более узком смысле - светское вольномыслие эпохи Возрождения, противостоявшее схоластике, связано с изучением вновь открытых произведений античности.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 58)

-------------------

- направление мышления и деятельности, ориентированное на благо всех людей как высшую ценность и высший смысл жизни при безусловном уважени и свободы каждой личности.

(Педагогика. Под редакцией Л.П. Крившенко. - М., 2005. С. 415)

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА - направление в современной теории и практике воспитания, возникшее в конце 50-х - начале 60-х гг. 20 в. в США как педагогическое воплощение идей гуманистической психологии. Философско-идеологическая ориентация Г.п. близка идеям педоцентризма (см. Детоцентризм), нового воспитания и "прогрессивизма" (см. Прагматистская педагогика). Гл. цель воспитания в русле Г.п. - самоактуализация личности. Организационно-методические рекомендации Г.п. разрабатываются, в частности, в концепции "слитного обучения" в начальной школе (Дж. Браун, США, и др.), которая ставит целью слияние эмоциональных и познавательных аспектов обучения, а также по линии "недирективного обучения" (К. Роджерс), задачей которого является помощь учащимся в осознании особенностей собственной личности, своего отношения к миру. С середины 60-х гг. в США действует Национальный консорциум по гуманизации воспитания - организация педагогов - сторонников Г.п.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 58)

-------------------

См. также Верджерио, Пьетро Паоло Старший

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ - направление в современной зарубежной, гл.о. американской, психологии, предметом изучения которого служит целостный человек в его высших, специфических только для человека проявлениях, в т.ч. развитие и самоактуализация личности, её высшие ценности и смыслы, любовь, творчество, свобода, ответственность и т.п.

Г.п. сформировалась как течение в начале 60-х гг. 20 в. Ведущие представители - А. Маслоу, Ш. Бюлер, К. Роджерс. Г.п. противопоставила себя бихевиоризму и фрейдизму, в которых осн. внимание уделяется зависимости личности от её прошлого. Согласно Г.п., главное в личности - её устремлённость в будущее, к свободной реализации своих способностей. Представители Г.п. стремятся построить новую, принципиально иную методологию познания человека как уникального объекта исследования.

Одна из осн. областей практического применения Г.п. - психотерапия. Важный прикладной аспект Г.п. составляют проблемы "гуманистического воспитания" - формирование человека как уникальной личности. Теоретическую основу такого подхода составляет концепция Маслоу иерархии человеческих потребностей, в которых высшее место отводится раскрытию потенциальных возможностей личности.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 58)

ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГУМАНИТАРНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

ГУМАНИТАРНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ - Курск, ул. 50 лет Октября, 93. Социальная работа.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 475)

-------------------

См. также Негосударственные ВУЗы

ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ

ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ - Москва, шоссе Фрезер, 10. Психология, социальная работа.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 475)

-------------------

См. также Негосударственные ВУЗы

ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ - Екатеринбург, ул. Студенческая, 19. Психология.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 475)

-------------------

См. также Негосударственные ВУЗы

ГУМАННОСТЬ

ГУМАННОСТЬ (от лат. humanus - человечный) - обусловленная нравственными нормами и ценностями система установок личности на социальные объекты (человека, группу, живое существо), которая представлена в сознании переживаниями сострадания и сорадования и реализуется в общении и деятельности в актах содействия, соучастия, помощи. Понятие "Г." как социальной установки, включающей познавательный, эмоциональный и поведенческий компоненты, привлекается при анализе широкого круга проблем, связанных с усвоением моральных норм и др.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 59)

ГУМБОЛЬДТ (HUMBOLDT), ВИЛЬГЕЛЬМ

ГУМБОЛЬДТ (HUMBOLDT), ВИЛЬГЕЛЬМ (1767-1835) - немецкий учёный, философ, филолог, государственный деятель и дипломат. Член Берлинской АН (1810), поч. член Петербургской АН (1832). Инициатор открытия (1810) университета в Берлине (ныне Гумбольдтовский университет, назван в честь братьев В. и А. Гумбольдтов). Представитель неогуманизма. Разработал общие принципы организации общественного воспитания, рассмотрел взаимоотношения между системой общественного воспитания, государством и церковью. Высказывался за передачу управления школьным делом в руки государства.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 352)

ГУНДОБИН, НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ

ГУНДОБИН, НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ (1860-1908) - врач-педиатр, один из основоположников научной педиатрии и возрастной морфологии в России. С 1888 в С.-Петербурге; с 1897 профессор, зав. кафедрой детских болезней Военно-медицинской академии. Создал петербургскую школу педиатров. Проводил систематические исследования возрастных анатомо-физиологических особенностей детского организма, обобщённые в монографии "Особенности детского возраста" (1906) и учебнике "Общая и частная терапия болезней детского возраста" (1896; 3 изд., 1907). Один из основателей "Союза борьбы с детской смертностью" (1904).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 352)

ГУРЕВИЧ, КОНСТАНТИН МАРКОВИЧ

ГУРЕВИЧ, КОНСТАНТИН МАРКОВИЧ (р. 1906) - почетный член РАО (1995; Отделение психологии и возрастной физиологии), гл. научный сотрудник Психологического института РАО.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 468)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

ГУРЕВИЧ, ЯКОВ ГРИГОРЬЕВИЧ

ГУРЕВИЧ, ЯКОВ ГРИГОРЬЕВИЧ (1843-1906) - педагог. Преподавал в гимназиях; затем в Петербургском учительском институте; на высших женских курсах. Приват-доцент по всеобщей истории в Петербургском университете. Осн. (1890) журнал "Русская школа". Осн. труды: 3-томная "Хрестоматия по русской истории" (5 изд., 1911); "Историческая хрестоматия по новой истории", "История Греции и Рима" (10 изд., 1911); "К вопросу о реформе среднего образования" (1906).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 352)

ГУРЕВИЧ, ЯКОВ ЯКОВЛЕВИЧ

ГУРЕВИЧ, ЯКОВ ЯКОВЛЕВИЧ (псевдоним Я. Круковский)(1869 - ?) - педагог, беллетрист . Сын Я.Г. Гуревича. Преподавал в гимназии Стоюниной и др. Редактировал совместно с сестрой, Л.Я. Гуревич, журнал "Русская школа", участвовал в работах по реформе средней и низшей школы.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 352)

ГУРЛИТТ (GURLITT), ЛЮДВИГ

ГУРЛИТТ (GURLITT), ЛЮДВИГ (1855-1931) - немецкий педагог, представитель теории свободного воспитания. Преподавал в гимназиях Гамбурга и Берлина. Осн. пороками системы образования в немецких школах считал авторитаризм преподавателей, оторванность преподавания от жизни, чрезмерное внимание к древним языкам и истории. Автор книг "Немец и его отечество" (1902), "Немец и его школа" (1905).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 352)

ГУРУ

ГУРУ (санскр. - духовный наставник, учитель) - глава религиозной общины сикхов в Пенджабе (Индия).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 59)

ГУРЦОВ, ГЕОРГИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

ГУРЦОВ, ГЕОРГИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1778-1858) - сурдопедагог, директор Петербургского училища глухонемых (1829-38). Разработал новый устав (1835), предусматривавший значительные изменения в работе училища: введение дифференцированного (по состоянию слуха) обучения и профессиональной подготовки, усиление внимания к обучению словесной речи. Автор первого учебника для глухонемых и методики преподавания на русском языке ("Энциклопедический курс методических и практических уроков", 1838). В 1843 в Одессе открыл школу для глухонемых.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 352)

ГУРЬЕВ, ПЁТР СЕМЁНОВИЧ

ГУРЬЕВ, ПЁТР СЕМЁНОВИЧ (1807-1884) - педагог, методист-математик. Последователь И.Г. Песталоцци. В 1832 вместе с Е.О. Гугелем открыл школу для сирот 4-6 лет (с 1837 часть Гатчинского сиротского института). Совместно с Гугелем и А.Г. Ободовским издавал "Педагогический журнал" (1833-34). В 1848-1858 инспектор Гатчинского сиротского института. Пропагандировал методику начального обучения математике, осн. на конкретно-индуктивном методе.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 352)

ГУТС МУТС (GUTS MUTHS), ИОГАНН КРИСТОФ ФРИДРИХ

ГУТС МУТС (GUTS MUTHS), ИОГАНН КРИСТОФ ФРИДРИХ (1759-1839) - немецкий педагог, теоретик и методист физического воспитания. В 1785-1837 преподавал гимнастику, плавание, географию в филантропине Х.Г. Зальцмана. Обосновал необходимость физического воспитания и разработал его методику, впервые ввёл в общеобразовательные школы систематические общеукрепляющие и развивающие физические упражнения; предложил комплекс гимнастических снарядов. Разработал классификацию спортивных игр. Автор методических пособий (в т.ч. "Гимнастика для юношества", 1793).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 352-353)

ГЭК

ГЭК - Государственная экзаменационная комиссия субъекта Рос. Фед., формируемая в регионах для проведения ЕГЭ.

(Организация и проведение единого государственного экзамена в Российской Федерации: Нормативные материалы, методические рекомендации. - М., 2003. С. 255)

-------------------

См. также ЕГЭ

Предыдущая страница Следующая страница