Наши партнеры

Recircular-office.ru - Купить бактерицидные рециркуляторы и облучатели.

Педагогический словарь
Статьи на букву "Д" (часть 1, "ДАВ"-"ДЕТ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Д" (часть 1, "ДАВ"-"ДЕТ")

ДАВИД (DAWID), ЯН ВЛАДИСЛАВ

ДАВИД (DAWID), ЯН ВЛАДИСЛАВ (1859-1914) - польский педагог и психолог. Один из основателей экспериментальной педагогики и психологии в Польше. В 1890-98 гл. редактор журнала "Педагогическое обозрение". Разработал теорию начального обучения, основы которой изложил в книге "Наука о вещах" (1892).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 353)

ДАВЫДОВ, ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

ДАВЫДОВ, ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ (1930-1998) - психолог, действительный член (1978) и вице-президент (с 1989) АПН СССР, действительный член (1992) и вице-президент (с 1992) РАО, д-р психологических наук (1971). Поч. член Национальной академии образования США (1982). В результате многолетних экспериментальных исследований (с 1959, совместно с Д.Б. Элькониным) выявил условия организации развивающего обучения. Разработал теорию учебной деятельности. Экспериментально обосновал способы отбора содержания обучения в начальной школе, учитывающие особенности и структуру учебной деятельности и обеспечивающие формирование у учащихся теоретического мышления. Труды по психологии обучения, общей психологии. Гл. редактор "Российской педагогической энциклопедии" (т. 1-2, 1993-1999).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 353)

ДАВЫДОВ, ЮРИЙ СТЕПАНОВИЧ

ДАВЫДОВ, ЮРИЙ СТЕПАНОВИЧ (р. 1937) - д-р экономических наук (1980), профессор (1982), член-корреспондент РАО (2000; Отделение высшего образования), ректор Пятигорского государственного лингвистического университета.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 465)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

ДАГЕСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ДАГЕСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ - Республика Дагестан, Махачкала, ул. 26 Бакинских Комиссаров, 57. Дошкольная педагогика и психология, педагогика и методика начального образования, специальная дошкольная педагогика и психология.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 469)

-------------------

См. также Педагогические высшие учебные заведения

ДАГЕСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ДАГЕСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ - Республика Дагестан, Махачкала, ул. Советская, 8. Психология.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 472)

-------------------

http://www.dgu.ru/ http://www.dgu.ru

См. также Университеты

ДАГЕСТАНСКОЕ УЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО

ДАГЕСТАНСКОЕ УЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО - Махачкала. Учебно-методическая литература.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 478)

-------------------

См. также Издательства РФ

ДАКТИЛОЛОГИЯ

ДАКТИЛОЛОГИЯ (от греч. daktylos - палец, logos - слово) - дактильная речь, ручная азбука, применяемая глухими людьми для общения. Создана монахами, давшими обет молчания. Впервые попытка использовать дактильную речь в обучении принадлежит испанскому монаху Педро де Понсе (16 в.). В основе Д. - изображение букв движениями пальцев одной или обеих рук. Количество дактильных знаков соответствует буквам алфавита данного языка. В образовательных учреждениях Рос. Федерации применяется коммуникативная система обучения глухих детей. Д. используется в первоначальный период обучения как ведущее наглядное средство формирования речи, на последних этапах выполняет вспомогательную роль.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 59)

-------------------

См. также Билингвистическое обучение

ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ - Хабаровск, ул. Муравьёва-Амурского, 33. Социальная работа.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 472)

-------------------

http://www.rag.ru/region/dvags.shtm

См. также Университеты

ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОРСКАЯ АКАДЕМИЯ

ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОРСКАЯ АКАДЕМИЯ - Владивосток, ул. Верхнепортовая, 50а. Психология.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 472)

-------------------

http://www.esstu.ru/

См. также Университеты

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ - Владивосток, ГСП, ул. Пушкинская, 10. Социальная антропология, социальная работа.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 472)

-------------------

http://www.festu.ru/

См. также Университеты

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ - Владивосток, ГСП, ул. Суханова, 8. Психология, социальная работа.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 472)

-------------------

http://www.dvgu.ru/openuniversity.ru/

См. также Университеты

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ - Хабаровск, ул. Серышева, 47. Социальная работа.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 472)

-------------------

http://www.dvgups.ru/

См. также Университеты

ДАЛЬТОН-ПЛАН

ДАЛЬТОН-ПЛАН (Dalton Plan), "лабораторный план"

- система индивидуализированного обучения. Возникла в начале 20 в.; автор - Е. Паркхерст. Учащиеся не связывались общей классной работой, им предоставлялась свобода в выборе занятий, очерёдности изучения отдельных предметов и пр. Годовой объём учебного материала разбивался на месячные "подряды", которые делились на ежедневные задания. Каждый ученик заключал с преподавателем "контракт" о самостоятельной проработке учебного материала. Учащиеся работали в предметных лабораториях (отсюда другое название Д.-п. - "лабораторный план"); контроль проводился при помощи сложной системы учётных карточек. Разделение по классам сохранялось лишь для обособленных от осн. учебного процесса занятий (гимнастикой, музыкой и т.д.). Д.-п. позволял приспособить темп обучения к возможностям учащихся, побуждал их к поиску рациональных приёмов работы.

В 20-е гг. в отечественной школе предпринимались попытки модифицировать Д.-п., преодолеть его крайнюю индивидуальность, связать с коллективной работой класса. Эти попытки нашли отражение в бригадно-лабораторном методе обучения. Элементы Д.-п. сохранились в ряде школ США.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 59)

-------------------

См. также Паркхерст, Елена

ДАНИЛОВ, ВЛАДИМИР ВАЛЕРЬЯНОВИЧ

ДАНИЛОВ, ВЛАДИМИР ВАЛЕРЬЯНОВИЧ (1881-1970) - филолог. Преподавал в Екатеринославе, Одессе, Петрограде. В 1948-56 в Институте русской литературы АН СССР (Пушкинский Дом). Д. - последователь культурно-исторической школы в литературоведении. В курсе "Методика русского языка..." (2 изд., 1917) и книге "Литература как предмет преподавания" (1917) определил место гуманитарных дисциплин в развитии интеллектуальных, аналитических способностей учащихся. Считал отечественную словесность гл. средством формирования у ребёнка чувства причастности к коллективной жизни, уважения к личности другого человека. В середине 20-х гг. создал цикл статей, в которых предпринята попытка социального анализа произведений школьной программы.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 353)

-------------------

(Ланин Б.А. Литературное образование в XIX - начале XXI века. - М., 2005. С. 58)

ДАНИЛОВ, ДМИТРИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ

ДАНИЛОВ, ДМИТРИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ (р. 1935) - д-р педагогических наук (1987), профессор (1988), член-корреспондент РАО (1996; Отделение общего среднего образования), зав. кафедрой Якутского государственного университета.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 465)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

ДАНИЛОВ, МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ

ДАНИЛОВ, МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1899-1973) - педагог, член-корреспондент АПН РСФСР (1959). С 1918 преподавал в сельской школе; с 1931 на научно-педагогической работе в школах, вузах и научно- исследовательских учреждениях. Разрабатывал проблемы методологии педагогики, педагогического образования, методики педагогических исследований. В трудах по проблемам дидактики раскрыл диалектику процесса обучения, его внутренние источники, движущие силы, противоречия. Создал концепцию начального образования, в основе которой идеи отбора знаний, стимулирования внутренних сил личности.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 353)

-------------------

- один из основоположников советской педагогики, крупнейший дидакт, методолог отечественного образования.

(Шамова Т.И. Избранное. Составители: Т.Н. Зубрева, Л.М. Перминова, П.И. Третьяков. - М., 2004. С. 28-29)

-------------------

См. также Шамова, Татьяна Ивановна

ДАНИЛЬЧУК, ВАЛЕРИЙ ИВАНОВИЧ

ДАНИЛЬЧУК, ВАЛЕРИЙ ИВАНОВИЧ (р. 1941) - д-р педагогических наук (1997), профессор (1989), член-корреспондент РАО (1996; Отделение высшего образования), ректор Волгоградского государственного педагогического университета.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 465)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

ДАНЮШЕВСКИЙ, ИЗРАИЛЬ ИСААКОВИЧ

ДАНЮШЕВСКИЙ, ИЗРАИЛЬ ИСААКОВИЧ (1890-1950) - педагог, один из основоположников дефектологии в СССР. Организатор и первый директор (1930- 1943) Экспериментального дефектологического института (с 1935 Научно- практический институт специальных школ и детских домов, на базе которого в 1944 создан НИИ дефектологии АПН РСФСР, ныне Институт коррекционной педагогики РАО). Труды по организации комплексного клинического и психолого-педагогического изучения детей с нарушениями в развитии, научным основам их дифференцированного обучения и воспитания, а также по проблемам работы с несовершеннолетними правонарушителями.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 353)

ДАРАГАН, АННА МИХАЙЛОВНА

ДАРАГАН, АННА МИХАЙЛОВНА (1806-1877) - педагог. Возглавляла Елизаветинское училище (с 1849), Николаевский сиротский институт в С.-Петербурге (1850-56); детский приют в Туле (с 1857). Осн. труды по первоначальному обучению и воспитанию детей. Автор иллюстрированного (в т.ч. цветными картинками) букваря для домашнего обучения: "Ёлка. Подарок на рождество" (ч. 1-2, 1846; 14 изд., 1907). Впервые познакомила русскую педагогическую общественность с системой воспитания Ф. Фребеля в книге "Руководство к детским садам по методе Фр. Фребеля" (1862; издано в том же году под названием "Метода Фребеля. Игры-занятия, развивающие духовные и физические силы детей от 4 до 10 лет").

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 353)

ДАРИНСКИЙ, АНАТОЛИЙ ВИКТОРОВИЧ

ДАРИНСКИЙ, АНАТОЛИЙ ВИКТОРОВИЧ (р. 1910) - д-р педагогических наук (1961), профессор (1962), действительный член РАО (1995; член-корреспондент с 1968; Отделение общего среднего образования), профессор (с 1991) С.-Петербургского университета педагогического мастерства.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 461)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

ДАРМОДЕХИН, СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ

ДАРМОДЕХИН, СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ (р. 1946) - д-р социологических наук (1997), профессор (2001), действительный член РАО (2001; член-корреспондент с 1999; Отделение философии образования и теоретической педагогики), гл. учёный секретарь РАО, директор Государственного НИИ семьи и воспитания РАО и Минтруда РФ.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 461)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

ДАШКОВА, ЕКАТЕРИНА РОМАНОВНА

ДАШКОВА, ЕКАТЕРИНА РОМАНОВНА (1744?-1810) - княгиня, общественная деятельница, писательница. В конце 50-х - начале 60-х гг. 18 в. была близка с императрицей Екатериной II, участвовала в перевороте, приведшем её на престол, но затем отдалилась от неё из-за расхождений во взглядах. Директор Петербургской АН и Президент Российской АН (1783-1806). Содействовала развитию её научно-просветительской и издательской деятельности. При Д. в академии действовали общедоступные курсы по математике, физике и другим наукам. Д. была сторонником идей свободного воспитания. Основала ряд новых периодических изданий. По её инициативе издан "Словарь Академии Российской" (ч. 1-6, 1789-94).

(Бим-Бад Б.М. "Педагогический энциклопедический словарь". М., 2002 г. с.353)

ДВИЖЕНИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДВИЖЕНИЯ ПРОИЗВОЛЬНЫЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДВОРЯНСКИЕ ИНСТИТУТЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДВУХКЛАССНЫЕ НАЧАЛЬНЫЕ УЧИЛИЩА

ДВУХКЛАССНЫЕ НАЧАЛЬНЫЕ УЧИЛИЩА - в России школы повышенного типа с 5- и 6-летним сроком обучения. Возникли в 70-х гг. 19 в. Обучение раздельное. Первые 3 года обучения (1-й класс) соответствовали курсу начальной школы; 4-й и 5-й год (2-й класс) включали русский язык, арифметику, элементы естествознания, физики, геометрии, истории, черчения; необязательные предметы: гимнастика, ремёсла, рукоделие, садоводство, огородничество, пчеловодство. В Д.н.у. обучались гл.о. дети крестьян, мелких торговцев и кустарей. Лучшие ученики имели право поступать в учительские семинарии. После 1917 были преобразованы в школы 1-й и 2-й ступени.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 60)

ДВУЯЗЫЧИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДЕАН

ДЕАН - издательство, С.-Петербург. Учебная (для средней и высшей школы) литература и др.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 478)

-------------------

См. также Издательства РФ

ДЕБИЛЬНОСТЬ

ДЕБИЛЬНОСТЬ - умственная отсталость в такой степени, когда ребёнок может обучаться по специальным (коррекционным) программам образовательных школ VIII вида (см. Нарушения интеллекта), овладевать несложными рабочими профессиями.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 60)

-------------------

См. также Нарушения интеллекта, Олигофрения

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ, АСОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДЕДУКЦИЯ

ДЕДУКЦИЯ (лат. deductio - выведение) - переход от общего знания о предметах данного класса к единичному (частному) знанию об отдельном предмете этого класса; один из методов познания. Д. - осн. средство доказательства. Д. широко применяется в обучении как одна из форм изложения учебного материала; особенно часто используется в геометрии. Дедуктивный подход к построению учебного предмета позволяет вместо описания множества отдельных единичных фактов изложить общие принципы, понятия применительно к соответствующей области знания, усвоение которых позволит затем учащимся анализировать все частные варианты как их проявления. Д. способствует формированию логического мышления, воспитывает подход к каждому конкретному случаю как звену в цепи явлений, учит рассматривать их во взаимосвязи друг с другом. Овладение Д. раскрывает учащимся объективные связи и отношения между изучаемыми фактами и явлениями.

При получении знания дедуктивным путём важно следить за правильностью посылок: формально правильное дедуктивное умозаключение, сделанное из ложных посылок, будет неверным.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 60-61)

-------------------

См. также Рассуждение

ДЕЙСТВИЕ

ДЕЙСТВИЕ - произвольный акт, направленный на достижение осознаваемой цели; структурная единица деятельности. В отечественной психологии представление о Д. как специфической единице деятельности введено С.Л. Рубинштейном и А.Н. Леонтьевым.

Д. включает в себя ряд операций, посредством которых оно осуществляется. Характер Д. зависит от предметного содержания той деятельности, компонентом которой оно является, и определяется её целями и мотивами. Конечная цель деятельности достигается посредством ряда Д., каждое из которых направлено на достижение частной цели.

Д. бывают практическими, вызывающими изменения в реальной действительности, и познавательными, приводящими к возникновению новых образов и представлений. Анализ преобразования внешних, практических Д. во внутренние, умственные предпринят П.Я. Гальпериным, который выдвинул теорию поэтапного формирования умственных действий и понятий. Согласно Гальперину, любое Д. может быть описано путём указания степени сформированности его осн. характеристик - формы, обобщённости, развёрнутости и освоенности. Знание структуры, функций и осн. характеристик Д. позволяет моделировать наиболее рациональные требования к ним в конце обучения. Практическое применение теории поэтапного формирования умственных Д. в общем и специальном обучении позволяет существенно повысить качество формирования Д. и понятий.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 61)

-------------------

См. также Гальперин, Пётр Яковлевич, Усвоение

ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ ЧЛЕНЫ РАО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДЕКАРТ (DESCARTES), РЕНЕ

ДЕКАРТ (DESCARTES), РЕНЕ (латинизированное имя - Картезий; Renatus Cartesius) (1596-1650) - французский учёный и философ. В процессе познания исключительную роль отводил дедукции. Идеал воспитания и обучения видел в развитии ясного мышления, основанного на доказательстве. Д. провозгласил доктрину о природном равенстве умов, хотя допускал врождённые развития в качествах интеллекта. Считал, что природных задатков для развития ума недостаточно, образование должно дополнять их и руководить ими. Рутинному обучению, основанному на механическом заучивании, противопоставлял свободу мысли и стремление к истинному знанию. Идеи Д. легли в основу ряда дидактических принципов, определивших реорганизацию традиционной системы образования.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 353)

ДЕКЛАРАЦИЯ О ПРАВАХ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ЛИЦ

ДЕКЛАРАЦИЯ О ПРАВАХ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ЛИЦ - международный правовой акт, принятый Генеральной Ассамблеей ООН 20 декабря 1971. Декларация исходит из принципа ценности человеческой личности и социальной справедливости, необходимости оказания умственно отсталым лицам помощи в развитии их способностей и содействия включению, по возможности, в нормальную жизнь общества. В Декларации закреплены принципы равноправия людей, право на медицинское обслуживание, образование, обучение, восстановление трудоспособности и необходимое покровительство со стороны общества, обеспечивающее удовлетворительный жизненный уровень людей с отклонениями в умственном развитии. Декларация призывает к защите таких людей от эксплуатации, злоупотреблений, унизительного обращения.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 61)

ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ РЕБЁНКА

ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ РЕБЁНКА - международный правовой акт, принят Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1959. Д.п.р. зафиксировала положение о необходимости защиты прав и интересов детей во 2-й половине 20 в. Д.п.р. сохранила преемственность с Женевской декларацией прав ребёнка, принятой Лигой Наций (предшественница ООН) в 1924. Д.п.р. исходит из того, что "ребёнок ввиду его физической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения". Осн. цель Д.п.р. - объединить усилия государств мира в деле защиты детства. В декларации сформулированы 10 принципов: о равенстве прав детей; возможности жить в благоприятных условиях, позволяющих развиваться умственно и физически, нравственно и духовно; иметь имя и гражданство; жить в любви и понимании; быть защищённым от жестокости и эксплуатации и др.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 61)

ДЕКРОЛИ (DECROLY), ЖАН ОВИД

ДЕКРОЛИ (DECROLY), ЖАН ОВИД (1871-1932) - бельгийский врач, психолог, педагог, один из представителей нового воспитания. Профессор (с 1920) гигиены и лечебной педагогики Брюссельского университета. В 1907 создал школу, названную "школой для жизни, школой через жизнь", где обучение строилось на основе принципа "свободы ребёнка".

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 353)

ДЕЛИКВЕНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

ДЕЛИКВЕНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ - преступное поведение.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 61)

-------------------

См. также Девиантное поведение, Отклоняющееся поведение, Преступность несовершеннолетних

ДЕЛЛА-ВОС, ВИКТОР КАРЛОВИЧ

ДЕЛЛА-ВОС, ВИКТОР КАРЛОВИЧ (1829-1890) - русский деятель профессионального образования. С 1857 учитель математики и физики в Ришельевском лицее. С 1862 в Петровской земледельческой и лесной академии (в 1864-71 профессор механики), одновременно с 1867 директор Ремесленного учебного заведения, преобразованного при его активном участии в июле 1868 в Имп. московское техническое училище (ныне МГТУ). Организатор русской системы подготовки технических кадров на современной учебно-технической и промышленной основе. Оказал поддержку становлению "русского метода обучения ремеслу" Д.К. Советкина, видя в этом методе средство интенсификации обучения. В зарубежной и отечественной литературе ему ошибочно приписывалось авторство этого метода.

С 1881 член Учебного комитета Ведомства учреждений имп. Марии и управляющий канцелярией Министерства путей сообщения (МПС) по учебным заведениям. С 1886 управляющий Учебным отделом МПС. Провел реформу железнодорожных училищ, внедрял в них "русский метод", отстаивал единство преподавания теории (в классах) и практического курса ремёсел (в мастерских). Благодаря Д.-В. русская система подготовки технических кадров приобрела всемирную известность.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 353)

ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДЕЛЬФИН+

ДЕЛЬФИН+ - ООО, Москва. Детская, образовательная, развивающая и другая литература.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 478)

-------------------

См. также Издательства РФ

ДЕЛЯНОВ, ИВАН ДАВЫДОВИЧ

ДЕЛЯНОВ, ИВАН ДАВЫДОВИЧ (1818-1898) - государственный деятель, сенатор, граф, почетный член Петербургской АН (1858). С 1858 в МНП (с 1882 министр). При его участии приняты новые уставы гимназий (1871), реальных училищ (1872), Положение о начальных народных училищах (1874). Выступал за ограничение университетской автономии и утверждение классической системы обучения в средних учебных заведениях. Провёл циркуляр "О кухаркиных детях". По его распоряжению прекращён приём на Бестужевские курсы (1886). Стремился придать школе клерикальный характер, инициировал закон о передаче церковно-приходских школ и школ грамоты в ведение Синода.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 353-354)

ДЕМЕНЦИЯ

ДЕМЕНЦИЯ (от лат. dementia - безумие, слабоумие) - стойкое ослабление познавательной деятельности, сочетающееся со снижением критичности, ослаблением памяти, упрощением эмоций. О Д. говорят, когда заболевание, приведшее к ней, началось в возрасте старше 2-3 лет. В детском возрасте Д. может возникнуть в результате органических заболеваний мозга при шизофрении, эпилепсии, вследствие воспалительных заболеваний мозга (менингоэнцефалитов), а также вследствие травм мозга (сотрясений и ушибов). Д. носит прогредиентный характер, т.е. наблюдается медленное прогрессирование болезненного процесса.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 61)

-------------------

См. также Слабоумие, Нарушения интеллекта

ДЕМИДОВСКИЙ ЛИЦЕЙ

ДЕМИДОВСКИЙ ЛИЦЕЙ - высшее учебное заведение в Ярославле. Осн. в 1803, открыт в 1805 на пожертвования П.Г. Демидова как "Демидовское училище высших наук". Находился под управлением Московского университета (до 1845). В 1811 получил статус университета; в 1833 преобразован в Д.л., в 1870 - в Демидовский юридический лицей; находился в ведении Министерства народного просвещения. Для подготовки к поступлению в Д. л. был организован дворянский пансион. Выпускники Д.л. получали чины 12-го и 10-го классов. В начале 20 в. число учащихся насчитывало св. 1000 чел. В 1918 преобразован в Ярославский университет.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 61)

ДЕМИН, ВАДИМ ПЕТРОВИЧ

ДЕМИН, ВАДИМ ПЕТРОВИЧ (р. 1935) - д-р искусствоведения (1986), профессор (1985), член-корреспондент РАО (1995; Отделение образования и культуры), ректор Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма Министерства культуры РФ.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 465)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

ДЕМКОВ, МИХАИЛ ИВАНОВИЧ

ДЕМКОВ, МИХАИЛ ИВАНОВИЧ (1859-1939) - теоретик, историк и популяризатор педагогики. Возглавлял Московский учительский институт (1905-11); с 1911 директор народных училищ Владимирской губернии. Издавал пособия, рассчитанные на народных учителей, учебники по педагогике для учительских институтов, учительских семинарий и педагогических классов ("Курс педагогики...", ч. 1-2, 5 изд., 1917-18; "Очерки по истории русской педагогики", 4 изд., 1917, и др.). В книгах "Русская педагогика в главнейших её представителях" (1898, 2 изд., 1915) и "Старые и новые педагоги, их жизнь, мысли и труды" (1912) представлены биографии крупнейших педагогов.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 354)

ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА - целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения. Осн. цель Д.п. - создание благоприятных условий для увеличения рождаемости и укрепления семьи, обеспечение защиты материнства и детства (см. Защита детства, Охрана здоровья матерей и детей). В Рос. Федерации предпринят ряд мер, направленных на повышение рождаемости и укрепление семьи. Разработаны основополагающие документы в области Д.п.: "Концепция демографического развития России" (1995), "Основные направления государственной семейной политики" (1996) и др. Для оказания помощи семьям, имеющим детей, Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" от 19 мая 1995 введена система пособий (пособие по беременности и родам; пособие при рождении ребёнка, пособие ежемесячное на детей, ежемесячное пособие по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет и др.).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 61-62)

ДЕМОКРИТ

ДЕМОКРИТ (ок.460-370 до н.э.) - древнегреческий философ-материалист, создатель атомистической теории, на основе которой выдвинул материалистическую концепцию развития личности. Считал, что воспитание можно получить везде и всегда: "ночью и днем, на родине и на чужбине". Огромное значение в воспитании придавал среде, примеру взрослых, воздействию "доводами". Одним из первых выдвинул принцип природосообразности в воспитании. При решении вопросов умственного воспитания руководствовался своей материалистической теорией, согласно которой началом знаний служат ощущения, истина постигается разумом, котороый свои доказательства берет из ощущений. Выступал за включение в систему воспитания труда. Был убежден, что в воспитании без принуждения не обойтись. Призывал остерегаться дурного примера и упражняться в нравствненных поступках.

(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 34-35)

ДЕМОЛЕН (DEMOLINS), ЭДМОН

ДЕМОЛЕН (DEMOLINS), ЭДМОН (1852-1907) - французский историк, социолог и педагог, один из инициаторов нового воспитания. Создал (1899) частное среднее учебно-воспитательное учреждение - первую во Франции "новую школу" - школу Рош, где воспитывались дети из привилегированных слоёв населения, внедрялись новые методы обучения и формы учебной работы. Деятельность школы повлияла на содержание реформ среднего образования во Франции в начале 20 в.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 354)

ДЕМОНСТРАЦИЯ

ДЕМОНСТРАЦИЯ (лат. demonstratio - показывание) наглядных пособий, опытов и пр.

- метод обучения, использование которого обеспечивает направленность внимания учащихся на существенные характеристики изучаемых объектов, явлений, процессов. Применяется для доказательности словесного объяснения учителя; может служить источником новых знаний.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 62)

ДЕМОР (DEMOOR), ЖАН

ДЕМОР (DEMOOR), ЖАН (1867-1941) - бельгийский врач и педагог, организатор первых вспомогательных школ в Бельгии (1897), основатель (1919) Педагогического института в Брюсселе. Пропагандировал необходимость общественной заботы о детях с нарушениями в развитии. Разработал систему деятельности школ для умственно отсталых детей, подчинив их программу принципу "полезности" - учить только тому, что содействует развитию умственных и физических способностей ребёнка, коррекции дефектов развития.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 354)

ДЕОНТОЛОГИЯ( ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ)

ДЕОНТОЛОГИЯ( ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ) - раздел педагогики, который изучает особенности профессионального поведения педагога и педагогическую этику, гарантирующую отношения доверия между участниками деятельности и общения; вопросы педагогической компетенции.

(Кичева И.В. Обогащение педагогической терминологии в 90-е годы XX века. - Пятигорск, 2004. С. 148)

-------------------

См. также Виктимология, Социализация, Я-концепция

ДЕПМАН, ИВАН ЯКОВЛЕВИЧ

ДЕПМАН, ИВАН ЯКОВЛЕВИЧ (1885-1970) - педагог, методист, историк математики, профессор (1922), популяризатор науки. Преподавал в Вятском (с 1918) и Ленинградском (с 1925) педагогических институтах. Автор научно-занимательных книг: "Рассказы о решении задач" (2 изд., 1964), "История арифметики" (2 изд., 1965), "Рассказы о старой и новой алгебре" (1967), "Мир чисел. Рассказы о математике" (4 изд., 1982), "За страницами учебника математики" (совместно с Н.Я. Виленкиным) (2 изд., 1999).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 354)

ДЕПРЕССИЯ

ДЕПРЕССИЯ - в медицине один из видов психического расстройства. Д. выражается в тоскливом, подавленном настроении, осознании своей никчёмности, пессимизме и пр. Стимулы к деятельности слабеют или совершенно исчезают, больной делается малоподвижным, безучастным к своим важнейшим жизненным интересам, считает лучшим исходом смерть и нередко совершает суицид. Д. страдают не только взрослые, но и дети и подростки. Д. у детей и подростков может возникнуть вследствие определённых жизненных ситуаций (например, непонимание в семье, расторжение брака, трудности адаптации к школе, плохая готовность к школьному обучению и др.). Если у ребёнка встречаются лишь отдельные проявления депрессивного состояния, связанные с трудностями психологического характера, можно предупредить заболевание, ликвидировав негативные факторы, вызывающие Д., и оказав ребёнку психологическую помощь. Если же Д. приняла хроническую форму, необходимо длительное лечение, которое лучше всего производить в специальных заведениях.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 62)

ДЕПРИВАЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДЕПРИВАЦИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

ДЕПРИВАЦИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ - явление педагогической действительности, характеризующееся присутствием внешних факторов, ограничивающих возможности удовлетворения личностно значимых потребностей обучающегося. Депривация в образовательном пространстве вбирает в себя разные виды депривации и может быть представлена совокупностью нескольких видов, которые наслаиваются, сопрягаются друг с другом, образуя при этом типичные депривационные условия.

(Бережнова Л.Н. Полиэтническая образовательная среда. - СПб., 2003 . С. 199)

-------------------

См. также Образовательная депривация, Отчуждение в образовании

ДЕРЖАВИН, НИКОЛАЙ СЕВАСТЬЯНОВИЧ

ДЕРЖАВИН, НИКОЛАЙ СЕВАСТЬЯНОВИЧ (1877-1953) - филолог, историк, академик АН СССР (1931), АПН РСФСР (1944). Вёл научную и преподавательскую работу в Батуми, Тбилиси, Ленинграде, Москве (в т.ч. в 1922-25 ректор ЛГУ). Труды по вопросам славянской истории и филологии и по общему языкознанию. Обосновал место литературного образования в средней школе как фундамента всей последующей интеллектуальной и культурной жизни человека ("К вопросу о преподавании русского языка и литературы в средней школе", 1911); опираясь на традиции Ф.И. Буслаева и В.Я. Стоюнина, расширил приёмы интерпретации текста ("Основы методики преподавания русского языка и литературы в трудовой школе", 1917). Создал учебники: "Маленькая грамматика для начальных и приготовительных классов" (1918; 5 изд., 1924) и "Учебник русской грамматики" (1918; 6 изд., 1924).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 354)

ДЕРКАЧ, АНАТОЛИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ

ДЕРКАЧ, АНАТОЛИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ (р. 1944) - д-р психологических наук (1982), профессор (1989), действительный член РАО (2001; член-корреспондент с 2000; Отделение психологии и возрастной физиологии), зав. кафедрой Рос. академии государственной службы при Президенте РФ.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 461)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

ДЕРКАЧЁВ, ИЛЬЯ ПЕТРОВИЧ

ДЕРКАЧЁВ, ИЛЬЯ ПЕТРОВИЧ (1834-1916) - украинский и русский педагог, детский писатель. Составитель первой учебной книги для воскресных школ ("Книга для школ", 1861), украинского букваря "Украинская грамотка" (1861), "Русской азбуки" (1869). Автор русского букваря и книг для чтения. В помощь земствам дал рекомендации по устройству школьных зданий на основе данных педагогики и гигиены. Положил начало в России "книжке-малютке" и составил более 26 книжек, известных под названием "Библиотека Ступина".

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 354)

ДЕСКУЛИЗАЦИЯ

ДЕСКУЛИЗАЦИЯ (от англ. deschooling, буквально - "обесшколивание") - концепция упразднения школы как социального института и замены её нетрадиционными формами социализации молодёжи. Выдвинута в 60-70-х гг. 20 в. леворадикальными теоретиками в социологии и педагогике - И. Илличем, П. Гудменом (США), Э. Раймером (Великобритания), П. Фрейри (Бразилия). Сторонники Д. считают, что школа увековечивает несправедливый социальный порядок и социальную иерархию посредством "штамповки умов" в духе идеологии конформизма. Представители Д. призывают к отмене обязательного обучения и отвергают любые попытки школьных реформ. Гл. мотивом познавательной деятельности считают естественную склонность индивида к усвоению полезного опыта. Сторонники Д. предлагают осуществлять социализацию молодёжи с помощью неформальных "образовательных ресурсов", непосредственно в промышленности, сельском хозяйстве и т.д. на основе ученичества, практического освоения моделей профессиональной деятельности, неформального общения с инструкторами. Отказ от традиционной системы образования, по их мнению, приведёт к трансформации общества отчуждения и эксплуатации в ассоциацию гуманистически мыслящих, свободных от внешнего принуждения граждан. Идеи Д. наносят ущерб школьным системам в развивающихся странах, привлекая экономией на содержании системы неформального образования.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 62)

-------------------

См. также Антипедагогика, Социально-критическая педагогика

ДЕТИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ

ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ - общее наименование детей, имеющих разнообразные нарушения в психофизическом развитии.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 63)

-------------------

См. также Дети с особыми образовательными потребностями

ДЕТИ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница