Наши партнеры
Статьи на букву "Д" (часть 1, "ДАВ"-"ДЕТ")
ДАВИД (DAWID), ЯН ВЛАДИСЛАВ (1859-1914) - польский педагог и психолог. Один из основателей экспериментальной педагогики и психологии в Польше. В 1890-98 гл. редактор журнала "Педагогическое обозрение". Разработал теорию начального обучения, основы которой изложил в книге "Наука о вещах" (1892). (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 353) |
ДАВЫДОВ, ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ (1930-1998) - психолог, действительный член (1978) и вице-президент (с 1989) АПН СССР, действительный член (1992) и вице-президент (с 1992) РАО, д-р психологических наук (1971). Поч. член Национальной академии образования США (1982). В результате многолетних экспериментальных исследований (с 1959, совместно с Д.Б. Элькониным) выявил условия организации развивающего обучения. Разработал теорию учебной деятельности. Экспериментально обосновал способы отбора содержания обучения в начальной школе, учитывающие особенности и структуру учебной деятельности и обеспечивающие формирование у учащихся теоретического мышления. Труды по психологии обучения, общей психологии. Гл. редактор "Российской педагогической энциклопедии" (т. 1-2, 1993-1999). (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 353) |
ДАВЫДОВ, ЮРИЙ СТЕПАНОВИЧ (р. 1937) - д-р экономических наук (1980), профессор (1982), член-корреспондент РАО (2000; Отделение высшего образования), ректор Пятигорского государственного лингвистического университета. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 465) ------------------- См. также Российская академия образования (РАО) |
ДАГЕСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ - Республика Дагестан, Махачкала, ул. 26 Бакинских Комиссаров, 57. Дошкольная педагогика и психология, педагогика и методика начального образования, специальная дошкольная педагогика и психология. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 469) ------------------- См. также Педагогические высшие учебные заведения |
ДАГЕСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ - Республика Дагестан, Махачкала, ул. Советская, 8. Психология. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 472) ------------------- http://www.dgu.ru/ http://www.dgu.ru См. также Университеты |
ДАГЕСТАНСКОЕ УЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО - Махачкала. Учебно-методическая литература. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 478) ------------------- См. также Издательства РФ |
ДАКТИЛОЛОГИЯ (от греч. daktylos - палец, logos - слово) - дактильная речь, ручная азбука, применяемая глухими людьми для общения. Создана монахами, давшими обет молчания. Впервые попытка использовать дактильную речь в обучении принадлежит испанскому монаху Педро де Понсе (16 в.). В основе Д. - изображение букв движениями пальцев одной или обеих рук. Количество дактильных знаков соответствует буквам алфавита данного языка. В образовательных учреждениях Рос. Федерации применяется коммуникативная система обучения глухих детей. Д. используется в первоначальный период обучения как ведущее наглядное средство формирования речи, на последних этапах выполняет вспомогательную роль. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 59) ------------------- См. также Билингвистическое обучение |
ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ - Хабаровск, ул. Муравьёва-Амурского, 33. Социальная работа. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 472) ------------------- http://www.rag.ru/region/dvags.shtm См. также Университеты |
ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОРСКАЯ АКАДЕМИЯ - Владивосток, ул. Верхнепортовая, 50а. Психология. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 472) ------------------- http://www.esstu.ru/ См. также Университеты |
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ - Владивосток, ГСП, ул. Пушкинская, 10. Социальная антропология, социальная работа. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 472) ------------------- http://www.festu.ru/ См. также Университеты |
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ - Владивосток, ГСП, ул. Суханова, 8. Психология, социальная работа. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 472) ------------------- http://www.dvgu.ru/openuniversity.ru/ См. также Университеты |
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ - Хабаровск, ул. Серышева, 47. Социальная работа. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 472) ------------------- http://www.dvgups.ru/ См. также Университеты |
ДАЛЬТОН-ПЛАН (Dalton Plan), "лабораторный план" - система индивидуализированного обучения. Возникла в начале 20 в.; автор - Е. Паркхерст. Учащиеся не связывались общей классной работой, им предоставлялась свобода в выборе занятий, очерёдности изучения отдельных предметов и пр. Годовой объём учебного материала разбивался на месячные "подряды", которые делились на ежедневные задания. Каждый ученик заключал с преподавателем "контракт" о самостоятельной проработке учебного материала. Учащиеся работали в предметных лабораториях (отсюда другое название Д.-п. - "лабораторный план"); контроль проводился при помощи сложной системы учётных карточек. Разделение по классам сохранялось лишь для обособленных от осн. учебного процесса занятий (гимнастикой, музыкой и т.д.). Д.-п. позволял приспособить темп обучения к возможностям учащихся, побуждал их к поиску рациональных приёмов работы. В 20-е гг. в отечественной школе предпринимались попытки модифицировать Д.-п., преодолеть его крайнюю индивидуальность, связать с коллективной работой класса. Эти попытки нашли отражение в бригадно-лабораторном методе обучения. Элементы Д.-п. сохранились в ряде школ США. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 59) ------------------- См. также Паркхерст, Елена |
ДАНИЛОВ, ВЛАДИМИР ВАЛЕРЬЯНОВИЧ (1881-1970) - филолог. Преподавал в Екатеринославе, Одессе, Петрограде. В 1948-56 в Институте русской литературы АН СССР (Пушкинский Дом). Д. - последователь культурно-исторической школы в литературоведении. В курсе "Методика русского языка..." (2 изд., 1917) и книге "Литература как предмет преподавания" (1917) определил место гуманитарных дисциплин в развитии интеллектуальных, аналитических способностей учащихся. Считал отечественную словесность гл. средством формирования у ребёнка чувства причастности к коллективной жизни, уважения к личности другого человека. В середине 20-х гг. создал цикл статей, в которых предпринята попытка социального анализа произведений школьной программы. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 353) ------------------- (Ланин Б.А. Литературное образование в XIX - начале XXI века. - М., 2005. С. 58) |
ДАНИЛОВ, ДМИТРИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ (р. 1935) - д-р педагогических наук (1987), профессор (1988), член-корреспондент РАО (1996; Отделение общего среднего образования), зав. кафедрой Якутского государственного университета. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 465) ------------------- См. также Российская академия образования (РАО) |
ДАНИЛОВ, МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1899-1973) - педагог, член-корреспондент АПН РСФСР (1959). С 1918 преподавал в сельской школе; с 1931 на научно-педагогической работе в школах, вузах и научно- исследовательских учреждениях. Разрабатывал проблемы методологии педагогики, педагогического образования, методики педагогических исследований. В трудах по проблемам дидактики раскрыл диалектику процесса обучения, его внутренние источники, движущие силы, противоречия. Создал концепцию начального образования, в основе которой идеи отбора знаний, стимулирования внутренних сил личности. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 353) ------------------- - один из основоположников советской педагогики, крупнейший дидакт, методолог отечественного образования. (Шамова Т.И. Избранное. Составители: Т.Н. Зубрева, Л.М. Перминова, П.И. Третьяков. - М., 2004. С. 28-29) ------------------- См. также Шамова, Татьяна Ивановна |
ДАНИЛЬЧУК, ВАЛЕРИЙ ИВАНОВИЧ (р. 1941) - д-р педагогических наук (1997), профессор (1989), член-корреспондент РАО (1996; Отделение высшего образования), ректор Волгоградского государственного педагогического университета. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 465) ------------------- См. также Российская академия образования (РАО) |
ДАНЮШЕВСКИЙ, ИЗРАИЛЬ ИСААКОВИЧ (1890-1950) - педагог, один из основоположников дефектологии в СССР. Организатор и первый директор (1930- 1943) Экспериментального дефектологического института (с 1935 Научно- практический институт специальных школ и детских домов, на базе которого в 1944 создан НИИ дефектологии АПН РСФСР, ныне Институт коррекционной педагогики РАО). Труды по организации комплексного клинического и психолого-педагогического изучения детей с нарушениями в развитии, научным основам их дифференцированного обучения и воспитания, а также по проблемам работы с несовершеннолетними правонарушителями. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 353) |
ДАРАГАН, АННА МИХАЙЛОВНА (1806-1877) - педагог. Возглавляла Елизаветинское училище (с 1849), Николаевский сиротский институт в С.-Петербурге (1850-56); детский приют в Туле (с 1857). Осн. труды по первоначальному обучению и воспитанию детей. Автор иллюстрированного (в т.ч. цветными картинками) букваря для домашнего обучения: "Ёлка. Подарок на рождество" (ч. 1-2, 1846; 14 изд., 1907). Впервые познакомила русскую педагогическую общественность с системой воспитания Ф. Фребеля в книге "Руководство к детским садам по методе Фр. Фребеля" (1862; издано в том же году под названием "Метода Фребеля. Игры-занятия, развивающие духовные и физические силы детей от 4 до 10 лет"). (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 353) |
ДАРИНСКИЙ, АНАТОЛИЙ ВИКТОРОВИЧ (р. 1910) - д-р педагогических наук (1961), профессор (1962), действительный член РАО (1995; член-корреспондент с 1968; Отделение общего среднего образования), профессор (с 1991) С.-Петербургского университета педагогического мастерства. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 461) ------------------- См. также Российская академия образования (РАО) |
ДАРМОДЕХИН, СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ (р. 1946) - д-р социологических наук (1997), профессор (2001), действительный член РАО (2001; член-корреспондент с 1999; Отделение философии образования и теоретической педагогики), гл. учёный секретарь РАО, директор Государственного НИИ семьи и воспитания РАО и Минтруда РФ. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 461) ------------------- См. также Российская академия образования (РАО) |
ДАШКОВА, ЕКАТЕРИНА РОМАНОВНА (1744?-1810) - княгиня, общественная деятельница, писательница. В конце 50-х - начале 60-х гг. 18 в. была близка с императрицей Екатериной II, участвовала в перевороте, приведшем её на престол, но затем отдалилась от неё из-за расхождений во взглядах. Директор Петербургской АН и Президент Российской АН (1783-1806). Содействовала развитию её научно-просветительской и издательской деятельности. При Д. в академии действовали общедоступные курсы по математике, физике и другим наукам. Д. была сторонником идей свободного воспитания. Основала ряд новых периодических изданий. По её инициативе издан "Словарь Академии Российской" (ч. 1-6, 1789-94). (Бим-Бад Б.М. "Педагогический энциклопедический словарь". М., 2002 г. с.353) |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ДВУХКЛАССНЫЕ НАЧАЛЬНЫЕ УЧИЛИЩА - в России школы повышенного типа с 5- и 6-летним сроком обучения. Возникли в 70-х гг. 19 в. Обучение раздельное. Первые 3 года обучения (1-й класс) соответствовали курсу начальной школы; 4-й и 5-й год (2-й класс) включали русский язык, арифметику, элементы естествознания, физики, геометрии, истории, черчения; необязательные предметы: гимнастика, ремёсла, рукоделие, садоводство, огородничество, пчеловодство. В Д.н.у. обучались гл.о. дети крестьян, мелких торговцев и кустарей. Лучшие ученики имели право поступать в учительские семинарии. После 1917 были преобразованы в школы 1-й и 2-й ступени. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 60) |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ДЕАН - издательство, С.-Петербург. Учебная (для средней и высшей школы) литература и др. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 478) ------------------- См. также Издательства РФ |
ДЕБИЛЬНОСТЬ - умственная отсталость в такой степени, когда ребёнок может обучаться по специальным (коррекционным) программам образовательных школ VIII вида (см. Нарушения интеллекта), овладевать несложными рабочими профессиями. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 60) ------------------- См. также Нарушения интеллекта, Олигофрения |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ДЕДУКЦИЯ (лат. deductio - выведение) - переход от общего знания о предметах данного класса к единичному (частному) знанию об отдельном предмете этого класса; один из методов познания. Д. - осн. средство доказательства. Д. широко применяется в обучении как одна из форм изложения учебного материала; особенно часто используется в геометрии. Дедуктивный подход к построению учебного предмета позволяет вместо описания множества отдельных единичных фактов изложить общие принципы, понятия применительно к соответствующей области знания, усвоение которых позволит затем учащимся анализировать все частные варианты как их проявления. Д. способствует формированию логического мышления, воспитывает подход к каждому конкретному случаю как звену в цепи явлений, учит рассматривать их во взаимосвязи друг с другом. Овладение Д. раскрывает учащимся объективные связи и отношения между изучаемыми фактами и явлениями. При получении знания дедуктивным путём важно следить за правильностью посылок: формально правильное дедуктивное умозаключение, сделанное из ложных посылок, будет неверным. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 60-61) ------------------- См. также Рассуждение |
ДЕЙСТВИЕ - произвольный акт, направленный на достижение осознаваемой цели; структурная единица деятельности. В отечественной психологии представление о Д. как специфической единице деятельности введено С.Л. Рубинштейном и А.Н. Леонтьевым. Д. включает в себя ряд операций, посредством которых оно осуществляется. Характер Д. зависит от предметного содержания той деятельности, компонентом которой оно является, и определяется её целями и мотивами. Конечная цель деятельности достигается посредством ряда Д., каждое из которых направлено на достижение частной цели. Д. бывают практическими, вызывающими изменения в реальной действительности, и познавательными, приводящими к возникновению новых образов и представлений. Анализ преобразования внешних, практических Д. во внутренние, умственные предпринят П.Я. Гальпериным, который выдвинул теорию поэтапного формирования умственных действий и понятий. Согласно Гальперину, любое Д. может быть описано путём указания степени сформированности его осн. характеристик - формы, обобщённости, развёрнутости и освоенности. Знание структуры, функций и осн. характеристик Д. позволяет моделировать наиболее рациональные требования к ним в конце обучения. Практическое применение теории поэтапного формирования умственных Д. в общем и специальном обучении позволяет существенно повысить качество формирования Д. и понятий. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 61) ------------------- См. также Гальперин, Пётр Яковлевич, Усвоение |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ДЕКАРТ (DESCARTES), РЕНЕ (латинизированное имя - Картезий; Renatus Cartesius) (1596-1650) - французский учёный и философ. В процессе познания исключительную роль отводил дедукции. Идеал воспитания и обучения видел в развитии ясного мышления, основанного на доказательстве. Д. провозгласил доктрину о природном равенстве умов, хотя допускал врождённые развития в качествах интеллекта. Считал, что природных задатков для развития ума недостаточно, образование должно дополнять их и руководить ими. Рутинному обучению, основанному на механическом заучивании, противопоставлял свободу мысли и стремление к истинному знанию. Идеи Д. легли в основу ряда дидактических принципов, определивших реорганизацию традиционной системы образования. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 353) |
ДЕКЛАРАЦИЯ О ПРАВАХ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ЛИЦ - международный правовой акт, принятый Генеральной Ассамблеей ООН 20 декабря 1971. Декларация исходит из принципа ценности человеческой личности и социальной справедливости, необходимости оказания умственно отсталым лицам помощи в развитии их способностей и содействия включению, по возможности, в нормальную жизнь общества. В Декларации закреплены принципы равноправия людей, право на медицинское обслуживание, образование, обучение, восстановление трудоспособности и необходимое покровительство со стороны общества, обеспечивающее удовлетворительный жизненный уровень людей с отклонениями в умственном развитии. Декларация призывает к защите таких людей от эксплуатации, злоупотреблений, унизительного обращения. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 61) |
ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ РЕБЁНКА - международный правовой акт, принят Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1959. Д.п.р. зафиксировала положение о необходимости защиты прав и интересов детей во 2-й половине 20 в. Д.п.р. сохранила преемственность с Женевской декларацией прав ребёнка, принятой Лигой Наций (предшественница ООН) в 1924. Д.п.р. исходит из того, что "ребёнок ввиду его физической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения". Осн. цель Д.п.р. - объединить усилия государств мира в деле защиты детства. В декларации сформулированы 10 принципов: о равенстве прав детей; возможности жить в благоприятных условиях, позволяющих развиваться умственно и физически, нравственно и духовно; иметь имя и гражданство; жить в любви и понимании; быть защищённым от жестокости и эксплуатации и др. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 61) |
ДЕКРОЛИ (DECROLY), ЖАН ОВИД (1871-1932) - бельгийский врач, психолог, педагог, один из представителей нового воспитания. Профессор (с 1920) гигиены и лечебной педагогики Брюссельского университета. В 1907 создал школу, названную "школой для жизни, школой через жизнь", где обучение строилось на основе принципа "свободы ребёнка". (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 353) |
ДЕЛИКВЕНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ - преступное поведение. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 61) ------------------- См. также Девиантное поведение, Отклоняющееся поведение, Преступность несовершеннолетних |
ДЕЛЛА-ВОС, ВИКТОР КАРЛОВИЧ (1829-1890) - русский деятель профессионального образования. С 1857 учитель математики и физики в Ришельевском лицее. С 1862 в Петровской земледельческой и лесной академии (в 1864-71 профессор механики), одновременно с 1867 директор Ремесленного учебного заведения, преобразованного при его активном участии в июле 1868 в Имп. московское техническое училище (ныне МГТУ). Организатор русской системы подготовки технических кадров на современной учебно-технической и промышленной основе. Оказал поддержку становлению "русского метода обучения ремеслу" Д.К. Советкина, видя в этом методе средство интенсификации обучения. В зарубежной и отечественной литературе ему ошибочно приписывалось авторство этого метода. С 1881 член Учебного комитета Ведомства учреждений имп. Марии и управляющий канцелярией Министерства путей сообщения (МПС) по учебным заведениям. С 1886 управляющий Учебным отделом МПС. Провел реформу железнодорожных училищ, внедрял в них "русский метод", отстаивал единство преподавания теории (в классах) и практического курса ремёсел (в мастерских). Благодаря Д.-В. русская система подготовки технических кадров приобрела всемирную известность. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 353) |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ДЕЛЬФИН+ - ООО, Москва. Детская, образовательная, развивающая и другая литература. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 478) ------------------- См. также Издательства РФ |
ДЕЛЯНОВ, ИВАН ДАВЫДОВИЧ (1818-1898) - государственный деятель, сенатор, граф, почетный член Петербургской АН (1858). С 1858 в МНП (с 1882 министр). При его участии приняты новые уставы гимназий (1871), реальных училищ (1872), Положение о начальных народных училищах (1874). Выступал за ограничение университетской автономии и утверждение классической системы обучения в средних учебных заведениях. Провёл циркуляр "О кухаркиных детях". По его распоряжению прекращён приём на Бестужевские курсы (1886). Стремился придать школе клерикальный характер, инициировал закон о передаче церковно-приходских школ и школ грамоты в ведение Синода. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 353-354) |
ДЕМЕНЦИЯ (от лат. dementia - безумие, слабоумие) - стойкое ослабление познавательной деятельности, сочетающееся со снижением критичности, ослаблением памяти, упрощением эмоций. О Д. говорят, когда заболевание, приведшее к ней, началось в возрасте старше 2-3 лет. В детском возрасте Д. может возникнуть в результате органических заболеваний мозга при шизофрении, эпилепсии, вследствие воспалительных заболеваний мозга (менингоэнцефалитов), а также вследствие травм мозга (сотрясений и ушибов). Д. носит прогредиентный характер, т.е. наблюдается медленное прогрессирование болезненного процесса. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 61) ------------------- См. также Слабоумие, Нарушения интеллекта |
ДЕМИДОВСКИЙ ЛИЦЕЙ - высшее учебное заведение в Ярославле. Осн. в 1803, открыт в 1805 на пожертвования П.Г. Демидова как "Демидовское училище высших наук". Находился под управлением Московского университета (до 1845). В 1811 получил статус университета; в 1833 преобразован в Д.л., в 1870 - в Демидовский юридический лицей; находился в ведении Министерства народного просвещения. Для подготовки к поступлению в Д. л. был организован дворянский пансион. Выпускники Д.л. получали чины 12-го и 10-го классов. В начале 20 в. число учащихся насчитывало св. 1000 чел. В 1918 преобразован в Ярославский университет. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 61) |
ДЕМИН, ВАДИМ ПЕТРОВИЧ (р. 1935) - д-р искусствоведения (1986), профессор (1985), член-корреспондент РАО (1995; Отделение образования и культуры), ректор Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма Министерства культуры РФ. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 465) ------------------- См. также Российская академия образования (РАО) |
ДЕМКОВ, МИХАИЛ ИВАНОВИЧ (1859-1939) - теоретик, историк и популяризатор педагогики. Возглавлял Московский учительский институт (1905-11); с 1911 директор народных училищ Владимирской губернии. Издавал пособия, рассчитанные на народных учителей, учебники по педагогике для учительских институтов, учительских семинарий и педагогических классов ("Курс педагогики...", ч. 1-2, 5 изд., 1917-18; "Очерки по истории русской педагогики", 4 изд., 1917, и др.). В книгах "Русская педагогика в главнейших её представителях" (1898, 2 изд., 1915) и "Старые и новые педагоги, их жизнь, мысли и труды" (1912) представлены биографии крупнейших педагогов. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 354) |
ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА - целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения. Осн. цель Д.п. - создание благоприятных условий для увеличения рождаемости и укрепления семьи, обеспечение защиты материнства и детства (см. Защита детства, Охрана здоровья матерей и детей). В Рос. Федерации предпринят ряд мер, направленных на повышение рождаемости и укрепление семьи. Разработаны основополагающие документы в области Д.п.: "Концепция демографического развития России" (1995), "Основные направления государственной семейной политики" (1996) и др. Для оказания помощи семьям, имеющим детей, Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" от 19 мая 1995 введена система пособий (пособие по беременности и родам; пособие при рождении ребёнка, пособие ежемесячное на детей, ежемесячное пособие по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет и др.). (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 61-62) |
ДЕМОКРИТ (ок.460-370 до н.э.) - древнегреческий философ-материалист, создатель атомистической теории, на основе которой выдвинул материалистическую концепцию развития личности. Считал, что воспитание можно получить везде и всегда: "ночью и днем, на родине и на чужбине". Огромное значение в воспитании придавал среде, примеру взрослых, воздействию "доводами". Одним из первых выдвинул принцип природосообразности в воспитании. При решении вопросов умственного воспитания руководствовался своей материалистической теорией, согласно которой началом знаний служат ощущения, истина постигается разумом, котороый свои доказательства берет из ощущений. Выступал за включение в систему воспитания труда. Был убежден, что в воспитании без принуждения не обойтись. Призывал остерегаться дурного примера и упражняться в нравствненных поступках. (Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 34-35) |
ДЕМОЛЕН (DEMOLINS), ЭДМОН (1852-1907) - французский историк, социолог и педагог, один из инициаторов нового воспитания. Создал (1899) частное среднее учебно-воспитательное учреждение - первую во Франции "новую школу" - школу Рош, где воспитывались дети из привилегированных слоёв населения, внедрялись новые методы обучения и формы учебной работы. Деятельность школы повлияла на содержание реформ среднего образования во Франции в начале 20 в. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 354) |
ДЕМОНСТРАЦИЯ (лат. demonstratio - показывание) наглядных пособий, опытов и пр. - метод обучения, использование которого обеспечивает направленность внимания учащихся на существенные характеристики изучаемых объектов, явлений, процессов. Применяется для доказательности словесного объяснения учителя; может служить источником новых знаний. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 62) |
ДЕМОР (DEMOOR), ЖАН (1867-1941) - бельгийский врач и педагог, организатор первых вспомогательных школ в Бельгии (1897), основатель (1919) Педагогического института в Брюсселе. Пропагандировал необходимость общественной заботы о детях с нарушениями в развитии. Разработал систему деятельности школ для умственно отсталых детей, подчинив их программу принципу "полезности" - учить только тому, что содействует развитию умственных и физических способностей ребёнка, коррекции дефектов развития. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 354) |
ДЕОНТОЛОГИЯ( ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ) - раздел педагогики, который изучает особенности профессионального поведения педагога и педагогическую этику, гарантирующую отношения доверия между участниками деятельности и общения; вопросы педагогической компетенции. (Кичева И.В. Обогащение педагогической терминологии в 90-е годы XX века. - Пятигорск, 2004. С. 148) ------------------- См. также Виктимология, Социализация, Я-концепция |
ДЕПМАН, ИВАН ЯКОВЛЕВИЧ (1885-1970) - педагог, методист, историк математики, профессор (1922), популяризатор науки. Преподавал в Вятском (с 1918) и Ленинградском (с 1925) педагогических институтах. Автор научно-занимательных книг: "Рассказы о решении задач" (2 изд., 1964), "История арифметики" (2 изд., 1965), "Рассказы о старой и новой алгебре" (1967), "Мир чисел. Рассказы о математике" (4 изд., 1982), "За страницами учебника математики" (совместно с Н.Я. Виленкиным) (2 изд., 1999). (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 354) |
ДЕПРЕССИЯ - в медицине один из видов психического расстройства. Д. выражается в тоскливом, подавленном настроении, осознании своей никчёмности, пессимизме и пр. Стимулы к деятельности слабеют или совершенно исчезают, больной делается малоподвижным, безучастным к своим важнейшим жизненным интересам, считает лучшим исходом смерть и нередко совершает суицид. Д. страдают не только взрослые, но и дети и подростки. Д. у детей и подростков может возникнуть вследствие определённых жизненных ситуаций (например, непонимание в семье, расторжение брака, трудности адаптации к школе, плохая готовность к школьному обучению и др.). Если у ребёнка встречаются лишь отдельные проявления депрессивного состояния, связанные с трудностями психологического характера, можно предупредить заболевание, ликвидировав негативные факторы, вызывающие Д., и оказав ребёнку психологическую помощь. Если же Д. приняла хроническую форму, необходимо длительное лечение, которое лучше всего производить в специальных заведениях. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 62) |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ДЕПРИВАЦИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ - явление педагогической действительности, характеризующееся присутствием внешних факторов, ограничивающих возможности удовлетворения личностно значимых потребностей обучающегося. Депривация в образовательном пространстве вбирает в себя разные виды депривации и может быть представлена совокупностью нескольких видов, которые наслаиваются, сопрягаются друг с другом, образуя при этом типичные депривационные условия. (Бережнова Л.Н. Полиэтническая образовательная среда. - СПб., 2003 . С. 199) ------------------- См. также Образовательная депривация, Отчуждение в образовании |
ДЕРЖАВИН, НИКОЛАЙ СЕВАСТЬЯНОВИЧ (1877-1953) - филолог, историк, академик АН СССР (1931), АПН РСФСР (1944). Вёл научную и преподавательскую работу в Батуми, Тбилиси, Ленинграде, Москве (в т.ч. в 1922-25 ректор ЛГУ). Труды по вопросам славянской истории и филологии и по общему языкознанию. Обосновал место литературного образования в средней школе как фундамента всей последующей интеллектуальной и культурной жизни человека ("К вопросу о преподавании русского языка и литературы в средней школе", 1911); опираясь на традиции Ф.И. Буслаева и В.Я. Стоюнина, расширил приёмы интерпретации текста ("Основы методики преподавания русского языка и литературы в трудовой школе", 1917). Создал учебники: "Маленькая грамматика для начальных и приготовительных классов" (1918; 5 изд., 1924) и "Учебник русской грамматики" (1918; 6 изд., 1924). (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 354) |
ДЕРКАЧ, АНАТОЛИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ (р. 1944) - д-р психологических наук (1982), профессор (1989), действительный член РАО (2001; член-корреспондент с 2000; Отделение психологии и возрастной физиологии), зав. кафедрой Рос. академии государственной службы при Президенте РФ. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 461) ------------------- См. также Российская академия образования (РАО) |
ДЕРКАЧЁВ, ИЛЬЯ ПЕТРОВИЧ (1834-1916) - украинский и русский педагог, детский писатель. Составитель первой учебной книги для воскресных школ ("Книга для школ", 1861), украинского букваря "Украинская грамотка" (1861), "Русской азбуки" (1869). Автор русского букваря и книг для чтения. В помощь земствам дал рекомендации по устройству школьных зданий на основе данных педагогики и гигиены. Положил начало в России "книжке-малютке" и составил более 26 книжек, известных под названием "Библиотека Ступина". (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 354) |
ДЕСКУЛИЗАЦИЯ (от англ. deschooling, буквально - "обесшколивание") - концепция упразднения школы как социального института и замены её нетрадиционными формами социализации молодёжи. Выдвинута в 60-70-х гг. 20 в. леворадикальными теоретиками в социологии и педагогике - И. Илличем, П. Гудменом (США), Э. Раймером (Великобритания), П. Фрейри (Бразилия). Сторонники Д. считают, что школа увековечивает несправедливый социальный порядок и социальную иерархию посредством "штамповки умов" в духе идеологии конформизма. Представители Д. призывают к отмене обязательного обучения и отвергают любые попытки школьных реформ. Гл. мотивом познавательной деятельности считают естественную склонность индивида к усвоению полезного опыта. Сторонники Д. предлагают осуществлять социализацию молодёжи с помощью неформальных "образовательных ресурсов", непосредственно в промышленности, сельском хозяйстве и т.д. на основе ученичества, практического освоения моделей профессиональной деятельности, неформального общения с инструкторами. Отказ от традиционной системы образования, по их мнению, приведёт к трансформации общества отчуждения и эксплуатации в ассоциацию гуманистически мыслящих, свободных от внешнего принуждения граждан. Идеи Д. наносят ущерб школьным системам в развивающихся странах, привлекая экономией на содержании системы неформального образования. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 62) ------------------- См. также Антипедагогика, Социально-критическая педагогика |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ - общее наименование детей, имеющих разнообразные нарушения в психофизическом развитии. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 63) ------------------- |
Статья большая, находится на отдельной странице. |