Наши партнеры

https://volga.news/article/645327.html
https://volga.news/article/645327.html

Педагогический словарь
Статьи на букву "Д" (часть 3, "ДИФ"-"ДЮР")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Д" (часть 3, "ДИФ"-"ДЮР")

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ - отрасль психологии, изучающая индивидуальные различия между людьми. Основоположник Д.п. - Ф. Гальтон (2-я половина 19 в.), термин ввёл В. Штерн (1900). Крупные представители - А. Бине, А.Ф. Лазурский, Дж. Кеттел и др.

В Д.п. применяются тесты и методы факторного анализа. Наряду с различиями между индивидами в умственном отношении широко исследуются различия в творческих и организаторских способностях, общей структуре личности, сфере мотивации. Одна из важных задач современной Д.п. - выделение наиболее существенных параметров организации психологической деятельности, от которых зависит индивидуально-типологическая характеристика субъекта. Выводы Д.п. имеют важное прикладное значение для практики обучения и воспитания, прогностики развития способностей индивида, профессионального отбора и профессиональной ориентации и др.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 74)

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ - один из способов решения педагогических задач с учётом социально-психологических особенностей групп воспитания, которые существуют в сообществе детей как его структурные или неформальные объединения или выделяются педагогом по сходным индивидуальным, личностным качествам учащихся. Д.п. занимает промежуточное положение между фронтальной воспитательной работой со всем коллективом и индивидуальной работой с каждым учащимся (см. Индивидуальный подход в воспитании). Д.п. облегчает воспитательную деятельность педагога, т.к. позволяет определять содержание и формы воспитания не для каждого ребёнка (что сложно в условиях большой наполняемости классов), а для определённой "категории" учащихся. Реализации Д.п. способствует организация игр, соревнований, временных творческих коллективов, создание специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть достоинства учащихся. Необходимое условие Д.п. - изучение межличностных отношений. Д.п. даёт возможность воздействовать на отношения между личностью и группой, группой и коллективом, детьми и взрослыми и т.д. Эффективность Д.п. находится в прямой зависимости от творческой атмосферы сотрудничества в воспитательной организации и демократического управления ею.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 74)

ДМИТРИЕВ, НИКОЛАЙ КОНСТАНТИНОВИЧ

ДМИТРИЕВ, НИКОЛАЙ КОНСТАНТИНОВИЧ (1898-1954) - языковед-тюрколог, методист, член-корреспондент АН СССР (1943), действительный член АПН РСФСР (1945). Вёл научную и преподавательскую работу в вузах и учреждениях Москвы и Ленинграда. Основоположник крупной отечественной школы тюркологии. В "Очерках по методике преподавания русского и родного языков в татарской школе" (1952, в соавторстве) обосновал методический принцип сопоставительного изучения русского и родного языков в школе, построив пособие по тесной координации учебных программ данных курсов.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 355)

ДМИТРИЕНКО, ВАЛЕРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

ДМИТРИЕНКО, ВАЛЕРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (р. 1938) - д-р философских наук (1982), профессор (1983), член-корреспондент РАО (1992; Отделение философии образования и теоретической педагогики), профессор Томского государственного педагогического университета.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 465)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

ДНЕПРОВ, ЭДУАРД ДМИТРИЕВИЧ

ДНЕПРОВ, ЭДУАРД ДМИТРИЕВИЧ (р. 1936) - д-р педагогических наук (1994), действительный член РАО (1992; Отделение философии образования и теоретической педагогики). В 1988-89 руководитель ВНИК "Школа". В 1990-92 министр образования РФ.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 461)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

ДОБРО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДОБРОДЕТЕЛЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДОБРОЛЮБОВ, НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

ДОБРОЛЮБОВ, НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1836-1861) - литературный критик, публицист, просветитель. С 1857 возглавлял критико-библиографический отдел журнала "Современник". Педагогические идеи Д., изложенные в ряде публикаций и литературно-критических статей ("О воспитании авторитета в воспитании", "Основные законы воспитания" и др.), являются существенной стороной его демократических убеждений. Проблема суверенитета личности предстаёт как основа всех его суждений по вопросам воспитания. Сторонник практического дела, здравого смысла и логики, Д. цель воспитания определял как формирование активной личности, способной применить "высшие человеческие убеждения" в реальной жизни. Сформулировал осн. направления нового типа воспитания, которое было призвано противостоять официальной педагогике, нивелирующей своеобразие личности. Высказал ряд предложений по составлению учебной литературы и книг для детского чтения.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 355)

-------------------

См. также Писарев, Дмитрий Иванович

ДОБРОМЫСЛОВ, ВАСИЛИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ

ДОБРОМЫСЛОВ, ВАСИЛИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ (1892-1965) - филолог, методист русского языка, член-корреспондент АПН РСФСР (1950). Преподавал в школах Украины, Абхазии, Москвы и Московской области. С 1938 на научно-педагогической работе в Москве. Одно из осн. направлений методической деятельности Д. - исследование взаимодействия развития речи и логического мышления ребёнка. Центральное место в школьном курсе русского языка отводил грамматике; считал, что осознание грамматического строя языка - мощный фактор развития речи.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 355)

ДОБРОСЛАВИН, АЛЕКСЕЙ ПЕТРОВИЧ

ДОБРОСЛАВИН, АЛЕКСЕЙ ПЕТРОВИЧ (1842-1989) - врач-гигиенист, один из основоположников экспериментальной военной и школьной гигиены в России. Основатель и руководитель (1871), профессор (1876) первой в стране самостоятельной кафедры гигиены в Медико-хирургической академии (с 1881 Военно-медицинская академия). Отмечал необходимость физиологического и гигиенического изучения психической деятельности человека для решения проблем обучения и воспитания. В руководстве "Гигиена. Курс общественного здравоохранения" (1882-84) сформулировал осн. положения школьной гигиены.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 355)

ДОДОНОВ, ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ

ДОДОНОВ, ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ (р. 1926) - д-р исторических наук (1984), профессор (1987), действительный член РАО (1995; Отделение философии образования и теоретической педагогики), гл. научный сотрудник Института теории образования и педагогики РАО.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 461)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

ДОКАЗАТЕЛЬСТВО В ОБУЧЕНИИ

ДОКАЗАТЕЛЬСТВО В ОБУЧЕНИИ - логическое действие, в процессе которого обосновывается истинность суждения. Д. может выступать в процессе обучения как одно из средств развития логического мышления, приём активизации мыслительной деятельности учащихся, общий способ организации усвоения знаний. Д. иногда рассматривается как единственно возможная форма адекватной передачи определённого содержания, обеспечивающая последовательность и непротиворечивость, а следовательно, истинность и безупречность выводов.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 75)

ДОКЛАД УЧАЩИХСЯ

ДОКЛАД УЧАЩИХСЯ - вид самостоятельной работы. В процессе подготовки Д. у учащихся формируются навыки исследовательской деятельности.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 75)

ДОКТОРАНТУРА

ДОКТОРАНТУРА - в Рос. Федерации высшая ступень в системе подготовки научных и научно-педагогических кадров, часть системы непрерывного образования. Введена в СССР в 30-х гг., упразднена в 1956, восстановлена в 1987. Организуется при ведущих вузах, научных учреждениях и организациях. Завершается защитой диссертации на соискание учёной степени доктора наук.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 75)

ДОКТОР НАУК

ДОКТОР НАУК - учёная степень. Впервые стала присуждаться в 1130 Болонским университетом; в России - с 1819. В СССР введена в 1934. Степень Д.н. присуждается, как правило, лицам, имеющим степень кандидата наук по соответствующей отрасли науки и публично защитившим докторскую диссертацию.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 75)

ДОКУМЕНТ ОБ ОБРАЗОВАНИИ

ДОКУМЕНТ ОБ ОБРАЗОВАНИИ - это документ (аттестат, диплом, свидетельство, сертификат и др.), удостоверяющий уровень полученного лицом образования и/или присвоенной ему классификации или академической степени по окончании конкретного учебного заведения общего и/или профессионального образования.

(Словарь согласованных терминов и определений в области образования государств-участников Содружества Независимых Государств. - М., 2004. С. 36)

ДОЛГ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДОЛИНИНА, НАТАЛЬЯ ГРИГОРЬЕВНА

ДОЛИНИНА, НАТАЛЬЯ ГРИГОРЬЕВНА (1928-1979) - писательница. Дочь Г.А. Гуковского. Книги очерков, акцентирующие нравственные аспекты воспитательного процесса: "Мои ученики и их родители" (1959), "Человек - людям" (1961), "Сколько стоит хлеб" (1963), "Взрослые или дети?" (1965), "Дорогие родители!" (1975) и др. Повести "Мы с Сережкой близнецы" (1962), "Разные люди" (1976); автобиографическая повесть "Отец" (1974). Популярные книги о классике: "Прочитаем "Онегина" вместе" (1968), "Печорин и наше время" (1970) и др.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 355)

ДОМ

ДОМ - издательство Российского детского фонда, государственное предприятие, Москва. Детская, юношеская и другая литература.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 478)

-------------------

См. также Издательства РФ

ДОМАН, ГЛЕНН

ДОМАН, ГЛЕНН (?) - американский врач (возглавляет Институт развития человеческого потенциала, США, Филадельфия) и один из самых популярных, уникальных и неоднозначных педагогов на сегодняшний день, разработавший методику развития детей раннего возраста, которая позволяет научить малыша читать, писать, считать, дать ему энциклопедические знания. Многое из этой системы заимствовали известные российские педагоги-новаторы Никитины. На этой методике основаны рассуждения о воспитании другого не менее известного родителя-педагога - француженки Сесиль Лупан.

(Уроки Домана. - СПб., 2005. С. 2-13)

-------------------

См. также Лупан, Сесиль, Никитина, Маргарита Ивановна, Никитин, Александр Александрович

ДОМА РАБОТНИКОВ ПРОСВЕЩЕНИЯ

ДОМА РАБОТНИКОВ ПРОСВЕЩЕНИЯ - клубные учреждения работников системы народного образования. Д.р.п. учреждены Декретом СНК от 25 апреля 1921. В 1934-56 назывались домами учителя, некоторые сохранили это название поныне.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 76)

ДОМА РЕБЁНКА

ДОМА РЕБЁНКА - учреждения здравоохранения для воспитания (и оказания медицинской помощи) детей до 3 лет, не имеющих родителей, детей одиноких матерей или граждан, лишённых родительских прав, и др.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 76)

ДОМА УЧИТЕЛЯ

ДОМА УЧИТЕЛЯ - см. Дома работников просвещения

ДОМАШНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ДОМАШНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ - см. Семейное образование

ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ

ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ - форма самостоятельной работы учащихся с целью повторения, закрепления и углубления знаний, полученных на уроке, а также для подготовки к восприятию нового учебного материала, а иногда и для самостоятельного решения посильной познавательной задачи. Д.з. - обязательный компонент учебной работы; средство подготовки к самообразованию.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 76)

-------------------

См. также Домашняя самостоятельная работа

ДОМАШНЯЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

ДОМАШНЯЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА - составная часть процесса обучения, способствующая формированию у обучающихся потребности к постоянному самообразованию, навыков самостоятельной познавательной деятельности.

(Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. - М., 2005. С. 415)

-------------------

См. также Домашние задания, Самостоятельная работа учащихся

ДОМ ДЕТСКОЙ КНИГИ

ДОМ ДЕТСКОЙ КНИГИ - общество с ограниченной ответственностью, осн. в 1949 в Москве как отдел издательства "Детская литература", современный статус с 1993. В задачи Д.д.к. входит изучение современной детской литературы, читательских интересов, обобщение опыта издания книг для детей, рекомендательная работа с детской книгой.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 75)

-------------------

См. также "Детская литература" (изд-во)

ДОМ ЗАНИМАТЕЛЬНОЙ НАУКИ

ДОМ ЗАНИМАТЕЛЬНОЙ НАУКИ - культурно-просветительное учреждение для пропаганды естественно-научных и технических знаний. Осн. в 1935 в Ленинграде (в бывшем Шереметевском дворце) Я.И. Перельманом при участии В.А. Камского, В.И. Прянишникова, Л.В. Успенского и др. Д.з.н. представлял собой тип уникального музея, широко использующего интерактивные формы работы с посетителями. В его экспозиции входило ок. 500 крупных экспонатов (большинство из них было действующими) и множество различных макетов, приборов, схем и т.п. В Д.з.н. имелось 4 отдела: астрономии, географии (с залом геологии), математики и физики (с разделом оптики). Предполагалось создание залов электричества, занимательного языкознания, Ж. Верна и др. Д.з.н. издавал серию миниатюрных научно-популярных книг (составитель и редактор Перельман) тиражом 100-200 тыс. экземпляров. Экспозиция погибла во время блокады Ленинграда. Сохранились лишь описания некоторых экспонатов.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 75-76)

ДОМОСТРОЙ

ДОМОСТРОЙ - древнерусский свод правил поведения в общественной жизни и быту. Сохранились тексты "Д.", написанные, предположительно, в Новгороде в конце 15 в. и в середине 16 в. (составитель последнего иерей Благовещенского собора Сильвестр). В "Д." входили главы о почитании веры ("духовное строение"), о семейной жизни ("мирское строение"), о ведении хозяйства ("домовое строение"). "Д." во многом основывался на фрагментах Библии. В целом "Д." отражал жизнь русского общества 16 в. и ориентировался на зажиточного хозяина, семьянина, который воспитывал не только собственных детей, но и слуг. Отец должен был учить знаниям ("вежеству") и рукоделию (в широком смысле слова), воспитывать уважение к старшим, вежливость, скромность, честность, трудолюбие и т.д. Воспитание осуществлялось в духе послушания церкви и государству, а также беспрекословного подчинения родителям. Разрешалось применять наказания, но без злоупотреблений. "Д." ставил превыше всего авторитет хозяина и мужа, но вместе с тем с уважением относился к женщине, которой отводилась важнейшая роль матери, хозяйки и воспитательницы ("Похвала женам").

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 76)

ДОМ ПЕДАГОГИКИ

ДОМ ПЕДАГОГИКИ - издательство, ЗАО, Москва. Школьные учебники (в основном для школ с углублённым изучением иностранных языков).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 478)

-------------------

См. также Издательства РФ

ДОМ СВОБОДНОГО РЕБЁНКА

ДОМ СВОБОДНОГО РЕБЁНКА - экспериментальное учебно-воспитательное учреждение для детей 5-10 лет в Москве (1906-09). Организовано Обществом друзей естественного воспитания на базе семейного детского дома М. Станиловской (осн. в 1903). После закрытия общества (1907) Д.с.р. назывался Детским садом М.А. Гуцевич, а руководство перешло к "Кружку совместного воспитания и образования детей", возглавляемому К.Н. Вентцелем. "Д.с.р." задумывался как прообраз школы будущего и представлял собой педагогическую общину, объединявшую детей, воспитателей и родителей на принципах свободного воспитания и коллективного самоуправления. Занятия проводили родители и педагоги, которые работали бесплатно. Детям предоставлялась полная свобода, обязательные занятия, программы и планы отвергались. Осн. средством воспитания был общественно полезный и творческий труд, проводились развивающие игры, беседы, экскурсии, дети занимались рисованием, лепкой, рукоделием и пр. Опыт работы показал недостатки стихийного процесса свободного воспитания и отсутствия систематических учебных занятий, в то же время организация самодеятельности и свободного творчества детей в "Д.с.р." представляют интерес и для современной педагогики.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 76)

ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ - Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1. Психология, профессиональное обучение.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 472)

-------------------

http://www.dstu.edu.ru/main.shtml/

См. также Университеты

ДОНЦОВ, АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ

ДОНЦОВ, АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ (р. 1949) - д-р психологических наук (1989), профессор (1992), действительный член РАО (1995; Отделение психологии и возрастной физиологии), зав. кафедрой МГУ.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 461)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - термин имеет три значения:

1. приобретение учащимися учебного заведения дополнительных знаний, умений и навыков, не предусмотренных обязательными программами обучения;

2. любая форма неформального получения дополнительных знаний, умений и навыков лицом, имеющим общее или профессиональное образование;

3. любая форма формального получения дополнительных знаний, умений и навыков лицом, имеющим общее или профессиональное образование. Дополнительное образование (формальное иили неформальное) является важнейшей составляющей системы непрервного образования.

(Непрерывное образование: краткий словарь. - СПб, 2002. С. 11-12)

-------------------

- образование, получаемое по дополнительным программам общего и /или профессионального образования, направленное на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей граждан, общества, государства, а также на повышение профессиональной классификации и переподготовку кадров для всех сфер социальной и экономической деятельности.

(Словарь согласованных терминов и определений в области образования государств-участников Содружества Независимых Государств. - М., 2004. С. 37)

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ - см. Образование взрослых

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДОСТОЕВСКИЙ, ФЁДОР МИХАЙЛОВИЧ

ДОСТОЕВСКИЙ, ФЁДОР МИХАЙЛОВИЧ (1821-1881) - писатель. Педагогические воззрения Д. представлены гл.о. отдельными высказываниями, глубоко оригинальны и определяются особенностями художественного миросозерцания. Проблемы детского сознания, взросления и возмужания человека, воспитания нравственности проходят через всё творчество Д. Эти проблемы стали основой важнейших произведений Д., в т.ч. романы "Подросток", "Братья Карамазовы", которые задумывались как романы о русских детях. Можно выделить несколько осн. тем, охватывающих проблемы воспитания: семья; пути формирования детской души; значение науки в развитии личности; методические рекомендации. Д. постоянно проводит мысль о необходимости прочной основы семьи. Мысль о распаде семьи и как следствие об одиночестве ребёнка прозвучала уже в недописанной повести "Неточка Незванова". Д. охарактеризовал типы современной ему семьи: "случайное семейство" - т.е. семья, в которой отсутствует общая идея, "ленивая семья" - когда родители не умеют сами воспитывать своих детей и предпочитают нанимать учителей, что означает, по мнению Д., откупиться от ребёнка. Воспитанный в "случайном семействе" ребёнок перенимает лишь упрощённые, воспринятые лишь внешним образом и не затронувшие души представления о жизни. Такое "упрощённое" воспитание может вызвать внутренний кризис личности и даже привести к самоубийству молодого человека, либо привести к непомерным амбициям, к слишком охотному восприятию чужих идей, непониманию собственных национальных основ. К разряду неглубоко усвоенных западных теорий Д. относил и революционные идеи. В то же время революционные идеи у молодёжи и даже страсть к разрушениям Д. часто объяснял потребностью порядка, поиском и пытливостью.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 355-356)

ДОСТУПНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ

ДОСТУПНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ - принцип обучения; соответствие содержания, объёма изучаемого материала, методов и организационных форм обучения возрастным и индивидуальным возможностям учащихся, имеющимся у них знаниям и представлениям, условиям обучения. В отечественной дидактике Д.о. трактуется как мера трудности и не означает приспособления к уровню актуального развития учащегося, а ориентирует на ближайшие перспективы развития (см. Зона ближайшего развития). Границы Д.о. постоянно изменяются.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 77)

-------------------

- один из принципов обучения: соответствие содержания, объема изучаемого материала, методов и организации форм обучения возрастным и индивидуальным возможностям обучающихся, имеющимся у них знаниям и представлениям, условиям обучения.

(Моисеев В.Б. Информационные технологии в системе высшего образования. - Пенза, 2002. С. 95)

ДОСУГ

ДОСУГ - возможность человека заниматься в свободное время разнообразной деятельностью по своему выбору. Виды досуговой деятельности можно классифицировать по пяти группам: отдых, развлечения, праздники, самообразование, творчество. Отдых снимает усталость и восстанавливает физические и духовные силы. Пассивный отдых снимает напряжение расслаблением, созерцанием природы, размышлением и т.п. Активный отдых представляет собой физическую и культурную деятельность (физкультура, туризм, чтение, слушание музыки и т.п.). Развлечения (просмотр кинофильмов, посещение театров, концертов, музеев, экскурсии, путешествия и т.п.) имеют компенсационный характер и обеспечивают человеку смену впечатлений. Праздники сочетают в себе отдых и развлечения, позволяют человеку ощутить эмоциональный подъём. Самообразование (чтение, лекции, диспуты, семинары и пр.) приобщает людей к ценностям культуры и сочетает в себе приобретение знаний с развлечениями. Творчество (см. также Техническое творчество) обеспечивает наиболее высокий уровень досуговой деятельности. Детский досуг осуществляется прежде всего в семье, а также в специальных учреждениях (библиотеки, музеи, клубы, дома творчества, спортивные секции, любительские объединения по интересам и др.).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 77)

ДОЦИМОНОЛОГИЯ

ДОЦИМОНОЛОГИЯ - исследования, касающиеся проверки и оценки знаний учащихся.

(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 40)

-------------------

(Психолого-педагогический словарь-спавочник. - М., Ставрополь, 2004. С. 156)

ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДОШКОЛЬНОЕ ДЕТСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - обучение и воспитание, которое получают дети дошкольного возраста в дошкольных образовательных учреждениях и в семье, направленное на первичную социализацию личности ребенка, обеспечение его физического, нравственного и психического здоровья, всестороннее развитие, приобретение жизненного опыта, выработку необходимых умений и навыков с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, подготовку к получению школьного образования.

(Словарь согласованных терминов и определений в области образования государств-участников Содружества Независимых Государств. - М., 2004. С. 39)

ДОШКОЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

ДОШКОЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ - тип образовательных учреждений, реализующих образовательную программу дошкольного воспитания.

(Что должен знать руководитель дошкольного учреждения. Автор-сост. И.А. Кутузова. - М., 2002. С. 153)

-------------------

См. также Дошкольные учреждения

ДОШКОЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДРАГУНСКИЙ, ВИКТОР ЮЗЕФОВИЧ

ДРАГУНСКИЙ, ВИКТОР ЮЗЕФОВИЧ (1913-1972) - писатель. Рассказы для детей под общим названием "Денискины рассказы" (1966).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 356)

ДРЕВНИЙ ВОСТОК

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДРОФА

ДРОФА - издательский дом, ООО, Москва. Образовательная, справочная, учебно-методическая, познавательная, энциклопедическая литература, школьные учебники, карты, атласы.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 478)

-------------------

См. также Издательства РФ

ДРУГ ДЕТЕЙ

ДРУГ ДЕТЕЙ - добровольное общество в СССР. Первые организации общества создавались с 1924 на базе комиссий по охране интересов детей (деткомиссий) при местных Советах. В 1930 учреждено Всесоюзное общество "Д.д". Первоначально осн. задачей общества была борьба с беспризорностью. В 30-е гг. общество сосредоточило своё внимание на коммунистическом воспитании и других проблемах. В середине 30-х гг. "Д.д." насчитывало 1,8 млн. членов. В 1935 прекратило деятельность.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 80)

ДРУЖБА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДРУЖЕСКОЕ УЧЁНОЕ ОБЩЕСТВО

ДРУЖЕСКОЕ УЧЁНОЕ ОБЩЕСТВО - благотворительно-просветительное общество, 1779-84, Москва. Осн. Н.И. Новиковым для помощи отцам в воспитании детей, издания полезных книг.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 81)

ДУБРОВИНА, ИРИНА ВЛАДИМИРОВНА

ДУБРОВИНА, ИРИНА ВЛАДИМИРОВНА (р. 1935) - д-р психологических наук (1989), профессор (1992), действительный член РАО (2000; Отделение психологии и возрастной физиологии), зав. лабораторией Психологического института РАО.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 461)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

ДУБРОВИНСКАЯ, НАТАЛИЯ ВАДИМОВНА

ДУБРОВИНСКАЯ, НАТАЛИЯ ВАДИМОВНА (р. 1936) - д-р биологических наук (1983), член-корреспондент РАО (1993; Отделение психологии и возрастной физиологии), зав. лабораторией Института возрастной физиологии РАО.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 465)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

ДУЛЬНЕВ, ГРИГОРИЙ МИТРОФАНОВИЧ

ДУЛЬНЕВ, ГРИГОРИЙ МИТРОФАНОВИЧ (1909-1972) - олигофренопедагог. Учитель и директор школы, в 1939-41 декан дефектологического факультета МГПДИ; с 1938 в научно-практическом институте специальных школ и детских домов (ныне Институт коррекционной педагогики). В результате психолого- педагогических исследований, проведённых Д. и под его руководством, выявлены пути совершенствования содержания и организации трудового обучения во вспомогательной школе.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 356)

ДУХНОВИЧ, АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ

ДУХНОВИЧ, АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ (1803-1865) - просветитель, писатель, педагог. С 1843 протоиерей Пряшевского собора (Австрия). Один из участников политического движения за единство русинов (восточнославянское население Галиции, Буковины и Закарпатья). Осн. (1850) в Пряшеве Общество Иоанна Крестителя и "Литературное заведение" с целью поддержки культуры русинов. Автор учебной литературы для русинов, в т.ч. букваря "Книжица читальная для начинающих" (1847), учебника географии и истории "Краткий землепис..." (1851), "Народной педагогии..." (1857) для учителей и др. С просветительными целями написал "Истинную историю карпато-россов" (1853, издана в 1914).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 356)

ДУХОВНОСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДУХОВНЫЕ СЕМИНАРИИ

ДУХОВНЫЕ СЕМИНАРИИ - см. Духовные учебные заведения

ДУХОВНЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ

ДУХОВНЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ - образовательные учреждения, дающие богословское образование. Высшие Д.у.з. - теологические университеты и институты, академии; средние - духовные семинарии, богословские колледжи и лицеи, медресе (бывают также высшими), иешива (иудаистские) и др.; низшие - различных наименований (в России до 1917 православные епархиальные училища, мусульманские мектебы, иудаистские хедеры и др.). Среди теологических университетов, например, папские - в Ватикане, Саламанке (Испания). Академии действуют в Рос. Федерации (Московская и Санкт-Петербургская - Русской православной церкви), Грузии (Тбилисская - Грузинской православной церкви), Армении (Эчмиадзинская - Армянской апостольской церкви), Польше, Венгрии и других странах. Среди других Д.у.з. институты: папский Библейский в Ватикане, Теологический при консистории Евангелическо-лютеранской церкви Эстонии (Таллин), Ташкентский исламский; семинарии: православные (Сергиев Посад, С.-Петербург, Киев, Одесса, Тобольск, Жировицкий монастырь в Белоруссии, Гродненская обл.), грузинская (Мцхета), евангелическо-лютеранская (Рига), римско-католическая (Рига, Каунас), медресе (например, в Уфе, Бухаре, Баку), иешива при Московской хоральной синагоге и др. В Москве работают курсы евангельских христиан-баптистов, адвентистов седьмого дня и др.

(Бим-Бад Б.М. "Педагогический энциклопедический словарь". М., 2002 г., c.81)

-------------------

См. также Архиерейские школы

ДУША

ДУША - понятие, выражающее исторически изменявшиеся воззрения на внутреннюю жизнь человека и животных. Восходит к древним представлениям об особой силе, обитающей в теле человека и животного (иногда и растения) и покидающей его во время сна или в случае смерти (сравни учение о переселении душ - метемпсихоза). Идеи всеобщей одушевлённости космоса (гилозоизм, панпсихизм) явились основой учения о мировой душе (Платон, неоплатонизм). У Аристотеля душа - активное целесообразное начало ("форма") живого тела, неотделимое от него. В теистических религиях душа человека - созданное Богом, неповторимое бессмертное духовное начало. Дуалистическая метафизика Декарта разделяет душу и тело как две самостоятельные субстанции, вопрос о взаимодействии которых обсуждается в русле психофизической проблемы. В новоевропейской философии термин "Д." стал преимущественно употребляться для обозначения внутреннего мира человека.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 81)

ДЦП

ДЦП - см. Детский церебральный паралич

ДЬЮИ ДУИ (DEWEY), ДЖОН

ДЬЮИ ДУИ (DEWEY), ДЖОН (1859-1952) - американский философ, психолог и педагог. Профессор Мичиганского (1884-94), Чикагского (1894-1904) и Колумбийского (1904-30) университетов. Развил новый вариант прагматизма - инструментализм, разработал прагматистскую методологию в области логики и теории познания. Цель воспитания, по Д., - формирование личности, умеющей "приспособиться к различным ситуациям" в условиях "свободного предпринимательства". Школьной системе, основанной на приобретении и усвоении знаний, он противопоставил обучение "путём делания", т.е. такую систему обучения, при которой все знания извлекались из практической самодеятельности и личного опыта ребёнка.

Д. придерживался т.н. педоцентрической теории и методики обучения (см. Детоцентризм).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 356)

-------------------

См. также Детоцентризм

ДЬЯЧКОВ, АЛЕКСЕЙ ИВАНОВИЧ

ДЬЯЧКОВ, АЛЕКСЕЙ ИВАНОВИЧ (1900-1968) - дефектолог, д-р педагогических наук (1957). С 1947 в НИИ дефектологии АПН РСФСР (с 1951 директор). Осн. труды по сурдопедагогике, разработал методы обучения глухих математике. Автор многочисленных учебников по арифметике (1-5-й классы) для глухонемых детей. Орден высшей степени Всемирной федерации глухих (1971).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 356)

ДЭВИДСОН (DAVIDSON), ДЭН

ДЭВИДСОН (DAVIDSON), ДЭН (р. 1944) - американский педагог-русист, иностр. член РАО (1995), д-р философии (1975). С 1983 профессор русского языка в колледже Брин Мор в Филадельфии (штат Пенсильвания). Президент (с 1974) Американского совета преподавателей русского языка и литературы, с 1975 вице-президент МАПРЯЛ. Один из инициаторов (1992) программы "Обновление гуманитарного образования в России", автор научных трудов по русистике, соавтор и редактор учебников и пособий по русскому языку (изданы гл.о. в России) для учащихся из англоязычных стран.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 356)

ДЮРКГЕЙМ (DURKHEIM), ЭМИЛЬ

ДЮРКГЕЙМ (DURKHEIM), ЭМИЛЬ (1858-1917) - французский социолог и психолог. В 1896 стал первым во Франции преподавателем социальных наук. С 1902 профессор педагогики и социологии в Сорбонне. Основатель (1896) и редактор (до 1913) журнала "Социологический ежегодник", вокруг которого сформировалась т.н. французская, или дюркгеймовская социологическая школа. Благодаря усилиям Д. социология во Франции получила статус самостоятельной науки и была включена в качестве учебной дисциплины в учебные программы вузов. Концепция Д. явилась основой новой отрасли научного знания - социологии образования.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 356)

Предыдущая страница Следующая страница