Педагогический словарь
Статьи на букву "Е"

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Е"

ЕВГЕНИКА

ЕВГЕНИКА (от греч. eugenes - породистый) - учение о наследственном здоровье человека и путях его улучшения. Принципы Е. были впервые сформулированы Ф. Гальтоном (1869), предложившим изучать влияния, которые могут улучшить наследственные качества (здоровье, умственные способности, одарённость).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 81)

ЕВГЕНЬЕВ-МАКСИМОВ, ВЛАДИСЛАВ ЕВГЕНЬЕВИЧ

ЕВГЕНЬЕВ-МАКСИМОВ, ВЛАДИСЛАВ ЕВГЕНЬЕВИЧ (1883-1955) - профессор Ленинградского университета, оставил заметный след в российской науке и культуре своей научной, педагогической и общественной деятельностью. Изучал творчество Некрасова. Сын Максимова-Слобожанина.

(Прокопенко З.Т. Е.Д. Максимов-Слобожанин и В.Е. Евгеньев-Максимов. Из истории российской науки. - Белгород, 2002. С. 167-260)

-------------------

См. также Максимов-Слобожанин, Евгений Дмитриевич

Ш4

ЕВЛАХОВ, АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ

ЕВЛАХОВ, АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ (1880-1966) - литературовед, педагог, литературный критик, эстетик, врач-психиатор, автор стихотворного сборника, оперного либретто "Княжна Мери", десятков рассказов.

(Ланин Б.А. Литературное образование в XIX - начале XXI века. - М., 2005. С. 18-20)

ЕВРЕИНОВ, НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ

ЕВРЕИНОВ, НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ (1879-1953) - педагог, драматург, искусствовед, режиссер, театральный критик. В преподавании литературы на первое место ставил театр, артистическое мастерство. Развитие детской театральности считал важным для учителя.

(Ланин Б.А. Литературное образование в XIX - начале XXI века. - М., 2005. С. 41-42)

ЕВСЕВЬЕВ, МАКАР ЕВСЕВЬЕВИЧ

ЕВСЕВЬЕВ, МАКАР ЕВСЕВЬЕВИЧ (1864-1931) - мордовский просветитель. С 1972 года Мордовский государственный педагогический институт носит имя М.Е. Евсевьева.

(Научное наследие М.Е. Евсевьева в контексте национального просвещения Поволжья. - Саранск, 2004. Ч. 1., С. 4)

ЕВТУШЕВСКИЙ, ВАСИЛИЙ АНДРИАНОВИЧ

ЕВТУШЕВСКИЙ, ВАСИЛИЙ АНДРИАНОВИЧ (1836-1888) - педагог, методик-математик. Разработал методику элементарной математики на основе самостоятельной работы учащихся, занимательности и соответствия возрасту учащихся ("Методика преподавания арифметики", 1872; 16 изд., 1907), а также программы и уроки по пропедевтическим курсам арифметики, алгебры и геометрии, построенные на основе концентрического изучения математики.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 356)

ЕГОРОВ, СЕМЁН ФИЛИППОВИЧ

ЕГОРОВ, СЕМЁН ФИЛИППОВИЧ (р. 1928) - д-р педагогических наук (1983), член-корреспондент РАО (1993; Отделение философии образования и теоретической педагогики), гл. научный сотрудник Института теории образования и педагогики РАО.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 465)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

ЕГЭ

ЕГЭ - широкомасштабный эксперимент по введению единого государственного экзамена, совмещающего два испытания в одном: выпускные экзамны в школе и вступительные - в вуз.

(Организация и проведение единого государственного экзамена в Российской Федерации: Нормативные материалы, методические рекомендации. - М., 2003. С. 255)

-------------------

См. также ГЭК, Тестирование централизованное

ЕДИНАЯ ШКОЛА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН

ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН - см. ЕГЭ

ЕКАТЕРИНА II( АЛЕКСЕЕВНА) ВЕЛИКАЯ

ЕКАТЕРИНА II( АЛЕКСЕЕВНА) ВЕЛИКАЯ (урождённая Софья Фредерика Августа, принцесса Анхальт-Цербстская) - (1729-1796)

- российская императрица (с 1762). Способствовала развитию науки, искусства и образования. Осн. ряд новых учебных заведений, в т.ч. первые в России женские учебные заведения (Смольный институт, Екатерининское училище), воспитательные дома, Общество благородных девиц. При Е.II проведена реформа образования: создана сеть городских школьных учреждений, осн. на классно-урочной системе. Воспитательные идеи, кратко изложенные в одной из глав "Наказа" для депутатов Комиссии об Уложении (1767), впоследствии были изложены Е.II в аллегорических сказках: "О царевиче Хлоре" (1781) и "О царевиче Февее" (1782) и в Инструкции (1784) князю Н. Салтыкову - воспитателю великих князей Александра и Константина Павловичей. Гл. задачами воспитания она считала формирование нравственности, гуманности, справедливости, уважения к законам, снисходительности к людям. Большое значение придавала умственному и физическому развитию. Лично контролируя воспитание своих внуков, Е.II составила учебную библиотеку и написала для них "Записки касательно российской истории".

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 356)

ЕЛАБУЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

ЕЛАБУЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ - Республика Татарстан, Елабуга, ул. Казанская, 89. Подготовка преподавателей по учебным предметам.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 469)

-------------------

См. также Педагогические высшие учебные заведения

ЕЛЕНА ПАВЛОВНА (ФРЕДЕРИКА ШАРЛОТТА МАРИЯ)

ЕЛЕНА ПАВЛОВНА (ФРЕДЕРИКА ШАРЛОТТА МАРИЯ) (1806-1873) - великая княгиня, супруга великого князя Михаила Павловича (с 1823), дочь вюртембергского принца Павла Карла. Была известна своей просветительской и благотворительной деятельностью. Поддерживала Петербургский университет, АН, научные общества, а также талантливых личностей. В её ведении находился Мариинский институт, училище Святой Елены (в котором игнорировалось сословное положение воспитанниц). В память своих умерших дочерей осн. детские приюты Елисаветы и Марии в С.-Петербурге и Павловске, больницы и пр.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 356)

ЕЛЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЕЛЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ - Елец Липецкой обл., ул. Ленина, 91. Дошкольная педагогика и психология, педагогика и методика начального образования, логопедия.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 469)

-------------------

См. также Педагогические высшие учебные заведения

ЕЛИЗАВЕТА ФЁДОРОВНА РОМАНОВА (ЕЛИЗАВЕТА АЛЕКСАНДРА ЛУИЗА АЛИСА)

ЕЛИЗАВЕТА ФЁДОРОВНА РОМАНОВА (ЕЛИЗАВЕТА АЛЕКСАНДРА ЛУИЗА АЛИСА) (1864-1918) - великая княгиня. Дочь великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV, сестра имп. Александры Фёдоровны, двоюродная племянница и супруга (с 1884) великого князя Сергея Александровича. Известна своей благотворительной деятельностью. Попечительница мн. благотворительных обществ в С.-Петербурге и Москве. После убийства супруга (1905) посвятила свою жизнь заботе о бедных и больных: осн. Марфо-Мариинскую обитель сестёр милосердия, при которой были приют для девочек, воскресная школа, библиотека и т.д., устраивала сирот в приюты и пансионы и др. В 1918 арестована и вместе с другими Романовыми вывезена в г. Алапаевск на Урале. 18 июля 1918 сброшена живой в шахту старого рудника. Канонизирована Соборами Русской православной церкви (1990).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 356-357)

ЕЛЬНИЦКИЙ, КОНСТАНТИН ВАСИЛЬЕВИЧ

ЕЛЬНИЦКИЙ, КОНСТАНТИН ВАСИЛЬЕВИЧ (1846-1917) - педагог. Автор учебников и учебных пособий (св. 30) по педагогике, истории педагогики, методике преподавания русского языка и словесности: "Курс дидактики" (24 изд., 1915), "Общая педагогика" (18 изд., 1916), "Методика начального обучения отечественному языку" (33 изд., 1916) и др. Исследовал вопросы формирования детской личности, в частности роль детских игр в развитии психики ребёнка, значение привычек, навыков и темперамента для детского развития.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 357)

ЕЛЮТИН, ВЯЧЕСЛАВ ПЕТРОВИЧ

ЕЛЮТИН, ВЯЧЕСЛАВ ПЕТРОВИЧ (1907-1993) - ученый, преподаватель, организатор высшего и среднего специального образования, видный руководитель, директор Московского института стали - ведущего металлургического вуза страны. (Вячеслав Петрович Елютин: Ученый, педагог, государственный деятель (1907-1993). М., 2005 г., с.7)

ЕПАРХИАЛЬНЫЕ УЧИЛИЩА

ЕПАРХИАЛЬНЫЕ УЧИЛИЩА - средние женские учебные заведения в России до 1917; открывались с 1843 в епархиях гл.о. для дочерей православного духовенства и находились в ведении Синода. Учебный курс (6 классов, с 1900 дополнительный 7-й педагогический) приближался к курсу женской гимназии.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 82)

ЕРЕМЕЕВ, АЛЕКСЕЙ ИВАНОВИЧ

ЕРЕМЕЕВ, АЛЕКСЕЙ ИВАНОВИЧ - см. Пантелеев Л.

ЕРОХОВ, НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

ЕРОХОВ, НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (р. 1941) - д-р технических наук (1998), профессор (1988), член-корреспондент РАО (1993; Отделение высшего образования), директор НИИ региональных проблем развития образования.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 465)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

ЕРОШИН, ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ

ЕРОШИН, ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ (р. 1949) - д-р экономических наук (1997), член-корреспондент РАО (1996; Отделение философии образования и теоретической педагогики), директор Института управления образованием РАО.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 465)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

ЕРШОВ, АЛЕКСАНДР СТЕПАНОВИЧ

ЕРШОВ, АЛЕКСАНДР СТЕПАНОВИЧ (1818-1867) - учёный-механик, педагог, деятель технического образования. В 1844 - 1859 профессор Московского университета, с 1845 в Московском ремесленном учебном заведении (ныне МГТУ им. Баумана; подготовил проект его 1-го устава). Руководитель русской школы техников. Отстаивал целесообразность создания отечественных инженерных учебных заведений, пропагандировал достижения народных мастеров-механиков.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 357)

ЕРШОВ, ВАСИЛИЙ СТЕПАНОВИЧ

ЕРШОВ, ВАСИЛИЙ СТЕПАНОВИЧ (1870-1957) - педагог. В 1910 организовал первый в Сибири детский приют "Муравейник", который содержал на собственные средства. В приют принимались дети дошкольного возраста и воспитывались до поступления в профессиональные учебные заведения. В 1921 приют преобразован в детскую коммуну. В деятельности коммуны, которую Е. рассматривал как детский дом семейного типа, реализовывались идеи А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого; большую роль играло детское самоуправление, действовала пионерская организация. В 1935 коммуна была принята на полное государственное обеспечение и преобразована в детский дом (1937), который ныне носит имя Е.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 357)

ЕСИПОВА-ВОСКРЕСЕНСКАЯ, АЛЕКСАНДРА ИЛЬИНИЧНА

ЕСИПОВА-ВОСКРЕСЕНСКАЯ, АЛЕКСАНДРА ИЛЬИНИЧНА (1890-1966) - методист по русскому языку в начальных классах, член-корреспондент АПН РСФСР (1950). Преподавала в школах, гимназиях, педагогическом училище. Автор пособий по обучению детей 6-летнего возраста в семье и старших группах детского сада.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 357)

ЕСИПОВ, БОРИС ПЕТРОВИЧ

ЕСИПОВ, БОРИС ПЕТРОВИЧ (1894-1967) - педагог, член-корреспондент АПН РСФСР (1950), д-р педагогических наук, профессор (1963). С 1923 в Наркомпросе; с 1944 в системе АПН. Автор руководства по дидактике для учителей начальных классов, учебников по педагогике для педагогических учебных заведений, а также работ по вопросам воспитания и истории педагогики.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 357)

-------------------

- один из основоположников советской дидактики. Ему принадлежит определение важнейшего дидактического понятия "самостоятельная работа учащихся на уроке" (1961 г.). Ученым и учителям хорошо известна классификация уроков по Б.П. Есипову.

(Шамова Т.И. Избранное. Составители: Т.Н. Зубрева, Л.М. Перминова, П.И. Третьяков. - М., 2004. С. 37-38)

-------------------

См. также Шамова, Татьяна Ивановна

ЕСТЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

ЕСТЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ - педагогическая концепция, считающая целью воспитания естественное развитие ребёнка. Понятие Е.в. введено Ж.Ж. Руссо в романах "Новая Элоиза" (1761) и "Эмиль или О воспитании" (1762). Руссо одним из первых рассматривал детство как самоценный качественный этап развития человека. По его мнению, в ребёнке изначально заложены благоприятные тенденции саморазвития, которые часто подавляются авторитарным воспитанием. В Е.в. задачи воспитания состоят в том, чтобы максимально содействовать реализации заложенных в ребёнке возможностей, создавая для этого наилучшие условия. Ребёнок должен приобретать знания и нравственные представления самостоятельно в непосредственном общении с природой. От воспитателя требуется осуществлять педагогическое руководство незаметно для ребёнка, в непринуждённой форме. При этом необходимо предупреждать ребёнка о возможных ошибках. Е.в. было направлено против авторитарного воспитания, но иногда переоценивало опыт ребёнка и принимало крайние формы (например, отрицалась необходимость медицинской помощи). Во 2-й половине 19-20 в. идеи Е.в. легли в основу теории Свободного воспитания.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 82)

-------------------

См. также Руссо, Жан Жак

ЕСТЕСТВЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

ЕСТЕСТВЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ - метод психолого-педагогического исследования; эксперимент, включённый незаметно для испытуемого в его игровую, трудовую или учебную деятельность. Разработан (1910) А.Ф. Лазурским. Соединяет положительные черты метода наблюдения (естественность) и лабораторного эксперимента (целенаправленное воздействие на испытуемого). Позволяет избежать отрицательного влияния эмоционального напряжения и преднамеренных реакций. Нередко дополняется беседой. Недостатком этого метода является трудность незаметной постановки перед испытуемым экспериментальной задачи, а также вычленения отдельных элементов в целостной деятельности испытуемого и количественной обработки данных. Разновидность Е.э. - экспериментальное обучение, при котором изучение школьника ведётся непосредственно в процессе его обучения и воспитания с целью активного формирования психических особенностей, подлежащих изучению.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 82)

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ - естественные науки, система знаний о природе, важный компонент содержания образования. Традиционно включает в себя математику, физику, химию, биологию, науки о Земле (географию и др.), науки о человеке как социально-биологическом существе (анатомию и физиологию человека и др.).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 82)

Предыдущая страница Следующая страница