Педагогический словарь
Статьи на букву "К" (часть 2, "КЕМ"-"КОМ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К" (часть 2, "КЕМ"-"КОМ")

КЕМПХИЛЛ

КЕМПХИЛЛ (от англ. Camphill House - название деревни близ Абердина, Шотландия) - лечебно-педагогическое сообщество, организованное на принципах антропософии Р. Штейнера. "К." называется также международное движение по созданию таких сообществ. Первое сообщество "К." создано в 1939 эмигрировавшим в Великобританию австрийским врачом и педагогом К. Кёнигом (1902-66). "К." представляет собой общину, где совместно проживают дети и взрослые, имеющие отклонения в физическом и психическом развитии и нуждающиеся в уходе, а также педагоги и врачи, осуществляющие воспитание и лечение таких людей. К работе в "К." привлекаются также студенты, получающие образование по специальности "лечебная педагогика". Материальные потребности членов общины покрываются за счёт общего фонда, независимо от выполняемой ими работы. Движение, задуманное для лечения больных, постепенно стало объединять людей, которые строят совместную жизнь на основе взаимопомощи и преодоления эгоизма. В 90-х гг. насчитывалось св. 70 общин "К." в странах Европы, Америки и Африки.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 114)

КЕРГОМАР (KERGOMARD), ПОЛИНА

КЕРГОМАР (KERGOMARD), ПОЛИНА (1838-1925) - французский педагог, теоретик и практик дошкольного воспитания. В 1879-1917 гл. инспектор материнских школ. Автор программ 1882 и 1887 для дошкольных учреждений. В 1911 организовала курсы для воспитательниц материнских школ (с 1925 имени К.). К. принадлежит заслуга в преобразовании дошкольных учреждений Франции. Вместо приютов, предназначенных только для дневного надзора за детьми, были организованы материнские школы. Редактор журнала "Друг детства" (1881-86). Во Франции учреждена премия для воспитательниц материнских школ имени К. (1927).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 365)

КЕРНИГ, ВЛАДИМИР МИХАЙЛОВИЧ

КЕРНИГ, ВЛАДИМИР МИХАЙЛОВИЧ (1840-1917) - терапевт, один из организаторов высшего женского медицинского образования в России. К. много времени уделял вопросам физического образования в средней школе и вузах. Работал над созданием учебных программ и учебников для средней и высшей школы, руководил Предметной комиссией по физике.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 365)

КЕРШЕНШТЕЙНЕР КЕРШЕНШТАЙНЕР (KERSCHENSTEINER), ГЕОРГ

КЕРШЕНШТЕЙНЕР КЕРШЕНШТАЙНЕР (KERSCHENSTEINER), ГЕОРГ (1854-1932) - немецкий педагог, профессор Мюнхенского университета (с 1918). Автор теории гражданского воспитания, которая наиболее полно изложена в книгах "Понятие гражданского воспитания" (1910) и "Понятие трудовой школы" (1912). Тесно связывал гражданское воспитание с занятием определённой профессией. Предложил создавать для работающих подростков, окончивших народные школы, т.н. дополнительные школы, которые должны были обеспечить профессионально-техническое обучение и выработать у молодёжи навыки выполнения гражданских обязанностей. На основе своих идей перестроил учебные планы народных школ Мюнхена. Внимание педагогов привлекли и методы трудового обучения, предложенные К. Реформаторские идеи К. оказали значительное влияние на развитие педагогической теории и школьной практики в Европе первых десятилетий 20 в.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 365)

КЕТТЕЛ (CATTEL), ДЖЕЙМС МАККИН

КЕТТЕЛ (CATTEL), ДЖЕЙМС МАККИН (1860-1944) - американский психолог, первый в мире профессор психологии (1888). К. первым употребил английское слово "тест" (испытание) в качестве термина, обозначающего психодиагностическую методику. Разработал 50 тестов, включавших измерения чувствительности, времени реакции и т.п.; применял их в созданной им при Колумбийском университете лаборатории (1891) для оценки интеллектуальных способностей. В 90-е гг. провёл ставшие классическими эксперименты по изучению объёма внимания и навыка чтения. Однако в современной психодиагностике показано, что попытки выявлять способности путём измерения элементарных психических функций не оправданы.

К. сыграл заметную роль как популяризатор науки. С 1895 издавал журнал "Наука", в 1894 осн. совместно с Дж. Болдуином журнал "Психологическое обозрение", в 1915 - журнал "Школа и общество".

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 365)

КИБЕРНЕТИКА И ПЕДАГОГИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

КИДНЕПИНГ

КИДНЕПИНГ - см. Похищение ребёнка

КИЕВО-МОГИЛЯНСКАЯ АКАДЕМИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КИЛПАТРИК (KILPATRICK), УИЛЬЯМ ХЕРД

КИЛПАТРИК (KILPATRICK), УИЛЬЯМ ХЕРД (1871-1965) - американский педагог, ученик и последователь Дж. Дьюи. В 1890-х гг. работал в школах штата Джорджия; преподавал в Мерсеровском университете (1897-1906; в 1903-05 его президент). В 1909-38 преподаватель, профессор педагогического колледжа Колумбийского университета (Нью- Йорк). Сторонник прагматистской педагогики. Разработал педагогическую систему "экспериментализма", опиравшуюся на философию прагматизма и психологию бихевиоризма. Отвергая традиционную школу, предлагал строить учебный процесс как организацию деятельности ребёнка в социальной среде, ориентированную на обогащение его индивидуального опыта. Развивал идеи метода проектов ("Метод проектов", 1918; "Основы метода", 1925; рус. пер. соответственно 1925 и 1928, и др.).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 365)

КИНДЕРМАН (KINDERMANN), ФЕРДИНАНД

КИНДЕРМАН (KINDERMANN), ФЕРДИНАНД (1740-1801) - австрийский педагог, организатор народных школ. Под влиянием И.И. Фельбигера открыл школу в своём доме в Каплице (1771); с 1773 ввёл в ней обучение ручному ремесленному труду, сельскохозяйственным работам и др. Разработал систему обучения в индустриальных школах. Реформировал сеть сельских школ в Чехии. Проводя официальный курс австрийских властей, создавал также школы для чешских детей с обучением на немецком языке.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 365)

КИНЕЛЁВ, ВЛАДИМИР ГЕОРГИЕВИЧ

КИНЕЛЁВ, ВЛАДИМИР ГЕОРГИЕВИЧ (р. 1945) - д-р технических наук (1984), профессор (1987), действительный член РАО (1995; Отделение высшего образования), директор Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. С 1992 председатель Государственного комитета РФ по высшему образованию, в 1996-98 министр общего и профессионального образования РФ.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 461)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

КИНЕСИКА

КИНЕСИКА - совокупность зрительной информации в общении (телодвижения, жесты, мимика, позы, взгляд, манера одеваться, причесываться).

(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 58)

КИНКУЛЬКИН, АЛЬБЕРТ ТИМОФЕЕВИЧ

КИНКУЛЬКИН, АЛЬБЕРТ ТИМОФЕЕВИЧ (р. 1917) - кандидат исторических наук (1947), член-корреспондент РАО (1968; Отделение общего среднего образования), гл. научный сотрудник Института общего среднего образования РАО.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 466)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

КИНОВИЯ

КИНОВИЯ (греч. koinobios - общежитие, от koinos - общий и bios - жизнь) - общежительное монашество. Одна из двух осн. форм монашества, при которой монахи объединены в общину-монастырь во главе с духовным наставником (настоятелем - игуменом или аббатом) и соблюдают определённый устав, регламентирующий распорядок дня, богослужение, питание, одежду и занятия братьев. Крупнейшие центры православного монашества в средние века находились в Византии: Студийский монастырь в Константинополе и "монашеская республика" на Афоне. На Афоне учился святой Антоний Печерский, основатель одного из древнейших монастырей Руси, Киево-Печерской лавры.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 120)

КИНО ДЛЯ ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА

Статья большая, находится на отдельной странице.

КИРИЛЛ И МЕФОДИЙ

КИРИЛЛ И МЕФОДИЙ - братья, христианские миссионеры у славян, создатели славянского алфавита, первых памятников славянской письменности и старославянского литературного языка. Кирилл (до принятия схимы в 869 - Константин) (ок. 827-869) за филологические способности был взят ко двору византийского имп. Михаила III, образование получил у видных учёных Фотия и Льва Математика. Мефодий (мирское имя неизвестно) (ок. 815-885), избрав военное поприще, стал правителем одной из подчинённых Византии славянских областей; в 856 принял схиму.

В 863 по приглашению князя Ростислава братья были посланы императором в Великую Моравию для организации богослужения на славянском языке. Они создали первый славянский алфавит - глаголицу (кириллица появилась позднее). Получив приглашение от папы Римского, К. и М. из Венеции направились в 868 в Рим. Папа Адриан II разрешил им распространение канонической литературы и церковную службу на славянском языке. В Риме Кирилл умер. В конце 869 Мефодий был посвящён в сан архиепископа Моравии и Паннонии. С его деятельностью связан славянский перевод сборника церковных канонов, т.н. "Номоканона Иоанна Схоластика", а также создание древнейшего памятника славянского права - "Закона судного людям", устанавливавшего санкции церковной и светской власти за нарушения норм христианской морали. После смерти Мефодия его ученики были изгнаны из Моравии и нашли приют в Болгарии. Здесь был создан новый славянский алфавит на основе греческого; для передачи фонетических особенностей славянского языка он был дополнен буквами, заимствованными из глаголицы. Этот алфавит, широко распространившийся у восточных и южных славян, получил впоследствии название "кириллицы" - в честь Кирилла.

К. и М. заложили основы славянской письменности, литературы, философии и богословия. Они канонизированы православной и католической церквами.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 365)

КИРСАНОВ, АНАТОЛИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

КИРСАНОВ, АНАТОЛИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (р. 1923) - д-р педагогических наук (1984), профессор (1986), действительный член РАО (2001; член-корреспондент с 1986; Отделение базового профессионального образования), директор Центра Казанского государственного технологического университета по подготовке и повышению квалификации преподавателей вузов Поволжья и Урала.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 461)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

КИРЮШКИН, ДМИТРИЙ МАКСИМОВИЧ

КИРЮШКИН, ДМИТРИЙ МАКСИМОВИЧ (1889-1978) - химик-методист, д-р педагогических наук (1960). Преподавал в вузах Москвы, с 1949 в системе АПН РСФСР. Автор работ по методике преподавания химии в средней школе, по вопросам дидактики естественно-научного образования, учебников и учебных пособий.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 365)

КИСЕЛЁВ, АНДРЕЙ ПЕТРОВИЧ

КИСЕЛЁВ, АНДРЕЙ ПЕТРОВИЧ (1852-1940) - педагог, математик. Преподавал в реальном училище (С.-Петербург; 1875-91), в кадетском корпусе (Воронеж; до 1901). Автор ставших классическими учебников по математике, в т.ч. "Систематического курса арифметики" (1884; 30 изд., 1918), "Элементарной алгебры" (1888; 33 изд., 1923), "Элементарной геометрии" (1892; 27 изд., 1923). Учебники К. св. 30 лет были стабильными в советской средней школе ("Арифметика", 17 изд., 1955; "Алгебра", ч. 1, 29 изд., 1955; ч. 2, 42 изд., 1965; "Геометрия", ч. 1, 21 изд., 1962; ч. 2, 24 изд., 1962, и др.). В 1980 переиздана "Элементарная геометрия".

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 365)

КИСЕЛЬ, АЛЕКСАНДР АНДРЕЕВИЧ

КИСЕЛЬ, АЛЕКСАНДР АНДРЕЕВИЧ (1859-1938) - педиатр, профессор (1910), заслуженный деятель науки РСФСР (1933). В 1892-1911 приват-доцент Московского университета. С 1910 до конца жизни работал в Ольгинской детской больнице (ныне 1-я детская туберкулёзная больница) в Москве; директор (с 1910) клиники детских болезней Высших женских курсов (с 1930 кафедра детских болезней 2-го Московского медицинского института), с 1927 научный руководитель Центрального института охраны здоровья детей и подростков (ныне Московский НИИ педиатрии и детской хирургии). Инициатор организации лесных школ и детских санаториев для детей, больных туберкулёзом и ревматизмом; бессменный председатель Московского общества детских врачей.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 366)

-------------------

Р11(2)442.7л768

КИСЛОВОДСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

КИСЛОВОДСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА - Кисловодск Ставропольского края, ул. Р. Люксембург, 42. Валеология.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 475)

-------------------

См. также Негосударственные ВУЗы

КИШШ (KISS), АРПАД

КИШШ (KISS), АРПАД (1907-1979) - венгерский педагог. В 1945-55 возглавлял Всевенгерский совет по народному образованию, в 1956-76 зав. кафедрой педагогики в Центральном институте педагогики в Будапеште. Председатель Венгерского педагогического общества (с 1974) и гл. редактор его журнала "Венгерская педагогика". Один из составителей венгерского "Педагогического лексикона" (т. 1-4, 1976-79).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 366)

КЛАПАРЕД (CLAPARЕDE), ЭДУАР

КЛАПАРЕД (CLAPARЕDE), ЭДУАР (1873-1940) - швейцарский психолог, профессор Женевского университета (1908). Один из основателей педагогического института им. Ж.Ж. Руссо в Женеве (1912) и журнала "Архивы психологии" (1902). Продолжатель традиций французской школы эмпирической психологии. Автор трудов, посвящённых связи психологии с клинической и педагогической практикой, вопросам профориентации и др. Известность получила выдвинутая К. теория игры ребёнка, близкая к биологической концепции К. Гроса, но с большей опорой на психологическое содержание (например, в оценке потребностей).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 366)

КЛАСС

КЛАСС - 1. школьный - постоянный в пределах учебного года коллектив учащихся, работающих по единой учебной программе (см. Классно-урочная система). В РСФСР в 1918-34 назывался также группой. Предусмотрено деление К. на группы для занятий по иностранному языку, на звенья или бригады при организации трудового обучения. Общее руководство учебно-воспитательной работой в К. осуществляет классный руководитель. Орган ученического самоуправления в К. - классное собрание (см. Самоуправление ученическое).

2. Класс-комплект - учащиеся одного или нескольких (до 4) классов, занимающиеся с одним учителем в малокомплектной школе.

3. Годичный план обучения с указанием изучаемых дисциплин и распределением времени между ними (см. Учебный план).

4. Учебное помещение в школе, специально оборудованное и удовлетворяющее санитарно-гигиеническим требованиям. Классные помещения в школе распределяются в соответствии со ступенями обучения. Начальное обучение наиболее целесообразно организовывать только в отдельных классах. В крупных школах для учащихся средней ступени выделяются отдельные К., в первую очередь для преподавания тех предметов, по которым проводятся ежедневные занятия (русский язык, литература, математика). Для учащихся средней и старшей ступени предусмотрена кабинетная система организации занятий (см. Кабинет).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 120)

КЛАССИФИКАЦИЯ НАУК

КЛАССИФИКАЦИЯ НАУК - раскрытие взаимной связи наук на основании определённых принципов (объективных, субъективных, координации, субординации и т.д.) и выражение их связи в виде логически обоснованного расположения (или ряда) наук. К.н. имеет важное значение для организации научной, учебно-педагогической, библиотечной деятельности.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 120)

КЛАССИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КЛАССНО-УРОЧНАЯ СИСТЕМА( ОБУЧЕНИЯ)

Статья большая, находится на отдельной странице.

КЛАССНЫЙ НАСТАВНИК

КЛАССНЫЙ НАСТАВНИК - воспитатель в мужских гимназиях и реальных училищах в России до Революции 1917.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 121)

КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КЛАССНЫЙ ЧАС

КЛАССНЫЙ ЧАС - собрание учеников класса для обсуждения классных дел.

(Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. - М., 2005. С. 416)

КЛАССЫ ВЫРАВНИВАНИЯ

КЛАССЫ ВЫРАВНИВАНИЯ - см. Задержка психического развития, Неуспеваемость

КЛАССЫ ГИБКОГО СОСТАВА

КЛАССЫ ГИБКОГО СОСТАВА - формы внешней дифференциации (вне основного класса), создаваемые на основе однородных групп учащихся по способностям и интересам для изучения определенных учебных дисциплин (биологии, истории и др.), занимающихся по специальному расписанию 1-2 раза в неделю. Изучение остальных предметов осуществляется в основном классе.

(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 59)

-------------------

См. также Факультативные занятия

КЛАССЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ

КЛАССЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ - см. Задержка психического развития

КЛАССЫ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ

КЛАССЫ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ - см. Задержка психического развития

КЛАССЫ ПРОФИЛЬНЫЕ

КЛАССЫ ПРОФИЛЬНЫЕ - форма внешней дифференциации по интересам учеников, предполагающая углубленное изучение ряда взаимосвязанных предметов, интересующих учащихся, в классах постоянного состава.

(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 59)

КЛАФКИ (KLAFKI), ВОЛЬФГАНГ

КЛАФКИ (KLAFKI), ВОЛЬФГАНГ (р. 1927) - немецкий педагог. Преподавал в вузах ФРГ; с 1963 профессор Марбургского университета. Руководил разработкой (1969-70) лекционного радиокурса "Наука о воспитании" (текст издан в 3 тт.), в котором предпринял попытку обобщить результаты исследований, осуществлённых представителями различных течений педагогической мысли Германии. Сформулировал "критико-конструктивную" концепцию дидактики.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 366)

КЛЕМЕНС С.А.

КЛЕМЕНС С.А. - см. Твен, Марк

КЛЕПТОМАНИЯ

КЛЕПТОМАНИЯ - непреодолимая страсть к воровству, которую корректируют лечебными средствами.

(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 59)

КЛИМЕНТ ОХРИДСКИЙ

КЛИМЕНТ ОХРИДСКИЙ (Величский, Словенский) - (ок. 840-916)

- первый славянский писатель, просветитель, ближайший сподвижник Кирилла и Мефодия. Создавал в Охриде школы для детей, а также училища для взрослых с преподаванием на славянском языке, готовившие священнослужителей и учителей для детских школ. Основал храмы, монастыри, поставил памятник в честь крещения болгар и т.д. Прославился как "отец сирот и помощник вдов". Канонизирован православной церковью.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 366)

КЛИМОВ, ЕВГЕНИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

КЛИМОВ, ЕВГЕНИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (р. 1930) - д-р психологических наук (1969), профессор (1970), действительный член РАО (1985; Отделение психологии и возрастной физиологии), с 1982 зав. кафедрой психологии труда и инженерной психологии факультета психологии МГУ.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 461)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

КЛУБЫ( ДЕТСКИЕ И ПОДРОСТКОВЫЕ)

КЛУБЫ( ДЕТСКИЕ И ПОДРОСТКОВЫЕ) - форма дополнительного образования детей. Различаются К. как самостоятельное образовательное учреждение и как детское общественное объединение (например, кружок по интересам и пр.). Прообразами детских К. в России были в начале 20 в. детские площадки, "детские собрания", детские К. педагогических обществ и кружков, скаутских организаций и др. После 1917 К. для детей перешли в ведение органов народного образования. В 20-е гг. создавались т.н. школы-клубы, которые стремились решать задачи обучения одновременно с общим творческим развитием детей, но на практике механически объединили школьные и клубные занятия. В форме детских К. были созданы первые дома пионеров. Учредителями клубов юных моряков, авиаторов, пограничников и других являются, как правило, органы управления образованием субъектов Рос. Федерации. По масштабам деятельности выделяют К. многопрофильные и однопрофильные, в которых работает большой штат сотрудников. Самодеятельные К. учащихся создаются в образовательных учреждениях и по месту жительства. К. может быть объявлено любое объединение, включающее даже небольшое количество членов. По направлениям деятельности К. подразделяются на общественно-политические, научно-технические, художественно-эстетические, спортивные и др. В некоторых концепциях авторских школ клубная деятельность рассматривается как комплекс, объединяющий внеурочную, внеклассную и внешкольную работу.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 121)

КЛЮЧЕВСКИЙ, ВАСИЛИЙ ОСИПОВИЧ

КЛЮЧЕВСКИЙ, ВАСИЛИЙ ОСИПОВИЧ (1841-1911) - крупный специалист в области русской историографии, родоначальник новой школы русских историков.

(Томас М. Бон Русская историческая наука /1880 - 1905/. Павел Николаевич Милюков и Московская школа. - СПб., 2005, С. 97)

-------------------

См. также Московская школа

КЛЮЧ-С

КЛЮЧ-С - издательский дом, ООО, Москва. Образовательная, развивающая, справочная литература для школьников и абитуриентов.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 478)

-------------------

См. также Издательства РФ

КНИЖКА-ИГРУШКА

КНИЖКА-ИГРУШКА - вид издания для детей, выполненный в оригинальной форме и способствующий развитию личности. Разнообразные К.-и. являются своеобразным мостом от игрушек к книге. Например, "книжки" из синтетических полимеров, страницы которых имеют форму подушечек, напоминают резиновые игрушки; книжки, обшитые тканью с рельефными аппликациями, - мягкую игрушку. Миниатюрные книжки-раскладушки, па- норамы, издания с аудиовизуальными, оптическими эффектами, электронными деталями и прочими игровыми формами развивают познавательные возможности ребёнка.

Большой раздел в К.-и. составляют книжки-раскраски и книжки-поделки (с материалами для вырезания, складывания, склеивания и т.д.). Книжки-картинки целиком или почти целиком строятся на изобразительном материале (текст существует лишь в виде надписи и подписи к изображениям). Это может быть фотокнига, комикс, анималистическая книга и т.д. Психологами установлено, что картинка, представляющая близкий ребёнку мир, способствует развитию речи. Дидактические задачи решают книжные пособия типа тетрадей с печатной основой (текст и иллюстрации перемежаются со страницами для упражнений), которые издаются для дошкольников и младших школьников и помогают в игровой форме подготовиться к поступлению в школу и адаптироваться к учебному процессу (см. Готовность к школьному обучению).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 121)

-------------------

См. также Готовность к школьному обучению

КОБЛЕВ, ЯКУБ КАМБОЛЕТОВИЧ

КОБЛЕВ, ЯКУБ КАМБОЛЕТОВИЧ (р. 1939) - д-р педагогических наук (1991), профессор (1993), член-корреспондент РАО (1996; Отделение образования и культуры), директор Института физической культуры и дзюдо Адыгейского государственного университета.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 466)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

КОБЫЛЯНСКИЙ, ВИКТОР АПОЛЛОНОВИЧ

КОБЫЛЯНСКИЙ, ВИКТОР АПОЛЛОНОВИЧ (р. 1942) - д-р философских наук (1988), профессор (1989), член-корреспондент РАО (2001; Отделение философии образования и теоретической педагогики), зав. лабораторией Забайкальского государственного педагогического университета им. Н.Г. Чернышевского.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 466)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

КОВАЛЕВ, АЛЕКСАНДР ГРИГОРЬЕВИЧ

КОВАЛЕВ, АЛЕКСАНДР ГРИГОРЬЕВИЧ (р. 1913) - доктор психологических наук, профессор. Разрабатывал проблемы общения.

(Викулина М.А. Личностно-ориентированный подход в педагогике: теоретическое обоснование и пути реализации. - Н.Новгород, 2004. С. 280)

КОВАЛЕВСКИЙ, ЕВГРАФ ПЕТРОВИЧ

КОВАЛЕВСКИЙ, ЕВГРАФ ПЕТРОВИЧ (1865-1941) - общественный деятель России и русского зарубежья. Председатель комиссии по народному образованию III и IV Государственной думы. Автор проекта закона о всеобщем образовании (1912). В 1920 эмигрировал во Францию. Председатель отдела средней школы парижской Русской академической группы (1920-39), один из руководителей комитета по обеспечению высшего образования русскому юношеству за границей.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 366)

КОВАЛЕВСКИЙ, ЕВГРАФ ПЕТРОВИЧ, СТАРШИЙ

КОВАЛЕВСКИЙ, ЕВГРАФ ПЕТРОВИЧ, СТАРШИЙ (1790-1867) - государственный деятель, сенатор, министр народного просвещения (1858-61). С 1856 попечитель Московского учебного округа. На посту министра ставил вопрос о всеобщем начальном обучении, открыл первые воскресные школы ("Правила о воскресных школах", 1860), учредил курсы при университетах для подготовки учителей средних учебных заведений. Был сторонником гуманных мер по отношению к участникам студенческих волнений, поэтому, когда от него потребовали применения репрессивных методов, отказался от поста министра (1861). В Государственном совете К. отстаивал свои взгляды на народное образование, высказался за необходимость самостоятельности земств и городов в деле начального образования, критиковал систему Д.А. Толстого.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 366)

КОВАЛЕНКО, БОРИС ИГНАТЬЕВИЧ

КОВАЛЕНКО, БОРИС ИГНАТЬЕВИЧ (1890-1969) - тифлопедагог, член-корреспондент АПН РСФСР (1944), д-р педагогических наук и профессор (1938). С 1913 работал воспитателем в колонии для несовершеннолетних правонарушителей; после потери зрения (1924) - в Смоленской областной школе для слепых. В 1929-64 в ЛГПИ им. А.И. Герцена. Труды по проблемам тифлопедагогики.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 366)

КОВАЧЕВ, ЙОСИФ АНТОНОВ

КОВАЧЕВ, ЙОСИФ АНТОНОВ (1839-1898) - болгарский педагог. Основатель первой светской болгарской педагогической школы (1888), автор букваря (1875), методического руководства к нему (1879), учебника по педагогике (1873) и др. Предложил единый план организации 7-летней "народной школы", развёрнутую программу физического воспитания в школах.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 366)

КОГНИТИВНАЯ ДЕПРИВАЦИЯ

КОГНИТИВНАЯ ДЕПРИВАЦИЯ - явление, возникающее в обстоятельствах, когда ограничиваются возможности человека в усвоении значений внешнего пространства, связанные с осмыслением происходящего во вне. Для когнитивной депривации характерно ограничение возможностей познания мира и овладения им в качестве осмысленной структуры прошлого, настоящего и ожидаемого в перспективе.

(Бережнова Л.Н. Полиэтническая образовательная среда. - СПб., 2003. С. 200)

-------------------

См. также Депривация

КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ (от лат. cognitio - знание, познание) - одно из ведущих направлений современной зарубежной психологии, изучающее структуру и протекание познавательных процессов человека. Возникла в США в конце 50-х гг. 20 в. как реакция на характерное для бихевиоризма отрицание роли психических процессов и их структурной организации в деятельности человека. Развитие К.п. было подготовлено работами в области гештальтпсихологии, в которых подчёркивалась роль восприятия в обучении, а также работами К. Левина и Э. Толмена, показавшими зависимость поведения человека от его субъективного представления окружающей действительности - т.н. когнитивных карт.

Исследования в области К.п. во многом основывались на "компьютерной метафоре" - аналогии между преобразованием информации в вычислительном устройстве и осуществлением познавательных процессов у человека. Были выделены многочисленные структурные составляющие (блоки) познавательных и исполнительных процессов, прежде всего памяти (Р. Аткинсон).

В качестве общетеоретического подхода К.п. оказывает влияние на все разделы психологии. Значительное внимание в рамках К.п. уделяется обучению. Анализу подвергаются все стороны учебного процесса - от способа предъявления материала до социально-психологических аспектов отношений учащихся в классе. С позиций К.п. эффективное обучение возможно лишь в том случае, когда новый материал, связанный с уже имеющимися знаниями и умениями, включается в существующую когнитивную структуру (Д.П. Озбел, Дж. Брунер). В качестве важного условия обучения рассматривается внутренняя мотивация, связанная с интересом учащихся к изучаемому предмету.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 121)

-------------------

См. также Автодидактика, Бихевиоризм

КОДАЙ (KODALY), ЗОЛЬТАН

КОДАЙ (KODALY), ЗОЛЬТАН (1882-1967) - венгерский композитор, учёный-фольклорист, педагог, основоположник системы массового музыкального воспитания в Венгрии. Член Венгерской АН (с 1943; в 1946-49 - президент). Совместно с Б. Бартоком К. стал родоначальником новой школы в венгерской музыке, обратившейся к древним пластам фольклора. Основой его педагогической концепции является обязательное музыкальное просвещение и музыкальное воспитание всего народа. Разработал конкретные методики обучения и создал учебные пособия для учителей и учащихся. В Венгрии на основе его идей создана единая система музыкального воспитания, которая охватывает детские сады, школы, вузы. Методы музыкального развития, разработанные К., применяются в США, Великобритании, Японии и других странах.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 366)

КОЖЕВНИКОВ, ЕВГЕНИЙ МИХАЙЛОВИЧ

КОЖЕВНИКОВ, ЕВГЕНИЙ МИХАЙЛОВИЧ (р. 1923) - д-р исторических наук (1972), профессор (1975), член-корреспондент РАО (1978; Отделение философии образования и теоретической педагогики), гл. научный сотрудник Государственного НИИ семьи и воспитания РАО и Минтруда РФ.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 466)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

КОЗЕЛЕВ, БОРИС ГРИГОРЬЕВИЧ

КОЗЕЛЕВ, БОРИС ГРИГОРЬЕВИЧ (1891-1936) - профсоюзный деятель, организатор профессионально-технического образования. Сторонник монотехнического образования. Развитие профессионально-технического образования рассматривал как фактор повышения производительности труда. При оценке перспектив квалифицированного труда односторонне ориентировался на теорию депрофессионализации (А.К. Гастев и др.), считая, что благодаря техническому прогрессу постепенно будет снижаться значение массовой подготовки квалифицированных рабочих и возрастать роль узкой прослойки высококвалифицированных рабочих-профессионалов. К. подверг критике понятие "политехнизма и политехнической школы" как "бессодержательное", как стремление "сохранить старую общеобразовательную школу". Осн. пути организации профессионального образования видел в перестройке ремесленного ученичества (предлагал начинать его с 12 лет), создании новых типов учебных заведений (школы рабочей молодёжи, школы ФЗУ), курсов для взрослых рабочих и т.д. Несмотря на "Директивы ЦК коммунистам-работникам Наркомпроса", осуждавшие позицию монотехнистов, продолжал в печати отстаивать свои взгляды. Неоднократно обсуждал проблемы профессионально- технического образования с В.И. Лениным, Л.Д. Троцким, возглавившим организацию Главпрофобра. После перестройки в 1921 Наркомпроса и Главпрофобра К. отошёл от работы в них. В 1936 репрессирован; реабилитирован посмертно.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 366)

КОКОРЕВ, ЕВГЕНИЙ МИХАЙЛОВИЧ

КОКОРЕВ, ЕВГЕНИЙ МИХАЙЛОВИЧ (р. 1940) - д-р философских наук (1986), профессор (1988), член-корреспондент РАО (1992; Отделение философии образования и теоретической педагогики), президент-ректор Северного международного педагогического университета.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 466)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

КОЛАС, ЯКУБ

КОЛАС, ЯКУБ (псевдоним; настоящие имя и фамилия - Константин Михайлович Мицкевич) - (1882-1956)

- народный поэт Белоруссии (1926); академик АН БССР (1928; вице-президент с 1929). Автор ряда статей по проблемам образования. По образцу "Родного слова" и "Детского мира" К.Д. Ушинского написал книги "Второе чтение для детей белорусов" (1909). Один из инициаторов проведения нелегального съезда учителей Белоруссии (1906). За участие в съезде и революционную деятельность был осуждён на 3 года тюремного заключения (1908- 1911). В 1921-30 на преподавательской работе. В 1926 издал "Методику родного языка". Педагогические идеи отразились в его поэмах - "Симон - музыкант", "Новая земля", трилогии "На ростанях" и др.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 366)

КОЛЕСОВ, ДМИТРИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

КОЛЕСОВ, ДМИТРИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ (р. 1936) - д-р медицинских наук (1971), профессор (1978), действительный член РАО (1978; Отделение психологии и возрастной физиологии), гл. научный сотрудник Института возрастной физиологии РАО.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 461)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

КОЛЛАР (KOLLAR), ЯН

КОЛЛАР (KOLLAR), ЯН (1793-1852) - поэт, деятель чешской и словацкой культуры, педагог. Был священником. С 1849 профессор в Венском университете. Гл. сочинение К. - поэма "Дочь славы" (1824; дополненное издание 1832), в которой выразил идеи освобождения и единения славян. В книге "Идея и план реорганизации школы и всего образования в Австрийской монархии и особенно в Словакии" (1848-49) предлагал организовать словацкие народные школы. Для начальных городских школ считал необходимым реальное образование, гимназий и лицеев - классическое. Требовал открытия в Словакии отдельного университета. К. - автор "Букваря" (1826) и "Хрестоматии для словацких школ" (1825, 1844).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 366-367)

КОЛЛЕГИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОЛЛЕДЖ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОЛЛЕЖ

КОЛЛЕЖ (франц. сollege) - учебное заведение во Франции и ряде стран Африки и Азии, ранее относившихся к французским колониям. Во Франции первые К. возникли в средние века при университетах; давали среднее образование. Изучались латынь, теология, логика. В эпоху Возрождения в учебный план К. были включены греческий язык, риторика, история. В 15 в. стали открываться К., не связанные с университетами, большинство их в 16 в. оказалось в руках иезуитов (см. Иезуитское воспитание). В период Великой французской революции все К. были закрыты. В 1808 наименование К. было присвоено муниципальным или частным средним школам (государственные школы назывались лицеями). Оканчивающие К. держали экзамен на бакалавра.

В результате реформ 60-70-х гг. К. превращён в неполную среднюю школу (4 года обучения на базе 5-летней начальной школы), обучение в которой обязательно для всех детей 11-15 лет. Обучение делится на два 2-летних цикла: 6-й и 5-й классы - цикл наблюдения; 4-й и 3-й - цикл ориентации (в системе образования Франции принят обратный порядок нумерации классов, начиная с 6-го). В 4-м и 3-м классах вводятся факультативные курсы (3 ч в неделю): древние языки, второй иностранный язык, усиленная программа по одному иностранному языку, введение в технологию. Выбор одного факультатива обязателен. Факультативы призваны способствовать правильной ориентации учащихся на последующие направления учёбы или профессиональной деятельности.

К. в странах Азии и Африки являются, как правило, неполными средними школами.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 122)

-------------------

См. также Коллегии

КОЛЛЕКТИВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОЛЛЕКТИВИЗМ

КОЛЛЕКТИВИЗМ (от лат. collectivus - собирательный) - нравственный принцип, утверждающий приоритет интересов и целей коллектива над устремлением индивида и характеризующий высокий уровень групповой сплочённости. В социальном и нравственном плане К. противоположен как индивидуализму, так и групповому эгоизму (корпоративизму). В теории коммунистического воспитания был провозглашён идейно-нравственным принципом, якобы наиболее соответствующим общественной сущности человека. На самом деле, односторонность К. не позволяет снимать объективные противоречия между личностью и обществом.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 123)

КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ

КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ (от лат. collectio - собирание, сбор) - целенаправленное собирательство разнообразных предметов, объединённых по определённым признакам и представляющих познавательный и художественный интерес. Выделяют К. научное, любительское и учебное.

Осн. виды К.:

- филателия (изучение знаков почтовой оплаты, преимущественно марок) и почтовых изделий (конвертов и др.),

- филокартия (К. открыток),

- филумения (К. спичечных этикеток),

- фалеристика (К. значков, нагрудных знаков),

- нумизматика (К. монет и медалей),

- библиофилия (собирательство книг),

- филофония (К. музыкальных, художественных и других видов записей на различных носителях) и др.

Любой вид К. может быть полезным для развития личности, если не превращается в бездумное накопительство предметов.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 123)

КОЛЛОДИ (COLLODI) (НАСТОЯЩАЯ ФАМИЛИЯ - ЛОРЕНЦИНИ), КАРЛО

КОЛЛОДИ (COLLODI) (НАСТОЯЩАЯ ФАМИЛИЯ - ЛОРЕНЦИНИ), КАРЛО (1826-1890) - итальянский писатель и критик. "Приключения Пиноккио" (1881-83) - повесть для детей (по её мотивам А.Н. Толстой создал "Золотой ключик").

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 367)

КОЛЛОКВИУМ

КОЛЛОКВИУМ (лат. colloquium - разговор, беседа) - 1. одна из форм учебных занятий, беседа преподавателя с учащимися (обычно в вузах) для выяснения знаний.

2. Научное собрание, на котором обсуждаются доклады.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 123)

КОЛМОГОРОВ, АНДРЕЙ НИКОЛАЕВИЧ

КОЛМОГОРОВ, АНДРЕЙ НИКОЛАЕВИЧ (1903-1987) - математик, методист, академик АН СССР (1939), действительный член АПН СССР (1968). С 1931 профессор МГУ. Основатель научной школы по теории вероятностей и теории функций. В начале 60-х гг. организовал физико-математическую школу-интернат при МГУ для математически одарённых учащихся и до конца жизни читал в ней лекции не только по математике, но и по истории музыки, искусства, литературы. Организовывал летние математические школы. Инициатор создания специализированного физико-математического журнала "Квант" (1970). С именем К. связана модернизация школьного математического образования в 60- 70-х гг. Под его руководством разработаны программы, созданы учебники и учебные пособия по математике для средней школы. Гос. премия СССР (1941), Ленинская премия (1965).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 367)

КОЛОБКОВ, СЕРГЕЙ МИХАЙЛОВИЧ

КОЛОБКОВ, СЕРГЕЙ МИХАЙЛОВИЧ (р. 1927) - профессор (1979), действительный член РАО (1995; Отделение образования и культуры), зав. кафедрой Российской академии музыки им. Гнесиных.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 461)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

КОЛОМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

КОЛОМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ - Коломна Московской обл., ул. Зелёная, 30. Психология, профессиональное обучение, дошкольная педагогика и психология, педагогика и методика начального образования.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 470)

-------------------

См. также Педагогические высшие учебные заведения

КОЛОНИЯ ИМЕНИ М. ГОРЬКОГО

КОЛОНИЯ ИМЕНИ М. ГОРЬКОГО - воспитательное учреждение для несовершеннолетних нарушителей на территории УССР (1920-36), которым руководил (до 1928) А.С. Макаренко. С 1921 по инициативе Макаренко и воспитанников Колония носила имя М. Горького. Организована как колония для дефективных детей Полтавским Губнаробразом в местечке Трепке, под Полтавой; с 1924 размещалась в бывшем имении братьев Трепке с. Ковалёвка; с 1926 - в с. Куряж под Харьковом. В 1923-26 была опытно-показательным учреждением Наркомпроса УССР. В Колонии воспитывались дети с негативным социальным опытом, среди которых было много бывших беспризорников и детей-сирот. Макаренко воплотил в практику Колонии свои идеи создания детского коллектива. Истории Колонии посвящена его книга "Педагогическая поэма" (ч. 1-3, 1933- 1935).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 123)

-------------------

См. также Макаренко, Антон Семёнович

Х628.402.13

КОЛЬЦОВА, МАРИОНИЛЛА МАКСИМОВНА

КОЛЬЦОВА, МАРИОНИЛЛА МАКСИМОВНА (р. 1915) - д-р медицинских наук (1955), профессор (1964), член-корреспондент РАО (1968; Отделение психологии и возрастной физиологии).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 466)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

КОЛЯГИН, ЮРИЙ МИХАЙЛОВИЧ

КОЛЯГИН, ЮРИЙ МИХАЙЛОВИЧ (р. 1927) - д-р педагогических наук (1978), профессор (1982), действительный член РАО (1993; член-корреспондент с 1985; Отделение высшего образования), гл. научный сотрудник Института общего образования Министерства образования РФ.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 461)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

КОМАРОВСКИЙ, БОРИС БОРИСОВИЧ

КОМАРОВСКИЙ, БОРИС БОРИСОВИЧ (1889-1965) - педагог, д-р педагогических наук, профессор (1927). С 1924 вёл научную и преподавательскую работу в вузах и НИИ Азербайджана. Исследовал труды американских и европейских педагогов 19-20 вв., уделяя преимущественное внимание теоретикам свободного воспитания. Изучал педагогическую терминологию. В монографии "Русская педагогическая терминология" (1969) анализировал педагогическую лексику в исторических памятниках и литературных источниках со времён образования первых школ на Руси до 60-х гг. 20 в. Категории общего языкознания применил к анализу языка педагогической науки. Доказывал, что термины педагогики как общественной науки имеют политическую направленность. Составил "Большой педагогический словарь" (1946- 1950).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 367)

КОМЕНСКИЙ (KOMENSKY, COMENIUS), ЯН АМОС

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОМИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

КОМИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ - Республика Коми, Сыктывкар, ул. Коммунистическая, 25. Дошкольная педагогика и психология, педагогика и методика начального образования.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 470)

-------------------

См. также Педагогические высшие учебные заведения

КОМИССИИ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ЗАЩИТЕ ИХ ПРАВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница