Педагогический словарь
Статьи на букву "Л" (часть 2, "ЛИН"-"ЛЯН")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Л" (часть 2, "ЛИН"-"ЛЯН")

ЛИНДГРЕН (LINDGREN), АСТРИД

ЛИНДГРЕН (LINDGREN), АСТРИД (1907-2002) - шведская писательница. Повести для детей "Пеппи - Длинный Чулок" (1945-52), три повести о Карлсоне, который живёт на крыше (1955-1968), "Расмус-бродяга" (1956), три повести об Эмиле из Лённеберги (1963-1970), "Братья Львиное Сердце" (1979), "Роня, дочь разбойника" (1981).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 375)

ЛИНДЕ Э.

ЛИНДЕ Э. - см. Педагогика личности

ЛИНДНЕР (LINDNER), ГУСТАВ АДОЛЬФ

ЛИНДНЕР (LINDNER), ГУСТАВ АДОЛЬФ (1828-1887) - чешский философ и педагог. Преподавал философию, математику и физику в средних школах. В 1872-82 директор учительского училища в Кутна-Гора, с 1882 первый профессор педагогики Карлова университета (чешское отделение).

Педагогические взгляды Л. сложились на основе учения И.Ф. Гербарта. Позднее под влиянием Ч. Дарвина и Г. Спенсера Л. пытался применить эволюционный подход в педагогических исследованиях. Считал, что воспитание должно проходить в гармонии с моральным и общекультурным развитием общества. Отстаивал идею концентрации учебного материала вокруг наиболее важных и полезных для будущей жизни ученика областей знания. Гл. роль отводил принципу природосообразности воспитания и обучения. Предложил классификацию педагогики, выделив в ней историческую и систематическую части, а в последней - философское и эмпирическое направления. К философскому направлению относил педагогическую антропологию, педагогическую психологию, педагогическую телеологию (учение о целях и задачах воспитания), педагогическую методологию. В эмпирической педагогике рассматривал учения о "неделимом" (внешнем) и "делимом" (школьном) воспитании. Осн. педагогический труд Л. - "Педагогика на основе науки о развитии..." (издан в 1888). Перевёл на немецкий язык "Большую дидактику" Я.А. Коменского.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 375)

ЛИНКА-ПРЕСС

ЛИНКА-ПРЕСС - издательство, ООО, Москва. Развивающая, учебно-методическая (по авторским программам) литература, школьные учебники.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 479)

-------------------

См. также Издательства РФ

ЛИПЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЛИПЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ - Липецк, ул. Ленина, 42. Социальная работа, профессиональное обучение, социальная педагогика, олигофренопедагогика, логопедия, специальная психология, валеология.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 470)

-------------------

См. также Педагогические высшие учебные заведения

ЛИПЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЛИПЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ - Липецк, ул. Московская, 30. Психология.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 473)

-------------------

См. также Университеты

ЛИСИНА, МАЯ ИВАНОВНА

ЛИСИНА, МАЯ ИВАНОВНА (1929-1980) - психолог, д-р педагогических наук (1974). С 1962 зав. лабораторией психологии детей раннего и дошкольного возраста, с 1976 зав. отделом возрастной психологии НИИ ОПП АПН. Разрабатывала проблемы психологии младенческого возраста, изучала генезис общения у детей. Выделила специфические формы общения ребёнка со взрослым и на этой основе разработала детальную периодизацию возрастного развития. Л. одной из первых провела систематическое изучение мотивов и средств общения ребёнка первых лет жизни. Сформулировала практические рекомендации по воспитанию младенца в семье и в детских учреждениях.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 375)

ЛИСОВСКИЙ, ВЛАДИМИР ТИМОФЕЕВИЧ

ЛИСОВСКИЙ, ВЛАДИМИР ТИМОФЕЕВИЧ (р. 1929) - д-р философских наук (1977), профессор (1980), член-корреспондент РАО (1993; Отделение философии образования и теоретической педагогики), профессор С.-Петербургского государственного университета.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 466)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

ЛИТВАК, РИММА АЛЕКСЕЕВНА

ЛИТВАК, РИММА АЛЕКСЕЕВНА (р. 1942) - доктор педагогических наук, профессор, действительный член Академии социального образования, член Ассоциации исследований детского движения, академик Российской академии естественных наук. Начала свою трудовую деятельность в 1959 году старшей вожатой школы. За 30 лет работы в Челябинском государственном педагогическом университете Р.А.Литвак прошла путь от ассистента до доктора педагогических наук, профессора, заведующей кафедры. Руководила научной студенческой лабораторией "Проблемы социализации личности ребенка". В 2002 году при ЧГАКИ открыла Институт культуры детства. Разработала учебный план, авторские учебные программы, программу педагогической практики по специальности "Социальный педагог".

(Литвак Римма Алексеевна: биобиблиографич. указатель. - Челябинск, 2005. С. 6-14)

-------------------

См. также Социальная педагогика

ЛИТТ (LITT), ТЕОДОР

ЛИТТ (LITT), ТЕОДОР (1880-1962) - немецкий философ и педагог, один из основоположников "педагогики культуры". Преподавал в гимназиях. Профессор Боннского (1919 и с 1947) и Лейпцигского (1920-37, 1945-47) университетов. Осн. педагогические идеи сформулировал в трудах "Мысли о культуроведческом принципе обучения" (1925), "Руководить или растить?" (1927) и др. Культурологическая ориентация педагогики, по Л., предполагала содержательный анализ как духовной организации отдельной личности, так и состояния культурной общности. В обучении Л. противопоставлял пассивному рациональному познанию предметного мира природы активно-личностный подход. Воспитание определял как личностный перенос идеального содержания от человека к человеку и как "духовное становление" в совместной жизни с людьми. В "педагогике культуры" видел прежде всего "методику мышления", направленную на "высвечивание воспитательного эффекта". Идеи Л. оказали значительное влияние на формирование официальной доктрины воспитания в ФРГ, а также на социально- критическую педагогику и педагогическую антропологию.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 375)

ЛИТЦ (LIETZ), ГЕРМАН

ЛИТЦ (LIETZ), ГЕРМАН (1868-1919) - немецкий педагог, сторонник нового воспитания. Изучив опыт организации обучения в "новой школе" С. Редди в Великобритании, основал систему частных сельских воспитательных домов для мальчиков и юношей 8-12 лет (Ильзенбург, 1898), 12-15 лет (Хаубинда, 1901), 15-18 лет (Биберштейн, 1904). Эти интернаты по замыслу Л. должны были воспитывать "духовную элиту". Особо выделял Л. изучение национальной истории, литературы, искусства; широко применялся физический труд. Л. стремился воспитательными средствами создать будущее общество как "великий синтез духа и тела, физического и умственного труда".

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 375-376)

ЛИФЕРОВ, АНАТОЛИЙ ПЕТРОВИЧ

ЛИФЕРОВ, АНАТОЛИЙ ПЕТРОВИЧ (р. 1940) - д-р педагогических наук (1998), профессор (1989), член-корреспондент РАО (1999; Отделение высшего образования), ректор Рязанского государственного педагогического университета им. С.А. Есенина.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 466)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

ЛИХАНОВ, АЛЬБЕРТ АНАТОЛЬЕВИЧ

ЛИХАНОВ, АЛЬБЕРТ АНАТОЛЬЕВИЧ (р. 1935) - писатель, действительный член РАО (2001; член-корреспондент с 1990; Отделение образования и культуры), председатель Российского детского фонда.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 462)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

ЛИХАЧЁВ, БОРИС ТИМОФЕЕВИЧ

ЛИХАЧЁВ, БОРИС ТИМОФЕЕВИЧ (1929-1998) - педагог, действительный член РАО (1993; действительный член АПН СССР с 1990). До 1968 преподавал в Вологодском педагогическом институте. В 1968-70 заместитель начальника Отдела педагогической науки МП СССР. В 1970-85 директор НИИ ХВ, с 1985 в НИИ теории и методики воспитания АПН, с 1992 зав. лабораторией экологической культуры личности в Институте развития личности. Под руководством и при участии Л. исследованы проблемы теории и практики эстетического воспитания. Результаты исследования опубликованы в коллективных монографиях "Эстетическое воспитание школьников" (1974), "Эстетическое воспитание в школе. Вопросы системного подхода" (1980), "Система эстетического воспитания школьников" (1983) и др.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 376)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

ЛИХАЧЁВ, ДМИТРИЙ СЕРГЕЕВИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛИХУДЫ

ЛИХУДЫ (братья: Иоанникий (в миру - Иоанн; 1633-1717) и Софроний (в миру - Спиридон; 1652-1730) - деятели образования в России, педагоги, публицисты и переводчики. Происходили из знатного греческого рода, окончили Падуанский университет. В 1685 Л. по приглашению царя Фёдора Алексеевича и патриарха Иоахима приехали в Москву для организации преподавания в Славяно-греко-латинской академии. Начали свою деятельность в школе при Богоявленском монастыре (с 1687 в составе академии), где преподавали риторику и греческую грамматику. В академии они читали на греческом и латинском языках курс "свободных искусств". В 1686-93 Л. составили учебники грамматики, пиитики, риторики, логики, физики (в аристотелевском духе) и психологии (не преподавалась), в которые включили ряд методических указаний. В основе преподавания лежали принципы схоластической педагогики, но при этом Л. стремились учитывать национальные и возрастные особенности учеников. В академии Л. применяли элементы взаимного обучения; был создан подготовительный класс "словенского книжного писания".

Преподавание латинского языка, физики и философии вызывало раздражение наиболее реакционных церковных кругов, в 1694 Л. были отстранены от работы в академии, в 1698 удалены в монастырь. По выходе из него (1706) Л. продолжали педагогическую деятельность в организованной ими славяно- греческой школе в Новгороде Великом. В 1707 Софроний, а в 1716 Иоанникий вернулись в Москву, преподавали, занимались переводами, писали полемические сочинения против католиков, лютеран, старообрядцев. Создали ряд панегирических произведений, посвящённых крупнейшим событиям Петровской эпохи. Большая часть рукописных учебников Л. хранится в Государственном историческом музее и РГБ.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 376)

ЛИЦЕЙ

ЛИЦЕЙ - государственное издательство, С.-Петербург. Детская, юношеская, художественная литература.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 479)

-------------------

См. также Издательства РФ

ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ В ОБРАЗОВАНИИ

ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ В ОБРАЗОВАНИИ - обязательная процедура государственного признания возможности учебного заведения начать образовательную деятельность по определенным образовательым программам на основании установления соответствия условий осуществления образовательного процесса, предлагаемых лицензируемым учебным заведением, официально установленными требованиями.

(Словарь согласованных терминов и определений в области образования государств-участников Содружества Независимых Государств. - М., 2004. С. 47)

-------------------

См. также Лицензирование образовательных учреждений, Лицензия

ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛИЦЕНЗИЯ (РАЗРЕШЕНИЕ)

ЛИЦЕНЗИЯ (РАЗРЕШЕНИЕ) - документ, подтверждающий право учебного заведения на ведение образовательной деятельности по отдельным образовательным программам, выдается уполномоченными государственными или региональными органами управления образованием на основании экспертизы.

(Словарь согласованных терминов и определений в области образования государств-участников Содружества Независимых Государств. - М., 2004. С. 48)

-------------------

См. также Лицензирование в образовании

ЛИЧНОСТНЫЙ ПОДХОД

ЛИЧНОСТНЫЙ ПОДХОД (в пед.) - последовательное отношение педагога к воспитаннику как к личности, как к самосознательному ответственному субъекту собственного развития и как к субъекту воспитательного взаимодействия. Л.п. - базовая ценностная ориентация педагога, определяющая его позицию во взаимодействии с каждым ребёнком и коллективом. Л.п. оказывает помощь воспитаннику в осознании себя личностью, в выявлении, раскрытии его возможностей, становлении самосознания, в осуществлении личностно значимых и общественно приемлемых самоопределения, самореализации и самоутверждения. Своеобразие личности обогащает коллектив и других его членов, если содержание, формы организации жизнедеятельности разнообразны и соответствуют возрастным особенностям и интересам (см. Возрастной подход в воспитании).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 134)

-------------------

См. также Возрастной подход в воспитании

ЛИЧНОСТЬ

ЛИЧНОСТЬ - человек как участник историко-эволюционного процесса, выступающий носителем социальных ролей и обладающий возможностью выбора жизненного пути, в ходе которого он преобразует природу, общество и самого себя. В общественных науках Л. рассматривается как особое качество человека, приобретаемое им в процессе совместной деятельности и общения. В гуманистических философских и психологических концепциях Л. - это ценность, ради которой осуществляется развитие общества. В проблематике Л. традиционно выделяются такие аспекты, как многогранность феноменологии Л.; междисциплинарный статус проблемы Л.; зависимость понимания Л. от образа человека, явно или скрыто существующего в культуре и науке; несовпадение проявлений индивида, Л. и индивидуальности, исследуемых в рамках биогенетического, социогенетического и персогенетического направлений человекознания, и др.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 134)

-------------------

- человеческий индивид как продукт общественного развития, субъект труда, общения и познания, детерминированный конкретноисторическими условиями жизни общества.

(Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. - М., 2005. С. 416)

ЛИШЕНИЕ РОДИТЕЛЬСКИХ ПРАВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛОБАЧЕВСКИЙ, НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ

ЛОБАЧЕВСКИЙ, НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ (1792-1856) - математик, создатель неевклидовой геометрии, деятель университетского образования и народного просвещения. По окончании Казанского университета (1811) был оставлен в нём на преподавательской работе. С 1814 адъюнкт, с 1822 ординарный профессор. В 1827 Л. был избран ректором университета и за 19 лет добился его подлинного процветания. Под его руководством был построен комплекс вспомогательных зданий университета; Л. осн. "Учёные записки Казанского университета" (1834) и развил издательскую деятельность.

Основа методико-педагогической теории Л. - постоянное внимание к воспитательным аспектам науки, поиски философских основ научного знания, оптимальных педагогических средств и путей передачи этих знаний. Вопросы, связанные с обучением в школе, наиболее полно и систематизированно рассмотрены им в работе "Наставление учителям математики в гимназиях" (1828; опубликовано в 1832). Большое значение для педагогической практики имела деятельность Л. в области народного образования. Он состоял почти бессменным председателем испытательного комитета для проверки знаний абитуриентов университета, председателем училищного комитета (с 1827), в ведении которого с 1805 находились все школы Казанского округа.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 376)

ЛОГВИНОВ, ИГОРЬ ИОСИФОВИЧ

ЛОГВИНОВ, ИГОРЬ ИОСИФОВИЧ (р. 1933) - д-р педагогических наук (1992), член-корреспондент РАО (1992; Отделение философии образования и теоретической педагогики), гл. научный сотрудник Института теории образования и педагогики РАО.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 466)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

ЛОГИКА

ЛОГИКА (греч. logike, от logikos - построенный на рассуждении) - наука о способах доказательств и опровержений; дисциплина, изучающая формы и законы правильных, т.е. способных служить расширению знаний, умственных построений. Основателем Л. считается Аристотель. Начиная со 2-й половины 5 в. до н.э. Л. (диалектика) преподавалась в Греции софистами. Гл. содержанием античной и средневековой Л. была теория дедукции. На рубеже 16-17 вв. Ф. Бэкон создал теорию индукции. В Россию понятие "Л." пришло вместе с византийской учёностью. В числе "свободных искусств" Л. преподавалась на греческом и латинском языках в Киево-Могилянской и Славяно-греко-латинской академиях. Автор первого известного на Руси учебника Л. - Софроний Лихуд (см. Лихуды). В 17-18 вв. Л. преподавалась гл.о. как часть риторики или философии. С появлением гимназий и развитием университетского образования Л. вошла в программы как самостоятельная дисциплина. К концу 19 - началу 20 вв. Л. преподавалась в средних светских и духовных учебных заведениях, на всех гуманитарных факультетах университетов. После 1917 преподавание Л. стало постепенно свёртываться; вновь возобновлено в 1946. В конце 80-90-х гг. в Рос. Федерации в связи с ориентацией некоторых типов учебных заведений на классическое образование (гимназии, лицеи) Л. снова входит в круг общеобразовательных дисциплин.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 134)

ЛОГОПЕДИЯ

ЛОГОПЕДИЯ (от греч. logos - слово, речь и paideia - воспитание, обучение) - наука о нарушениях речи, их преодолении и предупреждении средствами коррекционного обучения и воспитания; один из разделов коррекционной педагогики. Подразделяется на дошкольную Л., школьную Л. и Л. взрослых. Л. исследует структуру нарушений речи и их влияние на психическое развитие ребёнка; разрабатывает методы педагогической (логопедической) диагностики и устранения этих нарушений; организует логопедическую помощь в системе образования и здравоохранения; предупреждает, выявляет и устраняет (компенсирует) нарушения речи путём специально организованного логопедического воздействия. Воздействие включает развитие сенсорных функций, речевой моторики, рече-мыслительной деятельности, процессов внимания, памяти; нормализацию речевого общения, регуляцию социальных отношений. Методы логопедического воздействия дифференцируются в зависимости от формы и глубины нарушений, времени их наступления, наличия отклонений психического развития; условий коррекционно-образовательного процесса (детский сад, школа, санаторий и т.п.).

Логопедическую помощь оказывают специальные (коррекционные) образовательные учреждения и психолого-педагогические службы системы образования и здравоохранения.

Научно-исследовательская работа в области Л. осуществляется в Институте коррекционной педагогики РАО, подготовка педагогических кадров - на дефектологических факультетах педагогических вузов.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 134-135)

-------------------

См. также Дислексия, Заикание, Коррекционно-развивающее обучение, Речь, Ринолалия

ЛОГОС

ЛОГОС - издательская корпорация, ОАО, Москва. Учебная литература для университетов и академий.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 479)

-------------------

См. также Издательства РФ

ЛОЖЬ

ЛОЖЬ - сознательное искажение действительности, уклонение от истины. В устойчивых формах, когда Л. является не случайным поступком, а систематической тенденцией, привычной формой поведения в соответствующей ситуации, она выступает как черта характера. Однако не все случаи искажения детьми истины считаются Л. В частности, не является Л. в полном смысле слова попытка скрыть правду в благовидных целях.

Наиболее частые мотивы детской Л.:

1. страх наказания;

2. пустая хвастливость и болтливость ребёнка, желание привлечь внимание сверстников или взрослых, вызвать удивление;

3. желание "выручить" товарища.

Осн. причины Л. коренятся в неправильном воспитании. Обычно Л. является следствием суровой, грубой, деспотичной системы воспитания, осн. на устрашении, подавлении, применении физических мер воздействия или унижающих ребёнка наказаний. Большой вред приносит дурной пример старших и особенно родителей (например, "невинная" Л. по телефону, лицемерие в отношении неугодных гостей и т.д.).

Осн. средство борьбы с Л. - воспитание, построенное на основе правдивости и мужества. Если Л. становится чертой характера, борьба с ней требует большой настойчивости. Важно добиться того, чтобы дети твёрдо знали и чувствовали, что Л. отягощает проступок и увеличивает степень вины.

От Л. как преднамеренного искажения истины следует отличать свойственное ребёнку фантазирование, непреднамеренное принятие вымысла за действительность (см. Воображение).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 135)

-------------------

См. также Воображение

ЛОЗАНОВ, ГЕОРГИ КИРИЛОВ

ЛОЗАНОВ, ГЕОРГИ КИРИЛОВ (р. 1926) - болгарский психотерапевт и педагог, д-р медицинских наук (1971). Основатель и директор НИИ суггестологии МНП (1966-85, София). С 1985 директор центра "Суггестология и развитие личности" Софийского университета. Л. разработал концепцию о внушении - суггестологию (см. Суггестия), определив её как науку об освобождении скрытых возможностей человека. Ряд положений психотерапии и психогигиены обучения легли в основу суггестопедии - практического применения суггестологии в учебно-воспитательном процессе, которое характеризуется раскрытием резервов памяти, повышением интеллектуальной и творческой активности обучаемого. Во мн. странах используется его методика обучения взрослых и детей иностранным языкам и другим предметам.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 376)

-------------------

См. также Суггестия

ЛОКК (LOCKE), ДЖОН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛОКТЕВ, ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВИЧ

ЛОКТЕВ, ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВИЧ (1911-1968) - хоровой дирижёр, педагог, композитор. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1954), профессор (1967). Окончил Московскую консерваторию (1942). С 1941 организатор и художественный руководитель Ансамбля песни и пляски (с 1968 имени Л.) Московского городского дворца пионеров. С 1948 Л. преподавал в Музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных. Автор музыки св. 50 песен, а также многочисленных обработок песен для детского хора.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 377)

ЛОКУС

ЛОКУС - книжный дом, ООО, Москва. Научно-популярная, учебная литература, школьные учебники и др.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 479)

-------------------

См. также Издательства РФ

ЛОКУС КОНТРОЛЯ

ЛОКУС КОНТРОЛЯ - склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам, обстоятельствам (экстернальный Л.к.) либо собственным способностям и усилиям (интернальный Л.к.). Понятие предложено амер. психологом Д. Роттером.

(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 75)

ЛОКШИН, ДАНИИЛ ЛЬВОВИЧ

ЛОКШИН, ДАНИИЛ ЛЬВОВИЧ (1907-1966) - музыковед, хоровой дирижёр, д-р искусствоведения (1962). Ученик В.Н. Шацкой. В 1928-40 учитель пения, руководитель хора Дома пионеров, в 1949-61 в НИИ ХВ, одновременно в 1950 преподавал в Музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных (с 1965 профессор). Внёс большой вклад в эстетическое развитие школьников. Его работа с мальчиками-подростками мутационного возраста основана на тонком понимании психологии детей и вокальных возможностях формирующегося голоса. Л. - один из основоположников исторических исследований в области хоровой педагогики ("Хоровое пение в русской дореволюционной и советской школе", 1957; "Замечательные русские хоры и их дирижёры", 1963).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 377)

ЛОМОВ, БОРИС ФЁДОРОВИЧ

ЛОМОВ, БОРИС ФЁДОРОВИЧ (1927-1989) - психолог, член-корреспондент АПН СССР (1965) и АН СССР (1976), д-р педагогических наук (1963), профессор (1964). Ученик Б.Г. Ананьева. В 1959 осн. в ЛГУ первую в СССР лабораторию инженерной психологии; с 1966 первый декан факультета психологии ЛГУ. Организатор и директор Института психологии АН СССР (1971). Основатель и гл. редактор "Психологического журнала" (1980- 1987), президент Общества психологов СССР (1968-83), член Исполкома Международного союза психологических наук (с 1972). Ранние экспериментальные исследования Л. посвящены вопросам воображения, формирования пространственных представлений и др. С середины 50-х гг. в центре научных интересов Л. проблемы отношений "человек - техника". Работы Л. в этой области заложили основы отечественной инженерной психологии. В сфере методологии науки исследовал категориальный аппарат психологии, сформулировал принципы системного подхода к анализу психических явлений. Разработал новый подход к проблеме общения, рассматривая взаимосвязь общения и познания, общения и деятельности. Автор св. 300 работ по общей, инженерной, авиационной, космической и педагогической психологии.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 377)

ЛОМОНОСОВ, МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛОНГИТЮДНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

ЛОНГИТЮДНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ (от англ. longitude - долгота) - длительное и систематическое наблюдение в ходе учебно-воспитательного процесса одних и тех же педагогических явлений, позволяющее их глубоко изучить и проанализировать и на основе этого сделать определенные выводы.

(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 76)

ЛОСЕВ, АЛЕКСЕЙ ФЁДОРОВИЧ

ЛОСЕВ, АЛЕКСЕЙ ФЁДОРОВИЧ (1893-1988) - философ и филолог-классик, д-р филологических наук (1943), профессор (1923). По окончании Московского университета вёл в нём научную работу. Участвовал в деятельности философских обществ в 10-х - начале 20-х гг. Преподавал в разных вузах. Действительный член Государственной академии художественных наук (1923-30), Государственного института музыкальной науки (1921-31). В 1930 был арестован и отбывал заключение в лагерях, затем в ссылке; после снятия судимости и восстановления в гражданских правах (1933) вернулся к научной работе. С 1944 профессор МГПИ им. В.И. Ленина. В монографиях (1927-30) "Античный космос и современная наука", "Музыка как предмет логики" и других сформулировал оригинальную философскую систему, связанную с идеями Платона и неоплатоников, с философией цельного знания В.С. Соловьёва, П.А. Флоренского, символизмом Вяч. Иванова. Разрабатывая осн. категории своей философии (символ, миф, личность, имя), Л. занимался специальными исследованиями в области истории философии, эстетики, логики, мифологии, музыки, математики. Л. придавал принципиальное значение просветительской деятельности. Он принимал участие в составлении учебников и учебных пособий ("Греческая трагедия", 1958; "Введение в общую теорию языковых моделей", 1968, и др.), писал научно-популярные книги. История педагогики входила как отдельная тема в специальные исследования Л. С 1982 в журнале "Студенческий меридиан" регулярно печатались статьи Л., ориентированные на юного читателя, которые впоследствии были собраны в книге "Дерзание духа" (1988).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 377-378)

ЛОТМАН, ЮРИЙ МИХАЙЛОВИЧ

ЛОТМАН, ЮРИЙ МИХАЙЛОВИЧ (1922-1993) - филолог и культуролог, д-р филологических наук (1962), действительный член АН Эстонии (1990), член многих зарубежных академий. С 1963 профессор Тартуского университета. Автор трудов в области структурной поэтики, семиотики и истории русской литературы. Представление о единстве научного и этического подходов в сфере культурной деятельности, стремящейся к открытому поиску истины - существенная часть культурологической концепции Л., придающая ей особое просветительское значение. Автор пособий для средней школы, ориентированных на формирование у учащихся культуры мысли и эмоций, эстетической интуиции, способности к восприятию искусства в его идейно-художественной целостности. С 80-х гг. выступал с телевизионным циклом "Беседы о русской культуре".

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 378)

-------------------

(Ланин Б.А. Литературное образование в XIX - начале XXI века. - М., 2005. С. 67-72)

ЛОУРАЙС ЛАУРАЙС (LAUWERYS), ДЖОЗЕФ АЛБЕРТ

ЛОУРАЙС ЛАУРАЙС (LAUWERYS), ДЖОЗЕФ АЛБЕРТ (1902-1981) - английский педагог, специалист в области сравнительной педагогики. С 1932 преподавал в Институте педагогики Лондонского университета (в 1946-70 первый профессор сравнительной педагогики), в 1970-76 директор Атлантического института педагогики в Галифаксе (Канада). С 1945 сотрудничал с ЮНЕСКО, в 1948-70 гл. редактор "Международного ежегодника по вопросам педагогики", один из организаторов "странствующих" семинаров по изучению систем образования в различных странах. Основатель и президент Европейского общества сравнительной педагогики (1961-70).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 378)

ЛУБОВСКИЙ, ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ

ЛУБОВСКИЙ, ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ (р. 1923) - д-р психологических наук (1976), профессор (1978), действительный член РАО (1989; Отделение психологии и возрастной физиологии), гл. специалист Городского учебно-методического центра "Детство".

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 462)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

ЛУКАНКИН, ГЕННАДИЙ ЛАВРОВИЧ

ЛУКАНКИН, ГЕННАДИЙ ЛАВРОВИЧ (р. 1937) - д-р педагогических наук (1990), профессор (1992), член-корреспондент РАО (1999; Отделение общего среднего образования), проректор МПУ.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 466)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

ЛУКИН, ГЕННАДИЙ ИВАНОВИЧ

ЛУКИН, ГЕННАДИЙ ИВАНОВИЧ (р. 1937) - д-р экономических наук (1987), профессор, член-корреспондент РАО (1993; Отделение базового профессионального образования), научный руководитель лаборатории С.-Петербургского государственного университета экономики и финансов.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 466)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

ЛУНАЧАРСКИЙ, АНАТОЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛУПАН, СЕСИЛЬ

ЛУПАН, СЕСИЛЬ (?) - француженка, известный родитель-педагог.

(Уроки Домана. - СПб., 2005. С. 9)

-------------------

См. также Доман, Гленн

ЛУРИЯ, АЛЕКСАНДР РОМАНОВИЧ

ЛУРИЯ, АЛЕКСАНДР РОМАНОВИЧ (1902-1977) - психолог, действительный член АПН РСФСР (1947) и АПН СССР (1967), д-р педагогических (1937) и медицинских (1943) наук. Вёл научную и преподавательскую работу в Казани, Москве и Харькове. С 1945 профессор МГУ (с 1966 зав. кафедрой нейро- и патопсихологии факультета психологии). Следуя идеям Л.С. Выготского, разрабатывал культурно-историческую концепцию развития психики, участвовал в создании теории деятельности. На этой основе Л. развивал идею системного строения высших психических функций. В области дефектологии Л. развивал объективные методы исследования детей с нарушениями в развитии. Результаты его исследований послужили основанием для классификации детей с различными формами умственной отсталости, имеющей важное значение для педагогической и медицинской практики. Л. - создатель нового психологического направления - нейропсихологии, ныне выделившегося в специальную отрасль психологической науки. Автор ряда научно-популярных книг и учебных пособий по психологии.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 378)

ЛЫСЕНКОВА, СОФЬЯ НИКОЛАЕВНА

ЛЫСЕНКОВА, СОФЬЯ НИКОЛАЕВНА (р. 1924) - педагог-новатор, народный учитель СССР (1990). С 1946 работала учителем начальных классов в школах Москвы. Разработала методику перспективного обучения учащихся начальных классов с использованием опорных схем при комментированном управлении учебным процессом. Использовала алгоритмизацию учебного материала в виде опорных сигналов. Предложенный Л. приём "комментированного управления" заключается в том, что деятельностью класса на уроке руководит не только учитель, но и ученики, комментируя вслух выполнение задания и ведя за собой остальных учащихся, тем самым задавая уроку общий темп. Важнейший элемент методики Л. - опережающее обучение, которое состоит в предварительном пробном изучении наиболее трудного материала (знакомство с понятиями будущей темы, их уточнение и пр.) задолго до его прохождения по программе.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 378)

-------------------

См. также Педагогика сотрудничества

ЛЬВОВ, КОНСТАНТИН ИВАНОВИЧ

ЛЬВОВ, КОНСТАНТИН ИВАНОВИЧ (1895-1950) - педагог, член-корреспондент АПН РСФСР (1950), профессор (1934), д-р педагогических наук (1947). Вёл научно-педагогическую деятельность во 2-м МГУ, Институте методов внешкольной работы, МГПИ, НИИ педагогического образования (в 1946-49 заместитель директора), НИИ теории и истории педагогики и др. Разрабатывал педагоги- ческие основы и принципы внешкольной, внеклассной и клубной работы, предложил типологию кубов (летние и зимние площадки, клубы-примитивы, школьные клубы и др.). Подготовил иллюстрированные методические пособия по внешкольной работе. С конца 20-х гг. исследовал проблемы женского образования в национальных школах, в 1928-37 осуществил 13 педагогических экспедиций в Среднюю Азию и на Кавказ, обследовав 120 национальных школ. Создал комплексную программу всеобщего обучения девочек (раздельное обучение, организация школ-интернатов, внеклассная работа с учётом местных условий, привлечение общественности, педагогических вузов и пр.). Выводы Л. способствовали введению во 2-й половине 40-х гг. в советской школе раздельного обучения. Труды по дидактике и педагогике.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 378-379)

ЛЬВОВ, МИХАИЛ РОСТИСЛАВОВИЧ

ЛЬВОВ, МИХАИЛ РОСТИСЛАВОВИЧ (р. 1927) - д-р педагогических наук и профессор (1976), член-корреспондент РАО (1978; Отделение общего среднего образования), профессор МПГУ.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 466)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

ЛЮБОВЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ

ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ - склонность к приобретению новых знаний, пытливость.

(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 76)

ЛЮБОПЫТСТВО

ЛЮБОПЫТСТВО - ситуативный интерес к чему-либо.

(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 76)

ЛЮТЕР (LUTHER), МАРТИН

ЛЮТЕР (LUTHER), МАРТИН (1483-1546) - глава бюргерской Реформации в Германии, основатель немецкого протестантизма (лютеранства). С 1508 читал лекции в Виттенбергском университете (с 1512 доктор богословия). Провозгласил единственным источником религиозной истины подлинное Священное Писание. Настаивал на организации начального обучения, доступного всем детям. Осн. его задачей считал религиозное воспитание. Требовал обучать в школах и девочек - будущих воспитательниц своих детей. Предлагал также создание школ повышенного типа (т.н. латинских). Автор большого и малого катехизисов (1529), осн. книг для чтения в народных школах протестантских германских государств, а также сборников псалмов (оригинальных и переведённых).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 379)

ЛЯН ЦИЧАО

ЛЯН ЦИЧАО (1873-1929) - китайский политический деятель, историк, педагог, журналист. Один из руководителей реформаторского движения в Китае в конце 19 в. В книге "Рассуждения о политике в области образования" (1902) дал общий проект организации в стране целостной системы образования, каждая ступень которой решала бы свои воспитательные задачи в соответствии с возрастными особенностями учащихся. Впервые в китайской педагогике охарактеризовал эти особенности с учётом данных европейской и американской науки.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 379)

Предыдущая страница Следующая страница