Педагогический словарь
Статьи на букву "М" (часть 1, "МАБ"-"МЕЛ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "М" (часть 1, "МАБ"-"МЕЛ")

МАБЛИ (MABLY), ГАБРИЭЛЬ БОННО ДЕ

МАБЛИ (MABLY), ГАБРИЭЛЬ БОННО ДЕ (1709-1785) - французский писатель, историк. Автор сочинений, содержащих утопические коммунистические идеи.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 379)

МАГИСТР

Статья большая, находится на отдельной странице.

МАГИСТРАТУРА

МАГИСТРАТУРА - ступень высшего профессионального образования, ведущая к получению второй академической степени (квалификационной степени, квалификации) магистра на базе бакалавриата.

(Словарь согласованных терминов и определений в области образования государств-участников Содружества Независимых Государств. - М., 2004. С. 50)

-------------------

См. также Бакалавриат, Итоговая государственная аттестация магистра, Магистр

МАГНИТОГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

МАГНИТОГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ - Магнитогорск, просп. Ленина, 114. Психология, социальная работа, дошкольная педагогика и психология, педагогика и методика начального образования, социальная педагогика, валеология.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 473)

-------------------

См. также Университеты

МАГНИЦКИЙ, ЛЕОНТИЙ ФИЛИППОВИЧ

МАГНИЦКИЙ, ЛЕОНТИЙ ФИЛИППОВИЧ (1669-1739) - математик, педагог. С 1701 и до конца жизни преподавал в Школе математических и навигацких наук в Москве. "Арифметика" М. (1703) - своеобразная энциклопедия математических знаний; многие помещённые в ней сведения сообщались впервые в русской литературе - до середины 18 в. была осн. учебником математики в России.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 379)

МАЗОХИЗМ

МАЗОХИЗМ - отклоняющееся поведение, связанное с психосексуальным расстройством, в котором половое удовлетворение сопряжено с претерпеванием боли, унижений, психологического дискомфорта. Термин "М." получил название от фамилии австрийского писателя Л.фон Захер-Мазоха, сюжеты произведений которого позволили дать клиническое описание М. Формы мазохистского поведения, выходящие за рамки сексуального отклонения, были определены З. Фрейдом как "моральный М.". Т. Рейк считал более приемлемым термином "социальный М." (образ жизни, ориентированный на бессознательное стремление к причинению себе физического и психического ущерба).

Социальная роль М. была прослежена Э. Фроммом в концепции "авторитарного характера", согласно которой на основе потребностей садомазохистской личности формируется позиция поклонения авторитетам и принцип абсолютного приоритета высших социальных общностей (нации, партии, класса и т.д.).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 136)

-------------------

См. также Авторитарное воспитание, Потребности

МАЙ (MAY), КАРЛ ИВАНОВИЧ (КАРЛ ИОГАНН)

МАЙ (MAY), КАРЛ ИВАНОВИЧ (КАРЛ ИОГАНН) (1820-1895) - педагог, старший советник (1884). В 1856 осн. частную мужскую гимназию и стал её первым директором (до 1890), а также преподавателем географии и истории, в 1890- 1895 - поч. попечитель гимназии. Создал в гимназии систему воспитания, осн. на взаимном доверии и уважении, индивидуальном подходе к воспитанникам. М. стремился помочь каждому ученику развить его врождённые способности, научить его самостоятельно мыслить, стать личностью, гражданином, способным трудиться на благо общества. Под руководством М. гимназия стала одним из самых прогрессивных учебных заведений в С.-Петербурге как в сфере образования, так и, особенно, в организации воспитательного процесса. М. участвовал в общественном педагогическом движении. В 1859 он был в числе учредителей основанного П.Г. Редкиным первого в России объединения учителей - "Санкт-Петербургского педагогического общества".

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 379)

МАЙМАН, РОБЕРТ РОБЕРТОВИЧ

МАЙМАН, РОБЕРТ РОБЕРТОВИЧ (1929-1994) - профессор, внес вклад в создание методической школы на Сахалине. Его труды по методике преподавания литературы включают в себя разработку многих актуальных вопросов филологического образования.

(Якименко Р.В., Шаров С.С. Методическое наследие Р.Р. Маймана в системе подготовки учителей-словесников. - Южно-Сахалинск, 2004. С. 6)

МАКАРЕНКО, АНТОН СЕМЁНОВИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МАК-ЛЮЭН (MCLUHAN), ХЕРБЕРТ МАРШАЛЛ

МАК-ЛЮЭН (MCLUHAN), ХЕРБЕРТ МАРШАЛЛ (1911-1980) - канадский культуролог, социолог, литературовед, публицист. Д-р философии (1942). Преподавал в университетах США. В 1950-60 руководил работами по национальному проекту США в области использования средств массовой коммуникации в образовании. Одним из первых обратился к рассмотрению процессов массовой коммуникации в неразрывной связи с общекультурными. Идеи М.-Л. оказали влияние на развитие "массово-коммуникационной педагогики", в частности медиаобразования. В память М.-Л. в Канаде утверждена педагогическая премия его имени, ежегодно присуждаемая преподавателю, разработавшему наиболее оригинальное применение "коммуникационных технологий" в образовании.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 379-380)

МАКСАКОВСКИЙ, ВЛАДИМИР ПАВЛОВИЧ

МАКСАКОВСКИЙ, ВЛАДИМИР ПАВЛОВИЧ (р. 1924) - д-р географических наук и профессор (1971), действительный член РАО (1992; член-корреспондент с 1982; Отделение общего среднего образования), с 1968 зав. кафедрой МПГУ.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 462)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

МАКСИМ ГРЕК

МАКСИМ ГРЕК (в миру - Михаил Триволис) - (ок. 1475-1556)

- публицист, богослов, переводчик. Был близок итальянским гуманистам. С 1505 монах православного Вадопедского монастыря (Афон). Просветительская деятельность М.Г. в России связана с переводом и толкованием греческих книг. Оказал влияние на становление русской науки о языке, автор ряда теоретических трудов. Его идеи о единстве филологии и философии вошли в предисловие к "Грамматике" М. Смотрицкого (1619). В 1988 канонизирован Собором Русской православной церкви.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 380)

МАКСИМОВИЧ, ВАЛЕНТИНА ФЁДОРОВНА

МАКСИМОВИЧ, ВАЛЕНТИНА ФЁДОРОВНА (р. 1946) - д-р педагогических наук (2000), член-корреспондент РАО (1992; Отделение образования и культуры), директор Московской школы художественных ремёсел.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 466)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

МАКСИМОВ-СЛОБОЖАНИН, ЕВГЕНИЙ ДМИТРИЕВИЧ

МАКСИМОВ-СЛОБОЖАНИН, ЕВГЕНИЙ ДМИТРИЕВИЧ (1858-1927) - видный русский ученый, создатель оригинальной педагогической системы обучения крестьянских детей. Лит. псевдонимы: Максим Слобожанин, М. Максимов-Слобожанин, Филантропов и др.

(Прокопенко З.Т. Е.Д. Максимов-Слобожанин и В.Е. Евгеньев-Максимов. Из истории Российской науки. - Белгород, 2002. С. 4-166)

-------------------

См. также Евгеньев-Максимов, Владислав Евгеньевич

МАКСИМ СЛОБОЖАНИН

МАКСИМ СЛОБОЖАНИН - см. Максимов-Слобожанин, Евгений Дмитриевич

МАКУШИН, ПЁТР ИВАНОВИЧ

МАКУШИН, ПЁТР ИВАНОВИЧ (1844-1926) - деятель просвещения и книжной торговли. В 1866-68 - миссионер на Алтае, где организовал училища для мальчиков и девочек. В 1870 в своём доме открыл первую в Томске публичную библиотеку. В 1873 осн. первый в Сибири книжный магазин. С 1875 гласный Томской городской думы. Благодаря его деятельности в городе значительно возросло число учебных заведений. М. - основатель общества попечения о народном образовании (1882- 1905). В 1901 организовал Общество содействия устройству сельских бесплатных библиотек-читален в Томской губернии. В конце 19 - начале 20 вв. издатель и редактор "Сибирской газеты" и других изданий. После 1917 передал своё книжное дело государству.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 380)

МАЛИНИН, АЛЕКСАНДР ФЁДОРОВИЧ

МАЛИНИН, АЛЕКСАНДР ФЁДОРОВИЧ (1834-1888) - педагог, методист-математик. Преподавал в гимназиях Твери и Москвы, Межевом институте (1856- 1870). Один из основателей и первый директор Московского учительского института (1872-88). Автор учебников по элементарной математике, физике, космографии и физической географии (некоторые из них в соавторстве).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 380)

-------------------

ЧЧ26.24г(2)

МАЛИНОВСКИЙ А. А.

МАЛИНОВСКИЙ А. А. - см. Богданов, Александр Александрович

МАЛО (MALOT), ЭКТОР (ГЕКТОР)

МАЛО (MALOT), ЭКТОР (ГЕКТОР) (1830-1907) - французский писатель. Романы для детей "Ромен Кальбри" (1869), "Без семьи" (1878), "В семье" (1893) отличаются увлекательным и напряжённым сюжетом, сочувствием к человеческим бедам.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 380)

МАЛОДЕТНАЯ СЕМЬЯ

МАЛОДЕТНАЯ СЕМЬЯ - семья, имеющая одного - двух детей. В Рос. Федерации наиболее распространённый тип семьи (ок. 95% всех семей). В демографическом плане в М.с. недостаточно детей для простого воспроизводства населения. Для нормального замещения предшествующих поколений должно быть 2,6 детей - т.е. в стране должно быть не более 45% М.с. Проблема М.с. связана со многими социальными и личностными проблемами. Принято считать, что нестабильность современного общества и недостаточная социальная помощь со стороны государства приводят к падению рождаемости. Однако, несмотря на развитую систему социальной защиты в благополучных странах (Франция, Бельгия, Швеция и др.), рождаемость в них не увеличивается. Тогда как в менее развитых странах растёт число многодетных семей. Повышение уровня жизни не имеет прямой связи с увеличением рождаемости. Наоборот, в стабильной ситуации у женщин появляются новые запросы, они стремятся сделать карьеру, удовлетворить свои потребительские интересы. Поэтому в индустриально развитых странах наиболее распространены М.с.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 136)

МАЛОКОМПЛЕКТНАЯ ШКОЛА

Статья большая, находится на отдельной странице.

МАЛОФЕЕВ, НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ

МАЛОФЕЕВ, НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ (р.1948) - член-корреспондент РАО (1999; Отделение психологии и возрастной физиологии), директор Института коррекционной педагогики РАО.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 467)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

МАЛЫЕ НАРОДНЫЕ УЧИЛИЩА

МАЛЫЕ НАРОДНЫЕ УЧИЛИЩА - в России в 1786-1803 двухгодичные начальные школы для детей всех сословий, кроме крепостных. По Уставу 1786 организованы в уездных и заштатных городах (опытные М.н.у. создавались в Петербурге с 1782). Преподавались чтение, письмо, катехизис, арифметика, грамматика, чистописание и рисование. Содержались на местные средства. Обучение было бесплатным. В 1803 преобразованы в приходские и уездные училища.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 136)

МАЛЫШ

МАЛЫШ - 1) - государственное издательство, Москва. Детская литература.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 479)

-------------------

См. также Издательства РФ

2) - издательско-полиграфическая фирма, Ростов- на-Дону. Детская и другая литература.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 479)

-------------------

См. также Издательства РФ

МАЛЬКОВА, ЗОЯ АЛЕКСЕЕВНА

МАЛЬКОВА, ЗОЯ АЛЕКСЕЕВНА (р. 1921) - д-р педагогических наук (1972), профессор (1977), действительный член РАО (1982; Отделение философии образования и теоретической педагогики), гл. научный сотрудник Института теории образования и педагогики РАО (в 1974-91 заместитель директора, директор НИИ теории и истории педагогики).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 462)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

МАНГЕЙМСКАЯ ШКОЛЬНАЯ СИСТЕМА

МАНГЕЙМСКАЯ ШКОЛЬНАЯ СИСТЕМА - система дифференциации обучения. Предложена Й.А. Зиккингером в начале 20 в. для народных школ немецкого г. Мангейм. Исходя из принципа соответствия учебной нагрузки и методов обучения реальным способностям и возможностям учащихся, он создал 4 т.н. ряда классов: основные (нормальные; 8 лет обучения) - для детей, имеющих средние способности; классы развития (4 года) - для малоспособных; вспомогательные (4 года) - для умственно отсталых; переходные (классы иностранного языка; 6 лет) - для способных учащихся, желающих продолжить образование в реальных школах и гимназиях. Отбор учащихся в соответствующие классы осуществляется на основе результатов психометрических обследований.

Впоследствии М.ш.с. подверглась критике, т.к. в её основу было положено представление о решающем влиянии биопсихологических факторов на развитие человека, что принижает возможности целенаправленного воспитания.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 136)

-------------------

См. также Зиккингер, Йозеф Антон

МАНДИНЯН, СЕДРАК

МАНДИНЯН, СЕДРАК (1844-1915) - армянский педагог. Работал в Нерсесянском училище в Тбилиси (1874-78), Эчмиадзинской академии (1882-92) и др. М. первым среди армянских педагогов поставил на научную основу преподавание педагогики и психологии. Автор более чем 250 научных работ, составитель школьных учебников и пособий, в т.ч. по начальному обучению, а также программ, школьных уставов и др.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 380)

МАНН (MANN), ХОРАС

МАНН (MANN), ХОРАС (1796-1859) - американский общественный деятель и педагог. Преподавал древние языки. В 1835 был избран членом сената штата Массачусетс. В 1837-48 возглавлял созданное по его инициативе Бюро по делам образования штата Массачусетс. Был инициатором принятия школьного закона штата (1837), ставшего образцом для аналогичных законов других штатов Новой Англии. Свои педагогические идеи М. пропагандировал через созданный им в 1838 первый в США педагогический журнал ("Common School Journal"; выходил в Бостоне до 1852).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 380)

МАНУШИН, ЭДУАРД АНАТОЛЬЕВИЧ

МАНУШИН, ЭДУАРД АНАТОЛЬЕВИЧ (р. 1932) - д-р технических наук (1978), профессор (1980), действительный член РАО (1989; Отделение высшего образования; академик-секретарь).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 462)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

МАРАНЦМАН, ВЛАДИМИР ГЕОРГИЕВИЧ

МАРАНЦМАН, ВЛАДИМИР ГЕОРГИЕВИЧ (р. 1932) - д-р педагогических наук (1981), профессор (1984), член-корреспондент РАО (1993; Отделение общего среднего образования), зав. кафедрой РГПУ им. А.И. Герцена.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 467)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

- один из ведущих современных методистов, рассматривал проблемы изучения А.С. Пушкина в школе, проблемное обучение на уроках литературы.

(Ланин Б.А. Литературное образование в XIX - начале XXI века. - М., 2005. С. 66)

МАРИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

МАРИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ - Республика Марий Эл, Йошкар-Ола, ул. Коммунистическая, 44. Дошкольная педагогика и психология, педагогика и методика начального образования, специальная дошкольная педагогика и психология.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 470)

-------------------

См. также Педагогические высшие учебные заведения

МАРИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

МАРИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ - Республика Марий Эл, Йошкар-Ола, пл. Ленина, 3. Социальная работа.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 473)

-------------------

См. также Университеты

МАРИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

МАРИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ - Республика Марий Эл, Йошкар-Ола, пл. Ленина, 1. Психология.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 473)

-------------------

См. также Университеты

МАРИТЕН (MARITAIN), ЖАК

МАРИТЕН (MARITAIN), ЖАК (1882-1973) - французский философ и педагог, виднейший представитель неотомизма (возглавлял его либеральное течение). С 1914 профессор философии Парижского университета. Наряду с разработкой философских и социологических проблем изложил и обосновал педагогическую позицию неотомизма. Согласно М., идейной основой педагогики должен стать "интегральный" гуманизм, который, в отличие от "антропоцентрического", распространяющего иллюзию о всемогуществе человеческого разума, рассматривает человека как несовершенное существо, нуждающееся в постоянном руководстве со стороны "божественного провидения". В разработанной им модели учебного плана средней школы предусматривался, наряду с основами современных наук, обязательный и обширный курс теологии.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 380)

МАРИЯ ФЁДОРОВНА РОМАНОВА

МАРИЯ ФЁДОРОВНА РОМАНОВА (до перехода в православие София Доротея Августа Луиза) - (1759-1828)

- императрица, вторая супруга имп. Павла I (с 1776), мать императоров Александра I и Николая I. Вела большую благотворительную деятельность, уделяя преимущественное внимание женскому образованию. После вступления Павла I на престол (1796) по его приказу в ведении М.Ф. находились Воспитательное общество благородных девиц (Смольный институт), Петербургский и Московский воспитательные дома. В 1796 образована личная канцелярия имп. Марии (с 1854 Ведомство учреждений императрицы Марии). Принимала участие в деятельности Мариинского института в С.-Петербурге, училища ордена Св. Екатерины и Александровского училища в Москве, Гатчинского воспитательного дома, Харьковского и Симбирского женских институтов и других учебно-воспитательных заведений. В память М.Ф. учреждён в 1828 Мариинский знак отличной беспорочной службы (2 степеней), которым награждались женщины, сотрудничающие в благотворительных и воспитательных учреждениях.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 380)

МАРКЕТИНГ( В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ)

МАРКЕТИНГ( В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ) - система управления образовательной, учебно-производственной и сбытовой деятельностью образовательного учреждения, выявляющая потребности в образовательных программах и других образовательных услугах, продукции и видах работ и обеспечивающая их реализацию с целью получения максимальной прибыли.

(Основные понятия и термины системы образования. - Тюмень, 2001. С. 21)

МАРКИРЬЯН Т.Г.

МАРКИРЬЯН Т.Г. - см. Дидаксология

МАРКОВ, ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ

МАРКОВ, ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ (1884-1945) - педагог, деятель народного образования, член-корреспондент АПН РСФСР (1944). Преподавал в вузах Саратова и Москвы. С 1944 директор НИИ методов обучения АПН. Осн. работы по общим проблемам теории педагогии, вопросам дидактики.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 380)

МАРКОСЯН, АКОП АРТАШЕСОВИЧ

МАРКОСЯН, АКОП АРТАШЕСОВИЧ (1904-1972) - физиолог и педагог, действительный член АПН СССР (1968), д-р педагогических наук (1961).С 1937 преподавал в вузах Москвы. С 1949 директор Института физического воспитания и школьной гигиены (впоследствии НИИ физиологии детей и подростков АПН СССР) и одновременно (1951-54) организатор и зав. кафедрой физиологии Московского института физического воспитания. Автор учебников по физиологии и учебно-методических пособий для преподавателей средней школы.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 380)

МАРКУШЕВИЧ, АЛЕКСЕЙ ИВАНОВИЧ

МАРКУШЕВИЧ, АЛЕКСЕЙ ИВАНОВИЧ (1908-1979) - педагог-математик, организатор народного образования и педагогической науки, действительный член АПН РСФСР (1950), АПН СССР (1967), д-р физико- математических наук (1940), профессор (1944). Вёл научно-исследовательскую и преподавательскую работу в вузах Москвы, одновременно зав. редакцией математики в Издательстве технико-теоретической литературы (1934-37; 1943- 1947). Заместитель министра просвещения РСФСР (1958-64). С 1946 в системе АПН; вице-президент АПН (1967- 1975).

По инициативе и при участии М. был начат выпуск серии книг "Библиотека учителя", "Популярные лекции по математике". Был одним из инициаторов и редакторов "Энциклопедии элементарной математики" (1951-52, 1963-1966); один из инициаторов издания 12-томной "Детской энциклопедии" (гл. редактор в 1971-1978), 3-томного издания "Что такое? Кто такой?" для младших школьников. М. - один из видных деятелей движения за реформу школьной математики в 60-70-е гг., председатель комиссии АН и АПН СССР по определению содержания образования в средней школе. В 60-е гг. активно участвовал в создании новых школьных учебников по математике, разрабатывал теорию школьного учебника.

В области книговедения исследовал вопросы истории книги. С 40-х гг. собирал личную библиотеку. В 1976 безвозмездно передал своё собрание инкунабул Государственной библиотеке СССР им. В.И. Ленина (ныне Рос. государственная библиотека).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 380)

МАРШАК, САМУИЛ ЯКОВЛЕВИЧ

МАРШАК, САМУИЛ ЯКОВЛЕВИЧ (1887-1964) - поэт, драматург, переводчик, теоретик и критик детской литературы, театра. В 1918 включился в педагогический эксперимент, проводившийся по концепции С.Т. Шацкого в детской колонии под Петрозаводском. В 1920 в Краснодаре организовал и возглавил "Детский уголок" - комплекс детских учреждений (школа, библиотека, детские кружки), включавший и один из первых в стране театров для детей, писал для него пьесы-сказки, в т.ч. "Кошкин дом", "Теремок". С 1922 жил в Петрограде (Ленинграде). Вместе с учёным-фольклористом О.И. Капицей руководил Студией детских писателей в Институте дошкольного образования Наркомпроса, организовал (1923) детский журнал "Воробей" (в 1924-25 - "Новый Робинзон"). Был одним из руководителей первого крупного специализированного издательства детской литературы - Детгиза.

С именем М. связан расцвет детской литературы в 20-30-х гг. В 20-х гг. М. создал первые стихотворные книжки для самых маленьких, в 30-х гг. - сатирические произведения для детей, пьесы и пр. Литературно-педагогическая деятельность М. получила теоретическое осмысление в его докладе "О большой литературе для маленьких" на 1-м Всесоюзном съезде советских писателей (1934), многочисленных выступлениях и статьях. Искусство детской поэзии М. рассматривал не как прикладную отрасль "большой" литературы, а в одном ряду с ней. Произведения М. для детей были отмечены Гос. премией СССР (1946, 1951), Ленинской премией (1963).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 380-381)

МАСЛОВ, МИХАИЛ СТЕПАНОВИЧ

МАСЛОВ, МИХАИЛ СТЕПАНОВИЧ (1885-1961) - педиатр, академик АМН СССР (1944), д-р наук (1923), заслуженный деятель науки РСФСР (1935), генерал-майор медицинской службы. С 1910 на кафедре детских болезней Военно-медицинской академии (с 1921 начальник кафедры). Одновременно (с 1925) руководитель физиологического отделения, затем клиник Ленинградского института охраны материнства и детства (с 1935 Ленинградский педиатрический институт). Автор ряда учебников по педиатрии, создатель научной школы.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 381)

МАСЛОУ (MASLOW), АБРАХАМ ГАРОЛЬД

МАСЛОУ (MASLOW), АБРАХАМ ГАРОЛЬД (1908-1970) - американский психолог, ведущий представитель гуманистической психологии. В 1951-69 профессор университета Брандайс (шт. Массачусетс), президент Американской психологической ассоциации (1967). Теория личности М. послужила одним из источников гуманистического воспитания. Гл. задача педагогики, по М., "помочь человеку обнаружить в себе то, что в нём уже заложено" - представление, развиваемое современным педоцентризмом (см. Детоцентризм). В русле идей М. в западной педагогике решаются практические вопросы воспитания одарённых детей.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 381)

-------------------

См. также Детоцентризм

МАССАЛИТИНОВА( МАСАЛИТИНОВА), НАДЕЖДА ОСИПОВНА

МАССАЛИТИНОВА( МАСАЛИТИНОВА), НАДЕЖДА ОСИПОВНА (1876-1921) - педагог, деятель в области дошкольного воспитания, последователь П.Ф. Лесгафта. Занималась организацией детских площадок в Томске и Москве, участвовала в работе общества Детский труд и отдых (с 1913), вела занятия в университете им. А.Л. Шанявского, преподавала на педагогических курсах. С 1919 сотрудник Первой опытной станции по народному образованию. Изучала проблемы игры в жизни детей.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 381)

МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МАССОВАЯ КУЛЬТУРА

МАССОВАЯ КУЛЬТУРА - феномен культуры 20 в., получивший распространение в связи с научно-техническим прогрессом, индустриализацией и урбанизацией общества, а также развитием средств массовой коммуникации. М.к. существовала и ранее, но как явление она была охарактеризована в середине 20 в. Под М.к. понимается широкий спектр самых различных явлений, ориентированных на массовую аудиторию и удовлетворяющих её потребности в досуге, развлечении и общении.

Чаще всего к М.к. относят:

- литературные произведения (комиксы, детективы, фантастика, т.н. "женские романы" и др.),

- периодические издания (кроме научных),

- кинофильмы, мелодрамы, телевизионные "мыльные оперы",

- эстрадные шлягеры, поп-арт и пр.

Согласно одной из культурологических точек зрения, направлениями М.к. являются:

- субкультура детей и молодёжи;

- массовая общеобразовательная школа;

- средства массовой информации; система национальной (государственной) идеологии;

- массовые политические движения (в т.ч. детское и молодёжное движение);

- массовая социальная мифология (национал-шовинизм, социальная демагогия, паранаучные учения и пр.);

- система организации и стимулирования общественного спроса (реклама, мода и др.).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 137)

МАСТЕР ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

МАСТЕР ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ - педагогическая профессия в системе профессионально-технического образования; должность инженерно-педагогических работников в ПТУ Рос. Федерации. М.п.о. - основной учитель профессии и воспитатель будущих рабочих. М.п.о. готовят индустриально-педагогические учебные заведения.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 137)

МАСТЕРСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ

МАСТЕРСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ - см. Педагогическое мастерство

МАТВЕЕВ, ВЛАДИМИР ФЁДОРОВИЧ

МАТВЕЕВ, ВЛАДИМИР ФЁДОРОВИЧ (1932-1989) - журналист и педагог, один из создателей педагогики сотрудничества. С 1965 заместитель гл. редактора журнала "Пионер", с 1974 гл. редактор журнала "Мурзилка". В 1983-88 гл. редактор "Учительской газеты", ставшей под его руководством общественным центром перестройки народного образования. Председатель Творческого союза учителей СССР (1989).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 381)

МАТЕРИАЛЬНОЕ И ФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МАТЕРИК АЛЬФА

МАТЕРИК АЛЬФА - издательство, ООО, Москва. Детская, развивающая, учебная, учебно-методическая литература, школьные учебники.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 479)

-------------------

См. также Издательства РФ

МАТРОСОВ, ВИКТОР ЛЕОНИДОВИЧ

МАТРОСОВ, ВИКТОР ЛЕОНИДОВИЧ (р. 1950) - д-р физико- математических наук (1986), профессор (1988), действительный член РАО (1992; ч.-к с 1990; Отделение высшего образования), с 1987 ректор МПГУ.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 462)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

МАТУШКИН, СЕМЁН ЕГОРОВИЧ

МАТУШКИН, СЕМЁН ЕГОРОВИЧ (р. 1922) - д-р педагогических наук (1972), профессор (1973), член-корреспондент РАО (1974; Отделение базового профессионального образования), профессор Челябинского государственного университета.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 467)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

МАТЮШКИН, АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ

МАТЮШКИН, АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ (р. 1927) - д-р психологических наук (1974), профессор (1982), психолог, действительный член РАО (1985; Отделение психологии и возрастной физиологии), руководитель Центра Психологического института РАО.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 462)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

МАХМУТОВ, МИРЗА ИСМАИЛОВИЧ

МАХМУТОВ, МИРЗА ИСМАИЛОВИЧ (р. 1926) - д-р педагогических наук (1973), профессор (1978), действительный член РАО (1978; Отделение базового профессионального образования). В 1958-76 министр просвещения Татарской АССР; в 1976-91 директор НИИ профтехпедагогики АПН СССР; академик-секретарь Отделения социально-экономических наук АН Татарстана.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 462)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

МАХТУМКУЛИ

МАХТУМКУЛИ (литературное имя - Фраги, буквально - "разлучённый со счастьем") - (1733-1783)

- туркменский поэт и мыслитель, основоположник туркменского литературного языка и письменной литературы.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 381)

МАЦКОВСКИЙ, МИХАИЛ СЕМЁНОВИЧ

МАЦКОВСКИЙ, МИХАИЛ СЕМЁНОВИЧ (р. 1945) - д-р философских наук (1988), член-корреспондент РАО (1992; Отделение философии образования и теоретической педагогики), гл. научный сотрудник Института социологии РАН.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 467)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

МАШЁТАС (MAšIOTAS), ПРАНАС

МАШЁТАС (MAšIOTAS), ПРАНАС (1863-1940) - литовский педагог, детский писатель, переводчик, публицист. Сторонник "школы действия" В. Лая. Основоположник теории и критики литовской детской литературы. Автор учебников для начального обучения, оригинального самоучителя чтения и письма для самых маленьких, учебников и задачников по математике.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 381)

МЕДАЛИ( ШКОЛЬНЫЕ)

МЕДАЛИ( ШКОЛЬНЫЕ) - В России до 1917 награждение М. производилось на основе Устава гимназий 1828. В СССР учреждены постановлением СНК СССР 1944. Золотая и серебряная М. имели единое название: "За отличные успехи и примерное поведение". Золотая М. вручалась выпускникам, имевшим все отличные оценки, серебряная - имевшим оценку "5" по всем предметам, отнесённым к экзаменам на аттестат зрелости, и оценку "4" не более чем по трём из остальных предметов. Положение о М. и порядок награждения в дальнейшем неоднократно пересматривались. В 1968-85 производилось награждение только золотой медалью.

С 1992 в Рос. Федерации М. стали называться "За особые успехи в учёбе". Ими награждаются выпускники средних общеобразовательных школ и профессиональных учебных заведений. Золотой М. награждаются ученики, имеющие полугодовые, годовые и итоговые оценки "5" по всем предметам, изучавшимся в классах III ступени школы и на 1-3 курсах, и сдавшие выпускные экзамены на "5". Серебряная М. вручается выпускникам, имеющим оценку "4" не более чем по двум предметам, и сдавшим выпускные экзамены на "5" и не более чем по одному предмету на "4". Лица, награждённые М., пользуются льготами при поступлении в вузы и средние специальные учебные заведения, устанавливаемыми в правилах приёма в эти учебные заведения.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 138)

МЕДВЕДЕВ, ВЛАДИМИР МИХАЙЛОВИЧ

МЕДВЕДЕВ, ВЛАДИМИР МИХАЙЛОВИЧ (р. 1938) - д-р педагогических наук (1983), профессор (1987), член-корреспондент РАО (1996; Отделение высшего образования), зав. кафедрой Самарской академии культуры и искусств.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 467)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОМИССИИ (МПК)

МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОМИССИИ (МПК) - в Рос. Федерации учреждения, осуществляющие комплексное обследование и решающие вопросы о направлении детей в специальные (коррекционные) образовательные учреждения. Создаются республиканские (с 1974) и зональные (с 1980) МПК при управлениях образованием (утверждаются министерствами здравоохранения и образования). При обследовании ребёнка на комиссии присутствие родителей или лиц, их заменяющих, обязательно.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 139)

МЕДИТАЦИЯ

МЕДИТАЦИЯ (от лат. meditatio - размышление) - умственное действие, цель которого - приведение психики человека в состояние углублённости и сосредоточенности; сопровождается телесной расслабленностью, отсутствием эмоциональных проявлений, отрешённостью от внешних объектов. Методы М. многообразны. М. была известна в Древней Греции - в пифагореизме, платонизме и неоплатонизме, в мистике суфизма, отчасти - православия (т.н. "умное делание") и католицизме. М. играет важную роль в индийской философии и религии (особенно в йоге). Интерес к М. и её психотерапевтическим аспектам характерен для некоторых течений психоанализа (К.Г. Юнг).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 139)

МЕДИЦИНСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЕДРЕСЕ

МЕДРЕСЕ (араб. мадраса, от дараса - изучать) - средняя (реже высшая) конфессиональная мусульманская школа. М. возникли у арабов в 7-8 вв., распространились в странах Ближнего и Среднего Востока в 9 и 10 вв.

Полный курс наук в М. (с 11-12 вв.) составляли предметы:

- арабизм (включая лексикографию, этимологию, синтаксис, риторику, историю),

- вероучение и законоведение,

- философия (логика, математика, география, астрономия, медицина, естественные науки и умозрительная философия).

М. готовили учителей для мектебов, служителей культа; М. повышенного типа - казиев (судей), толкователей шариата, знатоков мусульманских законов. М. учреждались гл.о. под эгидой мусульманского духовенства и, как правило, находились при мечетях.

Во 2-й половине 19 в. возникли т.н. новометодные (джадидистские) школы, которые нередко также назывались М. Фактически они представляли собой повышенный тип начального мусульманского училища - мектеба.

В связи с реформой национальных систем образования, проведённой в 60-х гг. 20 в. во многих странах ислама, сложились 2 осн. типа М.:

- светского характера (средние и высшие государственные учебные заведения) и

- готовящие служителей культа. Имеется некоторое число частных М. Выпускники М. могут поступать в университеты.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 139)

МЕДЫНСКИЙ, ЕВГЕНИЙ НИКОЛАЕВИЧ

МЕДЫНСКИЙ, ЕВГЕНИЙ НИКОЛАЕВИЧ (1885-1957) - педагог, деятель народного образования, действительный член АПН РСФСР (1944). Вёл научную и преподавательскую деятельность в ряде учреждений и вузов Москвы, С.-Петербурга, Нижнего Новгорода. Изучал проблемы внешкольного образования, впервые в России прочитал в 1912-15 курс лекций по этому предмету. С 1920 разрабатывал основы курса истории педагогики с марксистских позиций, автор первого советского учебника по истории педагогики (т. 1-3, 1925-29, переработан в 1938, на его основе написан ряд глав для совместного с Н.А. Константиновым и М.Ф. Шабаевой учебника, издававшегося в 1956-82). Исследовал историю российской школы и педагогики, творчество Н.И. Пирогова, К.Д. Ушинского, П.Ф. Лесгафта, Л.Н. Толстого и др. Автор "Очерков по истории советской школы РСФСР за 30 лет" (1948, совместно с Константиновым), учебника "Педагогика для вузов" (1948).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 381)

-------------------

(Нижегородская школа XVIII - начала XX века: Очерки истории образования. Под редакцией И.В. Берельковского. - Н. Новгород, 2003. С. 236-240)

МЕЖДУНАРОДНАЯ АССОЦИАЦИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ (МАПРЯЛ)

МЕЖДУНАРОДНАЯ АССОЦИАЦИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ (МАПРЯЛ) - создана в 1967 в Париже. Объединяет (2000) св. 200 членов - коллективных (ок. 190 национальных объединений русистов, крупнейших университетов и др.) и индивидуальных, представляющих св. 70 стран. Секретариат и его информационный центр в Москве.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 139)

МЕЖДУНАРОДНОЕ БЮРО ПРОСВЕЩЕНИЯ( МБП)

МЕЖДУНАРОДНОЕ БЮРО ПРОСВЕЩЕНИЯ( МБП) - основано в 1925 в Женеве как частная организация при Институте педагогических наук им. Ж.Ж. Руссо. С 1929 первая межправительственная организация в области образования. С 1947 сотрудничает с ЮНЕСКО. СССР, БССР и УССР стали членами МБП с 1954. С 1969 МБП стало составной частью ЮНЕСКО и обслуживает все государства - члены этой организации. Бюро имеет Совет, состоящий из 24 государств, избираемых Генеральной конференцией. МБП организует (1 раз в 2 года) тематические сессии Международной конференции по образованию, проводит педагогические исследования, в частности в области сравнительного анализа систем образования, и публикует их результаты; поддерживает базы данных: IBEDoc о состоянии образования в странах - членах ЮНЕСКО; IBECent о центрах педагогической документации и исследований и тезаурус ЮНЕСКО - МБП по образованию; пополняет международную педагогическую библиотеку (подразделение МБП). Бюро возглавляет Международную сеть информации по вопросам образования ИНЕД (International Network for Educational Information - INED, с 1977, Женева), в которой участвуют информационные центры по образованию 96 стран - членов ЮНЕСКО.

Осн. публикации МБП издаются на английском и французском языках: ежеквартальный "Бюллетень Международного бюро просвещения" (c 1985; ранее выходил как "Педагогическая документация и информация", c 1927); "Международный ежегодник по образованию" (c 1933); серии "Исследования и обзоры по сравнительной педагогике" (c 1927), "Педагогические науки" (c 1982), а также различные информационные и справочные издания.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 139)

МЕЖДУНАРОДНОЕ ДЕТСКОЕ И ЮНОШЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ - реализация (осуществление) прямых связей и совместной деятельности с иностранными и междунарордными учреждениями и организациями в области образования в соответствии с действующим законодательством и национальными интересами страны.

(Словарь согласованных терминов и определений в области образования государств-участников Содружества Независимых Государств. - М., 2004. С. 51)

-------------------

См. также Болонский процесс, Глобализация образования

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДЕТСКИЕ ЛЕТНИЕ ДЕРЕВНИ

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДЕТСКИЕ ЛЕТНИЕ ДЕРЕВНИ (Children's International Summer Villages) - организация пацифистского направления. Созданы в 1951. Работа ведётся в формах летних лагерей для детей с 11 лет и семинаров для этих же воспитанников, но уже по достижении ими 17-18 лет. Члены - св. 40 стран участвуют постоянно и св. 50 стран участвуют в некоторых программах. Местопребывание - Ньюкасл (Великобритания).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 140)

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НЕЗАВИСИМЫЙ ЭКОЛОГО-ПОЛИТОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НЕЗАВИСИМЫЙ ЭКОЛОГО-ПОЛИТОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ - Москва, ул. Красноказарменная, 14, корпус "Ж", строение 1. Психология.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 475)

-------------------

См. также Негосударственные ВУЗы

МЕЖДУНАРОДНЫЙ СЛАВЯНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (ИНСТИТУТ)

МЕЖДУНАРОДНЫЙ СЛАВЯНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (ИНСТИТУТ) - Москва, ул. Годовикова, 9, строение 25. Психология.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 475)

-------------------

См. также Негосударственные ВУЗы

МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ - Москва, Ленинградский просп., 17. Психология, социальная работа.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 475)

-------------------

См. также Негосударственные ВУЗы

МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ - Воронеж, ул. Плехановская, 11. Психология.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 475)

-------------------

См. также Негосударственные ВУЗы

МЕЖОВ, ВЛАДИМИР ИЗМАЙЛОВИЧ

МЕЖОВ, ВЛАДИМИР ИЗМАЙЛОВИЧ (1830-1894) - библиограф. Автор более 100 библиографических работ, в т.ч. капитальных трудов "Русская историческая библиография..." за 1800-1854 (т. 1-3, СПБ, 1892-93), за 1865-1876 (т. 1-8, СПБ, 1882-90) и других, работ по краеведческой библиографии, археологии, языкознанию и др. Составил несколько книготорговых каталогов, являющихся наиболее полным библиографическим указателем середины 19 в. М. принадлежит заслуга в составлении сводных библиографических указателей литературы по педагогике и народному образованию за 1859-88, сохраняющих значение до настоящего времени.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 381)

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ В ОБУЧЕНИИ (МПС)

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ В ОБУЧЕНИИ (МПС) - отражают комплексный подход к воспитанию и обучению, позволяют вычленить как гл. элементы содержания образования, так и взаимосвязи между предметами. МПС формируют конкретные знания учащихся, раскрывают гносеологические проблемы, без которых невозможно системное усвоение основ наук. МПС включают учащихся в оперирование познавательными методами, имеющими общенаучный характер (абстрагирование, моделирование, аналогия, обобщение и пр.).

Организация учебно-воспитательного процесса на основе МПС может касаться отдельных уроков (чаще обобщающих), темы, подчинённой решению межпредметной проблемы, нескольких тем различных курсов, целого цикла учебных предметов или устанавливать взаимосвязь между циклами.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 140)

-------------------

См. также Интегрированные уроки, Преемственность в обучении

МЁЙМАН (MEUMANN), ЭРНСТ

МЁЙМАН (MEUMANN), ЭРНСТ (1862-1915) - немецкий педагог и психолог, основатель экспериментальной педагогики. С 1897 профессор философии и психологии в Цюрихе, Кёнигсберге, Мюнстере, Галле, Лейпциге, Гамбурге, один из основателей журналов: "Архив общей психологии" (1903) и "Журнала экспериментальной педагогики" (1905). Считал, что экспериментальная педагогика придаст общей педагогике эмпирическое основание, а эмпирическому изучению подлежат объект воспитания (ребёнок, подросток, юноша), общие закономерности и индивидуальные особенности развития ребёнка, способы организации работы в школе и др. Труды по экспериментальной педагогике.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 381)

МЕКТЕБЫ

МЕКТЕБЫ (араб. мактаб - место, где пишут) - начальные конфессиональные школы у мусульман. Возникли в 7-8 вв. в Аравии. Распространились в странах Ближнего и Среднего Востока. В 9- 10 вв. появились в Средней Азии, Азербайджане, Поволжье и Сибири. Создавались обычно при мечетях. В М. обучались только мальчики 7-13 лет; срок обучения 5-7 лет; роль учителя выполнял мулла - выпускник медресе. В России М. рассматривались как школы типа церковно-приходских.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 140)

-------------------

См. также Мусульманская культура

МЕЛАНХТОН (MELANCHTHON), ФИЛИПП

МЕЛАНХТОН (MELANCHTHON), ФИЛИПП (1497-1560) - немецкий педагог-гуманист, деятель Реформации в Германии, сподвижник М. Лютера. Преподавал в Тюбингенском (с 1517) и Виттенбергском (1518, профессор с 1524) университетах. Разработал систему обучения, проникнутую идеями гуманизма. Для осуществления своих педагогических идей предложил латинскую школу как единый тип общеобразовательного учебного заведения для всех германских земель, где победила Реформация. Планировал также создание "высших школ" (гимназий), образцом которых стала школа в Нюрнберге (1526). Составил пособие по греческой грамматике (1518; в начале 17 в. выдержало св. 40 изданий), хрестоматию (1525), учебники по мн. предметам. Инициатор издания первого государственного школьного устава (для латинских школ Саксонии), положившего начало школьному законодательству. По проектам М. с середины 30-х гг. 16 в. было перестроено преподавание во мн. университетах Германии, открыты протестантские университеты. За многолетнюю педагогическую деятельность М. назвали "наставником Германии".

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 381)

-------------------

См. также Тротцендорф, Валентин

МЕЛИКОВ Г.

МЕЛИКОВ Г. - см. Зардаби

МЕЛЬНИКОВ, МИХАИЛ АЛЕКСЕЕВИЧ

МЕЛЬНИКОВ, МИХАИЛ АЛЕКСЕЕВИЧ (1887-1976) - педагог, методист начальной школы, действительный член АПН РСФСР (1951). С 1906 учитель в Можарской сельской школе. С 1913 на научно-педагогической работе в Чебоксарах, Рязани, Москве; в 1936-44 в Наркомпросе РСФСР. В 1944-60 в системе АПН (директор НИИ методов обучения, вице-президент, академик-секретарь). Автор программ трёхлетнего начального обучения, книг для чтения, кинофильмов, картин по развитию речи учащихся, учебников и методических пособий по русскому языку для начальной школы.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 381)

Предыдущая страница Следующая страница