Наши партнеры

https://volga.news/article/645327.html

Педагогический словарь
Статьи на букву "Н" (часть 2, "НЕО"-"НУР")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Н" (часть 2, "НЕО"-"НУР")

НЕОТОМИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НЕПОЛНАЯ СЕМЬЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НЕПОЛНАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА

НЕПОЛНАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА - тип общеобразовательного учебного заведения, промежуточное звено между начальной и полной средней школой. В России к типу Н.с.ш. относились прогимназии, реальные училища и высшие начальные училища. В РСФСР по содержанию образования к Н.с.ш. в системе единой трудовой школы относились 6-й и 7-й года обучения 2-й ступени; затем 7-летняя школа. Официальное наименование Н.с.ш. введено в 1934 [Постановление СНК СССР и ЦК ВКП (б) "О структуре начальной и средней школы"]. С 1958 по Закону "Об укреплении связи школы с жизнью" Н.с.ш. стала 8-летней. В 1984 в соответствии с новой структурой общеобразовательной школы Н.с.ш. объединила 5-9-й классы. Законом РФ об образовании (1992) Н.с.ш. отнесена к учреждениям основного общего образования. Обучение в ней (сроком 9 лет) признано обязательным, учебный курс обеспечивает учащимся базовое образование.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 168)

НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НЕПРИМЕРОВ, НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ

НЕПРИМЕРОВ, НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ (1921) - ученый Казанского университета, специалист по фундаментальным наукам, публицистика и статьи об образовании.

(Неримеров Н.Н. Десятитомное собрание научных и литературных трудов. - Казань, 2004. С. 5, 281-294)

-------------------

Ш6(2=Р)7я44

Лх-рс2

НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НЕУСПЕВАЕМОСТЬ

НЕУСПЕВАЕМОСТЬ - более низкий по сравнению с предусмотренным учебной программой уровень усвоения учащимися содержания образования. Н. нельзя отождествлять с неудовлетворительными оценками. Н. представляет собой явление более широкого плана, связанное с существенными недостатками общей культуры и воспитанности личности. Устранение Н. осуществляется двумя путями: путём предупреждения и путём преодоления Н. С понятием "Н." тесно связано понятие "отставание", которым обозначается отдельный элемент Н. (например, пробел в знаниях). Для определения признаков отставания служат различные приёмы опроса, наблюдения за работой и эмоциональными реакциями учащихся на уроках и др. Преодолеть отставание помогают индивидуальные консультации учителя, дополнительные занятия в группах, привлечение к занятиям с отстающими успешно обучающихся одноклассников и др. Важно выявить причины отставания, которые могут быть обусловлены недостатками дифференциации обучения, слабым учётом возможностей и интересов учащихся, физическим состоянием ученика и т.п. В работе учителя условия, вызывающие отставание, могут быть связаны с неэффективной методикой преподавания, однообразием методов и организационных форм обучения. Для преодоления Н. применяется также условный перевод в следующий класс учащихся, имеющих неудовлетворительные годовые оценки по 2-3 учебным предметам. Эта мера рассчитана на повышение ответственности самих учащихся и их родителей за результаты обучения.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 168-169)

-------------------

См. также Классы выравнивания

НЕФОРМАЛЬНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НЕЧАЕВ, АЛЕКСАНДР ПЕТРОВИЧ

НЕЧАЕВ, АЛЕКСАНДР ПЕТРОВИЧ (1870-1948) - психолог, возглавлявший экспериментальное направление в дореволюционной педагогической психологии, создатель первой в России лаборатории экспериментальной педагогической психологии в С.-Петербурге (1901). Пытался построить педагогику на основе данных психологии (по существу количественных результатов лабораторных исследований); педагогику рассматривал как прикладную психологию. Исследовал проблемы памяти и индивидуальных различий, психологии спорта, авиационной психологии и др. Среди конкретных исследований Н. наиболее существенное значение имеют: выработка психофизиологических норм профотбора для различных профессий; разработка методов психологического обследования детей дошкольного возраста с целью различения умственной отсталости и др.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 386)

НЕЧАЕВ, НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ

НЕЧАЕВ, НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ (р. 1946) - д-р психологических наук (1988), профессор (1991), психолог, действительный член РАО (1992; Отделение психологии и возрастной физиологии), проректор по учебно-методической работе и зав. кафедрой Московского государственного лингвистического университета.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 462)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

НЕЧКИНА, МИЛИЦА ВАСИЛЬЕВНА

НЕЧКИНА, МИЛИЦА ВАСИЛЬЕВНА (1901-1985) - историк, академик АН СССР (1958), действительный член АПН СССР (1966; действительный член АПН РСФСР с 1947). С 1935 в Институте истории АН СССР. Труды по истории русского революционного движения и общественной мысли 19 в., историографии и методологии истории, а также по истории движения декабристов. Автор и редактор первых советских учебников по отечественной истории для высшей и средней школы. Председатель Комиссии Президиума АПН по историческому образованию. Гос. премия СССР (1942).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 386)

НИГИЛИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НИЖЕГОРОДСКАЯ ПРАВОВАЯ АКАДЕМИЯ

НИЖЕГОРОДСКАЯ ПРАВОВАЯ АКАДЕМИЯ - Нижний Новгород, ул. Костина, 2. Психология.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 475)

-------------------

См. также Негосударственные ВУЗы

НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ - Нижний Новгород, ул. Ильинская, 65. Психология, профессиональное обучение, социальная педагогика, валеология.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 473)

-------------------

См. также Университеты

НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ - Нижний Новгород, ул. Минина, 31а. Подготовка преподавателей иностранного языка.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 473)

-------------------

См. также Университеты

НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ - Нижний Новгород, ул. Ульянова, 1. Психология, дошкольная педагогика и психология, педагогика и методика дошкольного образования, педагогика и методика начального образования, социальная педагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика, специальная психология.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 470)

-------------------

См. также Педагогические высшие учебные заведения

НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ - Нижний Новгород, просп. Гагарина, 23. Психология, социальная работа.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 473)

-------------------

См. также Университеты

НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА И БИЗНЕСА

НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА И БИЗНЕСА - Нижний Новгород, ГСП-117, Окский съезд, 4. Психология.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 476)

-------------------

См. также Негосударственные ВУЗы

НИЖНЕВАРТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

НИЖНЕВАРТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ - Нижневартовск Тюменской обл., ул. Ленина, 56. Дошкольная педагогика и психология, педагогика и методика начального образования, социальная педагогика, валеология.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 470)

-------------------

См. также Педагогические высшие учебные заведения

НИЖНЕТАГИЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

НИЖНЕТАГИЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ - Нижний Тагил Свердловской обл., ул. Красногвардейская, 57. Социальная работа, педагогика и методика начального образования.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 470)

-------------------

См. также Педагогические высшие учебные заведения

НИЗАМИ ГЯНДЖЕВИ, АБУ МУХАММЕД ИЛЬЯС ИБН ЮСУФ

НИЗАМИ ГЯНДЖЕВИ, АБУ МУХАММЕД ИЛЬЯС ИБН ЮСУФ (ок. 1141 - ок. 1209) - поэт-гуманист и мыслитель. Писал на фарси. Получил известность как автор пяти поэм - "Пятерица" ("Хамсе"; ок. 1173-1203). Все поэмы объединяет центральный мотив - преклонение перед мудростью и трудом, воплощающим знания в разумные дела. "Пятерица" знакомила с высшими достижениями античной, византийской, индийской науки, проповедовала гуманистические идеи и высокую социальную значимость образования.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 386)

НИЗШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

НИЗШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - см. Начальное профессиональное образование

НИКАНДРОВ, НИКОЛАЙ ДМИТРИЕВИЧ

НИКАНДРОВ, НИКОЛАЙ ДМИТРИЕВИЧ (р. 1936) - д-р педагогических наук (1976), профессор (1977), действительный член РАО (1990; Отделение философии образования и теоретической педагогики); с 1997 президент РАО.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 462)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

НИКА-ПРЕСС

НИКА-ПРЕСС - издательство, Москва. Детская, учебно- методическая литература.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 479)

-------------------

См. также Издательства РФ

НИКИТЕНКО, ВИКТОР НИКОЛАЕВИЧ

НИКИТЕНКО, ВИКТОР НИКОЛАЕВИЧ (р. 1939) - доктор педагогических наук, профессор, проректор по учебной работе, зав. кафедрой педагогики и психологии ГОУ ВПО "Биробиджанский государственный педагогический институт". Большинство его работ посвящено проблемам теории, истории, методики образования, основам педагогики, ведущим принципам управления образованием.

(Библиографический указатель трудов Никитенко Виктора Николаевича. Сост. В.К. Григорова). - Биробиджан, 2004. С. 2)

НИКИТИН, АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ

НИКИТИН, АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ (р. 1948) - д-р физико-математических наук и профессор (1991), член-корреспондент РАО (1992; Отделение базового профессионального образования), проректор-директор Новосибирского специализированного учебно-научного центра Новосибирского государственного университета.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 467)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

НИКИТИНА, МАРГАРИТА ИВАНОВНА

НИКИТИНА, МАРГАРИТА ИВАНОВНА (р. 1937) - д-р педагогических наук (1984), профессор (1985), член-корреспондент РАО (1992; Отделение психологии и возрастной физиологии), профессор, декан факультета коррекционной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 467)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

НИКИТИНЫ Л.А. И Б.П.

НИКИТИНЫ Л.А. И Б.П. - см. Педагогика сотрудничества

НИКИФОРОВ, АЛЕКСАНДР ИСААКОВИЧ

НИКИФОРОВ, АЛЕКСАНДР ИСААКОВИЧ (1893-1942) - филолог и этнограф. Вёл научную и преподавательскую работу в вузах и научных учреждениях Ленинграда. В книге "Этнография в школе" (1926), а также в отдельных статьях выдвинул идею введения в школе этнографии как педагогического метода, призванного сблизить образование с практическими народными представлениями, связать научные знания и жизненные впечатления. Составил 66 программ, охватывающих различные стороны народной жизни и ориентированных на потребности школьного курса. Программы предусматривали вариативность, учитывающую реальные возможности ребёнка и его интересы.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 386)

НИКОЛАЙ I

НИКОЛАЙ I (1796-1855) - рос. император (с 1825) из династии Романовых. В области просвещения проводил консервативную политику. Над гимназиями и университетами осуществлялся строгий административный контроль, усиливались дисциплинарные требования (за непослушание студенты сдавались в солдаты). Устанавливался сословный принцип в образовании (гимназический устав 1828; университетский устав 1835; цензурный устав 1826, заменён в 1828 более умеренным). Вместе с тем преимущественное развитие получили специальные технические учебные заведения; именно при Н. I были заложены основы современного инженерного образования.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 387)

НИКОЛАЙ II

НИКОЛАЙ II (1868-1918) - рос. император (с 1894) из династии Романовых. В области образования продолжил политику Александра III, ориентированную на укрепление монархических основ государства. Значительное влияние на формирование его педагогических взглядов оказал обер-прокурор Святейшего Синода К.П. Победоносцев. Н. II поддерживал церковные школы (в 1896 издано специальное положение об этих школах). Регламентировалась деятельность земских школ.

В годы правления Н.II неоднократно предпринимались попытки реформирования средней школы: проекты министров народного просвещения Н.П. Боголепова (циркуляр 1899, зафиксировавший недостатки средней школы и объявивший о создании комиссии по устранению этих недостатков), П.С. Вановского ("Основные положения устройства общеобразовательной школы", 1901, получившие одоб- рение либеральной части общества), И.И. Толстого (предложение о государственной поддержке частной и общественной инициативы при открытии средних учебных заведений; проекты новых уставов для различных типов учебных учреждений), А.Н. Шварца, П.Н. Игнатьева (проект наиболее либеральной реформы народного образования) и др. При Н. II постоянно (особенно после революционных событий 1905-07) ужесточалась дисциплина в средних учебных заведениях и университетах, усиливался надзор за учащимися и студентами. В конце 1890-х - начале 1900-х гг. произошло ещё большее сближение, чем в предыдущие годы, МНП и Министерства внутренних дел.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 387)

НИЛ НЕЙЛ, НЕЙЛЛ (NEILL), АЛЕКСАНДР САТЕРЛЕНД

НИЛ НЕЙЛ, НЕЙЛЛ (NEILL), АЛЕКСАНДР САТЕРЛЕНД (1883-1973) - английский педагог; сторонник свободного воспитания. В 1921 организовал частную школу в Дрездене (с 1924 в Англии; где получила название Саммерхилл). Основу его педагогической теории составляла идея об эмоциональном развитии учащихся как гл. стороне воспитательной деятельности. Изучению отдельных дисциплин в школе не придавалось большого значения, чёткого учебного плана не было. Исключительное значение придавалось ручному труду, нередко в ущерб академическим занятиям. Школа пользовалась большой популярностью в 1920-х гг.; в 60-е гг. она вновь оказалась в центре внимания в связи с публикацией Н. книги "Саммерхилл: радикальный подход к воспитанию детей" (1960).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 387)

НОВАЯ ШКОЛА

НОВАЯ ШКОЛА - центр повышения квалификации, негосударственная образовательная организация, Москва. Образовательная, педагогическая, психологическая, учебно-методическая литература.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 479)

-------------------

См. также Издательства РФ

НОВГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

НОВГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ - Новгород, ул. Большая Санкт-Петербургская, 41. Психология, педагогика и психология, дошкольная педагогика и психология, педагогика и методика начального образования, специальная психология.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 473)

-------------------

См. также Университеты

НОВГОРОДЦЕВ, ПАВЕЛ ИВАНОВИЧ

НОВГОРОДЦЕВ, ПАВЕЛ ИВАНОВИЧ (1866-1924) - философ, правовед, педагог, политический деятель. Создатель школы философии права. С 1903 профессор Московского университета. С 1906 директор Высших коммерческих курсов, реорганизованных им в Московский коммерческий институт. Политические взгляды Н. основывались на идеях построения государства и общества на общественных началах. С 1904 член "Союза освобождения", один из учредителей партии кадетов, в 1906 избран в её ЦК. Член 1-й Государственной думы.

В 1911 в знак протеста против ограничений университетской автономии вместе с группой профессоров ушёл из университета.

Гл. труд Н. - "Об общественном идеале" (1917) - посвящён анализу идей К. Маркса. После Февральской революции 1917 выступил с критикой Временного правительства. В 1918 стал одним из организаторов политической оппозиции. С 1921 в эмиграции, жил в Праге. Основал (1921) и стал первым руководителем Объединения русских академических организаций. Входил в состав Педагогического бюро по делам средней и начальной школы. Один из инициаторов создания специального журнала "Русская школа за рубежом". Организовал Русский юридический факультет, принятый под покровительство Карлова университета, и был назначен его деканом. Один из инициаторов основания Русского свободного университета в Праге. Создал и стал первым председателем (1922) религиозного философского общества им. Вл. Соловьёва.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 387)

НОВИКОВ, АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ

НОВИКОВ, АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ (р. 1941) - д-р педагогических наук (1990), профессор (1991), д.ч. РАО (1996; Отделение базового профессионального образования; академик-секретарь).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 462)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

НОВИКОВА, ЛЮДМИЛА ИВАНОВНА

НОВИКОВА, ЛЮДМИЛА ИВАНОВНА (р. 1918) - д-р педагогических наук (1977), профессор (1979), действительный член РАО (1990; Отделение философии образования и теоретической педагогики), гл. научный сотрудник Института теории образования и педагогики РАО.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 462)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

НОВИКОВ, НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НОВОЕ ВОСПИТАНИЕ

НОВОЕ ВОСПИТАНИЕ - течение в педагогике, возникшее в конце 19 в. в рамках реформаторской педагогики. Идеи Н.в. отражали потребность общества в подготовке через школу (гл.о. среднюю) разносторонне развитых инициативных людей, готовых к активной деятельности в различных сферах экономической, государственной и общественной жизни. Представители Н.в. (А. Ферьер, Ж.О. Декроли, Э. Демолен, Дж. Дьюи, К.Н. Вентцель, И.Н. Горбунов-Посадов и др.) считали себя последователями Ж.Ж. Руссо, выдвинувшего идею естественного воспитания. Первая "новая школа" открыта в 1889 в Великобритании С. Редди. В 1912 создано "Международное бюро новых школ" во главе с Ферьером. "Новые школы" были частными средними учебными заведениями интернатного типа для детей из состоятельных семей. Накануне 1-й мировой войны начали появляться т.н. экспериментальные, как правило начальные, "новые школы" (школы Декроли в Бельгии, школы Кузине во Франции и др.) для приходящих детей. Работа в них велась в духе педагогики действия, использовалась комплексная система обучения, индивидуальная самостоятельная работа (Декроли) или занятия в добровольно создаваемых детьми группах (Кузине). В 1915 объединение сторонников Н.в. распалось; в 1921 оно было восстановлено под названием "Лига нового воспитания". В 1932 в неё входили представители 53 стран, делившиеся на секции по языковому принципу. После 1933 "Лига" практически прекратила свою работу. В начале 50-х гг. деятельность сторонников Н.в. возобновилась под эгидой ЮНЕСКО.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 170)

-------------------

См. также Стой, Карл Фолькмар

НОВОКУЗНЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

НОВОКУЗНЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ - Новокузнецк Кемеровской обл., Пионерский просп., 13. Психология, дошкольная педагогика и психология, педагогика и методика начального образования, валеология.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 470)

-------------------

См. также Педагогические высшие учебные заведения

НОВОМЕТОДНЫЕ ШКОЛЫ

НОВОМЕТОДНЫЕ ШКОЛЫ - джадидистские школы, мусульманские начальные и средние учебные заведения, возникшие в России в 80-х гг. 19 - начале 20 вв. Создавались в Приуралье, Сибири, Крыму, Средней Азии и Азербайджане. Джадидисты (представители культурного движения, выдвигавшего задачи реформы ислама) выработали принципы реформы мектебов и медресе, предусматривавшие введение преподавания на родном языке, включение в содержание обучения нетрадиционных для мусульман учебных предметов - русского языка, арифметики, начальных сведений по географии, гражданской и политической истории, естествознанию. Применялся звуковой метод обучения грамоте.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 170)

НОВОРУССКИЙ, МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ

НОВОРУССКИЙ, МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ (1861-1925) - популяризатор научных знаний, писатель, деятель революционного движения. Окончил Петербургскую духовную академию (1886). За причастность к подготовке покушения на имп. Александра III арестован в марте 1887. В Шлиссельбургской крепости обратился к изучению естественных наук, социологии. Освобождён в октябре 1905. С 1907 жил в С.-Петербурге. В 1909 заведовал Подвижным музеем при Постоянной комиссии по техническому образованию Русского технического общества. Участвовал в подготовке ряда научно-популярных изданий: "Детской энциклопедии" И.Д. Сытина (1913-14), одной из первых русских книг по музейной педагогике "Музеи и их образовательное значение" (серия "Педагогическая академия в очерках и монографиях"). Автор книг о природе для детей. Н. помещал также статьи в педагогических журналах "Свободное воспитание" (1911-12), "Русская школа" (1913-16). Написал пособие "Устройство и оборудование школы" (1912; позднее выходило под другими названиями). С июля 1917 директор сельскохозяйственного музея в Петрограде.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 387)

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ - Новосибирск, ул. Добролюбова, 160. Профессиональное обучение.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 473)

-------------------

См. также Университеты

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ - Новосибирск, ул. Вилюйская, 28. Психология, дошкольная педагогика и психология, педагогика и методика начального образования, социальная педагогика, логопедия, специальная психология, специальная дошкольная педагогика и психология, валеология.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 470)

-------------------

См. также Педагогические высшие учебные заведения

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ - Новосибирск, просп. Карла Маркса, 20. Психология, социальная работа.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 473)

-------------------

См. также Университеты

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ - Новосибирск, ул. Пирогова, 2. Психология.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 473)

-------------------

См. также Университеты

НОВОСИБИРСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ

НОВОСИБИРСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ - Новосибирск, ул. Б. Богаткова, 26. Психология, социальная работа.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 476)

-------------------

См. также Негосударственные ВУЗы

НОВОЧЕРКАССКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕЛИОРАТИВНАЯ АКАДЕМИЯ

НОВОЧЕРКАССКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕЛИОРАТИВНАЯ АКАДЕМИЯ - Новочеркасск Ростовской обл., ул. Пушкинская, 111. Социальная работа, профессиональное обучение.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 473)

-------------------

См. также Университеты

НОВЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ НАТАЛЬИ НЕСТЕРОВОЙ

НОВЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ НАТАЛЬИ НЕСТЕРОВОЙ - Москва, Варшавское шоссе, 38. Психология.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 476)

-------------------

См. также Негосударственные ВУЗы

НОГМОВ( НОГМА), ШОРА БЕКМУРЗОВИЧ

НОГМОВ( НОГМА), ШОРА БЕКМУРЗОВИЧ (1794, по другим данным, 1880 или 1801-44) - первый кабардинский учёный и просветитель. Окончив медресе, отказался от духовного звания. Служил в русской армии. Преподавал русский и турецкий языки в аманатской школе в Нальчике (1828-29). Один из инициаторов создания национальной кабардинской школы. Разработал кабардинский алфавит. Составил (1840) рукопись учебника "Начальные правила атыхейской грамматики" (с алфавитом на русской графической основе), в 1843 - её исправленный вариант "Начальные правила кабардинской грамматики" (алфавит - на арабской основе; кабардинские слова и фразы снабжены русской транскрипцией; не окончен). Автор рукописных букваря (не сохранился) и кабардино-русского словаря. Гл. труд Н. - "История адыхейского народа" (1-е отдельное изд. на русском языке - 1861).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 387-388)

НОЙКОВ, ПЁТР МИХАЙЛОВ

НОЙКОВ, ПЁТР МИХАЙЛОВ (1869-1921) - болгарский педагог, создатель научной школы. Преподавал в гимназии в Софии, с 1900 в Софийском университете (в 1910-20 зав. кафедрой педагогики). Автор первого университетского курса по теории и практике образования в Болгарии. Подготовил св. 30 оригинальных учебных курсов по широкому кругу проблем общей теории образования, дидактики, методики, истории педагогики и др.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 388)

НОКС (KNOX), ДЖОН

НОКС (KNOX), ДЖОН (1505 или ок. 1514-1572) - деятель Реформации, основатель шотландской пресвитерианской церкви, педагог. В 30-х гг. священник. В 40-х гг. примкнул к протестантам; с 1554 в эмиграции (Швейцария). Вернулся в Шотландию в 1559; развернул пропаганду кальвинизма, который в 1560 был объявлен государственной религией. В "Книге дисциплины" (1560) изложил основы организации реформированной церкви, наметил план создания национальной системы образования. Предполагались осуществление всеобщего образования, единая школьная система, тесная связь между отдельными ступенями образования, связь школы и церкви. Система не была одобрена шотландским парламентом. Тем не менее идеи Н. оказали существенное влияние на развитие шотландской школы.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 388)

НОЛЬ (NOHL), ГЕРМАН

НОЛЬ (NOHL), ГЕРМАН (1879-1960) - немецкий философ и теоретик педагогики. Преподавал в Йенском университете (с 1908). В 1920-37 и 1945-49 профессор Гёттингенского университета. Ведущий представитель т.н. университетской педагогики. Один из инициаторов и теоретик движения реформаторской педагогики в Веймарской республике. Разделял идеи "философии жизни" В. Дильтея. Выступал за автономию педагогики. С позиций феноменологии обосновывал педагогический процесс, педагогическое общение как средство познания ребёнка, подчёркивал важность развития собственно педагогического учения о человеке. Эти позиции отражены в "Педагогической энциклопедии" в 5 тт., изданной совместно с Л. Паллатом в 1928- 1933.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 388)

НООСФЕРА

НООСФЕРА (от греч. nоos - разум и сфера) - новое эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором её развития. Понятие "Н." выделено французскими учёными Э. Лепруа и П. Тейяром де Шарденом (1927). В.И. Вернадский развил представление о Н. как качественно новой форме организованности, возникающей при взаимодействии природы и общества в результате преобразующей мир творческой деятельности человека, опирающейся на научную мысль.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 170)

-------------------

См. также Ноосферная педагогика, Ноосферное образование

НООСФЕРНАЯ ПЕДАГОГИКА

НООСФЕРНАЯ ПЕДАГОГИКА - педагогическая наука, основанная на ноосферных познавательных и образовательных моделях, т.е на признании неизбежности и безальтернативности ноосферы.

(Колычева З.И. Ноосферная педагогика как новая образовательная парадигма. - СПб., 2004. С. 178-179)

-------------------

См. также Ноосфера

НООСФЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

НООСФЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - комплексный процесс обучения, направленный на глубокое усвоение систематизированных ноосферно-экологических, гуманитарных, естественных, технических знаний, умений, навыков в целях формирования творческой личности, ее ответственности за жизнедеятельность социоприродной среды и природовосстановительных процессов.

(Колычева З.И. Ноосферная педагогика как новая образовательная парадигма. - СПб., 2004. С. 178)

-------------------

См. также Ноосфера

НООСФЕРНЫЙ ЧЕЛОВЕК

НООСФЕРНЫЙ ЧЕЛОВЕК - человек, который чувствами и разумом воспринимает себя как бессмертную органическую частицу бессмертной жизни, воплощенной в человечестве, что питает осрбую ответственность человека перед своей семьей - человечеством.

(Колычева З.И. Ноосферная педагогика как новая образовательная парадигма. - СПб., 2004. С. 179)

НОРИНТ

НОРИНТ - издательство, ЗАО. Детская (познавательная) и другая литература.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 479)

-------------------

См. также Издательства РФ

НОРМАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ

НОРМАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ - учебные заведения, готовящие учителей для школ различных ступеней. Впервые созданы в Австрии во 2-й половине 18 в. по инициативе И.И. Фельбигера. В конце 18 в. появились во Франции, а в 19 в. - в англосаксонских странах, где позднее стали называться учительскими или педагогическими колледжами. Действуют во Франции, Бельгии, Люксембурге, французских районах Швейцарии и Канады, в большинстве стран Латинской Америки. Распорядок работы, сроки обучения, учебные планы и программы в каждой стране различны, но гл. внимание во всех Н.ш. уделяется конкретной профессиональной подготовке будущего учителя, дисциплинам психологического цикла, педагогической практике. Наибольшей известностью пользуется основанная в 1795 Парижская высшая нормальная школа.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 170)

НОСОВ, НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ

НОСОВ, НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ (1908-1976) - писатель. Повести для детей "Витя Малеев в школе и дома" (1951; Гос. премия СССР, 1952), "Повесть о моем друге Игоре" (1972), сказка "Приключения Незнайки и его друзей" (1954) и её продолжения, рассказы, пьесы.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 388)

НОСТРИФИКАЦИЯ( ДОКУМЕНТОВ ОБ ОБРАЗОВАНИИ)

Статья большая, находится на отдельной странице.

НОУ-ХАУ

НОУ-ХАУ - знак оригинальной идеи, знания и опыта, имеющих большое научное или практическое значение и не защищенных охранными документами (не запатентованные, не опубликованные). Термин "Н.-Х." в переводе с английского языка означает "знать, как сделать".

(Менеджмент в управлении школой: краткий словарь терминов и понятий. - Уфа, 2004. С. 36)

НОЭЛЬ, ФРАНСУА

НОЭЛЬ, ФРАНСУА - см. Бабёф, Гракх

НПИ

НПИ - см. Научно-педагогическая информация

НРАВОЛОГИЯ

НРАВОЛОГИЯ - инновационная наука о законах, принципах и методах целенаправленного нравственного воспитания в семье и в образовательных учреждениях. Это четвертое (одно из четырех) направление научной деятельности профессора А.З. Рахимова, дающее возможность формировать духовно воспитанную личность и искореняет безнравственность.

(Юбилейный справочник, посвященный 70-летию профессора, академика Рахимова Ахмета Закиевича. - Уфа, 2004. С. 7, 27)

-------------------

См. также Нравственное воспитание, Рахимов, Ахмет Закиевич

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НРАВСТВЕННОСТЬ

НРАВСТВЕННОСТЬ - термин, употребляющийся, как правило, в качестве синонима термину мораль, реже - этика. Так же как понятия "этика" в греческом, "мораль" в латинском, русское слово "Н." этимологически восходит к слову "нрав" (характер) и лексически закреплено в Словаре Академии Российской (1793). Концептуальное различие между понятиями морали и Н. проводил Гегель в "Философии права" (1821). Н. представлена как завершающий этап развития объективного духа в отличие от абстрактного права и морали. Абстрактное право - это сфера частной собственности, формальной свободы и абстрактного добра; мораль - это сфера реальной свободы; Н. - это сфера практической свободы, субстанциональной конкретности воли, возвышающейся над субъективным мнением и желанием. Непосредственными проявлениями Н. являются, по Гегелю, семья, гражданское общество и государство. В советской этической литературе также предпринимались попытки смыслового разделения понятий, во многом близкие гегелевскому. Например, под Н. понимались: а) нравы как практикуемые формы поведения, б) мораль, закреплённая традицией и вековой привычкой, в) мораль на уровне её общественных проявлений - в отличие от морали как феномена культуры, формы мотивации индивидуального поведения, личностной установки, совокупности объективных и безусловных норм и т.д.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 172)

НРАВЫ

НРАВЫ - устоявшиеся в данном сообществе формы поведения. В социологии Н. иногда определяются как своего рода полезные обычаи. В бытописательной литературе под Н. и обычаями понимаются нормы поведения, бытующие в определённой общности или среде в определённую эпоху. В современной популярной литературе словом "Н." обозначается реально существующая (в отличие от декларируемой) нравственность. В этом же смысле употреблял это понятие Гегель. По-видимому, он исходил из трактовки в древнегреческой философии понятия "этос" (нрав, характер, привычка) как "второй природы", отличной от "первой природы" - "физиса". Гегель понимает под Н. (Sitten) "действительность нравственной идеи" или "привычку к нравственному", которая образуется в результате соединения нравственного с действительностью индивидов, но также и шире, как объективированную в обязанностях и ставшую привычкой и образом мысли свободную волю индивида.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 172)

НУРМИНСКИЙ, СЕРГЕЙ АНДРЕЕВИЧ

НУРМИНСКИЙ, СЕРГЕЙ АНДРЕЕВИЧ (1839-1915) - деятель народного образования, просветитель марийского народа, литератор, этнограф. Окончил Казанскую духовную академию (1864). Инспектор (с 1870) и директор (с 1874) народных училищ Вятской губернии; директор Самаркандской учительской семинарии (1884-88), Вятской гимназии (1888-1903). Содействовал созданию и расширению сети школ в марийских селениях и земского училища в Вятке (1872). Значительное внимание уделял школьному обучению девочек. Пропагандировал систему обучения К.Д. Ушинского. Сыграл значительную роль в формировании методики одновременного обучения грамоте марийских учащихся на родном и русском языках. Разработал (совместно с Н. Ивановым) "Букварь для начального обучения черемисских детей русской грамоте" (1873). Выступил инициатором издания в Вятской губернии книг на марийском языке. Автор статистических обзоров.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 388)

Предыдущая страница Следующая страница