Наши партнеры

https://volga.news/article/645327.html

Педагогический словарь
Статьи на букву "О" (часть 1, "ОБЖ"-"ОЛИ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "О" (часть 1, "ОБЖ"-"ОЛИ")

ОБЖ

ОБЖ - см. Основы безопасности жизнедеятельности

ОБНОРСКИЙ, СЕРГЕЙ ПЕТРОВИЧ

ОБНОРСКИЙ, СЕРГЕЙ ПЕТРОВИЧ (1888-1962) - языковед, академик АН СССР (1939), действительный член АПН РСФСР (1944). Преподавал в вузах Москвы, Ленинграда и др. Основатель и первый директор Института русского языка АН СССР (1944-50), с 1952 руководитель сектора истории русского языка и диалектологии. Осн. работы по современному русскому языку, его истории, диалектологии, лексикологии и лексикографии. Редактор академического словаря русского языка (1912-37), член редколлегии (с 1950) 17-томного академического словаря современного русского литературного языка. Участвовал в создании свода правил орфографии и пунктуации (1956).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 388)

ОБОБЩЕНИЕ

ОБОБЩЕНИЕ - переход на более высокую ступень абстракции путём выявления общих признаков (свойств, отношений, тенденций развития и т.п.) предметов рассматриваемой области; влечёт за собой появление новых научных понятий, законов, теорий. О. обеспечивает мышлению учащихся определённость и последовательность.

О. в обучении выступает в двух видах - эмпирическом и теоретическом. Эмпирическое О. осуществляется путём сравнения группы предметов (или представлений о них) и выявления их одинакового, повторяющегося или общего свойства. Эмпирическое О. служит основой формирования как житейских представлений, так и эмпирических понятий в науке, и характерно для начальных стадий познания. Одним из наиболее распространённых способов реализации этого вида О. в обучении является информационно-рецептивный метод обучения.

Теоретическое О. осуществляется путём анализа системы, который состоит в её преобразовании с целью выявления некоторого абстрактного исходного отношения как генетически общей основы этой системы. Теоретическое О. используется при такой организации обучения, в которой учащиеся усваивают знания в процессе решения задач. Преобразовывая её условия, они находят общий принцип перехода ко многим другим однородным задачам. Этот вид О. характерен для достаточно развитого уровня познания.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 172)

ОБОДОВСКИЙ, АЛЕКСАНДР ГРИГОРЬЕВИЧ

ОБОДОВСКИЙ, АЛЕКСАНДР ГРИГОРЬЕВИЧ (1796-1852) - педагог, теоретик и практик начального образования, географ и статистик. Преподавал в Главном педагогическом институте в С.-Петербурге (с 1832 профессор). В 1816-19 изучал за границей различные системы начального образования; познакомился с деятельностью И.Г. Песталоцци. Позднее распространял его идеи среди рос. учительства. В 1833-34 совместно с Е.О. Гугелем и П.С. Гурьевым выпускал "Педагогический журнал". О. принадлежат труды по географии, космографии, статистике, педагогике, первое на русском языке пособие по дидактике.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 388)

ОБРАЗОВАНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОБРАЗОВАНИЕ ГЛОБАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАНИЕ ГЛОБАЛЬНОЕ - см. Глобальное образование

ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ

ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ - научно-педагогическое объединение, ТОО, Москва. Образовательная, учебно-методическая литература.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 479)

-------------------

См. также Издательства РФ

ОБРАЗОВАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ - см. Дополнительное образование

ОБРАЗОВАНИЕ КЛАССИЧЕСКОЕ

ОБРАЗОВАНИЕ КЛАССИЧЕСКОЕ - тип общего среднего образования, предусматривающий систематическое изучение древних языков и математики в качестве главных предметов.

(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 93)

-------------------

См. также Классическое образование

ОБРАЗОВАНИЕ-КУЛЬТУРА

ОБРАЗОВАНИЕ-КУЛЬТУРА - издательство, ТОО, С.-Петербург. Детская, образовательная, учебная и другая литература.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 479)

-------------------

См. также Издательства РФ

ОБРАЗОВАНИЕ НЕПРЕРЫВНОЕ

ОБРАЗОВАНИЕ НЕПРЕРЫВНОЕ - см. Непрерывное образование

ОБРАЗОВАНИЕ ОТ А ДО Я

ОБРАЗОВАНИЕ ОТ А ДО Я - научно-педагогическое общество, ООО, Москва. Методическая, учебная (для школ и дошкольных учреждений) литература.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 479)

-------------------

См. также Издательства РФ

ОБРАЗОВАНИЕ ОТКРЫТОЕ

ОБРАЗОВАНИЕ ОТКРЫТОЕ - см. Открытое образование

ОБРАЗОВАНИЕ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОЕ

ОБРАЗОВАНИЕ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОЕ - см. Политехническое образование

ОБРАЗОВАННОСТЬ

ОБРАЗОВАННОСТЬ - качество развившейся личности, усвоившей опыт, с помощью которого она становится способной ориентироваться в окружающей среде, приспосабливаться к ней, охранять и обогащать ее, приобретать о ней новые знания и посредством этого непрерывно совершенствовать себя. Критериями О. являются системность знаний и системность мышления, проявляющиеся в том, что человек способен самостоятельно восстанавливать недостающие звенья в системе знаний с помощью логических рассуждений. "Образование есть то, что остается, когда все выученное забывается" (древний афоризм).

(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 93-94)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ВЫСТАВКА

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ВЫСТАВКА - выставка, на которой представлено для обозрения все, что разработано и произведено в системе образования (инновационные идеи и опыт, педагогические технологии, учебные программы, методические материалы и т.п.), а также продукция для обеспечения нормального функционирования этой системы (учебная и офисная мебель, средства коммуникации и связи, оборудование и материалы для учебного процесса и т.д.)

(Черник Б.П. Эффективное участие в образовательных выставках. - Новосибирск, 2001. С. 129)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕПРИВАЦИЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕПРИВАЦИЯ - явление, возникающее в условиях, когда ограничиваются возможности обучающегося в удовлетворении его образовательных потребностей в самоуважении, самовыражении, самоутверждении в образовательной деятельности. Образовательная депривация характеризуется рассогласованием связей личностного смысла с потребностью в образовании как внутренним побуждением к образовательной деятельности.

(Бережнова Л.Н. Полиэтническая образовательная среда. - СПб., 2003. С. 200)

-------------------

См. также Депривация, Депривация в образовательном пространстве, Отчуждение в образовании

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ - образовательная система, включающая в себя общие цели и содержание образования, проектирование учебных планов и программ, частные цели руководства деятельностью обучаемых, модели группирования учеников, методы контроля и отчетность, способы оценки процесса обучения.

(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 94)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ - набор соответствующих учебных дисциплин и интегративных курсов, которые включены в учебный план общеобразовательной школы.

(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 94)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА - см. Образовательные программы

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО - здесь своеобразный лаг между эмпирическим восприятием образовательного комплекса (совокупности учреждений) и многокомпонентной и многоуровневой системой, включающей в себя не только отдельные школы, вузы, научные центры, управленческую структуру со средствами обучения, мебелью и оборудованием, но и (что принципиально важно!) специфические условия, факторы, связи и взаимодействия субъектов образования, определяющие характер педагогических процессов.

(Черник Б.П. Эффективное участие в образовательных выставках. - Новосибирск, 2001. С. 130-131)

-------------------

См. также Лаг

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ (УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ (УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ) - см. Образовательные учреждения

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ - система деятельности педагога и учащегося, основанная на определённой идее, принципах организации и взаимосвязи целей, содержания и методов образования. Выделяют игровые технологии (см. Игра, Деловые игры), компьютерные технологии (см. Компьютеризация обучения), диалоговые технологии, связанные с созданием коммуникативной среды (см. Педагогическое взаимодействие); тренинговые технологии (см. Тестирование централизованное, Тренинг, Тренинг психологический).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 174)

-------------------

См. также Деловые игры, Игра, Компьютеризация обучения, Педагогическое взаимодействие, Тестирование централизованное, Тренинг, Тренинг психологический

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ - организации, осуществляющие образовательный процесс, т.е. реализующие одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающие содержание и воспитание учащихся. По организационно-правовым нормам О.у. могут быть государственными, муниципальными, негосударственными учреждениями (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций и объединений).

По типам выделяются О.у.: дошкольные, общеобразовательные [начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования]; учреждения начального профессионального образования, среднего профессионального, высшего и послевузовского профессионального образования; учреждения дополнительного образования; учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (или законных представителей).

Государственный статус О.у. (тип, вид и категория, соответствующие уровню и направленности О.у.) устанавливается при его государственной аккредитации.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 174-175)

-------------------

См. также Образовательное учреждение, Школа

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ - см. Менеджмент в образовании

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС - совокупность учебно-воспитательного и самообразовательного процессов, направленная на решение задач образования, воспитания и развития личности в соответствии с государственным образовательным стандартом.

(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 94)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНЗ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНЗ - определенный уровень образования, достижение которого удостоверяется соответствующим документом.

(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 94)

ОБРАЗЦОВ, СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ

ОБРАЗЦОВ, СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ (1901-1992) - артист, режиссёр, педагог, общественный деятель. Народный артист СССР (1954), Герой Социалистического Труда (1971). С 1923 артист Музыкальной студии МХАТа (1926 Музыкальный театр им. В.И. Немировича- Данченко), в 1930-36 артист МХАТа-2. Создал жанр "Романсы с куклами". В 1931 организовал и возглавил в Москве кукольный театр, вскоре получивший статус центрального (с 1981 академический; с 1992 носит имя С. Образцова). Был постановщиком боль- шинства спектаклей. В театре стремился создать обстановку живого соучастия детей в кукольном представлении. Разработал методику работы с детьми-зрителями, нацеленную на пробуждение нравственных чувств, на формирование культурных и эстетических потребностей. В театре открыты: музей кукол (крупнейший в Европе; мн. экспонаты собраны самим О.), оранжерея, зоологический уголок с коллекциями аквариумных рыб и певчих птиц. О. - активный пропагандист кукольного театра; написал книги "Актёр с куклой" (1938), "Моя профессия" (1950, 1981) и др.

О. - один из инициаторов систематической профессиональной подготовки режиссёров и художников кукольного театра. В 1970-75 руководил курсом по специальности "Кукольный театр" в ГИТИСе (с 1974 профессор). "Школа Образцова" заняла лидирующие позиции в искусстве рос. кукольного театра.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 388)

ОБРАЗЦОВЫЕ ШКОЛЫ

ОБРАЗЦОВЫЕ ШКОЛЫ - общеобразовательные школы, действовавшие в СССР в 1931-37 и призванные служить эталоном учебно-воспитательной деятельности школ. Организовывались по постановлению ЦК ВКБ (б) "О начальной и средней школе" (1931) во всех сельских районах и в городах. В О.ш. создавались более благоприятные условия работы по сравнению с обычными массовыми школами (финансирование, снабжение оборудованием и учебными пособиями, наиболее квалифицированные кадры и др.). О.ш. оказывали методическую помощь массовым школам и вели педагогическую пропаганду среди населения. В 1937 преобразованы в массовые школы.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 175)

ОБУЧАЕМОСТЬ

ОБУЧАЕМОСТЬ - индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком содержания обучения. Различают общую О. как способность усвоения любого материала, и специальную О. как способность усвоения отдельных видов учебного материала (разделов курсов наук, видов искусств, практической деятельности). В основе О. - уровень развития познавательных процессов (восприятия, воображения, памяти, мышления, внимания, речи), мотивационно-волевой и эмоциональной сфер личности, а также развитие производных от них компонентов учебной деятельности. О. определяется не только уровнем развития активного познания (тем, что субъект может познать и усвоить самостоятельно), но и уровнем "рецептивного" познания, т.е. тем, что субъект может познать и усвоить с помощью другого человека.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 175)

-------------------

- способность индивида усваивать общие и специальные знания, умения и навыки в процессе обучения с разной скоростью и полнотой. Общая обучаемость проявляется в способности усваивать любой материал, специальная - материал, относящийся к отдельным видам практической деятельности, различных наук, видов искусств.

(Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. - М., 2004. С. 34)

-------------------

См. также Образование

ОБУЧАЮЩИЙСЯ

ОБУЧАЮЩИЙСЯ - лицо, зачисленное в установленном порядке в учебное заведение для получения общего или профессионального образования по определенной образовательной программе. К обучающимся относятся: учащиеся, студенты, курсанты, аспиранты, докторанты, слушатели и др. категории обучающихся.

(Словарь согласованных терминов и определений в области образования государств-участников Содружества Независимых Государств. - М., 2004. С. 60)

-------------------

См. также Студенты

ОБУЧЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОБУЧЕНИЕ АЛЬТЕРНАТИВНОЕ

ОБУЧЕНИЕ АЛЬТЕРНАТИВНОЕ - см. Альтернативное обучение

ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ

ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ - обучение чтению и письму. Выбор способа О.г. определяется соотношением между устной и письменной речью, между звуками и буквами и опирается на знания о простейших элементах речи - звуках и их обозначениях буквами. Обучающийся грамоте учится переводить звуки речи в буквы, т.е. писать, и воссоздавать по буквам звуки, т.е. читать. Исторически способы О.г. сводятся к четырём основным: буквослагательному способу, слоговому, разновидностям звукового способа и методу целых слов.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 175)

-------------------

См. также Безбукварный метод

ОБУЧЕНИЕ ДИСТАНЦИОННОЕ

ОБУЧЕНИЕ ДИСТАНЦИОННОЕ - см. Дистанционное обучение

ОБУЧЕНИЕ ИНТЕГРИРОВАННОЕ

ОБУЧЕНИЕ ИНТЕГРИРОВАННОЕ - совместное обучение детей-инвалидов и детей с незначительными нарушениями и отклонениями в развитии вместе со здоровыми детьми с целью облегчения процесса их социализации и интеграции в обществе последних. О.и. бывает:

КОМБИНИРОВАННЫМ (ученик обучается в классе/группе здоровых детей и получает систематическую помощь учителя-дефектолога),

ЧАСТИЧНЫМ (отдельные дети часть дня проводят в спецгруппах, а часть в обычных),

ВРЕМЕННЫМ (дети, обучающиеся в спецгруппах, и учащиеся обычных классов объединяются для проведения совместных прогулок, праздников, соревнований, отдельных дел),

ПОЛНЫМ (1-2 ребенка с отклонениями в развитиии вливаются в обычные группы детского сада, классы, школы, коррекционную помощь им оказывают родители под контролем специалистов).

(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 96)

ОБУЧЕНИЕ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОЕ

ОБУЧЕНИЕ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОЕ - обучение, ориентированное на усвоение учащимися общенаучных принципов современного производства, овладение практическими приемами и навыками обращения с техническими средствами производства и орудиями труда и формирование способности ориентироваться в современной технике и технологии, в тенденциях их развития. В советский период все общеобразовательные школы страны были политехническими. В настоящее время О.п. осуществляется в специальных учебных заведениях, готовящих специалистов технических профессий.

(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 96)

-------------------

См. также Политехническое образование

ОБУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМНОЕ

ОБУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМНОЕ - активное развивающее обучение, основанное на организации поисковой деятельности обучаемых, на выявлении и разрешении ими реальных жизненных или учебных противоречий. Фундаментом О.п. является выдвижение и обоснование проблемы (сложной познавательной задачи, представляющей теоретический или практический интерес). Если проблема заинтересовала обучаемых, то возникает проблемная ситуация. Возможны три уровня проблемности в учебном процессе:

1) проблемное изложение,

2) частично-поисковый,

3) исследовательский уровень.

О.п. разработано С.Л. Рубинштейном, Н.А. Менчинской, А.М. Матюшкиным, М.Н. Скаткиным, М.И.Махмутовым, И.Я. Лернером и др.

(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 96-97)

ОБУЧЕНИЕ ПРОГРАММИРОВАННОЕ

ОБУЧЕНИЕ ПРОГРАММИРОВАННОЕ - один из видов обучения, осуществляемый по заранее составленной обучающей программе, которая реализуется обычно с помощью программированных учебников и обучающих машин. При О.п. материал и деятельность обучаемого расчленяются на порции (дозы) и шаги (этапы обучения); выполнение каждого шага контролируется, переход к усвоению последующей порции материала зависит от качества усвоения предыдущей. Такое построение обучения обеспечивает более глубокое и полное усвоение учащимися материала. О.п. разработано Б.Ф. Скиннером, Н. Краудером (США), отечественными психологами и педагогами - А.И. Бергом, В.П. Беспалько, А.Н. Леонтьевым, П.Я. Гальпериным, Ю.А. Самариным, Т.А. Ильиной и др.

(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 97)

ОБУЧЕНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЕ

ОБУЧЕНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЕ - ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и на их реализацию. В концепции О.р. ребенок рассматривается не как объект обучающих воздействий учителя, а как самоизменяющийся субъект учения.

(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 97)

-------------------

См. также Развивающее обучение

ОБУЧЕННОСТЬ

ОБУЧЕННОСТЬ - система знаний, умений и навыков, соответствующая ожидаемому результату обучения. Осн. параметры О. определяются образовательными стандартами (см. Стандарты образовательные).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 175)

-------------------

- результат обучения (организованного или стихийного), включающий как наличный, имеющийся к сегодняшнему дню запас знаний, так и сложившиеся споособы и приемы их приобретения (умение учиться).

(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 97)

-------------------

См. также Стандарты образовательные

ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ - совокупность общезначимых нравственных и культурных ориентировочных знаний, умений и навыков, достаточных для осознанного и продуктивного участия человека в жизни общества. Общеобразовательные знания служат основой научного миропонимания; овладение ими содействует развитию познавательных способностей и возможностей; они являются фундаментом политехнического и профессионального образования. Основы О.о. закладываются в общеобразовательных учреждениях. Оно углубляется и расширяется в процессе изучения общеобразовательных дисциплин в профессиональных и высших учебных заведениях и в ходе самообразования.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 175)

-------------------

См. также Основное общее образование, Среднее образование

ОБЩЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОБЩЕНИЕ ФАТИЧЕСКОЕ

ОБЩЕНИЕ ФАТИЧЕСКОЕ (от лат. fatuus - глупый) - бессодержательное общение ради самого процесса общения.

(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 98)

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА - это образовательная программа, направленная на решение задач формирования общей культуры личности, ее адаптации к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ. К основным общеобразовательным программам относятся программы дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования и среднего (полного) общего образования.

(Словарь согласованных терминов и определений в области образования государств-участников Содружества Независимых Государств. - М., 2004. С. 62)

ОБЩЕСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ПРОСВЕТИТЕЛЬНЫЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОБЪЕДИНЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОБЪЕДИНЁННЫЕ ШКОЛЫ

ОБЪЕДИНЁННЫЕ ШКОЛЫ - всеохватывающие школы (от англ. comprehensive school), в зарубежных странах - общеобразовательные средние и неполные средние учебные заведения с несколькими отделениями по осн. направлениям учебной работы (академическое, общее, профессионально-техническое, сельскохозяйственное, домоводческое, педагогическое и др.) или комплекс сотрудничающих друг с другом школ с различными направлениями учебной работы. О.ш. сочетают общеобразовательную и практическую подготовку учащихся. Задача О.ш. - охватить обязательным образованием всех детей данной местности. Идея объединения разных типов школ реализуется в работе О.ш. с помощью дифференциации обучения, учитывающей индивидуальные интересы, способности и устремления школьников.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 176)

ОБЪЯСНЕНИЕ

ОБЪЯСНЕНИЕ - дидактический приём раскрытия существенных свойств изучаемого объекта, его внутренней структуры и связей с другими объектами. О. опирается на имеющийся у учащихся опыт (чувственный и логический, опыт рассуждений), а также включает в себя создание такого опыта. Эффективность О. зависит от активности (прежде всего мыслительной) воспринимающих его учащихся. Критерий эффективности - способность использовать объясняемые свойства и связи (отношения) для решения новых задач (в т.ч. практических), для получения новых знаний.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 176-177)

ОБЪЯСНИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ

ОБЪЯСНИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ - система приёмов обучения, направленная на развитие у учащихся начальных классов навыков сознательного, правильного, выразительного и беглого чтения, их мышления и речи. О.ч. предполагает также сообщение учащимся в связи с прочитанным первоначальных знаний о природе и обществе.

О.ч. возникло в русской школе в 50- 60-х гг. 19 в. как реакция на господствовавшее до этого времени механическое чтение. Определение задач и практическое решение вопросов методики О.ч. в отечественной педагогической литературе принадлежит К.Д. Ушинскому. Он первым включил в свои хрестоматии "Детский мир" (1861) и "Родное слово" (1864) статьи естественно-исторического содержания и произведения классической русской литературы, разработал методику чтения научно-популярных и художественных текстов. В последующие годы русские методисты (Н.Ф. Бунаков, В.И. Водовозов, В.П. Вахтеров, В.П. Шереметевский и др.) совершенствовали методику О.ч., ставя перед ним такие задачи, как обучение навыкам чтения, приёмам анализа текста, способам самостоятельного добывания знаний из книги, развитие речи (преимущественно устной) учащихся, их творческого воображения и др.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 177)

ОБЯЗАННОСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ - принцип организации системы образования: законодательное введение обязанности для детей определённого возраста посещать школу и получать образование установленного объёма и содержания. О.о. взаимодействует с принципом всеобщности обучения (см. Всеобщее обучение) и направлено на его обеспечение. В дореволюционной России О.о. предусматривалось в уставах народных училищ, но практически не реализовывалось. Принцип О.о. провозглашён первыми документами, на основе которых строилась единая трудовая советская школа. С середины 30-х гг. принцип О.о. распространялся на всех учащихся независимо от их социального происхождения. В 70-80-х гг. обязательным было получение молодёжью общего среднего образования.

По Конституции РФ (1994) и Закону РФ об образовании (1992) обязательным признано получение основного общего образования в общеобразовательных учреждениях до 18-летнего возраста. Законодательство, предоставляя гражданам право на образование, в то же время обязывает их получать его на том уровне, который является общественно необходимым для полноценной подготовки человека к жизни, к трудовой и общественной деятельности. В современных условиях О.о. распространяется лишь на определённую возрастную группу граждан, т.е. на детей и молодёжь, и чаще всего относится только к общему образованию. Вместе с тем в качестве важных направлений развития системы образования в ряде стран выдвигаются обязательное профессиональное обучение выпускников базовых школ, не продолжающих учёбу в общеобразовательных или профессиональных учебных заведениях, а также обеспечение и поддержание на данном уровне квалификации занятых.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 177)

-------------------

См. также Всеобщее обучение

ОВСЯНИКО-КУЛИКОВСКИЙ, ДМИТРИЙ НИКОЛАЕВИЧ

ОВСЯНИКО-КУЛИКОВСКИЙ, ДМИТРИЙ НИКОЛАЕВИЧ (1853-1920) - один из крупнейших методистов рубежа 19-20 вв. в области преподавания литературы, ученик А.А. Потебни.

(Ланин Б.А. Литературное образование в XIX - начале XXI века. - М., 2005. С. 12-14)

ОГАРЁВ, НИКОЛАЙ ПЛАТОНОВИЧ

ОГАРЁВ, НИКОЛАЙ ПЛАТОНОВИЧ (1813-1877) - поэт, публицист, общественный деятель. В 1856 эмигрировал в Англию; в 1865-75 жил в Швейцарии. Вместе с А.И. Герценом издавал альманах "Полярная звезда" (1855-68) и газету "Колокол" (1857-67). Первые статьи О. на педагогические темы относятся к 1836- 1837. В 1847 составил подробный план "школы сельского хозяйства". Проектировавшееся учебное заведение - "Народная политехническая школа" - ориентировалось на гл. принцип парижской Политехнической школы - специальное образование на базе общего. Выпускники (10-15 мальчиков, поступивших в школу в 12-14 лет) освобождались от крепостной зависимости, но должны были 4 года учительствовать. Предусматривалось, что предметы преподаёт один учитель ("лаборант"), который вместе с О. должен был составить "народно-учебную книгу". В некоторых своих разделах проект О. восходил к популярным утопическим идеям 1-й половины 19 в. (прежде всего Ш. Фурье). Попытку реализовать проект О. на практике предпринял его друг - Н.М. Сатин, открывший в 1849-50 "пансион" (вероятно только женский) в Старом Акшено, где учащихся обучали грамоте и рукоделию. К проблемам народного образования О. постоянно возвращался на страницах Вольной печати (цикл "Русские вопросы" и др.). Ок. 1868 О. составил проекты: "О пропагандистских земледельческих коммунах" и "Народные земледельческие училища".

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 388-389)

ОГНЕВ Н.

ОГНЕВ Н. (настоящие имя и фамилия Михаил Григорьевич Розанов) - (1888-1938)

- писатель, педагог. В повести "Дневник Кости Рябцева" (1926-27) - быт школы 20-х гг.; психология подростка. Её продолжение - "Исход Никпетожа" (1928; другое название "Костя Рябцев в вузе").

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 389)

ОГОРОДНИКОВ, ИВАН ТРОФИМОВИЧ

ОГОРОДНИКОВ, ИВАН ТРОФИМОВИЧ (1900-1978) - педагог, член-корреспондент АПН РСФСР (1955) и АПН СССР (1968). Преподавал в вузах Москвы (с 1949 - в МГПИ). Изучал вопросы истории советской школы, системы образования, теории педагогики. Автор учебников по педагогике (1946 и 1954, совместно с П.Н. Шимбирёвым; 1968), программ по педагогике и др.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 389)

-------------------

- крупнейший теоретик педагогики, дидактики, образования.

(Шамова Т.И. Избранное. Сост. Т.Н. Зубрева, Л.М. Перминова, П.И. Третьяков. - М., 2004. С. 35-36)

-------------------

См. также Шамова, Татьяна Ивановна

ОГРАНИЧЕНИЕ РОДИТЕЛЬСКИХ ПРАВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОДИНОКИЕ МАТЕРИ

ОДИНОКИЕ МАТЕРИ (правовые аспекты) - Одинокой матерью женщина признаётся в том случае, если в свидетельстве о рождении отсутствует запись об отце ребёнка или запись произведена в установленном порядке по указанию матери, а также при усыновлении ребёнка женщиной, не состоящей в браке. Ежемесячное пособие на ребёнка О.м. назначается в повышенном размере.

При вступлении О.м. в брак за ней сохраняется право на получение в повышенном размере ежемесячного пособия на детей, родившихся до вступления в брак. Повышенный размер пособия остаётся и при передаче в установленном порядке детей О.м. на воспитание опекуну или попечителю (вследствие смерти матери, её болезни и по другим причинам).

В случаях, когда в субъектах Рос. Федерации, на конкретных учреждениях, предприятиях предусматриваются к.-л. дополнительные социальные льготы для О.м. (например, снижение оплаты за содержание ребёнка в детском дошкольном учреждении), может применяться более широкое понятие "О.м.". Иногда в подобных случаях одинокими считаются матери-вдовы и разведённые матери.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 178)

ОДИНОКОВ, ВИКТОР ГЕОРГИЕВИЧ

ОДИНОКОВ, ВИКТОР ГЕОРГИЕВИЧ (р. 1924) - д-р филологических наук (1973), профессор (1975), член-корреспондент РАО (1992; Отделение высшего образования), зав. кафедрой литературы Новосибирского государственного университета.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 467)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

ОДНОКЛАССНЫЕ НАЧАЛЬНЫЕ УЧИЛИЩА

ОДНОКЛАССНЫЕ НАЧАЛЬНЫЕ УЧИЛИЩА - в России 19 - начале 20 вв. учебные заведения, дававшие элементарное образование. Проект создания О.н.у. был разработан в документах МНП: Положении о двухклассных и одноклассных училищах (1869) и инструкции для двухклассных сельских училищ (1875). Положение 1869 предоставляло МНП право открывать в наиболее крупных селениях земских губерний "Образцовые училища", в основном одноклассные со сроком обучения не менее 3 лет, с одним учителем. Сельские общины обязывались содержать О.н.у. за свой счёт, а МНП - оплачивать учителей и снабжать училища учебниками и учебными пособиями. Управление О.н.у. осуществлялось попечителями учебного округа, директорами и инспекторами народных училищ. Изучаемые дисциплины: русский язык с чистописанием, арифметика, Закон Божий. Согласно "Инструкции" МНП 1875 "образцовые" училища должны были представлять сельскому населению возможность получить начальное образование в более полном и законченном виде, чем в других сельских начальных училищах. Однако в земских губерниях сельские общины отдавали предпочтение земским школам. С 1884 О.н.у. стали открываться также Ведомством православного вероисповедания.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 178)

ОДОЕВСКИЙ, ВЛАДИМИР ФЁДОРОВИЧ

ОДОЕВСКИЙ, ВЛАДИМИР ФЁДОРОВИЧ (1803 или 1804 -1869) - писатель и общественный деятель, педагог, музыкальный критик, философ. Председатель "Общества любомудрия". С 1846 помощник директора Имп. публичной библиотеки и директор Румянцевского музея. На протяжении всей жизни О. внимательно следил за развитием педагогической мысли в Европе и России. Ратовал за создание оригинальной русской педагогики. Свои педагогические и методические взгляды изложил в книгах "Азбука для употребления в детских приютах" (1839), "Наука до науки. Книжка дедушки Иринея" (первый опыт теории дошкольного воспитания; закончена в 1844) и др., в многочисленных наставлениях, пособиях. В 1838 О. развернул работу по организации детских приютов в С.-Петербурге. О. - автор ряда художественных произведений для детей ("Городок в табакерке", 1834; "Сказки и повести для детей дедушки Иринея", 1841; "Мороз Иванович", 1847, и др.).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 389)

ОЖЕГОВ, СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ

ОЖЕГОВ, СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ (1900-1964) - языковед, лексиколог, лексикограф, д-р филологических наук (1958). Преподавал в вузах Москвы и Ленинграда. С 1936 в Институте языка и письменности АН СССР (Москва). Организатор и руководитель (1952-64) сектора культуры речи Института русского языка АН (ныне Институт русского языка РАН). Широкую известность и признание получил гл. труд О. - однотомный "Словарь русского языка" (1949, 23 изд., 1991; с 1992 - "Толковый словарь русского языка", совместно с Н.Ю. Шведовой). О. был одним из организаторов популярной воскресной радиопередачи о русском языке "В мире слов" (с 1962).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 389)

ОЖИРЕНИЕ

ОЖИРЕНИЕ - избыточное развитие жировой ткани, определяемое эндо- и экзогенными факторами. По степени превышения массы тела над росто-весовыми показателями для данного возраста различают 4 степени О. Развитие жировой ткани зависит от типа телосложения (конституции). Экзогенно-конституциональное О. детей дигестивного типа в большинстве случаев может быть скорректировано питанием. В ряде случаев О. детей связано с патологией эндокринных желёз и требует врачебного вмешательства.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 178)

-------------------

См. также Конституция человека

ОЗАРЕНИЕ

ОЗАРЕНИЕ - см. Инсайт

ОЗБЕЛ (AUSUBEL), ДЕЙВИД ПОЛЬ

ОЗБЕЛ (AUSUBEL), ДЕЙВИД ПОЛЬ (р.1918) - американский психолог, один из ведущих представителей когнитивной психологии. Профессор Иллинойсского университета (1950-66), Института по изучению проблем образования (Онтарио; 1966-77), Университета в Нью-Йорке (с 1977). В области педагогической психологии разработал теорию осмысленного вербального обучения, осн. на необходимости понимания учеником изучаемого материала. О. принадлежит попытка теоретического анализа понятия "когнитивный стиль" и систематизация исследований в этой области.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 389)

ОКОНЬ (OKON), ВИНЦЕНТЫ

ОКОНЬ (OKON), ВИНЦЕНТЫ (р. 1914) - польский педагог и психолог, действительный член Польской АН (1973). Профессор Варшавского университета (с 1956), директор Института педагогических исследований (1961-72). Председатель комитета педагогических наук Польской АН. Исследовал фундаментальные основы процесса обучения, одним из первых разрабатывал теорию проблемного обучения ("Основы проблемного обучения", 1964; рус. пер. 1968). Итоги многолетнего труда в этой области подведены О. в кн. "Введение в общую дидактику" (1987; рус. пер. 1990). Труды по вопросам дидактики, организации образования, истории школы, в т.ч. и высшей. Автор Педагогического словаря (5 изд., 1992).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 389)

ОКТЯБРЯТА

ОКТЯБРЯТА - в СССР учащиеся начальной школы, объединявшиеся пионерской дружиной в группы для подготовки к вступлению в пионеры (см. Пионерская организация). Первые объединения О. возникли в 1923-24 в Москве. В них принимались дети - ровесники Октябрьской революции 1917 (отсюда название "О."). В воспитательной работе с октябрятами использовались методы пионерской и внешкольной работы. У О. имелась своя атрибутика: красная звёздочка с портретом В.И. Ленина в детстве.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 178)

-------------------

См. также Пионерская организация

ОЛИГОФРЕНИЯ

ОЛИГОФРЕНИЯ (от греч. oligos - малый, phren - ум) - особая форма психического недоразвития, возникающая вследствие разных причин: патологической наследственности, хромосомных аберраций (от лат. aberratio - искажение, ломка), органического поражения центральной нервной системы во внутриутробном периоде или на самых ранних этапах постнатального развития. При О. органическая недостаточность мозга носит непрогредиентный (непрогрессирующий) характер. Термин "О." был введён в 19 в. немецким психиатром Э. Крепелином.

Психопатологическая структура нарушения при О. характеризуется тотальностью и иерархичностью недоразвития интеллекта и психики в целом. По структуре клинической картины выделяют неосложнённые и осложнённые формы О. Осложнённые формы О. обусловлены сочетанием недоразвития мозга с его повреждением. Проблемы обучения, воспитания и социальной адаптации детей, страдающих О., разрабатывает олигофренопедагогика.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 178-179)

-------------------

- врожденное или рано приобретенное недоразвитие психической деятельности, которое по степени выраженности делится на дебильность (наиболее легкая степень умственной отсталости), имбецильность (от лат. imbecillus - слабый, немощный) и идиотию (самая глубокая степень).

(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 100)

-------------------

См. также Дебильность, Заззо, Рене, Идиотия, Имбецильность, Слабоумие

Предыдущая страница Следующая страница