Педагогический словарь
Статьи на букву "С" (часть 3, "СЛО"-"СПЕ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 3, "СЛО"-"СПЕ")

СЛОВАРИ УЧЕБНЫЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СЛОНИМСКИЙ, СЕРГЕЙ МИХАЙЛОВИЧ

СЛОНИМСКИЙ, СЕРГЕЙ МИХАЙЛОВИЧ (р. 1932) - композитор, народный артист России (1987), действительный член РАО (1993; Отделение образования и культуры), с 1959 преподавал в Ленинградской консерватории (с 1976 профессор).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 463)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

СЛУХ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СЛУХОПРОТЕЗИРОВАНИЕ

СЛУХОПРОТЕЗИРОВАНИЕ - подбор врачом-сурдологом индивидуальных слуховых аппаратов и адаптация к ним пациентов с нарушениями слуха. Электронные слуховые аппараты усиливают звуковые сигналы, изменяют их динамические и частотные характеристики и способствуют более эффективному восприятию речи на слух и на слухо-зрительной основе. При кондуктивной тугоухости (нарушения наружного и среднего уха) могут применяться аппараты костного проведения (закрепляется за ухом), при сенсоневральных нарушениях внутреннего уха - воздушного проведения. Выпускаются аппараты карманного, заушного или внутриушного вида, по способу обработки звукового сигнала выделяются аналоговые и цифровые, по способу настройки - непрограммируемые (настраиваются вручную) и программируемые.

В соответствии с Письмом Министерства здравоохранения РСФСР №32-03/1127 от 24.10.1984 "Об оплате слуховых аппаратов, выдаваемых населению" инвалиды детства (дети с нарушенным слухом до 16 лет) могут обеспечиваться одним бесплатным слуховым аппаратом один раз в четыре года.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 264)

СМИО ПРЕСС

СМИО ПРЕСС - издательство, ООО, С.-Петербург. Методическая, образовательная, учебная литература, школьные учебники и др.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 479)

-------------------

См. также Издательства РФ

СМИРЕНИЕ

СМИРЕНИЕ - нравственное качество, противоположное гордости и самомнению; одна из христианских добродетелей, характеризующих такое внутреннее состояние человека, при котором он не считает себя способным к самостоятельным добрым поступкам, а во всём уповает на Бога. В античной литературе С. в житейском плане преимущественно означало покорный образ мыслей, приниженность человека, убогость. Согласно И. Канту, С. приводит к двум морально-негативным свойствам: к раболепию, когда человек отказывается от всяких притязаний на моральную ценность самого себя; и к высокомерию, когда он стремится сравняться в С. с другими или превзойти их для создания себе большей внутренней ценности. В христианской этике С. неразрывно связано с чувством любви человека к Богу. Проявление любви христианина к ближнему заключается в том, чтобы во многом отказывать себе самому, лишь бы помочь брату; при этом он готов оказать услугу, какой бы унизительной она ни казалась. Проникнутая С. любовь к ближним распространяется на всех людей - без различия национальности, религиозных убеждений, поведения; подобное настроение связано также с жалостью не только ко всем людям, но и ко всему живому.

Как христианская добродетель С. не является пассивным состоянием человека, оно характеризуется полным напряжением всех его сил, связанным с его устремлённостью к религиозно- нравственному идеалу - жизнью человека по образу Божьему, единением его с Богом на основе любви; однако эта жизнь, постоянно "осуществляемая и никогда не осуществимая", приводит человека к действительному осознанию своего несовершенства.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 264)

СМИРНОВ, АНАТОЛИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

СМИРНОВ, АНАТОЛИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1894-1980) - психолог, действительный член АПН РСФСР (1947), действительный член АПН СССР (1968), д-р психологических наук (1951), заслуженный деятель науки РСФСР (1958). В 1920-23, 1933-80 работал в Психологическом институте (в 1945-73 директор). Член Президиума АПН (1950-64). В 1955-58, 1965-80 гл. редактор журнала "Вопросы психологии". В 1957-63 президент Общества психологов СССР. Вёл исследования по 3 осн. направлениям: экспериментальное исследование проблем памяти; возрастная и педагогическая психология; история психологии. В 70-х гг. осн. место в деятельности С. занимала подготовка фундаментальных обобщающих трудов серии "Основы психологии" (вышло 4 выпуска). Автор монографии "Развитие и современное состояние психологической науки в СССР" (1975).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 406)

СМИРНОВ, ВАСИЛИЙ ЗАХАРОВИЧ

СМИРНОВ, ВАСИЛИЙ ЗАХАРОВИЧ (1898/1899-1962) - историк педагогики, член-корреспондент АПН РСФСР (1955), д-р педагогических наук (1948), профессор (1950). В 1921-26 заведовал школой; затем преподавал в Куйбышевском педагогическом институте (зав. кафедрой педагогики) и МГПИ им. В.И. Ленина. С 1943 в системе АПН РСФСР. Разрабатывал проблемы истории русской школы и педагогики. Охарактеризовал школьную реформу 60-х гг. 19 в. как явление историко-культурного значения ("Реформа начальной и средней школы в 60-х гг. 19 в.", 1954). Подчёркивал прогрессивный характер отечественной педагогический мысли 19 в. и стремился показать борьбу русских педагогов с иностранным (гл.о. немецким) влиянием за создание оригинальной рос. системы образования, за принцип народности в педагогике.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 406)

СМОЛЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

СМОЛЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ - Смоленск, ул. Пржевальского, 4. Психология, дошкольная педагогика и психология, педагогика и методика начального образования, логопедия.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 471)

-------------------

См. также Педагогические высшие учебные заведения

СМОЛЕНСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (ИНСТИТУТ)

СМОЛЕНСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (ИНСТИТУТ) - Смоленск, ул. Багратиона, 63. Психология, социальная работа.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 476)

-------------------

См. также Негосударственные ВУЗы

СМОЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

СМОЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ - первое в России женское среднее учебное заведение закрытого типа. Создано по инициативе И.И. Бецкого (при участии имп. Екатерины II) в 1764 в С.-Петербурге, при Воскресенском Смольном Новодевичьем монастыре, под названием Воспитательное общество благородных девиц. В С.и. учились дочери дворян (всего 200 чел.) в возрасте от 6 до 18 лет. Ученицы делились на 4 класса. В младшем классе (6-9 лет) обучались двум иностранным языкам, русскому языку, арифметике, рисованию, танцам, музыке и рукоделию. Во 2-м классе (9-12 лет) к этим предметам добавлялись география и история; в 3-м классе (12-15 лет) вводилось обучение "словесным наукам", а также элементы архитектуры и геральдики. В 4-м классе (15-18 лет) Уставом предусматривались правила этикета, светского обхождения и пр. Важное место занимало религиозное воспитание. В 1765 при С.и. было создано "училище для мещанских девиц" с сокращённым курсом обучения; в нём большее внимание уделялось домашним работам и рукоделию.

В 1783 цели образования в С.и. были изменены - увеличено количество учебных часов на изучение русского языка, вводилось преподавание всех дисциплин на русском языке.

В 1848 "мещанское училище" было преобразовано в Александровское училище, а в С.и. был открыт педагогический класс. Ряд прогрессивных мероприятий в институте провёл К.Д. Ушинский (в 1859-62 инспектор классов). После его ухода проведённые им преобразования были ликвидированы. Во 2-й половине 19 в. по объёму и характеру образования С.и. отставал от женских гимназий, и лишь в 1905-07 его программы были приравнены к программам Мариинских женских гимназий. В 1917 С.и. был закрыт.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 264)

СМОРГОНСКИЙ, ЛЕОНИД МИХАЙЛОВИЧ

СМОРГОНСКИЙ, ЛЕОНИД МИХАЙЛОВИЧ (1901-1952) - педагог-химик, д-р педагогических наук (1947). С 1926 преподавал в сельской школе. С 1933 работал в НИИ политехнического образования АПН РСФСР. Занимался проблемами отбора содержания и конструирования школьного химического образования. Провёл анализ содержания, методов и организации преподавания химии за рубежом ("Химия как учебный предмет в средних школах Западной Европы и США", 1939, и др.).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 406)

СМОТРИЦКИЙ, МЕЛЕТИЙ

СМОТРИЦКИЙ, МЕЛЕТИЙ (в миру Максим) - (ок. 1577-1633)

- церковный деятель (до 1627 православный, после униат), писатель-полемист, автор грамматики церковно-славянского языка. Один из основателей Минского православного братства. Преподавал в Виленской братской школе, в Остроге. В 1617/18 учебном году был избран ректором Киевской братской школы (впоследствии Киево-Могилянская академия). С 1620 настоятель Виленского Свято-Духовского монастыря, архиепископ Полоцкий, епископ Витебский и Мстиславский. С 1627 и до конца жизни настоятель Дерманского монастыря.

Составленная С. "Грамматика славенския правилное синтагма" (издана в 1619) была третьей печатной восточнославянской грамматикой после греческо-церковно-славянской грамматики "Адельфотис" (1591) и церковно- славянской "Грамматики словенской" Лаврентия Зизания (1596). Грамматика С. имела большое научное и образовательное значение: до грамматики М.В. Ломоносова (1755) была у восточных славян осн. руководством при изучении своего языка. Дважды (1648 и 1721) она переиздавалась в Москве; на её основе выпускались сокращённые учебники. Грамматика издавалась в Румынии, Болгарии. Труд С. был гл. источником сведений о церковно-славянском и русском языках. По некоторым данным, С. составил также "Букварь языка славенска" (1618) и грамматику греческого языка (1615).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 406-407)

СМЫСЛ ЖИЗНИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СМЫСЛОВОЙ БАРЬЕР

СМЫСЛОВОЙ БАРЬЕР - непонимание, возникающее при общении, обусловленное тем, что участники общения приписывают одним и тем же событиям разный смысл и видят в их глубине разную мотивацию.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 264)

СОБКИН, ВЛАДИМИР САМУИЛОВИЧ

СОБКИН, ВЛАДИМИР САМУИЛОВИЧ (р.1948) - д-р психологических наук (1997), действительный член РАО (2001; член-корреспондент с 1992; Отделение образования и культуры), директор Центра социологии образования РАО.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 463)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

СОБОРНЫЕ ШКОЛЫ

СОБОРНЫЕ ШКОЛЫ - кафедральные школы, в эпоху Средневековья - средние учебные заведения при соборах (епископских кафедрах) в крупнейших городах Европы. Возникли в 11 - начале 12 вв., когда монастыри утрачивали своё значение для образования мирян, сосредоточив обучение во внутренних монастырских школах. Распространению С.ш. способствовали постановления церковных соборов 1179, 1215. Осн. целью С.ш. было обучение клириков, однако они служили и для подготовки к светской деятельности. Гл. внимание в них уделялось религиозному воспитанию. Соблюдалась строгая дисциплина, осуществлялся постоянный надзор за учениками. На 1-м этапе ученики получали элементарное образование (чтение, счёт, письмо, основы грамматики, церковное пение). Затем, в зависимости от типа школы, изучались предметы тривиума или тривиума и квадривиума (см. Семь свободных искусств). Во мн. школах предусматривалось чтение духовных и светских сочинений (в т.ч. античных авторов). Образование в С.ш. опиралось на методы схоластической педагогики, содержало элементы научного знания и имело более абстрактный характер по сравнению с монастырскими школами, ориентированными на практическую деятельность по книгописанию.

С 12 в. С.ш. заняли приоритетное положение в системе образовательных институтов Средневековья, способствуя развитию центров образования в крупных городах. В конце 12-13 вв. наиболее значительные С.ш. (в Париже, Болонье, Палермо, Оксфорде и других городах) были преобразованы во всеобщие школы (Studia generalia), а затем в университеты.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 265)

-------------------

См. также Мусульманская культура, Семь свободных искусств

СОБРИОЛОГИЯ

СОБРИОЛОГИЯ (от лат. SOBRIETAS - трезвость) - новая, развивающаяся наука о путях отрезвления народа.

(Основы собриологии. Лекции по антинаркотическому воспитанию Под редакцией А.Н. Маюрова. - М., 2003. С. 3)

СОВА

СОВА - издательство, ООО, С.-Петербург. Детская литература.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 479)

-------------------

См. также Издательства РФ

СОВЕРШЕНСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОВЕСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОВЕТКИН, ДМИТРИЙ КОНСТАНТИНОВИЧ

СОВЕТКИН, ДМИТРИЙ КОНСТАНТИНОВИЧ (1838-1912) - деятель профессионального образования, изобретатель. По окончании Московского ремесленного учебного заведения (1859) преподавал там же (с 1860 Московское техническое училище, МТУ); для С. была введена должность чертёжного мастера и предоставлены условия для творческой работы. После преобразования (1868) МТУ в вуз (МВТУ, ныне Московский технический университет) С. было присвоено звание инженера-механика (1869). После выхода в отставку (1885) был директором (до 1900) Мальцовского ремесленного училища во Владимире на Клязьме. Впоследствии обучал студентов МВТУ слесарному делу в механических мастерских училища. С. - один из создателей школы русских техников. В 50-х гг. предложил наглядную систему обучения "механическим искусствам", сочетавшую педагогические и технологические требования. Под различными названиями ("русская", "система МТУ" и др.) она получила известность во мн. странах.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 407)

СОВЕТКИН, ФЁДОР ФРОЛОВИЧ

СОВЕТКИН, ФЁДОР ФРОЛОВИЧ (1886-1967) - деятель образования, педагог, профессор (1947), д-р педагогических наук (1961), заслуженный деятель науки Мордовской АССР (1956). Преподавал в различных учебных заведениях, работал в системе Наркомпроса, в 1925 - 1932 директор школ 2-й ступени. С 1943 в системе АПН РСФСР (с 1949 директор НИИ национальных школ; с 1952 заместитель). Разрабатывал теоретическую концепцию учебника и учебно-методических пособий для учителей нерусских школ, материалы по вопросам преподавания родного и русского языков для нерусских учащихся. Автор монографии "Методика родного языка в мордовской (эрзя) школе" (1959). Создал св. 30 учебников для мордовской, марийской и других школ. Его учебники по русскому языку для 1-4-х классов мордовской школы были стабильными (к 1968 - 16 изданий).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 407)

СОВЕТОВ, БОРИС ЯКОВЛЕВИЧ

СОВЕТОВ, БОРИС ЯКОВЛЕВИЧ (р. 1937) - д-р технических наук (1974), профессор (1976), член-корреспондент РАО (2000; Отделение общего среднего образования), зав. кафедрой автоматизированных систем обработки информации и управления С.-Петербургского государственного электротехнического университета "ЛЭТИ".

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 468)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

СОВЕТ ШКОЛЫ

СОВЕТ ШКОЛЫ - выборный орган, представляющий общественные интересы во внутришкольном управлении (см. Управление школой): одна из форм самоуправления в образовательном учреждении. С.ш. создаются по Закону РФ об образовании (1992) и на основании типового положения об образовательном учреждении. В большинстве школ С. ш. действуют как совещательные органы при директоре школы.

Состав С.ш., порядок его избрания, организационная структура, регламент работы и принятия решений определяются в уставе образовательного учреждения. На основе устава происходит разграничение полномочий между С.ш. и директором школы. Типовой устав общеобразовательного учреждения (1995) предусматривает избрание С.ш. на определённый срок общим собранием (конференцией) трудового коллектива школы. С.ш. может заслушивать отчёты и сообщения директора и других работников школы, представителей общественных организаций.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 265-266)

-------------------

См. также Управление школой

СОВМЕСТНОЕ ОБУЧЕНИЕ

СОВМЕСТНОЕ ОБУЧЕНИЕ - обучение детей и молодёжи обоего пола в общеобразовательных и других учебных заведениях. Практикуется в большинстве стран мира. В дореволюционной России допускалось в начальных школах и отдельных высших начальных училищах, коммерческих училищах, некоторых ремесленных и частных учебных заведениях. С 1918 введено во всех учебных заведениях специальным постановлением Наркомпроса. Введение С.о. способствовало осуществлению принципа всеобщего обучения. В 1943 в Москве, областных и краевых центрах РСФСР и столицах союзных республик, в некоторых крупных промышленных центрах было введено раздельное обучение в 7-летних и средних школах. Отход от принципа С.о. объяснялся в то время необходимостью военно-физической и допризывной подготовки юношей. С 1954 С.о. восстановлено во всех типах общеобразовательных школ.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 266)

СОВРЕМЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ

СОВРЕМЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ - Москва, Кожевническая ул., 3. Психология.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 476)

-------------------

См. также Негосударственные ВУЗы

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОЗНАНИЕ

СОЗНАНИЕ - высший уровень психического отражения и саморегуляции, присущий только человеку как общественному существу. Эмпирически С. выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его внутреннем опыте и предвосхищающих его практическую деятельность. С. характеризуется активностью, интенциональностью (направленностью на предмет: С. всегда - С. чего-либо), способностью к рефлексии, самонаблюдению (осознание самого С.), мотивационно-ценностным характером, различной степенью (уровнями) ясности.

Структуры С. индивида формируются в раннем онтогенезе благодаря присвоению ребёнком структур такой деятельности, как общение со взрослым. Структура совместной деятельности порождает структуру С., определяя, соответственно, следующие его осн. свойства: социальный характер (включая опосредованность знаковыми, в т.ч. вербальными, и символическими структурами); способность к рефлексии и внутренний диалогизм, предметность.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 266)

СОИСКАТЕЛЬ

СОИСКАТЕЛЬ - лицо, имеющее высшее профессиональное образование, прикрепленное к аспирантуре или докторантуре высшего учебного заведения или научного учреждения для подготовки и защиты диссертации на соискание ученой степени соответственно кандидата или доктора наук без обучения (без пребывания) в аспирантуре или докторантуре.

(Словарь согласованных терминов и определений в области образования государств-участников Содружества Независимых Государств. - М., 2004. С. 79)

СОЙМОНОВ, МИХАИЛ ФЁДОРОВИЧ

СОЙМОНОВ, МИХАИЛ ФЁДОРОВИЧ (1730-1804) - государственный деятель, один из организаторов технического образования в России. Обер-прокурор Сената (1764), командир Берг-коллегии (1771-81 и 1796-1801). Создатель и руководитель (1773-76 и 1776-1801) Горного училища для подготовки горных офицеров - первого высшего технического учебного заведения в России (ныне С.-Петербургский горный институт). Составил проект и Устав училища. Видел в нём научно-учебный и информационный центр горно-заводской отрасли.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 407)

СОКОЛОВ, ВЕНИАМИН СЕРГЕЕВИЧ

СОКОЛОВ, ВЕНИАМИН СЕРГЕЕВИЧ (р. 1935) - д-р физико-математических наук (1976), профессор (1978), д.ч. РАО (1992; Отделение высшего образования). В 1975-88 ректор Красноярского университета. В 1990-93 народный депутат РСФСР, Председатель Совета Республики Верховного Совета РСФСР. В 1993-95 академик-секретарь Отделения профессионального образования РАО. С 1995 аудитор Счётной палаты РФ.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 463)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

СОКОЛОВ, ВЛАДИСЛАВ ГЕННАДИЕВИЧ

СОКОЛОВ, ВЛАДИСЛАВ ГЕННАДИЕВИЧ (1908-1993) - хоровой дирижёр, педагог, композитор, создатель отечественной школы педагогов-хормейстеров детских хоровых коллективов, профессор (1951), народный артист СССР (1966). В 1936 организовал хор при Центральном доме художественного воспитания детей (ныне Центр художественного воспитания РАО). В 1956 организовал и возглавил Государственный московский хор.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 407)

СОКОЛОВ, ЕВГЕНИЙ НИКОЛАЕВИЧ

СОКОЛОВ, ЕВГЕНИЙ НИКОЛАЕВИЧ (р. 1920) - д-р биологических наук (1960), профессор (1962), действительный член РАО (1985; Отделение психологии и возрастной физиологии). С 1950 работает в МГУ (с 1970 зав. кафедрой психофизиологии).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 463)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

СОКОЛОВ, ИВАН ИВАНОВИЧ

СОКОЛОВ, ИВАН ИВАНОВИЧ (1874-1967) - педагог, физик-методист, д-р педагогических наук (1951), профессор (1935), один из создателей отечественной методики преподавания физики. Один из создателей и секретарь Общества изучения и распространения физических наук (1912; председатель Н.А. Умов). В 1919-28 директор 1-го Московского института народного образования, преобразованного позднее в 1-й центральный опытно-показательный техникум. Одновременно преподавал в МГУ и МГПИ. Редактор и один из авторов учебника "Рабочая книга по физике" (1930). Автор учебника физики для педагогических училищ (1928; 8 изд., 1937) и стабильных учебников физики для старших классов средней школы (14 изд. в 1938-53). В 1934 опубликован фундаментальный труд С. "Методика преподавания физики в средней школе" (4 изд., 1959), ставший настольной книгой для преподавателей школ и студентов педагогических вузов.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 407)

СОКОЛОВ, НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ

СОКОЛОВ, НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ (1875-1926) - преподаватель языка и словесности, профессор Педагогического института им. А.И. Герцена. Настаивал, чтобы аналитическое изучение литературного произведения не подменяло непосредственного эмоционального восприятия юного читателя.

(Ланин Б.А. Литературное образование в XIX - начале XXI века. - М., 2005. С. 58)

СОКОЛЫ

СОКОЛЫ (международное движение "Соколы" - Социалистический интернационал воспитания) - объединение детских и юношеских организаций социал-демократической ориентации, ставящее своей целью воспитание в духе гуманизма, мира и сотрудничества с другими организациями на демократической основе. Ведёт историю с 20-х гг. 20 в., в 1947 осн. Международный секретариат "С.", современное название с 1970. Местопребывание - Брюссель.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 266)

СОКОЛЯНСКИЙ, ИВАН АФАНАСЬЕВИЧ

СОКОЛЯНСКИЙ, ИВАН АФАНАСЬЕВИЧ (1889-1960) - дефектолог. Принял активное участие в создании системы образования для детей с нарушениями в развитии на Украине. По его инициативе были созданы врачебно-педагогические кабинеты, занимавшиеся вопросами практической дефектологии. Один из организаторов и первый директор НИИ педагогики УССР (1926). С 1943 работал в Москве, в НИИ дефектологии. Создатель оригинальной системы воспитания и обучения слепоглухонемых детей, изобретатель специальных технических устройств (читающая машина, телетактор). Разработал (совместно с А.И. Мещеряковым) методику совместной разделённой дозированной деятельности. За достижения в обучении слепоглухонемых С. в 1980 присуждена Гос. премия СССР (совместно с Мещеряковым).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 407)

СОКРАТ

СОКРАТ - издательский дом, ТОО, Екатеринбург. Методическая литература для учителей и учебная литература для учащихся средней школы.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 479)

-------------------

См. также Издательства РФ

СОЛИКАМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

СОЛИКАМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ - Соликамск Пермской обл., ул. Северная, 44. Психология, дошкольная педагогика и психология, педагогика и методика начального образования, социальная педагогика, логопедия.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 471)

-------------------

См. также Педагогические высшие учебные заведения

СОЛНЦЕВА, ЛЮДМИЛА ИВАНОВНА

СОЛНЦЕВА, ЛЮДМИЛА ИВАНОВНА (р. 1927) - д-р психологических наук (1979), профессор (1988), член-корреспондент РАО (1993; Отделение психологии и возрастной физиологии).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 468)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

СОЛОВЕЙЧИК, СИМОН ЛЬВОВИЧ

СОЛОВЕЙЧИК, СИМОН ЛЬВОВИЧ (1930-1996) - писатель, журналист. Сотрудник "Комсомольской правды" (с начала 60-х гг. вёл рубрику "Алый парус"), "Учительской газеты" (в 1986-89 один из инициаторов педагогики сотрудничества), газеты "Первое сентября" (с 1992 гл. редактор). Повести и пьесы для молодёжи, книги по проблемам воспитания.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 407)

СОЛОВЬЁВ, АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ

СОЛОВЬЁВ, АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ (1907-1983) - педагог, специалист в области физической географии, член-корреспондент АПН РСФСР (1950), член-корреспондент АПН СССР (1968), профессор (1964). Ученик и последователь А.А. Борзова. С 1931 преподавал в МГУ и в ряде других московских вузов. Одновременно (1937-49) работал в Институте географии АН СССР. В 1948-51 гл. редактор Географиздата; в 1951-56 директор Института методов обучения АПН РСФСР. Один из авторов и редакторов коллективных трудов: "Отечественные экономико-географы XVIII-XX вв." (1957), "Отечественные физико-географы и путешественники" (1959), "Атлас истории географических открытий и исследований" для студентов вузов и учителей средней школы (1959), "Методика обучения географии в средней школе" (1969) и др. Автор трудов "А.А. Борзов" (1949), "Н.Н. Баранский и советская экономическая география" (1978, в соавторстве). Один из инициаторов издания "Детской энциклопедии" (1-3 изд., 1958-77).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 407)

СОЛОМИН, ЮРИЙ МЕФОДЬЕВИЧ

СОЛОМИН, ЮРИЙ МЕФОДЬЕВИЧ (р. 1935) - профессор (1986), член-корреспондент РАО (1992; Отделение образования и культуры), художественный руководитель Малого академического театра.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 468)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

СОРОКА-РОСИНСКИЙ, ВИКТОР НИКОЛАЕВИЧ

СОРОКА-РОСИНСКИЙ, ВИКТОР НИКОЛАЕВИЧ (1882-1960) - педагог. В 1920-25 возглавлял Петроградский отдел народно-индивидуального воспитания им. Ф.М. Достоевского для трудновоспитуемых, более известный как Школа-коммуна им. Ф.М. Достоевского (ШКИД). В 1925-28 директор школы для трудных подростков, методист ЛГПИ им. А.И. Герцена. В ШКИД С.-Р. создал оригинальную систему воспитания трудных подростков (развитие творческих способностей, фундаментальная образовательная подготовка, игровые методы; организация сплочённого коллектива педагогов и воспитанников). Одним из первых он начал изучать психологию педагогов и предложил оригинальную типологию: теоретики, реалисты, утилитаристы, интуитивисты (артисты). Из-за расхождений с официальными педагогическими кругами был вынужден покинуть ШКИД. Мн. ученики С.-Р. стали творческими деятелями, учёными, писателями. Некоторые из них описали жизнь школы в художественных произведениях (Белых Г., Пантелеев Л., Республика ШКИД, 1927; Ольховский П., Евстафьев К., Последняя гимназия, 1930).

Исследовал также проблемы русской школы как национального феномена. Главной нравственной идеей считал народность воспитания, подготовку человека к служению Родине и народу. Со 2-й половины 30-х гг. занимался вопросами методики преподавания русского языка и литературы.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 408)

СОФИСТЫ

СОФИСТЫ - платные преподаватели философии, математики, мифологии, поэтики, этики, политики и особенно риторики в Древней Греции периода расцвета афинской демократии. Они выдвинули идеал способного или сильного человека, ориентированного на достижение личного успеха. В процессе обучения красноречию впервые стали разрабатывать вопросы стиля и способствовали развитию грамматики. Именно у С. впервые воспитание понимается как особая сфера человеческой деятельности.

(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 138-139)

СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ - процесс интеграции человека в общество, в результате которого достигается формирование самосознания и ролевого поведения, способности к самоконтролю и самообслуживанию, адекватных связей с окружающими.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 267)

-------------------

См. также Адаптация социальная

СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ

СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ (от лат. activus - деятельный) - способность человека производить общественно значимые преобразования в мире на основе присвоения богатств материальной и духовной культуры, проявляющаяся в творчестве, волевых актах, общении, поведении. Социальная активность является условием самоопределения человека в обществе, и это важно учитывать в организации педагогической практики.

(Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей. - М., 2002. С. 308)

-------------------

См. также Активность личности

СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ

СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ - характеристика возрастного периода развития, введённая Л.С. Выготским. С.с.р., во-первых, отражает единственное и неповторимое для данного возраста отношение между ребёнком и окружающей его социальной средой. С.с.р. определяет объективное место социальных отношений и соответствующие ожидания и требования, предъявляемые ребёнку обществом. Во-вторых, С.с.р. определяет особенности понимания ребёнком занимаемой им социальной позиции и своих взаимоотношений с окружающими людьми, причём ребёнок выражает отношение к своей позиции как приятие или неприятие. С.с.р. ставит на каждом возрастном этапе специфические задачи, разрешение которых и составляет содержание психического развития личности в данном возрасте. Достижения психического развития ребёнка приходят в противоречие со средой, что приводит к слому прежних и построению новых отношений с социальной средой. Вновь возникает противоречие между новыми, более высокими социальными ожиданиями и требованиями к ребёнку и его возможностями. Это противоречие разрешается путём опережающего развития психологических особенностей личности. Т.о., скачкообразное изменение С.с.р. выступает одним из существенных компонентов кризисов возрастных.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 268)

СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОЦИАЛЬНОЕ ЗАКАЛИВАНИЕ ДЕТЕЙ

СОЦИАЛЬНОЕ ЗАКАЛИВАНИЕ ДЕТЕЙ - включение воспитанников в ситуации, которые требуют волевого усилия для преодоления негативного воздействия окружающей социальной среды, выработка социального иммунитета, устойчивости к стрессам и рефлексивной позиции. В условиях педагогической опеки у ребёнка формируется т.н. социальное ожидание благо- приятных социальных отношений как нормы. Поэтому в реальной жизни подросток часто не умеет противостоять негативными социальным факторам. М. Ганди ввёл в обращение термин "социальные прививки", под которыми понимал постепенное познание ребёнком отрицательных сторон жизни общества и выработку своеобразного иммунитета против них (познание физических страданий, духовной опустошённости, преодоление страха, непротивление злу насилием и др.).

Существуют различные способы С.з.д.: включение детей в различные реальные и имитируемые ситуации (социальные пробы); диагностирование волевой готовности к социальным отношениям; стимулирование самопознания детей, определение их личностной позиции и способа адекватного поведения в различных ситуациях; помощь детям в анализе проблем социальных отношений и вариативном проектировании своего поведения. Проблемы детей должны решаться совместно с ними (а не за них). Лёгкий успех не всегда самый лучший, поскольку именно умение преодолевать трудности - залог дальнейшей успешной жизни; не только радость, но и страдания воспитывают человека; волевые усилия для преодоления трудностей формируются постепенно. Нельзя предусмотреть все трудности, но можно научить человека их преодолевать.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 269)

СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ - государственная система материального обеспечения и социального обслуживания пожилых и нетрудоспособных граждан, а также семей с детьми. Государство обеспечивает охрану здоровья матерей и детей, защиту детства, защиту прав детей (см. Дети), инвалидов. Право на С.о. гарантируется каждому человеку Конституцией РФ.

Осн. видами С.о. являются: пенсии (по старости, по инвалидности, пенсия по случаю потери кормильца, за выслугу лет, пенсия социальная), пособия (по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, пособие ежемесячное на детей, пособие по уходу за ребёнком и др.); социальное обслуживание престарелых, нетрудоспособных граждан и семей, имеющих детей (содержание детей в детских учреждениях, престарелых и инвалидов в учреждениях социального обслуживания, бесплатная медицинская и лекарственная помощь, профессиональное обучение и трудоустройство инвалидов, протезная помощь, различные льготы и преимущества для инвалидов, семей, потерявших кормильца, и др.). Осн. источниками финансирования социального обеспечения являются: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования, другие фонды социального страхования, ассигнования из государственного бюджета всех уровней; средства муниципалитетов; общественные фонды С.о.

С.о. осуществляется органами социальной защиты, здравоохранения, народного образования, предприятиями и учреждениями.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 269-270)

-------------------

См. также Дети

СОЦИАЛЬНО-КРИТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОЦИАЛЬНО ОПАСНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО

СОЦИАЛЬНО ОПАСНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО - обстановка в семье ребёнка, подростка, представляющая опасность для его жизни или здоровья, либо не отвечающая требованиям к его воспитанию или содержанию, например, вследствие тяжёлого заболевания родителей, их алкоголизма, отсутствия заботы с их стороны о питании, одежде ребёнка и пр. В таких семьях родители или лица, их заменяющие (законные представители), не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению, содержанию детей, негативно влияют на поведение несовершеннолетнего, жестоко обращаются с ним и т.п. С.о.п.н. может привести к совершению несовершеннолетним правонарушений и других антисоциальных действий. Предупредить возникновение С.о.п.н. помогает система профилактики безнадзорности, беспризорности, правонарушений и социального сиротства несовершеннолетних, взаимодействие семьи, школы и других воспитательных организаций.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 268-269)

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА - конкретное непосредственно данное каждому ребенку социальное пространство, посредством которого он активно включается в культурные связи общества. Это - совокупность различных (макро- и микро-) условий его жизнедеятельности и социального (ролевого) поведения, это - его случайные контакты и глубинные взаимодействия с другими людьми, это - конкретное природное, вещное и предметное окружение, представленное как открытая к взаимодействию часть социума.

(Черник Б.П. Эффективное участие в образовательных выставках. - Новосибирск, 2001. С. 132)

-------------------

См. также Среда

СОЦИОЛОГИЯ

СОЦИОЛОГИЯ (от лат. societas - общество и греч. logos - наука) - наука об обществе как целостной системе и об отдельных социальных институтах, процессах, социальных группах и общностях, отношениях личности и общества, закономерностях массового поведения людей. Попытки объяснения общественной жизни возникли в античности (Платон, Аристотель и др.), продолжались в философии истории. Создать "позитивную науку" об обществе в середине 19 в. пытался О. Конт (ввёл в научное обращение термин "С."). В 19 - начале 20 вв. в С. выделились географическая школа, демографическая школа, биологическое направление и др. Концепции крупнейших социологов (Ф. Тённиса, Г. Зиммеля, Э. Дюркгейма, В. Парето, М. Вебера, Т. Веблена), опиравшиеся на философию позитивизма, неокантианство, философию жизни и др., внесли существенный вклад в развитие социологии. Разработаны методы, техника и процедуры эмпирических исследований в С. Современная С. характеризуется большим числом специализированных направлений: социология семьи, города, права, социология образования и др.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 270)

СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОЦИОМЕТРИЯ

СОЦИОМЕТРИЯ - метод изучения особенностей межличностных отношений в малых группах. Разработан Я. Морено. Осн. измерительный приём С. - вопрос, отвечая на который в специальной анкете, каждый член группы проявляет своё отношение к другим. Результаты заносятся на социограмму - график, на котором стрелками указаны выборы (отвержения) членов группы, либо в социоматрицу - таблицу, в которой подсчитывается число полученных каждым членом группы выборов. Положительный статус характеризует лидерскую позицию члена группы, негативный - дезорганизующие тенденции в его поведении.

С. охватывает лишь внешнюю сторону групповых отношений. Для более полной характеристики группы необходимо выявить мотивы межличностных выборов, а также развитость специфической системы отношений, характеризующих группу как коллектив.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 271)

СОЦИУМ

СОЦИУМ - окружение, в котором формируется человек.

(Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. - М., 2005. С. 420)

СОЧИНЕНИЕ ШКОЛЬНОЕ

СОЧИНЕНИЕ ШКОЛЬНОЕ - вид творческого задания, создание учащимися текста определённого типа, стиля, композиционной формы. С. - средство формирования связной речи школьников, закрепления приобретённых на уроках русского языка и литературы знаний, умений и навыков.

По тематике школьные С. делятся на две группы: С. на темы изучаемых учебных предметов (лингвистические, литературные, исторические, географические и другие) и С. на свободные темы. Особое место занимают С. на уроках литературы на основе изучения художественных произведений или знакомства с ними. Они основываются на умении анализировать произведение, требуют начальных литературоведческих знаний и навыков.

По типу создаваемых текстов различаются С. - повествования, описания, рассуждения и С. - рассказ, заметка и т.д.

По форме и стилю речи различаются устные и письменные С., сочинения на основе разговорного и книжных стилей - делового, научного, публицистического, художественного.

По источнику получения информации различаются С. на основе жизненного опыта, прочитанного и художественных произведений.

С. может быть осложнено дополнительным заданием: лексическим, грамматическим, стилистическим и др.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 271)

СОЧИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТУРИЗМА И КУРОРТНОГО ДЕЛА

СОЧИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТУРИЗМА И КУРОРТНОГО ДЕЛА - Сочи Краснодарского края, ул. Советская, 26а. Дошкольная педагогика и психология, педагогика и методика начального образования, социальная педагогика.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 474)

-------------------

См. также Университеты

СОЮЗ

СОЮЗ - издательство, ООО, С.-Петербург. Развивающая, учебная, психологическая и другая литература.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 479)

-------------------

См. также Издательства РФ

СОЮЗ ПИОНЕРСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ - ФЕДЕРАЦИЯ ДЕТСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ (СПО-ФДО)

СОЮЗ ПИОНЕРСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ - ФЕДЕРАЦИЯ ДЕТСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ (СПО-ФДО) - международный добровольный независимый союз, объединяющий детские общественные организации, ассоциации и другие общественные объединения, образованные с участием детей и в их интересах. Создан в 1990 (зарегистрирован Министерством юстиции РФ в 1992) как негосударственная общественная организация, независимая от политических партий и движений. Штаб-квартира в Москве. Правопреемник Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина (см. Пионерская организация). Высший орган - ассамблея (не реже одного раза в три года). Между ассамблеями организацией руководит Совет во главе с председателем. В состав Совета входит по одному представителю от каждой организации-члена. Членство коллективное. В 2000 в составе СПО-ФДО 65 членов (организации стран СНГ, республик Рос. Федерации, региональные организации, профильные объединения по интересам).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 271)

-------------------

См. также Пионерская организация

СПАГИС (SPAGIS), АНДРЕЙС

СПАГИС (SPAGIS), АНДРЕЙС (1820-1871) - латышский педагог, общественный деятель. Автор "Детской азбуки" (7 изданий, 1844-94) - первого латышского учебника грамоты на основе звукового метода, школьных учебников немецкого языка (1847) и физики (не опубликован).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 408)

СПАРТАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

СПАРТАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ - см. Античность

СПЕНСЕР (SPENCER), ГЕРБЕРТ

СПЕНСЕР (SPENCER), ГЕРБЕРТ (1820-1903) - английский философ, социолог и психолог. Основоположник органической школы в социологии. В области психологии, соединив принципы ассоцианизма с эволюционной теорией, выдвинул концепцию, согласно которой сознание - это процесс, развивающийся по общим законам биологической эволюции и выполняющий функцию приспособления организма к среде. Идеи С. придали психологии биологическую направленность, стимулировали развитие функционализма и сравнительно-психологических исследований поведения.

Свои педагогические воззрения С. изложил в серии статей, посвящённых проблемам содержания образования, умственного, нравственного и физического воспитания, позднее изданных в виде отдельной книги. С. резко критиковал европейскую школу 19 в. за её отставание от уровня науки и нужд практической жизни. Касаясь дидактических проблем, С. требовал, чтобы содержание и методика обучения соответствовали этапам умственного развития ребёнка. Педагогические идеи С., связанные с пропагандой утилитарного, естественно-научного образования, были созвучны общественным настроениям конца 19 в. и оказали большое влияние на развитие педагогики, особенно в Англии и США.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 408)

СПЕРАНСКИЙ, ГЕОРГИЙ НЕСТОРОВИЧ

СПЕРАНСКИЙ, ГЕОРГИЙ НЕСТОРОВИЧ (1873-1969) - педиатр, один из организаторов в России системы охраны материнства и детства, член-корреспондент АН СССР (1943), академик АМН СССР (1944). В 1895 организовал одну из первых постоянных детских площадок. В 1910 осн. в Москве на благотворительные средства первый в России лечебный стационар для грудных детей, после 1912 развёрнутый в своеобразный медико-педагогический центр "Дом грудного ребёнка". Инициатор реорганизации (1915-19) Московского воспитательного дома в крупный социально-медицинский комплекс "Дом охраны материнства и младенчества", на базе которого в 1922 был создан Центральный научный институт охраны материнства и младенчества (в 1924-30 его директор), преобразованный в 40-х гг. в Институт педиатрии АМН (в 1948-51 его директор). Одновременно (1931-62) зав. кафедрой педиатрии Центрального института усовершенствования врачей. Председатель Всесоюзного общества детских врачей (1938-62). Основатель (1922) и редактор журнала "Педиатрия".

Одним из первых в СССР поставил проблему до- и послеродовой охраны ребёнка. Труды С. по физиологии и патологии раннего детского возраста способствовали снижению заболеваемости и смертности детей (Ленинская премия, 1970, совместно с другими). Автор популярных книг "Азбука матери" (15 изд., 1948), "Мать и дитя" (1960, в соавторстве).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 408)

СПЕРАНСКИЙ, МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СПЕЦИАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

СПЕЦИАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА - издательство, ЗАО, С.-Петербург. Учебная (для средней школы), учебно-методическая (для средней школы) литература, школьные учебники.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 479)

-------------------

См. также Издательства РФ

Предыдущая страница Следующая страница