Наши партнеры

Recircular-office.ru - Облучатели и рециркуляторы купить бактерицидный рециркулятор.

Педагогический словарь
Статьи на букву "С" (часть 4, "СПЕ"-"СЫТ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 4, "СПЕ"-"СЫТ")

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА - составная часть педагогики, одна из ее ветвей, теория и практика специального (особого) образования лиц с отклонениями в физическом и психическом развитии, для которых затруднительно или невозможно образование в обычных педагогических условиях, определяемых существующей культурой, при помощи общепедагогических методов и средств. В США понятие "special education" включает образование всех детей, отличающихся от общепринятой нормы, в том числе одаренных.

(Титов В.А. Специальная педагогика: Конспект лекций. - М., 2004. С. 3)

-------------------

См. также Дефектология, Коррекционная педагогика

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ - вид трудовой деятельности, осуществляемой на основе соответствующей профилированной теоретической и практической подготовки. В сравнении с базовой профессиональная деятельность (см. Профессия) имеет более узкий характер и в её рамках иногда менее устойчивый. Деление на С. отражает качественное разнообразие конкретных трудовых процессов и глубину разделения труда с учётом применяемых способов и особенностей оборудования, объектов, орудий труда, конечной продукции и т.п. Динамика С. более оперативно, чем профессия, отражает тенденции, связанные с научно-техническим прогрессом. С. - наиболее подвижный элемент в системе профессионального разделения труда.

Наряду с понятием "С." в соответствии с выполняемой работой существует понятие "С." по образованию. К середине 90-х гг. в Рос. Федерации официально утверждён перечень С., включающий 30 групп С. по высшему и 28 групп по среднему профессиональному образованию. Группа С. представляет собой совокупность С., относящихся к к.-л. широкой области знаний (наук), указанной в наименовании группы. Область знаний отражает принятую дифференциацию наук на естественные, гуманитарные, технические, сельскохозяйственные, образовательные.

С целью регламентации принятых в Рос. Федерации С. по образованию введён в действие Общероссийский классификатор специальностей по образованию (ОКСО), соответствующий действующим международным нормам в области профессиональной подготовки дипломированных специалистов. Свой перечень существует и для подготовки в аспирантуре научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 272)

-------------------

См. также Профессия

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ - совокупность знаний, представлений, умений и навыков выпускника, приобретенных в процессе его обучения по основным профессиональным образовательным программам образования и обеспечивающих возможность определенного вида профессиональной деятельности в соответствии с присваиваемой классификацией.

(Шмырева Н.А., Губанова М.И., Крецан З.В. Педагогические системы: научные основы, управление, перспективы развития. - Кемерово, 2002. С. 101)

СПЕЦИАЛЬНЫЕ (КОРРЕКЦИОННЫЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ В ПСИХОФИЗИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СПИРМЕН (SPEARMAN), ЧАРЛЗ ЭДУАРД

СПИРМЕН (SPEARMAN), ЧАРЛЗ ЭДУАРД (1863-1945) - английский психолог. С 1923 профессор Лондонского университета. Предложил первый метод оценки надёжности психологических тестов. Пытаясь соединить психологическую теорию интеллекта с теорией физических измерений и корреляционными методами, С. заложил основы факторного анализа.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 408)

СПОК (SPOCK), БЕНДЖАМИН МАКЛЕЙН

СПОК (SPOCK), БЕНДЖАМИН МАКЛЕЙН (1903-1998) - американский педиатр и общественный деятель. В 1946 опубликовал книгу "Ребёнок и уход за ним", в которой обобщил свой опыт практикующего педиатра. В ней наряду с медицинскими рекомендациями изложил свои представления о развитии здоровой и счастливой личности, о природе взаимоотношений родителей и детей.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 408)

-------------------

Ч491-Спок Б.

СПОРТ( ДЕТСКИЙ И ЮНОШЕСКИЙ)

Статья большая, находится на отдельной странице.

СПОСОБНОСТИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СПРАВЕДЛИВОСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СРАВНЕНИЕ

СРАВНЕНИЕ - одна из мыслительных операций; состоит в сопоставлении познаваемых объектов по некоторому основанию с целью выявления сходства и различия между ними. С помощью С. выявляются количественные и качественные характеристики предметов, устанавливаются связи между предметами и явлениями, классифицируется, упорядочивается и оценивается содержание бытия и познания. С. используется также как средство для пояснения одного понятия (абстрактного) другим, более конкретным. В процессе познания и обучения С. выступает в качестве его исходной формы, лежащей в основе всякого знания. С. неотделимо от других мыслительных операций и осуществляется на основе выделения определённых качеств и свойств (анализ) с последующим установлением связи между ними (синтез); в процессе С., вычленяющего сходное в ряде предметов и явлений, возникают некоторые формы обобщения.

С. - необходимое средство как чувственного, так и рационального познания. На уровне чувственного познания С. протекает в форме наглядного сопоставления объектов. При рациональном познании задачей С. является определение внутренних связей и существенных свойств объектов; оно принимает форму рассуждения с опорой на логические принципы и предметные абстракции. Приёмом развития собственно С. является противопоставление, т.е. подчёркивание специфики изучаемого явления, связанного в некотором отношении с другими. Обучение С. является важным условием умственного, сенсорного и нравственного воспитания.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 274-275)

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ - отрасль психологии, изучающая биопсихологические предпосылки и закономерности происхождения и развития психики человека, становления человеческого сознания, общее и различное в психической деятельности человека и животных (проблема социального и биологического в поведении человека). Изучение этих проблем осуществляется путём сопоставления данных психологии человека и зоопсихологии (науки о психике животных). При этом выявляются как гомологичные (истинно тождественные), так и аналогичные (лишь внешне сходные) компоненты и детерминанты психической деятельности животных и человека, свидетельствующие об общности их происхождения и унаследованные человеком от животных предков, равно как и о коренных качественных отличиях поведения и психики человека, возникших и развившихся в результате действия социально-исторических факторов.

Вопрос о соотношениях между психикой человека и животных, их психических функциях и особенностях интенсивно изучался ещё античными мыслителями и всегда был объектом борьбы мировоззрений. Научное изучение этой проблемы в конце 18 - начале 19 вв. связано прежде всего с именами Ж.Л. Бюффона и Ж.Б. Ламарка, позже Ч. Дарвина, а в России - К.Ф. Рулье, а затем В.А. Вагнера.

Данные С.п. имеют существенное значение для решения проблем психологии, философии, антропологии и других наук. Для детской психологии и дошкольной педагогики важно сравнительно-онтогенетическое изучение поведения детей и детёнышей высших млекопитающих, анализ основ и факторов психического развития ребёнка и т.д. Другой аспект таких сравнительных исследований - познание закономерностей и взаимоотношений и взаимопонимания между детьми и животными и их использование в целях умственного, природоохранительного и нравственного воспитания. Практическое применение данные С.п. находят также в нейропсихологии и медицине.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 275-276)

СРЕДА

СРЕДА - окружающая человека социальное пространство (в целом - как макросреда, в конкретном смысле - как непосредственное социальное окружение, как микросреда); зона непосредственной активности индивида, его ближайшего развития и действия. (Черник Б.П. Эффективное участие в образовательных выставках. - Новосибирск, 2001. С. 133) - См. также Образовательная среда, Социокультурная среда

СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ - уровень образования, обеспечивающий сознательное, активное участие человека в жизни общества, способствующий его профессиональной деятельности; даёт основу для высшего образования. Различают общее С.о. (см. Общее образование) и среднее профессиональное образование. Осн. пути С.о. - обучение в общеобразовательных учебных заведениях, средних профессиональных учебных заведениях, средних профессионально-технических училищах и самообразование.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 276)

-------------------

См. также Общее образование, Среднее профессиональное образование

СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СРЕДНИЕ ВЕКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

СРЕДНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ

СРЕДНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ - средние специальные учебные заведения, в Рос. Федерации осуществляют среднее профессиональное образование, готовят специалистов среднего звена для предприятий, организаций и учреждений культуры, образования, здравоохранения и др. Среднее профессиональное образование обеспечивают колледжи (обучение по образовательным программам повышенного уровня), техникумы (промышленные, сельскохозяйственные, транспорта и связи и др.), училища (педагогические, медицинские, музыкальные, художественные и др.). Срок обучения на дневных отделениях для выпускников неполной средней школы 3-4 года (профессиональная подготовка сочетается с получением полного среднего образования), для окончивших среднюю школу - 1-3 года; на вечерних и заочных отделениях - на 1 год больше. В 1990-е гг. насчитывалось ок. 2,6 тыс. средних специальных учебных заведений (св. 2 млн. учащихся).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 278)

-------------------

См. также Средняя общеобразовательная школа

СРЕДНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ

СРЕДНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ - см. Средние профессиональные учебные заведения

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Статья большая, находится на отдельной странице.

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ - обязательный элемент оснащения учебных кабинетов и их информационно-предметной среды, а также важнейший компонент учебно-материальной базы школ различных типов и уровней. К С.о. относят различные материальные объекты, в т.ч. искусственно созданные специально для учебных целей и вовлекаемые в воспитательно-образовательный процесс в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и учащихся.

Термину "С.о." соответствуют эквиваленты: "учебное оборудование", "учебно-наглядные и учебные пособия", "дидактические средства".

В России для отдельных учебных курсов приняты различные классификации С.о., однако в основе их лежит систематика, разработанная С.Г. Шаповаленко (Школьное оборудование и кабинетная система, в кн.: Вопросы школоведения, 2 изд., 1982).

Особую группу составляют технические средства обучения (ТСО). К этой группе относят также средства новых информационных технологий - компьютеры и компьютерные сети, интерактивное видео; средства медиаобразования, учебное оборудование на базе электронной техники и др. Проектированием и созданием С.о. занимаются институты РАО, научно-педагогические учреждения, производственные учреждения, различные фирмы, издательства. Разработка С.о. определяется "Перечнями" учебного оборудования, которые номенклатурно представляют систему С.о. по каждому учебному предмету.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 278-279)

-------------------

- дидактические средства, источники получения знаний, формирования умений.

(Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. - М., 2005. С. 420)

-------------------

См. также Технические средства обучения

СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ - Ставрополь, ул. Пушкина, 1. Психология, социальная работа, дошкольная педагогика и психология, педагогика и психология, педагогика и методика начального образования, социальная педагогика, логопедия.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 474)

-------------------

См. также Университеты

СТАВРОПОЛЬСКИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ДЕТСТВА

СТАВРОПОЛЬСКИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ДЕТСТВА - Ставрополь, ул. Ленина, 417а. Дошкольная педагогика и психология, педагогика и методика начального образования, социальная педагогика, логопедия, специальная дошкольная педагогика и психология, валеология.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 471)

-------------------

См. также Педагогические высшие учебные заведения

СТАНДАРТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СТАРООБРЯДЧЕСКИЕ ШКОЛЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СТАРЫГИНА, НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА

СТАРЫГИНА, НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА (р. 1955) - доктор филологических наук, профессор Марийскогго государственного педагогического института им. Н.К. Крупской, один из ведущих исследователей наследия писателя Н.С. Лескова, ее система уроков в школе по творчеству Лескова считается в нашей стране образцовой.

(Старыгина Наталья Николаевна: Библиогр. указатель. - Йошкар-Ола, 2005. С. 5-6)

СТЕБУТ, ИВАН АЛЕКСАНДРОВИЧ

СТЕБУТ, ИВАН АЛЕКСАНДРОВИЧ (1833-1923) - учёный-агроном, педагог, деятель профессионального образования. С 1860 профессор Петровской сельскохозяйственной земледельческой и лесной академии (ныне МСХА им. К.А. Тимирязева). Способствовал развитию общепедагогического движения в области женского профессионального образования. Был инициатором создания Общества поощрения женского сельскохозяйственного образования (1899), сотрудничал с Постоянной комиссией по техническому образованию РТО. К 1905 по инициативе С. было создано 11 женских школ сельского хозяйства и домоводства, 4 школы молочного хозяйства, 5 приютов, Стебутовские женские сельскохозяйственные курсы - высшее учебное заведение. В 1896 предложил проект трёхступенчатой единой системы профессионального образования на основе связи общеобразовательной и профессиональной подготовки. С. рассматривал профессиональное образование как обязательную часть общей системы подготовки каждого человека к жизни, трудовой деятельности. В женском профессиональном образовании видел средство эмансипации и социального самоутверждения женщин. Редактор журнала "Русское сельское хозяйство" (1869).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 408-409)

СТЕРЕОТИП

СТЕРЕОТИП - прочно сложившийся, постоянный образец чего-нибудь.

(Вильданова Ф.З. Психолого-педагогические основы проектирования совместной деятельности педагога и студентов. - Казань, 2004. С. 90)

СТЕРЛИТАМАКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

СТЕРЛИТАМАКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ - Республика Башкортостан, Стерлитамак, просп. Ленина, 49. Дошкольная педагогика и психология, педагогика и методика начального образования, социальная педагогика.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 471)

-------------------

См. также Педагогические высшие учебные заведения

СТЕРНБЕРГ (STERNBERG), РОБЕРТ

СТЕРНБЕРГ (STERNBERG), РОБЕРТ (р. 1949) - американский психолог и теоретик образования. С 1975 преподаёт в Йельском университете. Президент педагогического отделения (1983-84) и отделения общей психологии (с 1994) Американской психологической ассоциации. Круг исследовательских интересов С. охватывает проблемы педагогической психологии, а также интеллектуального развития и закономерностей мыслительной деятельности. С. разработал практические психодиагностические методы, позволяющие измерять различные аспекты интеллекта. Создал систему обучения, в рамках которой каждый учебный предмет может преподаваться определённым способом, соответствующим доминирующему типу интеллекта.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 409)

СТИМУЛ

СТИМУЛ - внешний побудитель к деятельности; побуждает (актуализирует) или усиливает те или иные потребности и мотивы деятельности.

(Гликман И.З. Теория и методика воспитания. - М., 2002. С. 172)

СТИПЕНДИЯ

СТИПЕНДИЯ - регулярное (обычно ежемесячное) денежное пособие обучающимся (студентам, учащимся) по дневной (очной) форме в образовательных учреждениях высшего профессионального, среднего профессионального и начального профессионального образования, которое выплачивается успешно успевающим, а также с учетом материального и семейного положения обучающихся.

(Словарь согласованных терминов и определений в области образования государств-участников Содружества Независимых Государств. - М., 2004. С. 84)

СТОЙ (STOY), КАРЛ ФОЛЬКМАР

СТОЙ (STOY), КАРЛ ФОЛЬКМАР (1815-1885) - немецкий педагог. Преподавал в университетах Германии. В 40-х гг. на собственные средства осн. первый в Германии университетский педагогический семинар с опытной школой и воспитательным институтом и преподавал в них. В 1867 открыл первую в Австрии учительскую семинарию. Свои педагогические идеи пытался реализовать в воспитательном институте, который по организации приближался к возникшим позднее новым школам (см. Новое воспитание).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 409)

-------------------

См. также Новое воспитание

СТОЛЕТИЕ

СТОЛЕТИЕ - издательство, АОЗТ, Москва. Детская, педагогическая, учебная, учебно-методическая литература.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 479)

-------------------

См. также Издательства РФ

СТОЛЕТОВ, ВСЕВОЛОД НИКОЛАЕВИЧ

СТОЛЕТОВ, ВСЕВОЛОД НИКОЛАЕВИЧ (1906-1989) - государственный деятель, организатор образования и педагогической науки, академик (1968) и президент (1971-81) АПН СССР, д-р биологических наук (1958). С 1951 министр высшего образования СССР (в 1953-54 заместитель министра и первый заместитель министра культуры СССР). В 1959-72 министр высшего и среднего специального образования РСФСР. Разрабатывал проблемы преподавания биологии и других предметов естественно-научного цикла в средней школе. Автор мн. работ по проблемам высшего и среднего специального образования в СССР и теории и практики общеобразовательной подготовки в школе. Председатель (1974-81) редколлегии книжной серии "Педагогическая библиотека". Член Научно-редакционного совета "Большой советской энциклопедии" (1973-78).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 409)

СТОЛПЯНСКИЙ, НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ

СТОЛПЯНСКИЙ, НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ (1834-1909) - педагог. Учитель истории и географии в разных учебных заведениях, инспектор по учебной части школ Русского технического общества. В 1890-94 содержал частные курсы ручного труда в Харькове и С.-Петербурге. В начале 1860-х гг. был одним из организаторов воскресных и летних школ, а также школы под Москвой. В 1868-95 руководил курсами учителей и учительниц земских народных школ в Петербургском, Новгородском, Рязанском, Ярославском и Смоленском земствах. Осн. труды: "Азбука с прописями" (1864), "Букварь для народных школ" (1865), "Народная азбука" (1867), "Азбука рукописи" (1870) и др. Редактировал журнал "Школьная жизнь" (1872-74).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 409)

СТОЮНИН, ВЛАДИМИР ЯКОВЛЕВИЧ

СТОЮНИН, ВЛАДИМИР ЯКОВЛЕВИЧ (1826-1888) - педагог, деятель народного образования, теоретик-методист (русский язык и литература), публицист. Преподавал словесность в учебных заведениях С.-Петербурга. По инициативе С. организована Комиссия по упрощению орфографии русского языка. Под влиянием общественно-педагогического движения 1860-х гг. развивал идеи воспитания человека-гражданина, гуманизма в воспитании, всеобщего образования, демократизации школы. Предложил (1860) проект бессословной гимназии с общеобразовательным курсом обучения, дающим возможность продолжения образования в высшей школе.

Методические идеи С. базировались на принципе воспитывающего обучения, согласно которому изучение словесности является важнейшим средством духовно-нравственного формирования ребёнка. Впервые представил методику преподавания литературы как целостную систему ("О преподавании русской литературы", 1864, и др.). Создал новый тип пособий для учителей, которые включали методику, теорию литературы и конкретный критический анализ.

Существенное влияние на развитие педагогической мысли в России оказали труды С. по истории педагогики и народного образования. Ему принадлежит также ряд оригинальных работ по истории русской литературы - статьи об А.Д. Кантемире, А.П. Сумарокове и др., а также монографии, посвящённые А.С. Пушкину и А.С. Шишкову.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 409)

-------------------

- литературовед, историк педагогики в России в XVIII столетии.

(Ланин Б.А. Литературное образование в XIX - начале XXI века. - М., 2005. С. 6-7)

СТРАННОЛЮБСКИЙ, АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ

СТРАННОЛЮБСКИЙ, АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ (1839-1903) - педагог, математик. По окончании Морского кадетского корпуса преподавал в нём математику (1868-94). Работал в Василеостровской бесплатной школе; усовершенствовал курс школьной алгебры, сделав его более доступным для учащихся. С конца 60-х гг. принимал участие в организации образования женщин, разработке проекта создания Высших женских курсов. В 1878 С. - один из учредителей Общества для доставления средств Высшим женским курсам (в течение 12 лет его секретарь). В 1890-1900 участвовал в деятельности Русского технического общества и Петербургского комитета грамотности.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 409)

СТРАНСТВУЮЩИЕ УЧИТЕЛЯ

СТРАНСТВУЮЩИЕ УЧИТЕЛЯ - Наиболее яркими примерами С.у. служили софисты в Древней Греции - наёмные учителя, передвигающиеся из города в город, а также буддийские и раннехристианские миссионеры и проповедники, совмещавшие в своей деятельности задачи просвещения народа и обращения в свою веру. В средние века появились С.у. из среды т.н. бродячих школяров, которые переходили от одного наставника к другому и по мере постижения доступных дисциплин сами становились учителями (чаще всего начальной школы). Другую многочисленную группу С.у. в Средневековье составляли странствующие проповедники, применявшие различные, в зависимости от аудитории, приёмы и методы духовно-нравственного воспитания. Нередко С.у. передвигались вместе с группой постоянных учеников и помощников, воспринимая свою деятельность как род духовного паломничества.

В период новой и новейшей истории высшей ступенью развития института С.у. можно считать передвижную школу. В России с 70-80-х гг. 19 в. такие школы существовали у кочевых и полуосёдлых народов, в районах казачьих поселений и регионах с малой плотностью населения.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 279)

-------------------

См. также Средние века

СТРАТЕГИЯ

СТРАТЕГИЯ - издательский дом, ООО, Москва. Детская, образовательная, учебная литература.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 479)

-------------------

См. также Издательства РФ

СТРАТИФИКАЦИЯ( В ОБРАЗОВАНИИ)

СТРАТИФИКАЦИЯ( В ОБРАЗОВАНИИ) - разделение сферы образования на страты (различные типы учебных заведений) в соответствии с образовательными потребностями, возможностями и способностями человека.

(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 143)

СТРАХИ( У ДЕТЕЙ)

СТРАХИ( У ДЕТЕЙ) - эмоционально насыщенное чувство беспокойства в ответ на реальную или воображаемую угрозу. В ситуации явной опасности С. имеют характер инстинктивной оборонительной реакции. В др. случаях С. социально опосредованы, обусловлены жизненным опытом и имеют не безусловный, а условный характер. Это С. перед к.-л. событиями, наказанием и осуждением, перед животными и сказочными чудовищами и т.д. Подобные С. также выполняют защитные функции, являясь своего рода средством самоконтроля и саморегуляции. Они могут выражаться в неясном волнении, опасениях и тревоге и т.д., быть диффузными, неопределёнными.

С. могут быть свойственны определённому возрасту, уровню психического развития, а также встречаться при некоторых заболеваниях, в частности неврозах. Участие родителей в разрешении эмоциональных проблем детей, общение с ними, взаимопонимание в семье - необходимые условия преодоления С. и формирования психически здоровой личности.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 279)

-------------------

См. также Нарушения интеллекта, Тревожность

СТРЕКОЗА

СТРЕКОЗА - издательство, ООО, Москва. Детская, учебно-методическая и другая литература.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 479)

-------------------

См. также Издательства РФ

СТРЕСС, СТРЕСС-РЕАКЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СТРУКТУРА УРОКА

СТРУКТУРА УРОКА - соотношение компонентов урока в их определенной последовательности и взаимосвязи между собой.

(Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. - М., 2005. С. 420)

СТРУМИЛИН( СТРУМИЛО-ПЕТРАШКЕВИЧ), СТАНИСЛАВ ГУСТАВОВИЧ

СТРУМИЛИН( СТРУМИЛО-ПЕТРАШКЕВИЧ), СТАНИСЛАВ ГУСТАВОВИЧ (1877-1974) - экономист, академик АН СССР (1931). В 1921-37 и 1943-51 на руководящей работе в Госплане СССР; одновременно преподавал в вузах и АОН (1948-74). Разрабатывал проблемы экономической эффективности народного образования. Установил научные методы определения оптимального периода школьного обучения и размеров расходов на образование каждого рабочего с учётом роста национального дохода государства. Показал сравнительную экономическую выгоду образования для работников умственного труда. Сформулировал закон "убывающей продуктивности", согласно которому с возрастанием количества ступеней обучения снижается его экономическая рентабельность для государства, а квалификация рабочих повышается медленнее, чем число лет, затраченных на его обучение. Выводы С. о высокой рентабельности обучения в вузах преимущественно малоимущих выходцев из рабочих и крестьян подтверждали окупаемость бесплатного высшего образования и содержания студентов за государственный счёт, а также давали возможность обосновать обязательную 3-летнюю работу выпускников вузов по распределению. С 60-х гг. некоторые взгляды С. на экономику образования подвергались критике.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 409)

СТРУМИНСКИЙ, ВАСИЛИЙ ЯКОВЛЕВИЧ

СТРУМИНСКИЙ, ВАСИЛИЙ ЯКОВЛЕВИЧ (1880-1967) - теоретик и историк педагогики, член-корреспондент АПН РСФСР (1945). Преподавал в духовных и светских учебных заведениях. Вёл научную деятельность в Программно-методическом институте (1932-37), НИИ школ Наркомпроса РСФСР (1938-44), Институте теории и истории педагогики АПН РСФСР (1944-67). В 20-х гг. разрабатывал проблемы теории единой трудовой школы II ступени. В 30-е гг. занимался историей педагогики, в т.ч. историей русской школы. Предложил классификацию педагогических течений, осн. на взаимосвязи их социальных и педагогических характеристик. Сформулировал положение о социальном значении и общественно преобразующей роли педагогики, считал социально-классовые факторы доминирующими. Важнейшая заслуга С. - исследование творчества К.Д. Ушинского и подготовка к печати наиболее полного собрания сочинений Ушинского в 11 томах (1948-52). Подготовил также публикации педагогического наследия В.Ф. Одоевского, П.Г. Редкина, Н.Х. Весселя и др.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 409-410)

СТУДЕНТЫ

СТУДЕНТЫ - лица, которые в установленном порядке зачислены в высшее или среднее профессиональное (специальное) учебное заведение для обучения по основной образовательной программе.

(Словарь согласованных терминов и определений в области образования государств-участников Содружества Независимых Государств. - М., 2004. С. 84)

-------------------

См. также Обучающийся

СТЫД

СТЫД - эмоциональное и моральное чувство, в котором человек выражает осуждение, неудовлетворённость или обвинение своих действий и мотивов. С. означает осознание человеком реального или мнимого несоответствия его поступков, принятым в данном обществе нормам морали. Представления о С. могут быть различны в разных социальных общностях. То, что принято считать постыдным в одном обществе, может иметь совершенно иной смысл в другом.

Человек может переживать безнравственность своего поведения как самостоятельно, так и под влиянием общественного мнения. С. можно также испытывать не только за себя, но и за поступки близких людей. С. - неотъемлемое качество личности, но люди имеют различный порог С., обусловленный личностными особенностями и ценностными ориентациями данного общества. С. считается самой рефлексирующей эмоцией. Стремление избежать переживания С. способствует развитию самосознания и самокритичности.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 280)

СУБКУЛЬТУРА

Статья большая, находится на отдельной странице.

СУВОРОВСКИЕ ВОЕННЫЕ УЧИЛИЩА (СВУ)

СУВОРОВСКИЕ ВОЕННЫЕ УЧИЛИЩА (СВУ) - в Рос. Федерации полные средние учебные заведения, обеспечивающие общее образование и военную подготовку для службы в офицерском звании. Получили название в честь русского полководца А.В. Суворова. Созданы в СССР в 1943 для детей погибших защитников Родины во время Великой Отечественной войны. Прообразом СВУ были кадетские корпуса. В Рос. Федерации действуют СВУ: Екатеринбургское (бывшее Орловское, осн. в Ельце), Казанское, Московское (до 1965 Горьковское), С.-Петербургское, Тверское, Ульяновское (с 1991; переформировано в Гвардейское высшее танковое), Уссурийское (до 1956 Курское). В СВУ принимаются мальчики в возрасте 14-15 лет, окончившие 8 классов общеобразовательной школы, годные по состоянию здоровья к обучению и дальнейшей воинской службе. Учащиеся получают общеобразовательную, физическую и психологическую подготовку, а также умения и навыки, позволяющие исполнять обязанности командиров курсантских отделений в военных училищах.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 280)

-------------------

Ц4,6(2)398

СУГГЕСТИЯ

СУГГЕСТИЯ (от лат. suggestio - внушение, намек) - процесс вербального (словесного) и невербального, эмоционально окрашенного воздействия на психику человека с целью создания у него определённого состояния, порождения некоторых представлений, побуждений к к.-л. действиям. Связана со снижением осознанности и критичности при восприятии и реализации внушаемого содержания, с отсутствием целенаправленного активного его понимания, развёрнутого логического анализа и оценки в соответствии с прошлым опытом и данным состоянием человека. Содержанию сознания, усвоенному по механизму С., в дальнейшем присущ устойчивый и консервативный характер; оно с трудом поддаётся осмыслению и коррекции, представляя собой совокупность "внушённых установок".

В экспериментальной психологии С. иногда служит приёмом для направленного изменения эмоционального состояния, мотивации, установок личности. В педагогике предпринимаются попытки использования С. в процессе обучения - т.н. суггестопедия.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 281)

-------------------

- новое педагогическое понятие; то же, что внушение; воздействие на человека, связанное со снижением сознательности и критичности при восприятии; воздействие на человека в отсутствие у него целенаправленного понимания, развернутого логического анализа.

(Л.И. Савва, Т.А. Пономарев "Словарь-самоучитель по педагогике межличностного познания". Магнитогорск, 2003., с.64, 80)

-------------------

См. также Лозанов, Георги Кирилов

СУДАРУШКИН, ВИКТОР БОРИСОВИЧ

СУДАРУШКИН, ВИКТОР БОРИСОВИЧ (1936-1986) - режиссёр театра кукол, народный артист РСФСР (1981), заслуженный деятель искусств РСФСР (1970). Работал в ленинградском Большом театре кукол; с 1965 гл. режиссёр. Педагогическую роль кукольного театра С. понимал как влияние на детей без морализаторства собственными театральными средствами.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 410)

СУЖДЕНИЕ

СУЖДЕНИЕ - 1. высказывание;

2. умственный акт, выражающий отношение говорящего к содержанию высказываемой мысли. С. может быть истинным или ложным. Образуется путём применения предикативных слов (выражающих свойства и отношения) к объекту мысли.

С. делятся на простые и сложные. Простые С. могут быть атрибутивными (выражают принадлежность свойства отдельному предмету) или С. отношения (речь идёт о двух или более объектах, между которыми существуют различные отношения). Атрибутивные С. по качеству делятся на утвердительные и отрицательные, по количеству - на общие, частные и единичные. Существует деление С. и по другим признакам.

Сложные С. состоят из нескольких простых. Вывод одного С. из других называется умозаключением.

Умением строить С. человек овладевает постепенно. Только к концу 3-го года жизни ребёнок начинает произносить отдельные С. Первоначально С. - это простое, грамматически не связанное сочетание слов, иногда даже одно слово. В основе образования С. лежит обобщение. Правильность детских С., степень их соответствия действительности находятся в прямой зависимости от качества обобщений.

Психолого-педагогические наблюдения показывают, что отдельные формы С. развиваются не одновременно. Раньше всего формируются С., констатирующие что-либо. Сложные С., отражающие множественность зависимостей между явлениями, появляются позже простых и основываются на них.

В процессе обучения учитель должен знакомить учащихся с типами логических связей в С. и учить их выявлять логический смысл грамматических союзов, определять необходимые и достаточные условия, что позволит учащемуся строить С. к конкретному явлению.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 281)

СУЗУКИ МЕТОД

СУЗУКИ МЕТОД - см. Сузуки, Чиниси

СУЗУКИ, ЧИНИСИ

СУЗУКИ, ЧИНИСИ (1898-1998) - японский педагог, доктор философии, разработавший методику музыкального воспитания детей раннего возраста, известную как "Педагогика Сузуки" или "Сузуки метод".

(Honda, Masaaki Shinichi Suzuki: man of love. - Princeton (N.J.), 1984. p. 6-70)

Щ313(5Я)6-83Сузуки

СУИЦИД

СУИЦИД (англ. suicide - самоубийство) - акт самоубийства, совершаемого человеком в состоянии сильного душевного расстройства либо под влиянием психического заболевания, а также осознанный акт устранения из жизни под воздействием стрессов, острых психотравмирующих ситуаций, когда собственная жизнь утрачивает для человека смысл (см. Смысл жизни). С. наиболее часто встречается в подростковом возрасте. Подростки, оказавшись в силу возрастных и психических способностей в нестандартных ситуациях, способны совершить С. Причиной С. может послужить непонимание со стороны родителей, педагогов, безответная любовь и даже плохая оценка. Достаточно часто подростки не имеют намерения в действительности лишить себя жизни и предпринимают попытки С. (либо угрожают совершить С.), чтобы привлечь к себе внимания, добиться т.о. своих целей. С. часто совершают дети из т.н. группы риска - трудные дети, дети с отклоняющимся поведением и запущенностью педагогической и пр. Любые попытки или угрозы С. являются серьёзным сигналом о неблагополучном состоянии нравственного и психического здоровья подростка. Большинство таких детей нуждается в психолого-педагогической и медицинской помощи. В экстренных случаях помощь могут оказать телефоны доверия, центры кризисной психотерапии и пр.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 281)

-------------------

См. также Наркомания, Смысл жизни

СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ - Сургут Тюменской обл., ул. Артёма, 9. Психология, педагогика и методика дошкольного образования, педагогика и методика начального воспитания, специальная дошкольная педагогика и психология.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 471)

-------------------

См. также Педагогические высшие учебные заведения

СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ - Сургут Тюменской обл., ул. Энергетиков, 14. Психология, валеология.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 474)

-------------------

См. также Университеты

СУРДОПЕДАГОГИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

СУРДОТЕХНИКА

СУРДОТЕХНИКА - технические средства для коррекции и компенсации нарушений слуха и речи. С. также называется отрасль приборостроения, разрабатывающая сурдотехнические средства. С. позволяет полнее использовать сенсорные возможности человека при полной или частичной глухоте. Действие сурдотехнической аппаратуры основано на преобразовании речевой и другой информации в сигналы, воспринимаемые остаточным слухом, зрением или осязанием. С. является одним из средств коррекционной (специальной) педагогики и сурдопедагогики.

Первые упоминания о С. (слуховые трубки, рожки и др.) относятся, по свидетельству древнеримского врача Галена, ко 2 в. до н.э. В 16 в. итальянский учёный Дж. Кардано использовал металлический сосуд, вибрацию которого глухие воспринимали с помощью осязания. Первые электрические слуховые аппараты появились в конце 19 в. в США, в России - в 1903. Интенсивное развитие С. в 50-е гг. 20 в. обусловлено развитием радиоэлектроники. Значительный вклад в разработку отечественной С. внёс В.А. Цукерман.

Средства С. разделяются на индивидуальные и коллективные. Индивидуальные средства С. - слуховые аппараты (карманные и заушные), состоящие из микрофона, электронного усилителя и телефона. Аппаратура коллективного пользования (в условиях группы, класса) состоит из микрофонов и головных телефонов учащихся, центрального усилителя и системы коммутации. Существуют также различные беспроводные системы (передача звука осуществляется с помощью радиоволн, магнитного или инфракрасного излучения и пр.). В учебных заведениях применяются различные системы оповещения, основанные на световых сигналах. Телефонная связь обеспечивается приставками к телефонным аппаратам. Ведётся разработка более совершенных сурдотехнических приборов, выполняющих функции индивидуальных и коллективных аппаратов.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 282)

СУХОДОЛЬСКИЙ (SUCHODOLSKI), БОГДАН

СУХОДОЛЬСКИЙ (SUCHODOLSKI), БОГДАН (1903-1992) - польский педагог, философ, историк науки и культуры, действительный член Польской АН (1952), профессор (1938). Преподавал в Львовском и Варшавском университетах. В 1958-68 директор Института педагогических наук, в 1958-74 председатель Комитета педагогических и психологических наук Польской АН и зав. кабинетом истории науки и техники АН. В ПНР возглавлял Национальный совет по культуре. Разрабатывал проблемы личности в обществе и истории. Сформулировал концепцию "воспитания для будущего", согласно которой скрытые возможности большого коллектива и способности личности, входящей в него, можно совершенствовать путём включения людей в активную общественную, творческую, научную и другие виды деятельности.

В 70-х гг. проанализировал систему образования Польши в 1918-69, в т.ч. проблемы зависимости образования от исторических и общественно-политических событий. Особо выделил роль Эдукационной комиссии. Стремился осмыслить природу человека как творца и результата развития культуры, теоретико-познавательные возможности и способности, биологические и социальные факторы развития и т.д. В 80-х гг. освещал вопросы воспитания в духе мира ("Воспитание для мира", 1983). Автор мн. современных учебников и пособий по педагогике. Поч. директор МГУ (1989), учебных и научных центров других стран.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 410)

СУХОМЛИНСКИЙ, ВАСИЛИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

СУХОМЛИНСКИЙ, ВАСИЛИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1918-1970) - педагог, член-корреспондент АПН СССР (1957), кандидат педагогических наук (1955), заслуженный учитель школы УССР (1958), Герой Социалистического Труда (1968). С 1948 директор Павлышской средней школы. Создал оригинальную педагогическую систему, основывающуюся на принципах гуманизма, признании личности ребёнка высшей ценностью процессов воспитания и образования, творческой деятельности сплочённого коллектива педагогов-единомышленников и учащихся. Коммунистическое воспитание С. понимал как формирование "мыслящих личностей", а не послушных исполнителей партийных команд. С. строил процесс обучения как радостный труд; большое внимание уделял формированию мировоззрения учащихся; важную роль в обучении отводил слову учителя, художественному стилю изложения, сочинению вместе с детьми сказок, художественных произведений и пр. ("Сердце отдаю детям", 1969). Разработал комплексную эстетическую программу "воспитания красотой". Система С. противостояла авторитарному воспитанию и критиковалась официальными педагогическими кругами за "абстрактный гуманизм". В целостном виде взгляды С. представлены в "Этюдах о коммунистическом воспитании" (1967) и др. произведениях. Его идеи воплощены в практику мн. школ. Созданы Международная ассоциация В.А. Сухомлинского и Международное объединение исследователей С., педагогический музей С. в Павлышской школе (1975).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 410)

СФЕРА

СФЕРА - творческий центр, ООО, Москва. Образовательная, учебная (по истории России) литература.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 479)

-------------------

См. также Издательства РФ

СХОЛАСТИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

СЦИЕНТИЗМ

СЦИЕНТИЗМ - в философии представляет философско-гуманитарную ориентацию на науку. В педагогике выражается в признании конкретных научных знаний наивысшей культурной ценностью и сущностью мировоззрения, таким образом умаляется значимость нравственных, духовных, этических и эстетических ценностей, напоминает подражание точным наукам.

(Кичева И.В. Обогащение педагогической терминологии в 90-е годы XX века. - Пятигорск, 2004. С. 109-110)

-------------------

См. также Гуманитаризация образования

СЧАСТЬЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СЪЕЗДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ( И ПО НАРОДНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ)

Статья большая, находится на отдельной странице.

СЪЕЗДЫ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СЪЕЗДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СЫКТЫВКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

СЫКТЫВКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ - Сыктывкар, Октябрьский просп., 55. Психология, социальная работа.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 474)

-------------------

См. также Университеты

СЫТИН, ИВАН ДМИТРИЕВИЧ

СЫТИН, ИВАН ДМИТРИЕВИЧ (1851-1934) - издатель-просветитель. В 1876 открыл литографию для печатания лубочных картинок. В 1883 организовал издательскую фирму; работал для издательства "Посредник", выпускавшего доступные для народа книги. В 90-х гг. стал крупнейшим книгоиздателем, выпускал художественные, научно-популярные и прикладные книги, которые отличались высоким уровнем полиграфического исполнения и были предельно дёшевы. Важнейшим направлением деятельности С. было издание книг для детей, для подготовки которых он привлекал видных учёных, иллюстраторов. Издательством С. были выпущены рекомендательные каталоги детской литературы, предназначенные для учителей и родителей. С 1891 С. выпускал журнал "Вокруг света", ставший одним из самых популярных изданий для юношества.

С 1904 в издательстве С. велась коллективная работа педагогов (В.П. Вахтеров, Е.А. Звягинцев, Н.В. Чехов и др.), общественных деятелей и различных организаций по подготовке учебников и пособий для народных школ. Издавались учебные книги по русскому языку, математике, естествознанию, буквари и хрестоматии для чтения, пособия для обучения взрослых, разнообразный материал по рисованию и ручному труду, внешкольной работе. Важная роль отводилась изданию новейшей литературы по педагогике и народному образованию. Большое значение имели предпринятые С. массовые издания русских классиков, учебной и справочной литературы, популярных энциклопедий ("Народная энциклопедия научных и прикладных знаний", т. 1-14, 1910-12; "Детская энциклопедия", т. 1-10, 1913-14). После 1917 типографии С. были национализированы. С. работал консультантом Госиздата.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 410)

Предыдущая страница Следующая страница