Наши партнеры

https://volga.news/article/645327.html

Педагогический словарь
Статьи на букву "Т" (часть 1, "ТАБ"-"ТИП")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Т" (часть 1, "ТАБ"-"ТИП")

ТАБА (TABA), ХИЛЬДА

ТАБА (TABA), ХИЛЬДА (1902-1967) - американский педагог. По окончании Тартусского университета жила и работала в США. Зав. учебными программами в Далтон-скул в Нью-Йорке, преподавала в университетах США. Профессор педагогики Калифорнийского университета (1951-67). Т. известна работами в области теории содержания образования. Её книга "Теория и практика разработки учебных программ" (1962) получила международную известность.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 410)

ТАГАНРОГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

ТАГАНРОГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ - Таганрог Ростовской обл., ул. Инициативная, 48. Педагогика и методика начального образования, социальная педагогика.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 471)

-------------------

См. также Педагогические высшие учебные заведения

ТАГАНРОГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РАДИОТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ТАГАНРОГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РАДИОТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ - Таганрог Ростовской обл., Некрасовский пер., 44. Психология.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 474)

-------------------

См. также Университеты

ТАГАНРОГСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ

ТАГАНРОГСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ - Таганрог, ул. Петровская, 45. Психология.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 476)

-------------------

См. также Негосударственные ВУЗы

ТАГОР, РАБИНДРАНАТ

ТАГОР, РАБИНДРАНАТ (1861-1941) - индийский писатель, философ, просветитель, педагог, общественный деятель. Лауреат Нобелевской премии (1913). Просвещение считал осн. средством обновления общества и возрождения индийской культуры. Участвовал в разработке теоретических основ национальной системы образования. Назначение школы видел в органическом включении воспитанника в систему природных, общественных и космических связей. Решающее значение в формировании личности ребёнка придавал учителю- наставнику (гуру). Открыл (1901) в поместье Шантиникетон "Школу поэта", которой руководил 40 лет. Разработал ряд школьных учебников, в т.ч. грамматику и книги для чтения на бенгальском языке, курс "Знакомство с Вселенной" и др. В 1921 на базе школы был открыт международный университет Вишва-Бхарати.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 410)

ТАГУТИ МЕТОДЫ

ТАГУТИ МЕТОДЫ - методы оценивания качества своей деятельности, основанные на робастном проектировании, на структурировании функции качества, на функции потерь качества (инженеринг качества), в основе которых лежит математическая статистика. Г. Тагути, возглавляет институт в Америке, где проводит обучение этим методам, в том числе и для образовательных процессов.

(Щипанов В.В., Чернова Ю.К., Крылова С.А. Математическое моделирование образовательных процессов. - Тольятти, 2005. С. 5, 12-13, 20)

-------------------

См. также Квалитативное образование, Робастное проектирование

ТАГУТТИ Г.

ТАГУТТИ Г. - см. Тагути методы

ТАЖИБАЕВ, ТУЛЕГЕН ТАЖИБАЕВИЧ

ТАЖИБАЕВ, ТУЛЕГЕН ТАЖИБАЕВИЧ (1910-1964) - казахский историк педагогики, академик АН Казахской ССР (1954), д-р педагогических наук (1962), профессор (1949). В 1940 нарком просвещения Казахской ССР. Занимал ряд государственных постов. В 1947-54 ректор, с 1961 зав. кафедрой педагогики и психологии Казахского университета. Автор трудов по истории русской и казахской школы и педагогической науки, в т.ч. фундаментальных монографий "Просвещение и школы Казахстана во 2-й половине XIX в." (1962), "Педагогическая мысль в Казахстане во 2-й половине XIX в." (издана в 1965, посмертно) и др.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 410)

ТАКТ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

ТАКТ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ - принцип меры, который педагог должен соблюдать в процессе общения с детьми. Т.п. - неотъемлемая часть воспитательного взаимодействия взрослых и детей, осн. на чувстве взаимного уважения и взаимной ответственности. Т.п. определяется педагогическим мастерством, опытом, уровнем культуры и личностными качествами педагога. Т.п. выражается в умении найти оптимальные меры воспитательного воздействия в любых ситуациях (в т.ч. и конфликтных), не унижая достоинство ребёнка и не вызывая у него сопротивления воспитанию. Т.п. требует от педагога постоянного контролирования собственного поведения и умения предвидеть возможные последствия своих воспитательных воздействий. Т.п. - это выработка педагогом своего стиля общения с воспитанниками в разных сферах деятельности (строгого и корректного на уроке, непринуждённого в неформальной обстановке и пр.).

Педагог, не владеющий Т.п., ставящий себя выше своих воспитанников, может легко перейти на позиции авторитарного воспитания, формализма, морализаторства и нанести непоправимый вред развитию личности ребёнка. Опасна и другая крайность - попытка установить с детьми отношения "панибратства", которые принижают авторитет педагога. Т.п. в сочетании с индивидуальным подходом к воспитанию позволяет установить между воспитателем и воспитанником атмосферу взаимопонимания и духовной общности.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 285)

-------------------

- чувство меры, сознательная дозировка действия, и способность проконтролировать его и, если это необходимо, уравновесить одно средство другим.

(Психолого-педагогический словарь-спавочник. Сост. Лобейко Ю.А., Борозинец Н.М. - М., Ставрополь, 2004. С. 217)

ТАЛАНТЛИВЫЕ ДЕТИ

ТАЛАНТЛИВЫЕ ДЕТИ - см. Одарённые дети

ТАЛИОН

ТАЛИОН (лат. talio - возмездие, равное по силе преступлению) - 1. категория истории нравов, более известная под названием равного возмездия;

2. древний обычай, регулировавший взаимоотношения между кровно-родственными объединениями на основе равенства в оскорблении и обязывавший ограничиваться в воздаянии ущербом, точно соответствующем нанесённому вреду.

Классической считается ветхозаветная формула Т.: "Душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу". Генетически Т. выступает как кровная месть. Основой Т. являлась не столько потребность стимулирования мести, сколько необходимость её сдерживания. Т. ставил предел вражде, требуя строго, по возможности буквально, соразмерять возмездие с полученным ущербом. Т. вошёл в историю, во-первых, как воплощение уравнительной справедливости, во-вторых, как исторически первая форма легитимного насилия.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 285)

ТАЛМУД-ТОРА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТАЛЫЗИНА, НИНА ФЁДОРОВНА

ТАЛЫЗИНА, НИНА ФЁДОРОВНА (р. 1923) - д-р психологических наук (1970), профессор (1971), действительный член РАО (1989; Отделение психологии и возрастной физиологии). С 1960 работает в МГУ (в 1963-95 зав. лабораторией педагогической психологии), директор Центра по переподготовке работников сферы образования МГУ.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 463)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ - Тамбов, ул. Интернациональная, 33. Психология, социальная работа, дошкольная педагогика и психология, педагогика и методика начального образования, социальная педагогика.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 474)

-------------------

См. также Университеты

ТАНГЯН, СЕМА АМАЗАСПОВИЧ

ТАНГЯН, СЕМА АМАЗАСПОВИЧ (р. 1926) - д-р педагогических наук (1976), член-корреспондент РАО (1993; Отделение философии образования и теоретической педагогики).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 468)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

ТАО-СИНЧЖИ

ТАО-СИНЧЖИ (1881-1946) - китайский педагог. Получил образование в университетах США. Сторонник прагматистской педагогики. В 1923 был избран председателем Китайского общества содействия прогрессу образования. В 1939 осн. Общество жизненного воспитания.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 410)

ТАРАСОВ, НИКОЛАЙ ГРИГОРЬЕВИЧ

ТАРАСОВ, НИКОЛАЙ ГРИГОРЬЕВИЧ (1866-1942) - методист-историк, искусствовед, краевед, д-р педагогических наук (1940), заслуженный деятель науки РСФСР (1940). Зав. кафедрой истории МГПИ (с 1938). Один из авторов первого советского учебника по истории СССР для начальной школы (1937-55), автор учебных и методических пособий, статей по истории русского и зарубежного искусства, ряда краеведческих работ по истории Москвы.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 410-411)

ТАРТУСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ТАРТУСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ - осн. в 1632 под названием Академия Густавиана как шведское высшее учебное заведение с обучением на латинском языке. Действовал в 1632-65 и 1690-1710; в 1896 - в Пярну. Вновь открыт в 1802 как русский университет (до 1893 обучение осуществлялось на немецком языке, в 1893-1918 - на русском языке). До 1893 назывался Дерптским университетом, до 1918 Юрьевским. В 1828-39 при Т.у. действовал Профессорский институт, готовивший преподавателей для высших учебных заведений России. В 1918 на базе эвакуированной в Воронеж части Т.у. осн. Воронежский университет. В 1919 реорганизован в национальный университет с обучением на эстонском языке. С 1940 советский вуз с обучением на эстонском и русском языках. В 1990-91 вновь реорганизован в национальный университет. С Т.у. связана деятельность мн. рос. учёных (В.Я. Струве, К.Ф. Ледебур, К.М. Бэр и др.).

(Бим-Бад Б.М. "Педагогический энциклопедический словарь". М., 2002 г.. с.286)

ТАТАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ

ТАТАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ - Республика Татарстан, Казань, просп. Ибрагимова, 85а. Дошкольная педагогика и психология, педагогика и методика начального образования.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 474)

-------------------

См. также Университеты

ТАТИЩЕВ, ВАСИЛИЙ НИКИТИЧ

ТАТИЩЕВ, ВАСИЛИЙ НИКИТИЧ (1686-1750) - государственный деятель, учёный, педагог. Способствовал становлению в России истории как науки, положил начало некоторым специальным историческим дисциплинам, разрабатывал вопросы философии, экономики и др. Автор многотомной "Истории Российской с самых древнейших времён", словаря "Лексикон Российской" и других сочинений.

Т. был автором многочисленных проектов, направленных на распространение просвещения в стране. Гл. роль в просвещении уделял государству. Занимался исследованиями в области теории педагогики, школьной статистики, был одним из первых историков школы в России. В трактате "Разговор двух приятелей о пользе науки и училищ" (1733) настаивал на создании единого центра управления школами. В трактате содержится очерк истории просвещения в Европе и характеристика состояния учебного дела в России. Автор плана реорганизации сети учебных заведений (1733), в котором предусматривал открытие университетов, 4 гимназий, от 120 до 200 женских и мужских семинарий, академий ремёсел и др. Особую известность принесла Т. организация горнозаводских училищ и школ. Проекты Т. по развитию просвещения не нашли поддержки у правительства, сочинения распространялись в списках, однако его идеи оказали влияние на развитие школьного дела в 19 в.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 411)

ТАЮРСКИЙ, АНАТОЛИЙ ИВАНОВИЧ

ТАЮРСКИЙ, АНАТОЛИЙ ИВАНОВИЧ (р. 1939) - д-р экономических наук (1992), профессор (1996), действительный член РАО (2000; Отделение базового профессионального образования), генеральный директор УПО "Крайпрофобра", председатель Сибирского отделения РАО.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 463)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

ТВЕН (TWAIN), МАРК

ТВЕН (TWAIN), МАРК (псевдоним Сэмюэля Ленгхорна Клеменса, Clemens) (1835-1910) - американский писатель. Автор классических романов для детей: "Приключения Тома Сойера" (1876) и "Приключения Гекльберри Финна" (1884), аллегорической повести "Принц и нищий" (1882) и др.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 411)

ТВЕРСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ТВЕРСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ - Тверь, набережная Афанасия Никитина, 22. Психология.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 474)

-------------------

См. также Университеты

ТВЕРСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ТВЕРСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ - Тверь, ул. Желябова, 33. Психология, социальная работа, дошкольная педагогика и психология, педагогика и методика начального образования, логопедия.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 474)

-------------------

См. также Университеты

ТВЕРСКОЙ ИНСТИТУТ ЭКОЛОГИИ И ПРАВА

ТВЕРСКОЙ ИНСТИТУТ ЭКОЛОГИИ И ПРАВА - Тверь, ул. Благоева, 12. Психология.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 476)

-------------------

См. также Негосударственные ВУЗы

ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТВОРЧЕСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ

ТВОРЧЕСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ - выработка и воплощение учителем в постоянно меняющихся условиях учебно-воспитательного процесса, в общении с детьми оптимальных и нестандартных педагогических решениий. Т.п. характеризует наличие у педагога глубоких и всесторонних знаний и их критическую переработку и осмысление; способность к импровизации, основанной на знаниях и интуиции; умение видеть "веер вариантов".

(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 145)

-------------------

См. также Педагогическое мастерство

ТЕАТР( ДЛЯ ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА)

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТЕАТР ЗВЕРЕЙ ИМ. В.Л. ДУРОВА

ТЕАТР ЗВЕРЕЙ ИМ. В.Л. ДУРОВА - культурно-просветительское учреждение. Осн. в 1912 В.Л. Дуровым для популяризации разработанных им (при участии видных русских учёных) научных методов дрессировки; с 1919 - Уголок им. Дурова (с 1982 современное название). С 1938 организует представления для детей. В Т.з. имеется св. 200 животных. Демонстрируя детям высоконравственные образцы добра и любви по отношению к своим питомцам, Т.з. играет важнейшую гуманитарную роль в воспитании подрастающих поколений. Руководители: А.В. Дурова (1934-78), Н.Ю. Дурова (с 1978).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 287)

ТЕЗАУРУС

ТЕЗАУРУС - 1. лингвистический словарь языка с полной смысловой информацмей;

2. полный систематизированный набор данных о к.-л. области знания, позволяющий свободно ориентироваться в нем человеку или машине;

3. словарь учебной дисциплины, государственного образовательного стандарта.

(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 146)

ТЕКУЧЁВ, АЛЕКСЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

ТЕКУЧЁВ, АЛЕКСЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ (1903-1987) - языковед, методист, действительный член АПН РСФСР (1959), действительный член АПН СССР (1968), д-р педагогических наук (1952), профессор (1953). С 1919 на преподавательской работе в школе, рабфаках; позднее - в вузах Ростова, Нахичевани, Ставрополя. С 1932 в вузах Москвы: в Городском педагогическом институте им. В.П. Потёмкина (1933-41), МГПИ (1939-65; профессор, зав. кафедрой русского языка). В 1965-69 зав. сектором методики обучения русскому языку в НИИ ОП АПН РСФСР; в 1970-80 зав. кафедрой в МГПИ (с 1980 профессор). Автор работ по проблемам преподавания русского языка в школе, в т.ч. фундаментального труда "Методика преподавания русского языка в средней школе" (1958; 3 изд., 1980), систематизировавшего достижения отечественных исследователей русского языка.

Ещё в 20-х гг. Т. начал диалектологические исследования; был организатором и руководителем мн. студенческих диалектологических экспедиций. Обосновал необходимость дифференциации методики преподавания русского языка в зависимости от диалектной среды учащихся. На этой основе предложил принципиально новое направление в методике преподавания русского языка ("Основы методики орфографии в условиях местного диалекта", 1953).

С 1965 публиковал статьи о выдающихся лингвистах и методистах: Л.В. Щербе, Ф.И. Буслаеве, А.М. Пешковском и др. Результаты его историографических исследований отражены в "Очерках по методике обучения русскому языку" (1980), "Хрестоматии по методике русского языка" (1982).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 411)

ТЕКУЩАЯ АТТЕСТАЦИЯ

ТЕКУЩАЯ АТТЕСТАЦИЯ - см. Аттестация обучаемого

ТЕЛЕВИДЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ

ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ - служба экстренной психологической помощи для подростков. К работе этих служб привлекаются психологи, педагоги, социальные работники, представители общественных, религиозных организаций. Анонимные формы общения по Т.д. позволяют получать поддержку детям, оказавшимся в сложных жизненных ситуациях.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 288)

ТЕМПЕРАМЕНТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ

ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ - раздел педагогики, раскрывающий сущность, закономерности, движущие силы воспитания, его основные структурные элементы и методику.

(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 147)

ТЕОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ

ТЕОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ - см. Андрагогика, Педагогика взрослых

ТЕПЛОВ, БОРИС МИХАЙЛОВИЧ

ТЕПЛОВ, БОРИС МИХАЙЛОВИЧ (1896-1965) - психолог, действительный член АПН РСФСР (1945), заслуженный деятель науки РСФСР (1957). С 1929 работал в Психологическом институте в Москве. В 1958-65 гл. редактор журнала "Вопросы психологии". Исследования Т. связаны с проблемами зрительных и слуховых ощущений, умственных способностей, с разработкой психофизиологического подхода к изучению индивидуальных различий и др. Исследованиями Т. заложены основы новой отрасли психологической науки - дифференциальной психологии. Популяризации психологии содействовал его учебник для средней школы "Психология" (1946; 8 изд., 1954, переведён на мн. иностранные языки).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 411)

ТЕРЕНТЬЕВА, НАТАЛИЯ АЛЕКСЕЕВНА

ТЕРЕНТЬЕВА, НАТАЛИЯ АЛЕКСЕЕВНА (р. 1941) - д-р педагогических наук (1995), профессор (1990), член-корреспондент РАО (1992; Отделение образования и культуры), декан факультета музыки РГПУ им. А.И. Герцена.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 468)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

ТЕРМЕН (TERMEN), ЛЬЮИС МЕДИСОН

ТЕРМЕН (TERMEN), ЛЬЮИС МЕДИСОН (1877-1956) - американский психолог, профессор (1916). С 1922 зав. психологическим отделением Станфордского университета. С 1923 президент Американской психологической ассоциации. Принимал участие в разработке тестовых методик, разработал 10 серий различных тестов. На основе шкалы Бине - Симона создал (1916) систему тестов, получившую название шкалы Станфорд - Бине (или Бине - Термена). Эта шкала на несколько лет стала наиболее авторитетной методикой диагностики интеллекта в США. В 1937 создана (совместно с М. Меррилл) новая редакция шкалы. Т. исходил из понятия интеллекта как врождённого и неизменного психического феномена. Современные психологи считают такой подход необоснованным.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 411)

-------------------

См. также Интеллект

ТЕРМИНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТЕСТ

ТЕСТ (от англ. test - "испытание", "проверка") - стандартизированные, краткие, ограниченные во времени испытания, предназначенные для установления количественных и качественных индивидуальных различий.

(Самыкина Н. Построение тестовых заданий по информатике. - М., 2003. С. 4)

-------------------

См. также Тесты

ТЕСТИРОВАНИЕ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОЕ

ТЕСТИРОВАНИЕ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОЕ - стандартизированная процедура объективного измерения образовательных достижений испытуемого по различным учебным предметам. Необходимость развития Т.ц. обусловлена интересами различных субъектов образовательной системы в независимой объективной оценке результатов обучения. В Рос. Федерации система Т.ц. начала формироваться в конце 1999 - начале 2000 с создания Центра тестирования выпускников образовательных учреждений Рос. Федерации при МГПУ. Осн. цель Т.ц. - формирование демократических и равных для всех абитуриентов условий приёма в вуз. Т.ц. также является мерой социальной поддержки абитуриентов из отдалённых регионов, т.к. позволяет им проходить вступительные испытания по месту жительства. Т.ц. предоставляется учащимся как дополнительная платная образовательная услуга, участие в которой имеет сугубо добровольный характер.

Т.ц. не отменяет традиционных методов контроля, а дополняет их. Особенностями Т.ц. являются массовость проверки и использование единого методического инструментария, на основе которого сравниваются результаты учащихся. Результаты Т.ц. используются наряду с другими формами оценки знаний, например, экзаменом, собеседованием или интервью.

С 2001 в ряде регионов Рос. Федерации проводится эксперимент по проведению единого экзамена, в основе которого лежит Т.ц.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 288-289)

-------------------

См. также ЕГЭ, Образовательные технологии, Тренинг, Тренинг психологический

ТЕСТЫ

ТЕСТЫ (англ. test - проба, испытание, исследование) - 1. в психологии и педагогике - стандартизированные задания, по результатам выполнения которых судят о психофизиологических и личностных характеристиках, а также знаниях, умениях и навыках испытуемого.

2. В физиологии и медицине - пробные воздействия на организм с целью изучения различных физиологических процессов в нём, а также для определения функционального состояния отдельных органов, тканей и организма в целом.

3. В вычислительной технике - контрольная задача для проверки правильности работы ЭВМ.

4. В распознавании образов - множество функционально взаимозависимых признаков, характеризующих образ (класс).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 289)

-------------------

См. также Тест, Умственного развития уровень

ТЕСТЫ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ

ТЕСТЫ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ - упражнения, используемые для количественной оценки уровня развития конкретного физического качества или двигательного навыка человека. Т. должен быть стандартизирован по всем параметрам, влияющим на его результат, простым в выполнении и характеризовать только одно из свойств тестируемого. Оценка результата производится с помощью таблиц нормативов. Для всесторонней оценки физических возможностей человека составляются комплексы (батареи) Т. (например, комплекс "Готов к труду и обороне" - ГТО, тест мэра Москвы и т.п.), состоящие из упражнений на выносливость, быстроту, силу, гибкость, координационные способности и т.п.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 289)

-------------------

См. также Гигиена детей и подростков, Физическое воспитание

ТЁТКА, АЛЁНА ТЁТКА

ТЁТКА, АЛЁНА ТЁТКА (псевдоним; настоящие имя и фамилия Алоиза (Элоиза) Степановна Пашкевич) - (1876-1916)

- белорусская поэтесса, просветитель, педагог. Автор книг "Первое чтение для деток белорусов" и "Букварь" (1906), публицистических статей по проблемам просвещения. Книги Т. во многом предопределили развитие национальной учебной и детской литературы. Они проникнуты идеями народности, направлены на воспитание детей на положительных примерах из трудовой и бытовой жизни крестьян. Т. выступила как пропагандист демократических взглядов на проблемы народного просвещения.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 411)

ТЕХНИКУМЫ

ТЕХНИКУМЫ - средние специальные учебные заведения в Рос. Федерации для подготовки специалистов различных отраслей народного хозяйства, здравоохранения, культуры и просвещения (промышленные, медицинские, педагогические, музыкальные, театральные, культурно-просветительские и др.). Созданы в 1920. С 1937 относились преимущественно к учебным заведениям технического профиля (промышленные, строительные, транспорта, связи, сельского хозяйства), а также статистические, финансовые, торговые. Специалистов нетехнических и военных профилей готовят училища.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 289)

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ (ТСО)

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ (ТСО) - средства обучения, состоящие из экранно-звуковых носителей учебной информации и аппаратуры, с помощью которой проявляется эта информация. Экранно-звуковые средства (ЭЗС) подразделяются на звуковые (аудитивные) - грамзаписи, магнитные записи, радиопередачи; экранные (визуальные) - "немые" кинофильмы, диафильмы и пр.; экранно-звуковые (аудиовизуальные) - звуковые кинофильмы, телепередачи и пр. Особую группу средств обучения составляют лингафонные устройства (языковые лаборатории), а также обучающие машины и компьютеры.

Специфика всех ЭЗС заключается в способности сообщить такую учебную информацию, которую нельзя познать без специальной аппаратуры. Гл. средство передачи учебной информации - зрительный, звуковой или звукозрительный образы, предельно реалистично моделирующие объект, явление и процесс. Важная особенность ЭЗС - их документальная основа, фиксация фактов, событий, научных опытов и т.д. ЭЗС подразделяются на статичные (диафильмы, диапозитивы, транспаранты и пр.) и динамичные (кинофильмы, телепередачи, видеозаписи).

Новые перспективы использования ТСО, например их сочетание с компьютерами и микропроцессорной аппаратурой, создают условия для накопления и хранения значительных массивов учебной информации, оперативного её применения, для выработки новых форм общения учителя и учащихся, а также для самостоятельной работы учащихся.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 289)

-------------------

См. также Массовая коммуникация, Радиовещание, Средства обучения, Телевидение, Учебное кино

ТЕХНИЧЕСКИЕ УЧИЛИЩА (ТУ)

ТЕХНИЧЕСКИЕ УЧИЛИЩА (ТУ) - профессионально-технические учебные заведения в СССР в 1954-84, готовившие квалифицированных рабочих по 1297 специальностям, требующим повышенного образовательного уровня. Срок обучения составлял 1-1,5 г. К 1984 насчитывалось 1467 ТУ. Преобразованы в средние профессионально-технические училища.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 289)

-------------------

См. также ПТУ

ТЕХНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТИКТИНСКИЙ-ШКЛОВСКИЙ, ВИКТОР МАРКОВИЧ

ТИКТИНСКИЙ-ШКЛОВСКИЙ, ВИКТОР МАРКОВИЧ (р. 1928) - д-р психологических наук (1976), профессор (1984), дествительный член РАО (2001; член-корреспондент с 1995; Отделение психологии и возрастной физиологии), руководитель Федерального научно-методического центра патологии речи и нейрореабилитации Минздрава РФ.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 463)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

ТИПОГРАФСКАЯ ШКОЛА

ТИПОГРАФСКАЯ ШКОЛА - учебное заведение конца 17 в. в Москве. Принадлежала к числу т.н. грамматических училищ - школ повышенного типа, в которых наряду с чтением и письмом изучались церковно-славянская грамматика и греческий язык.

Т.ш. была открыта в "старой правильной палате" Московского печатного двора для подготовки квалифицированных справщиков (редакторов). Преподавательский состав Т.ш. составляли греки. Программа предусматривала три ступени обучения - начальную, "словенского языка" и греческого языка. Учителям - дидаскалам - помогали старосты из наиболее успевающих учеников. Первоначально на каждой ступени обучали чтению, затем письму. Перевод с одной ступени на другую осуществлялся по мере освоения курса. Учебными пособиями начального цикла служили "часословы", славянский язык учили по Апостолу. По числу учащихся Т.ш. была крупнейшим учебным заведением средневековой России и наряду с другими грамматическими школами подготовила почву для открытия Славяно-греко-латинской академии.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 289-290)

ТИПЫ КОНФЛИКТОВ

ТИПЫ КОНФЛИКТОВ - см. Виды конфликтов

Предыдущая страница Следующая страница