Наши партнеры

Ксенон лампы Филипс d2r
гипоксикатор авито объявления в москве купить купить гипоксикатор.

Педагогический словарь
Статьи на букву "У"

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "У"

УАЙТХЕД (WHITEHEAD), АЛФРЕД НОРТ

УАЙТХЕД (WHITEHEAD), АЛФРЕД НОРТ (1861-1947) - англо-американский математик, логик, философ и педагог; один из основоположников математической логики. В 1885-1911 преподавал в Кембриджском университете; с 1914 профессор математики и механики в Кембридже и Лондоне. С 1924 профессор философии Гарвардского университета. В 1937 вышел в отставку. Педагогические взгляды У. изложены в ряде его статей, докладов, лекций (1912-28) и в многократно переиздававшейся книге "Цели воспитания и другие сочинения" (1919, 1962). У. создал оригинальную теорию обучения, названную им "теорией ритма в обучении", в которой он исходил из того, что различные учебные предметы и методы их преподавания должны соответствовать определённым периодам интеллектуального развития учащихся. Он утверждал, что это развитие идёт по ступеням, с повторяющимися циклами: каждый цикл в какой-то степени повторяет предыдущие, но в то же время содержит новые, присущие только ему элементы. Следуя триаде Гегеля "тезис - антитезис - синтез", У. каждый законченный отрезок учебного процесса распределяет по 3 ступеням. Ступень А (учащиеся 13-14 лет) - стадия романтики, приобретения новой информации; ступень В (14-18 лет) - стадия точности, овладения мастерством; ступень С (18-23 года) - стадия обобщения полученных знаний.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 413)

УБЕЖДЕНИЯ

УБЕЖДЕНИЯ - осознанная потребность личности, побуждающая её действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями. Содержание потребностей, выступающих в форме У., отражает определённое понимание природы и общества. Образуя упорядоченную систему взглядов (политических, философских, этических и др.), совокупность У. выступает как мировоззрение человека.

Основа У. - широкие и глубокие знания. Для формирования У. необходимо единство знаний и особого отношения к ним, как к тому, что бесспорно отражает действительность и должно определять поведение. Действенность У. обусловлена потребностью руководствоваться ими в поведении, в повседневной деятельности. У. делают поведение человека последовательным, логичным, целеустремлённым.

Возрастом интенсивного формирования У. являются подростковый возраст и старший школьный возраст. У. связаны с формированием сознательного и критического отношения к действительности, с развитием понятийного мышления, умения соотносить общее и частное, анализировать и обобщать факты. Знания служат источником правильных и устойчивых У., если для них подготовлена почва путём создания у детей опыта общественных отношений, нравственного поведения. Необходимо так организовать воспитательное воздействие, чтобы имело место отчётливое, впечатляющее, а в ряде случаев непосредственное и эмоционально окрашенное переживание правильности тех или иных положений, их бесспорной доказанности жизнью, практикой.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 294)

УВАРОВ, СЕРГЕЙ СЕМЁНОВИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Статья большая, находится на отдельной странице.

УГОЛОВНО-ДОСРОЧНОЕ ОСВОБОЖДЕНИЕ( НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОТ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ)

УГОЛОВНО-ДОСРОЧНОЕ ОСВОБОЖДЕНИЕ( НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОТ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ) - Применяется в соответствии со статьёй Уголовного кодекса РФ, если совершеннолетний не нуждается в полном отбывании наказания (исправительные работы, лишение свободы) и доказал, что он стал на путь исправления соблюдением режимных требований в течение всего фактически отбытого срока. Досрочное освобождение может быть применено после фактического отбытия: не менее одной трети срока наказания, назначенного судом за преступление небольшой или средней тяжести; не менее половины срока наказания, назначенного за тяжкое преступление; не менее двух третей срока наказания за особо тяжкое преступление. Вопрос об У.-д.о. решается судом по ходатайству органа, исполняющего наказание.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 294)

УДИВЛЕНИЕ

УДИВЛЕНИЕ - педагогически целесообразная модификация исходного природного любопытства, предпосылка и значительная часть содержания интереса к жизни, познанию.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 294)

УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ - Республика Удмуртия, Ижевск, ул. Университетская, 1. Психология, социальная работа, педагогика и психология, педагогика и методика дошкольного образования, социальная психология, валеология.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 474)

-------------------

См. также Университеты

УДОВОЛЬСТВИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

УДОЧЕРЕНИЕ

УДОЧЕРЕНИЕ - см. Усыновление

УЕЗДНЫЕ УЧИЛИЩА( В РОССИИ)

УЕЗДНЫЕ УЧИЛИЩА( В РОССИИ) (англ. - uyerd schools, нем. - Kreisberufsschulen

- по Уставу 1804 открывались в губернских и уездных городах для подготовки учащихся "всякого звания" к поступлению в гимназию. Курс У.у. (2 года) продолжал курс приходского училища и включал Закон Божий, Священную историю, изучение книги "О должностях человека и гражданина", русскую грамматику и грамматику родного языка, чистописание, всеобщую и русскую историю, арифметику, начальные сведения по геометрии, физике, естественной истории, рисование. У.у. представляло, т.о., начальную школу повышенного типа.

После принятия Устава 1828 преемственность между У.у. и гимназией была нарушена. У.у., ставшие 3-классными, в основном предназначались для детей купцов, мещан и т.п. Из программ У.у. были устранены естественная история и некоторые другие предметы. С разрешения МНП при У.у. могли открываться "особые дополнительные курсы", которые давали начальное профессиональное образование. Всего в России было ок. 500 У.у. С 1872 У.у. преобразовывались в городские училища, однако в 1899 оставалось ещё 111 У.у.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 295)

-------------------

(Образовательная сфера. Авт.-сост. А.Л. Кураков. Под редакцией Л.П. Куракова. - М., 2006. С. 248)

УЗНАВАНИЕ

УЗНАВАНИЕ - см. Память

УЗНАДЗЕ, ДМИТРИЙ НИКОЛАЕВИЧ

УЗНАДЗЕ, ДМИТРИЙ НИКОЛАЕВИЧ (1887-1950) - психолог и философ, действительный член АН Грузинской ССР (1941). Педагогическую деятельность начал в 1910. В 1915 создал первую в Грузии женскую среднюю школу с преподаванием на грузинском языке. Один из основателей Тбилисского университета (1918), где открыл кафедру психологии и лабораторию экспериментальной психологии. В 1917 под руководством У. осн. Общество психологов Грузии. Со дня организации (1941) Института психологии Грузинской ССР (с 1950 им. Д.Н. Узнадзе) был его директором. Автор трудов по психологии мышления, речи, восприятия и др., первых учебников по психологии на грузинском языке. У. создал оригинальную теорию установки, рассматривающей установку как фактор целесообразно-приспособительного поведения.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 413)

УЛЬЯНОВ, ИЛЬЯ НИКОЛАЕВИЧ

УЛЬЯНОВ, ИЛЬЯ НИКОЛАЕВИЧ (1831-1886) - педагог, деятель образования. Отец В.И. Ленина. В 1855-69 преподавал физику и математику в Пензенском дворянском институте, в Нижегородской гимназии и женском училище. С 1869 инспектор, в 1874-86 директор народных училищ Симбирской губернии. В период деятельности У. в Симбирской губернии было открыто 450 школ, 89 татарских, мордовских, чувашских школ, св. 400 библиотек, построено св. 200 школьных зданий. Педагогические взгляды У. формировались под влиянием К.Д. Ушинского и русских писателей-демократов 19 в. Выступал за широкое разностороннее образование, равное для учащихся обоего пола, русских и других национальностей; считал, что обучение должно вестись на родном языке. Стремился на практике ликвидировать национальные и сословные ограничения.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 413)

-------------------

(Нижегородская школа XVIII - начала XX века: Очерки истории образования. Под редакцией И.В. Берельковского. - Н. Новгород, 2003. С. 227)

-------------------

Ч33(2)51-8Ульянов И.И.

УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ - Ульяновск, пл. им. 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, 4. Психология, дошкольная педагогика и психология, педагогика и методика начального образования.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 471)

-------------------

См. также Педагогические высшие учебные заведения

УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ - Ульяновск, ул. Л. Толстого, 42. Психология, социальная работа, валеология.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 474)

-------------------

См. также Университеты

УМ

УМ - см. Мышление

УМЕНИЯ

УМЕНИЯ - освоенные человеком способы выполнения действия, обеспечиваемые совокупностью приобретённых знаний и навыков. У. могут быть как практическими, так и умственными.

В отличие от навыков, У. может образовываться и без специальных упражнений в выполнении к.-л. действия. В этих случаях оно опирается на знания и навыки, приобретённые ранее, при выполнении действий, сходных с данным. Вместе с тем У. совершенствуются по мере овладения навыком. Высокий уровень У. означает возможность пользоваться разными навыками для достижения одной и той же цели в зависимости от условий действия. При высокоразвитом У. действие может выполняться в разных вариантах. Приобретённые человеком У. могут стать показателем уровня его общего умственного развития, качеств его ума.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 295)

УМЕРЕННОСТЬ

УМЕРЕННОСТЬ - одна из добродетелей, выражающаяся в самообладании, умении человека быть хозяином своих чувств, желаний, влечений как необходимом условии достижения нравственно обоснованной цели. Античные философы считали У. одной из кардинальных добродетелей наряду с мудростью, мужеством, справедливостью. И для Платона, и для Аристотеля У. является благой, прекрасной и полезной. Христианская трактовка У. определяется высшей целью самоотверженного служения Богу. Обладающий У. смиренен и удовлетворён, не подвержен гневу, тщеславию и отвергает "мирские похоти". В Новое время У. в отношении к чувственным удовольствиям чаще рассматривалась в качестве необходимого условия счастья, понимаемого как благополучие. И. Кант считал У. обязанностью человека по отношению к самому себе как животному существу. Направленная на сохранение природы человека в совершенстве, У. требует не допустить лишения себя способности физического и тем самым морального применения сил.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 295)

УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ

УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ - см. Нарушения интеллекта

УМСТВЕННАЯ ПРОДУКТИВНОСТЬ

УМСТВЕННАЯ ПРОДУКТИВНОСТЬ - эффективность интеллектуальных усилий человека, направленных на решение определённых задач, проблем и т.п. У.п. зависит в значительной мере от способностей личности и индивидуального темпа её умственной деятельности. Для каждого человека существует персональная граница доступного ему интеллектуального темпа. У.п. падает при значительном занижении или превышении этой границы - при избытке или дефиците времени, отводимого на решение задачи. Поэтому в образовательном процессе необходим рациональный подход к определению времени, необходимого для выполнения учебного задания учащимися. Время, отведённое для выполнения задач, необходимо ограничивать, но нельзя устанавливать для занятий и слишком узкие временные рамки. Нерациональный подход к определению У.п. создаёт искусственные трудности, приводящие к снижению У.п.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 295-296)

УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ УРОВЕНЬ

УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ УРОВЕНЬ - совокупность знаний, умений и сформировавшихся при их усвоении умственных действий. У.р.у. позволяет свободно оперировать этими знаниями и умениями в процессах мышления, обеспечивающих усвоение новых знаний и умений. У.р.у. отражает состояние познавательных и творческих возможностей личности. Информация об У.р.у. может быть получена либо путём длительных психолого-педагогических наблюдений, либо в результате проведения диагностических испытаний с помощью специальных методик. Так, критериально-ориентированное тестирование (см. Тесты), не охватывая всего У.р.у., даёт возможность установить, насколько он достаточен для усвоения учебных программ и выполнения заданий, представленных в конкретной учебной и профессиональной деятельности, выявить пробелы в знаниях и указать способы их ликвидации. При анализе У.р.у. необходимо исходить из принципа неразрывности связи и взаимной обусловленности содержания и формы мышления (Л.С. Выготский). Нарушение этой связи снижает эффективность мышления. Если содержание мышления отражает существенные стороны социальной и культурной среды, в которой проходили жизнь и деятельность данной личности, то усвоением этого содержания предопределён сформировавшийся у неё У.р.у. и её умственные действия могут оказаться недостаточными для усвоения нового содержания. Однако своеобразие У.р.у. обусловлено не только факторами онтогенеза, но и природными психофизиологическими особенностями личности. Это обнаруживается в деятельности мышления и, в частности, в складывающейся мотивации предпочтения личности по отношению к некоторым апробированным ею видам деятельности. По У.р.у. нельзя однозначно определить, сколько времени и усилий потребовалось личности для достижения этого уровня.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 296)

УМСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

УМСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ - развитие интеллектуальных способностей личности (см. Интеллект). У.в., понимаемое как "организация ума", может быть определено как группа положений, регламентирующих формы мысли и действия, независимо от того, на какой предмет направлена умственная деятельность. Такого рода правилам подчиняются способ отличия одних представлений от других, сопоставление новых представлений о к.-л. событии, предмете с прежними; деятельность, вызываемая стимулами, возникновение эмоций. Умственная деятельность обусловлена наследственными причинами, также большое значение имеет индивидуальный опыт. Человеческий опыт накопляется гл.о. благодаря часто повторяющимся впечатлениям. Один из осн. законов психологии утверждает, что повторение умственных процессов увеличивает лёгкость, с которой совершаются эти процессы, и уменьшает степень сопровождающей их сознательности. Т.о. происходит формирование привычек. Умственная деятельность у всех народов подчиняется одним и тем же законам, и её проявления зависят от характера индивидуального опыта, который, в свою очередь, обусловлен типом данной культуры. Качества ума отдельного человека (сила, скорость, точность, системность, многосторонность и др.) в большой степени определяются биологически наследуемыми особенностями нервной ткани и химико-электрических процессов, обслуживающих мышление. Т.о., различия в содержании ума, в системе понятий, которыми оперирует ум, складываются под влиянием окружающей культурной среды и индивидуального опыта человека. У.в. направлено на изучение содержания сознания в связи с изменениями личного опыта. Важнейшее направление У.в. - формирование теории роста и изменений в содержании сознания в зависимости от конкретных воздействий окружающей культурной среды.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 296)

УНИВЕРСИТЕТ

УНИВЕРСИТЕТ (от лат. universitas - совокупность) - высшее учебное заведение, которое реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования по широкому спектру направлений подготовки (специальностей); осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации, научных и научно-педагогических работников; выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук; является ведущим научным и методическим центром в областях своей деятельности.

Первые У. появились в 12-13 вв. в Италии, Испании, Франции, Англии. Первые У. в России - Академический университет (1726-66, С.-Петербург) и Московский (с 1755). В Рос. Федерации создаются государственные и негосударственные У., в т.ч. технического, медицинского, педагогического, аграрного и других профилей.

(Бим-Бад Б.М. "Педагогический энциклопедический словарь". М., 2002 г., с,296)

УНИВЕРСИТЕТ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ

УНИВЕРСИТЕТ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ - Москва, ул. Большая Полянка, 38. Психология.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 476)

-------------------

См. также Негосударственные ВУЗы

УНИВЕРСИТЕТ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ (ИЗДАТЕЛЬСТВО)

УНИВЕРСИТЕТ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ (ИЗДАТЕЛЬСТВО) - издательство, общественная организация, Москва. Методическая, учебная литература.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 479)

-------------------

См. также Издательства РФ

УНИВЕРСИТЕТСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТСКИЙ - научно-технический центр, ООО, Москва. Справочная (для абитуриентов), учебная и другая литература.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 479)

-------------------

См. также Издательства РФ

УНИВЕРСИТЕТ ШАНЯВСКОГО

УНИВЕРСИТЕТ ШАНЯВСКОГО - Московский городской народный университет им. А.Л. Шанявского, учрежден по инициативе и на средства либерального деятеля, золотопромышленника, отставного генерал-майора А.Л. Шанявского (1837-1905 гг.). В 1919 году академическое отделение влилось в МГУ.

(Образовательная сфера. Авт.-сост. А.Л. Кураков. Под редакцией Л.П. Куракова. - М., 2006. С. 249)

-------------------

См. также Рубинштейн, Моисей Матвеевич, Ферсман, Александр Евгеньевич, Шпет, Густав Густавович

УНИВЕРСИТЕТЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

УНИКУМ

УНИКУМ - издательство, АОЗТ, Москва. Литература для подростков.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 479)

-------------------

См. также Издательства РФ

УОТСОН (WATSON), ДЖОН БРОДЕС

УОТСОН (WATSON), ДЖОН БРОДЕС (1878-1959) - американский психолог, основоположник бихевиоризма. Д-р философии (1903). Преподавал в Чикагском университете (до 1908); ассистент Дж. Дьюи. В 1908-20 зав. психологической лабораторией, зав. кафедрой экспериментальной психологии в университете Дж. Хопкинса в Балтиморе. В 1920-30 читал курс бихевиоризма в Новой школе социальных исследований в Нью-Йорке. Редактировал журнал "Психологическое обозрение", "Журнал экспериментальной психологии" и др. Президент Американской психологической ассоциации (1915). В 1913 выступил с программой построения новой психологии, предмет которой - поведение. В 20-е гг. в популярных работах на педагогические темы рассматривал процесс воспитания как разновидность научения, придавая исключительное значение подкреплению приспособительных реакций. Работы У. стимулировали разработку объективных методов изучения психики, в т.ч. детской. Однако ложность исходных методологических посылок - отрицание сознания как особой формы регуляции поведения, сведение самого поведения к внешним приспособительным актам и др. - существенно ограничила позитивную ценность учения У. и обусловила в дальнейшем критический пересмотр позиций "ортодоксального" бихевиоризма.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 413-414)

-------------------

См. также Бихевиоризм

УОШБЁРН (WASHBURNE), КАРЛТОН УОЛСИ

УОШБЁРН (WASHBURNE), КАРЛТОН УОЛСИ (1889-1968) - американский педагог. Д-р педагогики (1918). Преподавал в сельских школах и в 1914-19 в педагогическом колледже Сан-Франциско (ставшем позднее университетом). Был суперинтентантом школ г. Виннетка (штат Иллинойс), где разработал систему обучения, известную под названием Виннетка-план. Возглавлял городскую Летнюю школу для учителей (1919-45). В 1943-49 работал в Италии, участвуя в организации системы школьного образования. С конца 40-х гг. директор отдела аспирантуры и программ подготовки учителей в Бруклинском колледже государственного университета в Нью-Йорке. С 1961 заслуженный профессор педагогики Мичиганского университета. Выдвинул идею предельной индивидуализации учебного процесса, при котором каждый учащийся занимается по индивидуальному плану (см. Индивидуализированного обучения системы). Свои взгляды на организацию учебного процесса изложил в книге "Лучшие школы" (1928). После 2-й мировой войны был советником по культуре в Италии, принимал участие в дефашизации итальянских школ, разработке учебной литературы. Выступил инициатором создания в Италии бойскаутской организации. Идеи У. о чётком планировании учебного процесса, о расчленении программы на отдельные мелкие единицы и др. использованы в программированном обучении. Являлся членом и руководителем крупных педагогических изданий. Автор учебников, редактор ряда педагогических изданий.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 414)

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

УПРАВЛЕНИЕ ШКОЛОЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

УПРАЖНЕНИЕ

УПРАЖНЕНИЕ - планомерно организованное повторное выполнение действия (умственного или практического) с целью его усвоения. У. лежит в основе приобретения тех или иных навыков и умений. В различных условиях обучения У. является либо единственной процедурой, в рамках которой осуществляются все компоненты процесса учения - уяснение содержания действия, его закрепление, обобщение и автоматизация, либо одной из процедур наряду с объяснением и заучиванием, которые предшествуют У. и обеспечивают первоначальное уяснение содержания действия и его предварительное закрепление. У. в этом случае обеспечивает завершение уяснения и закрепления, а также обобщения и автоматизации, что в итоге приводит к полному овладению действием и превращению его в умение или навык.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 297)

УПРЯМСТВО

УПРЯМСТВО - устойчивое негативистическое поведение, возникающее в ответ на любые предъявленные в категорической форме требования (см. Негативизм).

У. впервые возникает в детском возрасте как реакция активного протеста в ответ на подавление взрослым детской самостоятельности, недооценку индивидуальности ребёнка, попытки полностью контролировать его поведение, грубые и многочисленные запреты и т.п. В самом начале такая реакция представляет собой попытку ребёнка отстоять своё право на самостоятельные поступки, отстоять собственное "Я". В этом случае она играет положительную роль. Взрослые же обычно воспринимают это как непослушание или как пассивное сопротивление воспитанию и, часто не разобравшись в причине появления У., начинают с ним бороться. И в зависимости от того, насколько родители настойчивы в "искоренении" У., они либо преуспевают, и вместе с У. ребёнок лишается внутреннего "стержня", уверенности в себе, либо сломить его У. не удаётся, оно закрепляется, становится лично-присущим качеством и приобретает всё более неприятные формы.

С самого раннего детства, с первых моментов появления У. необходимо пытаться разобраться в его причинах. Нужно постоянно приобщать ребёнка к принятым в обществе нормам поведения, общения с людьми, обращения с предметами. По возможности следует избегать резких нарушений привычного образа жизни ребёнка, его режима, обстановки, т.к. часто первые проявления У. возникают именно в подобных ситуациях. Не следует допускать по отношению к ребёнку (особенно маленькому) категорических требований и запретов, необходимо всегда взвешивать, насколько доступны и посильны для ребёнка предъявляемые требования.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 297)

УРАЛЬСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

УРАЛЬСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ - Екатеринбург, ул. 8 Марта, 66. Социальная работа.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 474)

-------------------

См. также Университеты

УРАЛЬСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ВЕТЕРИНАРНОЙ МЕДИЦИНЫ

УРАЛЬСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ВЕТЕРИНАРНОЙ МЕДИЦИНЫ - Троицк Челябинской обл., ул. Гагарина, 13. Профессиональное обучение.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 474)

-------------------

См. также Университеты

УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ - Екатеринбург, ГСП-135, просп. Космонавтов, 26. Психология, социальная работа, педагогика и методика дошкольного образования, педагогика и методика начального образования, социальная педагогика, олигофренопедагогика, логопедия, специальная психология, валеология.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 471)

-------------------

См. также Педагогические высшие учебные заведения

УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ - Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11. Психология, социальная работа, профессиональное обучение, социальная педагогика, валеология.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 471)

-------------------

См. также Педагогические высшие учебные заведения

УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ - Екатеринбург, ул. Мира, 19. Социальная работа, валеология.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 474)

-------------------

См. также Университеты

УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ - Екатеринбург, просп. Ленина, 51. Социальная работа.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 474)

-------------------

См. также Университеты

УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ

УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ - желаемый уровень достижений личности, связанный с её самооценкой; определяется степенью трудности тех задач, которые личность перед собой ставит. Оценка У.п. проводится с точки зрения его адекватности - соответствия реальным возможностям человека. Люди, обладающие реалистичным У.п., отличаются уверенностью в своих силах, настойчивостью в достижении цели, большей продуктивностью, критичностью в оценке достигнутого. Неадекватность самооценки может привести к крайне нереалистичным (завышенным или заниженным) притязаниям. В поведении это проявляется в выборе слишком трудных или слишком лёгких целей, в повышенной тревожности, тенденции избегать ситуации соревнования, ошибочности прогноза и т.п.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 297)

УРОК

Статья большая, находится на отдельной странице.

УСВОЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

УСОВА, АЛЕКСАНДРА ПЛАТОНОВНА

УСОВА, АЛЕКСАНДРА ПЛАТОНОВНА (1898-1965) - педагог, специалист по дошкольному воспитанию, член-корреспондент АПН РСФСР (1950), д-р педагогических наук (1959). Преподавала в начальной школе Иркутска (с 1921), ЛГПИ (с 1926), в Педагогическом институте им. Н.К. Крупской (1938-41). В 1942-45 в Министерстве просвещения РСФСР; с 1945 в системе АПН: в НИИ теории и истории педагогики, в НИИ ДВ (с 1960). Разрабатывала теоретические основы обучения детей дошкольного возраста в детском саду и семье. Значительный вклад внесла в исследование проблемы детской игры. Ряд работ У. посвящён разработке принципов сенсорного воспитания в детском саду, использованию народного творчества в воспитании дошкольников.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 414)

УСОВА, АНТОНИНА ВАСИЛЬЕВНА

УСОВА, АНТОНИНА ВАСИЛЬЕВНА (р. 1921) - д-р педагогических наук (1971), профессор (1973), действительный член РАО (1995; Отделение общего среднего образования), зав. кафедрой Челябинского педагогического университета.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 463)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

УСПЕНСКИЙ, ЭДУАРД НИКОЛАЕВИЧ

УСПЕНСКИЙ, ЭДУАРД НИКОЛАЕВИЧ (р. 1937) - детский писатель. Повести и рассказы: "Крокодил Гена и его друзья" (1966), "Чебурашка и его друзья" (1970, совместно с Р. Качановым) и др.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 414)

-------------------

Ч426.21,6(2)317.8-Успенский Э.

УССУРИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

УССУРИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ - Уссурийск Приморского края, ул. Некрасова, 35. Психология, дошкольная педагогика и психология, педагогика и методика начального образования.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 471)

-------------------

См. также Педагогические высшие учебные заведения

УСТАВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

УСТАВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ - документ, определяющий порядок деятельности образовательного учреждения. В У. указываются: наименование, место нахождения (юридический, фактический адрес), статус, учредитель и организационно-правовая форма образовательного учреждения; цели образовательного процесса, типы и виды реализуемых программ; осн. характеристики образовательного процесса (язык, на котором ведётся обучение и воспитание; порядок приёма обучающихся, воспитанников; продолжительность обучения на каждом этапе; порядок и основания отчисления обучающихся; система оценок при промежуточной аттестации, формы и порядок её проведения; режим образовательного учреждения; наличие платных дополнительных образовательных услуг и порядок их предоставления; порядок регламентации и оформления отношений образовательного учреждения и обучающихся, воспитанников и их родителей или законных представителей); структура финансовой и хозяйственной деятельности; порядок управления образовательным учреждением (компетенция учредителя; структура и формирование органов управления, их компетенция и организационная деятель- ность; комплектование сотрудников и условия оплаты их труда; изменение У.; реорганизация и ликвидация образовательного учреждения; права и обязанности участников образовательного процесса; перечень видов локальных актов - приказов, распоряжений и других актов, регламентирующих деятельность образовательного учреждения).

У. в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации в области образования, разрабатывается образовательным учреждением самостоятельно и утверждается его учредителем. Локальные акты не могут противоречить У. и подлежат регистрации в качестве дополнений к У.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 298)

УСТАВ ШКОЛЫ

УСТАВ ШКОЛЫ - правовой документ, регламентирующий все основные стороны работы школы.

(Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. - М., 2004. С. 78)

УСТАНОВКА

УСТАНОВКА - в психологии, неосознанное состояние, предваряющее и определяющее развёртывание любых форм психической деятельности; состояние мобилизованности, готовности к действию, обусловленное наличием у субъекта потребности и соответствующими условиями её удовлетворения. У. - механизм регуляции деятельности; её регулирующая функция проявляется в форме направленности на решение определённых задач.

Понятие У. было первоначально введено в конце 19 в. в экспериментальной психологии. В 20 в. понятие социальной У. вводится в социальную психологию и социологию для обозначения субъективных ориентаций индивидов как членов группы (общества) на те или иные общественные ценности и социально принятые способы поведения (У. Томас, Ф. Знанецкий).

Теория У. широко разработана Д.Н. Узнадзе и его школой, рассматривающими У. как готовность субъекта к восприятию будущих событий и совершению действий, что является основой его целесообразной избирательной активности. Выявлены различные свойства и виды У. Теория У. выступает в качестве конкретно-научной методологии для различных отраслей психологии, в т.ч. возрастной психологии.

У. обеспечивает устойчивый и целенаправленный характер протекания деятельности, служит средством её стабилизации и развития в заданном направлении. Это имеет и негативную сторону - У. может стать фактором сопротивления изменениям и нововведениям. Уже в детском возрасте в соответствии с законами формирования и изменения У. у человека возникает определённое отношение к осн. жизненным ценностям, различным видам деятельности. Исходя из закономерностей формирования У. становится возможным охарактеризовать мн. психические и личностные особенности человека. Управление У. является важной практической проблемой и составляет одну из задач воспитания.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 298-299)

УСТАНОВЛЕНИЕ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

УСЫНОВЛЕНИЕ (УДОЧЕРЕНИЕ)

Статья большая, находится на отдельной странице.

УТИЛИТАРИЗМ

УТИЛИТАРИЗМ (от лат. utilitas - польза) - 1. этическое учение, согласно которому основой нравственности и критерием человеческих поступков является польза, понимаемая как средство достижения "наибольшего счастья для наибольшего числа людей".

2. истема взглядов, образ жизни, в основе которого лежит идея о том, что польза, понимаемая как удовлетворение к.-л. нравственных интересов, является осн. критерием нравственной оценки, а достижение успеха составляет основу человеческого счастья.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 300)

УТОМЛЕНИЕ

УТОМЛЕНИЕ - состояние организма, возникающее при длительном воздействии физических и умственных нагрузок и характеризующееся снижением работоспособности. Выражается в рассогласовании работы психофизиологических систем организма, обеспечивающих деятельность. Это проявляется в неадекватных изменениях кровообращения, дыхания, терморегуляции и др., а при умственном У. также в ослаблении внимания, замедленном протекании мыслительных процессов, ошибках памяти (воспроизведения). Субъективно У. ощущается как усталость. Однако усталость не всегда совпадает с изменениями в организме, которые характерны для У. (она может быть обусловлена недостаточной мотивацией, потерей интереса к работе и пр.).

У дошкольников наблюдаются лишь начальные формы У.: при появлении признаков У. ребёнок прекращает выполняемую деятельность. Наступлению У. способствуют: однообразная, скучная работа; деятельность в неблагоприятных условиях; отсутствие двигательной активности и т.д. У. наступает быстрее после перенесённого заболевания, при хронической интоксикации и т.п.

Признаки наступающего У. школьников: двигательное беспокойство, ослабление внимания, раздражительность, снижение точности и скорости работы, сонливость, головные боли и пр. Профилактика У. может вестись путём установления объёма работы в соответствии с физиологическими возможностями организма ребёнка, уровнем развития психических процессов, создания благоприятных условий работы. Большое значение имеет чередование видов деятельности.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 300)

УХТОМСКИЙ, АЛЕКСЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ

УХТОМСКИЙ, АЛЕКСЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ (1875-1942) - физиолог, академик АН СССР (1935; член-корреспондент с 1932). Преподавал в Петербургском (Ленинградском) университете (1906-42). С 1937 директор электрофизиологической лаборатории АН СССР. Основываясь на трудах И.М. Сеченова, Н.Е. Введенского и других, У. открыл один из осн. принципов деятельности нервной системы, назвав его "доминантой" ("Доминанта как рабочий принцип нервных центров", 1923). Понятие о доминанте - стойком очаге возбуждения - нашло широкое применение в медицине, психологии, педагогике и наряду с учением У. об усвоении ритма позволило по-новому осветить природу утомления. Автор курсов лекций "Физиология двигательного аппарата" (1927) и "Очерк физиологии нервной системы" (1945; опубликовано посмертно).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 414)

УЧАЩИЙСЯ

УЧАЩИЙСЯ - см. Обучающийся

УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА - нормативный документ, очерчивающий круг основных знаний, умений и навыков, которые должны быть усвоены по каждому отдельно взятому учебному предмету.

(Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. - М., 2005. С. 421)

УЧЕБНИК

Статья большая, находится на отдельной странице.

УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС (УВК)

УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС (УВК) - школа-комплекс, в Рос. Федерации педагогическое объединение, в состав которого входят общеобразовательная школа с филиалами учреждений дополнительного образования детей, культуры, работающие по единому плану и режиму школы продлённого дня. В УВК может входить также дошкольное учреждение. Впервые УВК созданы в середине 70-х гг. в Белгородской и Курской областях. Теоретические и методические предпосылки организации УВК заложены в исследованиях и научно-практическом опыте С.Т. Шацкого и В.А. Сухомлинского по выявлению форм взаимодействия школы с социальной средой, путей расширения сферы деятельности школы.

УВК дают возможность органически соединить общее образование с дополнительным образованием детей. Для организации массовых, групповых и индивидуальных форм внеурочной деятельности служат не только занятия в различных кружках, секциях в творческих объединениях, но и эстетический всеобуч, спортивные занятия, ритмика и хореография. Они включаются в расписание уроков и являются обязательными для всех учащихся. Т.о. создаются условия для развития каждого ребёнка вне зависимости от его способностей к академическому учению.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 301)

УЧЕБНОЕ КИНО

УЧЕБНОЕ КИНО - фильмы, созданные в качестве средств обучения, а также научно-популярные, документальные фильмы, используемые в образовательном процессе. Первый учебный фильм был снят во Франции (1898). В России сведения о возникновении У.к. относятся к 1896, когда Русское техническое общество в С.-Петербурге организовало лекции о кинематографе как средстве наглядного обучения.

В 20-е гг. на фабриках Госкино, студиях "Межрабпом-Русь", Пролеткино и др. выпускались т.н. культурфильмы, созданные на документальных материалах. В 30-е гг. начали снимать первые учебные фильмы. С 1933 создавались учебные фильмы по большинству школьных предметов; издавался сборник "Учебное кино" (1933-36), где публиковались статьи А.М. Гельмонта, М.М. Полонского и др. В последующие десятилетия производство учебных фильмов было ориентировано на все уровни образования (школа, профессиональные средние и высшие учебные заведения, специальные курсы).

Учебные фильмы весьма различны по охвату учебного материала и способам художественного решения. В зависимости от педагогической задачи учебные фильмы классифицируются на обучающие, инструктивные, тренировочные и тестовые. Выделяются фильмы, созданные в форме лекции, очерка, художественной постановки (например, в помощь изучающим иностранные языки) и др.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 301-302)

-------------------

См. также Технические средства обучения

УЧЕБНО-НАУЧНЫЙ ЦЕНТР ДОВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ МГУ

УЧЕБНО-НАУЧНЫЙ ЦЕНТР ДОВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ МГУ - Москва. Учебная литература для абитуриентов и старшеклассников.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 479)

-------------------

См. также Издательства РФ

УЧЕБНЫЕ КАРТОГРАФИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ

УЧЕБНЫЕ КАРТОГРАФИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ - применяются при изучении естественно-научных и обществоведческих дисциплин в средней и высшей школе. Система У.к.п. включает карты, атласы, глобусы, репродукции аэро- и космических снимков и фотокарты. Содержание У.к.п. согласуется с программой и учебником соответствующего курса, а способы изображения и оформления отвечают восприятию учащихся.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 302)

УЧЕБНЫЕ ОКРУГА

УЧЕБНЫЕ ОКРУГА - в России учебно-административные подразделения, составляющие систему местного управления образовательными учреждениями ведомства МНП. Образованы в 1803 в С.-Петербурге, Москве, Дерпте, Харькове, Казани и Вильно. Административными и научно-методическими центрами У.о. были университеты (кроме С.-Петербурга), а органами оперативного управления - училищные комитеты. Попечители У.о. (члены Гл. управления училищ) находились в С.-Петербурге (до 1835), затем перенесены в окружные центры.

В начале 20 в. в России имелось 13 У.о. (упразднены в 1918): С.-Петербургский (с 1914 Петроградский), Московский, Виленский (в 1832-50 упразднён), Дерптский (с 1893 Рижский), Казанский, Харьковский, Белорусский (1829-50), Одесский (1830), Киевский (1832), Варшавский (1839-61 и 1867- 1918; в 1861-67 упразднён), Кавказский (1848-60 и 1864-1918; в 1860-64 упразднён), Оренбургский (1874), Западно-Сибирский (1885); а также Гл. управление Гражданскими учебными заведениями в Восточной Сибири (1867; с 1884 Иркутское), Гл. управление Гражданскими учебными заведениями в Туркестане (1875), Гл. управление Гражданскими учебными заведениями в Приамурском генерал-губернаторстве (1894).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 302)

УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ

УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ - в современной педагогической классификации все материальные средства обучения, используемые в учебно-воспитательном процессе и предназначенные для расширения, углубления и лучшего усвоения знаний, предусмотренных учебной программой и изложенных в учебниках. Для каждого учебного предмета разрабатывается система У.п., между которыми существуют связи, определяемые содержанием предмета, методикой преподавания, особенностями усвоения того или иного содержания и функциональными свойствами отдельных видов У.п.

Различают 3 осн. группы У.п.: натуральные объекты; изображения и отображения предметов и явлений действительности; описания предметов и явлений мира словами и фразами естественного и искусственного языков. Отдельную группу составляют технические средства обучения. Разработку У.п. осуществляют научно-исследовательские институты, конструкторские и технологические бюро различных министерств, педагоги-специалисты по учебному оборудованию, а также отдельные учителя. Создание новых и модернизация существующих У.п. происходит на основе исследований, ведущихся в институтах РАО и др. учреждениях. Комплектование школ У.п. осуществляется в соответствии с типовыми перечнями учебно-наглядных пособий и учебного оборудования, разрабатываемыми институтами РАО.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 302)

УЧЕБНЫЙ ПАКЕТ

УЧЕБНЫЙ ПАКЕТ - комплект дидактических материалов, рассчитанный на самостоятельную, как правило, индивидуальную работу учащихся по отдельным разделам курса. В У.п. входят: учебные пособия, руководство (или набор указаний) по организации самостоятельной учебной деятельности; средства стандартизованного контроля, предусматривающие достижение запланированных учебных результатов. Деятельность учителя имеет преимущественно организационно-консультативный характер. Создание и использование У.п. связаны с развитием программированного обучения и педагогической технологии в различных странах в 60-х гг. 20 в. У.п. воспроизводит в себе обучающий цикл и рассчитан на практически полное программирование учебной деятельности. Особую роль играют У.п. в работе учреждений дистанционного обучения и заочного обучения.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 302)

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

УЧЕБНЫЙ ПЛАН - разбивает содержание образовательной программы по учебным курсам, по дисциплинам и по годам обучения, является годовым календарным учебным графиком. Органы государственной власти, органы управления образованием и органы местного самоуправления не вправе изменять У.п. и учебный график гражданского образовательного учреждения после их утверждения, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 302)

-------------------

- нормативный документ, который определяет состав учебных предметов; порядок (последовательность) их изучения по годам обучения; недельное и годовое количество учебных часов, отводимых на изучение каждого отдельного предмета; структуру и продолжительность учебного года.

(Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. - М., 2005. С. 421)

-------------------

См. также Класс

УЧЕБНЫЙ ПЛАН БАЗИСНЫЙ

УЧЕБНЫЙ ПЛАН БАЗИСНЫЙ - основной государственный нормативный документ, являющийся составной частью Государственного образовательного стандарта. Базисный учебный план для основной школы утверждается Государственной Думой, а для полной средней школы - Министерством образования РФ.

(Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. - М., 2005. С. 421)

-------------------

См. также Стандарты образовательные

УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

УЧЕНИК

УЧЕНИК - см. Обучающийся

УЧЁНЫЕ СТЕПЕНИ И ЗВАНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

УЧЁНЫЙ СОВЕТ

УЧЁНЫЙ СОВЕТ - в Рос. Федерации коллегиальный орган руководства научной деятельностью вуза, научно-исследовательской и научно-производственной организации. Координирует осн. направления научно-исследовательской работы, подготовки специалистов и аттестации научных и научно-педагогических кадров. Избирается на общем собрании организации.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 303)

УЧИЛИЩА

УЧИЛИЩА - средние специальные учебные заведения, готовящие специалистов по военным, медицинским и гуманитарным специальностям (военные, медицинские, педагогические, художественно-технические, культурно-просветительские и др.).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 303)

УЧИЛИЩЕ ПРАВОВЕДЕНИЯ

УЧИЛИЩЕ ПРАВОВЕДЕНИЯ - привелегированное высшее юридическое заведение для детей дворян (1835 - 1917 гг.). Основано по инициативе М.М. Сперанского. За годы существования окончило более 2 тыс. юристов.

(Образовательная сфера. Авт.-сост. А.Л. Кураков. Под редакцией Л.П. Куракова. - М., 2006. С. 261)

УЧИТЕЛЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

УЧИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Статья большая, находится на отдельной странице.

УЧИТЕЛЬСКИЕ ИНСТИТУТЫ

УЧИТЕЛЬСКИЕ ИНСТИТУТЫ - 1. в России мужские педагогические учебные заведения для подготовки учителей уездных, городских, высших начальных училищ. Первый, 4-годичный, У.и. существовал в 1817-22 и 1838-46 при Главном педагогическом институте в С.-Петербурге. С 1872 открывались 3-годичные У.и. (58 к 1917). Преобразованы в педагогические институты и институты народного образования.

2. В РСФСР в 1934-50-е гг. 2-годичные педагогические учебные заведения для подготовки учителей 5-7-х классов. Реорганизованы в педагогические институты и педагогические училища.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 304)

-------------------

(Образовательная сфера. Авт.-сост. А.Л. Кураков. Под редакцией Л.П. Куракова. - М., 2006. С. 262)

УЧИТЕЛЬСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

УЧИТЕЛЬСКИЕ СЕМИНАРИИ

УЧИТЕЛЬСКИЕ СЕМИНАРИИ - 3-4-годичные средние педагогические учебные заведения для подготовки учителей начальных школ. Появились в Германии в конце 17 в. В России первая У.с. создана в С.-Петербурге (1783- 1804). Получили распространение с 60-х гг. 19 в. (171 в 1916). После 1917 преобразованы в 3-годичные педагогические курсы.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 305)

УЧРЕДИТЕЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

УЧРЕДИТЕЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ - организации или отдельные лица, выступающие официальными организаторами данного образовательного учреждения. У. могут быть органы государственной власти, органы местного самоуправления, отечественные и иностранные организации всех форм собственности, их объединения (ассоциации и союзы); отечественные и иностранные общественные и частные фонды; общественные и религиозные организации (объединения), зарегистрированные на территории Рос. Федерации; граждане Рос. Федерации и иностранные граждане. У. образовательных учреждений всех типов и видов, реализующих военно-профессиональные образовательные программы, может быть только Правительство Рос. Федерации. У. специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа для детей и подростков с девиантным поведением могут быть только федеральные органы исполнительной власти и (или) органы исполнительной власти субъектов Рос. Федерации.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 305)

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ - см. Образовательное учреждение

УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - образовательные учреждения, реализующие дополнительные учебные программы различной направленности, выходящие за пределы основных образовательных программ, в целях всестороннего удовлетворения потребностей граждан, общества, государства. К ним относятся учреждения повышения квалификации, курсы, центры профессиональной ориентации, музыкальные и художественные школы, школы искусств, дома детского творчества, станции юных техников, станции юных натуралистов и т.п.

(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 157)

УЧРЕЖДЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫЕ (КОРРЕКЦИОННЫЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ

УЧРЕЖДЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫЕ (КОРРЕКЦИОННЫЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ - учреждения, предназначенные для воспитания и обучения детей, подростков и взрослых с различными аномалиями психофизического развития.

(Образовательная сфера. Авт.-сост. А.Л. Кураков. Под редакцией Л.П. Куракова. - М., 2006. С. 262)

УШАКОВА, ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА

УШАКОВА, ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА (р. 1930) - д-р психологических наук (1972), профессор (1986), член-корреспондент РАО (1990; Отделение психологии и возрастной физиологии), зав. лабораторией Института психологии РАН.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 468)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

УШАКОВ, ДМИТРИЙ НИКОЛАЕВИЧ

УШАКОВ, ДМИТРИЙ НИКОЛАЕВИЧ (1873-1942) - языковед, член-корреспондент АН СССР (1939), д-р филологических наук (1936). Ученик Ф.Ф. Фортунатова. Преподавал в средней школе, МГУ (профессор; работал с 1907 и до конца жизни), на Высших женских курсах, в Институте слова, Литературном институте им. М. Горького, МИФЛИ и др. Работы по общему языкознанию, диалектологии, истории русского языка, орфографии, орфоэпии, лексикографии. В 1903-15 заместитель председателя, а в 1915-31 председатель московской диалектологической комиссии при АН СССР, редактор выпусков её трудов. Возглавлял Орфографическую комиссию Наркомпроса (30-е гг.). У. - составитель и гл. редактор "Толкового словаря русского языка" (т. 1-4, 1934- 1940). Участвовал в составлении программ и учебников по русскому языку для начальной, средней и высшей школы. Составил "Орфографический словарь русского языка" (1934), с 6-го изд. - в соавторстве с С.Е. Крючковым, в 1986 вышло 39-е издание.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 414)

УШИНСКИЙ, КОНСТАНТИН ДМИТРИЕВИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница