Педагогический словарь
Статьи на букву "Ф"

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ф"

ФАБРИЧНО-ЗАВОДСКАЯ СЕМИЛЕТКА (ФЗС)

ФАБРИЧНО-ЗАВОДСКАЯ СЕМИЛЕТКА (ФЗС) - общеобразовательная школа в городах, рабочих посёлках и промышленных районах СССР (1926-1934), имевшая целью дать учащимся общее образование и политехническую подготовку, ознакомить с производством. ФЗС состояла из двух концентров: 1-й - начальная школа с 4-годичным и 2-й - с 3-годичным сроком обучения. ФЗС рассматривалась как база для дальнейшего профессионального обучения в системе фабрично-заводского ученичества. Окончившие ФЗС могли поступать в 8-й класс средней школы или в среднее профессиональное учебное заведение. После 1934 ФЗС были преобразованы в неполные средние школы.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 305)

ФАЗЛУЛЛИН, МУХАМЕТХАН АШРАФЗЯНОВИЧ

ФАЗЛУЛЛИН, МУХАМЕТХАН АШРАФЗЯНОВИЧ (1883-1964) - татарский языковед, педагог и методист, член-корреспондент АПН РСФСР (1950), профессор (1930), заслуженный деятель науки Татарской АССР (1940). На педагогической работе с 1908. С 1919 вёл преподавательскую и научную работу в учебных заведениях Казани; с 1930 в Казанском педагогическом институте (с 1934 зав. кафедрой). Участник реформ татарской письменности, автор первого букваря на основе латинского алфавита (1929), книг для чтения, методики преподавания татарского языка (1954) для вузов. Автор первых пособий по педагогике и психологии для учителей татарских школ.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 415)

ФАКУЛЬТАТИВНЫЕ ЗАНЯТИЯ

ФАКУЛЬТАТИВНЫЕ ЗАНЯТИЯ - один из видов дифференциации обучения по интересам. В общеобразовательной школе Рос. Федерации введены в 1966 с целью углубления знаний, развития интересов, способностей и склонностей учащихся, их профессионального самоопределения. На Ф.з. в учебном плане общеобразовательной школы выделяются специальные часы в классах средней и старшей ступеней школы. Программы факультативных курсов носят ориентировочный характер; учителя могут составлять оригинальные, авторские программы, которые утверждаются педагогическим советом школы. Учащиеся зачисляются в группы для изучения факультативных курсов по желанию.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 305)

-------------------

См. также Классы гибкого состава

ФАКУЛЬТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ (нем. Fakultat, от лат. fakultas - возможность) - учебно-научное и административное подразделение вуза, осуществляющее подготовку студентов и аспирантов по определённой специальности, а также руководство научно-исследовательской и учебно-воспитательной деятельностью объединяемых им кафедр. Ф. возглавляется деканом.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 305)

ФАЛАЛЕЕВ, АЛЬБЕРТ НИКОЛАЕВИЧ

ФАЛАЛЕЕВ, АЛЬБЕРТ НИКОЛАЕВИЧ (р. 1930) - д-р экономических наук (1984), профессор (1985), член-корреспондент РАО (1992; Отделение высшего образования), зав. кафедрой Красноярского государственного педагогического института.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 468)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

ФАЛЬБОРК, ГЕНРИХ АДОЛЬФОВИЧ

ФАЛЬБОРК, ГЕНРИХ АДОЛЬФОВИЧ (1864-1942) - деятель народного образования в России. Совместно с В.И. Чарнолуским руководил обширным статистическим исследованием народного образования в России и составил ряд справочников по законодательству в области народного образования, библиотечному делу, внешкольному образованию и др. Один из учредителей Лиги образования и Педагогической академии.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 415)

ФАРБЕР, ДЕБОРА АРОНОВНА

ФАРБЕР, ДЕБОРА АРОНОВНА (р. 1924) - д-р биологических наук (1967), профессор (1971), действительный член РАО (1992; Отделение психологии и возрастной физиологии). С 1949 работала в Институте нейрохирургии им. Н.Н. Бурденко, с 1964 в НИИ физиологии детей и подростков (ныне Институт возрастной физиологии РАО, с 1993 гл. научный сотрудник).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 463)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

ФАРВАРСОН (FARQVHARSON), ГЕНРИ

ФАРВАРСОН (FARQVHARSON), ГЕНРИ - в России - Андрей Данилович

(1674-1739)

- педагог, математик. Выходец из Шотландии. Преподавал в колледже при Абердинском университете. Педагогическая деятельность Ф. в России связана гл.о. с первыми техническим и военно-морским учебными заведениями - Навигацкой школой в Москве и Морской академией в С.-Петербурге. Создал ряд учебных пособий на латинском языке, ставших в переводах первыми в России печатными учебниками по высшей математике.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 415)

ФАРМАКОВСКИЙ, ВЛАДИМИР ИГНАТЬЕВИЧ

ФАРМАКОВСКИЙ, ВЛАДИМИР ИГНАТЬЕВИЧ (псевдоним С. Михно) - (1842-1922)

- педагог, деятель образования. С 1865 преподавал в вятской женской гимназии; в 1877-81 инспектор начальных народных училищ Симбирской губернии; директор народных училищ Оренбургской, Херсонской и других губерний. В 1896-1904 служил в МНП. Способствовал просвещению народов Поволжья, Приуралья, Юга России. Занимался проблемами организации системы начального обучения, единой школы, регионализации образования, охраны здоровья детей и др. Разработал проект о введении всеобщего начального обучения в России (1903). Внёс значительный вклад в теорию трудового обучения. Автор пособия для учителей и ряда статей в педагогической периодике.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 415)

ФАУСЕК, ЮЛИЯ ИВАНОВНА

ФАУСЕК, ЮЛИЯ ИВАНОВНА (1863-1943) - педагог, деятель дошкольного воспитания. Преподавала в средних учебных заведениях, в 20-х гг. одновременно преподавала в Институте дошкольного воспитания, ЛГПИ им. А.И. Герцена. Наиболее видный отечественный пропагандист опыта М. Монтессори. Организатор Общества свободного воспитания и курсов по подготовке руководительниц детских садов. В 1917-29 зав. детским садом, работающим по методу Монтессори. Разработала методику работы с детьми в дошкольном учреждении; дополнила систему Монтессори комплексом практических упражнений. Выступала против политизации воспитательной работы с дошкольниками. В 30-е гг., после закрытия групп, работающих по системе Монтессори, продолжила адаптацию её идей к начальной школе. В последней работе "О морали у детей" (1941-42) сформулировала положение о природе детства, предвосхитившее идеи современной гуманистической психологии. Педагогическое наследие Ф. представляет значительный интерес для современных образовательных учреждений, работающих по системе Монтессори.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 415)

ФАХРЕТДИНОВ( ФАХРЕТДИН), РИЗАЭТДИН (РИЗА)

ФАХРЕТДИНОВ( ФАХРЕТДИН), РИЗАЭТДИН (РИЗА) (1859-1936) - деятель мусульманской культуры в России, историк, публицист, педагог. Составил учебники татарского языка и математики (изданы в 1886-87). Открыл новометодную школу и преподавал в ней. В 1908-17 редактор литературного и педагогического журнала "Шура" в Оренбурге. Одновременно директор медресе "Хусаиния", одного из самых известных новометодных учебных заведений России. В 1922 назначен муфтием в Уфе.

Ф. был известен как историк, мастер биографического жанра. Опубликовал св. 170 очерков-портретов: Аристотеля, Платона, Ф. Бэкона и др. Гл. историческое произведение Ф. - многотомный историко-биографический труд "Сочинения". Изданные в Оренбурге первые 2 тома (1900-08) содержали ок. 1 тыс. жизнеописаний деятелей мусульманской культуры, в т.ч. связанных с Россией. Автор книг по воспитанию, проблемам семейной жизни, о судьбе женщины и женском образовании.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 415)

ФАЦИЛИТАЦИЯ

ФАЦИЛИТАЦИЯ (от лат. facies - образ, лицо) - значительное повышение производительности деятельности под влиянием присутствия лругих.

(Шмырева Н.А. Педагогические ситуации: от теории к практике. - Кемерово, 2004. С. 78)

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ( ПО УЛУЧШЕНИЮ ПОЛОЖЕНИЯ ДЕТЕЙ)

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ( ПО УЛУЧШЕНИЮ ПОЛОЖЕНИЯ ДЕТЕЙ) - Приняты Правительством РФ в целях создания благоприятных условий для развития детей, защиты их от насилия и жестокости, последствий межнациональных конфликтов, экологических бедствий и др. (см. Защита детства). С 1998 в Рос. Федерации осуществляются Ф.ц.п.: "Дети Севера", "Дети-сироты", "Дети Чернобыля", "Дети-инвалиды", "Планирование семьи", "Одарённые дети", "Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев", "Развитие социального обслуживания семьи и детей", "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" и др. Каждая программа имеет паспорт, содержащий сведения о разработке программы, её государственном заказчике, целях и задачах, исполнителях, объёмах и источниках финансирования, контроле за исполнением.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 305)

ФЕДЕРАТИВНЫЙ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ИМ. Л.В. ЗАНКОВА

ФЕДЕРАТИВНЫЙ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ИМ. Л.В. ЗАНКОВА - государственное предприятие, Москва. Педагогическая, методическая литература, школьные учебники.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 479)

-------------------

См. также Издательства РФ, Занков, Леонид Владимирович

ФЁДОРОВ, ИВАН

ФЁДОРОВ, ИВАН - см. Иван Фёдоров

ФЁДОРОВ, МИХАИЛ ФЁДОРОВИЧ

ФЁДОРОВ, МИХАИЛ ФЁДОРОВИЧ (1848-1904) - чувашский педагог, деятель просвещения, поэт. Преподавал в сельских и городских народных училищах (с 1891 заведовал Царёвококшайским городским 2-классным училищем). Автор первого литературно-художественного произведения на чувашском языке - баллады "Арсюри" ("Леший", 1908; опубликована посмертно), которая способствовала становлению норм чувашского языка и формированию чувашской художественной литературы. С 1919 баллада входит в учебники родного языка и литературы для школ с чувашским языком обучения.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 415)

ФЁДОРОВ, НИКОЛАЙ ФЁДОРОВИЧ

ФЁДОРОВ, НИКОЛАЙ ФЁДОРОВИЧ (1829-1903) - религиозный мыслитель, педагог. В 1854-68 преподавал в уездных училищах в Липецке, Богородске и других городах Центральной России. В 1874-98 работал в Румянцевском музее, затем, после некоторого перерыва, - в архиве Министерства иностранных дел. Большая часть трудов Ф. опубликована посмертно его учениками; некоторые работы появились в печати анонимно ещё при жизни мыслителя. Популяризатором философской системы Ф. стал его ученик и последователь Н.П. Петерсон.

Подход Ф. к проблемам воспитания и образования определялся духом его учения. Особое место в воззрениях Ф. занимал вопрос о начальном образовании, неотделимом от нравственного формирования личности. Его основой Ф. считал воспитание "родственности", "сыновнего долга", памяти и любви к "отцам" и "предкам". В центр начального образования Ф. ставил историю, географию и астрономию - предметы, призванные сформировать у ребёнка общее, целостное представление о мире. Важным педагогическим принципом Ф. считал активное участие самих школьников в добывании знаний по предмету через изучение родного края, его истории, географических и климатических особенностей, а также через астрономические наблюдения. Учебникам Ф. отводил второстепенную роль. Выступал за превращение музеев и библиотек в центры собирания и исследования, воспитания и обучения. В системе педагогических воззрений Ф. образование должно преодолеть разрыв между светским и духовным просвещением, знанием и верой, храмовой и внехрамовой жизнью. По Ф., религия даёт высшую цель знанию, одушевляет образование, направляет познавательную и созидательную активность человека в благое русло. Отсюда его идея создания "школ-храмов" или "храмов-школ- музеев", где религиозное воспитание и школьное образование составят единое целое.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 415-416)

ФЕДОСОВ, ИВАН АНТОНОВИЧ

ФЕДОСОВ, ИВАН АНТОНОВИЧ (р. 1921) - д-р исторических наук (1957), профессор (1958), д.ч. РАО (1982; Отделение общего среднего образования), заслуженный профессор МГУ.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 463)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

ФЕЛЛЕНБЕРГ (FELLENBERG), ФИЛИПП ЭМАНУЭЛЬ

ФЕЛЛЕНБЕРГ (FELLENBERG), ФИЛИПП ЭМАНУЭЛЬ (1771-1844) - швейцарский педагог. В 1804 в своём имении Хофвиль организовал воспитательное заведение для детей бедняков, где дети до 10 ч были заняты сельскохозяйственным трудом и ок. 2 ч обучались чтению, письму и счёту. Некоторое время это учреждение было объединено со школой И.Г. Песталоцци в Нейгофе. Однако этот альянс вскоре распался из-за принципиального несогласия Песталоцци с перегрузкой детей трудом. В 1807 Ф. открыл сельскохозяйственное училище для подготовки образцовых сельских хозяев, в 1808 - гимназию для детей дворян, в 1830 - реальную школу, в 1841 - школу типа детского сада для маленьких детей. В 1806-35 в Хофвиле функционировали курсы для подготовки учителей. По образцу школ Ф. создавались учебно-воспитательные учреждения в различных странах Европы и Америки.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 416)

ФЕЛЬБИГЕР (FELBIGER), ИОГАНН ИГНАЦ

ФЕЛЬБИГЕР (FELBIGER), ИОГАНН ИГНАЦ (1724-1778) - австрийский педагог. Аббат (с 1758) монастыря ордена августинцев в Загане (Силезия). Открыл несколько семинарий для подготовки учителей, способствовал расширению сети католических народных школ. Предложенная Ф. система школ была закреплена в школьном уставе для Силезии (1765). В 1773 возглавил проведение школьной реформы в Австрии, подготовил "Всеобщий школьный устав для немецких нормальных, главных и тривиальных школ во всех имперских наследственных землях". Разработанная Ф. система школ известна как саганская система обучения.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 416)

ФЕЛЬДБЕРГ, ДАВИД ВЛАДИМИРОВИЧ

ФЕЛЬДБЕРГ, ДАВИД ВЛАДИМИРОВИЧ (1873-1942) - логопед и сурдопедагог, профессор (1908). Занимался врачебно- педагогической деятельностью. В 1905- 1915 был директором Коммерческого училища в С.-Петербурге и преподавателем гигиены, читал лекции на Высших женских курсах и др. В 1919 в Психоневрологическом институте (с 1921 Государственная психоневрологическая академия) организовал и возглавил Отофонетический институт, который вёл медико-педагогическую работу с глухими учащимися, а впоследствии стал крупным центром по исследованию проблем сурдопедагогики и логопедии. По инициативе Ф. в Ленинграде были открыты специальные классы по обучению глухих, организованы логопедические пункты при школах.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 416)

ФЕЛЬДШТЕЙН, ДАВИД ИОСИФОВИЧ

ФЕЛЬДШТЕЙН, ДАВИД ИОСИФОВИЧ (р. 1929) - д-р психологических наук (1970), профессор (1974), действительный член РАО (1999; Отделение психологии и возрастной физиологии; академик-секретарь), вице-президент РАО.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 463)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

ФЕНЕЛОН (FENELON), ФРАНСУА ДЕ САЛИНЬЯК ДЕ ЛА МОТ

ФЕНЕЛОН (FENELON), ФРАНСУА ДЕ САЛИНЬЯК ДЕ ЛА МОТ (1651-1715) - французский писатель, религиозный деятель и педагог. Член Французской академии (1693), архиепископ Камбре (1695). В сочинениях "Трактат о воспитании девиц" (1687; рус. пер. 1763), "Басни" (1718; рус. пер. 1768), "Приключения Телемака" (1699; рус. пер. 1747) и других коснулся ряда педагогических вопросов и традиционных представлений о женском образовании и воспитании в условиях монастырских пансионов. Ф. выступал поборником общественной школьной системы.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 416)

ФЕНОМЕН

ФЕНОМЕН - отражение субъектом (в субъекте) нечто в единстве реального факта (даже случайного), явления и сущности; феномен - сущность, схватываемая человеком в непосредственном созерцании.

(Звенигородская Г.П. Практика рефлексивного образования: смысловой эффект. - Хабаровск, 2003. С. 130)

ФЕОФАН ЗАТВОРНИК

ФЕОФАН ЗАТВОРНИК (в миру Говоров Георгий Васильевич) - (1815-1884)

- деятель Русской православной церкви, духовный писатель, публицист, переводчик, педагог. В 1841 принял постриг. Преподавал и возглавлял различные духовные училища и академии. В 1858 епископ в Тамбове, с 1863 переведён во Владимир, с 1866 удалился в Вышенскую пустынь, с 1872 жил уединённо, занимался литературой и переводами, вёл обширную переписку, став для многих людей заочным духовником. Книга лекций "Путь ко спасению" (в. 1-3, 1868-69) о православном образовании и воспитании (в т.ч. юношества). Проповедь духовно-нравственного совершенствования как истинного прогресса человечества в сборнике "Слова архимандрита Феофана..." (1859). В интимно-поучительном "Собрании писем" (1898-1901) - размышления о христианской жизни, преодолении соблазнов и слабодушия, конечных судьбах человечества. Перевёл памятник патристической литературы - "Добротолюбие" (т. 1-5, 1877-89). Канонизирован в 1988.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 416)

ФЕОФАН ПРОКОПОВИЧ (ЭЛЕАЗАР)

ФЕОФАН ПРОКОПОВИЧ (ЭЛЕАЗАР) (1681-1736) - церковный и общественный деятель, учёный, писатель, педагог. С 1705 преподаватель, с 1711 ректор Киево-Могилянской академии. С 1718 епископ Псковский, с 1725 архиепископ Новгородский. С 1721 вице-президент Синода. Сподвижник Петра I, глава "учёной дружины" (А.Д. Кантемир, В.Н. Татищев и др.). При Александро-Невском монастыре в С.-Петербурге осн. типографию (1720), в которой кроме богослужебной печаталась и учебная литература; учредил (1721) "словенскую" школу (чтение, письмо, арифметика, грамматика, Псалтырь, толкование Евангелия). Открыл в своём доме частную школу для сирот и бедных детей. Содействовал распространению школьного театра.

В "Духовном регламенте" (1721) Ф.П. обосновал систему духовного образования. Автор пособий для школ. Курсы поэтики, риторики, философии, математики, разработанные им в Киево-Могилянской академии, стали научным вкладом Ф.П. в развитие этих дисциплин. В 1720 подготовил "Букварь, или Первое учение отроком с Катехизисом" (до 1724 вышло 12 изданий), который использовался не только в церковных, но и в светских школах, переиздавался до середины 19 в.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 416)

ФЕРРЕР ГУАРДИА (FERRER GUARDIA), ФРАНСИСКО

ФЕРРЕР ГУАРДИА (FERRER GUARDIA), ФРАНСИСКО (1859-1909) - испанский педагог, деятель революционного движения. В 1901 открыл в Барселоне "Современную школу" с совместным обучением мальчиков и девочек. Проводил идею "рационалистического воспитания", т.е. умственного развития ребёнка с максимальным учётом его интересов и индивидуальных особенностей. В 1908 при участии Ф.Г. была учреждена "Международная лига за разумное воспитание с детства", объединившая педагогов Франции, Бельгии, Германии и других стран.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 416)

ФЕРСМАН, АЛЕКСАНДР ЕВГЕНЬЕВИЧ

ФЕРСМАН, АЛЕКСАНДР ЕВГЕНЬЕВИЧ (1883-1945) - геохимик и минералог, профессор (1910), академик АН СССР (1919). Директор Института геологических наук АН СССР (1942-45) и Московского минералогического музея АН СССР (1919-30). Преподавал в Московском университете (с 1909), Народном университете им. А.Л. Шанявского (с 1910), на Высших женских ("Бестужевских") курсах в Петербурге (с 1912), руководил мн. научными учреждениями. Один из организаторов (1912) и редакторов журнала "Природа". Широко известен как автор научно-занимательных книг: "Цвета минералов" (1936), "Занимательная геохимия" (4 изд., 1959), "Путешествие за камнем" (2 изд., 1960), "Рассказы о самоцветах", (5 изд., 1974), "Занимательная минералогия" (10 изд., 1999). Премия им. В.И. Ленина (1929), Гос. премия СССР (1942).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 416)

-------------------

См. также Университет Шанявского

ФЕРЬЕР (FERRIERE), АДОЛЬФ

ФЕРЬЕР (FERRIERE), АДОЛЬФ (1879-1960) - швейцарский педагог, один из лидеров нового воспитания. С 1900 преподавал в различных "новых школах", в частности у Г. Литца в Ильзенбурге, у Э. Демолена в Роше и др.; с 1909 - в Женевском университете. Профессор Института Ж.Ж. Руссо в Париже (1912-22). Участвовал в создании Международной лиги нового воспитания (1921) и её секций в странах Европы и Латинской Америки. С 1922 гл. редактор журнальной лиги "За новую эру" и "Прогресс". Автор мн. трудов, развивающих идеи нового воспитания, и организатор учебных заведений, применявших на практике эти идеи. Основал (1924) в своём имении Международную школу, в которой приглашённые им преподаватели обучали маленьких детей по методу М. Монтессори, учащихся среднего возраста - по методу Ж.О. Декроли, старших - по методу Виннетка-план. В 1929 стал инициатором движения под лозунгом "Швейцария - убежище для детей и матерей".

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 416-417)

ФЗС

ФЗС - см. Фабрично-заводская семилетка

ФЗУ

ФЗУ - см. Школы фабрично-заводского ученичества

ФИГУРОВСКИЙ, ИВАН АЛЕКСАНДРОВИЧ

ФИГУРОВСКИЙ, ИВАН АЛЕКСАНДРОВИЧ (р. 1889) - лингвист и методист, занимавшийся расшифровкой древнерусских надписей, найденных в процессе раскопок в Старой Ладоге, на Дону и Причерноморье, видом глагола, проблемами общего языкознания, написал учебники для начальных классов казахской школы, развил идеи, которые послужили толчком для появления целой области науки - лингвистики текста.

(Фигуровский И.А. Избранные труды. Отв. ред. проф. Г.Д. Фигуровская. - Елец, 2004. С. 5)

-------------------

(Актуальные проблемы современного языкознания и методики преподавания языка. - Елец, 2004. С. 9)

-------------------

Ш1г(2)д Фигуровский

ФИЗИКА( В ШКОЛЕ)

ФИЗИКА( В ШКОЛЕ) - учебный предмет в средней общеобразовательной школе. Место Ф. в школьном образовании определяется её положением в системе современных наук, а также ролью этого предмета в воспитании и развитии детей. На 1-й ступени (7-8-е классы) учащиеся знакомятся с видами материи, важнейшими физическими явлениями, осн. понятиями и некоторыми законами. На 2-й ступени последовательно изучаются механика, молекулярная физика, основы термодинамики, электродинамика и квантовая физика.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 305)

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА( В ШКОЛЕ)

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА( В ШКОЛЕ) - учебный предмет, способствующий разностороннему физическому развитию учащихся, укреплению их здоровья, выработке у учащихся сознательного отношения к себе и своему телу, физических (сила, быстрота, ловкость, выносливость, гибкость) и нравственных (смелость, находчивость, дисциплинированность и др.) качеств личности. Ф.к. входит в систему физического воспитания и тесно связана с детским и юношеским спортом.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 305)

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ - результат физической подготовки, достигнутый при выполнении двигательных действий, необходимых для освоения или выполнения человеком профессиональной или спортивной деятельности. Оптимальная Ф.п. называется физической готовностью. Ф.п. характеризуется уровнем функциональных возможностей различных систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной) и развития осн. физических качеств (силы, выносливости, быстроты, ловкости, гибкости). Осн. средством достижения Ф.п. является упражнение. Выделяют текущий, оперативный и этапный контроль Ф.п. Текущий контроль демонстрирует уровень Ф.п. после одного или нескольких тренировочных занятий; оперативный - после выполнения одного или серии упражнений; этапный - после длительного (более полугода) цикла тренировочных занятий. Оценка уровня Ф.п. осуществляется по результатам, показанным в специальных контрольных упражнениях на силу, выносливость и т.д.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 305-306)

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФИЛАНТРОПИЗМ, ФИЛАНТРОПИНИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФИЛАНТРОПИНИЗМ

ФИЛАНТРОПИНИЗМ - см. Филантропизм

ФИЛАНТРОПИЯ

ФИЛАНТРОПИЯ - см. Благотворительность

ФИЛАНТРОПОВ

ФИЛАНТРОПОВ - см. Максимов-Слобожанин, Евгений Дмитриевич

ФИЛАТОВ, НИЛ ФЁДОРОВИЧ

ФИЛАТОВ, НИЛ ФЁДОРОВИЧ (1847-1902) - врач, один из основоположников отечественной педиатрии. Работал земским врачом, затем в московской Софийской детской больнице (ныне Детская клиническая больница им. Филатова). С 1891 профессор Московского университета и руководитель первой в стране кафедры детских болезней. Основатель (1892) и первый председатель Общества детских врачей при Московском университете. Создал научную школу педиатров.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 417)

ФИЛИППОВ, ВЛАДИМИР МИХАЙЛОВИЧ

ФИЛИППОВ, ВЛАДИМИР МИХАЙЛОВИЧ (р. 1951) - д-р физико- математических наук и профессор (1987), действительный член РАО (2001; член-корреспондент с 2000; Отделение высшего образования), министр образования Рос. Федерации.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 463)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

ФИЛОНОВ, ГЕОРГИЙ НИКОЛАЕВИЧ

ФИЛОНОВ, ГЕОРГИЙ НИКОЛАЕВИЧ (р. 1922) - д-р философских наук (1977), профессор (1979), действительный член РАО (1982; Отделение философии образования и теоретической педагогики), гл. научный сотрудник Государственного НИИ семьи и воспитания РАО и Минтруда РФ (в 1970-85 директор НИИ общих проблем воспитания).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 463)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФИНАЦИ (FINACZY), ЭРНЁ

ФИНАЦИ (FINACZY), ЭРНЁ (1860-1935) - венгерский педагог, член Венгерской АН. С 1880 преподавал в гимназии; с 1885 работал в Министерстве народного просвещения. С 1901 (более 30 лет) возглавлял кафедру педагогики Будапештского университета. Вице-президент (1905-19) Совета по народному образованию и председатель (1904-25) Венгерского педагогического общества. Осн. труды посвящены истории педагогической мысли.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 417)

ФИРСОВ, ГЕОРГИЙ ПЕТРОВИЧ

ФИРСОВ, ГЕОРГИЙ ПЕТРОВИЧ (1892-1961) - методист-филолог, член-корреспондент АПН РСФСР (1957), заслуженный учитель школы РСФСР (1956). Вёл научную и преподавательскую работу в различных средних и высших учебных заведениях Полтавы, Новочеркасска и др.; в 1945- 1961 в НИИ методов обучения. Занимался проблемами методики выразительного чтения, фонетики, синтаксиса и пунктуации. Практически доказал возможность серьёзных занятий орфоэпией в среднем звене школы.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 417)

ФИХТЕ, ИОГАНН ГОТЛИБ

ФИХТЕ, ИОГАНН ГОТЛИБ (1762-1814) - немецкий философ, педагог, публицист и общественный деятель. Профессор Йенского университета (1794-99). С 1800 в Берлине; первый выборный ректор (1810) Берлинского университета. В своём гл. труде "Наукоучение" (1794) выступил продолжателем философской революции, начатой И. Кантом. Предложил принципы организации университета, до некоторой степени сохранившие значение и в 20 в. (например, соединение обучения и научной работы). Деятельность Ф. способствовала осуществлению реформы образования в Пруссии.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 417)

ФИШЕР, ВЛАДИМИР МИХАЙЛОВИЧ

ФИШЕР, ВЛАДИМИР МИХАЙЛОВИЧ - одна из крупнейших фигур в отечественной методике преподавания литературы и видный, до сих пор недооцененный теоретик.

(Ланин Б.А. Литературное образование в XIX - начале XXI века. - М., 2005. С. 14-15)

ФЛАМИНГО

ФЛАМИНГО - издательство, ООО, Москва. Детская, образовательная, развивающая, учебная литература.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 479)

-------------------

См. также Издательства РФ

ФЛЕРИ, ВИКТОР ИВАНОВИЧ

ФЛЕРИ, ВИКТОР ИВАНОВИЧ (1800-1860) - педагог, один из основоположников отечественной сурдопедагогики и дактилологии. Автор первого словаря жестов в России. С 1817 преподавал в Петербургском училище глухонемых (с 1837 его директор). Ф. разработал оригинальную систему обучения глухонемых. Книга Ф. "Глухонемые, рассматриваемые в отношении к их состоянию и к способам образования, самым свойственным их природе" (1935) - первый вышедший в России научный труд по теории и практике сурдопедагогики.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 417)

ФЛЁРИНА, ЕВГЕНИЯ АЛЕКСАНДРОВНА

ФЛЁРИНА, ЕВГЕНИЯ АЛЕКСАНДРОВНА (1889-1952) - педагог, специалист в области дошкольного воспитания, член-корреспондент АПН РСФСР (1950). С 1909 на преподавательской работе в дошкольных учреждениях, в т.ч. в детском саду общества "Детский труд и отдых". С 1924 вела научно-преподавательскую деятельность в педагогических вузах и научно- исследовательских учреждениях Москвы. На основе анализа ок. 500 тыс. детских рисунков и 25 тыс. образцов детской лепки разработала критерии изучения душевного мира ребёнка, отражённого в его изобразительной деятельности. Создала методики развития речи и художественного слова, а также оригинальную систему обучения дошкольников рисованию. Редактор первого советского учебника "Дошкольная педагогика" (1946).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 417)

ФЛЁРОВ, ВСЕВОЛОД АЛЕКСАНДРОВИЧ

ФЛЁРОВ, ВСЕВОЛОД АЛЕКСАНДРОВИЧ (1860-1919) - педагог и деятель начального образования, методист начальной школы. Последователь К.Д. Ушинского и Н.А. Корфа в разработке звукового способа обучения грамоте. Усовершенствования Ф., введённые в звуковой метод, были настолько значительны и важны, что этот метод получил название "флёровский". Он реализован в "Новом русском букваре" (1906; 40 изд., 1917). Подготовил методическое руководство "Подробный план занятий по обучению грамоте с указанием приёмов обучения" (1908; 20 изд., 1917), не утратившее своего значения и в современной школе.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 417)

ФЛОРЕНСКИЙ, ПАВЕЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ

ФЛОРЕНСКИЙ, ПАВЕЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ (Отец Павел) - (1882-1937)

- религиозный мыслитель и ученый. Отстаивал духовные ценности православия.

(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 160)

ФОЛЬКЛОР ДЕТСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФОМА АКВИНСКИЙ, ФОМА АКВИНАТ (THOMAS AQUINAS)

ФОМА АКВИНСКИЙ, ФОМА АКВИНАТ (THOMAS AQUINAS) (1225 или 1226- 1274) - средневековый философ и теолог. Написал св. 40 книг по философии. В его философской системе сложился новый подход к образованию и воспитанию, который нашёл отражение в трактате "Об учителе". В нём Ф.А. рассмотрел принципиально важный для педагогики вопрос о том, может ли человек учить и быть назван учителем, или же это божественная функция.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 417)

ФОРМАЛЬНАЯ ШКОЛА

ФОРМАЛЬНАЯ ШКОЛА - см. ОПОЯЗ

ФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - см. Материальное и формальное образование

ФОРМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

ФОРМЫ ОБРАЗОВАНИЯ - формы освоения гражданином Российской Федерации образовательной программы: очная, очно-заочная (вечерняя), заочная; форма семейного образования, самообразования, экстерната.

(Шмырева Н.А., Губанова М.И., Крецан З.В. Педагогические системы: научные основы, управление, перспективы развития. - Кемерово, 2002. С. 100)

-------------------

См. также Формы получения образования

ФОРМЫ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ФОРМЫ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ - граждане Рос. Федерации могут получить образование в следующих формах:

- очной,

- очно-заочной форме обучения (вечерней; см. Вечернее обучение),

- заочной (см. Заочное обучение),

- а также в форме семейного образования,

- самообразования

- экстерната.

Допускается сочетание различных Ф.п.о. Для всех Ф.п.о. в пределах конкретных осн. общеобразовательных или профессиональных образовательных программ действует единый государственный образовательный стандарт. По ряду профессий формы очно-заочная (вечерняя), заочная и экстернат не допускаются. Перечни таких профессий устанавливаются Правительством РФ.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 309)

-------------------

См. также Формы образования

ФОРСЕЛИУС (FORSELIUS), БЕНГТ ГОТФРИД

ФОРСЕЛИУС (FORSELIUS), БЕНГТ ГОТФРИД (ок. 1660-1688) - эстонский педагог, деятель народного образования. Открыл св. 30 приходских школ. Осуществил реформу эстонской орфографии; разработал методику обучения чтению. Составил эстонский букварь (издан в 1686; не сохранился). Организовал первую в Эстонии учительскую семинарию (работала в 1684-88).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 417)

ФОРТУНАТОВ, АЛЕКСАНДР АЛЕКСЕЕВИЧ

ФОРТУНАТОВ, АЛЕКСАНДР АЛЕКСЕЕВИЧ (1884-1949) - педагог и историк, профессор. Преподавал в обществе "Сетлемент", участвовал в работе общества "Детский труд и отдых". С 1939 в МГПИ им. В.П. Потёмкина. Осн. труды по начальному обучению, методике преподавания истории в средней школе, по истории трудовой школы.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 417)

ФОРТУНАТОВ, ФИЛИПП ФЁДОРОВИЧ

ФОРТУНАТОВ, ФИЛИПП ФЁДОРОВИЧ (1848-1914) - языковед, академик Петербургской АН (1898). Основоположник московской, т.н. фортунатовской, лингвистической школы. С 1876 профессор Московского университета. В лекции "О преподавании грамматики русского языка в средней школе" (1904) разработал формально-грамматическое направление в русском языкознании. Его идеи получили отражение в выходивших в 20-х гг. учебниках для школ I и II ступени, школ взрослых.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 417)

ФОХТ-БАБУШКИН, ЮРИЙ УЛЬРИХОВИЧ

ФОХТ-БАБУШКИН, ЮРИЙ УЛЬРИХОВИЧ (р. 1930) - д-р философских наук (1986), профессор (1990), действительный член РАО (1999; Отделение образования и культуры), зав. отделом Государственного института искусствознания.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 463)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

ФРАДКИН, ФЕЛИКС АРОНОВИЧ

ФРАДКИН, ФЕЛИКС АРОНОВИЧ (1933-1993) - педагог, историк педагогики, член-корреспондент РАО (1993), д-р педагогических наук (1986), профессор (1988). С 1966 преподавал во Владимирском педагогическом институте. Изучал творческое наследие С.Т. Шацкого и 1-й Опытной станции по народному образованию Наркомпроса, разрабатывал принцип историзма в теории педагогики; проблемы дисциплины и пр. В конце 80-х гг. одним из первых в отечественной педагогике предпринял попытку показать драматизм судьбы педагогов 20-30-х гг., гуманистические взгляды которых противоречили официальной системе авторитарного воспитания ("Педология. Мифы и действительность", 1991). Труды Ф. отличались углублённым интересом к гармонизации задач социального воспитания и личностно-ориентированной педагогики.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 417)

ФРАНКЕ (FRANCKE), АВГУСТ ГЕРМАН

ФРАНКЕ (FRANCKE), АВГУСТ ГЕРМАН (1663-1727) - немецкий педагог, теоретик, деятель педагогики пиетизма. Осн. в Галле детский приют, затем расширил его, объединил несколько подобных заведений в одной общине. С 1695 возглавил "Учреждения Франке", куда помимо приютов вошли школа для бедных детей, бюргерская школа, латинская школа, женская школа повышенного типа, а также "Педагогиум" для детей дворян. В 1699 Ф. составил и издал "План для учебных заведений". В начале 18 в. в "Учреждениях Франке" появились учительская семинария, начальная школа для девочек, типография, книжная лавка и другие подразделения, назначение которых было в том, чтобы материально поддерживать учебные заведения и приюты. "Учреждения Франке" как социально-педагогический комплекс действовали до 1945. На их базе университет Галле начал (1946) подготовку учителей.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 417)

ФРАНКЛИН (FRANKLIN), БЕНДЖАМИН

ФРАНКЛИН (FRANKLIN), БЕНДЖАМИН (1706-1790) - американский просветитель, государственный деятель, учёный. В наследии Ф. заметное место занимает педагогическая проблематика. В статье "Предложения по обучению молодёжи в Пенсильвании" (1749) высказал идею создания среднего учебного заведения, образование в котором ориентировалось бы не на традиционные образцы, а на потребности американской действительности. Разработал учебный план и программу для 6 лет обучения. Учебное заведение под названием "академия" открылось в Филадельфии в 1750 в составе 3 школ - классической, математической и английской. В 1755 школа была преобразована в университет.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 417)

ФРАНК, СЕМЕН ЛЮДВИГОВИЧ

ФРАНК, СЕМЕН ЛЮДВИГОВИЧ (1877-1950) - философ-психолог, видный педагог, мыслитель, деятель образования Нижегородского края. Окончил Нижегородскую гимназию. В 1937 г. эмигрировал. Умер в Лондоне.

(Нижегородская школа XVIII - начала XX века: Очерки истории образования. Под редакцией И.В. Берельковского. - Н. Новгород, 2003. С. 253-266)

ФРАНСУА НОЭЛЬ

ФРАНСУА НОЭЛЬ - см. Бабёф, Гракх

ФРЕБЕЛЕВСКИЕ ОБЩЕСТВА( В РОССИИ)

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФРЕБЕЛЬ ФРЁБЕЛЬ (FROBEL), ФРИДРИХ ВИЛЬГЕЛЬМ АВГУСТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФРЁЗЕ (FROESE), ЛЕОНГАРД

ФРЁЗЕ (FROESE), ЛЕОНГАРД (1924-1994) - немецкий педагог, д-р философии, профессор (1959). Преподавал в университетах Германии и США. Поч. ч. Немецкого педагогического общества (1987). Исследования в области сравнительной педагогики, в частности истории русской педагогики. Внёс большой вклад в изучение педагогического наследия А.С. Макаренко. Инициатор наиболее полного в мире 20-томного издания сочинений Макаренко.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 418)

ФРЕЙД (FREUD), АННА

ФРЕЙД (FREUD), АННА (1895-1982) - австрийский психолог. Специалист в области детского развития, последователь своего отца З. Фрейда. В 1923 открыла собственную психоаналитическую практику, специализировалась по психическим расстройствам в детском возрасте, вызванным недостатками обучения и воспитания. В 1938 эмигрировала в Великобританию. Создала (1940) ясли, курсы детских психоаналитиков (1947). С 1952 директор Клиники детской терапии в Хэмпстеде. Труды в области детского психоанализа как особого метода диагностики и терапии. Осн. теоретический труд - "Я и механизмы защиты" (1936), в котором, в отличие от З. Фрейда, считавшего предметом психоанализа бессознательное, рассматривала в качестве объекта анализа "Я" как центр сознания. В 1965 вышел обобщающий труд Ф. "Норма и патология детского развития".

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 418)

ФРЕЙД (FREUD), ЗИГМУНД

ФРЕЙД (FREUD), ЗИГМУНД (1856-1939) - австрийский невропатолог, психиатр и психолог; основоположник психоанализа. В 1876-82 работал в Венском физиологическом институте. С 1902 профессор Венского университета. Один из основателей "Ежегодника психоаналитических и психопатологических исследований" (1908) и Международной психоаналитической ассоциации (1910). В 1938 эмигрировал в Великобританию. Выдвинул (1900) общепсихологическую теорию строения психики как энергетической системы, в основе развития которой лежит конфликт между сознанием и бессознательными (гл.о. сексуальными) влечениями (либидо). Произвольно выделив ряд форм детской сексуальности, последовательно сменяющих друг друга, Ф. на этой основе построил периодизацию психического (а по сути - психосексуального) развития личности. Согласно Ф., в раннем детстве возникает т.н. эдипов комплекс, который затем вытесняется из сознания ребёнка, однако забытые переживания детства незримо присутствуют в бессознательном и влияют на поведение.

Исходя из представлений о сексуальном развитии детей, структуре личности и бессознательной детерминации поведения индивида, Ф. отверг предшествующие теории и методы воспитания, ориентированные на обуздание и подавление влечений ребёнка. Представления Ф. о детской сексуальности, о становлении и структуре личности вызвали резкую критику со стороны мн. учёных. Попытки современных психологов экспериментально проверить теоретические построения Ф. успеха не имели.

Ф. расширил сферу применения психоанализа, распространив его принципы практически на все сферы человеческой жизнедеятельности: религию, творчество, общественную жизнь и др.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 418)

ФРЕНЕ (FREINET), СЕЛЕСТЕН

ФРЕНЕ (FREINET), СЕЛЕСТЕН (1896-1966) - французский педагог, сторонник нового воспитания. Основатель и руководитель (1920-66) экспериментальных начальных школ. Организовал (1927) "Кооператив сторонников светской школы", в 1957 - "Международную федерацию сторонников новой школы". Издатель и гл. редактор журналов "Воспитатель", "Детское искусство". Отвергал традиционные методы обучения и воспитания, ввёл школьное самоуправление - "школьный кооператив", выступал против применения в начальной школе учебников, считая, что они исключают возможность индивидуализированного обучения. Ф. уделял мн. внимания экспериментам в области программированного обучения, предложил оригинальную конструкцию простейшей обучающей машины.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 418)

ФРИДЛАНД

ФРИДЛАНД - см. Тротцендорф, Валентин

ФРОММ (FROMM), ЭРИХ

ФРОММ (FROMM), ЭРИХ (1900-1980) - немецко-американский психолог, философ и социолог; один из гл. представителей неофрейдизма. Работал в Германии; вёл психоаналитическую частную практику. Выступил с рядом статей, посвящённых применению идей З. Фрейда к социальной психологии. В 1934 эмигрировал в США, преподавал в университетах. С 1951 жил в Мексике.

Первоначально Ф. был последователем Фрейда, но впоследствии отказался от мн. положений "классического" психоанализа и разработал собственную концепцию "гуманистического" психоанализа. Считая капиталистическое общество больным и иррациональным, Ф. выдвигал утопический проект создания гармоничного "здорового общества" при помощи методов "социальной терапии", в частности предлагал проект "перевоспитания" американской нации.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 418)

ФРОНДЕРСТВО

ФРОНДЕРСТВО - одно из проявлений трудновоспитуемости воспитанников, выражающееся в недовольстве, причем не по существенным, а по личным, непринципиальным мотивам, из духа противоречия.

(Психолого-педагогический словарь-спавочник. Сост. Лобейко Ю.А., Борозинец Н.М. - Ставрополь, 2004. С. 225)

ФРУСТРАЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФУРКАЦИЯ

ФУРКАЦИЯ (от позднелат. furco - разделяю) в школе

- построение учебных планов старших классов, при котором в целях учёта индивидуальных склонностей учащихся разрабатываются специальные учебные циклы и разделы с преимущественным вниманием к профилирующей группе предметов. Выделение двух циклов называется "бифуркацией", 3 и более - "полифуркацией". Ф. широко распространена в зарубежной школе. В России в 20-е гг. предпринималась попытка ввести Ф. в общеобразовательную школу, в 50-е гг. Ф. реализовывалась в рамках дифференцированного обучения. С 1966 вводились факультативные занятия, создавались школы с углублённым изучением ряда дисциплин, а с конца 80-х гг. - гимназии и лицеи.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 309)

-------------------

См. также Дифференциация обучения, Индивидуализация обучения, Индивидуальное обучение, Монотехническое образование, Одарённые дети, Полифуркация

ФУРЬЕ (FOURIER), ФРАНСУА МАРИ ШАРЛЬ

ФУРЬЕ (FOURIER), ФРАНСУА МАРИ ШАРЛЬ (1772-1837) - французский мыслитель, утопист. Разработал план грядущего идеального строя ("гармонии") - свободной трудовой ассоциации, где все отношения и деятельность людей основаны на свободном влечении ("притяжении по страсти"). План Ф. предусматривал многообразную по своим формам организацию жизни подрастающего поколения от рождения до зрелости. Большое место в своих педагогических высказываниях Ф. уделял детским самоорганизациям - "маленьким ордам" (организация шумных, бойких детей) и "маленьким бандам" (группа тихих, спокойных детей, любящих красоту и порядок).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 418)

Предыдущая страница Следующая страница