Педагогический словарь
Статьи на букву "Х"

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Х"

ХАБАРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ХАБАРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ - Хабаровск, ул. К. Маркса, 68. Психология, социальная педагогика, логопедия, специальная психология.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 471)

-------------------

См. также Педагогические высшие учебные заведения

ХАБАРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ХАБАРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ - Хабаровск, ул. Тихоокеанская, 136. Социальная работа.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 474)

-------------------

См. также Университеты

ХАКАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ХАКАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ - Республика Хакасия, Абакан, просп. Ленина, 90. Психология, социальная работа, дошкольная педагогика и психология, педагогика и методика начального образования, валеология.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 475)

-------------------

См. также Университеты

ХАКСЛИ, ТОМАС ГЕНРИ

ХАКСЛИ, ТОМАС ГЕНРИ - см. Гексли, Томас Генри

ХАЛЕЕВА, ИРИНА ИВАНОВНА

ХАЛЕЕВА, ИРИНА ИВАНОВНА (р. 1946) - д-р педагогических наук (1990), профессор (1991), действительный член РАО (1999; Отделение высшего образования), ректор Московского государственного лингвистического университета.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. , 463)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

ХАЛЛ (HULL), КЛАРК ЛЕОНАРД

ХАЛЛ (HULL), КЛАРК ЛЕОНАРД (1884-1952) - американский психолог, представитель необихевиоризма. В 1929-50 возглавлял исследовательскую группу в Институте исследований человеческих отношений Йельского университета. Наибольшую известность приобрёл как автор математической гипотетико-дедуктивной теории обучения, в которой давалась своеобразная интерпретация учения И.П. Павлова об условных рефлексах, в частности понятия о подкреплении. Гл. принципом научения считал редукцию потребности (уменьшение потребности в результате её удовлетворения) - чем чаще и интенсивнее редуцируется (удовлетворяется) потребность, тем больше числа навыка. Концепция Х. развита его последователями применительно к анализу социального поведения, к психотерапии.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 419)

-------------------

См. также Бихевиоризм

ХАНГАЛОВ, МАТВЕЙ НИКОЛАЕВИЧ

ХАНГАЛОВ, МАТВЕЙ НИКОЛАЕВИЧ (1858-1918) - бурятский просветитель, педагог, общественный деятель. Преподавал в бурятских школах. Добивался расширения охвата бурятских детей начальным обучением. В 1902-17 по инициативе Х. открыто 7 начальных бурятских училищ. Способствовал созданию передвижных школ для детей скотоводов-кочевников. Разработал методику последовательного обучения бурятскому (на 1-м году) и русскому (на 2-м) языкам. Автор учебных пособий с методическими пояснениями для учителей (в рукописях).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 419)

ХАНЖЕСТВО

ХАНЖЕСТВО - негативное моральное качество личности, выражающееся в склонности к обману, к сознательной маскировке собственных неблаговидных поступков под заботу о нравственности и добродетели. Классический пример Х. - образ Тартюфа в одноимённой пьесе Ж.Б. Мольера. Ханжа представляет себя образцом благочестия, чтобы скрыть своекорыстные и низменные побуждения и мотивы. Он предъявляет окружающим его людям непомерно высокие требования, но не распространяет их на себя. Х. характеризуется резким контрастом между видимостью и сущностью, словом и делом. Х. как нравственное зло можно распознать по постоянному подчёркиванию человеком собственного бескорыстия, склонностью к морализаторству. Х. превращает нравственность, с одной стороны, в показное благообразие, в формальное исполнение ритуала, с другой - во взаимное соглядатайство и наушничество. Х. в семье и детском коллективе действует угнетающе на психику ребёнка, заведомо культивируя низменные черты. Х. противостоит воспитание, осн. на принципах гуманизма, открытости и искренности.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 310)

ХАРАКТЕР

Статья большая, находится на отдельной странице.

ХАРАКТЕРОЛОГИЯ

ХАРАКТЕРОЛОГИЯ - учение о характере человека; течение психологии 1-й половины 20 в., разрабатывавшее проблемы типологии и структуры личности. Термин введён Ю. Банзеном (1867). Гл. представители: Э. Кречмер, К.Г. Юнг, П.Ф. Лесгафт, А.Ф. Лазурский и др.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 310)

ХАРИСОВ, ФАРИС ФАХРАЗОВИЧ

ХАРИСОВ, ФАРИС ФАХРАЗОВИЧ (р. 1956) - д-р педагогических наук (2000), член-корреспондент РАО (2001; Отделение общего среднего образования), министр образования Республики Татарстан.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 468)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

ХАРРИС (HARRIS), УИЛЬЯМ ТОРРИ

ХАРРИС (HARRIS), УИЛЬЯМ ТОРРИ (1835-1909) - американский философ, педагог, деятель народного образования. В 1889-1906 комиссар просвещения США. Участвовал в подготовке и реализации реформ, в ходе которых рационализирована структура школьного образования США в соответствии с психологическими возможностями детей различных возрастных групп: вместо 8-летней начальной и 4-летней средней школы вводились 2 цикла обучения по 6 лет каждый. Эти нововведения положили начало оформлению единой всеохватывающей школы в США. Автор трудов по проблемам образования. В книге "Психологические основы обучения" (1898) одним из первых в США дал психологическую интерпретацию основных педагогических явлений. Был редактором "Международной педагогической серии", гл. редактором "Нового международного словаря Вебстера" (2 изд., 1939).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 419)

ХАРТАХАЙ, ФЕОКТИСТ АВРААМОВИЧ

ХАРТАХАЙ, ФЕОКТИСТ АВРААМОВИЧ (1836-1880) - известный просветитель, педагог и историк, этнограф, основатель первых средних учебных заведений в Мариупольском уезде - Мариупольских мужской и женской гимназий, один из первых исследователей истории и культуры греков Крыма и Приазовья.

(Хартахай Ф.А. Собрание сочинений. - Донецк, 2004. С. 5)

ХАРТЛИБ ГАРТЛИБ (HARTLIB), СЭМЮЭЛ

ХАРТЛИБ ГАРТЛИБ (HARTLIB), СЭМЮЭЛ (ок. 1599-ок. 1670) - английский просветитель, социальный реформатор, учёный. Известен как создатель кружка реформаторов, учёных и изобретателей, послужившего прообразом Королевского общества. Х. и его единомышленники гл. задачей образования считали улучшение материальной жизни людей; отдавали предпочтение многопредметному (энциклопедическому курсу обучения). Большое внимание Х. уделял изучению языков. Воспитание христианина, строго соблюдающего нравственные нормы и тем спасающего душу, сочеталось в воззрениях Х. с воспитанием гражданина, все силы отдающего общественной пользе. Автор трактатов по проблемам изучения латинского языка, воспитания. Развитию педагогической мысли способствовала организаторская деятельность Х. Он добился приглашения в Англию Я.А. Коменского (1641) для создания учёного содружества и проведения образовательных реформ. Публиковал трактаты Коменского (1637 и 1639, на латинском языке, а в 1642 - в переводе на английский язык). Идеи Х. нашли отражение в проекте Дж. Беллерса.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 419)

ХВАТЦЕВ, МИХАИЛ ЕФИМОВИЧ

ХВАТЦЕВ, МИХАИЛ ЕФИМОВИЧ (1883-1977) - дефектолог, один из основоположников логопедии в СССР, д-р педагогических наук (1965). С 1903 на преподавательской работе; в 1935-64 зав. кафедрой сурдопедагогики и логопедии ЛГПИ им. А.И. Герцена. Труды по логопедии и сурдопедагогике, гл.о. по обучению глухих детей произношению. Автор первых учебных пособий по логопедии для студентов.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 419)

ХВОСТОВ, ВЛАДИМИР МИХАЙЛОВИЧ

ХВОСТОВ, ВЛАДИМИР МИХАЙЛОВИЧ (1905-1972) - историк и общественный деятель, академик АН СССР (1964), один из членов-учредителей (1967) и первый президент АПН СССР (1967-71), д-р исторических наук (1938), профессор (1939). В 1945-57 работал в МИД; в 1946-54 руководитель кафедры международных отношений АОН при ЦК КПСС, в 1959-67 директор Института истории АН СССР.

Исследовал проблемы истории нового времени и международных отношений. Участвовал в подготовке многотомных изданий "История дипломатии" (т. 1-2; Гос. премия СССР, 1942 и 1946; 2-й том переиздан в 1963); "История внешней политики СССР" (ч. 1-2, 1966-71; соредактор), а также учебников и учебных пособий для вузов по новой истории (1939, 1960), учебника "Новая история" для 9-го класса средней школы (1945; выдержал 17 изд.; в 1962 и 1969 переработан).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 419)

ХЕДЕР

Статья большая, находится на отдельной странице.

ХЕД СТАРТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ХЕЙНИКЕ, САМУЭЛЬ

ХЕЙНИКЕ, САМУЭЛЬ - см. Гейнике, Самуэль

ХЕЙФЕЦ, ПАВЕЛ СОЛОМОНОВИЧ

ХЕЙФЕЦ, ПАВЕЛ СОЛОМОНОВИЧ (р. 1931) - д-р педагогических наук и профессор (1995), член-корреспондент РАО (1996; Отделение базового профессионального образования), генеральный директор Рос. лицея традиционной культуры (С.-Петербург).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 468)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

ХЕЛЕМЕНДИК, ВИКТОР СЕРГЕЕВИЧ

ХЕЛЕМЕНДИК, ВИКТОР СЕРГЕЕВИЧ (р. 1934) - д-р исторических наук (1983), профессор (1987), член-корреспондент РАО (1989; Отделение образования и культуры), гл. редактор издательства "Экономика".

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 468)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

ХЕРБАРТ, ИОГАНН ФРИДРИХ

ХЕРБАРТ, ИОГАНН ФРИДРИХ - см. Гербарт, Иоганн Фридрих

ХЕРДЕР, ИОГАНН ГОТФРИД

ХЕРДЕР, ИОГАНН ГОТФРИД - см. Гердер, Иоганн Готфрид

ХЕРСТ (HIRST), ХЕЙВУД

ХЕРСТ (HIRST), ХЕЙВУД (р. 1927) - английский педагог, один из ведущих представителей аналитического направления в английской педагогике и философии образования. Профессор педагогики в Лондонском (с 1965) и Кембриджском (с 1971) университетах. Вице-президент Общества философского образования в Великобритании. Выступал за широкое общее образование, отстаивал предметный принцип построения учебных программ. Взгляды Х. нашли отражение в государственном документе "Школьный учебный план и программы" (1981).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 419)

ХЕТАГУРОВ, КОСТА (КОНСТАНТИН) ЛЕВАНОВИЧ

ХЕТАГУРОВ, КОСТА (КОНСТАНТИН) ЛЕВАНОВИЧ (псевдоним - Коста) - (1859-1906)

- осетинский просветитель, поэт, основоположник осетинской литературы. Неоднократно обращался к проблемам народного просвещения: выступал против закрытия школ, настаивал на совершенствовании программ и учебников, пропагандировал женское образование. Участвовал в создании единого осетинского алфавита на русской графической основе. В поэтическом сборнике Х. "Осетинская лира" (1899) были опубликованы первые осетинские стихи для детей.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 419)

ХИМИЯ( В ШКОЛЕ)

ХИМИЯ( В ШКОЛЕ) - учебный предмет, в содержание которого входят основы химии - науки о веществах, их составе, строении, свойствах, процессах превращения, об использовании законов химии в практической деятельности людей. Изучение Х. направлено на усвоение учащимися фундаментальных научных фактов, осн. понятий, наиболее общих законов и теорий науки, а также политехнических знаний о современном химическом производстве и на развитие интеллектуальных способностей и практических умений в области Х.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 311)

ХИНЕР ДЕ ЛОС РИОС (GINNER DE LOS RIOS), ФРАНСИСКО

ХИНЕР ДЕ ЛОС РИОС (GINNER DE LOS RIOS), ФРАНСИСКО (1839-1915) - испанский педагог и философ. С 1866 профессор кафедры философии и права Мадридского университета. В 1876 организовал и возглавил Свободный институт воспитания, ставший базовой экспериментальной школой и органом подготовки реформ системы народного образования в стране. Идеи Х. опубликованы в отдельных статьях и трудах: "Этюды по философии и религии" (1876), "Этюды по образованию" (1886), "Воспитание и образование" (1889) и др.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 419)

ХИНЧИН, АЛЕКСАНДР ЯКОВЛЕВИЧ

ХИНЧИН, АЛЕКСАНДР ЯКОВЛЕВИЧ (1894-1959) - математик, член-корреспондент АН СССР (1939), действительный член АПН РСФСР (1944), д-р физико-математических наук (1935), профессор (1922). С 1919 преподавал в различных вузах Москвы. Одновременно с 1939 вёл научно-исследовательскую работу в Математическом институте АН СССР. Основоположник Московской школы теории вероятностей. Один из инициаторов и редактор "Энциклопедии элементарной математики" (1951-63). Х. внёс значительный вклад в развитие отечественной педагогики математики. Его трудами в большой степени было подготовлено движение конца 60-х гг. за реформу школьного математического образования. Гос. премия СССР (1941).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 419)

ХЛУП (CHLUP), ОТОКАР

ХЛУП (CHLUP), ОТОКАР (1875-1965) - чешский педагог, академик Чехословацкой АН (1952). Основатель (1957) и директор Института педагогических наук им. Я.А. Коменского Чехословацкой АН. Основал Общество нового воспитания (Брно), был редактором (с 1927) его журнала. Автор трудов по проблемам обучения, педагогического образования, истории педагогики, в т.ч. учебника "Педагогика" (2 изд., 1936; 3 изд., 1948), "Хрестоматии по истории педагогики (т. 1-2, 1948-50), и соредактор "Педагогической энциклопедии" (т. 1-3, 1938-40).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 419)

ХОДАКОВ, ЮРИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ

ХОДАКОВ, ЮРИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ (1901-1976) - педагог, химик, член-корреспондент АПН РСФСР (1947), член-корреспондент АПН СССР (1968), д-р химических наук (1944), профессор (1935), заслуженный деятель науки РСФСР (1963). С 1930 вёл научно-преподавательскую работу в Московском авиационном институте им. С. Орджоникидзе и в НИИ методов обучения АПН РСФСР (1944-60). Автор (совместно с другими) неоднократно переиздававшихся стабильных учебников по неорганической химии для средней школы (учебник для 7-8-го классов выдержал 15 изданий, а для 9-го класса - 14 изданий); программ для вузов и средней школы; научно-популярных произведений для детей - рассказов-задач по химии, а также методических пособий для учителей.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 419-420)

ХОЛЛ (HALL), ГРЕНВИЛЛ СТЭНЛИ

ХОЛЛ (HALL), ГРЕНВИЛЛ СТЭНЛИ (1846- 1924) - американский психолог, сторонник экспериментальной педагогики. В 1881-88 профессор университета Дж. Хопкинса (г. Балтимор), где в 1883 основал одну из первых в США лабораторий экспериментальной психологии. В 1889-1920 профессор психологии и президент Университета Кларка, где организовал первый в США Институт детской психологии. Основал ряд психологических журналов: в 1887 - "Американский журнал психологии", в 1891 - "Педагогический семинар и журнал генетической психологии", в 1917 - "Журнал прикладной психологии". Один из организаторов и первый президент (1892) Американской психологической ассоциации. Осн. труды по детской и педагогической психологии; наиболее известна "Юность" (1904) - первая монография по психологии ранней юности, подвергшаяся критике, т.к. строилась на признании полной достоверности высказывания детей о самих себе. Для исследования детской психики широко применял метод вопросников, который впоследствии был заменён методом тестов.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 420)

ХОЛМС (HOLMES), БРАЙАН

ХОЛМС (HOLMES), БРАЙАН (р. 1920) - английский педагог, специалист в области сравнительной педагогики. С 1953 работал в Институте сравнительной педагогики Лондонского университета. В 1973-77 президент Европейского общества сравнительной педагогики, в 1975-77 председатель Международного совета обществ сравнительной педагогики; с 1982 президент Лондонской ассоциации компаратистов (специалистов в области сравнительной педагогики). Составитель справочников ЮНЕСКО по образованию.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 420)

ХОМСКИЙ (ЧОМСКИ) (CHOMSKY), НОАМ

ХОМСКИЙ (ЧОМСКИ) (CHOMSKY), НОАМ (р. 1928) - американский языковед. Профессор Массачусетского технологического университета. Заложил основы теории порождающих грамматик и теории формальных языков как раздела математической логики. Опираясь на идею универсальности осн. структур в языках мира, выдвинул программу изучения языка как средства исследования мышления ("Язык и мышление", 1968). Идеи Х. нашли отклик в ряде стран в связи с разработкой теории компьютеризации обучения и искусственного интеллекта.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 420)

ХОХЛОВ, РЕМ ВИКТОРОВИЧ

ХОХЛОВ, РЕМ ВИКТОРОВИЧ (1926-1977) - академик, вице-президент АН СССР, ректор МГУ в 1973-1977 гг., ученый-физик, педагог. Установил прямые связи Московского университета с университетами США, Японии, социалистических стран.

(Девяткова Л.И. Академик Р.В. Хохлов - ректор Московского университета. - М., 2005. С. 6-7)

ХОХРЯКОВ, ВЛАДИМИР ХАРЛАМПИЕВИЧ

ХОХРЯКОВ, ВЛАДИМИР ХАРЛАМПИЕВИЧ (1828-1916) - педагог, историк, деятель народного образования. В должности инспектора народных училищ Пензенской губернии (1870-74) способствовал открытию 28 новых школ, становлению системы педагогического образования в губернии. Инициатор создания и первый директор (1874-85) Пензенской учительской семинарии; поставил вопрос об открытии при ней мордовского начального училища, ввёл преподавание мокша-мордовского языка. В 1879 под его руководством были составлены "Азбука для мордовских учителей Пензенской губернии", "Указания учителю, как учить по азбуке" и другие пособия. Известен как собиратель материалов для биографии М.Ю. Лермонтова и рукописей поэта.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 420)

ХРИПКОВА, АНТОНИНА ГЕОРГИЕВНА

ХРИПКОВА, АНТОНИНА ГЕОРГИЕВНА (р. 1920) - д-р биологических наук (1962), профессор (1963), действительный член РАО (1971; Отделение общего среднего образования), гл. научный сотрудник Института общего среднего образования РАО (с 1968 вице-президент АПН СССР).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 463)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

ХРИСТИАНОВИЧ, ПЁТР ИВАНОВИЧ

ХРИСТИАНОВИЧ, ПЁТР ИВАНОВИЧ (р. 1851) - деятель в области трудового обучения, один из основателей русского мануализма. Сторонник естественного воспитания в духе Л.Н. Толстого. В 1889 организовал (совместно с П.И. Буланже) первую в России "трудовую" школу - 2-классное училище для детей рабочих и служащих с приготовительным классом и 5-летним сроком обучения. Училище давало общеобразовательную и допрофессиональную подготовку для последующего обучения в железнодорожных, ремесленных, средних технических училищах МНП.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 420)

ХРИСТИАНСКАЯ КУЛЬТУРА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО( ДЕТЕЙ)

Статья большая, находится на отдельной странице.

ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ШКОЛЫ( ДЕТСКИЕ)

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ШКОЛЫ( ДЕТСКИЕ) - государственные, муниципальные образовательные учреждения дополнительного образования детей, реализующие дополнительные образова- тельные программы в сфере изобразительного искусства, дизайна, архитектуры, декоративно-прикладного искусства и дающие учащимся начальное художественное образование. Х.ш. воспитывают эстетический вкус детей и подростков, приобщают детей к искусству, развивают их творческие способности. Первая детская Х.ш. осн. в 1933 при Всерос. АХ. К концу 90-х гг. в Рос. Федерации насчитывалось св. 100 детских Х.ш., в которых обучалось св. 13 тыс. учащихся и было занято св. 6 тыс. преподавателей. В Х.ш. принимаются дети после окончания начальных классов общеобразовательной школы (в подготовительную группу с 6 лет), прошедшие конкурсный отбор по рисунку, живописи (скульптуре) и композиции. В процессе обучения учащиеся овладевают знаниями основ изобразительного искусства, приобретают навыки рисования, овладевают художественно-техническими навыками: умением пользоваться осн. материалами - бумагой, карандашом, акварельными и масляными красками, углем, гипсом, глиной и т.д. Учащиеся обучаются гл. принципам работы с натуры: умению расположить изображаемое на листе, холсте (у скульпторов - в пространстве), установить размеры - пропорциональность частей и пр. Для особо одарённых детей создаются средние специальные Х.ш., дающие общее среднее образование одновременно с художественным.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 315)

ХУДОМИНСКИЙ, ПЁТР ВЛАДИМИРОВИЧ

ХУДОМИНСКИЙ, ПЁТР ВЛАДИМИРОВИЧ (р. 1930) - д-р педагогических наук (1986), профессор (1989), член-корреспондент РАО (1990; Отделение философии образования и теоретической педагогики), зав. кафедрой Института повышения квалификации и переподготовки работников образования Московской области.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 468)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

ХУН ЖЭНЬГАНЬ

ХУН ЖЭНЬГАНЬ (1821-1864) - китайский политический деятель и педагог. С 1859 гл. министр тайпинского государства; ведал вопросами культуры и просвещения. Написал "Новое сочинение в помощь управлению" (1859), в котором изложил план реформ, в т.ч. и системы образования по образцу западных стран.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 420)

Предыдущая страница Следующая страница