Наши партнеры

https://volga.news/article/645327.html

Педагогический словарь
Статьи на букву "Э"

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Э"

ЭББИНГАУЗ (EBBINGHAUS), ГЕРМАН

ЭББИНГАУЗ (EBBINGHAUS), ГЕРМАН (1850-1909) - немецкий психолог, представитель ассоциативной психологии. Преподавал в Берлинском и других университетах. В 1890 организовал совместно с Э. Кёнигом "Журнал психологии и физиологии органов чувств", объединивший психологов, не принадлежащих к школе В. Вундта. Э. рассматривал психологию как естественную науку и считал необходимым отделение её от философии. Положил начало исследованию высших психических функций, особенно памяти. В 1893 выдвинул концепцию цветового зрения, в 1897 разработал тест для определения уровня умственного развития. Автор многократно переиздававшихся руководств по психологии.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 427)

ЭВДЕМОНИЗМ

ЭВДЕМОНИЗМ - философско-этическая традиция и жизненная установка, согласно которой единственным или высшим человеческим благом является счастье. Э. возвышает счастье до нравственного принципа поведения; он исходит из того, что внутренняя разорванность личности, как и коллизии между людьми, будут преодолены только в том случае, если человек будет верен своей изначальной нацеленности на счастье, т.е. будет правильно его понимать и сознательно к нему стремиться. Центральным для Э. при этом является вопрос о соотношении счастья как индивидуального благополучия и добродетели как нравственного образа мыслей и действий.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 321)

ЭВОЛЮЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА

ЭВОЛЮЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА - см. Педагогика эволюционная

ЭВРИСТИЧЕСКИЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ

ЭВРИСТИЧЕСКИЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ (от греч. эвристика - "отыскиваю", "нахожу", "открою") - частично-поисковый метод, организация поисковой, творческой деятельности на основе теории поэлементного усвоения знаний и способов деятельности. Целостная задача требует следующих умений: анализировать её условие; преобразовывать осн. проблемы в ряд частных, подчинённых главной; проектировать план и этапы решения; формулировать гипотезу; синтезировать различные направления поисков; проверять решение и т.д. Система специально разработанных учебных задач помогает школьнику овладеть умением самостоятельно выполнять каждый из этапов решения. Наиболее выразительной формой Э.м. является эвристическая беседа, состоящая из серии взаимосвязанных вопросов, каждый из которых служит шагом на пути решения проблемы и которые требуют от учащихся осуществления небольшого поиска. Учитель направляет поиск, последовательно ставит проблемы, формулирует противоречия и т.д. Необходимо отличать Э.м. от исследовательского метода, предполагающего поиск решения целостной проблемной задачи.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 321)

-------------------

- метод учебно-воспитательного процесса, основанный на поисковых средствах.

(Галиахметова Р.Ф. Формирование нравственно-правовой культуры участников учебно-воспитательного процесса в системе непрерывного образования средствами эвристики. - СПб., 2004. С. 37)

-------------------

См. также Каптерев, Пётр Фёдорович

ЭВРИТМИЯ

ЭВРИТМИЯ (от греч. eurhythmia - слаженность, ритмичность) - искусство движений, разработанное в 1-й трети 20 в. на основе антропософии Р. Штейнера. Придаёт видимую образную форму звучанию речи и музыки и может выступать в сочетании с другими искусствами (например, в "Технике актёра" М.А. Чехова).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 322)

ЭГОИЗМ

ЭГОИЗМ (от лат. ego - я) - негативная ценностная ориентация личности, крайняя форма индивидуализма, проявляющаяся в сознательном корыстном противопоставлении личных интересов и потребностей интересам других людей и общества в целом. Развитие Э. и превращение его в доминирующую направленность личности является следствием дефектов воспитания. Если практика семейного воспитания объективно направлена на закрепление таких проявлений, как завышенная самооценка и эгоцентризм, то у ребёнка может сформироваться стойкая ценностная ориентация, при которой принимаются в расчёт лишь его собственные интересы, переживания и пр. В зрелом возрасте подобная концентрация на своём "Я" может привести к отчуждению как переживанию человеком одиночества во враждебном ему мире. Предотвращение развития Э. в решающей степени зависит от умелого учёта родителями и педагогами индивидуальных особенностей ребёнка, включения его в гармоничные отношения со взрослыми и сверстниками.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 422)

-------------------

См. также Альтруизм

ЭГОЦЕНТРИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭДЖУОРТ (ЭДЖВОРТ) (EDGEWORTH), МАРИЯ

ЭДЖУОРТ (ЭДЖВОРТ) (EDGEWORTH), МАРИЯ (1767-1849) - ирландская писательница. Пропагандировала педагогические идеи Просвещения (дидактические рассказы для детей).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 427)

ЭДИПОВ КОМПЛЕКС

ЭДИПОВ КОМПЛЕКС - фундаментальное для психоанализа представление, объясняющее поведение человека особенностями сформированных у него в раннем детстве стереотипов отношения к матери и отцу. "Э.к." был сформулирован З. Фрейдом на основе сюжета древнегреческой легенды о царе Эдипе, который по неведению убил собственного отца и женился на его вдове - своей матери. По Фрейду, суть Э.к. в том, что ребёнок свои первые сексуальные побуждения направляет на мать, а первое соперничество и желание употребить насилие - на отца. В основе Э.к. лежит детская сексуальная привязанность к матери и амбивалентность отношений с отцом: любовь, почитание и конкуренция, желание устранить соперника. Эти амбивалентные отношения приводят к двум кардинальным чувствам: к страху перед волей и силой отца и к вине перед ним за преступные желания. Негативное желание подавляется как незаконное и опасное для ребёнка, но из сферы бессознательного продолжает провоцировать и определять те или иные его поступки и т.д. Сталкиваясь в сознании ребёнка с моральными запретами и культурными нормативами, эти бессознательные импульсы приводят к конфликту и требуют наказания в виде постоянных угрызений совести и даже формируют невроз и психопатологическое развитие, которые могут дать знать о себе и в более позднем зрелом возрасте. Э.к. развивается не только у мальчика, но и у девочки ("комплекс Электры"), которая соперничает с матерью за отцовское внимание и заботу. При нормальном развитии ребёнка Э.к. постепенно преодолевается и объектами влечений становятся другие люди.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 322)

ЭДУКАЦИОННАЯ КОМИССИЯ

ЭДУКАЦИОННАЯ КОМИССИЯ (Komisja Edukacji Narodowej) - первый в Польше правительственный светский орган управления системой просвещения. Создана в 1773 решением Сейма. Комиссии подчинялись все школы (кроме Корпуса кадетов в Варшаве), в состав входили 4 представителя от Сената и депутатских групп (в т.ч. Г. Коллонтай, И. Потоцкий, Г. Пирамович и др.). Э.к. была, по сути, первым министерством просвещения в Европе. Она предприняла попытку создания единой государственной системы национального, независимого от церкви образования. Вводилось всеобщее обучение. Под руководством Э.к. были разработаны учебники, реформировалась высшая школа, система подготовки преподавателей и др. Однако консервативные представители шляхты и духовенства сопротивлялись всем прогрессивным мероприятиям комиссии. Деятельность Э.к. была прекращена в 1795 (вместе с 3-м разделом Польши).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 322)

ЭДУКОЛОГИЯ

ЭДУКОЛОГИЯ - новая, самостоятельная социальная наука об образовании.

(Прокопцев В.И. Эдукология: методология эдукологии. - СПб., 2005. С. 65-71)

ЭЙНШТЕЙН (EINSTEIN), АЛЬБЕРТ

ЭЙНШТЕЙН (EINSTEIN), АЛЬБЕРТ (1879-1955) - физик-теоретик, один из основателей современной физики, создатель теории относительности, автор основополагающих трудов по квантовой теории и статистической физике. В 1909 избран профессором Цюрихского университета, а в 1911 - Немецкого университета в Праге. В 1914 принял приглашение переехать на работу в Берлин в качестве профессора Берлинского ун-та и одновременно директора Института физики. Э. приложил немало усилий к созданию Еврейского университета в Иерусалиме (1925).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 427)

ЭЙХЕНБАУМ, БОРИС М.

ЭЙХЕНБАУМ, БОРИС М. (1886-1959) - учитель, последователь формалистов во взглядах на преподавание литературы. В частности, считал важным первое впечатление от прочитанного произведения.

(Ланин Б.А. Литературное образование в XIX - начале XXI века. - М., 2005. С. 27-28)

-------------------

См. также ОПОЯЗ

ЭКЗАМЕНЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ (от позднелат. exsistentia - существование) - группа учений, которые отрицают объективные всеобщие ценности и считают, что личность сама должна вырабатывать ценности в своей деятельности, путём полного проживания каждого момента бытия. Э. возник в начале 20 в. в России, после 1-й мировой войны - в Германии, в период 2-й мировой войны - во Франции, а после войны - в других странах. Идейные истоки - учение С. Кьеркегора, философия жизни, феноменология, творчество Ф.М. Достоевского и Ф. Ницше. Гл. представители: Н.А. Бердяев, М. Бубер, А. Камю, Г. Марсель, Ж.П. Сартр, М. Хайдеггер, Л. Шестов, К. Ясперс. Центральное понятие - экзистенция (человеческое существование); осн. проявления человеческого существования - забота, страх, решимость, совесть; человек воспринимает экзистенцию как корень своего существа в пограничных ситуациях (борьба, страдание, смерть). Постигая себя как экзистенцию, человек обретает свободу, которая есть выбор самого себя, своей сущности, накладывающий на него ответственность за всё происходящее в мире. Э. оказал значительное влияние на теоретическую педагогику Запада. Э. в педагогике представлен именами Бердяева, О. Больнова, Бубера, отчасти В.В. Зеньковского.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 323)

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА (от греч. оikos - дом, жилище и logos - наука) - см. Экологическое образование и воспитание

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭКОЛОГИЯ

ЭКОЛОГИЯ (учение о жилище: от греч. оikos - дом, жилище и logos - наука) - один из разделов биологической науки: изучение взаимоотношений организмов со средой обитания - то есть своим домом. В биологическую науку этот термин ввел немецкий естествоиспытатель Эрнст Геккель в работе "Общая морфология организмов", 1866 г.) Сейчас экология это не только охрана природы и окружающей среды - это учение о создании (или воссоздании) гармонических взаимоотношений организма со средой, оптимальных условий проживания организма (в том числе человека) в среде обитания.

(Кривых С.В., Макареня А.А. Педагогическая антропология. Педагогика жизнедеятельности. - СПб, 2003. С. 14-15)

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА( В ШКОЛЕ)

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА( В ШКОЛЕ) - преследует цели усвоения учащимися элементарных экономических знаний и умений, формирования современного экономического мышления, сознательного включения в социально-экономические отношения и соответствующую практическую деятельность. Э.п. включает экономическое образование и экономическое воспитание, направленные на приобретение учащимися доступного им целостного понятия о производстве, распределении, обмене и потреблении материальных и духовных благ. Осн. цель экономического образования в школе - формирование личности, способной ориентироваться в рыночной среде и умеющей осуществлять свою деятельность экономически целесообразно. Э.п. до начала 90-х гг. осуществлялась гл.о. в процессе преподавания обществоведения, экономической географии, основ государства и права, а также трудового и профессионального обучения. Анализ и обобщение этого опыта дали возможность определить стратегические направления Э.п. в современной школе: Э.п. как обязательная составная часть общего образования; предполагающая передачу всем учащимся элементов базовых знаний личной, семейной и производственной экономики; углублённая Э.п. учащихся путём факультативных занятий, изучения предметов по выбору с целью профориентации и подготовки к послешкольному образованию; начальная профессиональная подготовка учащихся старших классов по профессиям, связанным с маркетингом, менеджментом, банковским и биржевым делом и т.д.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 323-324)

ЭКОНОМЦЕВ, ИГОРЬ НИКОЛАЕВИЧ

ЭКОНОМЦЕВ, ИГОРЬ НИКОЛАЕВИЧ (р. 1939) - профессор (1997), член-корреспондент РАО (1995; Отделение высшего образования), ректор Российского православного университета.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 468)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

ЭКСКУРСИЯ( УЧЕБНАЯ)

ЭКСКУРСИЯ( УЧЕБНАЯ) (от лат. excursio - поездка, прогулка) - форма организации учебно-воспитательного процесса, позволяющая проводить наблюдения и изучение различных предметов и явлений в естественных условиях или в музеях, на выставках и пр. Различают Э. учебные, производственные, краеведческие. Учебная Э., как правило, связана с изучением к.-л. учебного предмета и может предварять изучение темы или завершать её. Предусмотрена организация в школе комплексных Э., направленных на решение задач разных учебных дисциплин. Производственные Э. помогают учащимся раскрыть связь теории и практики в хозяйственной деятельности людей, познакомить с принципами устройства и действия машин, станков и пр., с технологическими процессами и т.д. Важное место отводится производственным Э. в профориентационной работе школы. Краеведческие Э. являются одним из осн. способов изучения природы, истории, экономики и культуры своего региона. Одним из видов Э. являются путешествия, рассчитанные на длительный срок и на значительные расстояния. В школьной практике распространены кино- и телеэкскурсии по континентам, странам и городам мира, по залам музеев, выставок и пр., а также "заочные" Э. и путешествия. Большую помощь в организации Э., гл.о. по темам внеклассной и внешкольной работы, оказывают экскурсионные бюро и отделы музеев, дома детского творчества и экскурсионно-туристские станции.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 324)

ЭКСПЕРИМЕНТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА - направление в психологии и педагогике, ставившее целью всестороннее исследование ребёнка и обоснование педагогической теории экспериментальным путём. Возникло в конце 19 в.; термин предложен в начале 20 в. Э. Мейманом. Первое экспериментальное исследование детей в условиях школьной жизни было проведено в 1879 И.А. Сикорским, но большого резонанса в тот период оно не вызвало. В 90-х гг., когда расширилась и укрепилась сеть психологических лабораторий, стали создаваться специальные психолого-педагогические лаборатории (активную роль в этом плане играли Мейман, А. Бине в Европе, С. Холл в США). Применение эксперимента и других родственных методов содействовало быстрому накоплению данных в различных областях исследования детского развития, расширению возрастных границ (первоначально изучение было сосредоточено на детях дошкольного возраста), разнообразию проблематики исследований. Объектом этих исследований был развивающийся ребёнок, состояние всех аспектов его изучения находилось на начальной стадии, и предмет исследования каждого из научных направлений не был чётко определён. Поэтому к исследованиям, носившим близкий по содержанию характер, применялись различные названия - детская психология, юношествоведение, педология, педагогическая психология, гигиена воспитания, Э.п. С начала 20 в. тенденция к применению эксперимента в изучении ребёнка стала всё больше нарастать и термин "Э.п." получил распространение, в т.ч. и в России. Первая отечественная лаборатория по изучению ребёнка в педагогических целях была осн. А.П. Нечаевым в С.-Петербурге в 1901. В 1910 организовано Общество экспериментальной педагогики. В 20-х - начале 30-х гг. стал широко применяться термин педология. После прекращения педологических исследований (1936) в научном обиходе сохранились термины детская психология, педагогическая психология.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 324)

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭКСТЕРИОРИЗАЦИЯ

ЭКСТЕРИОРИЗАЦИЯ (от лат. exterior - внешний),

- переход изнутри вовне. Психологическое понятие, означающее переход действий из внутренней и свёрнутой формы в форму развёрнутого действия. Противоположность - интериоризация.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 325)

ЭКСТЕРНАТ

ЭКСТЕРНАТ - система обучения без обязательного посещения образовательного учреждения. В 90-х гг. 19 в. экстерны чаще всего держали экзамены за курсы 4 или 6 классов гимназии, 4 и 5 классов реального училища, а также за курсы историко-филологического и юридического факультетов университетов. Прохождение курса экстерном не предполагало методической помощи со стороны учебного заведения. Поэтому такой способ получения образования был доступен ограниченному кругу лиц. В современных условиях система Э. не получила массового распространения, но в определённых ситуациях может применяться (например, для особо одарённых детей, способных обучаться по ускоренным программам, и др.).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 325)

ЭКСТРАВЕРТ

ЭКСТРАВЕРТ - см. Экстравертивный

ЭКСТРАВЕРТИВНЫЙ

ЭКСТРАВЕРТИВНЫЙ - обращённый вовне; психологическая характеристика личности, направленной на внешний мир и деятельность в нём. Понятие введено К.Г. Юнгом.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 325)

-------------------

См. также Интровертивный

ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК

ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК - средство обучения, представляющее собой компьютерную программу, которая содержит учебный материал и систему интерактивных тестов.

(Василенко Н.В. Дистанционное обучение. - СПб., 2004. С. 159)

ЭЛЬКОНИН, ДАНИИЛ БОРИСОВИЧ

ЭЛЬКОНИН, ДАНИИЛ БОРИСОВИЧ (1904-1984) - психолог, член-корреспондент АПН СССР (1968), д-р педагогических наук (1962), профессор (1965). Ученик Л.С. Выготского. Педагогическую деятельность начал в 1922 в Дергачёвской колонии для малолетних правонарушителей (Полтавская обл.). Вёл научную работу в ЛГПИ (с 1928), Ленинградском коммунистическом педагогическом институте и по совместительству в НИИ ОПП (с 1946; с 1953 на постоянной работе). Развивая идеи своего учителя, разрабатывал широкий круг проблем детской и педагогической психологии. Центральная проблема его исследований - природа детства и глубинные законы психического развития ребёнка. Теория психического развития, созданная Э., существенно конкретизировала и уточнила общее понимание детства, сложившееся в трудах Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия и других представителей этой научной школы. Опираясь на понятие ведущей деятельности, разработанное им совместно с Леонтьевым, Э. создал развёрнутую периодизацию психического развития в детском возрасте, описал все осн. типы ведущей деятельности от рождения ребёнка до 17 лет. Создал теории игровой и учебной деятельности.

Э. разработал эффективный метод обучения детей на основе звукового анализа слов, составил экспериментальные буквари (1961; ч. 1-2, 1969-72).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 427)

ЭМАНСИПАЦИЯ

ЭМАНСИПАЦИЯ (от лат. emancipatio) - освобождение от зависимости, угнетения, предрассудков; отмена ограничений, уравнение в правах (например, Э. женщин). В рос. праве Э. - наделение несовершеннолетнего, достигшего возраста 16 лет, полной дееспособностью, если он работает по трудовому договору (контракту) или с согласия своих законных представителей занимается предпринимательской деятельностью.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 325)

ЭМОЦИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭМПАТИЯ

ЭМПАТИЯ (от греч. empathеia - сопереживание) - понимание эмоционального состояния другого человека и ответное выражение своего понимания этих чувств.

(Успенский В.Б., Чернавская А.П. Введение в психолого-педагогическую деятельность. - М., 2003. С. 151)

-------------------

- постижение эмоционального состояния, проникновение (вчувствование) в переживание другого человека.

(Столяров Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика. - М., 2004. С. 216)

-------------------

(Калугин Ю.Е. Основы педагогики профессионального дополнительного образования и профессионального самообразования. - Челябинск, 2004. С. 139)

-------------------

- явление психики, не связанное с определенным уровнем сознания, постижение эмоционального состояния другого человека.

(Савва Л.И., Пономарев Т.А. Словарь-самоучитель по педагогике межличностного познания. - Магнитогорск, 2003. С. 81)

-------------------

- постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания, сочувствия, умения поставить себя на место другого.

(Колычева З.И. Ноосферная педагогика как новая образовательная парадигма. - СПб., 2004. С. 184)

-------------------

- способность понимать, чувствовать состояние другого, выражать это понимание.

(Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. - М., 2005. С. 422)

-------------------

- термин введен Э.Титченером

(Психология и педагогика: учебно-терминологический словарь. Сост. Е.Е. Пости. - Ковров, 2005. С. 96)

-------------------

См. также Титченер, Эдуард Брэдфорд

ЭМПИРИЗМ

ЭМПИРИЗМ - система методологических подходов, отрицающая априорное знание и основывающаяся только на опыте и индуктивных умозаключениях. Представители Э. в педагогике (Л.Н. Толстой, Д. Дьюи, С.Т. Шацкий и др.) признавали индуктивный путь построения педагогики единственно возможным.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 325)

ЭНГЕЛЬГАРДТ, ЕГОР АНТОНОВИЧ

ЭНГЕЛЬГАРДТ, ЕГОР АНТОНОВИЧ (1775-1862) - писатель и педагог. С 1796 служил в Коллегии иностранных дел. С учреждением Государственного совета Э. был назначен помощником статс-секретаря. В 1811 стал директором Петербургского педагогического института. С 1816 по 1823 состоял директором Царскосельского лицея.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 427)

ЭНЦИКЛОПЕДИИ( ДЕТСКИЕ И ЮНОШЕСКИЕ)

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭНЦИКЛОПЕДИИ И СЛОВАРИ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭПЕ (EPEE), ШАРЛЬ МИШЕЛЬ ДЕ

ЭПЕ (EPEE), ШАРЛЬ МИШЕЛЬ ДЕ (1712-1789) - французский сурдопедагог. Получил богословское и юридическое образование. За отказ подписать клятву католического священника был отлучён от церкви. С 1760 занимался педагогической деятельностью. Обучая двух глухих девочек, опирался на теорию замещения утраченного органа чувств сохранным, которая была выдвинута Д. Дидро, а также на принцип природосообразности. В практике обучения применял жесты. В 1770 открыл в собственном доме в Париже училище (институт) - первое в мире специальное учебное заведение для глухих. Разработал систему обучения (т.н. мимический метод), основанную на использовании жестикулярно-мимической речи как средства познания и общения глухих. Свои взгляды на роль жестовой, письменной и устной речи в обучении глухих Э. изложил в книгах "Обучение глухонемых посредством методических знаков" (1776) и "Истинный способ обучения глухонемых, подтверждённый опытом" (1784), а также в полемических письмах к С. Гейнике.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 427-428)

ЭПИКУРЕИЗМ

ЭПИКУРЕИЗМ - 1. одна из осн. философских школ античности;

2. философская система Эпикура;

3. этико- нормативная традиция гедонистического эвдемонизма.

Эпикур в 306 появился в качестве учителя философии в Афинах. Эпикурейская школа просуществовала более 600 лет. Э. прежде всего связан с идеалом безмятежного покоя, обретаемого индивидом в процессе уклонения от мира. Индивид зависит от мира двояко: непосредственно - из-за неудовлетворённости желаний, что выражается в негативных ощущениях (страданиях), и опосредованно - из-за ложных представлений, следствием чего являются страхи. Поэтому, чтобы быть счастливым, надо научиться преодолевать вздорные страсти и необоснованные страхи. Страдания нейтрализуются культурой удовольствий, страхи - культурой философского мышления. Истинность философского знания проверяется критерием душевного покоя, поэтому изучение философии - больше, чем умственное занятие, оно есть образ жизни. Определяя счастье как атараксию, равное самому себе состояние безмятежного покоя, отсутствие телесных болей и душевных тревог, Э. подчёркивает тот момент, что индивид может найти опору в самом себе и что только на этом пути возможно устранить источники человеческих обид и несчастий - ненависть, зависть, презрение. Э. получает широкое распространение в эпоху Возрождения, а также в 17-18 вв. во Франции и Англии. Э. в истории философии стал синонимом этического индивидуализма и эвдемонизма, он истолковывает добродетель гл. о. как средство по отношению к счастью и видит в ней продолжение природного стремления индивида к наслаждению и пользе. Своеобразие Э. состоит в утверждении, что путь к счастью лежит через культуру наслаждений.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 327)

ЭПИСТЕМОЛОГИЯ

ЭПИСТЕМОЛОГИЯ - философская наука о знании.

(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 169)

ЭПШТЕЙН, ДАВИД АРКАДЬЕВИЧ

ЭПШТЕЙН, ДАВИД АРКАДЬЕВИЧ (1898-1985) - педагог, методист-химик, действительный член АПН РСФСР (1959) и АПН СССР (1968), д-р технических наук (1942), профессор (1933). С 1920 преподавал на рабфаке при 1-м МГУ; с 1930 в МВТУ, с 1932 в Военной академии химической защиты. С 1951 в системе АПН: член Президиума (с 1957), сотрудник различных НИИ (с 1967 в НИИ СИМО; с 1975 зав. лабораторией политехнического образования). Автор учебных пособий для студентов технологических институтов и университетов (в соавторстве). Начиная с 50-х гг. исследовал проблемы политехнического образования, трудового обучения, дифференциации обучения в средней школе и др. Автор стабильных учебников для средней школы (совместно с Ю.В. Ходаковым и П.А. Глориозовым): "Неорганическая химия. Учебник для 7-8 классов" (1983), то же для 9-х классов (1984).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 428)

ЭРА

ЭРА - издательский дом, ООО, Москва. Детская литература.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 479)

-------------------

См. также Издательства РФ

ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ, ДЕЗИДЕРИЙ

ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ, ДЕЗИДЕРИЙ (псевдоним Герхарда Герхардса) - (1469-1536)

- учёный, писатель, богослов, крупнейший представитель христианского гуманизма. Стремился синтезировать культурные традиции античной древности и раннего христианства. Осуществил первопечатное издание Нового завета (1517) с комментарием и новым латинским переводом (1519). Известнейшее из произведений Э.Р. - шутливая декламация "Похвала глупости" (написана в 1509, впервые напечатана в 1511 в Париже; рус. пер. 1840, 1960). В основе издания два важнейших для мироощущения Э.Р. тезиса: парадоксальная двойственность всех явлений бытия и пагубность любого эксцесса, одержимости, интеллектуальной ослеплённости. Сущность учения Э.Р. - свобода и ясность духа, миролюбие, воздержанность, здравый смысл, образованность, простота.

С 1495 Э.Р. преподавал латынь и риторику; мн. годы был профессором Кембриджского университета. Создал ряд произведений педагогической направленности - "План учения" (1512), "Воспитание христианина" (1514) и др. Трактат "О приличии детских нравов" (1530) - первое западноевропейское сочинение о физическом и нравственном воспитании детей раннего возраста. Переложение этого трактата (первый рус. пер. произведений Э.Р.) известно под названием "Гражданство обычаев детских". Э.Р. отвергал методы обучения, осн. на зубрёжке и подражании непререкаемым образцам. Воспитание рассматривал как формирование человека, поскольку, по его убеждению, судьбы людей в решающей степени определяются полученными в молодости образованием и воспитанием. "Людьми не рождаются, а воспитываются" - таково отличие человека от других живых существ. Мн. педагогические взгляды Э.Р. были новаторскими для своего времени и сохраняют значение по сей день. Его гуманистические идеи оказали большое влияние на теорию и практику педагогики.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 428)

ЭРДНИЕВ, ПЮРВЯ МУЧКАЕВИЧ

ЭРДНИЕВ, ПЮРВЯ МУЧКАЕВИЧ (р. 1921) - д-р педагогических наук (1976), профессор (1972), заслуженный деятель науки РСФСР (1981), действительный член РАО (1989; Отделение высшего образования), с 1964 зав. кафедрой Калмыцкого государственного университета (Элиста).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 464)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

ЭРИКСОН (ERIKSON), ЭРИК ХОМБУРГЕР

ЭРИКСОН (ERIKSON), ЭРИК ХОМБУРГЕР (1902-1994) - американский психолог. Ученик З. Фрейда в Венском психоаналитическом институте. В 1933 эмигрировал в США; преподавал в университетах. Э. создал теорию становления личности в условиях социального окружения. Анализ различных видов деятельности детей привёл Э. к выводу, что в каждой культуре имеется особый стиль воспитания (он всегда воспринимается воспитателем как единственно правильный). Этот стиль определяется тем, что ожидает от ребёнка на каждом возрастном этапе общество, в котором он живёт. Согласно Э., личность в своём развитии проходит 8 стадий, которые соответствуют стадиям биологического созревания. Каждая стадия определена той проблемой, которая должна быть решена на этом этапе развития ребёнка, и имеет целью достижение того или иного социально ценного качества: автономии, инициативы и пр. Развитие понимается как прибавление одного психологического новообразования к другому. Гл. задача воспитания, по Э., - формирование социально одобряемого поведения ребёнка без ущерба для его "автономии".

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 428)

ЭРИСМАН, ФЁДОР ФЁДОРОВИЧ

ЭРИСМАН, ФЁДОР ФЁДОРОВИЧ (настоящие имя и фамилия - Фридрих Гульдрейх) (1842-1915) - врач, один из основоположников общей и школьной гигиены в России; основатель научной школы гигиенистов. По происхождению швейцарец. С 1869 в С.-Петербурге. В 1872-77 работал за грани- цей. В эти годы опубликовал первое в России "Руководство к гигиене" (т. 1- 3). В 1870 написал первое отечественное руководство "Училищная гигиена"; разрабатывал гигиенические требования к учебным занятиям, их продолжительности, чередованию труда и отдыха и т.д. Анализируя данные массовых антропометрических обследований детей, Э. выявил закономерную зависимость роста детей от пола и бытовых условий. Ввёл оценочный показатель физического развития - т.н. индекс Э.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 428)

ЭРОТИКА

ЭРОТИКА (от греч. eros - любовь, страсть) - в широком смысле - совокупность всего, что связано с половой любовью, в более узком - психологические аспекты сексуальности, её развития и проявления в общении, моде, искусстве и т.д.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 327)

ЭРУДИЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

ЭРУДИЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ - запас современных знаний, которые учитель гибко применяет при решении педагогических задач.

(Психолого-педагогический словарь-спавочник. Сост. Лобейко Ю.А., Борозинец Н.М. - Ставрополь, 2004. С. 231)

-------------------

См. также Педагогическое мастерство

ЭСКАПИЗМ

ЭСКАПИЗМ (от франц. escapadе - эскапада, экстравагантная выходка, выпад) - поведение, характеризующееся необычными поступками, как правило, не соответствующими общепринятым нормам.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 327)

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭТИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭТИКЕТ

ЭТИКЕТ (франц. etiquette) - система требований, предъявляемых к поведению человека в различных ситуациях: на работе, в учебном заведении, на отдыхе и т.п. Сложились такие понятия, как придворный Э., дипломатический Э. и др. Э. обусловливает стиль одежды человека, манеру речи, движений (походка, жесты) и пр.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 328)

ЭТНИЧЕСКАЯ ОБЩНОСТЬ

ЭТНИЧЕСКАЯ ОБЩНОСТЬ - см. Этнос

ЭТНОГРАФИЯ ДЕТСТВА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭТНОПЕДАГОГИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭТНОС

ЭТНОС - исторически возникший вид устойчивой социальной группировки людей, представленный племенем, народностью, нацией. Термин "Э." близок понятию "народ" в этнографическом смысле. Этническая принадлежность складывается у ребёнка в течение 3- 5 лет после рождения на базе общения. То, что для него было близким, знакомым и приятным в первые годы его жизни, - это и определяет его этническую принадлежность. Э. отражает персональное отношение человека к миру, который получил определённое воспитание и вошёл в конкретную социальную и языковую среду. Результаты жизни каждого поколения остаются в языке. Овладевая родным языком, каждое новое поколение присваивает в то же время мысли и чувства всех предшествовавших ему поколений. Ребёнок усваивает бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, художественных образов, логику и философию языка, природу, характеры людей, верования, поэзию, логические понятия и философские воззрения. Место обитания, в котором Э. помещается, является частью этнической системы. Явление, когда человек не может жить в чужом месте, называется ностальгией.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 330)

ЭТОС

ЭТОС (от греч. еthos - характер, нрав) - термин в античной философии, обозначавший привычки, нравы, характеры, темпераменты, обычаи. Предметную область Э. составляет особый срез человеческой реальности (определённый класс индивидуальных качеств, соотнесённых с определёнными привычными формами общественного поведения).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 330)

ЭФЕНДИЕВ, РАШИД-БЕК ИСМАИЛ-ОГЛЫ

ЭФЕНДИЕВ, РАШИД-БЕК ИСМАИЛ-ОГЛЫ (1863-1942) - азербайджанский педагог, просветитель, писатель. На педагогической работе с 1882. Один из первых последователей К.Д. Ушинского в Азербайджане. Автор первых учебников на родном языке для начального обучения: "Детский сад" (1898), "Детский мир" (1901) и др. Выступал за распространение женского образования и организацию женских школ.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 428)

ЭФФЕКТ ЗЕЙГАРНИК

ЭФФЕКТ ЗЕЙГАРНИК (эффект незавершенного действия) - явление, заключающееся в том, что человек лучше запоминает назавершенные действия. Любое пед. воздействие становится наиболее действенным тогда, когда педагог не доводит идею до конца, а подводит воспитанника к ее пониманию и самостоятельному завершению. В таком случае идея воспринимается учащимися как самостоятельно усвоенная.

(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 170)

Предыдущая страница Следующая страница