Российская педагогическая энциклопедия
РИТОРИКА

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

РИТОРИКА

РИТОРИКА - [греч. rhetortke (tekhne). - ораторское искусство], дисциплина, изучающая способы построения художественно выразит речи (прежде всего прозаической и устной), разнообразные формы речевого воздействия на аудиторию. Свое начало традиц. P получила в Греции в 5 в до н.э. в школах софистов (см Античность). Хотя гл. задачей риторских школ было практич. обучение красноречию, софисты (Протагор, Фрасимах, Горгий). подготовили богатый материал для осмысления теории ораторского иск-ва В школах софистов была разработана система уч ораторских упражнений - декламаций на заданные темы в виде похвальных речей, порицаний и т.д. , прений по вымышленным судебным делам

Науч. основания P заложил Аристотель, к-рый в системе знаний рассматривал P как науку о законах мнения (соотнося ее с логикой - наукой о законах знания). Формированию теоретич P способствовала также деятельность Исократа, Феопомпа, Дионисия Галикарнасского и др. Для обучения имела значение деятельность Теофраста, ученика Аристотеля, к-рый в своем соч «О слоге» дал обширный систематизиров аппарат риторич категорий.

В античности различались 3 вида красноречия торжественное, совещательное (политическое), судебное Источниками красноречия считались дарование, теоретич обучение, практич. упражнение (к-рое могло включать и подражание). Риторич разработка речи состояла из 5 частей нахождение материала, темы, расположение материала (по схеме, выработанной еще софистами вступление, изложение, разработка, заключение), словесное выражение (к-рое должно было отвечать гл. требованиям, выдвинутым Теофрастом правильности, ясности, упорядоченности - уместности, красоты - пышности), запоминание, произнесение (считалось важнейшим элементом красноречия, блестящее произнесение могло спасти посредственную речь, дурное - погубить превосходную). В последовательности этих частей и изучалась обычно риторич. Теория.

Преподавание в риторских школах основывалось на изучении теории и образцовых произв ораторов 5-4 вв до и э Позже наметился разрыв между теорией и нормативностью образцов теория ставила задачей P занимательность изложения и выработку высокого стиля, в образцах гл. внимание уделялось точности выражения В эпоху эллинизма благодаря этому различию сформировались 2 направления в P «аттицизм» - следование антич образцам и «азианство» - следование традициям эллинистической прозы.

Эллинистич. пособия по P послужили моделями для ранних сочинений римских авторов. Уже в это время в трудах мн риторов можно было видеть зарождение «теории трех стилей» - высокого, среднего и низкого, развитой в ср. века и в эпоху. Возрождения Наиболее полное выражение римская риторика получила в трудах Квинтилиана и Цицерона, объединившего в своих сочинениях греч. теоретич материал и обобщение опыта римского ораторского иск-ва.

В ср. века образование сохраняло ориентацию на языковые дисциплины Наряду с грамматикой и диалектикой (логикой). P входила в тривиум - низшую ступень семи свободных искусств. В монастырских и соборных школах Зап Европы, а затем в ун-тах осн. источниками изучения классич риторики были лат анонимная «Риторика к Гереннию» и «О нахождении слов» Цицерона Антич P, ориентированная гл. обр. на судебные и парадные речи, была переработана в ср. века в расчете преим на сочинение писем и судебных документов, проповедей (создается наука об иск-ве христ. проповеди - гомилетика), а в эпоху Возрождения и классицизма - применительно ко всякой худож. речи В таком виде P оставалась частью классического образования вплоть до 19 в Однако начавшееся уже в 18 в расхождение между нормативной школьной P и языковой практикой послужило причиной исключения P из уч курсов к нач 20 в

В России систематич. преподавание P началось в школах православных братств на терр Юго-Зап Руси и Речи Посполи-той в 16-17 вв по лат учебникам Одна из самых ранних P на рус яз - «Книги суть риторики двои » Макария (рукопись 1623). Было популярным сочинение ректора Киево-Могилянской академии Иоанникия Галятовского «Наука короткая альбо способ зложеня казаня» (1659). В киевских архивах сохранилось 127 учебников P на лат языке, относящихся к 17-18 вв, к-рые использовались на занятиях в Киево-Могилянской академии

Учебную книгу по P написал на лат яз Симеон Полоцкий Авторами двух курсов P (1698). были преподаватели Моек славяно-греко-латинской академии братья Лихуды К кон 17 в относятся разнообразные издания уч лит-ры по P, риторические сочинения Андрея Бело-боцкого и «Риторика» Михаила Усачева Ок 1720 учитель P Александро-Невского монастыря в Санкт-Петербурге Георгий Данииловский создал для своих слушателей «Риторику», к-рая получила распространение как уч пособие в училищах и семинариях сев зап. областей России. Автором «Риторики» (1748). стал и М. В. Ломоносов. В «Предисловии о пользе книг церковных в российском языке» (1758). он разработал «теорию трёх стилей» применительно к рус. языку. Пособия по Р. практич. характера продолжали появляться почти до сер. 19 в. В числе «изящных наук» Р. стала непременной частью гимназич. образования.

В кон. 19 - нач. 20 вв. вместо Р. стала преподаваться теория словесности, под этим назв. с 70-х гг. 19 в. до 20-х гг. 20 в. выходили шк. нормативные руководства, рассматривавшие гл. обр. худож. письменную речь. Элементы пед. Р. сохранились в курсах рус. языка и лит-ры до наст, времени (творческие работы, практич. упражнения по развитию устных и письменных форм речи и овладению нормами речевого этикета, изучение основ литературоведч. знаний и др.).

С 50-х гг. 20 в. в связи с развитием средств массовой коммуникации и информации в ряде стран (прежде всего в США, Франции и Японии). вновь возник интерес к Р. как самостоят. науч. и уч. дисциплине. Наряду с исследованиями речевых коммуникаций и их приложением в обществ.-языковой практике (журналистика, реклама, деловая речь). складывается и новая шк. Р. (своя в каждой стране). в зависимости от типов речевой культуры.

В Японии развивается т. н. теория языкового существования, к-рая включает исследования речевого поведения людей, речевых форм и подготовку школьных и практич. рекомендаций по устной речи и слушанию, письму и чтению.

В США шк. Р., преобразованная на новых началах, стала составляющей курсов предмета «Речевая коммуникация». Осн. цель преподавания - развитие практич. навыков речевого поведения - сочетается с изложением теории предмета. Эффективное владение речью рассматривается амер. педагогикой как важная предпосылка успеха в любой сфере деятельности.

Лит.: Овсянико-Куликовский Д. Н., Теория поэзии и прозы. (Теория словесности), М.-П., 19235; Апресян Г. 3., Ораторское иск-во, M., 19722; Античные риторики, М., 1978; Риторика и стиль, М., 1984; Общая риторика, пер. с франц., М., 1986; Проблемы лит. теории в Византии и латинском средневековье, М., 1986; В о м n e p с к и и В. П., Риторика в России XVII-XVIII вв., М., 1988; Очерки истории школы и пед. мысли народов СССР. с древнейших времен до кон. XVII в., М., 1989. А. А. Астахова.

В начало словаря