Российская педагогическая энциклопедия
РОДЖЕРС КАРЛ

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

РОДЖЕРС КАРЛ

РОДЖЕРС КАРЛ (8.1.1902, Ок-Парк, шт. Иллинойс, - 4.2.1987, Ла-Джолла, Калифорния), амер. психолог, один из лидеров «гуманистической психологии». В 1940-63 проф. ун-тов Огайо, Чикаго и Висконсина. С 1964 директор Центра по изучению личности в Ла-Джолла (Калифорния). Начал свою деятельность как психотерапевт, в дальнейшем перешел к проблемам психологии P. разработал т.н. недирективный или центрированный на клиенте метод психотерапии, в основу к-рого легли его теоретич представления о механизмах формирования личности Теория P оказала влияние гл. обр. на дет. психологию и дет. психопатологию (терапия неврозов). P. различает две системы регуляции поведения организм, стремящийся сохранить и усилить себя, и «Я» личности - особую /сферу опыта человека, складывающуюся из системы восприятий и оценок личностью своих черт.н. отношений к миру. Центральной для P является категория самооценки в результате взаимодействия ребенка со взрослыми и др. детьми у него создается представле ние о себе P придает кардинальное значение ситуациям межличностного общения людей, в частности учителя и ученика Самоактуализации личности, по P, хотя и «запрограммирована» изнутри, но нуждается в оптимальных внеш. условиях. Только создание благоприятной межличностной атмосферы устраняет пре грады на пути подлинно продуктивного учения, здорового развития личности. В результате позитивного отношения со стороны педагога происходит повыше ние самооценки ребенка, что способствует раскрытию творческого потенциала личности.

Основанные на психотерапевтич подходе P воспитательно-образоват. установки получили назв. «недирективная педагогика» учитель должен взять на себя миссию неформального обуче ния, отдавая приоритет эмоциональной жизни учащихся. Однако осуществление на практике этих идей может приводить к анархич стихийности пед. процесса и снижению уровня обучения в школе. Заслуживает внимания установка P на включение в пед. практику психотерапевтических приемов оптимизации общения.

С о ч The clmical treatment of the problem child, Boston, 1939, Chent-centered therapy, Boston, 1951, On becommg a person Constabte- L, 1961, Freedom to learn, Columbus (Ohio). [1969], Freedom of personality № Y, 19722, The interpersonal relationship m the facilitation of lear-nmg, Columbus (Ohio), [1968], On personal power, № Y, 1977

Лит БожовичЛ И, Личность и ее формирование в дет. возрасте M 1968, 3 с и гарникБ В Теории личности в заруб пей хологии, M 1982, ПилиповскииВ Я Критика совр. бурж теорий формирования личности, M, 1985, M a d d i S R, Personality theones, № Y, 1972 В Я Пилиповский

РОДНОЙ ЯЗЫК в школе Рос. Федерации с нерусским языком обучения, осн.язык обучения и уч предмет. Преподавание P я направлено на усвоение учащимися осн.сведений о фонетич. особенностях, словарном составе, грамматич. строе P. я, выработку навыков свободного владения языком в устной и письменной форме, развитие мышления, познават способностей учащихся, нравств. воспитание.

Изучение Р.я. начинается в основном в школе Занятия Р.я. как важное звено в системе непрерывного образования проводятся во мн дошк. учреждениях на основе игровой и наглядно-образной деятельности. В нач школе учащиеся обучаются чтению и письму, усваивают элементарные сведения о строе Р.я., ведется работа по формированию навыков лит произношения, развитию устной и письменной речи школьников. В ср. и ст. классах предусмотрены изучение курса грамматики (фонетики, лексики, морфологии, синтаксиса), орфографии и пунктуации, формирование правильного лит произношения и интонирования, развитие и совершенствование навыков связной устной и письменной речи.

Система обучения Р.я. основывается на общеметод и дидактич принципах, отбор материала, его распределение по классам производится с учетом возрастных возможностей учащихся, условий и особенностей восприятия, усвоения и воспроизведения изучаемого ими материала Шк. изучение Р.я. народов России и обучение на них вошло в практику массовой школы России лишь в нач 20 в До этого времени разговорные (народные). языки использовались в обучении как вспомогат средство при объяснении уч материала на дР.я.зыках русском (в большинстве регионов), немецком (Прибалтика). Отстаивание права на обучение на Р.я. было одним из осн. требований демокр движений Обучение в школах на Р.я. допускалось лишь в исключит случаях Мн народы не имели своей письменности.

В Декларации прав народов России (1917). было провозглашено право каждого народа осуществлять обучение на Р.я. В 20-30-х гг была создана письменность для десятков народов СССР.Я.зыково-культурное развитие нерусских народов с самого начала ориентировалось на двуязычие Поэтому предполагалось, что введение новых алфавитов для языков мн народов (на лат, а затем на рус графич основе). облегчит изучение Р.я. и повысит уровень обучения рус языку Была разработана уч, науч, стала формироваться худож. лит-ра на Р.я. и в целом созданы необходимые условия для изучения многих Р.я. и обучения на них Однако в последующие десятилетия сферы использования Р.я. значит. ельно сужались, в т.ч. в системе образования Р.я. был оттеснен в нач школу, общее образование в ср. школе учащиеся получали на рус языке Р.я. сохранялся гл. обр. как уч предмет Это привело к понижению качества владения Р.я., а у целых групп представителей разл этносов к его потере.

В 70-80-х гг разработаны алфавиты для бесписьменных или утративших пись менность языков малочисленных народов Крайнего Севера В Рос Федерации в школах изучают языки более 70 народов

В соответствии с федеральным Законом о языках (1991). и респ законодат актами создаются условия для изучения и преподавания Р.я. всех народов независимо от их численности в местах компактного проживания В связи с этим намечено до 2000 года завершить создание и доработку письменности, подготовку уч. -метод комплектов, преподават кадров для обучения в нач классах детей новым, ранее не изучавшимся в школах языкам (алеутскому, нганасанскому, негидальскому, орочскому и др.).

В качестве средства обучения кроме русского использовались до недавнего времени лишь отдельные нац. языки татарский, башкирский, чувашский и др.

Сохраняя ведущую роль, в т.ч. и в образовании, за рус языком как языком межнационального общения, гос. языком всей России, законодат акты Рос Федерации и ее республик расширяют возможности развития функций родных языков, превращая их в языки межнационального общения, делопроизводства и др. Вследствие этого растет кол-во школ как с преподаванием всех предметов на Р.я., так и с изучением языка коренных национальностей республик представителями др. национальностей, создаются условия для приобщения всех учащихся к истории, культуре, прогрес традициям народов, живущих в том или ином регионе.

Система мер, направленных на повышение качества изучения и преподавания Р.я., включает кардинальные вопросы подготовку педагогов с учетом этнопси-хол и этнопед. особенностей формирования личности в условиях нац. -рус и рус -нац. двуязычия, укрепление материальной базы существующих и открытие новых дет. дошк. учреждений, школ, уч-щ, внешк. учреждений, в к-рых обучение и воспитание ведется на Р.я., обновление содержания образования в соответствии с совр. задачами социального и экон развития территорий и др. В Рос Федерации сложилось неск. типов школ 1). школы с обучением на Р.я., в к-рых рус яз преподается как уч предмет. Такие школы имеются в большинстве республик и ряде областей (Астраханской, Пермской, Тюменской, Саратовской и др.), 2). школы с обучением на рус языке, в к-рых Р.я. преподается как уч предмет (во всех республиках и областях, в к-рых компактно проживают представители нерус народов), 3). школы, в к-рых дети обучаются на Р.я. только в нач или в нач и ср. классах (Кабардино-Балкарская, Калмыцкая, Коми, Карачаево-Черкесская республики, отд школы Кировской, Пензенской, Пермской, Саратовской, Челябинской и др. областей), 4). школы с многонациональным составом учащихся с изучением Р.я. факультативно и в кружках (повсеместно в городах, поселках городского типа).

Специфика нерус школы с нерус учащимися состоит в том, что вся работа в ней строится на двух языках. Изучение русского и родного языков осуществляется в тесной взаимосвязи. Большое значение на нач. этапе обучения рус. яз., когда учащиеся не имеют ещё достаточных навыков в устной рус. речи, имеет опора на Р.я., строгий учёт особенностей Р.я., как необходимого условия преодоления меж языковой интерференции. Учёт интерференции проявляется в методически правильной организации языкового материала в программах, учебниках, уч. пособиях по рус. языку (т. н. скрытый способ учёта). и в использовании фактов Р.я., на уроке как метод, приёма при объяснении, закреплении, обобщении материала («открытый способ»).

Сопоставление родного и рус. языков, учёт как отрицат. влияния Р.я., на овладение русским (интерференции), так и положительного (транспозиции). на всех уровнях изучения языка - один из эффективных приемов успешного усвоения рус. языка. В условиях развитого двуязычия (билингвизма), когда рус. яз. стал вторым Р.я., нерус. школьника, при усвоении грамматики Р.я., широко используется опора на знания, умения и навыки, сформированные при изучении рус. языка. Объём и содержание изучаемого на уроках Р.я., материала, его распределение по классам, последовательность прохождения тем определяются программами, к-рые разрабатываются и утверждаются на местах. Программа для каждого языка составляется с учётом общедидактич. и метод, принципов обучения, специфич. особенностей, строя языка, типа школ по языку обучения. При разработке и совершенствовании содержания и структуры шк. курса Р.я., методики его преподавания, при подготовке учебников используются опыт рус. школы, достижения отеч. методики преподавания рус. языка в рус. школе (см. Русский язык). Обновление содержания обучения Р.я., повышение качества изучения проводится путём переработки уч.-метод. лит-ры. Учебники освобождены от излишне усложненного, второстепенного и дублирующего материала, усилена их воспитат. и практич. направленность. При отборе текстов упражнений акцентируется культурно-значимый материал. Особое внимание обращается на те вопросы теории, к-рые служат базой для формирования орфографич., пунктуационных и речевых умений и навыков учащихся. С учётом структурно-типологич. особенностей каждого языка, сходства и различия языков одной и разных языковых групп унифицированы структура и содержание программ, упорядочена последовательность прохождения грамматич. тем. Для повышения эффективности преподавания Р.я., в нац. школе в дополнение к учебникам созданы (или разрабатываются). такие компоненты уч.-метод, комплекса, как методики преподавания Р.я., метод, руководства к учебникам, дидактич. материал, наглядные, звуковые пособия и ТСО. Расширению и углублению знаний учащихся по Р.я., повышению интереса к нему способствует.н. внеурочная работа учащихся: читательские конференции, встречи с местными поэтами и писателями, конкурсы, сбор краеведч. материала, кружковая работа и др.

Методика преподавания родного языка. В 20-30-х гг. нерус. школа в преподавании Р.я., опиралась на опыт рус. школы, часто перенося в методику преподавания Р.я., не только методы и приёмы обучения, но и содержание предмета «Русский язык».

Совр. методика обучения Р.я., используя достижения методики рус. языка, учитывает специфику конкретного языка. Напр., при обучении фонетике тюркских языков методика, исходя из того, что вариативность словоизменения и словообразования обусловлены преим. факторами фонологического, а не морфоло-гич. порядка (как в рус. языке), ориентирует учителя на работу по усвоению действующих в Р.я., законов гармонии гласных, от к-рых зависит звуковой облик слова, выбор вариантов аффиксов, особенностей произношения. Исследования в области методики преподавания Р.я., направлены на разработку проблем обучения родной грамоте, развития словарного запаса и связной речи учащихся, формирования произносит, навыков в условиях билингвизма и полилингвизма, обучения нормам лит. произношения в диалектных условиях и т. д. Важнейшие вопросы, освещаемые в методиках преподавания Р.я..: о речевом слухе, об умении учащихся выявлять соотношение между звуками и буквами в слове на основе формирования навыков правильного произношения, чтения и письма на Р.я..; об усвоении грамматич. понятий и строя Р.я..; о взаимосвязи разделов грамматики (напр., лексики, морфологии с синтаксисом); об оптимальных способах выработки орфографич. и пунктуационной грамотности школьников; о развитии устной и письменной родной речи, о взаимосвязи изучения Р.я., и родной литры; о значении техн. средств в обучении Р.я., и способах их использования и др. См. также Двуязычие.

Лит. Родной и рус. языки в нац. школе, под ред. Н. К. Дмитриева и В. М. Чистякова, М., 1953; Нац. школы РСФСР. за 40 лет, М., 1958; Родной и рус язык в нерусской школе, М., 1961; Рус. и родные языки в школах народов РСФСР, в. 4-6, Л. 1974-78; Закономерности развития лит языков народов СССР. в сов. эпоху, [в. 1-4], под ред. Ю. Д. Дешериева, М., 1969-76; И с а с в М. И., Сто тридцать равноправных. О языках народов СССР, М., 1970; Оптимизация методов обучения родным языкам и лит-рам, М., 1984; Актуальные проблемы преподавания русского и родного языков в школах союзных республик в свете задач реформы, Ижевск, 1989; Проблемы двуязычия и языковой коммуникации, Карачаевск, 1990.

Л. А. Узденова

В начало словаря