Российская педагогическая энциклопедия
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ - индивидуальная или коллективная уч. деятельность, осуществляемая без непосредственного руководства учителя. С точки зрения организации С. р. может быть фронтальной (общеклассной) - учащиеся выполняют одно и то же задание, напр. пишут сочинение на заданную тему; групповой - для выполнения уч. задания учащиеся разбиваются на небольшие группы (по 3-6 чел.); парной - напр., при проведении наблюдений под микроскопом, на занятиях в линга-фонном кабинете; индивидуальной - каждый школьник выполняет отд. задание, напр., пишет реферат на заданную тему. С. р. может проходить в классе (лаборатории, кабинете, мастерской или др. шк. помещении), во время внеклассных или внешкольных мероприятий (на пришкольном уч.-опытном участке, геогр. площадке, в уголке живой природы, на экскурсии и т.д. ), дома Наиб. распространенные виды С p работа с учебником, справочной лит-рой или первоисточниками, решение задач, выполнение упражнений, сочинения, изложения, наблюдения, лабораторные занятия, опытнич работа, конструирование, моделирование и т.д.

Исходя из внутр. содержания, можно выделить 3 ступени самостоят.уч деятельности учащихся репродуктивная (подражание образцам, усвоение и воспроизведение своими словами материала учебника), репродуктивно-практическая (получая знания из разл источников, школьник оценивает их с точки зрения своего опыта), критически-творческая (отражает критич отношение учащихся к знаниям и продуктивный характер мышления). Содержание С p обусловливает характер уч заданий обучающие задачи (учитель предъявляет ученикам задание и показывает, как его выполнять), тренировочные задачи для самостоят.решения по образцу, поисковые задачи, решение к-рых целиком возлагается на учащихся

В пед. лит-ре самостоятельность учащихся как один из ведущих принципов обучения рассматривается в кон. 18 в Вопрос о развитии самостоятельности и активности учащихся - центральный в пед. системе К Д Ушинского, к-рый писал, что дети должны «по возможности трудиться самостоятельно, а учитель руководить этим самостоятельным трудом и давать для него материал» (Собр. соч, т 6,1949, с 256). Он обосновал нек-рые пути и средства организации С p учащихся на уроке с учетом возрастных периодов обучения

В 70-80-х гг методисты-естественники А Н Бекетов, А Я Герд предложили систему организации разнообразных практич. С p (опыты, наблюдения и пр.).

Теоретики трудовой школы (Г Кер-шенштейнер, А Ферьер и др.). и различных ее модификаций («новое воспитание», «педагогика действия», «школа активности»). решали проблему самостоятельности учащихся в уч. процессе путем стимулирования их «умственной самодеятельности», применяя в качестве осн. воспитат. средства ручной труд В 90-х гг 19 в практич. самостоятельность учащихся, их личный опыт были провозглашены осн. источником знаний

В 20-х гг 20 в определенную роль в развитии теории самостоятельности учащихся сыграли комплексная система обучения, метод проектов, Дальтон-план и др. формы индивидуализации обучения (см Индивидуализированного обучения системы). Работы II П Блонско-го, С Т Шацкого, А II Пинкевича, M M Пистрака, P M Микельсона и др. обосновали важность С p учащихся в уч. процессе Были сделаны попытки создать классификацию С p Методисты-естественники (С II Аржанов, В II Буданов, Б В Всесвятский, Б E Райков и др.). разработали формы С p, приемы, развивающие творческое мышление учащихся В практике школ стал широко применяться исследовательский метод обучения

Изучая сущность С p в широком тео-ретич плане, E Я Голант (40-е гг). выделил 3 направления деятельности, по к-рым может развиваться самостоятельность учащихся - познавательное, практическое и организац -техническое Б II Есипов (60-е гг). обосновал роль, место и задачи С p в уч. процессе H А Половникова (1968). разработала теоре-тич основы воспитания познават самостоятельности в обучении, И Я Лернер (1971) - дидактич основы формирования познават самостоятельности в цикле гуманитарных предметов Широкий круг проблем, выдвинутых M А Даниловым, P Г Лемберг, H Г Дайри, M H Скат-киным и др. дидактами и методистами, послужил своего рода программой для дальнейших исследований по проблеме С p школьников

При формировании знаний и умений учащихся стереотипный, в осн. вербальный, способ обучения, становится малоэффективным НТР требует от человека приспособления к постоянно изменяющимся и совершенствующимся условиям произ-ва, умения ориентироваться в нарастающем потоке информации Роль С p школьников возрастает также в связи с изменением целей обучения, его направленностью на формирование навыков творческой деятельности, а также в связи с компьютеризацией обучения Доля С p в уч. процессе увеличивается от класса к классу в нач классах на нее отводится не менее 20% уч времени, в средних - до 50%, в старших - до 70%

Организация С p требует соответствующих условий дидактич пособий (рабочие тетради для мл и ср. школьников, книги для чтения, справочники, словари, энциклопедии - для старших), спе-циализиров помещений (для работы больших и малых групп, индивидуальной работы и т.д. ), особого расписания (сдвоенных и строенных уроков, свободного дня для работы в б-ке и т.д. ). t

В дидактике стран Воет.н. Центр Европы осн. место отводится творческой самостоят.деятельности школьников В 60-70-х гг многомерные классификации С p предложили Я Скалкова и Б Пиц-кова (Чехия), И Тодорова (Болгария). и др. Много внимания уделяется составлению заданий для С p, к-рые приводятся в метод пособиях для учителей, в отд сборниках для учащихся, в рабочих тетрадях по отд уч предметам

В странах Зап Европы и США проблема самостоятельности учащихся решается в основном в рамках индивидуализации обучения Осн. внимание переносится с фронтальных занятий на индивидуальную или групповую работу Обучение путем открытий (disco-wery learning). дополняет, а часто и заменяет обучение в «формальном» классе путем «прямой» передачи знаний. По мнению амер и англ. дидактов, С p (mdependent study, а также self-directed learning, или self-mstruction) - это самоуправляемая у ч деятельность, тогда как виды уч деятельности, управляемые другими, являются прямой ее противоположностью Объем С p может быть различным (от выполнения краткосрочного задания до самостоят.усвоения целого факультативного курса). Практикуется самостоят.использование разл источников пополнения знаний вне школы (посещение музеев, картинных галерей, проведение длит. походов). В нек-рых случаях школьники освобождаются от шк. занятий сроком до 6 нед для самостоят.выполнения «проектного» задания В результате такой работы составляется отчет, представляемый родителям и учителям Типология заданий разнообразна, но все они предполагают достижение учащимися поставленной перед ними цели Преобладают работа по выбору, индивидуально инструктируемая работа (directmg study), подготовительная, семинарская (учащихся знакомят с результатами своей работы). и «поисковая» работы по развитию спец. способностей (работа по своему плану).

Лит Есипов Б П, Самостоят.работа учащихся на уроках, M, 1961, Полов-никоваН А, О теоретич основах воспи тания познават самостоятельности школьника в обучении, «УЗ Казан пед. ин та», 1968, в 47, НильсонО А, Теория и практика само стоят работы учащихся, Тал, 1976, II и д к а-систый II И, Самостоят.познават деятельность школьников в обучении, M, 1980, Alexander W M, Hines V A, Independent study m secondary schools, № V, 1967 О А Нильсон

В начало словаря