Российская педагогическая энциклопедия
СИМЕОН ПОЛОЦКИЙ

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

СИМЕОН ПОЛОЦКИЙ

СИМЕОН ПОЛОЦКИЙ (до монашества - Самуил Гаврилович Петровский-Ситнянович). [12.12(7).1629, Полоцк. - 25.8.1680, Москва], церкв. и обществ, деятель, педагог, писатель. Учился в Киево-Могилянской академии, по окончании к-рой получил диплом «дидаскала» (учителя). С 1650 продолжил обучение в Виленской иезуитской академии. В 1656 принял монашество в Полоцком Богоявленском монастыре и стал преподавателем местной братской школы. Тогда же им были написаны «декламации», с к-рыми его ученики выступили перед царём Алексеем Михайловичем. В 1664 переселился в Москву, где организовал Спасскую лат. школу, в к-рой преподавал лат. грамматику, пиитику, риторику и, вероятно, польск. язык. С 1667 С. П. был учителем царевича Алексея, а после его смерти - царевича Феодора и царевны Софьи. В 1678 С. П. открыл в Кремле независимую от патриаршей цензуры Верхнюю типографию, первым изданием к-рой стал «Букварь языка сло-венска» (1679). В стихотворном предисловии к Букварю высказал ряд практич. наставлений ученикам и общие соображения о пользе нач. обучения и воспитания детей. 1-й раздел букваря составлен из статей, излагающих основы христ. вероучения; 2-й - нравоучительный - содержит правила жизни и обихода христиан; 3-й - практический. Букварь С. П. явился первым в России обстоятельно разработанным уч. руководством для детей мл. возраста. С. П. подготовил «Академич. привилегию» (написана учеником С. П. - Сильвестром Медведевым) - проект устава нового для России уч. заведения (Славяно-греко-латинской академии), где предлагалось принимать для получения образования юношей из разных сословий на равных основаниях, а завершивших обучение распределять по службе с «учётом практич. пользы, каковую они могут принести гос-ву благодаря полученным знаниям». С. П. был сторонником схоластич. образования, адептом теории «писанного разума». Согласно этой теории, Истина уже зафиксирована в книгах («второй памяти» людей, как их называл С. П.), её не надо искать опытным путём, к чему призывали учёные-картезианцы - современники С. П.; достаточно иметь хорошие знания.

В ранних стихотворениях (1648-60). С. П. изложил свои взгляды на воспитание и обучение. Он призывал к тому, чтобы о человеке судили по его способностям и делам, а не по родословной и титулам. В его ранних стихах высказана ориг. идея о делении человеческой жизни на пять 16-летних этапов. В первые 16 лет воспитание и обучение полезно строить так, чтобы оно включало «разные игры, т. к. должно приносить им удовольствие». 2-й этап (до 32 лет). предполагает, что юноша, «набравшись разума», находит любимую профессию и овладевает ею и т. д. Но воспитывать человека в уважении к старшим, в «бла-гоумии и добропорядочности» надо сызмальства, не пренебрегая при необходимости и розгой. Гл. задачу воспитания С. П. возлагал на родителей, к-рые не должны губить ребёнка чрезмерным «ласканием» и «ненаказанием», обязаны изолировать его от «злого общества», с ранних лет учить рукоделию, прививая трудолюбие. Чтобы эффективней воздействовать на ученика, следует учитывать его темперамент («4 преобладающих темперамента»). Из семи свободных искусств им особо выделялась логика (диалектика), к-рую вслед за «достойным Платоном» он провозглашал «матерью всех наук». Занятия логикой развивают в человеке «быстрый и острый разум» - ценнейшее, по мнению С. П., качество, без к-рого невозможно успешное участие в учёном диспуте. Он сформулировал важную мысль о пед. функции поэзии, стихотворной речи, к-рые полезны тем, что облегчают запоминание сложного материала, а также «в немнозе пространстве многшая заключат могут». Есть данные, свидетельствующие о том, что С. П. был знаком с нек-рыми работами Эразма Роттердамского и Я. А. Коменского. Он поддерживал прогрессивные для того времени принципы и методы обучения: наглядность, доступность, увлекательность, повторение и закрепление пройденного, учет индивидуальных особенностей учащихся, положит, пример учителя и др. В одном из произведений С. П. уподобляет душу ребёнка «скрижали ненаписанной», что близко к учению Дж. Локка, ставшего известным в России почти через 10 лет после смерти С II Многое из того, что касалось вопросов развития личности, было взято С II из опыта католич. академий и коллегий В России того времени он нашел благодатную почву для совершенствования и творческого применения этого опыта

С о ч Избр соч [Подготовка текста, ст.н. коммент.н. II Еремина], M -Л 1953, [Ста хи], в ки Рус силлабич поэзия XVII- XVIII вв Вступ ст, подгот текста и прим А М Панченко, Л, 1970, с 104-73

Лит Татарский И С, Симеон Полоцкий (Его жизнь и деятельность), M, 1886, СмирновН, К вопросу о педагогике в Московской Руси в XVII столетии, «Рус филол вестник», Варшава, 1898, № 1-2, Калинин А Д, Пед. взгляды Симеона Полоцкого, УЗ МОПИ им H К Крупской, 1964, т 155, в 11, ЕлеонскаяА С Симеон Полоцкий - педагог и методист, УЗ МГПИ им В И Ленина, 1969, № 344, Ч у м а А А, Ян Амос Коменский и рус школа (до 70-х гг 18 в), Братислава, 1970, Симеон Полоцкий и его книгоиздат деятель ность М, 1982, ЗвонареваЛ У У истоков пед. воззрений Симеона Полоцкого, в кн. Просвещение и пед. мысль Др Руси Сб науч. трудов, М, 1983, с 64-75, M11 j u r o v B №, Jan Amos Komensky a Simeon Polockij «Pedagogika», Praha, 1964, гоб XIV,.№ 4, s 473-80 В К Былшшн.

В начало словаря