Российская педагогическая энциклопедия
СИСТЕМНОСТЬ ЗНАНИЙ

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

СИСТЕМНОСТЬ ЗНАНИЙ

СИСТЕМНОСТЬ ЗНАНИЙ - качество совокупности знаний. Характеризуется наличием в сознании структурно-функциональных связей между разнородными элементами знаний. С. з. предполагает понимание человеком соотношения между разнопорядковыми понятиями, понятиями и законами, науч. фактами и постулатами, постулатами и следствиями и пр., осознание личностью знаний по их месту в науч. теории. Как показывает школьная практика, от сознания ученика (независимо от его успеваемости, способностей и пр.). указанные выше связи ускользают. Непонимание учащимися структурных связей между разнородными элементами теоретич. знаний, включённых в уч. курсы, отражается на осмыслении знаний, усвоенных в определённой последовательности, препятствует формированию целостности знаний, увеличивая нагрузку на память.

Не всякая ограниченная совокупность знаний включает структурно-функциональные связи, поэтому не любые систе-матич. знания являются системными. Комплекс знаний на уровне фрагмента курса, темы, уч, предмета должен представлять собой систему с дидактич. позиций (напр., по её функции в организации уч. материала или в развитии познават. деятельности), но он может не являться системой (или даже её частью). с позиций науки.

Если фрагмент уч. материала посвящён изложению однопорядковых понятий (напр., скорость, ускорение), то в такой совокупности знаний при наличии формально- и содержательно-логич. связей не имеется структурно-функциональных связей. В этом случае речь идёт о целостности усвоения отрезка уч. материала, к-рая не связана с системностью знаний, ибо несистемен сам объект усвоения. Если фрагмент уч. материала включает разнопорядковые понятия, характеризующие, напр., структурные связи целого и его части или соотношения разнородных элементов науч. знаний, то в такой совокупности знаний есть и структурно-функциональные связи. Необходимым условием системного усвоения части уч. материала является осознание именно этих связей.

Наиб. трудность для учащихся представляет целостное усвоение основ науч. теории как системного объекта, т. к. он включает в себя разнородные элементы знаний. Основы науч. теории являются ведущим компонентом содержания образования в ср. школе. С дидактич. точки зрения науч. теория включает след, разнородные элементы: понятия, осн. положения или законы и следствия. Эмпирич. базис теории - факты, лежащие в основе исходных положений и входящие в теорию опосредованно. Между элементами теории существуют разл. отношения (связи). Каждая теория характеризуется прежде всего сравнительно небольшим набором внешне независимых друг от друга понятий. Второй элемент науч. теории - осн. положения (постулаты, или осн. законы). также являются независимыми друг от друга. Законы формулируются в терминах осн. понятий. Третий элемент теории - следствия, зависят от осн. законов, и кроме того, друг от друга. Для получения следствий часто приходится привлекать и дополнит, знания. Таким образом, в науч. теории есть родо-положенные (т.е. независимые, но однородные). и соподчинённые знания. Модель теории в сознании ученика можно представить своеобразной «матрицей», в к-рой есть условные «строки», «столбцы» и «глубина», фиксирующая содержание любого элемента теории.

Если совокупность знаний по теории в сознании ученика представляет собой подобную «матрицу» с объёмными связями, то знания ученика являются системными, т.е. если нек-рая совокупность знаний в сознании обучаемого образует систему, знания в к-рой расположены по схеме «осн. понятия - осн. законы-следствия» и связи между элементами к-рой определяются статусом знания в данной системе, то можно говорить о системном характере усвоения знаний. Статус знания в науч. теории определяется не его содержанием, а местом в теории.

Информация, представленная в учебниках и науч. текстах, требует известного преобразования в сознании учащегося, т.е. её необходимо «разнести» по элементам в разные «строки» и «столбцы» матрицы. Эта перестройка знаний сопровождается преобразованием линейных связей, возникающих при первичном ознакомлении с материалом, в объёмные. Излагая материал, обучающийся вынужден опять перестраивать знания и преобразовывать объёмные связи в линейные. Логика движения мысли при изложении итоговых знаний, вообще говоря, не совпадает с логикой первичного развёртывания материала, она определяется видом знания и целью его изложения. Т. о., чтобы формировать системные знания, человеку необходимо самому дважды перестраивать первично полученные знания: свёртывая их в начале в своём сознании за счёт преобразования линейных связей (содержательно-логических). в определённую матрицу с объёмными связями (инвариантными), а затем развёртывая знания, преобразуя объёмные связи в линейные, зависящие уже от вида знания. Для того чтобы это произошло, необходимо иметь нек-рые знания об элементах теории и связях между ними, о природе знаний, а также методологич. знания. Исследования показали, что методологич. знания в процессе обучения выполняют образовательную, развивающую и воспитат. функции. Как средство полноценного усвоения теоретич. знаний, они играют значит. роль в формировании мышления учащегося, что является предпосылкой и необходимым условием самостоят. творческой деятельности.

В методологич. комплекс входят понимание теории как системы знаний (истоки её возникновения, структура, природа осн. положений, постулатов, эмпи-рич. базис теории, пути её проверки, границы применимости); идеальный объект (его функции, определение, условия пересмотра); формализованные понятия (их функции в науке); пути получения законов; группа общенауч. понятий. Средствами формирования С. з. являются: включение методологич. знаний в ткань предметных знаний, а также выделение нек-рых вопросов в отд. фрагменты курса; указание в текстах (устных и письменных). статуса элементов теоретич. знаний; организация уч. материала, адекватная структуре дедуктивной теории; наличие вводного материала, ориентирующего на целостное системное усвоение; включение определённых заданий; наличие структурно-логич. схем разл. видов знаний.

Этот же комплекс средств необходим для усвоения уч. предметов, в к-рых ведущими единицами содержания являются понятия и законы, или такая система понятий, между к-рыми существуют структурные и функциональные связи (напр., курс биологии).

Системное усвоение теории и её элементов - необходимое, но недостаточное условие системного усвоения всего курса. Важно создать у учащегося представление о науке, как о внутренне едином целом. Особой высш. формой систематизации знаний в науке, показывающей определённый горизонт познания на данном совр. этапе её развития, является науч. картина мира. С. з. предполагает в качестве необходимого условия наличие у обучающихся систематических, связанных содержательно-логич. связями знаний.

Лит.: Зорина Л. Я., Системность - качество знаний, М., 1976; ее же, Дидактич. основы формирования системности знаний старшеклассников, М., 1978; ее же, Дидактич. аспекты естеств.-науч. образования, М, 1993; Голин Г. М., Вопросы методологии физики в курсе ср. школы, М., 1987.

Л. Я. Зорина.

В начало словаря