Российская педагогическая энциклопедия
СОРОКА-РОСИНСКИЙ ВИКТОР НИКОЛАЕВИЧ

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

СОРОКА-РОСИНСКИЙ ВИКТОР НИКОЛАЕВИЧ

СОРОКА-РОСИНСКИЙ ВИКТОР НИКОЛАЕВИЧ - [13(25). 11. 1882, Новгород-Север-ский, ныне Черниговской обл.,- 4.10.1960, Ленинград], педагог. По окончании ист.-филол. ф-та Петерб. ун-та (1906). работал в Военно-мед. академии, где изучал проблемы психологии под руководством В. М. Бехтерева и А. Ф. Лазурского. Одновременно преподавал историю и лит-ру в ср. уч. заведениях Петрограда (в 1918-20 в уч-ще Путилов-ского завода). В 1920-25 возглавлял «Петроградский отдел нар.-индивидуального воспитания им. Ф. М. Достоевского для трудновоспитуемых» (известный гл. обр. под назв. «Школа-коммуна им. Ф. М. Достоевского», ШКИД); в 1925-28 директор школы для трудных подростков; одновременно методист ЛГПИ им. А. И. Герцена на отделении социально-правовой охраны несовершеннолетних, готовившем воспитателей для работы с беспризорными и трудными детьми; преподавал в классах для трудновоспитуемых при Торфяном техникуме, в школе для психоневротиков при Педологич. ин-те (в 1933-36 науч. сотрудник ин-та), в ср. школах Ленинграда (до 1942 и после 1948); с 1942 в эвакуации, преподавал в Горно-Алтайском пед. уч-ще, в Пржевальском пед. ин-те.

Теоретически обосновал и апробировал в практике оригинальную систему воспитания трудных подростков-сирот на основе развития их творческих способностей. Своих воспитанников С.-Р. относил к «супранормному-эндогенному типу», т.е. к одарённым натурам, но с отклонениями от нормы в результате специфич. развития и особого душевного и психич. склада. Для таких детей С.-Р. предлагал создавать уч.-воспитат. учреждения, осуществляющие гармонич. ное воспитание и спец. коррекцию психики подростков. Главным в воспитат.-уч. процессе он считал фундаментальную образоват. подготовку (10 уроков ежедневно). и самостоят. творческую деятельность воспитанников, способную «дать надлежащий выход той буйной беспокойной энергии, к-рой полны эти дети». Воплощение дет. чувств в активные действия позволяло лучше изучать личность и развивать индивидуальность учащихся. Широко использовал метод длительных игр: инсценировки, постановки; журналистское творчество; соревнования.

Опыт создания в ШКИД единого коллектива (школы-общины). педагогов и воспитанников - обогащавших друг друга индивидуальностей С.-Р. обобщил в работах (не опубл.). «Лекции по коллективной педагогике», «Учение о строении и развитии школьных коллективов», «Введение в коллективную педагогику». К осн. стадиям формирования коллектива он относил сборище, стадность, организованный самодеят. коллектив, стремящийся в совм. деятельности осуществлять общие цели. Анализируя проблему наказания в воспитании, С.-Р. пришёл к выводу о необходимости постепенного перехода от стадии развития коллектива, на к-рой преобладали принудительные меры воспитания, через формирование коллективной ответственности и выборности к высш. стадии - самодеятельности и самоорганизации воспитанников. Самовоспитанию С.-Р. всегда придавал большое значение, ещё в работе «Психология и самовоспитание» (1907). он ставил вопрос о создании спец. науки - автогогики, помогающей каждому человеку развивать свою индивидуальность. К работе в ШКИД стремился привлечь творчески работающих педагогов. Одним из первых стал изучать психологию педагогов и предложил своеобразную типологию «пород» учителей: теоретики, реалисты, утилитаристы, интуитивисты (артисты). К сожалению, из-за расхождения в пед. взглядах с офиц. пед. инстанциями С.-Р. вынужден был покинуть ШКИД. Мн. выпускники стали журналистами, учёными, писателями. Нек-рые из них создали худож. произв. о ШКИД (Белых Г., Пантелеев Я., Республика ШКИД, 1927; Ольховский П., Евстафьев К., Последняя гимназия, 1930). Талантливо написанные повести не всегда адекватно освещали пед. опыт школы и в кон. 50-х гг. С.-Р. написал воспоминания «Школа им. Достоевского» (не оконч.), в к-рых объективно показал жизнь ШКИД.

Исследовал проблемы создания рус. школы как нац. феномена. Осн. путями формирования нац. культуры и нац. самосознания считал семейное воспитание, опирающееся на религию, труд, нар. традиции, песенное и сказочное творчество, родительский авторитет. Гл. нравств. идея - народность воспитания, подготовка человека к самоотверженному служению высшим ценностям - Родине, благо народа. По мысли С.-Р., «воспитание превращается в долг каждого - и для воспитывающего и для воспитываемого, в нравственную обязанность перед народом, Родиной и Богом» (Пед. соч., 1991, с. 121). Он осуждал националистич. воспитание, проповедующее нетерпимость к др. нациям.

Со 2-й пол. 30-х гг. С.-Р. занимался вопросами методики преподавания рус. яз. и лит-ры, изучением рус. яз. в нерус. школе. Ещё в дооктябрьский период им были сформулированы положения о типе дет. книги - стилизация под примитивизм, но в изящной форме; фокусирова-ние внимания на действиях, особенно героических; показ сильных энергичных личностей; отказ от нравоучений и т. д. - не потерявшие актуальности для совр. практики издания дет. лит-ры. В преподавании рус. яз. подчёркивал приёмы, стимулирующие макс, развитие активности, инициативы учащихся, умение быстро и самостоятельно ориентироваться и др., к-рые выводил из «Суворовской педагогики». Подготовил книги «Построение и ведение урока рус. языка в средних классах», «Обучение выразительному чтению в ср. классах», проспект учебника грамматики (не опубл.). Большинство рукописей С.-Р. погибло в эвакуации или было утрачено позднее.

Соч.: Пед. соч., М., 1991. Лит.: К а б о Л., Жил на свете учитель, М., 1970; Г у б к о А. Т., В. Н. Сорока-Росинский, СП, 1982, № 6. М. В. Богуславский.

В начало словаря