Российская педагогическая энциклопедия
СПЕНСЕР ГЕРБЕРТ

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

СПЕНСЕР ГЕРБЕРТ

СПЕНСЕР ГЕРБЕРТ (27.4.1820, Дерби, - 8.12.1903, Брайтон), англ. философ, социолог и психолог. Род. в семье учителя и первоначальное образование получил под руководством отца. Увлекаясь с детства естеств. науками и математикой, С. негативно относился к современной ему школе с ее догматизмом и засилием древних языков. Это помешало ему поступить в ун-т, и, не получив спец. образования, С. стал инженером-практиком, в 1837-41 работал на железной дороге. С 50-х гг. всецело посвятил себя разработке филос. проблем. Воззрения С. изложены в соч. «Система синтетич. философии» («System of synthetic philosophy», v. l-10, L., 1862- 1896), в к-рую входят «Основные начала», «Основания биологии», «Основания психологии», «Основания социологии», «Основания этики».

Философию С. понимал как максимально обобщённое знание законов явлений, считая, что она отличается от частных наук только количественно, степенью обобщенности знания. С. исходил из деления мира на познаваемое и непознаваемое. Наука способна познавать лишь сходства, различия и др. отношения между чувств, восприятиями, но не в состоянии проникнуть в их сущность. Непознаваемое выступает у С. как «первоначальная причина», в признании к-рой сходятся наука и религия. В области конкретных наук призывал придерживаться точных фактов, добываемых эксперим. путем. На этой основе им разработана всеобщая теория эволюции, понимаемой как перераспределение материи и энергии, свойственное как органическому, так и неорганическому миру.

С. - основоположник органической школы в социологии. Классовое строение общества и возникновение в его рамках разл. институтов он истолковывал по аналогии с живым организмом, для к-рого характерно разделение функций между органами. Осн. законом социального развития С. считал закон выживания наиб. приспособленных обществ, а из своей концепции эволюции выводил наибольшую приспособленность «дифференцированного» (разделённого на классы). общества. Выступал противником социализма.

В области психологии, соединив принципы ассоцианизма с эволюционной теорией, выдвинул концепцию, согласно к-рой сознание - это процесс, развивающийся по общим законам биол. эволюции и выполняющий функцию приспособления организма к среде. В соответствии с этим факты сознания рассматривались С. под углом зрения их корреляции не с нервной деятельностью, а с внешними по отношению к организму связями. Осн. элементами сознания считал чувствования, разновидностью к-рых являются эмоции и ощущения, преобразующиеся путём усложнения в психич. продукты высшего порядка. Ассоциации, сопряжённые с чувством удовольствия, закрепляются в организме и передаются по наследству следующим поколениям, тогда как вызывающие отрицат. чувства нивелируются. С. разделил психологию на объективную и субъективную. Первая трактует психич. явления как корреляцию нервно-мышечных устройств, посредством к-рых живые существа приспосабливают свои действия к окружающим их вещам и отношениям. Вторая изучает мысли и чувствования, открытые только для их носителя - субъекта. Идеи С. придали психологии биол. направленность, стимулировали развитие функционализма и сравнительно-пси-хол. исследований поведения.

Свои пед. воззрения С. изложил в серии статей, посвящённых проблемам содержания образования, умственного, нравственного и физич. воспитания. Позднее эти статьи были изданы в виде отд. книги.

С. резко критиковал европ. школу сер. 19 в. за её отставание от уровня науки и нужд практич. жизни. Задача школы, по С., состоит в первую очередь в том, чтобы вооружать человека знаниями, связанными с осн. видами его деятельности. Таких видов человеческой деятельности С. насчитывал пять. Они направлены на самосохранение, добывание средств к жизни, воспитание потомства, выполнение социальных обязанностей и досуг. Именно к ним школа и должна готовить молодёжь, обучая физиологии с гигиеной, логике, математике, физике, химии, геологии, биологии, социологии, психологии, истории, лит-ре, иностр. языкам и нек-рым видам иск-в. Связь уч. предметов с определёнными видами деятельности имеет в трактовке С. утилитарный характер.

Касаясь дидактич. проблем, С. требовал, чтобы содержание и методика обучения соответствовали этапам умственного развития ребёнка, чтобы обучение шло от простого к сложному, от конкретного к абстрактному, от практики к теории. Подобно Ж. Ж. Руссо, С. считал необходимым ставить ребёнка в положение исследователя, учить его делать самостоятельные выводы. Само учение должно при этом возбуждать у ребёнка интерес и чувство удовлетворения. В целом, по С., умственное развитие ребёнка должно пройти вкратце весь тот путь, к-рый прошло человечество. Рекомендуемая С. методика нравств. воспитания основана на утилитаристском понимании сущности морали: нравственно то, что ведёт к полезным для человека последствиям, не нанося вреда др. людям. Отсюда - высокая оценка метода естеств. последствий в процессе нравств. воспитания: ребёнок на своём опыте должен видеть последствия хороших или дурных поступков. Применение такого метода, по С., способствует установлению дружеских отношений между родителями и детьми.

Значит. ельное внимание С. уделял вопросам физического воспитания детей - правильному питанию, закаливанию организма, систематическим физическим упражнениям. Особенно резко выступал против умственного перенапряжения у детей.

Пед. идеи С., связанные с пропагандой утилитарного, естеств.-науч. образования, были созвучны обществ, настроениям кон. 19 в. и оказали большое влияние на развитие педагогики, особенно в Англии и США.

Соч.: Works, v. 1-18, L. - N. Y., 1910; в рус. пер. - Собр. соч., т. 1-7, СПБ, 1866-69; Соч., т. 1-7, СПБ, 1898-1900, Автобиография, ч. 1-2, СПБ, 1914. С. С. Степанов

В начало словаря