Российская педагогическая энциклопедия
ЮРКЕВИЧ ПАМФИЛ ДАНИЛОВИЧ

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ЮРКЕВИЧ ПАМФИЛ ДАНИЛОВИЧ

ЮРКЕВИЧ ПАМФИЛ ДАНИЛОВИЧ - [16(28) 2 1826, с. Липлявое Золотоношского у Полтавской губ, - 4(16) 10 1874, Москва], философ, психолог и педагог По настоянию отца-священника ркончил Киевскую духовную академию (1851) и был оставлен там в должности «наставника по классу фило-софич наук» В 1861 приглашен возглавить кафедру философии Моск. унта Преподавал также историю философии, логику, психологию, педагогику Одновременно работал в учительской семинарии воен ведомства В 1869-73 декан ист. -филол. ф-та Моск. ун-та.

Гл. сфера филос. интересов Ю - антропология («Сердце и его значение в духовной жизни человека», «Тр Киевской Духовной академии», 1860, кн 1, отд. 2, новое изд в кн Филос. произведения, M, 1990) В русле, близком славянофилам, особенно А С Хомякову (с его идеей целостного духа) и И В Киреевскому (с его учением о «живом средоточии» души), а также Ф M Достоевскому (настаивавшему на вторичности «рассудочной способности» по сравнению с «хотением»), Ю развивал христ. учение о сердце как глубочайшей основе человеческого существа и духовно-нравств. источнике душевной деятельности Не в мысли, а именно в жизни сердца - переживании, чувствах, реакции - выражается индивидуальность С этих позиций Ю выступал против идеи самозаконности разума, лежавшей в основании нем классич.философии, против интеллектуализма нового времени, усматривавшего в рациональном начале сущность человека Ю подчеркивал, что «не дерево познания есть дерево жизни», - ум есть лишь ее вершина, а корень же ее уходит в духовно-нравств. побуждения, захватывающие человеческое сердце

Дальнейшее развитие воззрения Ю получили в ст «Из науки о человеческом духе», направленной против материализма, сторонником к-рого выступал, в частности, H Г Чернышевский (серия статей «Антропологич.принцип в философии») Ю настаивал на невозможности в процессе познания отвлечения объекта от ощущающего и понимающего субъекта, поскольку представление о материи «самой по себе» - это чистая абстракция ума « изъяснить духовное начало из материального нельзя потому, что самое это материальное начало есть таково, каким мы знаем его в наших опытах» («Рус. вестник», 1861, №4, с 105) В дискуссии с И M Сеченовым Ю выражал взгляд на рефлекс как на чисто физиол. понятие, относящееся лишь к «механич. устройству» нервной системы «Эти же темы продолжили 4 статьи «Язык физиологов и психологов» («Рус. вестник», 1862, № 4-g) P А Галецева

Религ. -филос. и психол. идеи Ю определили характер его пед.концепции В воспитании ребенка Ю решающую роль отводил формированию его духовного мира на основе христ. этики Цель воспитания, по Ю., совпадает с целью самой жизни: человек призван реализовать себя как «творение Божье». Осн. фактором формирования «достойной человеческой личности» Ю. признавал гуманное пед. воздействие, не отрицая при этом значения наследственности, влияния объективных условий и самовоспитания. Среди обществ. институтов роль гл. воспитателя отводил семье. Цель образования определял как формирование самодеятельного ума, к-рый понимал как «стремление двигаться от мысли, через мысли к мыслям». Выступал против «многознайства», считая, что учащиеся должны иметь глубокие и прочные знания по конкретно очерченному обязательному кругу предметов. Чтобы обучение было развивающим, научающим и воспитывающим, оно должно быть дисциплинирующим. «Курс общей педагогики» Ю. содержит характеристику разл. «воспитательных мер», к к-рым он относил среду, обстановку, дисциплину, надзор, непосредств. влияние, совет, просьбы и др. В особую группу «воспитат. побуждений» выделял похвалу и порицание, искусств, побуждения (почётное место в классе, похвальная грамота и т. п.), а также наказание. В отличие от большинства современных ему педагогов Ю. Значит. внимание уделял «пед. попечению о теле воспитанника». Пед. труды Ю. явились для своего времени наиб. содержательными и доступными источниками гуманистич. идей, основанных на признании приоритета христ. ценностей.

Соч.: Филос. произв., М., 1990; Непосредственное нравств. влияние, в кн.: Антология пед. мысли России второй пол. 19 - нач. 20 вв., М., 1990; Методика и личность учителя, там же.

Лит.: Соловьев В. С.,О филос. трудах П. Д. Юркевича, в кн.: Юркевич П. Д., Филос. произв., М., 1990; Шпет Г. Г., Филос. наследие П. Д. Юркевича, там же; Плеханов А. В., П. Д. Юркевич - философ и педагог, СП, 1991, № 12. П. А. Лебедев.

В начало словаря