Российская педагогическая энциклопедия
ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ

ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ - уч. предмет, содержание к-рого составляют основы ист. знаний, умения и навыки, необходимые учащимся для их прочного усвоения и позволяющие их применять в разл. жизненных ситуациях. Среди др. гуманитарных предметов И. занимает одно из ведущих мест в формировании сознания личности, её гражд. и поли г. культуры. Изучение И. создаёт необходимый фундамент для диалектич. понимания учащимися причин и особенностей развития общества; способствует применению принципа историзма в освоении др. уч. дисциплин.

Гл. цель обучения И.- воспитание социально-активной личности с высокими идейно-нравств. качествами, чётко выраженным нац.-культурным самосознанием, приобщившейся к общечеловеческим ценностям, усвоившей гуманистич. идеалы. Содержание курса И., методы, ор-ганизац. формы и средства обучения позволяют воспитывать школьников в духе мира и сотрудничества, взаимопонимания и уважения между народами; вырабатывать у молодёжи потребность и умение строить свою жизнь в соответствии с общечеловеческими ценностями и нормами морали; формировать у учащихся активную гражд. позицию,правильное понимание предоставляемых им прав и возложенных обязанностей, гуманное отношение к людям, непримиримость к любым проявлениям насилия, национализма, шовинизма.

И. как учебный предмет. В антич. школе И. не преподавалась. В ср.-век. школе ист. сведения использовались лишь в качестве материала для лит. чтения. Преподавание И. как уч. предмета в школах стран Зап. Европы относится к 16 в.

В P о с с и и преподавание И. началось при Петре I. Вводилось изучение отеч. И. наряду со сведениями из всеобщей И. Значит. вклад в развитие отеч. ист. науки внёс В. Н. Татищев. По настоянию М. В. Ломоносова, к-рый считал, что рус. И.- верное средство воспитания у подрастающих поколений гордости за древнее - «российского народа славное имя», отеч. И. была включена в уч. план первых рус. гимназий. Положение отеч. И. как самостоят. уч. дисциплины закреплялось Уставом нар. уч-щ 1786.

В 19 в. в гос. гимназиях (созданных по Уставу 1804) курсы И. испытали влияние уч. планов, принятых во франц. гимназиях. Наряду с изучением древних языков и античной лит-ры предусматривалось изучение И. На её изучение в разл. годы отводилось 12-14 ч в неделю. Содержание курсов подвергалось многочисл. корректировкам, в т. ч. по полит. мотивам. Напр., после революций 1848 в Европе древняя И. была изъята из уч. планов гимназий, преподаватели лишены офиц. оснований для бесед с учащимися о преимуществах респ. строя перед монархическим и т. п.

Огромное влияние на развитие ист. науки в России и преподавание И. оказали работы H. M. Карамзина. В его «Истории государства Российского» (т. 1-12, 1816-29) Россия от древнейших времён до нач. 17 в. впервые представлена не изолированной от мира восточной окраиной, а полноправным членом семьи европ. народов и гос-в. По существу Карамзин первым дал образное изложение отеч. истории, отразив деяния, замыслы, чувства конкретных людей. Концепции, к-рым он следовал при изложении истории России, легли в основу учебников И., изданных в 1-й пол. 19 в., и способствовали формированию нац. самосознания народа.

Дальнейшее развитие рус. историографии связано с именем С. М. Соловьёва. Привлекая множество нового, в т. ч. документального материала, он подготовил 29 томов «Истории России с древнейших времён», доведя повествование до 1774. В этом труде, ставшем делом всей его жизни, последовательно проведён принцип историзма в понимании нац. истории как органического, закономерного процесса развития.

Значит. вклад в развитие рус. ист. мысли внёс В. О. Ключевский. Его гл. труд «Курс рус. истории» (ч. 1-5, последняя часть вышла в 1910) был первой попыткой проблемного подхода к изложению рус. истории. В нём читателям предлагалось не систематич. изложение ист. событий, а раскрывались теоретич. обобщения, характеризующие ист. процесс. В отличие от предшественников Ключевский гл. внимание уделял истории не гос-ва, а народа; важную роль в ист. процессе отводил экон. и социальным явлениям.

Интерес к постановке шк. преподавания И. проявляли рус. писатели-демократы В, Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, H.A. Добролюбов. В рецензиях и статьях они подвергли критике мн. учебники по истории, характер обучения, ориентированные на воспитание юношества «преданного богу и царю». Одновременно старались отметить и развить то положительное, что имелось в нек-рых уч. книгах по И., в частности подведение учащихся к науч. выводам и обобщениям, к пониманию решающей роли нар. масс в истории.

В период реформ 60-х гг. 19 в. в соответствии с «Уставом гимназий и прогимназий» (1864) на изучение И. во всех типах гимназий выделялось 14 ч я неделю.

В 3-4-х кл. изучался краткий эпизодич. курс, в 5-7-х - систематический; отеч. история излагалась параллельно со все-общей. В 1871 во всех муж. гимназиях было уменьшено кол-во уроков по И. до 12, запрещено преподавание новейшей истории, сокращены курсы новой истории. В целом шк. курсы И. в России до 1917 были ориентированы на религ. и патрио-тич. воспитание учащихся в духе господствовавших представлений об основах рус. государственности. Отд. талантливым педагогам удавалось использовать уроки И. для формирования у молодёжи понл-мания объективного характера ист. закономерностей.

После 1917 методологич. основой шк. курсов И. стало марксистское понимание определяющей роли способа произ-ва и прогрессивной смены обществ.-экон. формаций в ист. процессе, а также деятельности человека как гл. содержания этого процесса.

В становлении курса И. в сов. школе можно выделить 4 периода. Для 1-го периода (1917 - нач. 30-х гг.) характерен отказ от прежнего содержания уч. предмета. В соответствии с Декларацией о единой трудовой школе (1918) основой преподавания становился труд. На 1-й ступени обучения школьники изучали т. н. энциклопедию, знакомились в популярных очерках с историей труда, а на этом фундаменте-с историей общества. Эволюция всей человеческой культуры на основе роста трудовых возможностей должна была изучаться школьниками не только по учебнику или рассказам учителя, но и на основе жизненного опыта.

В разработанных Отделом реформы школ Наркомпроса примерных программах (1919) по обществоведению и культуроведению, включавшему курс рус. и всеобщей И., по И. труда и по социологии, осн. внимание обращалось на уяснение нек-рых вопросов обществоведения, «по мере того как появлялась потребность в таковых для решения практич. задач или для удовлетворения любознательности школьников». Считалось, что уч. предметы, в т. ч. обществоведческие, должны выполнять только служебную роль по отношению к «трудовым процессам», производит, труду. Рекомендовалось опираться на активные методы обучения, «действие» (изготовление вещей, моделирование, лепка, рисование), непосредств. наблюдения обществ. жизни (экскурсии на предприятия, в музеи и т. д.). Для изучения социальной среды предлагалось посещать митинги, демонстрации, собрания и пр.

Иную позицию в вопросе об уч. планах и программах занимал Комиссариат просвещения Союза коммун Сев.области (Петроград). Он высказался за твёрдый уч. план и предметные программы. Предусматривалось изучение рус. и всеобщей И., И. труда (политэкономии и обществоведения), истории гос. строя.

К осени 1919 наметился перелом в работе Наркомпроса по определению системы и содержания ист. образования в школе. Увлечение идеями свободного воспитания и подчинения обучения «трудовым процессам» было расценено А. В. Луначарским и в офиц. документах Наркомпроса как «прикрытие разгильдяйства» в пед. работе, приводившее к «школьной анархии».

В нач. 1920 Отдел единой трудовой школы Наркомпроса начал подготовку новых уч. планов и программ, к-рые гл. цель уч.-воспитат. работы школы рассматривали как вооружение учащихся знаниями на уровне совр. науки, понимание полит. и экон. предпосылок создания новой жизни.

В подготовке первых, единых для республики «примерных» программ (1920) принимали участие историки Н. М.Лу-кин, В. П. Волгин, а также учителя Н. Г. Тарасов, А. М. Васютинский, позднее M. H. Коваленский и др. Возглавлял работу M. H. Покровский. Программы предусматривали изучение неск., слабо связанных друг с другом курсов: И. культуры, И. заруб. стран и России, основ экон. науки и И. социализма. Программы акцентировали внимание на изучении деятельности, нар. масс и на отд. общих проблемах истории капитализма, знакомили учащихся с идеями науч. социализма, через них подводя к объяснению закономерностей ист. процесса. Эти программы стали своеобразной попыткой систематически сформулировать требования к И. в сов. школе. Программы предопределили осн. направления в разработке содержания шк. ист. образования в СССР, хотя и не были свободны от существенных недостатков. Главный из них - подмена конкретных фактов, событий, живых ист. лиц абстрактными социология, схемами.

В программах 1920 была заложена идея будущего курса обществоведения, введённого в 1921 и содержавшего сведения по истории. Учитывая возрастные особенности учащихся, программа обществоведения включала подготовит, и осн. курсы. Подготовит, курс, рассчитанный на 1,5 года, преподавался во 2-м и 3-м кл. школы 1-й ступени и строился на краеведч. основе. При изучении вопросов, связанных С с. х-вом и пром-стью, жизнью города и деревни, уч-ся опирались на свой небольшой жизненный опыт. В темах элементарного курса рус. И. использовался местный материал. Осн. курс, рассчитанный на 4,5 года, содержал сведения по рус. и всеобщей истории. Делалась попытка осмыслить место России в мировой истории, показать единство всемирно-ист. процесса. В основу периодизации И. феодализма и капитализма был положен переход от натурального х-ва к товарному: сказалась социологич. схема Покровского - сначала деятельность торгового, а затем пром. капитала.

Поиски новых подходов к преподаванию обществ.-полит. дисциплин получили воплощение в комплексных программах ГУСа 1923 (см. Комплексная система обучения). История была исключена из уч. планов 7-летней школы, ист. сведения сообщались в рамках курса обществоведения. В старших классах (8-9-х) предусматривалось изучение истории труда, главнейших этапов развития человечества, совр. событий и политики сов. власти. В основе этих нововведений, по мысли их авторов, лежало стремление теснее связать преподавание обществ.-по лит. дисциплин с практич. задачами строительства нового общества, сформировать у учащихся диалектико-материалистич. представления об истории и современности. В этом заключалось позитивное значение программ ГУСа. Вместе с тем школьники не получали системы ист. знаний, а лишь знакомились с отдельными, вычлененными из ист. процесса событиями. Мн. учителя выражали недовольство программами, справедливо отмечая, что они рвут «науку на клочки».

В пост. ЦК ВКП(б) «О преподавании обществоведения в школах II ступени, фабзавуча и крестьянской молодёжи» (1927) были отмечены серьёзные недостатки в преподавании обществоведения; ист. материал рассматривался лишь в качестве иллюстрации к вопросам современности, у учащихся не вкладывалось целостного видения конкретной ист. эпохи; программы недостаточно учитывали возраст учащихся, были перегружены недоступным их усвоению уч. материалом. Дефицит ист. знаний препятствовал гражд. становлению выпускников ср. школы.

Во 2-й период (нач. 30-х - кон. 50-х гг.) курсы истории СССР и заруб. истории были восстановлены в качестве самостоятельных. Начало этому было положено пост. ЦК ВКП(б) «О нач. и ср. школе» (1931). На его основе в 1932 был осуществлён переход к предметной системе обучения. И. включалась в уч. план школы как одна из осн. уч. дисциплин.

Документом, на долгие годы определившим систему и содержание шк. ист. образования, явилось пост. СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О преподавании гражданской истории в школах СССР» (1934). В нём отмечалось, что преподавание И. в школах поставлено неудовлетворительно, носит отвлечённый схематич. характер. У учащихся не создаётся цельного представления о развитии ист. процесса. Предлагалось строго соблюдать ист.-хронологич. последовательность при освещении ист. событий, с обязат. закреплением в памяти школьников осн. фактов, ист. деятелей, дат. Этот документ верно констатировал мн. недостатки преподавания И. Однако в нём было допущено неправомерное противопоставление фактов и ист. событий их теоретич. обобщению, что, как выявилось вскоре, обедняло уч. процесс, снижало мировоззренч. значение И., приводило к формальному заучиванию фактов. Наряду с положит. идеями, постановления 1-й пол. 30-х гг. ориентировали шк. курсы И. на примитивно-иллюстративное использование формационных и классовых понятий, принцип партийности в ущерб историзму и науч. объективности. Они преследовали утилитарную цель -внесение в сознание молодёжи псевдосоциалистич. идей, закрепление авторитарной, командно-бюрократич. системы, к-рая сложилась в стране. Это неизбежно приводило к субъективистской трактовке, а то и прямой фальсификации прошлого.

Наркомпрос. РСФСР разработал и осуществил широкую программу мер по перестройке шк. ист. образования, совершенствованию его структуры и содержания. Были восстановлены в 1934 в качестве самостоятельных курсы отеч. и заруб. истории. В 3-4-м кл. вводился элементарный курс И. СССР с краткими сведениями по всеобщей И., в 5-7-м кл.- курсы И. древнего мира и ср. веков, в 8-10-м - И. СССР, новая И., намечалось изучение новейшей И. Сложилась система шк. ист. образования, сохранившаяся в своих осн. чертах до наших дней. Курс И. строился линейно: последовательно раскрывался процесс ист. развития человеческого общества; поэтому окончившие ср. школу приобретали довольно полные систематич. знания по И. Однако Значит. часть учащихся, образование к-рых заканчивалось в 7-м кл., получали лишь знания по И. древнего мира и истории средних веков и отрывочные сведения по отечеств. И. Недостаток линейной структуры курсов заключался в том, что она не предусматривала возвращения на старшей ступени к разделам древности и средневековья, изученным ранее.

3-й период (нач. 60-х - 1-я треть 80-х гг.) связан с пересмотром содержания шк. ист. образования инициированным пост. ЦК КПСС и СМ СССР «О нек-рых изменениях в преподавании истории» (окт. 1959) и «Об изменении порядка преподавания истории в школах» (май 1965). Переход к всеобщему обязат. 8-летнему образованию потребовал существ, изменения в содержании и направленности ист. курсов; увеличился объём и уд. вес уч. материала, имеющего определяющее значение для формирования мировоззрения, интернационально-патриотич. и трудового воспитания школьников. Курсы пополнились сведениями о культуре народов нашей страны, а также ряда заруб. гос-в. Больше места в программах стало уделяться истории Китая, Индии, Японии, народов араб. Востока, Лат. Америки.

В 1960-65 в школах страны существовал след, порядок изучения И.: в 4-м кл.- эпизодич. рассказы из И. СССР; в 5-м кл.- элементарный курс И. древнего мира; в 6-м кл.- элементарный курс И. средних веков; в 7-8-м кл.- элементарный курс И. СССР с важнейшими сведениями об обществ. и гос. устройстве Сов. гос-ва, а также сведениями из новой и новейшей И. заруб. стран, в 9-11-м кл.- систематич. курсы И. СССР, новой и новейшей И. заруб. стран. Изучение отеч. И. строилось по принципу концен-тризма, а всеобщей И., за небольшим исключением,- на основе линейности.

Разработанные структура и содержание курсов И. с расчётом на 11-летнюю школу в 1965 подверглись изменениям. Вместо элементарного курса И. СССР в 7-8-м кл. и систематич. курса в 9-11-м кл. И. СССР стала изучаться последовательно с 7-го по 10-й класс, а курс новой и новейшей И. с 8-го по 10-й класс. Опыт изучения И. в 11-летней школе показал, что педагогически не оправдано наличие элементарного и систематич. курсов И. СССР с малым временным разрывом, оно ведёт к снижению интереса учащихся к предмету, ослабляет идейно-воспитат. направленность преподавания.

В ходе перестройки шк. курсов И. в 1959-64 проведён отбор программного материала по И. древнего мира и средних веков; в программах 8-летней школы в 7-м кл. закрепился курс отеч. И. В школах союзных республик (кроме РСФСР) утвердилось изучение И. своего края как неотъемлемой составной части И. всей страны. Преподавание И. союзной республики осуществлялось в соответствии с пост. ЦК КПСС и СМ СССР от 8 дек. 1959 «О нек-рых изменениях в преподавании истории в школе» и решениями респ. парт, и сов. органов. В 20-40-х гг. И. этих народов в школах не изучалась. Исключение составляли лишь Грузия, Армения. Изучение И. своего народа в Грузии и Армении началось ещё в дореволюционное время и осуществлялось с разл. изменениями с первых дней советской власти.

Последующие изменения в шк. курсах И. были связаны с переходом ко всеобщему ср. образованию. В подготовке предложений принимали участие сов. учёные-историки (В. М. Хвостов, А. Л. Нарочницкий, А. В. Ефимов, М. П. Ким, И. А. Федосов) и видные методисты (Н. П. Кузин, А. Т, Кинкулькин) во главе с акад. М. В. Нечкиной. Закреплялось изучение старшеклассниками нек-рых первоисточников марксизма-ленинизма. В курсы И. СССР включались вопросы краеведения.

В кон. 70-х - нач. 80-х гг. проведена дальнейшая модернизация шк. ист. образования и подготовлены усовершенствованные программы. По структуре отд. разделов и тем, гл. обр. по дидактич. оснащённости, они принципиально отличались от предшествовавших. Если раньше программы включали в себя лишь содержат, часть - номенклатуру вопросов, предназначенных для изучения, и в отд. годы - списки лит-ры для учителя, то теперь в них в качестве органич. части выделялись узловые понятия, подлежащие усвоению, включались перечни осн. умений, определялись межкурсовые и межпредметные связи. Это нововведение стало возможным благодаря исследованиям психологов, дидактов, методистов.

Начало 4-го периода относится к сер. 80-х гг. С нач. 90-х гг. в школах Рос. Федерации предмет ориентируется на изучение общерос. истории и её многообразных связей с ист. судьбами соседних народов и с мировой историей. Для соответствующих курсов уч. заведения и учителя получили право определять долю регионального компонента, необходимый объём общеист. умений и навыков, обязательных для овладения учащимися. Расширен круг вопросов, раскрывающих социально-экон. и культурное развитие страны. Усилено единство и достигнута необходимая преемственность и взаимосвязь между разделами всеобщей И. и курсом отеч. И., позволяющие формировать у учащихся целостные знания о развитии человеческой цивилизации.

По уч. плану 1992/93 уч. г. преподавание И. в рос. школе начинается с 5-го кл. Школьники знакомятся с яркими фактами из жизни страны, традициями её народов и достижениями культуры. Курс удовлетворяет естеств. интерес детей к истории родины, к её славным и нелёгким страницам. Курс И. древнего мира (6-й кл.) доступно раскрывает события, относящиеся к первобытному и рабовла-дельч. обществам, а также осн. признаки ряда обществоведч. понятий (гос-во, культура, религия и др.). Школьники приобретают элементарные навыки работы с разл. ист. источниками. Курс И. 7-го кл. знакомит со средневековой цивилизацией стран Европы, с обществ. процессами эпохи феодализма (кон. 5 - сер. 17 вв.). Явления и закономерности развития общества раскрываются на фактах И. тех стран и народов, где они проявлялись с наиб. полнотой и завершённостью.

Курс новой И. (9-10-й кл.) содержит разнообразный материал о становлении и развитии капиталистич. отношений в странах Европы и США в результате свершившихся бурж. революций. На конкретной истории отд. гос-в рассматриваются полит. и социальные процессы, первые шаги рабочего и социалистич. движения. Значит. место отведено раскрытию осн. достижений мировой цивилизации к кон. 19 в. (формирование демократич., правовых, гражданских позиций), вопросов культуры, науки, техники. Изучение новой И. позволяет также осветить нац. движение в странах Азии, Африки, Лат. Америки.

Курс новейшей И. (10-11-й кл.) вводит учащихся в круг обществ.-полит., экон. и культурных событий, происходивших в заруб. странах после 1917 вплоть до современности. В качестве ведущего процесса рассматривается движение народов мира к нац. и социальному освобождению. Материал представлен на 3 уровнях (мир, регион, страна), что позволяет раскрывать многомерность истории человечества в 20 в., особенности развития отд. групп стран. Изучение этого курса позволяет вооружать учащихся знаниями о важнейших процессах совр. эпохи и сформировать умение самостоятельно ориентироваться в событиях текущей жизни. Знания о современности создают необходимые условия для воспитания у школьников чувства ответственности за судьбы мира и цивилизации.

Курс И. 8-11-х кл. раскрывает многовековую отеч. И., осн. этапы формирования многонац. рос. гос-ва и его роль в СССР. Курс изучается как составная часть всемирной И., что помогает учащимся глубже осознать место и роль нашей Родины в мире, влияние рус. культуры на развитие мировой культуры.

Изучаются И. трёх рев-ций в России, история Гражд. и Вел. Отеч. войн, этапы строительства Сов. гос-ва. Особого внимания требует осмысление социально-полит. проблем периодов культа личности Сталина и застоя, приведших страну к кризисному состоянию. Раскрываются общие линии развития страны в целом и наиб. важные явления и события в И. отд. народов, позволяющие показать общность их ист. судеб. Целостное освещение истории того или иного народа даётся при изучении региональной И., а также разнообразным привлечением краеведч. материала (см. Краеведение).

Изучение нац. И. позволяет учащимся усваивать особенности ист. развития народов, создаёт благоприятные условия для воспитания у школьников нац. самосознания, приобщения к традициям, языку и культуре своего народа. Пути включения материала по нац. И. разнообразны и определяются с учётом особенностей ист. судеб каждого народа. В отд. регионах Рос. Федерации развернулся процесс создания и введения в шк. практику ориг. курсов нац. истории. Объём программного материала и порядок изучения шк. курсов И. определяются уч. заведениями самостоятельно.

Освоение курса И. опирается на знания, полученные учащимися при изучении др. предметов, помогает формированию целостных представлений об обществ. развитии, взаимосвязи событий и явлений, выработке способностей к обобщениям. В свою очередь, курс И. даёт др. уч. предметам необходимые опорные знания. Взаимосвязь И. и лит-ры раскрывает социально-ист. обусловленность творчества того или иного писателя или лит. направления, способствует более глубокому уяснению ист.-культурного материала. С помощью межпредметных связей осуществляется формирование общих для ряда предметов понятий, напр., «культура», «нар. традиции», «науч.-техн. революция», «человеческая цивилизациями др. Общность материала по истории, экон. и социальной географии, обществоведению отражена в таких понятиях, как «экономика», «гражданин», «гос-во», «мировое сообщество» и др. Систематизация материала, раскрывающего эти понятия, способствует показу взаимосвязи процессов обществ. развития, формированию идейно-нравств. убеждений учащихся.

Занятия в классе по избранной программе дополняются факультативами, расширяющими ист. кругозор учащихся. К 1993 разработаны ориентировочные программы факультативных курсов «Осн. проблемы отеч. истории 19-20 вв.», «Историярус. культуры 19 - нач. 20вв.», «Мировая худож. культура», «История Великой Отеч. войны Сов. Союза и Второй мировой войны», «История между-нар. отношений и внешней политики России». Созданы программы для школ и классов с углублённым изучением И. с целью организации дифференцир. обучения учащихся.

После 1985 в условиях демократизации общества, гласности, преодоления дог-матич. и вульгаризаторских представлений по-новому встали мн. методологич. и конкретно-ист. проблемы отеч. и заруб. истории. Длит. время в угоду конъюнктурным соображениям, порождавшимся идеологич. приоритетами существовавшей адм.-командной системы, значение одних ист. фактов преувеличивалось, другие замалчивались, третьи излагались в искажённом виде. Это находило отражение и в шк. программах и учебниках и негативно сказывалось на идейном и нравств. воспитании учащихся, их обществ. установках, порождало у Значит. части старшеклассников скептицизм, нигилизм, пассивное отношение к изучению И.

Значит. трудности вызывает обновление курса отеч. истории 20 в.: сказываются неизученность на совр. уровне мн. проблем, многолетняя ориентация на офиц. концепции с односторонними оценками ист. процессов, событий и личностей. В предлагаемых вариантах программ этого курса ведутся поиски оптимального согласования федерального и регионального компонентов общего образования с целью развития у учащихся понимания многоаспектности ист. процесса, сложного сочетания в нём индивидуальных, нац., культурных, экон. и полит. интересов. Усиливается науч. аргументация в освещении фактов, раскрывающих негативное воздействие адм.-командной системы на развитие общества. Изменяется соотношение разл. аспектов содержания шк. ист. образования: больше внимания уделяется духовной жизни и быту людей.

Возрастает роль нравств. оценок ист. фактов и явлений, самооценки человека как объекта и субъекта ист. познания, чтобы через материал И. сделать достоянием школьников такие социальные и нравств. категории, как совесть, честь, благородство, порядочность, любовь и сострадание к людям, готовность к труду на благо Отчизны и её защите, преданность идеалам гуманизма и демократии.

В курсе всеобщей И. нового и новейшего времени одной из ведущих методологич. идей стало раскрытие многомерности и взаимозависимости путей развития народов разных регионов и стран мира. Преодолено преобладавшее ранее монограф ич. рассмотрение И. каждой страны в отдельности, приводившее к разрозненности, чрезмерной дробности ист. содержания. Расширено число изучаемых регионов, моделей развития разл. стран. В отборе уч. материала по странам предусмотрена вариативность, позволяющая оперативно и органично включать в курс информацшо об актуальных событиях. Содержание курсов обогатилось представлениями о противоречивости, сложности и многовариантности ист. процесса.

Пересмотр содержания курсов И. стал возможным в связи с уточнением и глубоким переосмыслением наукой мн. теоретич. положений и трактовок отеч. и заруб. И. (многоукладность внутри социально-экон. формаций, сосуществование и взаимодействие разных формаций и цивилизаций в одном синхронном срезе, их параллельное и пересекающееся развитие, альтернативность ист. выбора, приоритет личности в обществ. процессе и др.). В процессе перестройки содержания курсов И. решалась задача помочь учащимся видеть И. на всех уровнях: местном, региональном, мировом.

Учебники и учебные пособия по И. Первым печатным пособием по И. в России был «Синопсис» («Обозрение», составленным неизв. автором в 1674; выдержал ок. 30 изд.), к-рый содержал краткие сведения по рус. и укр. И. В 1-й пол. 18 в. преподавание всеобщей И. велось в осн. по иностр. учебникам. В 1760 М. В. Ломоносовым был создан «Краткий Российский летописец с родословием», до кон. 18 в. применявшийся в качестве шк. учебника. С 1799 в нар. уч-щах использовалась «Краткая Российская история» Ф. И. Янковича де Мириево (действовала до 40-х гг. 19 в.).

В 40-х гг. 19 в. преподавание И. в ср. уч. заведениях велось по след, учебникам: И. К. Кайданов, «Краткое начертание рус. истории» (1834), «Начертание истории roc-ва Российского» ; «Учебная книга по всеобщей истории» (1834); Н. Г. Уст рядов, «Начертание рус. истории для ср. уч. заведений» (1839); С. Смарагдов «Краткое начертание всеобщей истории» (1845); «Руководство к познанию новой истории» (1844). Перегруженные большим кол-вом имён, названий, дат, эти учебники выражали религ.-монархич. идеи и по содержанию во многом не соответствовали уровню рус. ист. науки того времени (работы М. П. Погодина, С. М. Соловьёва, Т. Н. Грановского и др.), передовой обществ. мысли. Однако если учёные-историки стремились раскрывать внутр. связи ист. событий, их взаимообусловленность, устанавливать объективные закономерности обществ. развития, то в учебниках факты и события излагались как цепь случайностей.

В кон. 40-х - нач. 60-х гг. были изданы учебники по всеобщей истории В. Я. Шульгина, в к-рых автор стремился дать как можно меньше «голых чисел и безличных имён, побольше живых людей»; хрестоматии М. М. Стасюлевича, предложившего «реальный метод» преподавания И. на основе изучения учащимися ист. документов.

Длит. время (60-е гг. 19 - нач. 20 вв.) преподавание истории древнего мира, ср. веков, новой и рус. И. велось по учебникам Д. И. Иловайского, И. И. Беллярминова, С. Е. Рождественского, К. В. Елпатьевского. Красочно излагая отд. ист. явления и события, авторы не раскрывали причинно-следств. связи между ними. Одновременно в ср. школе действовали «Уч. книга рус. истории» (1859) С. М. Соловьёва, выдержавшая 14 изд. и использовавшаяся в гимназиях в нач. 20 в., т. н. профессорские учебники

П. Г. Виноградова и Н. И. Кареева, явно перегруженные материалом по социологии, истории культуры и составленные без учёта возможностей учащихся, условий работы в ср. школе. Большой популярностью среди преподавателей пользовались «учительские» учебники К. А. Иванова, К. И. Добрынина и др., живо и интересно написанные. В нач. 20 в. были изданы учебники по всеобщей истории Р. Ю. Виппера. В них широко освещались вопросы социально-экон. жизни общества, социальных движений. Эти учебники не соответствовали программе МНП и были «допущены», но не «одобрены» к использованию в школе. Однако многие учителя предпочитали работать по ним.

В 1899 опубликовано «Краткое пособие по рус. истории» В. О. Ключевского в качестве «частного издания для слушателей автора». Оно было использовано учителями и для преподавания в гимназиях. Яркостью изложения богатого фактич. материала отличались учебники С. Ф. Платонова: «Учебник рус. истории для ср. школы» (ч. 1-2, 1909-10), «Сокращённый курс рус. истории для ср. школы» (1914). Они давали последовательное освещение разл. сторон ист. процесса в русле монархич. идеологии. М. Н. Ковален-ский пытался отойти не только от традиц. содержания, но и от хронологически-биографич. плана изложения. Его «Рус. история для ср. школы» (ч. 1-2, 1907- 1913), совмещавшая в себе хрестоматию и учебник, была построена по принципу освещения отд. проблем истории России. Были изданы также книги для чтения Е. А. Звягинцева и А. Бернашевского «Века и труд людей» и «Века и люди» (1912) и др.

После 1917 в качестве пособий для учителей по рус. И. рекомендовались: «Былое вокруг нас» Д. А. Жаринова и H. M. Никольского (1912; 2 изд., ч. 1-2, 1919- 1922); «Краткий курс рус. истории. Для двухклассных и высших нач. училищ» (1918) и «Родиноведение и локализация в нар. школе» (1919) Е. А. Звягинцева; пособия О. В. Трахтенберга, А. И. Гу-ковского, В. Н. Вернадского и др. Популярной среди учителей была книга М. Н.Покровского «Рус. история в самом сжатом очерке» (ч. 1-3, 1920-23), написанная кратко, живым, общедоступным языком. Продолжали издаваться значительно переработанные по сравнению с дорев. изданиями учебники и хрестоматии. Была подготовлена книга для чтения Коваленского «Вчера и завтра. Как и откуда взялась новая Красная Россия» (1930"), допущенная в качестве учебника для школ 1-й ступени. Своеобразной реакцией на комплексные программы по обществоведению были учебники H.A. Рож-кова по И. труда (1925), Трахтенберга и Гуковского по И. фаз обществ. развития (1926) и др. В кон. 20-х гг. в практику школы вошли т. н. рабочие книги, составленные в соответствии с комплексной системой преподавания.

В 1937 в результате конкурсного отбора издан «Краткий курс истории СССР» для 3-4-х кл. нач. школы, под ред. А. В. Шестакова. Учебник давал объяснение осн. событий; широко использовался в средних и в старших классах школы, в системе парт, и коме, политпросвещения.

В кон. 30-х - нач. 40-х гг. были изданы новые стабильные учебники: «История древнего мира» (5-6-й кл.) А. В. Мишулина (ред.); «История ср. веков» (6-7-й кл.) Е. А. Косминскоо; «Новая история», ч. 1 (8-й кл.) А. В. Ефимова; «Новая история», ч. 2 (9-й кл.) И.С.Галкина, Л.И. Зубока, Ф. О. Ното-вича, В. М. Хвостова (ред.); «История СССР», ч. 1-3 (8-10-й кл.) К. В. Ба-зилевича, С. В. Бахрушина, А. М. Панкратовой (ред.), А. В. Фохт. Большинство их переиздавалось с нек-рой переработкой до кон. 50-х -нач. 60-х гг. Учебники по отеч. И. содержали сведения о народах нашей страны, что создавало благоприятные возможности для патриотич. и интернац. воспитания учащихся.

Недостатком учебников являлась перенасыщенность текста громоздким и зачастую непосильным для учащихся материалом. Мн. сложные понятия вводились без объяснения, что затрудняло их усвоение. В учебниках отсутствовали ист. документы, вопросы и задания к темам, иллюстрациям. На позиции авторов учебников, особенно по И. СССР, сказались тенденциозные подходы «Краткого курса истории ВКП(б)»; вплоть до 2-й пол. 50-х гг. освещение гражд. И. в учебнике для 10-го кл. нередко подменялось переложением содержания этого курса.

Несмотря на имевшиеся недостатки, учебники 40-х гг., аккумулируя достижения сов, историографии, учитывая метод. опыт создания учебников И. в дорев. России, означали шаг вперёд по сравнению с предшествовавшими учебниками и уч. пособиями, действовавшими в сов. школе. Сказалось авторство крупных учёных-историков, специалистов по отд. периодам всеобщей и отеч. истории.

В сер. 50-х гг. вышли новые учебники по И. СССР для 4-го кл. (С. А. Алексеев, В. Г. Карцев), по И. древнего мира (С. И. Ковалёв, Ф. П. Коровкин), по И. СССР для 8-го кл. (Л. П. Бущик). В нач. 60-х гг. подготовлены уч. пособия и учебники: для 4-го кл. (Т. С. Голубевой и Л. С. Геллерштейна); для 5-го кл. (Ф.П.Коровкина); для 6-го кл. (Е.В.Аги-баловой и Г. М. Донского); для 7-8-го кл. (М. В. Нечкиной и И. И. Минца; А. В. Фадеева и Д. С. Карева), для 9-11-го кл. (И.И.Епифанова и И.А. Федосова; И.Б.Берхина, М.И. Беленького, М. П. Кима, A.B. Ефимова, В. М. Хвостова). В качестве пробных были изданы учебники по новейшей И. (И. М. Криво-гуза, Д.П.Прицкера, С. М.Стецкевича и коллектива авторов под ред.П.М. Кузь-мичёва и В. А. Орлова).

С сер. 60-х гг. ежегодно переиздавались уч. пособия и учебники по И. СССР для 7-го кл. (М. В. Нечкина, П. С. Лейбен-груб), новейшей И. для 9-10-го кл. (под ред. В. К. Фураева). С сер. 80-х гг. обучение велось по учебникам отеч. И. под ред. Б. А. Рыбакова (8-й кл.), И. А. Федосова (9-й кл.), под ред. Ю. С. Кукушкина (10-11-й кл.).

Положит. оценку учителей и учащихся заслужили учебники для 5-7-го кл. Гос. пр. СССР были удостоены в 1973 учебники по И. древнего мира для 5-го кл. и И. ср. веков для 6-го кл. (авторы Ф. П. Коровкин, Е. В. Агибалова, Г. М. Донской). По сравнению с предшествующим поколением учебников неск. улучшились содержание и метод. оснащённость ряда учебников и для старшей ступени школы. В них помещены вопросы и задания, ист. документы, справочные данные, нацеливающие уч-ся на самостоят. поиск и позволяющие учителю осуществлять принципы развивающего обучения. Однако они не были свободны от сложных и не раскрытых на фактич. материале понятий, от малозначащих сведений, что создавало перегрузку учащихся, мешало усвоению осн. содержания. В учебниках концентрированно отражались недостатки ист. науки (конъюнктурный подход, перекраивание, переписывание отд. страниц И., замалчивание отд. фактов или возможных альтернатив и т. п.).

В кон. 80-х гг. были подготовлены учебники: «Новая история», [ч. 1], под ред. А. Л. Нарочницкого и [ч. 2], под ред. И. М. Кривогуза; «История СССР» для 10-го кл. (авторы Ю. И. Кораблёв, И. А. Федосов, Ю. С. Борисов); доработаны учебники «История СССР» для 10-го кл. (авторы В. Д. Есаков, Ю. С. Кукушкин, А. П. Ненароков), «Новейшая история» для 10-го и 11-го кл., под ред. В. К. Фураева. Излагаемый в них материал во многом освобождён от идеология, стереотипов, упрощённых схем. Тексты в Значит. степени избавлены от одностороннего и тенденциозно-пропагандистского освещения, факты и оценки отд. личностей излагаются с диалектич. позиций. Однако с учётом изменений, происходящих в разд. сферах жизни страны и во всём мире, освещение совр. процессов в учебниках для выпускного класса остаётся серьёзной проблемой, привлекающей внимание общественности. Решается задача разработки нового поколения учебников - альтернативных, параллельных, созданных на основе открытых конкурсов.

В 1990-91 вышли учебники: «История СССР» для 11-го кл. (рук. авторского коллектива В. П. Островский), «Новейшая история, 1917-1939» для 10-го кл., «Новейшая история, 1939-1990. Материалы к учебнику для 11-го кл. ср. школы», под ред. проф. В. К. Фураева. Эти уч. книги объединяет переосмысление прежних взглядов на мн. события новейшей истории с позиций совр. ист. мышления, преодоление классового подхода к интерпретации событий и фактов.

В 1992 издан учебник «История Отечества. 1900-1940» для ст. классов средних уч. заведений (авторы И. А. Мишина, Л. Н. Жарова).

В кон. 50-х - нач. 60-х гг. развернулась систематич. подготовка учебников и уч. пособий по нац. истории для общеобразоват. школ республик (кроме РСФСР), входивших в СССР. К работе привлекались специалисты из респ. АН, ун-тов и пед. вузов. Эти труды неоднократно обновлялись, в т. ч. подвергаясь правке в соответствии с офиц. идеологич. установками. К нач. 80-х гг. произошла полная или частичная смена авторских коллективов; в большинстве случаев учебники создавались на конкурсной основе. Однако до сер. 80-х гг. существовала практика утверждения текстов в Москве. Большинство этих книг выпускалось как на родном, так и на русском языках. В помощь учителям в ряде республик изданы метод. пособия, дидактич. материалы, необходимые наглядные пособия. Начиная с сер. 80-х гг. созданы, в т. ч. на конкурсной основе, учебники, в к-рых осуществлён пересмотр содержания программного материала с учётом изменений, происходящих в обществ.-полит. жизни республик.

Методика преподавания И. стала разрабатываться на рубеже 19-20 вв., гл. обр. в трудах П. Г. Виноградова, Н. И. Кареева, С. Ф. Платонова, Н. П. По-котило. Значит. внимание ей уделяли М. Н. Ковалевский, M. H. Покровский, H.A. Рожков. Последний предложил организовать преподавание на основе самостоят. изучения школьниками ист. источников и документов.

Работу по совершенствованию методов преподавания И. проводила Ист. комиссия Уч. отдела Об-ва распространения техн. знаний (1890), объединявшая прогрессивных учителей Моск. . школ. Её участники составили неск. «Книг для чтения» (1896, 1905-17) по рус. и заруб. И., подготовили и опубликовали 2 сборника метод. статей. Постепенно из школы вытеснялись формально-схоластич. методы преподавания. На занятиях стали шире использоваться наглядные пособия, карты, ист. картины. После 1917 стали применяться формы работы, активизировавшие уч. деятельность школьников и теснее связывавшие преподавание с жизнью: рассказ, беседа, самостоят. письменные реферативные работы, экскурсии, изготовление собственными силами наглядных пособий.

Для 20-х гг. характерно увлечение «исследовательским» и «трудовым» методами обучения. Сущность первого заключалась в привлечении учащихся к работе над первоисточниками и подготовке рефератов, второй выражался в выполнении разл. практич. работ, связанных гл. обр. с изучением материальной культуры. Однако задача выработки у учащихся умений противопоставлялась формированию у них прочных знаний. Необходимое закрепление знаний расценивалось как зубрёжка и осуждалось. На методы преподавания отрицательно влияла, с одной стороны, переоценка способности учащихся самостоятельно исследовать источники и устанавливать ист. факты, с другой - недооценка методически проработанного изложения и объяснения учителем материала.

В 30-40-х гг. вопросы методики И. разрабатывали Н. В. Андреевская, В. Н. Вернадский, И. В. Гиттис, М.А. Зиновьев, А. И. Стражев и др. Большую помощь учителям И.оказывал журн.«История в ср. школе» (осн. в 1934, с 1946 выходит под назв. «Преподавание истории в школе»); в нём публиковали серии статей Н. П. Кузин, А. В. Фохт, А. А. Ва-гина и др. Для работы на уроке в старших классах были изданы хрестоматии по И. СССР (т. 1-3, 2 изд., 1939-52) и новой И. (1941) А. В. Ефимова, а также альбомы наглядных пособий по И. СССР, под ред. В. И. Лебедева (в. 1-14, 1939- 1952), А. В. Арциховского и др.; серии диапозитивов и ист. картин. Издавались метод. пособия для учителей, а также лит-ра по работе с иллюстрациями, наглядными пособиями, по организации экскурсий и др. В 1959 изданы «Осн. вопросы методики преподавания истории в старших классах» А. А. Вагина и Н. В, Сперанской. Выпущены серии наглядных пособий, картин, диафильмов и диапозитивов по И.

В 60-70-е гг. задачи активизации уч. деятельности учащихся потребовали усовершенствования методики изложения материала учителем. Разрабатывались приёмы, позволяющие развивать мышление учащихся при объяснении им сложных понятий и связей между ист. явлениями («рассуждающее» изложение); приёмы повышения образности и эмоциональности рассказа, стимулирующие мышление и воображение учащихся. Особое внимание было обращено на проблемное изложение учителя, решение познават. задач и применение исследовательского метода обучения (Н. Г. Дайри, И. Я. Лернер). Важное место в методике И. занимало формирование умений и навыков, необходимых для самостоятельного пополнения знаний.

В процессе обучения И. у школьников формируются определённые, соответствующие каждой возрастной группе способы уч. действий. В 5-м кл. обращается внимание на развитие у школьников умения выделять главное в тексте учебника, составлять простой план ист. рассказа, сравнивать отд. события. В последующих классах задания усложняются: от учащихся требуется умение составлять развёрнутый план, таблицу, логич. схему, конспект, тезисы выступления, самостоятельно подбирать лит-ру к своему выступлению (сообщению, докладу и т. д.). Ставятся вопросы, рассчитанные на применение знаний, полученных из др. уч. предметов, посильные задания, требующие самостоят. решения. Самостоятельно продуманные и осознанные выводы становятся убеждениями, способствуют повышению активности и инициативы учащихся, содействуют формированию соцл-ально активной личности.

Большое распространение получила дифференциация самостоят. работ учащихся с учётом подготовленности, проявляемых интересов и способностей. Неотъемлемым элементом творческого процесса обучения стал диалог, обсуждение событий, к-рые волнуют молодёжь и общество; отход от вопросно-ответного метода и шаблонной схемы урока. В старших классах всё большее распространение получают уроки-диспуты, уроки-лекции, уроки-семинары и др. У школьников формируются умения отстаивать свои взгляды, оперировать самостоятельно найденными аргументами из различных источников.

Мн. уроки И. проходят с применением диапозитивов и диафильмов. Создан ряд уч. кинофильмов, в т. ч. по И. культуры нашей Родины. Кроме изобразит, наглядных пособий в практике преподавания используются звуковые, в т. ч. фонохрестоматии. В шк. обучении И. важное место занимает учебное телевидение. Многообразие форм урока, подвижность его структуры позволяют учителю осуществлять дифференцир. подход к учащимся, активизировать их познават. деятельность.

Обновление содержания ист. образования и переход к активным методам обучения предъявляют высокие требования к качеству подготовки учителей, к их науч. кругозору, психол.-пед. и метод. подготовке. Учителей готовят ист. ф-ты пед. ин-тов и ун-тов. В уч. планах (с нач. 70-х гг.) расширено изучение историографии, источниковедения, археологии, палеографии и др., вооружающих учителя методикой науч. исследований, в т. ч. для проведения внеурочной работы с учащимися.

В помощь учителям издаётся разнообразная метод. лит-ра: покурсовые метод. пособия для всех классов, хрестоматии и книги для чтения, уч. ист. карты и атласы, картины, таблицы. Большую помощь учителю оказывают задания для самостоят. работы учащихся. Изданы пособия по ист. краеведению для учителя, а в ряде республик, краёв и областей и для учащихся. Метод. помощь учителям оказывается через систему курсовой переподготовки в ИУУ, издание пособий, дидактич. материалов, справочной лит-ры.

Существенный вклад в разработку методики использования краеведч. материала на уроках И внесли Кузин, А. Ф. Родин, Д. В. Кацюба, H. M. Милонов, Г. М. Матюшин и др. Краеведч. материал дает возможность учащимся участвовать в самостоят. ист. исследованиях, результатом к-рых может стать открытие новых сведений. Во мн. школах созданы ист. краеведч. и мемориальные музеи, а при краеведч. музеях - ист. секции, отделения.

Занятия, как правило проводятся в специально оборудов. кабинетах, оснащенных необходимыми наглядными пособиями, учебным оборудованием, книжным фондом, набором дидактич. материала, ТСО.

Внеклассная работа по И. опирается на знания, полученные учащимися при изучении программного материала, углубляет и расширяет их. К массовым формам внеклассной работы относятся экскурсии, походы, экспедиции, ист. вечера, олимпиады, викторины, конференции, создание шк. музеев, внеклассное чтение лит ры на ист. темы, просмотр кинофильмов и спектаклей и др. К групповым формам относятся кружки, общества, лектории, издание рукописных книг, журналов. Индивидуальная виекчассная работа учащихся по И. предполагает изучение архивных материалов, материальных памятников музея, подготовку рефератов, докладов, изготовление наглядных пособий и т. д. . Ист. краеведч. кружки и клубы по содержанию работы могут подразделяться на этнографич., археологические и др. Разнообразная работа по И. ведется во внешк учреждениях, клубах, музеях, библиотеках и др.

Преподавание И. за рубежом. Структура и порядок изучения шк. курсов И. различны в разных странах. В школах большинства зап. стран И. является одним из осн. гуманитарных предметов нац. И - обязат. у ч дисциплина. Содержание и структура курса различны иногда и внутри одной страны, напр., в разных штатах США и в разл. школах Великобритании. Существует многообразие программ и учебников, позволяющих осуществить выбор в зависимости от склонностей, интересов, приверженности к традициям и т. п. Большое внимание в уч. лит ре уделяется вопросам нац традиций, культуры. Приоритет нередко отдается конкретным ист. и злободневным социальным, полит. и культурным фактам, к рые обсуждаются на занятиях. Много внимания уделяется самостоят. работе учащихся, особенно в старших классах. Широко используются аудиовизуальные средства обучения и компьютерная техника. В нек рых гос-вах Воет Европы принято концентрич. построение курса - уч-ся неоднократно возвращаются к изучению осн. этапов И. человечества, но каждый раз с большей подробностью и глубиной в соответствии с их возрастными возможностями. В осн. школе, как правило, Значит. место отводится ист. краеведению, изучению памятников истории. В полной ср. школе в центре внимания проблемы всемирно ист. процесса, соотношения отеч. и всеобщей И. В большинстве стран заметна тенденция к увеличению времени на изучение современности.

Идут поиски оптимального соотношения национальной и всеобщей И. Разрабатываются пути сочетания единого уровня ист. подготовки для всех учащихся с дифференциацией через факультативы и предметы по выбору. Обсуждаются возможные пути интеграции ист. и обществоведч. знаний.

Лит.: Зиновьев M А, Очерки методики преподавания истории, M , 1955, К а р-ц о в В Г , Очерки методики обучения истории СССР в 8-10 кл , M , 19552, Буши к Л П Очерк развития шк ист образования в СССР, М, 1961, Андреевская H В , Очерки методики истории, 5 - 7 кл , Л 1958, Ефимов А В, Некоторые вопросы методики истории как науки, ИАПН РСФСР, 1958, в 99, Д а и p и Н. Г , Обучение истории в ст классах ср школы, М , 1966, его же, Совр требования к уроку истории, М , 1978, его же, Основное усвоить на уроке, М , 1987, Донской Г М , Задания для самостоят работы по новой истории 9 кл , M , 19892, его же, Нравств воспитание в обучении истории ср веков в 6 к л , М , 1986, К о-ровкин Ф П, Вопросы науч -метод обоснования учебника истории древнего мира в ср школе, ИАПН РСФСР, 1960, в 112, Методика обучения истории др мира и ср веков в 5-6 к т , под ред Ф. П. Коров-кина и H И Запорожец, М , 1970, С т p а-ж е в А И , Методика преподавания истории, М , 1964, В а г и н А А , Методика преподавания истории в ср школе Учение о методах Теория урока М , 1968, его же, Методика обучения истории в школе, М , 1972, Герасимова Г Г, Обучение истории в 4 кл , М., 1976, Методика обучения истории в ср школе, ч 1-2, под ред Ф П Коровкина, Н Г Дайри, М , 1978, Актуальные вопросы методики обучения истории в ср школе под ред А Г Колоскова, М , 1984, Гевуркова E А , К о л о с-к о в А Г , Задания для самостоят работ по истории СССР 11 кл , М , 1991, Методика преподавания истории в ср школе, М , 1986, Гора П В , Метод приемы и средства наглядного обучения истории в ср школе, М , 1971, его же, Повышение эффективности обучения истории в ср школе, М , 1988, Грибов В С, Задания для самостоят работы по новой истории в 10 кл , М , 1991, Лейбенгруб П С, Дидактич требования к уроку истории в ср школе, М , I9602, Запорожец Н И, Развитие умений и навыков учащихся в процессе преподавания истории (4-8 кл ), М , 1978, её же, Формирование классового подхода к оценке ист деятелей 4-8 кл , М , 1988, Л е р-н е p И Я , Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории, М , 1982, его ж е, Задания для самостоят работы по истории СССР 8 кл , М , 1988, Изучение истории в вечерней средней общеобразовательной школе 10-12 кл , под ред В С Грибова, М , 1988, Клокова Г В, Методика факультативных занятий по истории, М , 1985, Озерский И 3, Начинающему учителю истории Из опыта работы, М , 1989, Рахманова И П, Изучение в школе жизни и деятельности К Маркса и Ф Энгельса, М , 19863, Алексашки-н а Л Н , Самостоят работа школьников при изучении новейшей истории, М , 1988, Бахтина О И, Формирование у учащихся классового подхода при изучении истории в 5 кл , М , 1986, её же, Задания для самостоят, работы по истории др мира, М , 1988, Ворожейкина Н И, Активизация уч деятельности четвероклассников при изучении истории СССР, М , 1988, Горелик Ф Б, Раскрытие закономерностей обществ развития в курсах истории, М , 1969, Пунский В О, Формирование у школьников понимания закономерности ист процесса, М , 1972 Кревер Г А, Изучение теоретич содержания курсов истории в 5-9 кл , М, 1990, Никифоров Д Н,Скляренко С Ф, Наглядность в преподавании истории и обществоведения, M , 19782, АппаровичН И , П о л-т о p а к Д И , Кабинет истории и обществоведения в ср школе, М , 1982, Внутри-предметные и межпредметные связи в обучении истории, под ред А. Г Колоскова, М , 1990, Румянцева Д И, Межпредметные связи при изучении истории, К , 1984, Косова Г. Р., Изучение вопросов культуры в шк. курсе истории СССР, 7 - 10 кл , М , 1987, Методика ист -краеведч. работы в школе, под ред. Н С Борисова, М , 1982, Кружковая работа по истории и обществоведению Сб. ст , сост М П Простое, М , 1984, Родин А, Внеклассное чтение по истории в 5-7 кл , М , 1959, Лебеде-в а И М , Организация и проведение ист. олимпиад в 6-9 кл , М , 1990

А. Г. Колосков.

В начало словаря