Российская педагогическая энциклопедия
КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕСИЯ

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕСИЯ

КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕСИЯ - Карачаево-Черкесская Республика, входит в Рос. Федерацию. Пл. 14.3 тыс. км2. Нас. ок. 415 тыс. чел. (1989), в т. ч. карачаевцы - 31%, черкесы - 9,7%. Центр - Черкесск.

В 1989 на 1000чел. населения в возрасте 18 лет и старше приходилось 775 чел. с высшим и средним (полным и неполным) образованием (в 1979 - 641 чел.). В отраслях экономики занято ок. 40 тыс. специалистов, в т. ч. св. 11 тыс. с высшим и св. 28,7 тыс. со ср. спец. образованием.

До 19 в. осн. уч. заведениями были мектебы и (с 18 в.) медресе. В 1843 для детей из состоятельных семей выделялись места в Ставропольской гимназии, где было введено изучение араб. и черкес, языков. В 60-х гг. 19 в. в Черкесии появились горские школы: окружные (3-4 года обучения) и уездные (3 года), к-рые находились в ведении рос. Мин-ва нар. просвещения. В 1878 в Карачае в с. Учку-лан была открыта первая школа-интернат. В 70-х гг. вначале в ногайских, затем в абазинских и карачаевских селениях стали открываться, как правило, на общинные средства аульные (гл. обр. од-ноклассные) школы. Для русских учащихся с 70-х гг. создавались станичные (в 1881-27) и после 1890 - церк.-приходские школы (в 1913 - 12). В центре края - станице Баталпашинской были открыты гимназии: мужская (1908) и женская (1910).

Со 2-й пол. 19 в. нек-рые учителя пытались внедрить нач. обучение детей коренного населения на родном языке: использовались адыгский букварь У. Берсея (1855) и кабард. буквари К. Атажукина (1865) и Л. Г. Лопатинского, карачаевский букварь Тебердичи Ислама (И. Ак-баева) (1916), абазинская азбука У. Ми-керова и др.

В 1914/15 уч. г. на терр. К.-Ч. насчитывалось 67 нач. школ (2,7 тыс. уч-ся), в т. ч. в аулах - 28 школ, мужская (среди уч-ся ок. 50 горцев) и женская гимназии, первое в крае проф. уч. заведение - ре-месл. отделение (1897) при Учкуланском уч-ще (Карачай). Действовали мусульм. уч. заведения. Грамотность коренного населения на рус. яз. составляла 1,7%, на арабском - 6%; среди женщин грамотность на рус. яз. была 0,12%, на арабском - ок. 3,3% (1897, перепись).

После установления сов. власти развернулась ликвидация неграмотности. К 1926 в Карачае действовало 68 лик-пунктов (св. 2,5 тыс. чел.), в Черкесии - 23 (св. 970 чел.).

В 1922/23 уч. г. работало 39 общеобразоват. школ 1-й ступени (св. 2 тыс. уч-ся), 2 школы 2-й ступени (св. 200 уч-ся), 2 проф.-тех. школы (350 уч-ся). С созданием карачаевской (1923), черкесской (1923), ногайской (1928), абазинской (1932) письменности (с 1928 на лат. гра-фич. основе; с 1936-38 на русской) стало возможным развитие сети нац. школ с преподаванием на родном языке. Учителей для них готовил (с 1923) Баталпа-шинский (с 1926 Карачаево-Черкесский) пед. техникум. В 1929 на его базе созданы Карачаевский (Микоян-Тахар) и Черкесский (Баталпашинск) пед. техникумы. В кон. 20-х гг. открылись первые ШКМ, школы повышенного типа. В сер. 20-х гг. в Москве, Ставрополе, Баталпашинске (ныне Черкесск) и др. стала издаваться уч. лит-ра. Авторами первых сов. шк. учебников были Тебердичи Ислам и У. Алиев (на карачаев. яз.), Т. Табулов (на черкес, и абазинском языках), А.-Х. Джанибеков (на ногайском яз.).

В 1-й пол. 30-х ir. вводился нач. всеобуч. В 1932/33уч. г. в Карачае действовало 85 школ 1-й ступени (13,9 тыс. уч-ся, 440 учителей), в Черкесии - 75 школ (9,3 тыс. уч-ся, 320 учителей). В неполных ср. школах (всего 37) училось 3,7 тыс. чел. В кон. 30-х гг. основаны первые ср. школы. Формировалась сеть дошк. учреждений: к 1936 в Карачае имелось 6 дет. садов и св. 40 дет. площадок (св. 2 тыс. чел.), в Черкесии - 9 дет. садов и 35 дет. площадок (2,5 тыс. чел.). В 1938/39 уч. г. открылись учительские ин-ты (созданы на базе нац. пед. техникумов). В школах к 1940 работало св. 1,8 тыс. учителей, в т. ч. ок. 800 - представители коренных народов. Уч. заведения значительно пострадали от фаш. захватчиков в 1941-42, однако уже с 1943 началось их восстановление. В 1943 в результате необоснованных репрессий карачаевцы были выселены из родных мест; закрыты их уч. заведения.

В Черкесской авт. обл. в 1950 реализован 7-летний всеобуч (вводился с 1944/45 уч. г.): всего в 187 школах Черкесии училось св. 21 тыс. чел. После воссоздания Карачаево-Черкесской авт. области (1957) восстановлены карачаевские школы. С нач. 60-х гг. преподавание на родном языке стало вестись только в нач. школе; со ср. ступени занятия шли на рус. языке, родной язык преподавался как уч. предмет; сократился выпуск уч. лит-ры на родных языках. К 1963 осуществлён 8-летний всеобуч; в 202 школах (в т. ч. 89 восьмилетних и 63 средних) было св. 70 тыс. уч-ся. В 1967/68 уч. г. всё шк. обучение переведено на рус. язык. В сер. 70-х - кон. 80-х гг. осуществлялся курс на всеобщее ср. образование. Недостаточный учёт местных условий в обучении, нехватка педагогов вели к слабой подготовленности Значит. части выпускников ср. школ для продолжения образования.

В 1992/93 уч. г. в 175 дошк. учреждениях воспитывалось 25 тыс. чел. (55,3% детей соответствующего возраста). Имеется св. 40 дет. садов, в к-рых воспитат. работа ведётся на родном языке уч-ся и организованы регулярные занятия по рус. языку. В 184 дневных общеобразоват. школах (21 нач., 31 неполной ср., 132 средних) насчитывалось св. 71 тыс. уч-ся; в 9 вечерних школах - св. 2 тыс. уч-ся. Действуют 2 вспомогат. школы, 1 дет. дом. В 169 школах, работающих по уч. планам рус. школ, открыты (с 1988) классы с изучением карачаевского (96 школ; 22,8 тыс. уч-ся), черкесского (26 школ; св. 5 тыс. уч-ся), абазинского, ногайского, греч. языков. Во 2-й пол. 80-х гг. начата разработка усовершенствованных планов и программ для преподавания гуманитарных предметов на родном языке учащихся.

В школах занято св. 5 тыс. учителей (82% с высш. образованием). Среди педагогов 46 засл. учителей школы РСФСР. Подготовку преподавателей математики, физики, истории, родного языка и лит-ры, рус. яз. и рус. лит-ры, рисования, черчения, физич. воспитания ведёт Карачаево-Черкесский пед. ин-т (осн. в 1957), учителей общеобразоват. предметов готовят для области также Ставропольский и Пятигорский пед. ин-ты. Метод. работу и повышение квалификации учителей осуществляет областной ИУУ (осн. в 1946). Имеются внешк. учреждения: 9 домов школьников, станции юных натуралистов, туристов, техников, 9 ДЮСШ. Действуют 8 ПТУ (5,5 тыс. уч-ся), 6 ср. спец. уч. заведений (5,3 тыс. уч-ся), в т. ч. пед. и мед. уч-ща в Черкесске. Кроме пед. ин-та, в 1974 открыт филиал Ставропольского политехн. ин-та. Всего в 2 вузах- св. 4 тыс. студентов. Уч. лит-ру выпускают отделение (с 1962) Ставропольского книжного изд-ва (ежегодно до 50 назв.), а также изд-во в Нальчике.

Лит.: Кубанский сб., т. 1, Екатеринодар, 1883; Очерки истории Карачаево-Черкесии, т. 1, Ставрополь, 1967; Бекижев М., Формирование социалистич. интеллигенции у народов Сев. Кавказа, Черкесск, 1978; Арутюнов С. А., Смирнова Я. С., Сергеева Г. А., Этнокультурная ситуация в Карачаево-Черкесской авт. области, «Сов. этнография», 1990, М 2.

В начало словаря