Российская педагогическая энциклопедия
Статьи на букву "А" (часть 4, "АНВ"-"АРК")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 4, "АНВ"-"АРК")

АНВАЙЛЕР ОСКАР

АНВАЙЛЕР ОСКАР (р. 29.9.1925, Равич, Польша), нем. историк и педагог. Окончил Гамбургский ун-т (1952), преподавал там же. Специализировался на истории России 20 в. В 1963 защитил докторскую дисс. по педагогике. В 1963-64 проф. высшей пед. школы в Люнебурге; в 1964-90 проф. Рурского ун-та (Бохум). С 1972 рук. лаборатории сравнит, исследований в области образования. В 1975-91 вице-през. Герм. общества по изучению Вост. Европы; в 1973- 1977 вице-през. Европ. об-ва сравнит, педагогики. С 1965 один из издателей журн. «Образование и воспитание» («Bildung und Erziehung»). Издатель серии публикаций вост.-европ. ин-та Свободного унта в Зап. Берлине.

В ряде трудов дал анализ феномена советской школы и педагогики. В отличие от мн. советологов, историю сов. школы и пед. науки рассмотрел как часть мировой и рос. истории педагогики. Фундамент, труд А. «История школы и педагогики в России с конца эпохи царизма до начала сталинской эры» («Geschichte der Schule und Padagogik im Ru?land seit dem Ende des Zareureiches und bis zum Beginn von Stalin Ara», 1964) выявил осн. мето-дологич. подходы к проблематике срав-нительно-пед. исследований для стран с разл. полит. системами. Мн. публикации по вопросам сов. образоват. политики привлекли внимание зап. исследователей к пед. опыту школы в СССР и стран Вост. Европы.

Соч.: Die Sowjetpadagogik in der Welt von Heute. Hdlb., 1968; Politischer Umbruch und Padagogik in ostlichen Europa, Bildung und Erziehung, 43. Jg., 1990, № 4; Wissenschaftliche Interesse und politischer Verantwortung: Dimensionen vergleichen der Bildungsforschung: Aus-gew. Schriften, 1967-1989, Opladen, 1990.

Лит.: Белканов Н. А., О личной ответственности в науке, П., 1993, № 5.

Н. А. Белканов.

АНГОЛА

АНГОЛА (Angola), Народная Республика Ангола (НРА), гос-во на Ю.-З. Африки. Пл. 1246,7 тыс. км2. Нас. 8,9 млн, чел. (1987, оценка). Офиц. яз. - португальский. Столица - Луанда.

С кон. 15 в. началось проникновение португ. колонизаторов, фактическое завоевание завершилось в нач. 20-х гг. 20 в. В период колониального господства коренное население (народы языковой семьи банту) было почти полностью неграмотным. Система образования для детей европейцев строилась по португальскому образцу: 4-летняя нач. школа и 7-летняя (охватывала 3 цикла: 2, 3 и 2 года обучения) ср. школа. Окончившие её могли поступить в ун-т. Для афр. детей существовала 3-летняя начальная (т. н. адаптированная) школа, в ср. школу попадали лишь единицы из них. В 1972/73 уч. г. в нач. и адаптиров. школах было 516 тыс. уч-ся, в ср. уч. заведениях 74 тыс. уч-ся, в ун-те ок. 2,6 тыс. студентов (португальцев и метисов). После провозглашения в А. нар. республики (нояб. 1975) система образования была национализирована. Началась её перестройка на основах гос. централизов. управления и планирования, обязательности обучения, его светского характера, равных образоват. возможностей для всех граждан.

Как осн. задачи в области просвещения рассматриваются ликвидация неграмотности населения, осуществление всеобщего обязат. 8-летнего образования, ускоренная подготовка нац. кадров, строительство и оборудование школ. Обучение ведётся на португ. яз., в нач. школах и на курсах по ликвидации неграмотности изучаются также 6 нац. языков, на к-рых изданы буквари и учебники.

В результате широкой общенац. камлании по ликвидации неграмотности, начавшейся в 1976, к нач. 80-х гг. уровень неграмотности снизился до 66%. Это достижение отмечено премией ЮНЕСКО им. Н. К. Крупской (1980). В 1985 59% населения было неграмотным.

Управление уч. заведениями осуществляет Мин-во образования. Расходы на просвещение составляют ок. 11,5% бюджета (1986).

Современная система образования включает (кон. 80-х гг.) дет. сады для детей 3-4 лет; подготовительные (инициативные) классы для детей с 5 лет; общеобразоват. и проф. школы, в т. ч. для взрослых; вузы. Базовое общее образование дают 8-летние обязательные школы (возраст поступления - 6-7 лет). Они обеспечивают 4-летнюю начальную подготовку и первый 4-летний курс неполной ср. школы. На основе курса обязательного обучения действуют школы по подготовке квалифициров. рабочих (от 1 до 4 лет обучения), окончание к-рых даёт право поступать в проф. уч. заведения: техн. уч-ща (11), проф.-тех. училища (15) и школы (15) со сроком обучения 3-4 года, нормальные (пед.) школы со сроком обучения 3-4 года. Действуют также спец. уч. центры (4) по подготовке кваффициров. рабочих с разл. сроками обучения. В связи с эко-номич. и политич. трудностями с кон. 80-х гг. заключит. двухлетний цикл курса полного ср. образования в школах не преподаётся. Выполнение этой задачи и формирование контингента абитуриентов временно возложены на спец. подготовит, курсы или ф-ты (срок обучения 2 года) вузов. В кон. 80-х гг. во всех нач. и ср. уч. заведениях обучалось ок. 1 млн. детей. Создана широкая сеть уч. заведений по проф. обучению и повышению квалификации взрослых.

Высшее образование даёт Нац. ун-т Анголы в Луанде (осн. в 1963, 6 ф-тов, св. 4,5 тыс. студентов, ок. 300 преподавателей в 1988/89 уч. г.).

Учителей для 8-летних школ готовят нормальные (пед.) школы и краткосрочные пед. курсы, для ср. уч. заведений - ун-т, в составе к-рого действует Высший пед. ин-т (в Луабанго). В 1978 открыт Нац. ин-т языков - вуз, готовящий специалистов по местным языкам и диалектам, а также преподавателей иностр. языков, В 1980 создан Нац. ин-т пед. и социальных исследований. К кон. 1982 при помощи СССР, стран Вост. Европы и Кубы в А. было основано более 20 проф.-тех. уч. заведений.

Лит.: Хазанов А. М., Притворов А. В., Ангола, М., 1979; Ф и т у-ни Л. Л., Нар. Республика Ангола, М., 1985; Developpement de leducation en Repub-lique Populaire dAngola. 1981 - 1983, Luanda, 1984. S. 3. Клепиков.

АНДРАГОГИКА

АНДРАГОГИКА (от греч. апёг, род. падеж andros - взрослый человек и ago-ge - руководство, воспитание), одно из обозначений отрасли пед. науки, охватывающей теоретич. и практич. проблемы образования, обучения и воспитания взрослых. Наряду с термином «А.» в специальной лит-ре используются термины «педагогика взрослых (внутренне противоречив), «теория образования взрослых» и др.

Впервые термин «А.» для названия особого раздела педагогики применил нем. историк просвещения К. Капп (С. Kapp) в книге о пед. взглядах Платона (1833). Против обособления А. выступил И. Ф. Гербарт, усматривавший в этом опасность «узаконения вечного несовершеннолетия». В кон. 19 в. специфичность пед. знания, связанного с проблематикой образования взрослых, была признана в пед. теории независимо от терминологич. оформления.

Систематизация А. относится к периоду науч.-техн. революции 2-й пол. 20 в., когда значительно расширилась сфера формального и неформального образования взрослых, потребовавшая спец. исследований в интересах повышения эффективности уч. процесса, осмысления традиционной пед. проблематики в свете идей непрерывного образования. Значит. масштабы приобрели исследования по А. в ФРГ: X. Г. Гротхофф (Н.-Н. Groothoff), Ф. Пёггелер (F. Poggeler), И. Вирт (I. Wirth), а также в Нидерландах, Бельгии, Швейцарии, Югославии, Польше, Венгрии и др. странах.

В трактовке теоретиков А. призвана раскрывать закономерности, социальные и психол. факторы эффективного образования, обучения и воспитания взрослых, разрабатывать метод. системы уч.-воспитат. работы с индивидами и группами индивидов в возрасте от 18-20 лет до глубокой старости. Особенности разработки проблематики предопределены характером пед. руководства взрослыми: сформированностью черт их личности, наличием у них жизненного опыта, культурными, образовательными, проф. запросами, преобладанием самообразования и самовоспитания и др.

Теоретики А. различают общую и сравнит. А., а также т. н. частные андра-гогики: производств., воен. геронтологическую и др. В рамках этих отраслей изучается связь между физич. состоянием, здоровьем людей и их способностями, между потребностями, мотивами и интересами, направленностью личности и её обучаемостью и воспитуемостью, между образом жизни взрослого человека и его трудовой и обществ. активностью. Изучается восприятие уч. информации, ориентация на разл. источники её получения, роль б-к, музеев, лекториев, уч. радио и телевидения и др.

В СССР понятие А. относилось к числу малоупотребительных. Тем не менее обозначаемая им отрасль входит в сферу интересов отеч. психолого-пед. науки как комплексная и междисциплинарная проблема. Изучение её имеет значительные традиции (Б. Г. Ананьев и его школа и др.). См. также Образование взрослых.

Лит.: Hanselmann H., Andragogik, Z., [1951]; Poggeler F., Einfuhrung in die Andragogik, Dusseldorf, [1957]; D u r-ko M., Pedagogical aspects of adult educa-tion. University texstbpok, Bdpst, 1966; Osnovi andragogije, Sarajewo, 1966; S a v i-c e v i с VD., Obrazovanje za zivot u porodici. Andragosko-metodicke osnove, Beograd, [1967]; Tur os L., Przedmiot, problematyka i metody badan andragogiki, [Warsz.], 1969; его же, Wprowadzenie do andragogiki, Warsz., 1972; Dostigmica i razvojni pravci andragoske teorije iprakseu Jugoslaviji, Beograd, 1973; Dylak B., Maziarza С z., Andragogika w sluzbie praktyki oswiaty do. roslych, Warsz., 1986. Б. М. Бим-Бад.

АНДРЕЕВА ГАЛИНА МИХАЙЛОВНА

АНДРЕЕВА ГАЛИНА МИХАЙЛОВНА (р. 13.6.1924, Казань), социолог и социальный психолог, акад. РАО (1993), д-р филос. наук (1965). Выпускницей ср. школы ушла на фронт (1941-45). Око,н-чила филос. ф-т МГУ, преподавала там же (проф. с 1968), с 1971 на ф-те психологии. Организатор кафедры методики конкретных социальных исследований (на филос. ф-те), зав. (1972-89) кафедрой социальной психологии (на психол. ф-те). Осн. область науч. исследований - психология социального познания, межличностное восприятие. Авт. первого отеч. университетского курса лекций по социальной психологии и соотв. вузовских учебников (1980, 5 изд. 1998).

Соч.: Межличностное восприятие в группе, М., 1981; Общение и оптимизация совместной деятельности M, 1987, Актуальные проб лемы социальной психологии, M, 1988.

АНДРЕЕВ ЕВГЕНИЙ НИКОЛАЕВИЧ

АНДРЕЕВ ЕВГЕНИЙ НИКОЛАЕВИЧ - [4(16). Ю. 1829, Таганрог, - 12(24).7.1889, Париж, похоронен в Петербурге], деятель рабочего и техн. образования в России, педагог. В 1849 окончил юрид. ф-т Петерб. ун-та. В 1857-60 инспектор Петерб. технол. ин-та. В 1863-78 зав. кафедрой с.-х. технологии в Лесном ин-те в Петербурге. Один из учредителей Рус. техн. об-ва (РТО), инициатор создания и первый пред. (1868-83) его Постоянной комиссии по техн. образованию. Сыграл важную роль в разработке теоретич. основ проф. образования. Выступал за запрещение дет. труда и замену его проф. школами. Выдвинул (1874) проект закона о труде и обучении малолетних (принят в сокращённом виде в 1882). В 1883-84 был первым гл. фабричным инспектором. Рассматривал общее образование как основу профессионального. Предлагал осуществлять взаимосвязь курса естествознания и трудового обучения в нач. школе с подготовкой к участию в труде, а для восполнения образования детей-рабочих - развитие вечерне-воскресного обучения. Настаивал на совершенствовании системы ученичества и охраны труда детей, преодолении ремесленничества в подготовке рабочих. Высказывался за спец. подготовку педагогов проф. школы. Под руководством А. РТО создало систему вечерне-воскресных уч. заведений для рабочих, работающих подростков, детей рабочих. В 1882 предложил план шк. реформы, сочетавший задачи общего и проф. образования.

Соч.: Доклад об образовании мастеров, СПБ, 1868; Проект жен. учительской проф. школы, СПБ, 1880; Шк. дело в России. Наши общие и спец. школы, СПБ, 1882; Работа малолетних в России и Зап. Европе, СПБ, 1884; О реальных уч-шах и проф. школах, СПБ, 1896; Гос. система школ, СПБ, 1898.

Лит.: Тридцатипятилетний юбилей Е. Н. Андреева. СПБ, 1886; Памяти E. H. Андреева, СПБ, 1892; Гуцевич В., Из истории тех. образования рабочих в России, ПТО, 1959, № 10; Мельников А. М., Видный деятель проф. образования, ПТО, 1984, Jvfe 12; Карелин В. A., E. H. Андреев как теоретик и пропагандист. проф.-тех. образования в пореформенной России, в кн.: Науч. биография - вид ист. исследования, Л1985. Е. Г. Осовский.

АНДРОНОВ ИВАН КОЗЬМИЧ

АНДРОНОВ ИВАН КОЗЬМИЧ - [21.5(2.6). 1894, г. Новосиль, ныне Орловской обл., - 5.11.1975, Москва], математик-методист, ч.-к. АПН РСФСР (1957), проф. (1925). С 1911 учитель нач. школы. Окончив пед. ин-т им. П. Г. Шелапутина (1918), преподавал в Петерб. губернской учительской школе; работал в Наркомпросе, участвовал в создании уч. планов и программ для новых трудовых школ. В 1918 разработал проект первой в СССР программы по методике преподавания математики для учительских ин-тов и вплоть до 70-х гг. руководил созданием программ по этой дисциплине. С 1920 преподавал в АКБ, в 1925-75 - в МОПИ им. Н. К. Крупской.

А. исследовал проблемы методологии И истории математики, методики её преподавания, вопросы подготовки учителей. Сформулировал идею единого курса математики для школ и техникумов, усиления теории в курсе математики нач. школы, мировоззренческой и практич. направленности обучения. Автор серии уч. пособий, в которых представлена целостная концепция изложения учения о числе.

Соч.: Арифметика натуральных чисел, М., 1954; Арифметика дробных чисел и осн. величин, М., 1955; Арифметика. Развитие понятия числа и действий над числами, М., 1959; Арифметика, М., 1967 (соавт.); Трилогия предмета и метода математики, ч. 1, М., 1974; Математика действительных и комплексных чисел, М., 1975; Полвека развития шк. матем. образования в СССР, М., 1967.

АНИКСТ ОЛЬГА ГРИГОРЬЕВНА

АНИКСТ ОЛЬГА ГРИГОРЬЕВНА - [1(13).6. 1887, Кишинёв, - 9.9.1959, Свердловск], педагог, организатор проф. образования в РСФСР. По окончании профшколы в Одессе работала на кожев. фабрике. За участие в рев. движении 1905 находилась в заключении (1905-06), затем в эмиграции во Франции и Швейцарии. Была секретарём Об-ва помощи ссыльным и политкаторжанам. В мае 1917 возвратилась в Россию, работала зав. учебным отделом Наркомата торговли и пром-сти. Вместе с Ф. В. Летником и Ф. Ф. Шу была инициатором создания Гос. к-та по проф. образованию при Наркомпросе РСФСР и входила в его состав (дек. 1918 - март 1919). Зам. пред. Секции проф.-тех. образования, созданной на его основе (апр. 1919 - янв. 1920).

В дек. 1920 вошла в состав комиссии СНК РСФСР по преодолению кризиса рабочей силы («комиссия Троцкого»), предложившей создать Главпрофобр. Чл. коллегии, зам. пред. Главпрофобра, зав. отделом рабочего образования и низших профшкол (до 1928). Руководила организацией проф. уч. заведений, школ ФЗУ, яерестройкой системы ученичества, подготовкой рабочих на произ-ве. Отстаивала развитие школ ФЗУ как проф.-общеоб-разоват. уч. заведений, вела полемику с ЦИТом, выступая против узкопроф. направленности подготовки рабочих. Была организатором 1-го Всерос. съезда по образованию рабочих-подростков (1922), Всес. съезда по рабочему образованию (1924) и др. Ред. журн. «Жизнь рабочей школы» (с 1923).

А. была членом ГУСа, учёным-секретарём науч.-пед. секции (1927). С 1928 занималась вопросами пед. образования. Организатор и первый директор (1930-32) Моск. ин-та новых языков (ныне Лингви-стич. ун-т). Выступала по вопросам подготовки кадров по иностр. языкам. Затем работала в ВЦСПС (курировала вопросы повышения квалификации на произ-ве, распространения техн. знаний), в об-ве «Техника массам».

В 1938 незаконно репрессирована, реабилитирована в 1956.

Соч.: Проф. образование в России, «Еженедельник "Правды"», 1919, № 6, 2 марта; НЭП и профтех. образование, «Нар. просвещение», 1921, № 87-88; Рабочее образование в РСФСР, [М.], 1925; Подготовка квалифициров. рабочих, М. - Л., 1928; Под знаком рационализации пед. процесса, «Нар. просвещение», 1928, № 8-9; Актуальные проблемы профобразования, там же, 1929, № 3-4; О кадрах преподавателей иностр. языков, «За пед. кадры», 1931, № 1; Что такое тех. минимум, М., 1933; Странички из пережитого, в кн.: Воспоминания о Н. К. Крупской, M.

Лит.: О. Г. Аникст. [Некролог]. ПТО, 1960, № 1; Крупская Н. К., По поводу статьи о проф. образовании т. О. Аникст, «Правда», 1919, 4 марта; Осовский Е. Г., Развитие теории проф.-тех. образования в СССР (1917-1940), М., 1980, гл. П. Е. Г. Осовский.

АНОМАЛЬНЫЕ ДЕТИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНОПОВ ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ

АНОПОВ ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ - [1844-18.1 (31.2).1907, Петербург], педагог, обществ. деятель. Окончил Петерб. технол. ин-т (1866), с 1876 директор Лодзинского высш. ремесл. уч-ща, с 1880 директор Петерб. ремесл. уч-ща. Чл. Пост, комиссии по техн. образованию Рус. техн. об-ва; с 1892 руководитель отделения пром. уч-щ МНП. Один из организаторов и руководителей съездов по техн. и проф. образованию. Участвовал в разработке положений об отд. типах уч. заведений, установленных законом «Основные положения о пром. уч-щах» (1888), а также уставов гос., обществ. и частных уч. заведений («Устав ср. техн. уч-щ», 1889; «Таблица числа асов уч. занятий в неделю в пром. уч-щах», 1889; «Устав низших техн. уч-щ», 1890, и др.). Способствовал открытию новых проф.-тех. уч-щ.

В труде «Опыт систематич. обозрения материалов к изучению совр. состояния ср. и низшего техн. и ремесл. образования в России» (1889) систематизировал сеть проф. уч. заведений и дал анализ состояния проф.-тех. образования. В отчёте Лодзинского ремесл. уч-ща обосновывал необходимость общего образования как базы профессионального, обобщил опыт работы этого уч. заведения, дававшего как общее среднее, так и ср. спец. образование. В работе «По вопросу о ср. общеобразоват. школе с применением её к запросам и нуждам совр. жизни нек-рых местностей России» (1891) предложил новый тип ср. уч. заведения, к-рое на основе сближения общеобразоват. и проф. подготовки готовило бы к продолжению образования и к практич. деятельности.

С 1900 зав. уч. отделом Мин-ва финансов. Был инициатором пересмотра Положения о коммерч. уч-щах (1894): коммерч. уч-ща стали (с 1900) общеобразоват. уч. заведениями, дававшими углублённую подготовку по естеств.-матем. профилю, а также нач. коммерч. знания. При участии А. были реформированы и торговые школы, ставшие низшими проф. уч-щами для подготовки продавцов, кассиров и др.

По инициативе А. было принято новое «Положение о худож.-пром. образовании» (1902), в к-ром пересмотрены организац. структура и содержание обучения в сторону усиления техн., прикладной подготовки.

Соч.: Отчет Лодзинского ремесл. уч-ща за 1875-76, Лодзь, 1877; то же за 1880-81, Лодзь, 1882; Совр. состояние техн. и проф. образования в России, СПБ, 1895.

Лит.: Памяти И. А. Анопова, «Техн. образование», 1907, м l; Антология пед. мысли, сост. Н. Н. Кузьмин, т. 2. - Рус. педагоги и деятели нар. образования о трудовом воспитании и проф. образовании, М., 1989, с. 260-61. H. H. Кузьмин.

АНТИПАТИЯ

АНТИПАТИЯ (греч. antipatheia, от ап-ti- приставка со значением враждебности и pathos - чувство), чувство неприязни, нерасположения к кому-либо, чему-либо. А. противоположна симпатии. А., как и симпатия, является во многом безотчётным чувством и не обусловливается волевым решением, но она может возникать и сознательно, в результате моральной оценки по отношению к людям безнравственным, жестоким и т. п.

Р. Г. Апресян.

АНТИПЕДАГОГИКА

АНТИПЕДАГОГИКА - течение в педагогике стран Зап. Европы и США 2-й пол. 20 в., обосновывающее отказ от воспитания как целенаправленного процесса формирования личности. А. возникла в 70-х гг. в США, получила развитие в Зап. Европе. Среди теоретиков: К. Берейтер (США), М. Маннони (Франция), Р. Шерер, Э. фон Браунмюль, К. Рутчки, X. фон Шёнебек (все - ФРГ), А. Миллер (Швейцария).

Представители А. отрицают возможность пед. реформ в целях улучшения воспитания, выступая вслед за сторонниками теории дескулизации с анархо-ин-дивидуалистич. позиций. В отличие от либеральных концепций 60-80-х гг. {гуманистическая педагогика, открытое обучение), ставивших вопрос. об изменении методов пед. воздействий в духе традиций свободного воспитания, А. стремится к дискредитации пед. подхода как такового.

А. исходит из культурно-антропологич. представлений о разобщённости поколений как неизбежной болезни совр. цивилизации. Между «отцами» и «детьми» возникает пропасть, т. к. вследствие быстрых социокультурных изменений взрослые не могут передать детям тот тип культуры, к-рый служил бы для молодого поколения реальной опорой в жизни. Представители А. делают вывод, что институт воспитания себя не оправдывает и поэтому от него следует отказаться. Воспитание, утверждают они, вызывает патогенные для самосознания личности процессы, разрушает психич. здоровье молодого поколения вследствие предъявляемых ему непосильных требований цивилизации.

А. опирается на психоаналитич. концепцию о невротизирующем влиянии социума, культуры на индивида и утверждает необходимость макс, расширения рамок свободного проявления бес-сознат. порывов ребёнка, выступает с позиций безоговорочной защиты непо-средств. эмоций, сиюминутных потребностей развивающейся личности. Спонтанное самовыражение детской «естеств. природы», диктуемой неосознанными влечениями, трактуется как безусловное благо, отнимаемое у ребёнка взрослыми. Считая воспитание системой травмирующего контроля (если не прямого насилия) над личностью, представители А. утверждают, что только спонтанное формирование- человека ведёт к гуманизации общества.

А. следует фрейдовскому учению о неврозах, вызванных пережитым в дет стве и, как правило, не осознаваемых взрослыми в их общении с детьми. Поскольку в бессознательном сохраняется опыт отрицат. эмоций, возникающих в процессе воспитания, взрослые вымещают на детях свои прошлые обиды. Представители А. особое внимание уделяют профилактике дет. психотравматизма, занимаются психотерапевтич. практикой (часто в собств. клиниках).

А. находит отклик у перегруженных или безуспешно работающих учителей. «Антипед.» настроения привлекают и тех родителей, для к-рых воспитание детей оказывается сложной, стрессовой и в конечном итоге неразрешимой проблемой. Лит.: Пилиповский В. Я., Углубление кризиса бурж. науки о воспитании: антипедагогика, «Новые исследования в пед. науках», 1986, Nil; Bereiter С., Must weeducate?, Englewood Cliffs (№. Y.), 1973; Braunmuhl E. v о ц, Antipadagogik. Studien zur Abschaffung der Erziehung, Wein-heim - Basel, 1975; W i n k l er M., Stichworte zur Antipadagogik, Elemente einer historisch-systematischen Kritik, Stuttg., 1982; Schoenebeck H. von, Antipadagogik im Dialog: eine Einfuhrung in antipadagogisches Denken, Weinheim, 1985.

В. Я. Пилиповский.

АНТИЧНОСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АПАЦАИ-ЧЕРЕ, АПАЦАИ-ЧЕРИ

АПАЦАИ-ЧЕРЕ, АПАЦАИ-ЧЕРИ (Apaczai Csere, Apaczai Cseri), Янош [10.6.1625, с. Апацаи, Трансильвания, - 31.12.1659, Коложвар, ныне Клуж-На-пока (Румыния)], венг. педагог-просветитель, философ, последователь идей Декарта, сторонник пед. учения Я. А. Ко-менского. Родился в семье бедного крестьянина. Учился в Дьюлафехерваре, затем в Утрехтском и Лейденском ун-тах. Будучи сторонником реального образования, стремился построить универсальную систему знаний, необходимых для жизни. Составил первую на родном языке «Венгерскую энциклопедию» («Magyar Encik-lopedia», 1653). Его «Венгерская логика» («Magyar logikacska», 1654) способствовала формированию нац. науч. терминологии. Первым в Венгрии обосновал и пытался создать 3-ступенчатую шк. систему (нач., ср. и высш. школа), добивался открытия в Трансильвании ун-та как базы подготовки учителей и нац. интеллигенции. А.-Ч. предлагал использовать родной язык в качестве языка обучения в нач. школе, считая это гл. условием повышения уровня культуры и самосознания нации. Отстаивал необходимость использования доступных и интересных детям методов обучения с учётом их возрастных особенностей, рассматривал учащихся и учителей как единый организм, задача к-рого - подготовка детей к жизни.

Лит.: Ban I., Apaczai Csere J., Bdpst, 1958. Д. П. Мансфельд.

В. Е. Априлов.

АППЕРЦЕПЦИЯ

АППЕРЦЕПЦИЯ (от лат. ad - к и perceptio - восприятие), зависимость восприятия от общей направленности и всего предшествующего опыта человека. Термин «А.» введён Г. В. Лейбницем. И. Ф. Гербарт считал, что всякое новое представление осознаётся и истолковывается при условии его связи с родственными представлениями прошлого опыта, к-рые он назвал апперципирующей массой. Сам же процесс соединения и есть А. Именно А. определяет отчётливость, правильность и прочность восприятия и усвоения нового знания. Развитое Гербартом понимание А. явилось теоретич. основой его пед. учения о принципах и приёмах усвоения знаний (построения урока, преемственности, последовательности и т. п.). Учение Гербарта об А. применительно к педагогике использовалось У. Джемсом, П. Ф. Каптеревым. Понятие А. получило широкое распространение в психологии благодаря работам В. Вундта, придавшего ему смысл объяснительного принципа работы сознания. Вундт поставил в зависимость от А. сложные деятельности сознания - внимание, мышление, а также волевые процессы.

Совр. психология сохраняет название А. для обозначения того факта, что прежний опыт отражается на каждом психич. процессе; один и тот же объект воспринимается различно в зависимости от мировоззрения человека, его образования, проф. принадлежности, социального опыта. Существуют данные, раскрывающие действительные механизмы восприятия, объясняющие его как живой творч. процесс познания, в к-ром отражается не мгновенное воздействие, но весь опыт личности. В пед. практике законы А. требуют: постановки познават. задачи, пробуждающей интерес к объяснению нового; собеседования с учащимися по поводу намеченного к изучению материала с целью выявления знаний и воспроизведения представлений, к-рые потребуются для восприятия нового; проведения предварит. наблюдений, само-сгоят. и практич. работ. Факты А. должны учитываться при реализации дидактич. принципов обучения, в частности принципа систематичности и последовательности.

Лит.: Каптерев П. Ф., Пед. психология, СПБ; Джемс В., Беседы с учителями о психологии, пер. с англ., П., 1919; Теп лов Б. М., Психология, М.; Общая психология, под ред. А. В. Петровского, M.; Рубинштейне. ЛОсновы общей психологии, т. 1 - 2, М. А. Н. Ждан.

АПРАКСИНА ОЛЬГА АЛЕКСАНДРОВНА

АПРАКСИНА ОЛЬГА АЛЕКСАНДРОВНА - [4(17).7.1910, г. Иваново-Вознесенск (ныне Иваново), - 11.11.1990, Москва], педагог, д-р пед. наук (1971), проф. (1972). После окончания муз.-пед. ф-та Моск. консерватории (1936) преподавала в консерваториях Свердловска (1936-40) и Москвы (1940-43). С 1944 в АПН РСФСР - НИИ теории и истории педагогики, с 1947 в НИИ худож. воспитания. В 1968-76 зав. кафедрой муз.-пед. ф-та МГПИ им. В. И. Ленина. А. - один из первых в СССР исследователей истории рус. муз. педагогики. В кн. «Муз. воспитание в рус. общеобразоват. школе» (1948), ставшей этапной работой в отеч. теории муз. воспитания, всесторонне проанализировала метод. труды дорев. педагогов-музыкантов, исследовала и вскрыла связи осн. направлений общего муз. воспитания с проф. муз. образованием, с прогрессивными обществ.-пед. явлениями. Большой вклад внесла в подготовку преподавателей музыки для общеобразоват. школ: разработала программно-метод. материалы для студентов, подготовила пособия по методике муз. воспитания. В пособии для студентов муз.-пед. ф-тов пед. вузов «Методика муз. воспитания в школе» (;1983) раскрыла специфич. особенности деятельности педагога в каждом классе, осн. моменты внеклассной работы по муз. воспитанию школьников. Под ред. А. вышли сб. «Муз. воспитание в школе» (в. 1-17, 1961-86). Ведущей пед. концепцией А. является комплексный подход к обучению и развитию, когда без овладения навыками музицирования невозможно полноценное освоение эстетич. критериев музыки.

Соч.: Очерки по истории худож. воспитания в сов. школе, М., 1956; Совр. требования к учителю-музыканту и задачи муз.-пед. ф-тов, «Музыка в школе», 1983, № 1; Хрестоматия по методике музыкального воспитания в школе, М., 1987 (сост.).

С. Н. Морозова.

АПРИЛОВ ВАСИЛ ЕВСТАТИЕВ

АПРИЛОВ ВАСИЛ ЕВСТАТИЕВ (21.7.1789, Габрово, - 2.10.1847, Галац, Румыния), деятель болг. нац.-просветительского движения, педагог, писатель. Получил образование в греч. уч-ще в Москве, нем. гимназии в Брашове и Венском ун-те (1807-09). Занимался торг, деятельностью в Одессе, был попечителем греч. уч-ща. В нач. 30-х гг. сблизился с болг. патриотами и вскоре возглавил об-во содействия просвещению болгар. На собранные об-вом средства в Габрове была открыта (янв. 1835) первая в Болгарии нац. светская школа, ставшая центром создания и распространения болг. учебников. А. содействовал также открытию болг. школ в др. городах.

Осн. тенденция сочинений А. - пробуждение нац. сознания болгар. В кн. «Денница новоболг. образования» (изд. в Одессе в 1841) рассмотрел многовековые традиции болг. просвещения и его актуальные проблемы, выступил за тесное единство слав. культур. Развитие болг. школы и лит-ры А. считал важнейшими путями, ведущими народ к освобождению от иноземного ига и нац. возрождению. В «Дополнении к книге "Денница"» (СПБ, 1842) А. обосновал возможность создания болг. лит. языка на базе народного разговорного. В 1847 в Одессе опубликовал кн. «Мысли о совр. болг. образовании», где дал анализ болг. учебников и сформулировал принципы нач. болг. школы: преподавание на родном языке, изучение арифметики, географин, истории и др. предметов при светском характере образования и его практич. ориентации. Автор трудов по истории болг. культуры и языка.

Соч.: Себрани сечинения, София, 1940.

Лит.: Арнаудов М., В. Е. Априлов. Живо-iv дейност, съвременници. 1789 - 1847, София, 1935; Гечев МВ. Априлов - пламенен деец за народна просвета, «Народна просвета», 1969, N° 7.

АРВАРСОН ГЕНРИ

АРВАРСОН ГЕНРИ - , в России - Андрей Данилович (1674 - 12 1739, Петербург), педагог, математик Выходец из Шотландии Получил образование в Маршалл-колледже (г Абердин), преподавал математику в одном из колледжей при Абердинском ун-те Во время визита Петра I в Англию (1697- 1698). был представлен царю и по рекомендации лордов адмиралтейства принят на рус службу В 1699 с двумя помощниками - P Гвином и С Грейсом - прибыл в Москву, где приступил к занятиям с неск. рус учениками Пед. деятельность Ф в России связана гл. обр. с первыми техн. и воен. -мор уч заведениями - Навигацкой школой в Москве и Мор академией в Петербурге, в к-рых он преподавал науки высш. цикла геометрию, тригонометрию, навигацию, геодезию Создал ряд уч пособий на лат языке, ставших в переводах первыми в России печатными учебниками по высш. математике «Таблицы синусов, тангенсов и секансов и логарифма синусов и тангенсов »(1716), «Эвклидовы элементы » (1719), «Тригонометрия плоская и сферическая» (1730). и др. В процесс обучения Ф вводил практич. занятия по геодезии, приобретавшие практич. направленность гос. значения (работы по проектированию «перспективной» дороги от Москвы до Петербурга).

АРГЕНТИНА

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРЕНДТ РУДОЛЬФ ФРИДРИХ

АРЕНДТ РУДОЛЬФ ФРИДРИХ (1.4.1828, Франкфурт-на-Одере, - 15.5. 1902, Лейпциг), нем. химик и педагог. С 1854 учился в Лейпцигском ун-те. В 1861-97 преподавал естеств. науки, технологию и др. в коммерч. уч-ще и химию в политехн. ин-те в Лейпциге (проф. с 1880). Первым разработал методику преподавания химии как самостоят. уч. предмета в ср. школе. Стремясь подчинить изложение уч. предмета особенностям мышления учащихся, ввёл «методическую» систематику химии, основанную на формальной классификации по сложности состава вещества (элементы, бинарные соединения и т. д.). Сторонник индуктивного метода в преподавании. Последователь И. Ф. Гербарта в педагогике; считал, что преподавание должно раскрывать воспитат. возможности уч. предмета. Труды А. оказали заметное влияние на преподавание химии в ср. уч. заведениях России.

Соч.: Didaktik und Methodik des Chemie-Unterrichts, Munch., 1895; Technik der Expe-rimentalchemie, Bd 1-2, Lpz.

Лит.: Шейд К., Методика преподавания химия, предисл. Л. М. Сморгонского, М., 1935. В. Л. Рысс.

АРИСТОТЕЛЬ СТАГИРИТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРКИН ЕФИМ АРОНОВИЧ

АРКИН ЕФИМ АРОНОВИЧ - [1(13).1.1873, Минск, - 31.1.1948, Москва], педагог, врач, д. ч. АПН РСФСР (1947), д-р пед. наук (1936), проф. (1924). Окончил мед. ф-т Киевского ун-та (1897). Преподавал в ср. мед. школе Москвы с 1907. С 1919 на науч.-пед. работе: на Высш. науч.-пед. курсах, в Пед. ин-те дефектологии, МГПИ им. В. И. Ленина (1943- 1945).

А. - один из первых учёных, занимавшихся разработкой теории и практики обществ. дошк. воспитания в СССР. Ранние работы А. отмечены влиянием концепций свободного воспитания, спонтанного развития ребёнка. Разрабатывал комплекс проблем дошк. педагогики: физич. и умственное воспитание дошкольника; игры и игрушки; гигиена и рациональная организация жизни ребёнка в условиях дет. учреждения и семьи; семейное воспитание (в т. ч. проблема общения взрослого и ребёнка); возрастные и индивидуальные особенности детей раннего, дошк. и шк. возраста, а также подготовка специалистов в области дошк. воспитания.

Соч.: Мозг и душа. M.; Физиология человека, M.; Ребенок от года до четырех лет, М. - Л., 1931; Ребенок и его игрушка в условиях первобытной культуры, М., 1935; Беседы о воспитании, M. Физич. воспитание в дет. саду, М. - Л. ; Особенности шк. возраста, M. Работа дет. сада с семьей, [M.]; Дошк. возраст, М.; Вопросы сов. дошк. вое питания, М. 1950; Родителям о воспитании Воспитание ребенка в семье от года до зре лости, M.; Письма о воспитании детей M. ; Ребенок в дошк. годы, вступ. ст и ред. А. В. Запорожца и В. В. Давыдова [М., 1968].

Лит.: P а д и и а Е., Е. А. Аркин. [Некролог], СП, 1948, № 4. Р. П. Гуцалюк, Л. Н. Павлова.

Предыдущая страница Следующая страница