Российская педагогическая энциклопедия
Статьи на букву "Б" (часть 1, "БАБ"-"БАТ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Б" (часть 1, "БАБ"-"БАТ")

БАБАНСКИЙ ЮРИЙ КОНСТАНТИНОВИЧ

БАБАНСКИЙ ЮРИЙ КОНСТАНТИНОВИЧ (7.1.1927, с. Первомайское Ростовской обл., - 9.8.1987, Москва), педагог, д. ч. АПН СССР (1974), д-р пед. наук, проф. (1974). По окончании физ.-мат. ф-та Ростовского пед. ин-та (1949) вёл там же курсы педагогики, методики преподавания физики (в 1958-69 проректор). В 1975-77 ректор ИПК преподавателей пед. дисциплин при АПН СССР.

С 1976 акад.-секретарь отделения теории и истории педагогики, с 1979 вице-през. АПН СССР. Разработал теорию оптимизации обучения как научно обоснованного выбора и осуществления варианта обучения, к-рый рассматривался с точки зрения успешности решения задач и развития, образования и воспитания учащихся. Считал возможным использование этой теории для решения пед. проблем тактич. и стратегич. характера. Метод. основы применения оптимизации интерпретировал как один из аспектов общей теории науч. организации пед. труда. Предложил систему конкретных рекомендаций по выбору эффективных форм и методов предупреждения неуспеваемости и второгодничества, осн. на всестороннем изучении причин неудач школьников. Под его редакцией вышли уч. пособия для пед. ин-тов «Педагогика» (1983; 1984, совм. с Г. Нойнером).

Соч.: Оптимизация процесса обучения. Общедидактич. аспект, М., 1977; Оптимизация уч.-воспитат. процесса. Метод. основы, М., 1982; Оптимизация пед. процесса. (В вопросах и ответах), К. (соавт.); Методы обучения в совр. общеобразоват. школе, М., 1985; Избр. пед. труды, М., 1989.

Лит.: Чоботарь А., Не пора ли перечитать Бабанского?, НО, 1991, № 2.

БАБЁФ ГРАКХ

БАБЁФ ГРАКХ (наст, имя - Франсуа Ноэль) (23.11.1760, Сен-Кантен, - 27.5.1797), франц. революционер, коммунист-утопист. Активный участник Великой франц. революции, выступил против политики Директории и в 1796 возглавил <3аговор во имя равенства», был арестован и казнён. Считал широкие социальные преобразования общества необходимым условием организации правильного воспитания. Б. первым среди деятелей Великой франц. революции выдвинул (1788) требование всеобщего светского образования, разработал план воспитания подрастающего поколения в период перехода к новому обществ, устройству. Особо выделял трудовое воспитание - приобщение детей к общественно полезной деятельности, в соответствии с их склонностями. Воспитание направляется и контролируется гос-вом и носит обществ, характер; Б. предусматривал создание спец. учреждений, куда дети помещались бы как только переставали нуждаться в материнском уходе. Это позволяло бы оградить детей от негативного влияния взрослых, воспитанных при старом строе, избавить малоимущих родителей от материальных забот о детях. Б. отрицал врождённую детерминированность нравств. и умственных качеств личности. Сторонник природосообразного воспитания, Б. выступал за разностороннее развитие личности, за равенство полов в воспитании. Критериями отбора содержания образования для Б. служили общественная полезность знаний, степень их воздействия на формирование личности ребёнка. Большое значение придавал созданию уч. заведений для подготовки учителей из числа лиц, наиболее преданных революции, разработал предложения по организации просвещения и перевоспитания взрослых граждан.

Соч.: Сочинения, т. 1-4, М., 1975-82.

Источи.: Буонарроти Ф., Заговор во имя равенства, пер. с франц., т. 1-2, М.-Л19632.

Лит.: Сыркина О. Е., Нар. образование в программе бабувистов, СП, 1939, № 7; Фру мов С. А., Рев. программа воспитания, СП, 1960, № 12; D o m m а п-g et M., Les grands socialistes et l'educa-tion: de Platon ä Lenine, P., 1970.

С. Ю. Алфёров.

БАГЛИ, БАГЛИ УИЛЬЯМ ЧАНДЛЕР

БАГЛИ, БАГЛИ УИЛЬЯМ ЧАНДЛЕР (15.3.1874, Детройт, - 1.7.1946, Нью-Йорк), амер. педагог, основоположник педагогики эссенциализма. Проф. педагогики Колумбийского ун-та в Нью-Йорке (1917-40).

Б. выступил с критикой утилитаризма шк. программ и прагматич. педагогики, в частности взглядов Дж. Дьюи на цели и характер процесса обучения. Рассматривая образование как «стабилизирующую силу», призывал к укреплению его исторически сложившихся функций. По мнению Б., шк. обучение должно быть изначально направлено на овладение учащимися осн. навыками умственной деятельности, позволяющими успешно продвигаться в знаниях. Молодёжь необходимо приобщать к культурному наследию, выдержавшему испытание временем, это требует последовательного преподавания академич. дисциплин при тщательном отборе дидактич. материала. Б. в сфере образования особо выделял значение математики и естеств. наук, обусловливающих материальный прогресс человеческой цивилизации. Признавая роль индивидуальных различий в обучении, Б. высказывал убеждённость в том, что подавляющее большинство учащихся способно овладевать основами науч. знаний, и отстаивал единые требования к результатам обучения. Одним из первых в США Б. критиковал теорию врождённых умственных способностей и основанную на ней практику тестирования интеллекта в амер. школе. Он" считал, что тесты не раскрывают потенциала личности, а лишь дают представление о состоянии её умственного развития и поэтому не должны использоваться для селективных целей; в этом вопросе был солидарен с Дьюи. Б. показал теоретич. несостоятельность воззрений социал-дарвинистского толка, согласно к-рым развитие умственных способностей у большинства людей завершается к 13-14 годам. Он справедливо считал подобные взгляды лишь неуклюжим оправданием ограничений массового приёма в ср. и высшие уч. заведения и предоставления разл. образовательных привилегий «избранным» (элите), что якобы служит залогом обществ. прогресса. В 30-е гг. Б. был редактором журн. «Educational Administration and Supervisions. («Инспектирование и руководство учебными заведениями»), а в 40-е гг. «sSchool and Society» («Школа и общество»).

Соч.: Determinism in education, Baltimore, 1925; Education and emergent man, N. Y., 1934; The case for essentialism in education, «Journal of the National Education Association», 1941, v. 30, oct.

Лит.: С r e m i n L. A., The transformation of the school, N. Y., 1961; Lucas C. J., Foundations of education. Schooling and the social order, Englewood Cliffs (№. J.), 1984. В. Я. Пилиповский.

БАЗЕДОВ ИОГАНН БЕРН-ХАРД

БАЗЕДОВ ИОГАНН БЕРН-ХАРД (11.9.1724, Гамбург, - 25.7.1790, Магдебург), нем. педагог, основатель филантропизма. Изучал теологию и философию в ун-тах Лейпцига и Киля. Был домашним учителем, проф. в рыцарской академии в Соре (Дания). Пед. воззрения Б. складывались под влиянием идей Я. А. Коменского, Дж. Локка, Ж. Ж. Руссо. В отличие от последнего осн. внимание уделял воспитанию детей из привилегиров. сословий. Свои пед. идеи изложил в трудах «Представление друзьям человека» («Vorstellung an Menschenfreunden», 1768), «Метод. руководство для отцов и матерей семейств и народов» («Das Metodenbuch fur Vater und Mutter der Familien und der Volker», 1770) и др. Цель воспитания, ориентированного на практику, видел в подготовке человека к счастливой и полезной жизни для себя и общества. Пропагандировал (одним из первых в Германии) идею религ. нейтралитета школы: по Б., дети из семей, не исповедовавших официально признанной в гос-ве религии, могли не посещать уроки вероучения. Предлагал реформировать обучение: ввести углублённое преподавание новых языков, природоведч. предметы, физич. воспитание. Сторонник использования ручного труда в целях воспитания, активных методов обучения, опирающихся на широко трактуемый принцип наглядности. Издал уч. пособие в 4 тт. «Руководство по первонач. обучению» («Elementarwerke», 1774), к подготовке к-рого привлёк художника Д. Ходовецкого. В дос-ступной форме учебник раскрывал перед учащимися панораму практич. использования знаний во мн. сферах человеческой деятельности, предполагая самостоят. работу с уч. материалом. Метод. принципы труда Б. оказали Значит. влияние на разработку уч. лит-ры и др. уч. пособий для школ. Свои пед. идеи Б. пытался реализовать в школе интернатного типа - филантропине, открытом в г. Дессау (1774, под руководством Б. до 1778). Это было сословное уч. заведение: уч-ся делились на пансионеров (дети состоятельных родителей, готовившиеся к продолжению образования, в т. ч. в ун-тах) и фамулянтов (дети из небогатых семей, будущие гувернёры и учителя). Филантропии Б. стал образцом для ряда др. подобных учреждений в Германии кон. 18 в.

Соч.: Ausgewahlte padagogische Schriften, hrsg. von A. Reble, Paderborn, 1965.

Лит.: Крупская Н. К., Нар. образование и демократия, Пед. соч. в 6 тт., т. 1, М., 1978; Пискунов А. И., Очерки по истории прогрессивной нем. педагогики кон. XVIII - нач. XIX вв., М., 1960.

А. И. Пискунов.

БАЗОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БАЗОВОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ

БАЗОВОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ - в Рос. Федерации, организация, оказывающая общеобразоват. и проф. уч. заведениям практич. содействие в организации трудовой подготовки учащихся и создающее для неё соответствующие условия.

Адм. закрепление Б. п. за общеобразоват. школами получило распространение в СССР в кон. 70-х гг., вначале за ср. школами, а с 1984 за др. типами этих уч. заведений. С нач. 90-х гг. в качестве Б. п. могут выступать предприятия промышленности, сел. и лесного х-ва, транспорта, проектные и др. орг-ции, а также колхозы (с согласия общего собрания членов). Б. п. ПТУ (с 1985) - орг-ции, на основе к-рых создаются и действуют уч-ща.

Б. п. формирует как свои структурные подразделения уч. цехи, участки, мастерские на собственной терр., в уч. заведении, в УПК, обеспечивает хоз. и техн. обслуживание таких подразделений, ремонт помещений и др., содействует стр-ву полевых станов, лагерей труда и отдыха. Для организации уч. процесса Б. п. направляет специалистов и выделяет необходимое оборудование. Б. п. устанавливает (по согласованию с уч. заведением) производств. задания, ведёт учёт выполненной работы и реализацию продукции, изготовленной учащимися, оплачивает труд учащихся.

Трудовой коллектив Б. п. призван активно содействовать экон. воспитанию учащихся, развитию технического творчества.

При Б. п. могут создаваться кооперативы учащихся одного или неск. уч. заведений. За уч. заведением может быть закреплено неск. Б. п., а одно Б. п. - за неск. уч. заведениями.

Б. п. и уч. заведение заключают договор о совм. работе, к-рый определяет конкретное содержание трудовой подготовки учащихся, её формы, взаимные обязательства и сроки. Б. п. и уч. заведения обеспечивают охрану здоровья и жизни учащихся, соблюдение норм производств. санитарии и гигиены, правил техники безопасности в процессе трудового, проф. обучения и производит, труда, кружковой работы и др. Уч. заведение организует пед. руководство трудовой и производств. подготовкой и проф. ориентацией учащихся с учётом профиля Б. п., его потребности в кадрах рабочих массовых профессий. Преподаватели уч. заведения проводят занятия и консультации по пед. вопросам со специалистами, выделенными Б. п. для работы с учащимися. В. А. Поляков.

БАКИХАНОВ АББАС-КУЛИ

БАКИХАНОВ АББАС-КУЛИ (псевд. - Г уде и) [3.7.1794, с. Хиле, ныне Амираджан, близ Баку, - 1847, близ Мекки], азерб. учёный, просветитель, писатель. Родился в семье бакинских ханов. С 1820 на рус. воен. службе (полковник, 1842). Работал переводчиком в канцелярии наместника на Кавказе. Сотрудник газ. «Тифлисские ведомости» (1828- 1832), ред. её выпуска на яз. фарси. Был знаком со мп. деятелями культуры народов России. С 1842 в отставке; жил в г. Куба, где в его доме собирались члены просветительского кружка «Гюлистан».

Автор учебника «Кануни Гудси» («Правила Гудси», оригинальное изд. 1831), ставшего первым в России пособием по яз. фарси, переведённым (под руководством Б.) на рус. яз. (издан в 1841 под назв. «Краткая грамматика перс, языка»). Работая над своим гл. исследоват. трудом «Гю-листан Ирэм» («История Азербайджана», нач. 40-х гг. 19 в.), ставил целью создать учебник по истории родного края от древности до нач. 19 в., проникнутый идеями патриотизма и уважения к др. народам; перевёл его на рус. яз. (впервые издан на рус. яз. в 1926). Ист. знания Б. рассматривал как важный инструмент просвещения народа, развития его нац. сознания.

Написал пед. трактаты «Техзиб ульах-лаг» («Воспитание нравственности») и чКитаби-несаех» («Книга наставлений»). Достоинство человека видел не в знатности и богатстве, а в овладении знаниями и наукой. В формировании характера и нравств. качеств человека большое значение придавал труду. Считал необходимым начинать обучение детей с раннего возраста, что не было принято в мусульм. школах. Предложил (1832) проект создания трёхклассных мусульм. уч-щ, разработал их уч. план (предусмотрел, в частности, курсы родного, рус. и др. языков), правила приёма и т. п. Идеи проекта Б. были частично реализованы в практике мусульм. уч-щ, создававшихся в Закавказье в сер. 19 в. Соч.: на азерб. яз. - Избранное, Баку, 1984; в рус. пер. - Сочинения. Записки. Письма, Баку, 1983.

Лит.: Касим-заде Ф., Аббас-Кули Ага Бакиханов (Гудси). Жизнь и творчество, Баку, 1958; Сеидов А. Ю., Пед. взгляды Аббас-Кули Бакиханова, СП, 1973, № 10; Современники о Бакиханове, Баку, 1975; Б а-киханова Г., Этюды о Гудси, Баку, 1984; Э ф с и д и с в В. А., Аббас-Кули Ага Бакиханов. Библиография, указатель лит-ры, Баку, 1977; Ахмедов Э. М., А. К. Бакиханов: эпоха, жизнь, деятельность, Баку, 1989. Г. Ахмедов.

БАКУШИНСКИЙ АНАТОЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

БАКУШИНСКИЙ АНАТОЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ - [16(28).4.1883, с. Верх. Ландех, ныне Ивановской обл., - 9.1.1939, Москва], искусствовед, педагог, дер искусствоведения (1936). Окончил ист. ф-т Юрьевского (Тартуского) ун-та (1911), Пед. ин-т им. П. Г. Шелапутина (1914). Работал в Цветковской (1917-25) и Третьяковской (1924-39) галереях в Москве. Одновременно преподавал в 1-м МГУ, Лит.-худож. ин-те им. В. Я. Брюсова, МИФЛИ. Б. - один из основоположников отечеств. педагогики изобразит, иск-ва; разработал теорию пофазного развития худож. способностей человека («Худож. творчество и воспитание», 1922, 1925). Выделил 3 фазы развития изобразит, деятельности, связанные с возрастными особенностями детей. Основой творч. развития личности Б. считал возраст 6-12 лет (вторая фаза), когда появляется созерцат. способность, умение задерживать внимание на восприятии или оценке результатов творчества. Впервые поставил проблему соотношения пед. воздействия и развития творч. способностей детей, позволяющих «художественно обрабатывать окружающую жизнь». Это пед. требование, сформулированное в сер. 20-х гг., раскрывает осн. задачу, к-рую призвано разрешить иск-во сегодня; не каждый подросток или юноша станет художником, но « он должен стать творцом в области избранного дела, чтобы воспринимать и переживать художественное оформление жизни, бороться с антихудожественностью» («Худож. творчество и воспитание», 1925, с. 228).

Методика обучения изобразит, иск-ву Б. основана на воспитании личности через созидание «эстетич. обстановки», в к-рой проявляется внутр. мир ребёнка, формируются нравств. принципы, эстетич. вкусы. Отсюда гл. цель педагога-художника - научить ребёнка пользоваться цветом в объёмных изображениях, применяя метод отбора и комбинирования цветов. Большую роль в худож. развитии детей Б. отводил лепке и скульптуре, эстетич. экскурсиям, осн. цель к-рых - формирование творч. личности через восприятие и переживание произв. иск-ва.

Соч.: Исследования и статьи, М., 1981.

Лит.: К у л а с в К. В., А. В. Бакушинский, СП, 1983, №"1. К. В. Кулаев.

БАКУШИНСКИЙ ВИССАРИОН НИКОЛАЕВИЧ

БАКУШИНСКИЙ ВИССАРИОН НИКОЛАЕВИЧ - [24.8(5.9).1888, Москва, - 1954, там же], физик-методист. После окончания физ.-мат. ф-та Моск. ун-та (1912) работал в школах Торжка. С 1913 в Москве, преподавал в ср. уч. заведениях (1913- 1930), в разл. вузах (1929-36, 1942-50), работал в НИИ школ Наркомпроса РСФСР (1936-41), НИИ методов АПН РСФСР (1950-53). В трудах по методике преподавания физики в ср. школе разрабатывал проблемы организации лабораторных работ. Их гл. задачей считал раскрытие физ. сущности рассматриваемых явлений. С целью дать учителю оптимальную методику проведения лабораторных работ проанализировал физ. приборы, исследовал и обосновал их дидактич. функции при демонстрации физ. явлений. Создал ряд оригинальных наглядных пособий и приборов для шк. физ. экспериментов.

Соч.: Организация лабораторных работ по физике в ср. школе, М., 1949; Анализ физ. опытов и приборов, ИАПН РСФСР, 1954, в. 56.

Лит.: В. Н. Бакушинский, ФШ, 1954, № 5.

БАЛТАЛОН ЦЕЗАРЬ ПАВЛОВИЧ

БАЛТАЛОН ЦЕЗАРЬ ПАВЛОВИЧ - [8(20).1. 1855, Николаев, - 27.1(9.2).1913, Москва], педагог. Одним из первых провёл эксперим.-психол. исследования в области дошк. воспитания и дет. чтения. Преподавал рус. яз. в ср. уч. заведениях Москвы. Отводил большую роль дошк. воспитанию как фундаменту образования. Методика нач. обучения Б. включала воспитат. приёмы, соответствующие особенностям дет. психики, использование игры как воспитат.-образоват. средства и др. Рассматривая процесс письма в органичной связи с мышлением и устной речью, считал, что тренировочные упражнения противоречат природе письма. Осн. видами письменных работ признавал «переложения» и сочинения, в к-рых видел средство развития творч. способностей, воспитания мышления и закрепления навыков письма. В работе «Хрес-томатическая система и новые методы» (1914) обосновал невозможность развития речи учащихся путём обучения любому предмету только по картинке, поскольку немая картинка, давая внеречевые представления, не может обогатить словарного запаса ребёнка. Выступая против «объяснительного чтения», к-рое нередко сводилось к толкованию отд. слов из читаемых отрывков, ратовал за «воспитательное чтение», изучение законченных, доступных детям произведений. Разработал систему лит. бесед с вопросами для внеклассного изучения произведений клас-сич. рус. и заруб, лит-ры.

Соч.: Пособие для лит. бесед и письменных работ, М., 1891; M., 19141"; Воспитат. чтение как основа преподавания рус. языка в семье и школе, М., 1901; К реформе ср. школы, СПБ, 1906; Задачи нач. школы. Воспитат. чтение, М., 1908; Воспитат. чтение. Беседы по методике нач. обучения, М., 1914.

Литеерополко С. О., Ц. П. Бал-талон. (Некролог). «Пед. листок», 1913, № 3; Н. Р., Ц. П. Балталон [Некролог], «Для нар. учителя», 1913, № 4.

БАНГЛАДЕШ

БАНГЛАДЕШ - Народная Республика Бангладеш, гос-во в Юж. Азии. Пл. 143,9 тыс. км2. Нас. св. 113 млн. чел. (1990, оценка). Офиц. язык - бенгали. Столица - Дакка.

До образования Нар. Республики Б. (1971) на терр. Б., входившей в Пакистан (Вост. Бенгалия, Вост. Пакистан), св. 85% нас. было неграмотным. Нач. школу в 1969/70 уч. г. посещало 6,3 млн. детей, т. е. 40% детей соответствующего возраста, заканчивало её 30%, а ср. школу - 15% детей, поступивших в 1-й класс; преподавание велось только на яз. урду. После 1971 была принята программа социально-экон. преобразований, к-рая предусматривала и развитие образования. Конституция (1972) провозгласила равные права всех граждан на образование. В 1981 33,1% взрослого нас. страны было грамотным, остро ощущалась нехватка школ. В 1985 на нужды образования в Б. было выделено 1,9% ВНП.

Современная система образования. Гос. уч. заведениями руководит Мин-во образования, под его косвенным контролем находятся также нек-рые частные уч. заведения. Небольшое число дет. садов для детей 3-5 лет (не входят в систему гос. образования) - частные, платные, в 1975 в них было 8,2 тыс. воспитанников, 195 воспитателей. В 5-летнюю нач. школу принимаются дети с 6 лет. Получив соответствующую подготовку в дет. саду, дети поступают во 2-й или 3-й класс нач. школы. Обучение в нач. школе бесплатное, необязательное, осуществляется на родном языке. В 1987/88 уч. г. в стране было св. 44 тыс. нач. школ, в них 11,7 тыс. уч-ся (немногим более 51% детей соответствующего возраста, в т. ч. 15% - в частных школах). Из нач. школы отсеивается до 70% уч-ся. Ср. школа 5-летняя, состоит из 2 ступеней: младшей (6-8-й кл.) и старшей (9-10-й кл.). Обучение в ср. школах платное, большинство школ частные (только 2,5% этих школ под контролем гос-ва). В 1987/88 уч. г. в стране было св. 9 тыс. ср. школ, в них св. 3,1 млн. уч-ся и св. 102 тыс. учителей, в т. ч. в гос. ср. школах ок. 5,5% уч-ся. Проф. уч. заведения (техн., коммерч., с.-х., мед. и др.; срок обучения 2 года) работают на базе мл. ср. школы, ср. спец. уч. заведения (техникумы, политехникумы; 3 года обучения) - на базе ст. ср. школы. В 1987/88 уч. г. в проф. и ср. спец. уч. заведениях обучалось 31 тыс. чел. Для поступления в вуз после ст. ср. школы необходимо окончить 2-летние подготовительные, т. н. промежуточные, колледжи, к-рые имеют гуманитарные, естеств.-науч., коммерч., технические и др. отделения. В 1985/86 уч. г. было 758 колледжей с 604 тыс. уч-ся. Учителей для нач. школы готовят 2-летние пед. уч-ща на базе ст. ср. школы, учителей для ср. школ - 3-летние пед. колледжи на базе промежуточных колледжей. В 1982-88 было национализировано 68 ср. школ и 25 колледжей. В Б. существует также сеть многочисленных мусульм. нач., ср. и высш. школ. В рамках проводимого пр-вом курса на исламизацию страны их сеть расширяется. В 1986/87 уч. г. имелось 58 тыс. начальных и 21 тыс. ср. мусульм. школ (всего 4,1 млн. уч-ся); ок. 3,5 тыс. средних школ (619 тыс. уч-ся) и Исламский ун-т (открыт в 1986), работали под непосредственным контролем пр-ва.

Высш. образование платное, представлено ун-тами, ин-тами и колледжами. Наряду с государственными имеются частные вузы. В 1987/88 уч. г. в вузах обучалось св. 705 тыс. студентов. Ун-ты (1985/86 уч. г.): в Дакке (осн. в 1921; 6 ф-тов, св. 11,8 тыс. студентов), в Радж-шахи (1953; 5 ф-тов, 3,2 тыс. студентов в ун-те, св. 32,5 тыс. студентов в колледжах-филиалах), в Читтагонге (1966; 4 ф-та, 5,6 тыс. студентов в ун-те, св. 26,5 тыс. студентов в филиалах), Джахан-гирнагарский в Дакке (1970; 3 ф-та, ок. 1,7 тшс. студентов), сельскохозяйственный в Маймансингхе (1961; 6 ф-тов, св. 3,2 тыс. студентов), инж.-технологи-ческий в Дакке (1962, 5 ф-тов, 3,7 тыс. студентов). Др. вузы: текстильный, медицинский, кожевенный ин-ты - в Дакке, политехн. ин-ты - в Дакке, Кхулне и Читтагонге.

Лит.: Нар. Республика Бангладеш. Экономика, история, культура, Ми979.

В. 3. Клепиков,

БАНДУРА АЛБЕРТ

БАНДУРА АЛБЕРТ (р. 4.12. 1925, Мандэр, Канада), амер. психолог. Окончил ун-т Британской Колумбии в Ванкувере (1949). С 1952 работает в Стан-фордском ун-те, с 1964 проф. Разработал теорию социального научения, согласно к-рой механизмы поведения человека, начиная с младенч. возраста, формируются на основе наблюдения за поведением других людей. Решающую роль в развитии ребёнка при этом играют образцы поведения, демонстрируемые род! Ггелями. Для приобретения новых реакций подкрепление (вознаграждение или наказание) не обязательно; оно необходимо для того, чтобы усилить и сохранить поведение, сформированное благодаря подражанию. По Б., в процессе такого научения можно регулировать и направлять поведение ребёнка, предоставляя ему возможность подражать авторитетным образцам. С этих позиций Б. проанализировал природу агрессивного поведения детей и подростков, показал роль амер. телевидения в пропаганде насилия. Концепция Б. служит теоретич. источником программ модификации поведения в ряде школ США: обучение принимает форму демонстрации желательного поведения. Она способствует пониманию нек-рых механизмов социализации, в частности овладения речью. Однако мн. психологи отмечают, что эта концепция ограничена узким кругом поведенческих феноменов. Соч.: Adolescent aggression, N. Y., 1959 (соавт.); Social learning and Personality development, N. Y., 1963 (соавт.); Principles of behavior modification, N. Y., 1969; Agressi-on: a. social learning analysis, Englewood Cliffs (№. J.), 1973; Social learning theory, Englewood Cliffs (№. J.), 1977.

БАРАНСКИЙ НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ

БАРАНСКИЙ НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ - [15(27).7.1881, Томск, - 29.11.1963, Москва], эконом икогеограф, ч.-к. АН СССР (1939), дер геогр. наук (1935), проф. (1929). Герой Соц. Труда (1962). Засл. деят. науки РСФСР (1943). Окончил Моск. коммерч. ин-т (1914). За участие в рев. движении неоднократно подвергался арестам и ссылкам. С 1918 преподавал экон. географию на Пречистенских рабочих курсах, с 1921- в Комму-нистич. ун-те им. Я. М. Свердлова. С 1927 вёл науч.-пед. работу в Моск. ун-те, один из организаторов его геогр. ф-та и зав. кафедрой экон. географии СССР. Одновременно преподавал в др. вузах. В 1925-41 и в 1943-45 зав. редакцией географии БСЭ. Организатор и первый ред. журн. «География в школе» (1934-41, 1946-47), один из организаторов изд-ва геогр. лит-ры (ныне изд во «Мысль»).

Б. заложил основы сов. экон. географии и мн. её ветвей; его труды охватывают теорию и историю экон. географии, экон. географию СССР, США, географию населения и городов, экон. картографию, методику преподавания географии. Б. - основоположник районного направления в экон. географии - учения о комплексной экон.-геогр. характеристике стран и районов как результате взаимодействия природных, ист., экон., полит. и социальных факторов, определяющих их специфику. Свои идеи воплотил в учебнике «Экономическая география Сов. Союза. Обзор по областям Госплана» (1924), переработанном позднее в шк. стабильный учебник. «Экон. география СССР» (1934; ; Гос. пр. СССР, 1952). Важнейшей задачей методики географии считал генерализацию содержания обучения в единстве с конкретизацией. Разработал приёмы генерализации: перенос «груза» фактов из текста на карту, переход от описания к характеристике, от характеристики отд. «точек» к характеристике крупных районов, типизация и «иерархия» геогр. объектов, оригинальная графич. символика для отображения логич. и пространств. связей явлений и др. Под конкретизацией, к-рую тесно связывал с наглядностью, понимал сообщение ярких и живых фактов, иллюстрирующих гл. выводы, полученные в результате генерализации. Осн. работы по теории и методологии экон. географии и экон. картографии, программы, шк. атласы, карты, кинофильмы и др., курсы лекций, учебники дчя высш. школы.

Соч.: География СССР, ч. 1 - 2, М., 1933; Ист. обзор учебников географии (1876- 1934), М., 1954; Очерки по шк. методике экон. географии, Ми9553; Экон. география в ср. школе. Экон. география в высш. школе, М., 1957; Методика преподавания экон. географии, М., 1960; Экон. картография, М., 1962 (совм. с А. И. Преображенским); Избр. труды, [т. 1-2], М., 1980.

Лит. Н. Баранский, М., 1971 (Мат-лы к биобиблиографии ученых СССР. Серия геогр. наук, в. 4); Соловьев А. И., Соловьева М. Г., H. H. Баранский и сов. экон. география, М., 1978; С а у ш-к и и Ю. Г., H. H. Баранский, в кн.: Экон. и социальная география в СССР, M. (библ.); Ф p с и к ин 3. Г., Н. Н. Баранский, М., 1990. М. Г. Соловьёва.

БАРКОВ АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ

БАРКОВ АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ - [13(25).5. 1873, с. Покровское, ныне Тульск. обл., - 28.12.1953, Москва], физикогеограф, д. ч. АПН РСФСР (1944), дер геогр. наук (1935), проф. (1926). Засл. деят. науки РСФСР. Окончил естеств. отделение физ.-мат. ф-та Моск. ун-та в 1898. С 1899 преподавал географию в Александровском уч-ще, в 1902-12 на Высш. жен. пед. курсах им. Д. И. Тихомирова, а также в Моск. . ср. уч. заведениях. С 1925 работал в вузах Москвы (с 1931 в Моск. ун-те, в 1943-50 зав. кафедрой физ. географии заруб. стран). В 1928-37 редактор отдела физ. географии в БСЭ и МСЭ; в 1944-48 руководил сектором географии в НИИ методов АПН РСФСР. Автор (совм. с С. Г. Григорьевым, А. А. Крубером, С. В. Чефрановым) лучших в России нач. 20 в. учебников и хрестоматий по географии. В отличие от предшествовавших, эти учебники объясняли происходящие в природе процессы, содержали характеристику населения и хоз. деятельности, доступный непосредств. наблюдению учащихся краеведч. материал, задания для самостоят. работы. Впервые (совм. с А. А. Борзовым) составил серию настенных картин по географии России (1909). Автор (совм. с А. А. Половинкиным) стабильного учебника по физ. географии для 5-го кл. (1935; ), а также работ по страноведению для геогр. ф-тов пед. ин-тов и ун-тов, в т. ч. по физ. географии Африки.

Соч.: Физ. география частей света. Африка, М., 1953; Словарь-справочник по физ. географии. M.; Вопросы методики и истории географии (Избр. работы), М., 1961.

Лит: Вопросы географии, сб. 40, М., 1957 (сб. посвящен памяти Баркова, библ.); Соловьев А. И., Геогр. общественность отметила 100-летие А. С. Баркова, ГЩ, 1974, № 4. И. Г. Нордега.

БАРНАРД ГЕНРИ

БАРНАРД ГЕНРИ (24.1.1811, Хартфорд, - 5.7.1900, там же), и деятель просвещения США. Учился в Йельском колледже, получил юрид. образование, но под влиянием пед. теорий И. Песта-лоцци и Ф. Фребеля, к-рые он изучал в Европе, посвятил себя работе в области нар. просвещения. Разработал закон о руководстве системой нар. образования, принятый в шт. Коннектикут в 1838, согласно к-рому учреждался Комитет уполномоченных нар. школ. Организовал первые в США курсы усовершенствования учителей (1839). В 1843 возглавил реорганизацию сети гос. школ в шт. Род-Айленд, учредил передвижную образцовую школу, функционировавшую во время работы курсов усовершенствования учителей. В 1851 вернулся в Коннектикут, где получил должность суперинтенданта школ штата и директора вновь открытой им нормальной школы. В 1855 основал журн. «American Journal of Education» («Американское просвещение») - своеобразную энциклопедию пед. знаний (до 1882 вышло 32 выпуска). В 1856-59 през. Висконсин-ского ун-та, в 1865-66 - колледжа Сент-Джон (Аннаполис). В 1867-70 Б. был первым комиссаром просвещения США.

Соч.: Normal schools and other institu-tions, agencies, and means designed for the Professional education of teachers, Hartford, 1851; Pestalozzi and pestalozzianism, N. Y., 1862J (red.).

ЛитУшинский К - Д., Собр. соч., т. 2, [М. -Л1948]; Jenkins R. С., Warner G. С., H. Barnard, Hartford, 1937.

БАРТЛЕТТ ФРЕДЕРИК ЧАРЛЗ

БАРТЛЕТТ ФРЕДЕРИК ЧАРЛЗ (20.10.1886, Стоу-он-те-Уолд, Глостершир, - 30.9.1969, Кембридж), англ. психолог, проф. Кембриджского ун-та (с 1922), ред. «Британского психол. журнала» (1924-48). Автор исследований по эксперим. психологии (гл. обр. памяти, восприятия, мышления, навыков), социальной, пром. и воен. психологии. Особое значение для педагогики имеет исследование Б. процессов памяти («Воспоминание. Экспериментальное и социальное исследование», 1932). Б. показал, что при запоминании воспринятое подвергается упрощению, схематизации и обобщению - в памяти остаётся нек-рая его основа и связанный с ней эмоциональный тон. Всякое воспоминание, по Б., зависит от индивидуальных особенностей личности, включено в её актуальный опыт и общую систему знаний. Мышление - выход за пределы воспринимаемой информации или заполнение пробелов в материале памяти. Рассматривая развитие мышления как естеств. результат развития навыков, особенно трудовых, Б. считал, что оно в основном определяется требованиями внешней среды. Б. - один из предшественников совр. когнитивной психологии.

Соч.: Psychology and primitive culture, Camb., 1923; The study of society. Methods and Problems, L., 1939; Planned seeing; some psychological experiments, L., 1950 (соавт.); Thinking, L., [1958]; в рус. пер. - Психика человека в труде и игре, М., 1959.

Лит.: Broadbent D. E., Sir Frederic Bartlett: an appreciation, «Bulletin of the British Psychological Society», 1970, v. 23 (78). M. С. Роговин.

БАРТО АГНИЯ ЛЬВОВНА

БАРТО АГНИЯ ЛЬВОВНА - [4(17).2.1906, Москва, - 1.4. 1981, там же], детская писательница и обществ. деятель. Печаталась с 1925 (неск. первых стихотворений написаны совм. с С. П. Барто). Игровые, весёлые и лиричные стихи Б. отвечают потребностям развития личности ребёнка-дошкольника, младшего школьника, доставляют ему радость открытия вечных истин добра, справедливости, гуманизма. В стихах 30-х гг. Б. утверждала общечеловеческие идеалы братства, солидарности с детьми разных стран («Над морем звёзды», «Я с тобой» и др.). Развивала эту тему в 50-60-е гг.: «Краснокожие» (1959), антифаш. поэма «Петя рисует» (1951), «Чёрный новичок» (1964), сценарий фильма «Десять тысяч мальчиков» (1961) и др. Составила и издала кн. «Переводы с детского» (1977) - первую в истории дет. лит-ры антологию стихов детей из разных стран, мечтающих о всеобщем мире, взаимопонимании и любви; в ней подчёркнута идея ответственности взрослых за счастье детей.

Вера в ребёнка, в его способности познавать, открывать мир и себя самого отличают мн. поэтич. произведения автора. Её стихи сопровождают и стимулируют духовный, нравственный рост, развивают активное эмоционально-эстетич. отношение к миру, воспитывают худож. вкус.

Подобно малым формам фольклора, в жизнь мн. поколений вошли забавные и поучительные стихи для детей раннего дошк. возраста «Игрушки» (1936). Сб. «Друзья-товарищи» и др. книги 1941-45 заражали чувством участия в труде взрослых. Пронизаны созидат. юмором стихи из цикла «Лёшенька, Лёшенька» (1958), «Кого считать красивым?» (1962) и сборники 70-х гг. Лучшие произведения вошли в кн. «За цветами в зимний лес» (1970, Ленинская пр., 1972). Стихи поэтессы (изданы на 76 языках) сюжетны, искренни; их муз. интонация, чёткий ритм, точно выделенная в них, близкая дет. мироощущению деталь неизменно вызывают интерес у читателей.

Автор ряда теоретич. и публицистич. работ. Исследование «Про больших и про маленьких» (1958) стало пед. пособием для мн. семей в стране.

В сб. «Записки детского поэта» (1976) Б. утверждала ответственность «за чистоту души растущего человека», гуманные принципы, нравственность лит-ры для детей. Член Междунар. Совета по детской, юношеской лит-ре. Гражданственность, гуманизм личности писательницы обусловили её деятельность по воссоединению семей, разорванных войной. Три года Б. вела на радиостанции «Маяк» передачи «Найти человека», итогом к-рых стала одноимённая книга.

Соч.: Собр. соч., т. 1-4, М., 1981-84.

Лит.: Соловьев Б., М о т я - шов И., Агния Барто. Очерк творчества, M. Т. Д. Полозова.

БАРХУДАРОВ СТЕПАН ГРИГОРЬЕВИЧ

БАРХУДАРОВ СТЕПАН ГРИГОРЬЕВИЧ - [23.2(7.3).1894, Баку, - 3.10.1983, Москва], языковед, ч.-к. АН СССР (1946). Окончил слав. отделение ист.-филол. ф-та Петрогр. ун-та (1917), преподавал в коммерч. уч-ще при Путиловском з-де. С 1920 вёл науч.-пед. работу в вузах и Н.-и. учреждениях: ЛГУ, МГУ, Ин-те рус. языка АН. Ред. журналов «Рус. язык в школе» (1938-46), «Рус. язык в нац. школе» (1957-60, 1964-72). Труды по проблемам истории языка и лексикологии. Б. - один из руководителей издания «Словаря совр. рус. лит. языка» (т. 1-17, 1948-65, Лен. пр., 1970), гл. ред. «Словаря рус. языка XI-XVII вв.» (в. 1-6, 1975-79), ред. «Школьного словообразоват. словаря» . В 1938 при участии Б. вышел один из первых стабильных учебников для ср. школы «Грамматика рус. языка». В 1954 в соавторстве с С. Е. Крючковым издал «Учебник рус. языка для ср. школы», в переработанном и дополненном виде являющийся осн. пособием в совр. практике преподавания этого предмета в рус. школе. Одним из ведущих принципов учебника стало стремление сблизить науч. и шк. грамматику, освободить последнюю от формальных определений и правил, особенно при изучении синтаксич. явлений, путём по-следоват. ориентации на структурно-семантич. подход. Обществ. ценность метод. исследований состояла для Б. в развитии разнообразных и самобытных направлений в обучении рус. яз., предоставлявших учителю выбор и стимулировавших его творч. инициативу. Решение данной задачи он видел в углублённом анализе отеч. традиций, в систематизации пед. опыта (в т. ч. зарубежного), тесном взаимодействии с языкознанием (в частности, со структурной лингвистикой), в разработке общих теоретических основ методики.

Соч.: Хрестоматия по истории рус. языка, ч. 1, М., 1938; ч. 2, в. 1, М., 1949, в. 2, М., 1948 (соавт.); Грамматика рус. языка, М., 1953"; Метод. разработки по рус. языку, М., 1956 (ред.); Рус. язык. 4 кл.; 5-6 кл. -G-8 кл., М., 1968, 1969, 1973, 1987" (соавт.); О состоянии методики преподавания рус. языка, РЯШ, 1959, № 4.

Лит.: Филин Ф. П., С. Г. Бархударов, «Изв. АН СССР. ОЛЯ», 1969, т. 28, в. 2; Баринова Е. АС. Г. Бархударов, РЯШ, 1974, mq 4. Д. А. Ермаков.

БАРШДА ГАБИНО

БАРШДА ГАБИНО (1818, по др. данным, 1820, Пуэбла, - 1881, Такубая), ыекс. философ и педагог. Получил мед. и юрид. образование. В 1847-51 в Париже слушал лекции философа-позитивиста О. Конта, оказавшего влияние на формирование его взглядов. По возвращении с 1851 преподавал в мед. школе в Мехико. Участник подготовки реформы нар. образования, один из авторов проекта закона 1867, провозгласившего в Мексике обязат. бесплатное нач. обучение. Один из основателей (1868) и первый директор Нац. подготовит, школы при Нац. автономном ун-те (Мехико), где ввёл систему образования, основанную на позитивистских принципах. Особое внимание уделялось ориентированному на практику и проф. подготовку преподаванию естеств.-науч. дисциплин. Наряду с математикой, к-рую он считал основой подлинно науч. образования, Б. предлагал изучать космографию, физику, химию, ботанику, зоологию, логику. В распространении образования видел наиб. прочный фактор мира и общественного порядка.

Пед. взгляды Б. нашли отражение в работе «Нек-рые идеи о нар. образовании» («Agunas ideas respectode instruccion pirblica», 1875). Отстаивая необходимость обязат. нач. обучения (для детей от 13 лет), Б. утверждал, что гос-во имеет право вмешиваться в воспитание граждан, подчинять эгоистич. свободу индивидуума обществ. требованиям. В методике преподавания проявил себя сторонником т. н. объективного обучения, основанного на сочетании дедуктивного и индуктивного методов.

Реформы Б. имели важное значение для переориентации нар. образования на нужды социального и экон. развития страны.

Соч.: Opusculos, discusiones у discursos, Мех., 1877; Estudios, Мех., 1941; в рус. пер. - Письмо к Мариано Рива Паласио, в кн.: Прогрессивные мыслители Лат. Америки (XIX - нач. XX в.), М., 1965.

Лит.: Белова Л. Я., Нар. образование в Мексике, в сб.: Культура Мексики, Ми980; J es u al d o, G. Barreda. в его кн.: 17 educadores de America, Montevideo, 1945; Liguori F., Dr. G. Barreda, Мех., 1967; Rodrigues Lozano R., Vida у obras del doctor G. Barreda, Puebla, 1968; Noriega A., Vida у obra del doctor G. Barreda, Мех., 1969; Larroyo F., Historia comparada de la educacion en Mexico, Мех., 1973ь. С. Н. Табунов.

БАСОВ МИХАИЛ ЯКОВЛЕВИЧ

БАСОВ МИХАИЛ ЯКОВЛЕВИЧ - [3(15).11. 1892, с. Логиново, ныне Калининской обл., - 6.10.1931, Ленинград], психолог и педагог. Окончил Психоневрологич. ин-т в Петрограде (1915), студентом под руководством А. Ф. Лазурского работал над изучением типов моторно-волевой деятельности. С 1920 вёл науч.-пед. работу в НИИ и вузах Петрограда. С 1925 проф. педологии и психологии в ЛГПИ им. А. И. Герцена. Исследовал проблему воли («Воля, как предмет функциональной психологии», 1922), стремился изучать личность ребёнка в процессе деятельности («Психология, рефлексология и физиология», 1927). Большое значение имела работа Б. «Опыт методики психол. наблюдений и её применение к детям дошк. возраста» (1923), в к-рой рассмотрены вопросы объективного изучения детей, показано место и значение методики психол. наблюдений над детьми в системе пед. образования. В последние годы жизни - педолог (см. Педология). Ряд положений его монографии «Общие основы педологии» явились конструктивным вкладом в области дет. и пед. психологии.

Соч.: Опыт объективного изучения детства, Л., 1924 (ред.); Личность и профессия, М. - Л., 1926.

Лит.: М. Я. Басов, «Психология», 1931, т. 4, в. 3-4. А. В. Петровский.

БАТАВИЯ-ПЛАН

БАТАВИЯ-ПЛАН (Batavia Plan), система индивидуализированного обучения. Наименование получил по г. Батавия (правильно Батейвия, шт. Нью-Йорк, США). Применялся с 1898, широкое распространение получил в нач. 20 в. Автор Б.-п. - инспектор школ города Дж. Кеннеди полагал, что коллективное обучение, ориентированное, как правило, на учащихся со средними способностями, неблагоприятно как для менее, так и для более способных школьников. В рамках Б.-п. с классом увеличенной численности работали 2 учителя. «Основной» учитель вёл фронтальную работу с классом на уроке, ассистент - индивидуальные занятия с отд. учащимися после уроков. Считалось, что такое сочетание коллективного обучения с индивидуальным как в начальной, так и в ср. школе позволит обеспечить всем учащимся необходимую помощь в работе и продвижение в изучении материала.

Лит.: Новые системы образоват. работы в школах Европы и Сев. Америки, под ред. С. В. Иванова. H. H. Иорданского, М., 1930.

Предыдущая страница Следующая страница