Наши партнеры

Красивая девушка

Российская педагогическая энциклопедия
Статьи на букву "Б" (часть 3, "БЕР"-"БИН")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Б" (часть 3, "БЕР"-"БИН")

БЁРОН ПЁТР

БЁРОН ПЁТР (ок. 1795, по др. сведениям, 1800-21.3.1871, Крайова), болг. просветитель, писатель и педагог. Автор первого болг. светского букваря (1824) и соч. по естеств. наукам. Б. выступал за обучение на родном языке, за светский и реальный характер образования, соответствие уч. материала уровню развития учащихся. Сторонник Белл-Ланкастерской системы взаимного обучения и звукового метода обучения грамоте. Высказывался против телесных наказаний и распространённого в то время во мн. странах отрицательного отношения к детским играм. На собств. средства Б. открыл школы во мн. городах страны. Ратовал за развитие жен. образования. Оказывал материальную помощь болгарам, получающим образование за границей. Завещал своё состояние на развитие болг. просвещения.

Соч.: Рибеа буквар, [София, 1949].

Лит.: Орманджиев И., Пена-ков И., Д-р П. Берон и одринската Бел-гарска межка гимназия дер П. Берон, София, 1958; Бечваров ММирогледет на дер П. Берон, Варна. 1961; Г о л с м а-н о в X., Д-р Петер Берон, София, 1961.

Г, А. Касвин.

БЕРТ СИРИЛ ЛОДОВИК

БЕРТ СИРИЛ ЛОДОВИК (3.3.1883, Стратфорд-он-Эйвон, - 10.10.1971, Лондон), англ. психолог. Окончил Оксфордский ун-т (1908). Преподавал в Ливерпульском (1909-13) и Кембриджском (1912- 1913) ун-тах. Чл. Муниципального совета Лондона по отделу образования (1913- 1932). Проф. педагогики и психологии Лондонского ун-та (1924-31).

Б. проводил исследования по широкому кругу проблем: способностей и одарённости, темперамента, проф. ориентации, умственной отсталости, дет. преступности и др. Широко использовал близнецовый метод и факторный анализ. Утверждал, что осн. индивидуально-психол. особенности человека, в частности умственные способности, врождённы и неизменны. Гл. методом их оценки считал тесты. Оказал Значит. влияние на политику в области образования, способствовал введению 3 типов школ в англ. системе образования (1944). В соответствии с его концепцией детей в возрасте 11 лет по результатам тестирования относили к одному из трёх образоват. уровней (признанные наиб. способными проходили обучение на более высоком уровне и получали доступ к высш. образованию, образоват. возможности остальных ограничивались). С 1950-х гг. эта концепция начала подвергаться критике, что привело в 1960-1970-х гг. к поэтапной отмене подразделения учащихся на потоки в соответствии со способностями.

В 1972 амер. психолог Л. Кэмин на основе анализа трудов Б. установил, что нек-рые полученные им эксперим. данные фальсифицированы, а ряд публикаций не отвечает требованиям науч. корректности. Это послужило аргументом для критики теории врождённых способностей, к-рую, как выяснилось, сам Б. не мог достоверно доказать.

Соч.: The distribution and relations of educational abilities, L., 1917; The measure-ment of mental capacities, Edinburgh, 1927; The factors pf the mind. An introduction to factor-analysis in psychology. N. Y., 1941; The young delinquent, Kent, 1945; The backward child, L., 1950.

Лит.: Саймон Б., Англ. школа и интеллектуальные тесты. М., 1958; Л о-лер Дж., Коэффициент интеллекта, наследственность и расизм, М.,.1982; К а-min L. JThe science and politics of IQ. Potomac, N. Y. a. o.], 1974; H e a r n-s h a w L. S., Cyril Burt, psychologist. L., 1979.

БЕСЕДА

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕСЕДА, КАК МЕТОД ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

БЕСЕДА, КАК МЕТОД ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ - . Организуется с целью выяснения индивидуальных особенностей личности (мотивационной и эмоциональной сфер, знаний, убеждений, интересов, предпочтений, установок, отношения к среде, коллективу и др.). Может проводиться как с самим исследуемым, так и с другими, знающими его людьми. Исследование методом Б. предусматривает наличие общего плана Б., как правило не включающего конкретных вопросов (как это имеет место при использовании анкет и опросников), с выделением в нём осн. тем и положений, к-рые должны быть затронуты для получения желаемого результата. Формулировки отд. моментов Б. строятся т. о., чтобы об искомых признаках можно было судить не только по прямым декларациям исследуемого (не всегда искренним и объективным), но и по косвенным показателям (использование примеров и деталей, комментарии, мимика, эмоциональные реакции и т. д.). Б., как правило, не ограничена во времени. Ход и содержание Б. фиксируются (напр., с помощью магнитофона).

Для использования метода Б. исследователь должен обладать достаточным опытом и тактом, чтобы свести к минимуму ошибки, обусловленные собств. установками, а также учитывать влияние на ход Б. ряда косвенных факторов: эмоциональное и физич. состояние исследуемого, его отношение к исследователю и непосредственно к Б., влияние факторов обстановки и т. п. Результаты, полученные методом Б., не поддаются формализации и статистич. обработке. По ним можно лишь в общем виде судить о выраженности исследуемого признака. Результаты Б. в комплексном исследовании носят предварит. характер и должны быть сопоставлены с результатами др. методов (напр., наблюдения).

В пед. практике Б. целесообразно использовать в качестве вспомогат. метода при изучении индивидуальных особенностей формирования личности ребёнка. При неадекватных поведенческих реакциях рекомендуется психотерапевтич. Б. (см. Психотерапия), направленная на выявление скрытых механизмов этих реакций, на организацию и мобилизацию защитных механизмов психики для нейтрализации психич. травм и внутр. конфликтов.

Лит.: Орлов А. Б., Методы совр. возрастной и пед. психологии, М., 1982.

БЕСКОРЫСТИЕ

БЕСКОРЫСТИЕ - способность приносить добро и пользу людям, не ожидая взамен личных выгод. Б. занимает особое место в ряду моральных качеств, поскольку характеризует все моральные отношения и является их универсальным свойством. И. Кант указывал, что собственно моральные поступки совершаются не просто «сообразно с долгом», но «ради долга». Действия человека могут внешне выглядеть сообразными с долгом, т.е. реализовывать ту или иную моральную норму, но на самом деле быть направленными на получение за это награды либо преследовать цель избежать наказания в случае невыполнения этой нормы. В таких ситуациях механизм моральной регуляции поведения человека отсутствует. Мн. педагоги и психологи связывают нравств. становление личности ребёнка с переходом от действий, мотивированных желанием получить благодарность взрослых, к поступкам, осознанным как необходимые. А. С. Макаренко называл бескорыстные действия «поступком по секрету», когда человек понимает, что о его благодеянии никто не узнает. Личность, рассчитывающая на вознаграждение от общества, не видит смысла в бескорыстном поведении и стремится, чтобы обществу стало известно о её поступке. Поэтому важно воспитывать у ребёнка способность делать добро по убеждению, а не по расчёту. Бескорыстное поведение наиб. последовательно и устойчиво в любых жизненных ситуациях. Отсутствие Б. в моральных отношениях между людьми превращает их в чисто утилитарные и меркантильные.

Противоположность Б. - корыстолюбие, характеризующее поведение человека, к-рый рассматривает свои поступки и взаимоотношения с окружающими с точки зрения личной выгоды. При этом свой собств. интерес приобретает первостепенное значение, а обществ. интерес является лишь средством удовлетворения личных нужд либо вообще игнорируется. Б. О. Николаичев.

БЕСПАЛЬКО ВЛАДИМИР ПАВЛОВИЧ

БЕСПАЛЬКО ВЛАДИМИР ПАВЛОВИЧ (р 17 8 1930, г Умань, Украина), педагог, акад РАО (1992), д-р пед.наук (1968), проф. (1972) Окончил Моск. автомеха-нич ин-т (1953) Преподавал в ср школах и проф. уч заведениях С 1955 науч. сотрудник АПН Авт. пособия для учащихся ср школы «Практикум по машиноведению» (1957) Преподает на ф-те психологии МГУ Осн. труды по теории пед.систем, дидактике, пед.технологии и управлению познават. деятельностью

С о ч Программированное обучение, M, 1970, Основы теории пед.систем, Воронеж, 1977, Теория учебника, M, 1988, Слагаемые пед.технологии, M, 1989, Педагогика и прогрессивные технологии обучения, M, 1995.

БЕСПРИЗОРНОСТЬ ДЕТСКАЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕСТУЖЕВ АЛЕКСАНДР ФЕДОСЕЕВИЧ

БЕСТУЖЕВ АЛЕКСАНДР ФЕДОСЕЕВИЧ - [24.11(5.12).1761-20.3(1.4).18Ю, Петербург], просветитель, публицист. Отец декабристов Бестужевых: Николая, Александра (лит. псевдоним Марлинский), Михаила, Петра. Окончил Греческую гимназию при Артиллерийском и инж. кадетском корпусе в Петербурге, был оставлен корпусным офицером. В 1789- 1790 на воен. службе. С 1800 правитель канцелярии Академии художеств и фак-тич. помощник през. графа А. С. Строганова. Совместно с И. П. Пниным издавал «Санкт-Петербургский журнал» (1798) по поручению и на средства либерально-просветительского кружка «молодых друзей» будущего имп. Александра I (П. А. Строганова, H. H. Новосильцева, А. Е. Чарторыйского и др.). В журнале опубликовал свой трактат «О воспитании военном относительно благородного юношества» (в нек-рых номерах журнала назывался «О воспитании»). Трактат написан на основе изучения соч. философов античности и нового времени (М. Монтеня, Дж. Локка, Ш. Л. Монтескье, Ж. Ж. Руссо), а также собств. опыта преподавания в кадетском корпусе. Вслед за Лок-ком Б. рассматривал воспитание как решающий фактор развития личности. Его цель и осн. методы определял, руководствуясь идеями И. И. Бецкого: необходимо воспитать трудолюбивых, полезных обществу граждан, умеющих подчинять личные интересы государственным. Обществ. воспитание предпочитал частному, подчёркивал особое значение примера добродетельных наставников, считал обязательным планомерное воспитание и обучение женщин; в отличие от Бецкого, большое значение придавал систематич. образованию. Признавая формирование будущих граждан делом гос-ва, отвергал идею естеств. воспитания Руссо. Проводил мысль о природном равенстве людей; кадетские корпуса предлагал сделать всесословными, обеспечив подготовку выпускников как к военной, так и к гражд. службе в зависимости от их естеств. склонностей. При этом предусматривал повышенные требования к детям дворянского сословия, т. к. они должны оправдать данные им привилегии образцовым поведением и ревностной службой отечеству. Разработал основы двухгодичного курса морали, предполагавшего формирование представлений о гражд. и семейных обязанностях, нравств. воспитание. Курс состоял из теоретич. части (наставления, беседы) и практич. упражнений. Определил последовательность изучения общеобразоват. и спец. дисциплин в соответствии с возрастными особенностями учеников. При переиздании трактата в 1807 отказался от мн. прогрессивных пед. идей и уделил осн. внимание воен. воспитанию.

Соч.: Из трактата «О воспитании», в кн.: Антология пед. мысли России XVIII в., М., 1985 (лит.).

Лит.: Медынский E. H., Трактат отца декабристов А. Ф. Бестужева «О воспитании» (1798), СП, 1955, №. 11.

А. О. Толстихина.

БЕСТУЖЕВ-ЛАДА ИГОРЬ ВАСИЛЬЕВИЧ

БЕСТУЖЕВ-ЛАДА ИГОРЬ ВАСИЛЬЕВИЧ (р 12 1 1927, с Лада, ныне на терр Мордовии), историк и социолог, акад РАО (1992), д-р ист. наук (1963), проф. (1979), заел деят науки РСФСР (1988) В 1950 окончил МГИМО В 1954-66 науч. сотрудник Ин-та истории АН В 1967-92 зав сектором социального прогнозирования Ин-та конкретных социологич.исследований АН (ныне Ин-т социологии АН) С 1993 акад. секретарь Отделения образования и культуры РАО Дир Моск. центра исследований будущего (с 1989). Изучал проблемы социального прогнозирования, продолжив традиции В А Базарова в проблемно-целевом исследовании будущего, а также соотношение культуры и контркультуры, глобальные проблемы современности, пути решения и перспективы развития образования в России С 1989 Пред. президиума Рос. пед.об-ва, поч. чл. (1984) Всем федерации исследователей будущего.

Соч. Если мир разоружится, M, 1961, Окно в будущее, M, 1970, Поисковое социальное прогнозирование, M, 1983, Нормативное социальное прогнозирование, M, 1987, К школе XXI века, M, 1988, Прогнозное обосно ваше социальных нововведений, M, 1993, Альтернативная цивилизация, M 1995.

БЕСТУЖЕВСКИЕ КУРСЫ

БЕСТУЖЕВСКИЕ КУРСЫ - Петербургские высшие женские курсы, первый женский университет в России. Курсы осн. по инициативе кружка передовой интеллигенции во главе с А. Н. Бекетовым; в числе организаторов Н. В. Стасова, М. В. Трубникова, Л. П. Философова. Открыты в 1878 вместо Владимирских курсов (1870-75) как независимое уч. заведение (см. Женское образование). Состояли из 3 отделений: ист.-филол., физ.-мат. и спец. математического (естественного). Офиц. учредитель и первый директор (1878-82) - проф. истории К. Н. Бестужев-Рюмин (от его имени курсы получили свое неофиц. название). Пед. совет возглавил Бекетов. Срок обучения 3 года, с 1881 - 4 года. Принимались женщины со ср. образованием не моложе 21 года. Обучение было платным, но мн. педагоги читали лекции безвозмездно. На Б. к. в разное время преподавали И. А. Бодуэн де Куртенэ, А. П. Бородин, С. А. Венгеров, О. А. Добиаш-Рождественская, Ф. Ф. Зелинский, Д. И. Менделеев, Д. Н. Овся-нико-Куликовский, В. П. Острогорский, Н. П. Павлов-Сильванский, С. Ф. Платонов, И. М. Сеченов, А. И. Сомов, А. Н. Страннолюбский, Е. В. Тарле и др. учёные. Особое внимание уделялось практич. занятиям: на физ.-мат. отделении они велись со времени открытия курсов, на ист.-филол. отделении введены в 1881. В 1886-89 по распоряжению министра нар. просвещения И. Д. Делянова приём на курсы был временно прекращён. При новом наборе (1889) было закрыто естеств. отделение, курсы лишены автономии, повышена плата за обучение, введены др. ограничения. В 1906 права Б. к. были восстановлены, вместо курсовой введена предметная система обучения, основанная на свободном выборе науч. дисциплин и порядка их изучения; открыт юрид. ф-т. Выпускницы (законы 1901 и 1906) получили право преподавать во всех классах жен. ср. уч. заведений и в четырёх мл. классах муж. ср. школы; с 1911 «бестужевки» могли сдавать гос. экзамены в ун-те, получая соотв. права. В 1915/16 уч. г. на Б. к. обучалось более 6 тыс. чел.

В 1918 реорганизованы в Третий петроградский ун-т, к-рый в 1919 вошёл в состав Петрогр. ун-та.

Лит: Санкт-Петербургские высшие женские (Бестужевские) курсы (1878-1918), Л1965; Федосова Э. П., Бестужевские курсы - первый жен. ун-т в России. М., 1980: Высшие женские (Бестужевские) курсы. Библиография, указатель, М., 1966.

БЕХТЕРЕВ ВЛАДИМИР МИХАЙЛОВИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕЦКОЙ ИВАН ИВАНОВИЧ

БЕЦКОЙ ИВАН ИВАНОВИЧ - [3(14).2.1704, Стокгольм, - 31.8(11.9).1795, Петербург], гос. и обществ. деятель. Внебрачный сын фельдмаршала И. Ю. Трубецкого. Учился в Копенгагене в кадетском корпусе. В 1740-х гг. служил в Петербурге в Коллегии иностр. дел, в 1747 вышел в отставку и до 1762 жил гл. обр. за границей. В 1764-94 през. Академии художеств в Петербурге. В 1763 представил Екатерине II план шк. реформы - «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества» (утверждён в 1764), в к-ром, так же как и в уставах шляхетского корпуса и воспитат. домов и др. соч., изложил прогрессивные, хотя и не вполне оригинальные пед. взгляды, сложившиеся под влиянием Дж. Локка, Ж. Ж. Руссо, К. А. Гельвеция. Б. надеялся посредством воспитания создать «новую породу людей» (гуманных и справедливых дворян, а также купцов, промышленников, ремесленников, т.е. «третий чин») с целью сглаживания классовых антагонизмов в интересах абсолютистского гос-ва. Условием формирования первого поколения «новых людей» Б. считал строгую изоляцию воспитанников от пагубного влияния общества, предрассудков и пороков старого поколения. С этой целью в 1760 - нач. 70-х гг. создал систему закрытых уч.-воспитат. учреждений сословного характера для детей от 5-6 до 18-20 лет, в т. ч. воспитат. дома в Москве и Петербурге, Коммерческое уч-ще, мещанские уч-ща при Сухопутном шляхетском корпусе и при Академии художеств, Смольный институт с мещанским отделением, положивший начало ср. жен. образованию в России. Осн. задачей новых учреждений Б. считал воспитание совершенного человека и гражданина, а не проф. работника; обучению отводил второстепенную роль. В программы включил широкий круг общеобразоват. дисциплин, способствующих гл. обр. нравств. развитию воспитанников, определению их способностей и направления будущей деятельности. Для детей из мещанского сословия предусматривал помимо общего образования обучение основам коммерции, ведению хоз. дел, ремесленно-худож. специальностям в соответствии с их склонностями. Серьёзное внимание Б. уделял физич. развитию детей, приобщению к домашнему труду. Пед. программа Б. предполагала использование "гуманных методов воспитания. Воспитатели должны быть «добросовестными и примера достойными людьми», обучать без принуждения, с учётом интересов и способностей ребенка, не применять телесных наказаний. Однако на практике идеи Б. оказались несостоятельными. Неудовлетворит. состояние его уч.-воспитат. учреждений, низкий уровень образования воспитанников обусловили пересмотр предложенной Б. системы образования и начало подготовки шк. реформы 1782-86.

Соч.: Собрание учреждений и предписаний, касательно воспитания в России обоего пола благородного и мещанского юношества, т. 1-2, СПБ. 1789-91.

Лит.: Майков П. М., И. И. Бецкой. Опыт его биографии, СПБ, 1904; Рождественский С. В., Очерки по истории систем нар. просвещения в России в XVIII - XIX вв., СПБ, 1912; Краснобаев Б. И., Очерки истории рус. культуры XVIII в., М., 1972.

БИБЛИОГРАФИЯ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БИБЛИОГРАФИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БИБЛИОТЕКИ

БИБЛИОТЕКИ - для детей и юношества, в Рос. Федерации внешк. культ.-просвет, учреждения. Комплектуют, хранят, выдают для чтения и пропагандируют лит-ру, вошедшую в круг дет. и юношеского чтения.

Существуют самостоятельные дет. и юношеские Б., школьные Б., Б. др. уч. заведений, дет. домов, интернатов, санаториев, внешк. учреждений. В Б. для взрослых имеются дет. и юношеские структурные подразделения. В фондах Б. представлена науч.-популярная, ху-дож., справочная лит-ра, периодич. издания, грампластинки, диафильмы, слайды и др. материалы; метод, лит-ра для родителей, учителей, воспитателей, библиотечных работников. Организована спра-вочно-информац. служба, ведётся пропаганда библиотечно-библиографич. знаний. Б. приобщают учащихся к система-тич. чтению, прививают им навыки самостоят, работы с книгой, воспитывают культуру чтения, формируют потребности детей в информации; оказывают науч.-метод. и библиографич. помощь всем руководителям чтением; ведут индивидуальную и массовую работу с читателями с учётом их социально-демографич. и психол. особенностей; устраивают выставки, беседы, читательские конференции, вечера, встречи с интересными людьми, при них работают кружки, клубы юных книголюбов и др.

Детские библиотеки обслуживают детей дошк. и шк. возраста до 14 лет и руководителей дет. чтения. Единичные дет. Б. в России создавались с 70-х гг. 19 в. на средства пед. и культ.-просвет, об-в, частных лиц. Первая дет. Б. обществ, пользования открылась в 1870 в Кронштадте. Подобные Б. работали в Москве (Б. Бередниковой; при Об-ве распространения техн. знаний), Кишинёве (Б.-читальня им. А. С. Пушкина), Петербурге (при Об-ве дошк. воспитания), а также в Нижнем Новгороде, Перми и др. Самостоят, дет. Б. организовывались после Революции 1905-07. В 1910-11 основаны дет. Б. в большинстве крупных городов и провинциальных центров. После Всерос. съезда по библиотечному делу (1911) появились бесплатные Б. и дет. отделения при гор. Б. Осн. масса детей обслуживалась через Б. уч. заведений.

Самостоят, сеть дет. Б. начала формироваться в 1917-19. Открылись центральные дет. Б. - губернская в Пензе, уездные или городские в Пскове, Ростове и др. В большинстве населённых пунктов страны детей обслуживали дет. отделения и филиалы уездных и районных Б. В 1920 декретами СНК РСФСР дет. Б. включены в единую гос. библиотечную сеть.

Совр. сеть дет. Б. включает респ., краевые, обл., городские и районные Б., к-рые объединены в самостоятельные централизов. системы или являются филиалами смешанных централизов. библиотечных систем. Возрастные подразделения объединяют абонемент и читальные залы для детей дошк. и мл. шк. возраста, ср. и ст. шк. возраста. Дет. Б. - метод, и координац. центры для Б. всех систем и ведомств, тесно взаимодействуют с Б. школ и внешк. учреждений.

Юношеские библиотеки обслуживают читателей в возрасте от 14 до 20 лет. Первой создана Моск. гор. юношеская Б. (1941). Респ., обл., краевые юношеские Б. являются метод, центрами по работе с молодёжью для др. Б. Наряду с обще-образоват. деятельностью юношеские Б. ведут работу по проф. ориентации и проф. адаптации молодёжи, выпускают метод, библиографич. пособия по пропаганде книги и руководству чтением, организуют исследования по проблемам чтения.

Школьные библиотеки - структурные подразделения школы. В России создавались при гимназиях, кадетских корпусах, реальных уч-щах и др. уч. заведениях. Школьный библиотекарь работает в тесном контакте с пед. коллективом, с общественными организациями; является членом пед. совета, активно участвует во внеурочной работе школы. Основу фонда шк. Б. составляет лит-ра, предусмотренная в уч. программах, в т. ч. издания для внеклассного чтения, книги серии «Школьная библиотека», «Библиотека мировой лит-ры для детей», пособия в помощь факультативным занятиям. Б. осуществляют выдачу учащимся учебников.

Лит.: Крупская Н. К., О библиотечном деле, т. 1-4, М., 1982-85; её же, О дет. лит-ре и дет. чтении. Избранное, М., 1979; Руководящие мат-лы по библиотечному делу. [Справочник], М., 1988; Справочник библиотекаря, М., 1985; Руководство чтением детей в б-ке. [Учебник для библиотечных ф-тов ин-тов культуры], M., 19768; Библиотечное обслуживание детей в условиях централизации. Сб. мат-лов, М., 1976; О работе шк. б-ки. Метод, рекомендации, M., 1981j Осн. направления и принципы взаимодействия дет. и шк. б-к в обслуживании школьников 1-8 кл. Сб. науч. тр., Л., 1981; Дифференцированное руководство чтением детей. Л1983; Б-ка - школьнику, М., 1986; Б-ка и юный читатель, М., 1987; Библиотечно-библиографич. знания - школьникам, M.. 19893; Валькова В. Г., Спаль А. Н., Книжкин дом, М., 1990. Н. В. Бубекина.

БИБЛИОТЕКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА

БИБЛИОТЕКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА - в Рос. Федерации внешк. культ.-просвет. учреждения. Комплектуют, хранят, выдают для чтения и пропагандируют лит-ру, вошедшую в круг дет. и юношеского чтения.

Существуют самостоятельные дет. и юношеские Б., школьные Б., Б. др. уч. заведений, дет. домов, интернатов, санаториев, внешк. учреждений. В Б. для взрослых имеются дет. и юношеские структурные подразделения. В фондах Б. представлена науч.-популярная, худож., справочная лит-ра, периодич. издания, грампластинки, диафильмы, слайды и др. материалы; метод. лит-ра для родителей, учителей, воспитателей, библиотечных работников. Организована спра-вочно-информац. служба, ведётся пропаганда библиотечно-библиографич. знаний. Б. приобщают учащихся к сисТематич. чтению, прививают им навыки самостоят. работы с книгой, воспитывают культуру чтения, формируют потребности детей в информации; оказывают науч.-метод. и библиографич. помощь всем руководителям чтением; ведут индивидуальную и массовую работу с читателями с учётом их социально-демографич. и психол. особенностей; устраивают выставки, беседы, читательские конференции, вечера, встречи с интересными людьми, при них работают кружки, клубы юных книголюбов и др.

Детские библиотеки обслуживают детей дошк. и шк. возраста до 14 лет и руководителей дет. чтения. Единичные дет. Б. в России создавались с 70-х гг. 19 в. на средства пед. и культ.-просвет. об-в, частных лиц. Первая дет. Б. обществ. пользования открылась в 1870 в Кронштадте. Подобные Б. работали в Москве (Б. Бередниковой; при Об-ве распространения техн. знаний), Кишинёве (Б.-читальня им. А. С. Пушкина), Петербурге (при Об-ве дошк. воспитания), а также в Нижнем Новгороде, Перми и др. Самостоят. дет. Б. организовывались после Революции 1905-07. В 1910-11 основаны дет. Б. в большинстве крупных городов и провинциальных центров. После Всерос. съезда по библиотечному делу (1911) появились бесплатные Б. и дет. отделения при гор. Б. Осн. масса детей обслуживалась через Б. уч. заведений.

Самостоят. сеть дет. Б. начала формироваться в 1917-19. Открылись центральные дет. Б. - губернская в Пензе, уездные или городские в Пскове, Ростове и др. В большинстве населённых пунктов страны детей обслуживали дет. отделения и филиалы уездных и районных Б. В 1920 декретами СНК РСФСР дет. Б. включены в единую гос. библиотечную сеть.

Совр. сеть дет. Б. включает респ., краевые, обл., городские и районные Б., к-рые объединены в самостоятельные централизов. системы или являются филиалами смешанных централизов. библиотечных систем. Возрастные подразделения объединяют абонемент и читальные залы для детей дошк. и мл. шк. возраста, ср. и ст. шк. возраста. Дет. Б. - метод. и координац. центры для Б. всех систем и ведомств, тесно взаимодействуют с Б. школ и внешк. учреждений.

Юношеские библиотеки обслуживают читателей в возрасте от 14 до 20 лет. Первой создана Моск. гор. юношеская Б. (1941). Респ., обл., краевые юношеские Б. являются метод. центрами по работе с молодёжью для др. Б. Наряду с общеобразоват. деятельностью юношеские Б. ведут работу по проф. ориентации и проф. адаптации молодёжи, выпускают метод. библиографич. пособия по пропаганде книги и руководству чтением, организуют исследования по проблемам чтения.

Школьные библиотеки - структурные подразделения школы. В России создавались при гимназиях, кадетских корпусах, реальных уч-щах и др. уч. заведениях. Школьный библиотекарь работает в тесном контакте с пед. коллективом, с общественными организациями; является членом пед. совета, активно участвует во внеурочной работе школы. Основу фонда шк. Б. составляет лит-ра, предусмотренная в уч. программах, в т. ч. издания для внеклассного чтения, книги серии «Школьная библиотека», «Библиотека мировой лит-ры для детей», пособия в помощь факультативным занятиям. Б. осуществляют выдачу учащимся учебников.

Лит.: Крупская Н. К., О библиотечном деле, т. 1-4, М., 1982-85; её же, О дет. лит-ре и дет. чтении. Избранное, М., 1979; Руководящие мат-лы по библиотечному делу. [Справочник], М., 1988; Справочник библиотекаря, М., 1985; Руководство чтением детей в б-ке. [Учебник для библиотечных ф-тов ин-тов культуры], M.; Библиотечное обслуживание детей в условиях централизации. Сб. мат-лов, М., 1976; О работе шк. б-ки. Метод. рекомендации, M., 1981j Осн. направления и принципы взаимодействия дет. и шк. б-к в обслуживании школьников 1-8 кл. Сб. науч. тр., Л., 1981; Дифференцированное руководство чтением детей. Л1983; Б-ка - школьнику, М., 1986; Б-ка и юный читатель, М., 1987; Библиотечно-библиографич. знания - школьникам, M. ; Валькова В. Г., Спаль А. Н., Книжкин дом, М., 1990. Н. В. Бубекина.

БИБЛИОТЕКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БИКЧУРИН (БЕКЧУРИН) МИРСАЛИХ МУРСАЛИМОВИЧ

БИКЧУРИН (БЕКЧУРИН) МИРСАЛИХ МУРСАЛИМОВИЧ (1819, Оренбург, - после 1887?), башк. педагог, просветитель, этнограф. В 1930-38 учился в оренбургском Неплюевском воен. уч-ще. В 1841-< 1878 преподавал там же и в др. уч. заведениях араб., перс., башк. и тат. языки. В 60-70-х гг. участник походов рус. армии в Ср. Азию. Составил «Нач. руководство к изучению араб., перс, и тат. языков» (1859), в к-ром предпринял попытку систематич. изложения фонетич. и грамматич. строя башк. яз. в сопоставлении с др. языками. Книга служила также для обучения башкир рус. языку. Ориентировался на звуковой метод обучения грамоте. В сб. статей «Туркестанская область» (1872)выступил с критикой религ. фанатизма и нац. обособленности. Критиковал схоластич. методы обучения в мусульм. уч. заведениях; пропагандировал введение светских предметов, приобщение башк. населения к совр. науке. Одним из первых начал собирать башк. фольклор. Опубликовав его образцы в своей записи (с использованием араб. графики), выступил как зачинатель башк. письменности. Первым из башкир избран членом Рус. геогр. об-ва. Лит.: Биобиблиография, словарь отеч. тюркологов. Дооктябрьский период. Под ред. А. Н. Кононова, M.; В и л д а-нов А. ХКунафин Г. С., Башк. просветители-демократы XIX в., М., 1981.

БИМ-БАД БОРИС МИХАЙЛОВИЧ

БИМ-БАД БОРИС МИХАЙЛОВИЧ (р 28 12 1941, Соль-Илецк Оренбургской обл.), педагог, акад РАО (1992), д-р пед.наук (1994). Окончил МГПИ (1964) С 1965 на пед.работе С 1968 в системе АПН Один из организаторов и ректор Рос. открытого ун-та (1989, ныне ун-т РАО). Разработал уч пособие по всеобщей истории педагогики Один из инициаторов развития совр. исследований по педагогической антропологии и авт. уч пособия по этому курсу для студентов пед.уч заведений.

Соч.: Очерки истории школы и педагогики за рубежом (1917-1939), M, 1982 (соред и соавт. ) Теоретико-методол вопросы истории педагогики, M, 1986 (соред и соавт. ), Антро-пологич.основание теории и практики совр. образования, M., 1994, Пед.антропология Программа курса, M, 1994, Пед.течения в нач. двадцатого века, M, 1994, Путь к спасению Пед.антропология И Канта сегодня, M, 1994, Воспитание человека человеком начала совр. пед.антропологии, M., 1995.

БИНЕ АЛЬФРЕД

БИНЕ АЛЬФРЕД (8.7.1857, Ницца, - 18.10.1911, Париж), франц. психолог. Возглавлял (1895) лабораторию физиол. психологии в Сорбонне. В 1894 основал «Ежегодник по психологии» («LAnnee psychologique», совм. с Т. Ри-бо). В 1899 открыл совм. с Ф. Бюиссоном лабораторию эксперим. педагогики. Исследовал особенности мышления у знаменитых вычислителей и шахматистов, проблему умственного утомления, интеллектуального развития детей, психофи-зич. проблему.

Б. совм. с Ш. Фере, В. Анри, Т. Симоном экспериментально изучал механизмы и закономерности психич. регуляции поведения. Пионер применения эксперим. методов к изучению высш. психич. функций, прежде всего мышления; разработал и усовершенствовал ряд исследовательских и диагностич. методов: опросники, тесты, метод клинич. беседы. Придерживаясь первоначально постулатов ассоциативной психологии, Б. в дальнейшем отверг их и трактовал процесс мышления не как сочетание образов (идей) по законам ассоциации, а как оперирование общими схемами решения жизненно важных для субъекта задач. Эти схемы рассматривались как целостные образования, соотносимые с целью мыслительного акта. Б. отмечал, что «считает целью мышления деятельность и ищет саму суть мышления в системе деятельности» («LAnnee psychologique», 1908, р. 145). Значит. влияние на психологию оказали работы Б. по диагностике умственного развития ребёнка. Для отбора умственно отсталых детей в спец. школы он разработал шкалу развития интеллекта, в основе к-рой лежит идея различия хронологич. и умственного возраста. Создал систему простых испытаний для соответствующих измерений (Б. - Симона тест, 1905). Введённые Б. критерии тестовых испытаний легли в основу ряда диагнос-тич. методик. В модифициров. виде тест Б. используется в совр. психологии для диагностики умственного развития (см. Тесты).

Соч.: La suggestibilite, Р., 1900; Letude experimentale de lintelligence, Р., 1903; в рус. пер. - Психология умозаключения, М., 1889; Умственное утомление, М., 1899 (соавт.); Введение в эксперим. психологию, СПБ (соавт.); Душа и тело, М., 1910; Совр. идеи о детях, М., 1910; Ненормальные дети. M., 19li (соавт.); Методы измерения умственной одаренности. Сб. статей, [Херсон], 1923 (соавт.).

Лит.: Эксперим. психология, ред.-сост П. Фресс и Ж. Пиаже, пер. с франц. в. 1-2, М., 1966, гл. 1; Ярошев с к и и М - Г., История психологии, М., ч. 2. гл. 11; Bertrand F.-L. A. Binet et son Oeuvre, P., 1930; Z uz a F. A. Binet et la pedagogie experimentale, P. 1948. M. Г. Ярошевский.

Предыдущая страница Следующая страница