Российская педагогическая энциклопедия
Статьи на букву "Б" (часть 4, "БИО"-"БОД")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Б" (часть 4, "БИО"-"БОД")

БИОГЕНЕТИЧЕСКИЙ ЗАКОН

БИОГЕНЕТИЧЕСКИЙ ЗАКОН - сформулирован в 1866 нем. учёным Э. Геккелем. Согласно Б. з. индивидуальное развитие организма особи (онтогенез) является сокращённым и сжатым повторением (рекапитуляцией) важнейших этапов эволюции вида (филогенеза). Факты рекапитуляции (напр., закладка жаберных щелей у зародышей наземных позвоночных) были известны ещё до появления эволюц. учения Ч. Дарвина, к-рый в 1859 дал им естеств.-ист. объяснение: стадии развития зародышей воспроизводят древние предковые формы. Он рассматривал рекапитуляцию как фундам. закономерность эволюции органич. мира. Нем. эмбриолог Ф. Мюллер в 1864 подкрепил принцип рекапитуляции данными из истории развития ракообразных. Геккель придал этому принципу форму Б. з., схематизировав при этом дарвиновские представления.

Б. з. сыграл важную роль в биологии, стимулировал эволюц. исследования в эмбриологии, сравнит, анатомии и палео-логии. Вокруг Б. з. развернулась актуальная и для 20 в. острая и содержательная дискуссия, в ходе к-рой были выдвинуты разные теории соотношения онтогенеза и филогенеза организмов. Значит. вклад в теоретич. разработку проблем Б. з. внесли рус. биологи А. Н. Северцов, И. И. Шмаль-гаузен и др.

В связи с проникновением в психологию идей эволюц. биологии в кон. 19 - нач. 20 вв. были предприняты попытки использовать Б. з. для объяснения механизмов смены стадий в развитии психич. функций и форм поведения у животных и человека.

Лит.: Дарвин Ч., Происхождение видов Соч., т. 3, М. - Л., 1939; Мюллер Ф., Геккель Э., Осн. биогенетич. закон, М. - Л., 1940; Северцов А. Н., Морфологич. закономерности эволюции, М.-Л1939; Шмальгаузен И. И., Организм как целое в индивидуальном и ист. развитии, М. - Л., 1942.

БИОЛОГИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БИРМА

БИРМА - см. Мьянма.

БИРУНИ, БЕPУНИ, АБУ РЕЙХАН МУХАММЕД ИБН АХМЕД АЛЬ-БИРУНИ

БИРУНИ, БЕPУНИ, АБУ РЕЙХАН МУХАММЕД ИБН АХМЕД АЛЬ-БИРУНИ - [4.10.973, Кят, ныне Беруни, в Каракалпакии - 13.12.1048, Газни (Газна), ныне в Афганистане], ср.-азиат, учёный-энциклопедист. и мыслитель. Один из основоположников опытного естествознания, выступал за разграничение сфер науки и религии. Сторонник распространения знаний, Б. полагал, что наука и просвещение освободят народы от невежества и нищеты. Обучение и воспитание рассматривал как средство приобретения нравственных и умственных качеств, необходимых для достижения счастья. Указывал на возможность исправления отрицат. черт характера путём воспитания. Автор многих, гл. обр. естеств.-научных, соч. (сохранилось ок. 30), написанных на араб. языке. «Книга вразумления зачаткам науки о звёздах» (ок. 1029; на араб. и перс, языках) - изложение основ математики, астрономии, географии и др. наук - неск. веков служила уч. пособием в медресе. Ввёл в практику преподавания ряд ма-тем. и астрономич. задач. Перевёл на санскрит нек-рые свои труды, а также отд. соч. Птолемея, Евклида. Ист.-иед. интерес представляет характеристика Б. обучения в Индии (в труде «Индия», ок. 1030).

Соч. в рус. пер.: Избр. произв., т. 1-6, Таш., 1957-75.

Лит.; Булгаков П. Г., Жизнь и труды Беруни, Таш. 1972; Розен-фельд Б. А., Рожанская М - М., Соколовская 3. К., Абу-р-Райхан ал-Бируни, М. 1973. Б. Л. Розенфельд.

БИХЕВИОРИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЛАГО

БЛАГО - в этике и философии то, что заключает в себе определённый положит. смысл. В антич. этич. учениях трактовалось различно: как наслаждение или воздержание от страстей, как добродетель в смысле господства разумной природы над низшей и др. У Платона Б, отождествлялось с высш. ступенью в иерархии бытия. Аристотель различал Б. телесные (здоровье, сила и т. п.), внешние (богатство, честь, слава и т. п.) и душевные (острота ума, нравств. добродетель и т. д.). В ср.-век. схоластике высшие Б. олицетворял Бог, являющийся источником всех Б. и конечной целью человеческих устремлений. В европ. философии нового времени подчёркивалась роль субъекта в определении чего-либо как Б. (то, к чему стремится человек, то, что ему нужно). Др. истолкованием Б. явилось утилитаристское сведение его к полезности.

С сер. 19 в. понятие «Б.» постепенно вытесняется понятием «ценность». В этом смысле Б. является общим понятием ценностного сознания и учения о ценностях (аксиологии), обозначающим положит. материальные и духовные ценности. К первым относятся наслаждение, польза, благополучие, удобство, ко вторым - добро, прекрасное, истина, совершенство, правда. Б. подразделяются на высшие, или безусловные, с к-рыми связаны конечные основания человеческого существования, и относительные, или условные, выступающие средством для получения др. Б. Абсолютным называется Б., к-рое является ценным и желаемым само по себе. В разл. фил ос. и этич. учениях абсолютное Б. трактовалось в зависимости от понимания предназначения человека и его места в мире (в обществе, в Космосе). Гуманистич. мировоззрение утверждает как Б. идеал развитого и свободного человека в гармонич. единстве с др. людьми, обществом и природой.

БЛАГОДАРНОСТЬ

БЛАГОДАРНОСТЬ - чувство признательности к человеку (группе, организации) за оказание благодеяния, внимания, услуги и т. п., выражающееся в готовности ответить взаимным действием. Б. является одним из неотъемлемых нравств. устоев общества. Моральное требование платить добром за добро возникло с древних времён, когда человек начал выделять себя в первобытном коллективе и стала возможной практика взаимных услуг. Принцип Б. имел характер социально-нравств. императива: совершение даров (деяний) считалось обязательным и общепризнанным. В условиях бурж. общества долг Б. приобрёл более широкое значение: как не оформленное правом дополнение к экон. и юрид. отношениям взаимного обмена товарами и услугами. В совр. понимании Б. - важнейшее проявление принципа справедливости во взаимоотношениях людей. Следует отличать Б. от подобострастия, взяточничества и др. аморальных форм устройства личных и обществ. дел. наиб. сложными в моральном отношении являются ситуации, когда обязанность Б. по отношению к кому-либо вступает в противоречие с принципами гуманизма, патриотизма, честности и т. п. А. Ю - Согомонов.

БЛАГОДЕЯНИЕ

БЛАГОДЕЯНИЕ - действие, обусловленное заботой и состраданием и направленное на благо др. людей, общества. Б. противоположно злодеянию. По своему внутр смыслу Б. бескорыстно. Однако в той мере, в какой интересы людей обособлены и взаимопротиворечивы, Б. как действие, одобряемое обществ. нравственностью, может выступать как средство осуществления корыстных интересов и соответственно принимать разл. формы мнимого Б. (совершаемого из соображений личного удовольствия, пользы и рассчитанного на одобрение окружающих). Но и подлинное, гуманистически ориентированное Б. может провоцировать моральные конфликты, поскольку оно ставит человека, нуждающегося в помощи, в положение, к-рое может унизить его нравств. достоинство; и наоборот, лицо, совершающее доброе дело, пусть даже из самых лучших побуждений, иногда может навязывать нуждающемуся своё понимание блага. Б. оказывается действительно подлинным лишь при условии, что оно не будет изолированным актом, но явится основой для разностороннего человеческого общения, т. е. Б. проявляется не только как доброжелательность, щедрость, но и как самоотречение, понимание чувств др. человека, сострадание к нему, как соучастие в его судьбе. Этим Б. отличается от подаяния, услуги (см. Альтруизм).

С этич. точки зрения Б. является моральным долгом: в Б. человек воплощает нравств. идеал человеческого единства и братства. Ориентация на образец морального совершенства, с одной стороны, и учёт интересов и взглядов конкретного человека, нуждающегося в помощи, с другой, служит залогом того, что нравств. противоречия между людьми не будут усугублены, а Б. станет актом нравств. возвышения общества (см. Благотворительность). Р. Г. Апресян.

БЛАГОЕВ ДИМИТР

БЛАГОЕВ ДИМИТР (14.6.1856, сел. Заго-ричане, - 7.5.1924, София), основатель и руководитель Болг. социал-демокр. партии, педагог. В 1881-85 учился в Петербургском ун-те. В 1883 основал одну из первых в России с.-д. групп, участники к-рой наряду с политическими выдвигали и требования по нар. образованию (борьба за свободу слова и свободу преподавания наук и иск-в, светский характер воспитания в школе, введение обязат. бесплатного обучения и др.). В 1885 был арестован и выслан в Болгарию. Работал учителем в Шумене. С 1887 директор Скобелевской гимназии в Видине, с 1890 учитель в Пловдиве. Активно участвовал в движении учителей, выступавших за свободу болг. школы. Б. подверг критике традиц. методы обучения и воспитания в школе. Отстаивал светскую ориентацию образования, принципы демократизма в руководстве школами, выборность шк. администрации. Считал, что учитель должен давать детям «положительные знания», развивать в молодёжи чувство гражданства и полезную инициативу. Путь к освобождению школы от догматизма видел в полит. борьбе учителей вместе с рабочим классом. В 1905 под руководством Б. была основана орг-ция болг. учителей-социал-демократов; Б. был редактором первого в Болгарии пед. журн. «Вестник учительского общества» (1889-90), написал ряд учебников и уч. пособий, составил хрестоматию по рус. яз., полный рус.-болг. словарь. Проф. образованию посвящена глава в кн. Б. «Экон. развитие в Болгарии» (1897).

Соч.: Сечинения, т. 1 - 20, София, 1957 - 1964; в рус. пер. - Мои воспоминания, М. - Л., 1928.

Лит.: Стоянов Г., Д. Благоев - основоположник марксистской пед. мысли в Болгарии, СП, 1982, № 6; Ч а к p о в Н. Г., АтанасовЖ. Г., История на българско-то образование, София, 1970; Ганов Б., Д. Благоев - крупен марксист-педагог, София, 1978. Г. А. Касвин.

БЛАГОЙ ДМИТРИЙ ДМИТРИЕВИЧ

БЛАГОЙ ДМИТРИЙ ДМИТРИЕВИЧ - [28.1 (9.2). 1893, Москва, - 14.2.1984, там же], литературовед, ч.-к. АН СССР (1953), дер филол. наук (1938), проф. (1931), д. ч. АПН (1947). После окончания ист.-филол. ф-та Харьковского ун-та (1919) преподавал в ср. школе в Феодосии. С 1923 на науч. работе в Москве: в Ин-те слова (1923-25), МГПИ (1925-35), МГУ (1943-60), с 1938 в Ин-те мировой лит-ры им. А. М. Горького. Центр. место в лит. трудах Б. занимало исследование творческой судьбы А. С. Пушкина («Творческий путь Пушкина», в 2 тт., 1950-67, Гос. пр., 1951). Худож. мир поэта рассматривался Б. как определяющий момент рус. духовной жизни, не только сконцентрировавший поиски предшествующей культуры (статьи о А. Д. Кантемире, Д. И. Фонвизине, Г. Р. Державине и др. писателях 18 в.), но и ставший нравств. и эстетич. ориентиром для последующей лит-ры (работы о А. А. Фете, Н. В. Гоголе, Ф. М. Достоевском, Л. Н. Толстом и др.). В пед. изданиях (журналах «Рус. язык в школе», «Лит-ра в школе») публиковал популярные статьи и разработки по методике анализа произв. поэта, изучавшихся в школе. Участвуя в создании шк. программ по лит-ре, выступал за исторически последовательное и систематич. преподавание лит-ры - от др.-русской до современной, за необходимость сравнит, изучения произв. рус. и заруб. словесности (Пушкин и Байрон, Бальзак и Достоевский и т. д.), за тесную связь с курсом отеч. истории. Утверждение общефилол. принципов целостного анализа худож. текста Б. связывал с преим. интересом к общечеловеческим и нравств. проблемам лит-ры, с воспитанием эстетич. вкуса и культуры слова и мысли учащихся.

Соч.: История рус. лит-ры 18 века, М., I9604; О цели, задачах, программе и методике преподавания лит-ры в 9 -11 кл., ЛШ, 1961, № 1; Воспитат. значение творчества Пушкина, там же, 1962, № 1; «Евгений Онегин» Пушкина, там же, 1949, № 2.

Лит: Д. Д. Благой. Список печатных работ, М., 1958; Барков П., Д. Д. Благой, «Рус. лит-ра», 1963, N 2; Искусство слова Сб. статей к 80-летию Д. Д. Благого, М. 1973, с. 3 - 29. Д. А. Ермаков,

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ, ФИЛАНТРОПИЯ

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ, ФИЛАНТРОПИЯ (от греч. philanthropia-человеколюбие), организованная, нередко институционализированная и, как правило, негос. деятельность, направленная на оказание помощи (в первую очередь материальной) нуждающимся людям. Обычно отношения Б. характерны между людьми, или не связанными родств. или иными жёсткими узами, к-рые предполагают взаимопомощь и поддержку, или различающимися по социальному и материальному положению. Б. свершается людьми, признающими общегуманистич. идеи любви к ближнему.

Исторически Б. возникла из обычаев взаимопомощи, существовавших в первобытном обществе. Б. распространилась в Др. Риме в результате резкого социально-классового расслоения общества. Как форма помощи (напр., обществ. раздача денег, трапезы и т. п.), порой вынужденной, со стороны богатых людей по отношению к неимущим, Б. была способом смягчения социальной напряжённости. И в этом смысле Б., безусловно, можно рассматривать как одну из ист. форм гуманизма.

Б. стала объектом критики со стороны мн. мыслителей разл. направлений. наиб. радикально выступали представители со-циалистич. критики. Напр., П. Лафарг в эссе «О благотворительности» утверждал, что Б. бессмысленна и безнравственна, т. к. не исправляет, но только усугубляет положение бедных и обездоленных людей и является в мораль-ио-психол. плане самообманом эксплуататоров и обманом эксплуатируемых. Он также подчёркивал, что в ка-питалистич. обществе Б. выступает разновидностью весьма выгодного бизнеса, формой воздействия на массовое сознание. Социалистич. критика стремилась вскрыть социальный смысл Б. и предостерегала от надежды на то, что с её помощью можно избавиться от негативных явлений жизни. В худож. лит-ре, публицистике преобладала т. н. фельетонист-ская критика, обращавшая внимание на тот факт, что организация и реклама фи-лантропич. акций стоит дороже действит. помощи нуждающимся. Предметом этой критики по сути являлась не сама Б., а конкретные люди, её осуществляющие. Наконец, с позиций «утилитаристской» критики ставился вопрос. о справедливости Б. Выразители таких взглядов утверждали, что милостыня (но не помощь) потворствует лености, безделью, получению благ, не опосредованному трудом, и порождает новых обездоленных. Следовательно, Б. должна выражаться не в распределении материальных благ, а в конкретной социальной помощи людям, напр. содействие получению ими образования, профессии, работы и т. п. Этич. критика также придерживалась точки зрения, что Б. должна проявляться в реальной помощи человеку, соучастии в его судьбе. Истинная Б. не может быть чисто внешней, а тем более единовременной.

Благотворит. деятельность заняла важное место в обществ. жизни мн. стран.

В сов. обществе 20-80-х гг. взгляды на благотворит. деятельность постепенно менялись: от полного отрицания до терпимости и признания её не только средством помощи наименее социально защищённым слоям населения, но и важной формой обществ. активности и нравств. самовоспитания. Закономерным стало возникновение во 2-й пол. 80-х гг. разл. благотворит. фондов и организаций, проведение благотворит. акций, в т. ч. в пользу воспитанников дет. домов и интернатов, детей, пострадавших в стихийных и др. бедствиях, при авариях и др.

Р. Г. Апресян.

БЛАЙДЕН ЭДУАРД УИЛМОТ

БЛАЙДЕН ЭДУАРД УИЛМОТ (3.1.1832, Сент-Томас, Виргинские о-ва, Вест-Индия, - 7.2.1912, Фритаун, Сьерра-Леоне), зап.-афр. просветитель, педагог, историк, лингвист. В 1854 окончил ср. школу в Либерии. В разные годы работал там преподавателем и директором в ср. школах и колледжах. В 1864-71 мин. иностр. дел Либерии. Б. был одним из образованнейших людей своей страны.

В преодолении отсталости Африки Б. отводил важную роль развитию образования. Выступал против попыток принудит, европеизации африканцев через школу. По его мнению, афр. народы, овладевая достижениями европ. культуры и науки, должны сохранять свою самобытную культуру, искать свои пути развития.

Б. сформулировал осн. положения концепции африканизации шк. обучения, намного опередившей его время а нашедшей практич. применение в большинстве афр. гос- в после провозглашения их независимости. Он предлагал отказаться от европ. и амер. уч. лит-ры, к-рая воспитывала у афр. детей комплекс расовой неполноценности, изучать местные языки, считая это средством развития просвещения и сближения всех африканцев.

Нек-рые идеи Б. попытался воплотить в жизнь в колледже «Либерия» (осн. в 1862, ныне Ун-т Либерии). В уч. планы был включён араб. яз., планировалось перейти к изучению местных языков, придать практич. направленность образованию и др.

Соч.: The Liberian scholar, Wash., 1900; The Negro in ancient history. L. - Wash. 1969; Black spokesman. Selected published writings, ed. by H. R. Lynch, L., 1971.

Лит.: Френкель М. Ю., Обществ. мысль брит. Зап. Африки во второй пол. XIX в., М., 1977. В. П. Борисенков.

БЛАНКИ ЛУИ ОГЮСТ

БЛАНКИ ЛУИ ОГЮСТ (1.2. 1805, Пюже-Тенье, близ Ниццы, - 1.1.1881, Париж), франц. революционер, коммунист-утопист. Под влиянием идей Г. Бабёфа в нач. 30-х гг. Б. пришёл к ком-мунистич. убеждениям и стал главой полит. течения (бланкизма), к-рое связывало успех революции с заговором сплочённой орг-ции революционеров. Б. - организатор ряда тайных респ. об-в, участник революций 1830 и 1848, парижских восстаний 1839 и 1870. 37 лет провёл в тюрьмах. В 1871 находился в заключении и заочно избран членом Парижской Коммуны. Считал решающей силой ист. прогресса просвещение, к-рое порождает дух протеста против старого общества, а после революции будет способствовать проведению социальных преобразований.

Б. и бланкисты занимали решительные антиклерикальные позиции. Б. вскрыл социальные последствия закона Ф. Фаллу (1850), отдавшего школу под опеку церкви, выступал против католич. конгрегации, к-рые «сеют мрак и гасят свет в школах». Наметил программу новой системы образования, включающей всеобщее образование с 5 до 15 лет, новые предметы в уч. курсе нар. школы: геометрию, космографию, геологию, физику, химию, географию, историю, рисование; подобного курса не имела нар. школа ни в одной из стран. По планам Б., на новых началах должны быть созданы уч. заведения, дающие ср. и высш. образование, широко развито проф. обучение. В кон. 19 - нач. 20 вв. идеи Б. способствовали развитию движения за светскую и демокр. школу во Франции.

Соч.: Critique sociale, t. 1 - 2, Р., 1885; в рус. пер. - Избр. произв., М., 1952.

Лит.: Ф p у м о в С. А., Франц. школа и борьба за ее демократизацию. 1850-1870, М., 1960; Dommanget M., Les idees politiques et sociales dAuguste Blanqui, P., 1957; его ж e, A. Blanqui, P., [1969]. С. А. Фрумов.

БЛАШЕ БЕРНХАРД ГЕНРИХ

БЛАШЕ БЕРНХАРД ГЕНРИХ (9.4.1766, Йена, - 26.11.1832, Вальтерс-хаузен, близ г. Гота), нем. педагог-филантропист. Преподавал в разл. уч. заведениях, в т. ч. в 1786-1810 в филантропине X. Г. Зальцмана в Шнепфентале, где вёл ручной труд, естествознание, математику и начала технологии. Один из первых педагогов, разрабатывавших вопросы трудового обучения в общеобразоват. школе. Рассматривал ручной труд как воспитат.-образоват. средство. Гл. видом труда для детей мл. шк. возраста считал работу в классе с бумагой и картоном, цель к-рой - развитие эстетич. вкуса, глазомера, умения пользоваться простейшими измерит, и рабочими инструментами. На последующих этапах уч-ся переходили к выполнению макетов и моделей и к самостоят. изготовлению в мастерских предметов обихода из разл. материалов. Сформулировал принципиальные условия трудового обучения в школе: посильность труда, пробуждение интереса учащихся к трудовым операциям через наглядное ознакомление с ними и умелую постановку преподавателем уч. задач, показ приёмов работы и ее постепенное усложнение и т. п. Автор первых в Германии метод. руководств по ручному труду.

Соч.: Grundsatze der Jugendbildung zur Industrie als Gegenstand der allgemeinen Menschenbildung, Schnepfenthal, 1804; Der technologische Jugendfreund oder unterhaltende Wanderungen in die Werkstadten der Kunstler und Handwerker, zur nothigen Kenntni? derselben, Tl 1-5, Fr./M., 1804-10.

Лит.: Пискунов А. И., Проблемы трудового обучения и воспитания в нем. педагогике XVIII - нач. XX в., М., 1976, гл. III. А. И. Пискунов.

БЛИЗНЕЦОВЫЙ МЕТОД

БЛИЗНЕЦОВЫЙ МЕТОД - метод сопоставления психол. особенностей членов близнецовой пары (см. Близнецы), позволяющий определить степень влияния наследств, факторов и среды на формирование тех или иных психич. качеств человека. Предложен Ф. Галетоном в 1875. Основан на том, что монозиготные (однояйцевые) близнецы имеют идентичный генотип, дизиготные (двуяйцевые) - неидентичный. При условии, что члены близнецовых пар любого типа имеют сходную среду воспитания, большее внутри-парное сходство монозиготных близнецов по сравнению с дизиготными может свидетельствовать о наличии наследств, влияний на изменчивость изучаемого признака.

Разл. модификации Б. м. были предложены А. Гезеллом, А. Р. Лурией и др. В совр. науке используются методы разлучённых монозиготных близнецов, контрольного близнеца, близнецовой пары.

В науч. лит-ре описано 130 пар монозиготных близнецов, в силу разл. обстоятельств живших и развивавшихся раздельно. Анализ их внутрипарного сходства и различия весьма показателен, т. к. параметры сходства, вероятно, должны однозначно свидетельствовать о наследуемости изучаемого признака. Однако анализ семей разлучённых близнецов, поведение к-рых было по нек-рым параметрам сходным, показал, что в подавляющем большинстве эти пары попадали в мало различавшуюся среду. Т. о., сходство психол. признаков могло иметь и негенетич. происхождение.

Метод контрольного близнеца (или контроля по партнёру) сводится к тому, что один из близнецов подвергался внеш. воздействиям (напр., обучению), результаты к-рых должны свидетельствовать о степени его восприимчивости к влияниям среды.

При использовании метода близнецовой пары гл. внимание уделяется анализу специфики взаимоотношений между близнецами.

Оценка результатов, полученных с помощью Б. м., основывается на допущении равенства средовых влияний на монозиготных и дизиготных близнецов. Однако установлено, что условия развития монозиготных близнецов неодинаковы по сравнению с дизиготными. Это диктует необходимость спец. анализа тех переменных близнецовой среды, к-рые являются значимыми для формирования исследуемого признака.

Различие применяемых методик, несходство используемого материала, разная степень достоверности полученных данных часто приводят к тому, что результаты мн. исследований оказываются несравнимыми. Тем не менее Б. м. остаётся гл. средством анализа актуальных психо-генетич. проблем человека. Помимо решения психогенетич. задач применение разл. вариантов Б. м. позволяет раскрыть психол. содержание понятия «среда» и открывает новые возможности для проведения исследований по психологии личности, психодиагностике, социальной психологии и др.

Лит.: Равич-ГЦербо И. В., Метод близнецов психологии и психофизиологии, в кн.: Проблемы генетич. психофизиологии, М., 1978: Талызина Н. Ф., Кривцова С. В., М у х а м а т у л и и а Е. А., Природа индивидуальных различий: опыт исследования близнецовым методом, М., 1991.

БЛИЗНЕЦЫ

БЛИЗНЕЦЫ - два и более потомка, рождённые одной матерью в результате многоплодной беременности. Чаще всего одновременно рождаются 2 ребенка (двойня), но встречаются тройни, четверни и т. д. Частота рождения Б. в среднем 1-2%. В 90-х гг. 20 в, во всём мире проживает св. 100 млн. Б.

Различают 2 типа - двуяйцевые, или дизиготные, и однояйцевые, или монозиготные. Механизмы их возникновения различны. Дизиготные Б. развиваются из двух оплодотворённых яйцеклеток (зигот), монозиготные Б. - из одной зиготы в результате разделения развивающегося зародыша на 2 самостоят. организма. При неполном разделении возникают соединённые (сиамские) Б., имеющие сращённые, а иногда и общие части тела. Монозиготные Б. обладают идентичной наследственностью и вследствие этого поразительно сходны. Генотипы дизиготных Б. отличаются друг от друга в той же мере, как и у обычных братьев и сестёр; соответственно и внешнее их сходство не слишком велико. Точное определение зиготности Б. возможно только на основе тщательного морфологич. и биохим. исследования. Феномен близнецовости широко используется в психогенетич. исследованиях (см. Близнецовый метод).

После рождения Б. нуждаются в особом внимании, т. к. они чаще, чем единственные дети, рождаются недоношенными, имеют маленький вес, подвергаются травмам и кислородному голоданию в процессе родов. Впоследствии при правильном уходе и воспитании Б. догоняют своих сверстников по уровню физич. и психич. развития. Б. являются абсолютно полноценными людьми. Однако сушествуют нек-рые психол. особенности феномена близнецовости, к-рые, не будучи вовремя учтёнными, могут привести к искажениям в психич. развитии и становлении личности Б. Существует традиция всячески подчёркивать сходство Б. и рассматривать их как нечто единое, объединяя 2 индивидуальности в одно целое - пару. В связи с этим у Б. может развиться сильная зависимость друг от друга, что помешает им при необходимости действовать самостоятельно. Это обычно приводит к серьёзным затруднениям в разл. ситуациях выбора, в частности в проф. самоопределении, при вступлении в брак и т. п.

Особенности общения Б. в семье могут привести к нек-рой задержке их психич. развития, поскольку родители часто не имеют возможности уделять достаточно внимания индивидуальному общению с каждым ребенком, особенно в раннем возрасте. В результате дети общаются преим. друг с другом, что нередко приводит к искажённому речевому и психич. развитию. Возможны случаи возникновения т. н. автономной речи, понятной только близнецам.

Важное значение имеют пед. установки родителей. При воспитании Б. следует уделять максимум времени индивидуальному общению с каждым ребёнком и способствовать развитию индивидуальности Б., независимости их друг от друга. В то же время важно избегать возникновения устойчивых отношений неравенства при общении родителей с Б., даже если один из них, напр. более ослабленный, требует больше внимания и заботы.

Лит.: Канаев И. И., Близнецы и генетика, Л., 1968; М у х и и а В. С., Близнецы, М., 1969; Семенов В. В., Кочубей Б. И., Близнецы: проблемы воспитания и развития, М., 1985. Т. А. Мешкова.

БЛОНСКИЙ ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЛУМ БЕНДЖАМИН СЭМЮЭЛ

БЛУМ БЕНДЖАМИН СЭМЮЭЛ (р. 21.2.1913), амер. психолог и педагог, проф. педагогики Чикагского ун-та (с 1938). Одним из первых начал разрабатывать систему объективных показателей результатов пед. воздействия. Создал таксономию (иерархич. последовательность) пед. целей в познават. и эмоциональной областях. Обосновал выделение двух типов пед. оценивания: формирующего, направленного на определение текущего уровня обученности и соответствующую корректировку обучения, и суммирующего, к-рое фиксирует результат данного этапа обучения. Б. изучал конкретные показатели психол. готовности учащихся к уч. деятельности, экспериментально показал их обусловленность факторами среды, выделил сензитивные периоды, определяющие формирование познават. и эмоциональных характеристик готовности. Показал возможность их целенаправленного формирования пед. средствами. Б. заложил основы концепции «полноценного усвоения», в к-рой система индивидуализиров. обучения выступает как средство достижения всеми учащимися единого уровня академич. подготовки. Соч.: Taxonomy of educational objectives. The classification of educational goals, y. 1-2, N. Y. (соавт. и ред.); Stability and change in human characteristics, N. Y., [1964]; Handbook on formative and summative evalua-tion of Student learning, N. Y., [1971] (соавт.); Human characteristics and scnool learning, N. Y., 1976; All our children learning, N. Y., 1981. M. В. Кларин.

БОГДАНОВ АНАТОЛИЙ ПЕТРОВИЧ

БОГДАНОВ АНАТОЛИЙ ПЕТРОВИЧ - [1(13). 10.1834, Нижнедевицкий у. Воронежской губ., - 16. (28).3.1896, Москва], зоолог и антрополог, один из основателей антропологии в России, популяризатор естествознания, ч.-к. Петерб. АН (1890). Окончил отделение естеств. наук Моск. ун-та, с 1858 преподавал там же (с 1867 проф.). По инициативе Б. основаны Об-во акклиматизации животных и растений (1857), Об-во любителей естествознания, антропологии и этнографии (1864, през. с 1886), организованы этнографич. (1967), политехн. (1872) и антропол. (1879) выставки, положившие начало политехн. и антропологич. музеям в Москве.

Метод. взгляды Б. отражает его университетский курс лекций по зоологии, изданный в качестве учебника для ср. школы («Зоология и зоол. хрестоматия», в. 1-3, 1862-65). Учебник построен по иерархич. принципу (от низших организмов к высшим). В нём впервые предложено экологич. направление в обучении биологии (изучение животных в связи с условиями их обитания), применялся «мо-нографич. метод» изложения (впоследствии «метод типов»), получивший распространение в кон. 19 в. и в наст. время преобладающий в отеч. уч. лит-ре по зоологии. Б. был предложен метод обучения зоологии - практич. занятия, получивший широкое применение лишь в 20 в. Попытка Б. дать учащимся понятие о фи-логенетич. развитии животного мира, в частности познакомить их с учением Дарвина, являлась первым опытом внесения элементов эволюционизма в курс ср. школы. Переводил с зап.-европ. языков и издавал труды и учебники по биологии.

Лит.: Райков Б. Е., Рус. биологи-эволюционисты до Дарвина, т. 4, М. - Л., 1959 (библ.).

БОГОРОДИЦКИЙ ВАСИЛИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ

БОГОРОДИЦКИЙ ВАСИЛИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ - [7(19).4.1857, Царевококшайск, ныне Йошкар-Ола, - 23.12.1941, Казань], языковед, методист. (рус. и тат. языки), ч.-к. АН СССР (Петерб. АН с 1915), проф. (1886). По окончании ист.-филол. ф-та Казанского ун-та (1880) преподавал в нач. классах Казанской татарской учительской семинарии (1881-84). Ученик и единомышленник И. А. Бодуэна де Куртенэ, Б. в работах по общему и сравнительно-ист. языкознанию развил характерное для казанской лингвистич. школы акустико-физиол. и психол. понимание языка, исследовал природу и ист. эво-люцию фонетич. явлений в рус. яз., роль семантики в рус. словообразовании, морфологии и синтаксисе, слоговую «силлабическую» традицию отеч. графики и др. Созданные в результате этих исследований «Очерки по языковедению и рус. языку» (1901), «Общий курс рус. грамматики» (1904) рекомендовались как учебники для самообразования и доп. пособия в шк. обучении. Отличит, их особенностью было последоват. стремление автора приблизить шк. грамматику к совр. уровню науч. знаний, освободить практику преподавания от формализма и схоластики. Б. разработал метод. систему изучения родного языка, к-рая поддерживала у учащихся интерес к предмету, стимулировала их творческую активность и самодеятельность. С этой целью Б. предложил основанные на эвристич. подходе типовые стилистич. упражнения и грамматич. задачи, материал к-рых последовае тельно менялся - от разговорной речи к письменным лит. образцам. Тщательное лингвистич. изучение текста, по мнению Б., являлось необходимой ступенью анае лиза образной структуры, стиля худож. произведений, авторской позиции и т. д. Др. направление науч.-пед. деятельности Б. связано с иссл. проблем прикладной лингвистики и применением эксперим. методов в языкознании. Б. - основатель первой в России кафедры эксперим. фонетики при Казанском ун-те (1906). На основе анализа малограмотных написаний создал приблизительную модель обучения правописанию. Разработал метод. систему преподавания рус. яз. в тат. школе, построенную на сопоставлении разл. лингвистич. явлений, учёте особенностей родного языка учащихся и типологии акцента, концентрич. принципе расположения материала. Обосновал ведущее положение грамматики, особую роль перевода и постановки правильного произношения.

Соч.: фонетика рус. яз. в свете эксперим. данных, Каз., 1930; Введение в тат. языкознание в связи с др. тюркскими языками, Каз.; О преподавании рус. грамматики в тат. школе, Каз., 1951"; Статьи по нач. преподаванию рус. грамматики и изучению худож.-лит. произведений, Каз., 1919.

Лит.: Ильинский Г., Заслуги проф. В. А. Богородицкого в области языковедения, «Вестник науч. об-ва татароведения», 1927, Тарифянова Р., В. А. Богородицкий об изучении рус. языка в тат. школе, РЯНШ, 1957, № 2; М о и с с е в А. И., В. А. Богородицкий (1857 - 1941), РЯШ, 1966. № 6; А с а д у л л и и А. ГЛ., Из опыта преподавания рус. языка в тат. школе, Каз., 1981, гл. 3; M и p о и о с и ц к ая А. Н., Библиография, указатель трудов В. А. Бо-городицкого, в кн.: Труды Ин-та языкознания АН СССР, т. 2, М., 1953.

БОДАЛЕВ АЛЕКСЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

БОДАЛЕВ АЛЕКСЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (р. 13.10.1923, Сарапул, Удм. АССР), психолог, д. ч. АПН СССР (1977-91), д-р пед. наук (1966), проф. (1968). Окончил ЛГУ (1950), в к-ром затем преподавал, будучи одновременно учителем ср. школы. С 1976 акад.-секретарь отделения психологии и возрастной физиологии АПН СССР. В 1979-86 декан ф-та психологии МГУ. В 1986-89 вице-президент АПН СССР. Ранние иссл. посвящены психол. проблемам формирования личности школьника. В трудах по психологии общения раскрывает общие, возрастные, индивидуальные, проф. и др. особенности межличностного восприятия и познания, рассматривает роль общения в воспитании; разрабатывает комплексный подход к воспитанию личности.

Соч.: Психология и педагогика самовоспитания, Л., 1958 (соавт.); Восприятие человека человеком. Л. 1965; Формирование понятия о другом человеке как личности, Л., 1970; Восприятие и понимание человека человеком, М., 1982; Личность и общение. Избр. тр., М., 1983.

Предыдущая страница Следующая страница