Российская педагогическая энциклопедия
Статьи на букву "Г" (часть 7, "ГРИ"-"ГЮЙ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Г" (часть 7, "ГРИ"-"ГЮЙ")

ГРИНЕВЕЦКИЙ ВАСИЛИЙ ИГНАТЬЕВИЧ

ГРИНЕВЕЦКИЙ ВАСИЛИЙ ИГНАТЬЕВИЧ (1871 - 27.3.1919, Москва), учёный-механик и теплотехник, деятель проф. образования. После окончания Моск. высш. техн. уч-ща (1896) оставлен в нём преподавателем; проф. (с 1900), директор уч-ща (1914-18). Представил проект преобразования уч-ща в высш. школу политехн. типа. Чл. Рус. техн. об-ва. На 3-м съезде деятелей по техн. и проф. образованию (1903) выступил с докладом об эксперим. (лабораторном) методе преподавания. В 1916 предложил проект реформы проф. образования, где отстаивал необходимость усиления специализации и проведения ч двойной» специализации (производств. и функциональной) и отказа от универсализма, проф. направленности общеобразоват. цикла. Предложил экономически удобную группировку специальностей, организацию лабораторий и мастерских. Однако в его проекте недостаточно места отводилось общему образованию. В авг. 1917 возглавил оргкомитет по созыву 4-го Всерос. съезда по проф. образованию. Вместе с деятелями отеч. высш. техн. школы (Д. С. Зернов, В. Н. Образцов) выступал против передачи техн. уч. заведений в ведение Наркомпроса и отстаивал деполитизацию профшколы. Подчеркивал необходимость узкой специализации, был против «переплетения» проф. образования с общим, расценивал введение политехн. принципа как излишнюю «энциклопедичность». Вместе с тем в условиях недооценки в этот период Наркомпросом проф. образования мн. опасения старой профессуры были оправданы. Точка зрения Г. оспаривалась представителями Наркомпроса (M. H. Покровский, И. Н. Кузьмин и др.), к-рые пропагандировали проф. образование нового типа.

Соч: О специализации в преобразованной тех школе и в практике, П, 1916, После воен перспективы развития рус промышлен ности, M, 1919

Лит Королев Ф Ф, Из истории нар образования в Сов России (Низшие и ср проф школы и высш образование в 1917 - 1920 гг) «ИАПН РСФСР» 1959, в 102, Руднева E И Трудовое политех обучение школьников (1918-1920) М,1961, гл 3 £ Г Осовский

ГРИНЬКО ГРИГОРИЙ ФЕДОРОВИЧ

ГРИНЬКО ГРИГОРИЙ ФЕДОРОВИЧ - [18(30). 11.1890, с. Штеповка, ныне Лебединского p на Сумской обл., - 15.3.1938, Москва], гос. и парт, деятель. В 1909-13 учился в Московском, Харьковском ун тах (исключен из них за участие в рев. движении). В 1917 учитель гимназии в Харькове. Чл. Коллегии Наркомпроса УССР (с июля 1919), нарком просвещения УССР (февр. 1920 - нояб. 1922). В 1922-37 занимал гос. посты в пр-вах УССР и СССР. Необоснованно репрес сирован, посмертно реабилитирован.

Г. - организатор и теоретик системы нар. образования в УССР в 20-30 х гг. В выдвинутой им совм. с Я. П. Ряппо схеме нар. образования, отличной от принятой в РСФСР, для детей до 15 лет создавалась единая система социального воспитания, причем все ее организац. формы (дет. сады и дома, 7-летние школы и т. д.) строились по трудовому принципу. Предусматривалось непрерывное развитие разл. типов дет. учреждений - от учреждений с ограниченной сферой воздействия на детей до охватывающих жизнь ребенка полностью (дет. площадки - школа клуб неполного дня - дневной дет. дом - школа полного дня - дет. дом - дет. городок как федерация дет. домов). В итоге достигалась полная изоляция ребенка от воспитат. влияния семьи и организация пост, воздействия на него «гос. социального воспитания». Однако эта идея, ошибочно обосновывавшаяся кризисом семьи и школы, не могла получить экон. подкрепления. После 15 лет начиналась спец. подготовка в той или иной области произ-ва или организац. группе (индустриальной, с.-х., пром.-экон. и т. д.). Сторонник монотехнического образования, Г. выступал против школы второй ступени, за развитие на базе семилетки профшколы, за примат проф. образования над общим. Предполагалось создание двух типов высш. школы вузов, готовивших инженеров организаторов, и техникумов для будущих инженеров практиков и мастеров. Схема Г. вступала в противоречие с пунктами Программы ВКП(б) (1919) о развитии проф. образования после 17 лет, что вызвало ее критику В. И. Лениным, Н. К. Крупской, А. В. Луначарским и др. После 1-го парт, совещания по вопросам нар. образования (дек. 1920 - янв. 1921), признавшего возможным, в качестве временной меры, привлечение молодежи к проф. образованию с 15 лет, схема была закреплена Кодексом законов о нар. образовании УССР (2 нояб. 1922). Проводя самостоят. линию, Г. вместе с тем отстаивал необходимость выработки единой политики в области просвещения, возможность существования разл. практич. путей.

Предлагал осуществлять взаимосвязь общего и проф. образования в профшколах как «развертывание творческих сил в процессе подготовки к определенной квалификации, профессии - общее образование на стержне монотехнизма». Не отрицая политехнического образования, считал, что путь к нему лежит через проф.-тех. образование. Был сторонником обучения на родном языке, предос тавляя право решения этого вопроса местным советам.

Построенная на основе схемы Г. система нар. образования на Украине представляла собой важный социально пед. эксперимент осуществления единства общего и проф. образования и социального воспитания.

Соч: Очередные задачи сов строительства в области просвещения, X 1920, Социалистич просвещение юношества [Тезисы по вопросу о ремесл ученичестве, принятые Все рос съездом профобразования], «Вестник проф -тех образования» [Пермь] 1921, МЬ 1 (март), Очерки сов просветительской полити ки X 1923, Культурное строительство в СССР, 1917 - 1927. Док ты и мат лы, M, 1989

Лит РудневП В, Из истории борьбы за ленинский принцип политех образования (февр 1921-февр 1922), в кн В И Ле нин и проблемы нар образования, M, 1961, с 244-69, Очерки истории школы и пед мыс ли народов СССР, 1917-1941, M, 1980, Осовский E Г, Развитие теории проф тех образования в СССР (1917 - 1940), M 1980, гл 2 E Г. Осовский

ГРОДЗЕНСКАЯ НАДЕЖДА ЛЬВОВНА

ГРОДЗЕНСКАЯ НАДЕЖДА ЛЬВОВНА - [30.5(12.6).1862, Вильно, - 21.1.1974, Москва], деятель в области муз. образования и воспитания, канд. пед. наук (1953). В 1917 окончила Киевскую нар. консерваторию. Преподавала в ЛГПИ им. А. И. Герцена и Ленингр. консерватории; с 1928 на преподават. работе в Москве- в педтехникумах, консерватории (до 1932). В 1948-69 работала в НИИ ХВ АПН РСФСР.

Совместное Б. Л. Яворским к Н. Я. Брюсовой участвовала в создании системы проф. муз. образования в Рос. Федерации. По инициативе Г. были открыты первые дет. муз. школы, курсы повышения квалификации учителей музыки. Нач. этап деятельности Г., связанный с поиском путей становления самостоят. муз. уч. предмета в общеобразоват. школе, проходил под влиянием идей Б. В. Асафьева. В муз. образовании школьников гл. акцент делала на развитии восприятия музыки у учащихся. В статьях Г., опубликованных в сб. «Вопросы музыки в школе» (1926), отражено осн. направление ее пед. деятельности - формирование слушательской аудитории, создание уч. предмета «Слушание музыки» как ведущего в шк. муз. образовании. В кн. «Школьники слушают музыку» (1969) представлены осн. теоретич. и практич. положения о формировании восприятия музыки детьми единство исполнительской (певческой) и муз. познават. деятельности школьников, взаимосвязь разл. форм работы на уроке, развитие муз. ассоциаций

Пед. концепция Г. построена на понимании целостности урока музыки, осн. стержнем к-poro выступают муз. произведение, его драматургия, принципы построения.

Лит О преподавании пения в нач. школе, M, 1950, Слушание музыки в кн: Методика преподавания пения в школе M, 1952, гл 3, Воспитат работа на уроках пения, M, 1953, Методика пения в нач школе, в кн Пение и музыка Уч пособие для пед уч щ, M, 19532, Слушание музыки в нач. школе (1-14 кл.), М., 1962

С Н Морозова.

ГРОС. КАРЛ

ГРОС. КАРЛ (10.12.1861, Гейдель-берг, - 27.3.1946, Тюбинген), нем. психолог. Преподавал в ун-тах Базеля, Гис-сена, проф. ун-та в Тюбингене (1911- 1929). Известен работами в области дет. психологии. Создал теорию игры, противопоставив ее биогенетич. концепции Г. С. Холла, к-рый рассматривал игру как наследственно обусловленное воспроизведение древних стереотипов поведения. Согласно Г., возникновение игры вызвано недостаточностью врожденных механизмов приспособления к среде. Игра побуждается не прошлым, а будущим и служит школой подготовки организма к жизненным испытаниям. Гл. механизм игры - упражнение. Под влиянием идей 3. Фрейда Г. дополнил свою теорию учением об игре как катарсисе (душевном очищении). В теории Г. не нашла отражения социальная функция игровой деятельности; игра как форма «естественного саморазвития» не связывалась с пед. воздействием. Такой односторонний подход к игре был подвергнут критике Г. В. Плехановым. В совр. возрастной психологии теория Г. расценивается как ист. этап в развитии науч. представлений об игровой деятельности. Не утратило значения лишь представление о развивающем характере игры.

В области психологии мышления впервые выделил в качестве этапа формирования понятий т. н. потенциальные понятия. Этот подход послужил одним из источников теорий мышления, разработанных Ж. Пиаже и Л. С Выготским.

Соч: Die Spiele der Menschen Jena, 1899, Die Befreiung der Seele Jena, 1909, Der Lebenswert des Spiels Jena 1910, Das Spiel, Jena, 1922, в рус пер - Душевная жизнь ребенка, К 1916

Лит.: Плеханов Г В, Письма без адреса Избр филос произв т 5, M, 1958, с 341-46, Выготский Л С Мышление и речь, Собр соч, т. 2, M, 1982, с 171^-173 M С Роговин.

ГРУЗДЕВ ПАВЕЛ НИКОДИМОВИЧ

ГРУЗДЕВ ПАВЕЛ НИКОДИМОВИЧ - [18(30).8. 1889, Кострома, - 13.7.1953, Ленинград], педагог, д. ч. АПН РСФСР (1945), д-р пед. наук (1938), проф. (1950). По окончании ист.-филол. ф-та Моск. ун-та (1916)преподавал рус. яз. и лит-ру в муж. гимназии в Костроме. В 1918-22 один из руководителей нар. образования в Костромской губ. С 1922 вёл науч.-пед. работу в Ярославском пед. ин-те, АКБ, ЛГПИ им. А. И. Герцена. В 1928-30 зав. отделом пед. образования Главпрофобра. В 1945-49 пред. Ленингр. филиала АПН РСФСР, в 1949-53 директор, ст. науч. сотрудник Ленингр. НИИ педагогики. В 1947-50 и 1951-53 чл. Президиума АПН РСФСР. Автор работ по методологии (проблемы законов, принципов и правил в педагогике), теории и практике воспитания и обучения. Подготовил сб. «Маркс и Энгельс о воспитании и образовании» (изд. в 1957).

Соч.: Вопросы воспитания мышления в процессе обучения, М. -Л., 1949.

Лит.: Болдырев Н., П. Н. Груздев. Педагог, СП, 1979.

ГРУЗИНСКАЯ ИРИНА АЛЕКСЕЕВНА

ГРУЗИНСКАЯ ИРИНА АЛЕКСЕЕВНА - [17(30).4.1905, Москва, - 1940, там же], методист. (англ. яз.), проф. Окончила пед. ф-т 2-го МГУ (1928). Преподавательскую работу начала там же в 1929. В 1930-40 в Моск. гор. пед. ин-те и в Моск. обл. пед. ин-те иностр. языков. Автор учебников, программ и работ по методике преподавания англ. яз. в ср. школе. Разработала сравнительную характеристику психол. особенностей навыков чтения и устной речи на иностр. языке, принципы отбора в словарь иностр. слов и методику проведения эксперимента при обучении иностр. языку.

Соч.: Методика преподавания англ. яз. в ср. школе, M. (подготовлена к печати H. H. Скородумовой); Книга для чтения на англ. яз. Для мл. курсов языковых вузов, в. 1-3, М., 1940; Грамматика англ. яз. Для ст. классов ср. школы, М., I9602" (соавт.). Л. К. Репникова.

ГРУЗИЯ, РЕСПУБЛИКА ГРУЗИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГРУНДТВИГ НИКОЛАЙ ФРЕДЕРИК СЕВЕРИН

ГРУНДТВИГ НИКОЛАЙ ФРЕДЕРИК СЕВЕРИН (8.9.1783, Удбю, - 2.9. 1872, Копенгаген), дат. просветитель и обществ. деятель, историк, теолог, писатель. Учился в Копенгагенском ун-те. С 1861 епископ. В работе «Датский кле вер» («Det danske Firkl0ver», 1836) осуждал засилье классицизма в ср. и высш. школе, считая необходимым расширить программу массовой школы, приблизить её к требованиям жизни, давать образование детям крестьян, купцов и ремесленников. Подчёркивал роль в процессе обучения устного рассказа, грамматики: выступал за преподавание иностр. языков. Вместе с тем рассматривал как неизбеж ное деление общего образования на академическое - для привилегиров. слоев населения и профессиональное, практиче ское- для широких нар. масс. Придавал большое значение домашнему воспита нию. Хорошее х-во родителей считал лучшей школой для детей 12-18 лет. В сер. 19 в. по инициативе Г. в Дании начали создаваться т. н. высш. нар. школы (идеи об их создании были изложены им в кн. «Школа для жизни» - «Skolen for Livet og Akademiet iSora», 1838), предназначенные гл. обр. для молодёжи старше 17 лет. не получившей обязат. образования. Школы эти были разнообразны как по организации, так и по содержанию обучения. В них наряду со спец. подготовкой применительно к профессии слушателей изучались отеч. лит-ра и история. Эти школы послужили прототипом для создания подобного рода уч. заведений в странах Сев. Европы, широко распространённых в наст. время. Распространение высших нар. школ, в основу к-рых положены идеи Г., явилось важным этапом в истории образования взрослых.

Лит.: J ensen J. Grundtvigsk friskole 1852-1952, Kolding, 1952; Bugge K. E., Skolen for Hvet. Studier over N. F. S. Grun-dtvigs pcedagogiske tanker, Kbh. 1965.

Л. Г. Можаева.

ГРУППА СОЦИАЛЬНАЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГУГЕЛЬ ЕГОР ОСИПОВИЧ

ГУГЕЛЬ ЕГОР ОСИПОВИЧ (1804, Хильд-бургхаузен, Саксония, - 1842, Петербург), педагог, теоретик и практик нач. образования. Пятилетним сиротой вывезен в Россию. Образование получил в Петербурге, в пансионе пастора Иоганна Мюраль-та, последователя И. Г. Песталоцци. По окончании пансиона нек-рое время оставался там воспитателем. В 1830-41 учитель и инспектор классов Гатчинского воспитат. дома (с 1837 Гатчинский сиротский ин-т), где реорганизовал систему нач. обучения: разукрупнил классы, ввёл новые методы преподавания (в т. ч. звуковой метод обучения грамоте, устный счёт), повысил роль родного языка, придал всем занятиям (урочным и внеурочным) воспитывающий характер. В 1832 вместе с П. С. Гурьевым впервые- в России открыл «малолетнюю школу» для сирот 4-6 лет (первоначально для 10 мальчиков). В 1837 школа стала составной частью сиротского ин-та; в ней обучались дети с 4 до 10 лет, их число возросло до 120. Воспитанники получали общее развитие и навыки поведения, необходимые для учения на осн. курсе ин-та.

Пед. идеи Г. изложены на страницах «Пед. журнала» (1833-34), к-рын он издавал совм. с Гурьевым и А. Г. Обо-довским. Смысл воспитания видел в совершенствовании физич. и умственных способностей ребёнка путём интенсивных упражнений. Умственные упражнения понимал как элементарное практич. введение в логику с помощью примеров, вопросов, задач. Считал, что развитие ума и обогащение его разл. знаниями (о-Земле и её обитателях, о явлениях природы и др.) должны лежать в основе нравств. развития ребёнка. Особую роль отводил изучению родного языка, в к-ром соединяются в одно целое все др. предметы нач. обучения. Свои взгляды на место родного языка и естествознания в образовании Г. выразил в уч. книгах, в основе к-рых заложены принципы развивающего и воспитывающего обучения.

Для подготовки к званию «учитель» из воспитанников выпускного (латинского) класса сиротского ин-та Г. в 1840 создал спец. отделение, где преподавал педагогику с введением в антропологию и психологию. Г. как педагог и автор уч. книг был одним из предшественников К. Д. Ушинского.

Соч.: Руководство к умственным упражнениям при преподавании отеч. языка в трёх курсах, СПБ, 1833; Метода Жакото, изложенная для родителей и наставников, ч. 1, СПБ, 1834; Чтения для умственного развития малолетних детей и обогащения их познаниями, СПБ, 1855.

Лит.: Гурьев П. С., Очерк истории Гатчинского сиротского ин-та, СПБ, 1854; его же, Воспоминания об Е. О. Гугеле, «Рус. пед. вестник», 1859, № 3-4; М с с е-н я III и и И., «Пед. журнал» и деятельность в нем Е. О. Гугеля, СП, 1953, № 2; с г. о же. Предшественник Ушинского, НО, 1973, »6 6; его же, Первый в России «Пед. журнал» (1833-34), СП,. 1983, N 7; Лебедев П. А., Е. О. Гугель, в кн.: Антология пед. мысли России первой половины XIX в., М. 1987, с. 246-49. П. А. Лебедев.

ГУГО СЕН-ВИКТОРСКИЙ

ГУГО СЕН-ВИКТОРСКИЙ (Hugo de Sancto Victore) (ок. 1096, Саксония, - 11.2.1141, Париж), ср.-век. теолог, философ и педагог. С 1115 преподаватель, с 1133 руководитель школы монастыря Сен-Виктор в Париже, одного из крупнейших филос. и образоват. центров своего времени. Для взглядов Г. характерны соединение мистики и рационализма, поиски логич. обоснования веры. Одной из гл. целей человеческой жизни считал познание, к-рое движется от внутр. опыта человека к внеш. миру и постижению истины. Выделял 3 ступени познания: восприятие и размышление (cogitatio), рассуждение (meditatio), созерцание (соntemplatio). Считая просвещение условием восхождения от низших ступеней познания к высшим, построил программу обучения, включавшую теоретич. обоснование, изложение курса наук (теоретич., практич., механич., логических), методику преподавания, основы нравств. воспитания. Его гл. соч. «Didascalion de studio legendi» («Наставления в обучении чтению»), содержавшее конкретные советы учителю, оказало влияние на развитие образования в Зап. Европе. Подчёркивал, что содержание наук может быть хорошо усвоено только при правильных методах преподавания, учитывающих возраст, природные склонности и интересы учащихся, особенности излагаемого предмета. Рекомендовал начинать занятия с чётко сформулированного и простого по форме объяснения учителя, постепенно переходить к более сложным вопросам, включать в урок эмоциональные моменты. Придавая особое значение теоретич. наукам, не исключал необходимости усвоения практич. знаний. Считал, что обучение должно носить последовательный, систематич. характер, развивать логич. мышление и интуицию учащихся. Успех обучения зависит не только от учителя, но и от наличия у учащихся способности к восприятию и сосредоточению, дисциплины, к-рые необходимо в них воспитывать. Полагал, что без памяти нет понимания, и разработал методику её тренировки у детей, указав на особое значение изучения истории в этом процессе.

Соч.: Didascalion de studio legendi, Wash., 1939.

Литеоколов В. В., Ср.-век. философия, М., 1979; Haureau J. В., Les oeuvres de Hugues de St. Victor, P., 1886; Grabmann M., Die Geschichte der scholastischen Methode, Bd 2, B., 1957; Bowen J. Л., A history of Western education, v. 2, L., 1975. В. И. Уколова.

ГУДИНАФ, ГУДСИАФ ФЛОРЕНС ЛАУРА

ГУДИНАФ, ГУДСИАФ ФЛОРЕНС ЛАУРА (6.7.1886, Хонсдейл, шт. Пенсильвания, - 4.4.1959, Лейкленд, шт. Флорида), амер. психолог. Получив ср. пед. образование, преподавала в сел. школах в шт. Пенсильвания в 1908-19. В 1919-21 вела преподавательскую и исследоват. работу в школе для умственно отсталых детей в г. Вайнленд (шт. Нью-Джерси). Эти занятия положили начало её науч. исследованиям умственного развития и аномального детства. В 1921 окончила Колумбийский ун-т. Получив степень дера философии (1924), возглавила Консультативную дет. клинику в Миннеаполисе. В 1925 поступила на работу в организованный при Минне-сотском ун-те Ин-т здоровья ребёнка (проф. до 1947).

В докторской дисс. «Измерение интеллекта с помощью рисунка» (1926) Г. впервые в истории психодиагностики исходила из гипотезы, что выполненный ребёнком рисунок знакомого объекта отражает степень овладения им ключевыми понятиями и т. о. свидетельствует об уровне развития интеллекта. Созданный ею тест «Нарисуй человека» отличался от существовавших ранее тестов интеллекта. Широкомасштабные исследования с помощью метода тестов привели Г. к переоценке основополагающего в амер. тестологии принципа неизменности т. н. коэффициента интеллекта. Г. наглядно продемонстрировала, что ряд социальных факторов (напр., благоприятные условия дошк. воспитания) может значительно повысить этот показатель, т.е. умстезниая одарённость не является врождённым и стабильным свойством. Не ограничиваясь анализом тестов, Г. в работе «Experimental child study» («Экспериментальное исследование ребёнка»; 1931) подвергла всестороннему рассмотрению разл. исследовательские методики дет. психологии, продемонстрировала их сильные и слабые стороны.

Спец. исследование Г. было посвящено проблеме аффективного поведения. На основе наблюдений за проявлениями гнева и раздражения у детей ею были разработаны рекомендации по формированию навыков игровой деятельности, общения, лидерства.

В кн. «Исключительные дети» («Ехсер-tional children»; 1956) Г. обобщила опыт изучения детей, страдающих дефектами развития. Руководство «Психология развития» («Developmenlal psychology»; 1934) явилось одним из первых фундаментальных трудов в этой области, заложивших основы изучения жизненного пути человека на его осн. этапах.

Соч.: Anger in children, Minneapolis, 1931; Handbook of child psychology, L. - Oxf., 1931; The mental growth of children from two tq fourteen years, Minneapolis. 1942; Mental testing, its history, principles and appli-cations, N. Y., [1949]. С. С. Степанов.

ГУКОВСКИЙ ГРИГОРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА - направление в совр. теории и практике воспитания, возникшее в кон. 50-х - нач. 60-х гг. 20 в. в США как пед. воплощение идей гуманистической психологии. Философско-идеологич. ориентация Г. п. близка идеям педоцентризма, нового воспитания и «прогрессивизма» (см. Прагматическая педагогика).

В центре внимания Г. п. - уникальная целостная личность, к-рая стремится к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Именно достижение личностью такого качества провозглашается Г. п. гл. целью воспитания в отличие от формализованной передачи воспитаннику знаний и социальных норм в традиц. педагогике. Сторонники Г. п. видят свою задачу в том, чтобы способствовать становлению и совершенствованию личности; при этом приёмы пед. взаимодействия аналогичны тем, к-рые практикуются в гуманистич. психотерапии.

Г. п. отвергает в традиц. уч.-воспитат. процессе его обезличенный характер и явную или завуалированную регламентированность, при к-рой предлагаемые уч-ся знания не являются предметом их собственного осознанного выбора. Критике подвергается также ориентация образования на выполнение социального заказа, к-рая выражается в тенденциозном отборе сообщаемых уч-ся знаний и формируемых установок. Школа в Г. п. призвана способствовать созданию условий, в к-рых достигаются осознание и реализация ребёнком своих потребностей и интересов. При этом учащийся имеет право на ошибки, на свободный творческий поиск, к-рый педагог стимулирует не оценкой или наказанием, а заинтересованной поддержкой. От педагога Г. п. требует принимать ребенка таким, каков он есть, стараться поставить себя на его место, проникнуться его ощущениями и переживаниями, проявлять искренность и открытость. В такой атмосфере становится возможным привлечение любых форм уч. работы - от спонтанных и гибких (напр., открытое обучение) до жёстко построенных (напр., программированное обучение), если только они соответствуют потребностям и выбору детей.

Уч. процесс строится так, чтобы уч-ся открывал для себя личностную значимость знаний и на этой основе осваивал содержание уч. предметов. Пед. поиски Г. п. ведутся по линии связи обучения с эмо-ционально-потребностной сферой личности, создания соответствующего психол. климата в классе, своеобразного психолого-пед. консультирования в уч. контексте. Организац.-метод. рекомендации Г. п. разрабатываются, в частности, в концепции «слитного обучения» в нач. школе (Дж. Браун, США, и др.), к-рое ставит целью слияние эмоциональных и познават. аспектов обучения, а также по линии «недирективного обучения» (К. Роджерс), задачей к-рого является помощь в осознании учащимся особенностей собственной личности, своего отношения к миру. Сторонники Г. п. широко используют разл. формы и методы активизации обучения - драматизацию, дискуссии, работу в малых группах, использование уч. контрактов для организации самостоят. работы уч-ся, выполнение групповых и индивидуальных проектов (см. Метод проектов), взаимное обучение и др.

Идеи Г. п. получили междунар. известность; они оказывают влияние на отбор содержания и построение отд. уч. курсов в начальной, средней и высшей школе мн. стран (гл. обр. США), находят отражение в нек-рых междунар. пед. программах (напр., «Воспитание в духе мира» и др.).

С сер. 60-х гг. в США действует Нац. консорциум по гуманизации воспитания - организация педагогов-сторонников Г. п., работающих в разных звеньях образования.

Лит.: G azda G. M., Human relati-ons development: a manual for educators, Boston, 1973; P a t t e r s o n C. H., Humanistic education, Englewood Cliffs (№. J.), 1973; Miller J. P., Humanizing the classroom, N. Y., 1976; R o g er s C., Freedom to learn for the 80s, Columbus, 1983; G r e e n i n g T. (ed.), Articles on humanistic education, S. F., 1986. M. В. Кларин.

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ - направление в совр. зарубежной, гл. обр. амер., психологии, признающее своим гл. предметом целостную личность в процессе её саморазвития. Возникла в 50-х гг. 20 в. Ведущие представители - А. Маслоу, Ш. Бюлер, К. Роджерс. Г. п. противопоставила себя в качестве «третьей силы» бихевиоризму и фрейдизму, в к-рых осн. внимание уделяется зависимости личности от её прошлого. Согласно Г. п., главное в личности - её устремлённость в будущее, к свободной реализации своих возможностей и способностей, особенно творческих.

Одна из осн. областей практич. применения Г. п. - психотерапия, в к-рой зародились и были развиты мн. идеи Г. п. Не менее важный прикладной аспект Г. п. составляют проблемы воспитания и обучения, что обусловило возникновение нового понятия - «гуманистич. воспитание». Согласно Г. п., осн. задача школы - формирование человека как уникальной личности. Теоретич. основой такого подхода является созданная Маслоу концепция иерархии человеческих потребностей, в к-рой высшее место отводится стремлению к самоактуализации (раскрытию по-тенц. возможностей личности). Г. п. выступает против механистич. принципов обучения, краткосрочных дидактич. целей, «подгонки» обучения под установленные извне, чуждые индивиду цели. В ходе обучения должны быть устранены след. препятствия: недостаток информации о самом себе; непонимание стоящих перед личностью проблем; недооценка её собств. возможностей, интеллектуального, эмоционального и волевого потенциала. Уч. процесс должен строиться так, чтобы учащийся открывал для себя значение знания, а затем соотносил его с содержанием предмета. Конкретные пед. рекомендации включают постановку на первый план личных интересов учащихся, поощрение дискуссий, коллективных обсуждений, использование лидеров для их стимуляции, занятия со стихийно возникающими малыми группами. Роджерс, по существу, не разделяет обучение и психотерапию, ратует за макс, «свободу учения ».

Нек-рая ограниченность Г. п. обусловлена противопоставлением человеку общества как сугубо внешней силы.

Лит.: Слепова Т. В., Критич. анализ проблемы эмансипированности личности в нек-рых исследованиях «гуманистич.» психологии, ВП, 1976, Кг 5; К с л л с А., Гуманистич. психология - третий путь психологии?, в кн.: Психол. исследования познават. процессов и личности, М., 1983; Г p и и и и г. Т., История и задачи гуманистич. психологии, ВП, 1988, N 4; FrickW. В., Humanistic psychology. Interviews with Maslow, Murphy and Rogers, Columbus, 1971; Patterson C. H., Humanistic education, Englewood Cliffs (№. J.), 1973; M i l l e r J. P., Humanizing the classroom, N. Y., 1976; Greening T. (ed.), Articles on humanistic education, S. F., 1986.

ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГУМБОЛЬДТ ВИЛЬГЕЛЬМ

ГУМБОЛЬДТ ВИЛЬГЕЛЬМ (22.6.1767, Потсдам, - 8.4.1835, Тегель). нем. учёный, философ, филолог, гос. деятель и дипломат. Чл. Берлинской АН (1810), поч. ч. Петерб. АН (1832). Его домашним учителем был И. Г. Кампе. Учился в ун-тах Франкфурта-на-Одере и Гёттингена (1787-88). В 1809-10 директор Департамента исповеданий и просвещения в прусском мин-ве внутр. дел, в 1819 мин. внутр. дел. Инициатор открытия (1810) ун-та в Берлине (ныне Гумбольдтовский ун-т, назван в честь братьев В. и А. Гумбольдтов). Представи тель неогуманизма. В соч. «Идеи копыту, определяющему границы деятельности государства» (частично опубл. в 1792. полностью в 1851, рус. пер. 1898, 1985) разработал общие принципы организации обществ. воспитания, рассмотрел взаимо отношения между системой обществ. воспитания, гос-вом и церковью. Высказывался за передачу управления шк. дело. ч в руки гос-ва, к-рое как человеческое сообщество должно обладать способностью совершенствоваться. Эта идея нашла воплощение в проекте реформы нар. образования, подготовленной И. В. Зюферном в 1819. Шк. система должна была состоять из 3 взаимосвязанных ступеней: элементарной школы, гор. школы и гимназии. Проект отклонён прусским пр-вом. Г. реформировал гимназия, образование в Пруссии: расширил преподавание истории (увеличив время на изучение античности), математики, естествознания. Неогуманистич. идеалы легли в основу предложений Г. по устройству Берлинского ун-та: целью высшего образования Г. провозгласил совершенствование личности. Этой цели должно служить объединение уч. и исследоват. деятельности в ун-те. Содействовал введению в нач. школе методов обучения И. Г. Пе-сталоцци. В науч. наследии Г. осн. место занимают труды по языкознанию. Видя в языке средство непроизвольного выражения и определения истины, подчёркивал его основополагающее образоват. и воспитат. значение. Особое внимание уделял др.-греч. языку, к-рый, по мнению Г., наиб. полно выразил «идею человека».

Соч.: Gesammelte Schriften, Bd 1 - 17, В., 1903-36; тоже, В., 1968; Schriften zur Anthropologie und Bildungslehre, hrsg. von A. Flitner, Düsseldorf. 1956; в рус. пер. - Избр. труды по языкознанию, Ми984; Язык и философия культуры, М., 1985.

ЛитГ а и м Р., В. фон Гумбольдт, пер. с нем., М., 1898; Spranger E., Wilhelm von Humboldt und die Reform des Bildungswesens, Tübingen, 19653; Grube K., Wilhelm von Humboldts Bildungsphiloso-S'aie, Halle, 1935; M e n z e C., Wilhelm von Humboldts Lehre und Bild von Menschen. Düsseldorf, 1965; S с u r l a H. (Hrsg.), Wilhelm von Humboldt. Werden und Wirken, В., 19853. A. M. Пискунов.

ГУНДОБИН НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ

ГУНДОБИН НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ - [15(27).11.1860, Шуя, - 15(28).9.1908, Петербург], врач-педиатр, один из основоположников науч. педиатрии и возрастной морфологии в России. По окончании мед. ф-та Моск. ун-та (1885) работал там же ординатором в клинике дет. болезней под руководством Н. А. Тольского, с 1888 - в Петербурге в лаборатории клиники С. П. Боткина. С 1897 проф., зав. кафедрой дет. болезней Воен.-мед. академии. Создал петерб. школу педиатров. Проводил систематич. исследования возрастных анатомо-физиол. особенностей детского организма, обобщённые в монографии «Особенности дет. возраста» (1906) и в учебнике «Общая и частная терапия болезней дет. возраста» (1896). Подчёркивая необходимость связи педиатрии с педагогикой, отмечал, что дет. врач должен быть также воспитателем и гигиенистом, а каждый учитель должен знать этапы и законы развития ребёнка, на к-рых основаны физич. воспитание и рациональная педагогика. Г. был председателем шк. отдела в «Рус. об-ве охранения нар. здравия», в «Петербургском об-ве дет. врачей», одним из основателей «Союза борьбы с дет. смертностью» (1904).

С о ч.: Шк. гигиена, СПБ, 1902; Дет-смертность в России и меры борьбы с нею, СПБ, 1906; Воспитание и лечение ребенка до 7-летнего возраста, СПБ, 1907, M., 19133. Лит.: В а и л В. СОдин из основоположников науч. педиатрии Н. П. Гундобин, (Душанбе], 1957; Шишкин А. П., Соци-ально-гигиенич. аспекты борьбы с дет. смертностью в трудах и деятельности Н. П. Гундо-бина, «Сов. здравоохранение», 1985, № 6; ШабунинА. В., Вклад Н. П. Гундобина в становление и развитие отеч. педиатрии, Педиатрия», 1986, № 2. Л. К. Семенова.

ГУРЛИТТ ЛЮДВИГ

ГУРЛИТТ ЛЮДВИГ (31.5.1855, Вена, - 12.7.1931, Фройденштадт), нем. педагог, представитель теории свободного воспитания. Учился в Гёттинген-ском и Берлинском ун-тах. Многолетняя преподавательская работа в классич. гимназиях (Гамбург, Берлин) привела его к мысли о несоответствии существовавшей системы шк. воспитания потребностям развития личности. В кн. «Немец и его отечество» (1902), «Немец и его школа» (1905) и др. выступил с критикой содержания и методов обучения в герм. школах, в особенности в гимназиях. Осн. пороками их считал оторванность преподавания от жизни, чрезмерное внимание к древним языкам и истории, одностороннюю ориентацию на сдачу экзаменов, а также авторитаризм учителей. По Г., воспитание не должно преследовать практич. целей; оно призвано направлять пробуждающиеся силу и активность детей. Декларируя важность связи обучения и воспитания с нуждами практич. жизни, пришёл к отрицанию необходимости систематич. уч. занятий, по крайней мере в нар. школе. Их место должны были занять спорт, игры, прогулки, беседы на свободные темы и т. п., призванные воспитывать волю, разумную дисциплину, независимость суждений. Требовал тщательного отбора уч. материала, исключения из уч. программ всего второстепенного, улучшения эстетич. воспитания, введения занятий по ручному ремесл. труду. Ученики Г. (из гимназии в Берлине) стали инициаторами молодёжного тури-стич. движения «Перелётные птицы».

Соч.: Pflege und Entwicklung der Personlichkeit, Lpz., 1905; Erziehung zur Mannhaftigkeit, B., 1923; в рус. пер, - О творческом воспитании, М., 1911; Проблемы всеобщей единой школы, СПБ, 1914 [написано специально для рус. издания].

А. И. Пискунов.

ГУРЬЕВ ПЁТР СЕМЁНОВИЧ

ГУРЬЕВ ПЁТР СЕМЁНОВИЧ - [1807, Петербург, - 9(21).9.1884, дер. Шупоголово Тесовской волости, ныне Новгородской обл.], педагог, методист-математик. С 1828 учитель, в 1848-58 инспектор Гатчинского сиротского ин-та; вместе с Е. О. Гугелем открыл «малолетнюю школу» при ин-те. В 1833-34 совм. с Гугелем и А. Г. Ободоеским издавал «Пед. журнал». Ред. журн. «Рус. пед. вестник» (1857-61). Будучи попечителем земских школ Тесовской волости с 1874, организовал широкую сеть этих школ.

Общедидактич. взгляды Г., последователя И. Г. Песталоцци, основывались на принципах развивающего обучения, при-родосообразности, наглядности и индивидуального подхода к детям. Настаивал на постепенном переходе от конкретного мышления к отвлечённому, опираясь на развитие самостоятельности учеников. Пропагандировал методику нач. обучения математике, осн. на конкретно-индуктивном методе. Её особенность - концентрич. расположение материала: осн. ма-тем. понятия осваивались учащимися сначала в пределах первого десятка, затем первой сотни, и, наконец, чисел любой величины. Для самостоят. работы учащихся Г. из дал дидактич. материал «Арифме-тич. листки» (1832).

Соч.: Руководство к преподаванию арифметики малолетним детям, ч. 1 - 2, СПБ, 1839-42; Очерк истории Гатчинского сиротского ин-та, СПБ, 1854; Подробный конспект преподавания первонач. математики малолетним детям мужского пола, «Рус. пед. вестник», 1857, т. 1, № 2; Мысли о воспитании, там же, 1857, № 1; Практич. арифметика, кн. 1 - 2, СПБ, 1880-813.

Лит.: Л а и к о в А. В., К истории развития передовых идей в рус. методике математики, М.. 1951; Прудников В. Е., Рус. педагоги-математики XVIII- XIX вв., М., 1956.

ГУТС МУТС ИОГАНН КРИСТОФ ФРИДРИХ

ГУТС МУТС ИОГАНН КРИСТОФ ФРИДРИХ (9.8.1759, Кведлинбург, - 21.5.1839, Ибенхайн), нем. педагог, теоретик и методист. физич. воспитания. В 1785-1837 преподавал гимнастику, плавание, географию, технологию в филант-ропине X. Г. Зальцмана в Шнепфентале. Впервые в практике общеобразоват. школы ввёл систематич. общеукрепляющие и развивающие физич. упражнения: обя-зат. зарядку перед началом уч. занятий, ежедневные уроки гимнастики на свежем воздухе, подвижные игры и др. Обосновал необходимость физич. воспитания и разработал его методику, в к-рой использовал сведения о закаливании и укреплении организма юношей, известные из ист. лит-ры, собств. наблюдения над традиц. нар. состязаниями, играми и т. п. Разрабатывал классификацию спорт, игр. Предложил комплекс гимнастич. снарядов. Занятия гимнастикой считал важным средством усиления воспитывающего характера обучения в школе, мерой, противодействующей ослаблению здоровья поколения из-за использования дет. труда на мануфактурах и фабриках. Методика получила распространение в годы антинаполеоновской нац.-освободит. борьбы в Германии. Автор метод. пособий «Гимнастика для юношества» (1793) и др. Занимался также вопросами преподавания географии, составил шк. учебник и пособие Для учителей.

Лит.: Festschrift zurn 200. Geburtstage von Johann Christoph Friedrich Guts Muths, [B., 1959]. А. И. Пискунов.

ГЮЙО МАРИ ЖАН

ГЮЙО МАРИ ЖАН (28.10.1854, Лаваль, - 31.3.1888, Ментона), франц. философ и поэт. Увлёкшись в ранней юности философией (преим. этикой и эстетикой), Г. в 17-летнем возрасте получил степень кандидата словесности, а 2 года спустя начал в должности профессора преподавать философию в лицее Кон-дорсе (Париж). Осн. труды посвящены эстетике, морали и религии («Проблемы совр. эстетики», 1884, рус. пер. 1889; «Искусство с точки зрения социологии», 1889, рус. пер. 1891; «Безверие будущего», 1887, рус. пер. 1908, и др.). Гл. идея филос. произведений Г. - убеждённость в творческом могуществе жизни, к-рую теоретич. доктрины могут выразить лишь весьма несовершенно. По Г., необходимо дать человеку свободу в развитии и проявлении жизненных сил и тогда появятся новые, более совершенные формы жизни. Отвергая концепцию «разумного эгоизма», признавал осн. побудит, силой жизнедеятельности стремление к «саморасширению» (расширению общения с людьми на основе симпатии и альтруизма). Рассматривая явления духовной жизни с позиций утилитаризма (гл. обр. биол. целесообразности), считал нравственность необходимым регулятором равновесия жизненных сил.

Пед. идеи Г. получили отражение в посмертно опубликованном труде «Воспитание и наследственность». Осн. задачу воспитания видел в содействии «расширению детского «Я», привитии моральных основ на благодатную почву детской души. Задача образования (преподавания науч. дисциплин, в частности математики) - сообщение фактов; лишь филос. образование, по Г., может сформировать способность к рассуждению. Признавая правомерность существования интеллектуальной элиты, считал филос. образование полезным и для «посредственного ума», т. к. оно одно способно объединить разрозненные науч. факты за счёт познания их существенных взаимосвязей. Стремясь воплотить свои идеи в практике воспитания, Г. составил и издал «Полный курс чтения для употребления в школах». Этич. концепция Г., хотя и не имела прямых последователей, оказала влияние на разл. теории нравств. воспитания на рубеже 19 и 20 вв.

Соч. в рус. пер.: Собр. соч., т. 1-5, СПБ, 1898-1901.

Лит.: Pадлов Э. Л.. Принципы философии Гюйо, 1894. № 5; Криль Т., Мысли Гюйо о нравственности и воспитании, «Образование», 1896, № 2-3. отд. 2. С. С. Степанов.

Предыдущая страница Следующая страница