Наши партнеры

дизельный генератор

Российская педагогическая энциклопедия
Статьи на букву "Д" (часть 3, "ДЕТ"-"ДИД")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Д" (часть 3, "ДЕТ"-"ДИД")

ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДЕТСКИЕ ДОМА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДЕТСКИЕ ИГРЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДЕТСКИЕ ИНФЕКЦИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДЕТСКИЕ ПРИЮТЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДЕТСКИЕ САДЫ

ДЕТСКИЕ САДЫ - см. Дошкольные учреждения.

ДЕТСКИЕ ЯСЛИ

ДЕТСКИЕ ЯСЛИ - см. Дошкольные учреждения.

ДЕТСКИЕ ЯСЛИ-САДЫ

ДЕТСКИЕ ЯСЛИ-САДЫ - см. Дошкольные учреждения.

«ДЕТСКИЙ ТРУД И ОТДЫХ»

«ДЕТСКИЙ ТРУД И ОТДЫХ» - в России общество по внешкольной культурно-воспитат. работе с детьми и подростками Москвы. Организовано в 1909 С. Т. Шацким и группой педагогов вместо закрытого царским пр-вом об-ва «Сетлемент». Об-во продолжило и углубило работу дет сада, клуба и эксперим. нач школы, оси «Сетлементом» Деятельность об ва основывалась на принципах организации дет труда общеобра-зоват характера, создания дет. коллек тива, развития творческих способностей и укрепления здоровья детей. Из за отсутствия средств об во не могло охва тить большое число детей В 1911 об во открыло дет летнюю трудовую колонию «Бодрая жизнью (под Калугой) -

Активное участие в деятельности «Д т. и о » принимали педагоги А У Зеленко, H О Массалитинова, А А Фортуна тов, В H Шацкая, Л К Шлегер Они разрабатывали вопросы организации жизни детей с учетом их возрастных осо бенностей, природных способностей и интересов исследовали закономерности пед процесса Сотрудники об ва впервые в России организовали игровые площадки для детей, оставшихся без присмотра родителей Ставилась проблема созда ния теории игры в рамках концепции воспитания Шацкого В системе об ва использовалась сложная комплексная структура напр. в Калужской губ ра ботали дет учреждения, трудовая ко лония и клубы для взрослых, позволяю щие вести культурно образоват работу со всем населением С 1914-15 члены об ва участвовали в подготовке работников по дошк и внешк воспитанию детей в пост комиссиях при Союзе обществ попечения об учащихся детях Москвы и на пед кур сах при Нар ун те Шанявского Они пред дожили оригинальную методику подготов ки педагогов, осн на глубоком понима нии мотивов поведения воспитанников В 1919 учреждения «Д т и о » вошли в состав 1 и опытной станции по нар. образованию при Наркомпросе РСФСР, организованной по инициативе Шацкого

Лит Шацкая В H День в колонии [О жизни дет трудовой колонии общества «Дет труд и отдых»] «Свободное воспита ние» 1914 - 15 № 7 с 43-58 Шацкий С Т Задачи об ва «Детский труд и отдых» Избр пед соч т l M 1980

ДЕТСКИЙ ФОНД ООН

ДЕТСКИЙ ФОНД ООН - см. ЮНИСЕФ.

ДЕТСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДЕФЕКТОЛОГИЯ

ДЕФЕКТОЛОГИЯ (от лат. defectus - недостаток и греч. logos - слово, учение), наука о психофизиол. особенностях развития аномальных детей, закономерностях их обучения и воспитания. В Д. входит ряд разделов специальной педагогики: сурдопедагогика (обучение и воспитание глухих и слабослышащих), тифлопедагогика (обучение и воспитание слепых и слабовидящих), олигофренопедагогика (обучение и воспитание лиц с недостатками умственного развития) и логопедия (обучение и воспитание лиц с нарушениями речи). Д. изучает также проблемы обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психич. развития, а также со сложными дефектами (напр., слепоглухонемота, сочетание слепоты и умственной отсталости и т. п.). К Д. относятся специальная психология, охватывающая психол. проблемы изучения аномальных детей, а также сурдотехника и тифлотехника, разрабатывающие техн. средства обучения, коррекции и компенсации дефекта. Как целостная наука Д. сложилась в результате развития и сближения отд. её областей, установления общих закономерностей в развитии, обучении и воспитании детей с разными видами дефектов,

Теоретич. основы отеч. Д. были заложены Л. С. Выготским, к-рый определил общие закономерности развития и обучения аномальных детей разных категорий, осн. принцип коррекции имеющихся нарушений. Важную роль в формировании Д. сыграло развитие комплексного подхода (с участием педагогов, врачей, психологов, физиологов и др. специалистов) к изучению аномальных детей. На основе клинико-физиол., психол. исследований разработано науч. обоснование процессов компенсации и коррекции дефектов развития (см. Кор-рекционно-воспитателеная работа), создана дифференцир. система уч.-воспитат. учреждений для аномальных детей. Один из осн. принципов Д. - в процессе спец. обучения и воспитания ориентирование не на дефект и ограниченный им уровень развития, а на потенциальные возможности ребёнка.

Благоприятной основой для развития сов. Д. явились законодат. акты Сов. гос-ва, к-рыми обучение и воспитание аномальных детей было включено в обще-гос. систему нар. образования, а затем введено всеобщее обязат. обучение этих детей, а также созданы спец. Н.-и. учреждения и уч. заведения для подготовки специалистов-дефектологов (см. Дефектологическое образование). Науч. разработка вопросов Д. в Рос. Федерации ведётся НИИ коррекционной педагогики РАО. (Москва), а также на дефектологич. ф-тах пед. ин-тов. В СССР выходили пе-риодич. издания: жури. «Вопросы дефектологии» (1928-31), периодич. сб. «Специальная школа» (1939-69). С 1969 издаётся журн. ч Дефектология» (Москва).

За рубежом вместо понятия «Д.» применяются более ограниченные понятия «спец. обучение» и «леч. педагогика», имеющие гл. обр. практич. направленность. Периодич. издания преим. посвящены проблемам отд. нарушений (глухота, слепота, умственная отсталость и т. д.).

Лит.: Дьячков А. И., Доброе а А. Д., Хрестоматия по истории воспитания и обучения глухонемых детей в России, М., 1949; Основы обучения и воспитания аномальных детей, под ред. А. И. Дьячкова и др., М. 1965; Власова Т. А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии, М. ; Лубовский В. И., Осн. прин ципы организации спец. обучения в СССР «Перспективы», 1983, № 4; Дефектология Указатель лит-ры на рус. языке, вышедшей в СССР. 1920-1973, М., 1975; Выготский Л. С., Собр. соч., т. 5 - Основы дефектологии, М., 1983; The present Situation and trends of research in the field of special education, P., 1973; H a 11 a h a n D., Kauffman J., Exceptional children. Introdu-ction to special education, Englewood Chiffs (№. J.), 1988 . В. И. Лубовский.

ДЕЦЕНТРАЦИЯ

ДЕЦЕНТРАЦИЯ - один из механизмов развития познавательных процессов личности, формирования её моральной зрелости и совершенствования навыков общения; функционирует на основе способности к восприятию точки зрения др. человека.

Д. - одно из ключевых понятий теории Ж. Пиаже, в к-рой она определяется как механизм преодоления эгоцентризма и означает процесс преобразования смысла образов, понятий и представлений субъекта путём принятия им в расчёт возможных точек зрения (познават. перспектив) др, людей. Источник Д. - непосредственное или интериоризировашюе (см. Интериоризация) общение с др. людьми, в ходе к-рого происходит столкновение противоречивых представлений, побуждающее личность изменить собств. познават. позицию. В работах Пиаже и его последователей Д. рассматривается гл. обр. как один из факторов социализации дет. мышления. В дальнейшем была показана связь Д. с успешностью принятия роли другого человека (Д. Флейвелл), уровнем развития эмоционального взаимопонимания (Ф. Дойч), эффективностью межличностного взаимодействия.

Уровень развития Д. существенно изменяется на разл. возрастных стадия-х: повышается от детского к зрелому возрасту и снижается к старости. Способность к Д. варьирует также в разл. видах деятельности: в проф. взаимодействии Д. обычно осуществляется успешнее, чем в семейно-бытовых отношениях.

Способность к Д. наиб. эффективно формируется при соответств. воспитат. воздействии. Недостаточное развитие этой способности может играть провоцирующую роль в возникновении нек-рых психич. заболеваний.

Лит.: Пиаже Ж., Избр. психол. труды, пер. с франц., [М., 1969].

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДЖЕМС, ДЖЕЙМС УИЛЬЯМ

ДЖЕМС, ДЖЕЙМС УИЛЬЯМ (11.1.1842, Нью-Йорк, - 26.8.1910, Чо-коруа, шт. Нью-Хэмпшир), амер. философ и психолог, один из основателей прагматизма. Проф. физиологии и психологии, а затем философии Гарвардского ун-та (1872-1907), где в 1892 совм. с Г. Мюнстербергом организовал первую в США лабораторию прикладной психологии.

Первоначально испытывал влияние «психологии сознания» В. Вундта. Однако уже в первой своей крупной работе («Принципы психологии», 1890) выступил против ассоциативной психологии, выдвинул задачу изучения конкретных фактов и состояний сознания. Развил представление о сознании как о «потоке» непрерывно сменяющих друг друга целостных индивидуальных психич. состояний, из к-рого человек вычленяет отд. группы чувственных элементов, составляющих затем его «реальный мир». Одной из важных характеристик сознания Д. считал его избирательность. Сознание Д. рассматривал с точки зрения его функциональной ценности для жизни человека, как средство биол. приспособления индивида. В связи с этим важную роль отводил индивидуальным физиол. особенностям человека, инстинктам и эмоциям. Широкое распространение получила выдвинутая Д. теория эмоций (теория Джемса - Ланге), трактующая эмоции как производные телесных движений (эта идея послужила одним из источников бихевиоризма). Развитая Д. теория личности сказала большое влияние на формирование амер. персонологии: многие намеченные Д. проблемы интенсивно разрабатываются в рамках исследований «образа самого себя», «самооценки», «самосознания». Ряд работ Д. посвящён также психол. анализу религии.

В трудах по педагогике Д. сводил процесс воспитания к организации стремлений и навыков человека в определённые формы поведения с учётом решающего влияния инстинктов и эмоций. Д. отмечал необходимость знания психологии для успешной работы учителя, не умаляя при этом роли пед. способностей, выступил как убеждённый противник формальных приёмов обучения, не затрагивающих глубины психич. жизни учащихся. Педагогические воззрения Д. получили развитие в прагматистской педагогике,

Соч.: The principles of psychology, v. 1 - 2. N. Y., [1931]; Talks to teachers on psychology and to students on some Hfes ideals, №. Y., [1938]; в рус. пер. - Беседы с учителями о психологии, М. 1902; Науч. основы психологии. СПБ, 1902; Психология, СПБ, 1905 (новое изд. - М. 1991); Прагматизм, СПБ; Существует ли сознание?, в сб.: Новые идеи в философии, в. 4. СПБ, 1913;Что такое эмоция?, в кн.: Психология эмоций. Тексты, под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрей-тер, [М.]. 1984.

Лит.: Совр. бурж. философия. Ми972, с. 246-70; Ярошевский М. Г., История психологии, M.; Per r у R. В. Thought and character of W. James, v. 1 - 2, Boston, 1935; Morris L., W. James. The message of modern mind, L.-N. Y., 1950; W i l d J., The radical empiricism of W. James, N. Y., 1969; Myers G. E., W. James, bis life and thought, New Haven, 1986.

ДЖЕФФЕРСОН ТОМАС

ДЖЕФФЕРСОН ТОМАС (13.4. 1743, Албемарл, - 4.7.1826, Монтиселло), амер. гос. и обществ. деятель, просветитель. Автор проекта Декларации независимости 1776, президент США в 1801-09.

На филос., социологич. и пед. взгляды Д. оказали влияние Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо, К. Гельвеции, Д. Дидро, И. Г. Песталоцци и др.

Движущей силой прогресса общества Д. считал систему обществ. образования. В распространении знаний видел залог достижения счастья отд. личностью и необходимое условие благосостояния гос-ва. Решающую роль в развитии просвещения отводил общеобразоват. школе, к-рая должна быть всеобщей, бесплатной, светской и обязательной для всех. В «Билле о всеобщем распространении знаний» (1779) были отражены взгляды Д. на образование. Он предложил 3-ступенчатую систему школ; в 3-летних бесплатных нач. школах учащиеся должны были помимо чтения, письма и арифметики овладевать ремёслами; в школах 2-й ступени, к-рые также должны содержаться за счёт гос-ва, для наиб. способных предлагалось установить особую стипендию, а затем, в ходе 3-годич-ного обучения, выделить примерно треть из них для дальнейшего образования, предоставив возможности совершенствования в избранной специальности.

В 1814 Д. разработал новый проект системы образования, к-рый предусматривал после окончания нач. школы поступление в т. н. общую школу (2-я ступень обучения), имеющую 2 отделения: одно для тех, кто проявляет склонность к занятию с. х-вом и ремеслом, другое - для тех, кто склонен к глубокому изучению наук и продолжению образования в вузах.

Среди шк. предметов выделял историю, т. к. полагал, что знание осн. ист. фактов поможет разобраться в поступках людей, распознать опасность полит. честолюбия. Считал изучение иностр. языков полезным для тренировки памяти. Советовал овладевать языками в возрасте от 8 до 15-16 лет, причём особое внимание предлагал обращать на практику разговорной речи. Занимался проблемами нравст. воспитания, мечтал, чтобы молодые люди воспитывали в себе честность, правдивость, давал советы, как воспитывать у детей почтительность и уважение к старшим, умеренность, трудолюбие, гуманность и т. д.

Большое значение придавал внешк. образованию. При его участии в шт. Виргиния была создана первая публичная б-ка. В 1819 был утверждён предложенный Д. план организации Виргинского ун-та как светского уч. заведения. Д. принял активное участие в составлении уч. плана для ун-та, в подборе первых профессоров, написал для него один из учебников; участвовал также в разработке архит. проекта университетских зданий. Д. был первым ректором Виргинского ун-та (с 1825).

Твёрдо веря, что «свобода - перворождённая дочь науки», Д. постоянно заботился об улучшении дела образования в США. Просветительные идеи Д. нашли отражение в его труде «Записки о Виргинии» (1782).

Соч.: The complete Th. Jefferson, Fre-eport (№. Y.), 1943; The papers of Th. Jefferson, v. l-17, Princeton, 1950-65; в рус. пер. - в кн.: Американские просветители, т. 2, М., 1969, с. 5-145.

Лит. Гончаров Л. Н., Школа и педагогика США до второй мировой войны, М., 1972; Севостьянов Г. Н., Уткин А. И., Т. Джефферсон, М., 1976; Honeywell R., The educational work of Th. Jefferson, Camb., 1931; W i 11 s e Ch. M., The Jeffersonian tradition in American educa-tion, N. Y., 1960. Л. Н. Гончаров.

ДЖИБЛАДЗЕ ГЕОРГИЙ НИКОЛАЕВИЧ

ДЖИБЛАДЗЕ ГЕОРГИЙ НИКОЛАЕВИЧ - [27.4 (10.5).1913, Кутаиси, - 23.9.1989, Тбилиси], груз, педагог, филолог, д. ч. АПН РСФСР (1959) и СССР (1967), акад. АН Груз. ССР (1960), дер филол. наук (1952), проф. (1955). Окончил филол. ф-т Тбилисского ун-та (1933). С 1935 преподаватель в Кутаисском пед. ин-те. В 1953-60 мин. просвещения Груз. ССР. В 1963-80 мин. высш. и ср. спец. образования Груз. ССР, зав. кафедрой журналистики и эстетики Тбилисского ун-та. С 1980 вице-през. АН Груз. ССР. Исследовал историю и теорию лит-ры, иск-ва, педагогики. Один из составителей учебников груз, лит-ры для ср. и высш. школы. Гос. пр. Груз. ССР (1987, за монографию об И. Г. Чавчавадзе).

Соч.: Принцип эстетич. воспитания, Тб., 1971; Педагогика высш. школы как наука, Тб., 1972; Философия Коменского, М. Г. Л. Сакварелидзе.

ДИДАКТИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница