Наши партнеры

Recircular-office.ru - Облучатели и рециркуляторы купить рециркулятор.

Российская педагогическая энциклопедия
Статьи на букву "И" (часть 1, "ИБН"-"ИЛЬ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "И" (часть 1, "ИБН"-"ИЛЬ")

ИБН СИHА АБУ АЛИ ХУСЕЙН

ИБН СИHА АБУ АЛИ ХУСЕЙН (латинизированное - Авиценна) (ок. 980, с. Афшана, близ Бухары, - 18.6.1037, Хамадан, ныне на терр. Ирана), ср.-азиат. учёный-энциклопедист, врач, представитель вост. аристотелизма. Учился гл. обр. у частных учителей и путём самообразования. Работал в Бухаре, Гургандже (Ургенч), Хамадане и Исфахане. Мн. годы занимался преподавательской деятельностью. В мировоззрении И. С. значительны элементы рационализма. Систематизатор и пропагандист. науч. знаний своего времени. Среди мн. трудов И. С. (сохранилось ок. 200, гл. обр. на араб. яз.) выделяется филос.-энциклопедич. соч. «Книга исцеления». Сокращённое автором изложение этого труда - «Книга спасения», «Книга знания» (на яз. фарси «Даниш-наме») - использовалось для обучения врачей. Написал нач. учебник врачевания «Поэма о медицине» в стихах. Гл. мед. труд «Канон врачебной науки» стал широко известен в лат. переводе с 12 в. (1-е печатное изд. в 1473 в Милане) и до 2-й пол. 17 в. был одним из осн. руководств, по к-рому велось преподавание медицины во всех ун-тах Европы (рус. пер. 1954-60). Высказывался за обучение всех детей 6-14 лет. Указал на преимущества коллективных уч. занятий перед индивидуальными. Большое внимание уделял вопросам воспитания мальчика отцом и наставником. Конечную цель образования видел в обретении элементарных знаний по осн. наукам и в получении профессии, отвечающей индивидуальным склонностям. Прежде чем управлять другими, человек, по мнению И. С., должен научиться управлять собой. В этом ему необходим друг и наставник. Цель воспитания - в достижении гл. добродетелей: воздержанности, смелости, мудрости, справедливости. По убеждению И. С., «воспитанием организма» можно укрепить здоровье физическое, как и приучением себя к надлежащему поведению можно укрепить здоровье нравственное. Высш. счастья (душевной гармонии) человек достигает тогда, когда Ибн Сина способен возвыситься мыслью к высотам познания.

Соч. в рус. пер.: Избр. филос. произв., М., 1980.

Лит.: Теpиовский В. Н., Ибн Си-на (Авиценна), М., 1969 (библ.); P a х и м о в С. Р., Психол.-пед. взгляды Абу Али Ибн Сины, Таш., 1979; Завадовский Ю. Н., Абу Али Ибн Сина. Жизнь и творчество, Душ., 1980 (библ.). Н. М. Ремеев.

ИВАНОВ ИГОРЬ ПЕТРОВИЧ

ИВАНОВ ИГОРЬ ПЕТРОВИЧ (р. 5.11.1923, Батуми), педагог, д. ч. АПН СССР (1989), д-р пед. наук (1971). Окончил филос. ф-т ЛГУ (1949). Вёл исследования в области воспитат. деятельности обществ. орг-ций в школе. С 1954 старший науч. сотрудник в АПН СССР. Проф. ЛГПИ им. А. И. Герцена (ныне Рос. пед. ун-т).

Разрабатывал идеи воспитания детей в коллективе, выдвинутые А. С. Макаренко и др. отеч. педагогами. С 50-х гг. И. вёл пед. эксперимент по организации коллективов детей и взрослых в школах и созданных им творческих объединениях, в т. ч. в Коммуне юных фрунзенцев (1959) при районном Доме пионеров и школьников в Ленинграде и Коммуне им. А. С. Макаренко (1964) при ЛГПИ. Один из инициаторов коммунарской методики.

Осн. средство сплочения коллектива по И.- совм. организаторская и творч. деятельность детей и взрослых, наполненная заботой о людях и улучшении жизни и способствующая гражд. воспитанию личности. Коллективное творческое дело способно оказать комплексное пед. воздействие на развитие эмоционально-волевых качеств, познават. способностей, формирование мировоззрения личности. К важнейшим условиям организации дет. жизни И. относит участие детей не только в общей работе, но и в её планировании, анализе и подведении итогов. Предложил и апробировал формы воспитат. работы, ориентированные на развитие фантазии и творческих способностей детей: сводные разновозрастные отряды, «советы дела», «разведка дел и друзей», «эстафета-ромашка» и др.

Соч.: Формирование юных общественников и организаторов. [Очерки методики воспнтат. работы школы], Л., 1969; Коллективные творческие дела Коммуны им. А. С. Макаренко, Л., 1970 (автор предисл.); Два подхода к воспитанию и проблема воспитат. отношений, в сб.: Актуальные проблемы коммунистич. воспитания школьников, М., 1980; Воспитывать коллективистов, М., 1981; то же, в сб.: Пед. поиск, М., 1987; Энциклопедия коллективных творческих дел, М., 1989.

Лит.: Соловейчик С. Л., Воспитание творчеством, М., 1978; его же, Воспитание по Иванову, М., 1989. Н. П. Царёва.

ИВАНОВИЧ КОРНЕЛИЙ АГАФОНОВИЧ

ИВАНОВИЧ КОРНЕЛИЙ АГАФОНОВИЧ - [13(26).9.1901, станция Скиносы, ныне на терр. Молдовы,- 3.11.1982, Москва], педагог, д. ч. АПН СССР (1968), специалист. по с.-х. образованию, д-р пед. наук (1944), проф. (1944). Окончил Моск. агропед. ин-т в 1930. Был учителем (с 1921) и директором сел. школы. С 1930 на науч. и науч.-пед. работе в Москве, в 1934-59 в С.-х. академии им. К. А. Тимирязева (зав. кафедрой педагогики с 1937). Зав. сектором НИИ производств. обучения АПН (1965-70) и НИИ ТОПО (с 1970).

Разрабатывал вопросы специфики обучения и воспитания учащихся сел. общеобразоват. школ. Обобщил воспитат. аспекты деятельности ученич. производств. бригад, получивших распространение в кон. 50-х и в 60-е гг. Автор трудов по истории с.-х. высшей и ср. спец. школы в СССР. Исследовал нек-рые проблемы методики проф. обучения в с.-х. уч. заведениях.

Соч:. Основы дидактики в с.-х. школе, M, 1940; Основы воспитания в с.-х. школе, М., 1946; С.-х. образование в СССР, М., 1958; Соединение обучения с производит, трудом в сел. школе, М., 1961 (соавт.), Трудовое обучение и проф. ориентация сел. школьников, М., 1978 (соавт. ); Пед. основы деятельности ученич. производств. бригад, М., 1979 (соавт).

ИВАНОВ КОНСТАНТИН ВАСИЛЬЕВИЧ

ИВАНОВ КОНСТАНТИН ВАСИЛЬЕВИЧ - [15(27).5.1890, с. Слакбаш, ныне в Белебеевском р-не Башкирии,- 13(26).3.1915, там же], чуваш. просветитель, педагог, писатель, зачинатель чуваш. лит-ры. Ученик и последователь И.Я.Яковлева. С 1903 учился в Симбирской чуваш. учительской школе, из к-рой исключён в 1907 за участие в забастовке. В этой школе сотрудничал с Яковлевым в переводческо-издательской комиссии; участвовал в издании мн. чуваш. учебников нач. 20 в., для к-рых перевёл фрагменты из «Детского мира» и «Родного слова» К. Д. Ушинского, из «Новой азбуки» и др. книг Л. Н. Толстого. Составил «Первую книгу для чтения после букваря» (1909, в соавторстве), «Букварь для чуваш. с присоединением рус. азбуки» (1912;, в соавторстве, оформил как первый иллюстрир. чувашский букварь; переиздавался и в годы сов. власти). С 1909 преподавал в чуваш. учительской школе. Ввёл в практику чуваш. школы кружковые занятия, экскурсии. Значит. внимание уделял эстетич. воспитанию. В просвещении народа видел единств, возможность реального движения к культурному и социальному прогрессу. Автор стихов, сказок («Две дочери», «Голодные») и др. произв., к-рые входят и в совр. учебники и хрестоматии для чуваш. нач. и ср. школы. Написал краткую историю чуваш. просвещения - «Наше время» (опубл. в сб. «Сказки и предания Чувашии», 1908).

С о ч : Сочинения. Чебоксары, 1990. Лит. С и рот к ин М. Я., К. В. Иванов. (Критико-биогр очерк), Чебоксары, 1955; Краснов Н. Г, Пед. взгляды К. В. Иванова, «УЗ Чуваш. НИИ языка, лит-ры, истории и экономики», 1963, в. 22; Яковлев И Я., Воспоминания, Чебоксары, 1982, Зотов И. А., Живое наследие К Иванова, Чебоксары, 1983; Воспоминания о К. В. Иванове, Чебоксары, 1990 (на чуваш. яз.). Н. Г. Краснов.

ИВАНОВСКИЙ ПАВЕЛ МАКСИМИЛИАНОВИЧ

ИВАНОВСКИЙ ПАВЕЛ МАКСИМИЛИАНОВИЧ - [10(22).3.1885, Москва,- 2.3.1953, там же], врач-гигиенист. и педагог. Окончил физ.-матем. (1911) и мед. (1918) ф-ты Моск. ун-та (естеств. отделение). Ученик А. В. Молъкова. С 1912 преподавал в ср. уч. заведениях Москвы. Систематич. н.-и. работой в области шк. гигиены начал заниматься (с 1918) в школе им. К. А. Тимирязева (Ногинск). С 1926 на кафедре шк. гигиены мед. ф-та 1-го МГУ, с 1947 зав. кафедрой и декан сан.-гигиеыич. ф-та 1-го Моск. мед. ин-та. И. дал гигиенич. обоснования организации физич. воспитания в школе, предложил принцип внутриквартального размещения дет. учреждений при планировке города. Составил (совм. с Мольковым и его учениками) первое в Рос. Федерации пособие для школьно-сан. врача. В нач. 30-х гг. разработал первые программы и уч. пособия по шк. гигиене. В Ин-те шк. гигиены и физич. воспитания АПН (1946-53) руководил исследованиями по вопросам уч. нагрузки и рационального режима школьников.

Соч.: Санитарный режим дет. учреждений, СМ.], 1934.

Лит.: Большакова М. Д., П. М. Ивановский, «Гигиена и санитария», 1956, № 7; Антропова М. В., Гигиена детей и подростков, М., 1982«; Гигиена детей и подростков, под ред. В. Н. Кардашенко, М. М. В. Антропова.

ИВАН ФЁДОРОВ (МОСКВИТИН)

ИВАН ФЁДОРОВ (МОСКВИТИН) - [ок. 1510 - 5(15).12.1583, Львов], рус. и укр. первопечатник, просветитель. Вероятно, учился в Краковском ун-те (1532). В 1550-60-х гг. был дьяконом церкви Николы Чудотворца Гостунского в Московском Кремле. Стоял во главе первой рус. гос. типографии, где вместе с Петром Тимофеевым Мстиславцем напечатал «Апостол» (1564), ставший первой рус. датированной печатной книгой. Между 1565 и 1568 переехал в Великое княжество Литовское. Продолжал издат. деятельность в основанных им трёх типографиях: в Заблудове (в имении гетмана Г. А. Ход-кевича), Львове, Остроге.

В 1574 во Львове И. Ф. напечатал «Азбуку» - первый печатный восточно-слав. учебник (сохранился в двух экземплярах, находящихся в б-ке Гарвардского ун-та в США и в Британской б-ке в Лондоне). «Азбука» 1574 свидетельствует о просветительско-пед. направленности деятельности И. Ф., к-рый составил этот учебник «ради скораго младеньческаго научения». В книге помещены алфавиты в прямом и обратном порядке, сочетания согласных с гласными, грамматич. примеры (спряжения глаголов, использования знаков ударения и придыхания, склонения существительных и прилагательных), тексты для закрепления навыков чтения и письма. Среди последних - азбучный акростих, тексты широко распространённых молитв, отрывки притчей Соломона, апостольских посланий. В новом издании «Азбуки» (1578; находится в б-ке г. Гота в Германии, в Копенгагене и фрагмент - в Рос. гос. б-ке), к-рое предназначалось для учеников острож-ской школы, поместил параллельные гре-ко-слав. тексты, впервые напечатал памятник древней болг. лит-ры-«Сказание» Черноризца Храбра. Азбуки И. Ф. сыграли большую роль в истории отеч. педагогики. Систематизированная им практика нач. обучения грамоте оказалась весьма устойчивой и бытовала на Руси на протяжении 120-150 лет. В 1581 в Остроге И. Ф. напечатал первое полное издание слав. Библии.

Ф а к с и м. изд.: Букварь Ивана Федорова, К., 1975; Острожская Азбука Ивана Федорова, М., 1983.

Лит.: Немировский Е. Л., Иван Федоров, М., 1985; Очерки истории школы и пед. мысли народов СССР с древнейших времен до конца XVII в., М., 1989, с. 241 - 245. Е. Л. Немировский.

ИГНАТЬЕВ ВАРНАВА ЕФИМОВИЧ

ИГНАТЬЕВ ВАРНАВА ЕФИМОВИЧ - [28.12. 1859(9.1.1860), Полтава,- 5.10.1927, Москва], врач-гигиенист. и педагог, специалист. в области физич. воспитания. Окончил мед. ф-т Моск. ун-та (1882). Ученик Ф. Ф. Эрисмана. В 1886 ассистент, затем приват-доцент Моск. ун-та; преподавал на пед. курсах об-ва воспитательниц и учительниц и в Константи-новском межевом ин-те (1894-1920). В 1903 защитил дисс. «Рассеянное искусств, освещение классных комнат». В 1908 в Москве открыл частное уч. заведение, преобразованное в 1915 в Коммерч. уч-ще (8-летнее). С 1917 вёл н.-и. и преподавательскую работу в вузах Москвы (проф. с 1918), НИИ методов шк. работы. Один из организаторов Моск. . ин-та физич. культуры, в 1918-23 его директор. Консультант по вопросам шк. гигиены и физич. воспитания детей при Наркомздраве и Наркомпросе.

Осн. труды по вопросам гигиены, физич. развития и воспитания детей, сан. благоустройства нар., лесных школ и дет. колоний. И. считал физич. культуру неотъемлемой частью воспитания и образования. Физич. культуру рассматривал в широком смысле как комплекс знаний и умений с использованием данных смежных наук - гигиены, санитарии, антропологий. Создавая систему физич. воспитания подрастающего поколения, развивал идеи П. Ф. Лесгафта о необходимости упражнений, к-рые обеспечили бы активное участие всех групп мышц и благотворно влияли на растущий организм. При изучении физич. развития большое значение придавал методике антро-пологич. исследований. Сан. нормы, выработанные И., в 20-50-х гг. лежали в основе гигиенич. требований к стр ву и оборудованию рос. школ.

С о ч : Требования шк. гигиены при гостройке шк. зданий и классных помещений для нар. школ, М., 1902; Школы в лесу, их организация и совр.цсостояние, М., 1913; Биол. особенности детей дошк. возраста и его гигиена, М.]; Гигиена в школе, M.; Основы физич. культуры, М., 1927"; Иссл. физич. развития человека дошк., шк. и призывного возрастов, M.

Лит. Фелитис Н., Проф. В. Е. Игнатьев. [Некролог], «Теория и практика физич. культуры», 1927, № 6, с. 65.

С. Г. Степанов.

ИГНАТЬЕВ ПАВЕЛ НИКОЛАЕВИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИГРА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИГРОВАЯ ТЕРАПИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИГРУШКИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИДЕАЛ

ИДЕАЛ (франц. ideal, от греч. idea - идея, первообраз), образ совершенства, наиболее ценного и величественного, в культуре, иск-ве, отношениях между людьми, нравств. и абсолютное основание морального долга, критерий разделения добра и зла. Содержание И. часто складывается как альтернатива действительности, как внутр. протест против устоявшегося порядка вещей. В моральном сознании И. предстаёт как мечта о единстве и братстве людей и соответствующее этому требование безусловной человечности в отношениях между людьми. Впервые И. в этом понимании был сформулирован в буддийской и христианской религиях, причём моральный И. в этих учениях был органично соединён с образами совершенных личностей: Будда и Христос были канонизированы в качестве высшего И. И. по природе своей абсолютен и безусловен, его нельзя конкретизировать и привязать к определённым ист. условием. Поэтому бесперспективны и обречены на неудачу попытки возвести в И. образы конкретных лиц, выдвинуть их в качестве примеров для подражания (как, напр., в СССР галерея пионеров и комсомольцев-героев, свершивших жертвенные деяния во имя отчизны).

В истории культуры И. практически всегда интерпретировался и санкционировался идеологами с позиций определённой социальной группы. В рамках классовой идеологии формулировались общественные И. как прогнозы и утопии такого социального устройства, в к-ром может быть осуществлён моральный И. и личность достигнет совершенства. Ист. значение общественных И., их прогрессивность или реакционность обусловливались местом и ролью стоящих за ними социальных сил, их действит. заинтересованностью в переустройстве общества. Известны примеры И., обращённых в прошлое, ориентированных на восстановление нек-рого «золотого века». Провозглашались социальные И., содержавшие образы совершенного будущего общества. Подобные И. основывались и теоретически. Однако на практике содержание таких И. подвергалось вульгаризации. Искажённое толкование И. становится одной из духовных предпосылок нравств. кризиса в обществе.

Вековые моральные традиции человечества закрепили подлинный И., сущност-ным содержанием к-рого стал образ свободной личности, способной посвятить себя счастью др. людей. Любые социальные программы должны выверяться по этому И. как высшей нравств. и социальной цели ист. развития.

Формирование И.- сложная задача. Ребёнку с рождения свойственно стремление к доброму и прекрасному, важно, чтобы его воспитание имело целью совершенствование нравств. черт личности. Основы общечеловеческих нравств. и культурных ценностей закладываются в семье. От её духовной ориентации, моральной атмосферы во многом зависит, научится ли подрастающий человек отличать подлинные И. от мнимых. Личность, получившая в детстве импульс к нравств. саморазвитию и самосовершенствованию, воспитанная на истинных И., в любых ситуациях способна сделать правильный моральный выбор. В то же время, человек, привыкший бездумно подражать чужому мнению, соблюдать любые стандарты и стереотипы поведения, легко превращается в послушного исполнителя чужой воли. Воспитатели иногда опасаются, что слишком сильная вера в идеальное может стать причиной душевных разочарований и потрясений. Избежать этого можно, если человек воспитывается не только на идеалах, но и на реальностях действительности. Воспитываясь, человек учится воплощать свои нравств. И. в жизнь.

Часто у подростков и юношей стремление к И. выражается в форме увлечения конкретными личностями - модными артистами, спортсменами и др. деятелями и превращается в слепое поклонение идолам, к-рым приписываются самые привлекат. человеческие качества и способности. Желание иметь предмет для обожания свойственно отроческому и юношескому возрастам и, как правило, проходит по мере взросления. Но в ряде случаев чрезмерное внимание к модным кумирам становится негативным явлением, поглощающим всё свободное время, ограничивающим др. культурные и нравств. потребности. Такие ложные И. могут нанести вред нормальному нравств. развитию личности. Родители и воспитатели не могут оставаться безучастными к таким увлечениям. Необходим поиск педагогически обоснованных И. для направления интересов в позитивное русло.

Р. Г. Апресян.

ИЕЗУИТСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИЕШИВА

ИЕШИВА (ешива, ешибот, иешибот, иврит, йешива - сидение, заседание), высшая школа изучения евр. религ. права (галахи), центр традиц. евр. учёности. Готовит раввинов, судей, учителей евр. традиции, теологов. Слушателями И. (бахурим) являются совершеннолетние мужчины (согласно галахе, совершеннолетие наступает по достижении 13-летнего возраста), осн. контингент составляет неженатая молодёжь от 15 до 25 лет. Только в 80-х гг. 20 в. в Израиле стали создаваться И. для девушек. Срок обучения в разных И. от 3 до 7 лет. Традиц. И. управлялась главой (рош-йешива), к-рому помогали «контролёры» (машгихим), следившие за прилежанием и организацией быта бахурим. И. располагалась обычно в молельном доме, бет-мидраше, где жили бахурим. Обучение было бесплатным, преподаватели получали жалованье из общинных средств, а бахурим поочерёдно столовались у разных членов общины («тег-эсн», на яз. идиш - ежедневное кормление). Содержание И. почиталась евреями за выполнение религ. заповеди (мицвы). Традиц. И. не имела классной структуры, рош-йешива отвечал на вопросы, давал свои толкования гала-хич. правилам, вслух вместе с учениками читал отд. талмудич. и экзегетич. (разъясняющие смысл древних текстов) сочинения. Большинство совр. И. так или иначе реформированы, организованы по классам, программы включают не только галахические, но и др. дисциплины, напр., изучение Танаха (в христианстве именуемого Ветхим Заветом), евр. историю, грамматику иврита.

Первые И., очевидно, возникли ещё до разрушения Иерусалимского храма римлянами (70 н. э.). В античности и средневековье И. иногда выполняли законодат. и судебные функции. Гибель евр. государственности превратила И. в гл. центр нац. существования. Знаменитая И. в Явне (Ямнии, 1-2 вв. н. э.), возглавляемая раввчном Иохананом бен Заккаи, разработала нормы раввинистич. иудаизма, ставшие религ.-правовой основой жизни евреев в диаспоре. В существовавших на терр. Израиля И. в 1-3 вв. н. э. была составлена и кодифицирована Мишна - сборник галахич. и аггадич. (повествоват. характера ист. и религ.-мифологич.) сочинений, а в 3-7 вв. в «вавилонских» И. (академиях) Двуречья разработана Гемара - толкование Мишны. Эти книги составили Талмуд.

Благодаря содержательному своеобразию Талмуда, охватывавшего разл. области знания, учащиеся получали достаточно широкое образование. Ср.-век. И. Германии, Франции, Англии, Австрии, Польши ограничивали свою деятельность изучением Талмуда и талмудич. экзегетики. В И. Испании (до кон. 15 в.) и стран мусульм. Востока наряду с Талмудом изучали также каббалу. В И. достиг своего совершенства схоластич. метод толкования норм религ. права, пилпул, предполагавший одноврем. развитие логич. способностей и памяти.

В 15 в. возникли первые И. в Польше, Литве и на Украине. Нек-рые из них стали знаменитыми центрами образованности, привлекавшими учащихся со всего евр. мира: Воложинская и Мирская И. в Белоруссии, Телыпевская И. в Литве, Лю-бавичская И. (совр. Смоленская обл.) и др. В нач. 20 в. в России возникли первые реформир. И., в к-рых допускалось изучение новых языков, нек-рых светских предметов. Распространение И. в Америке (США и Канаде) связано с эмиграцией ашкеназских евреев из России и Австро-Венгрии в кон. 19 - нач. 20 вв.

В 20 в. И. сохраняются гл. обр. в Израиле и Сев. Америке. В США кроме ортодоксальных И. существует Универ-ситет-И. (Yeshiva University, осн. в 1886), где наряду с галахой и иудаикой изучаются также математика, естеств. и обществ. науки. В совр. Израиле И. продолжают оставаться осн. формой высш. религ. образования и ин-том подготовки раввината.

В СССР И. были повсеместно закрыты в нач. 20-х гг. Впервые после революции И. без права рукоположения (смихи) была открыта при Моск. хоральной синагоге в 1957. В нач. 90-х гг. число И. стало увеличиваться: в Москве действует И. при ф-те иудайки Академии мировых цивилизаций, восстановлена хасидская И., создана И. под эгидой движения Агу-дат - Исраэль. Открываются И. в Санкт-Петербурге, Харькове, Днепропетровске, Кишинёве и др. городах.

Лит.: Марек П. С., Очерки по исто-ртш просвещения евреев в России, М., 1909; Gudemann M., Das judische Unter-richtswesen wahrend der spanisch-arabischen Periode, W., 1873; его же, Geschichte des Erziehungswesens und der Cultur der abendlandischen Juden wahrend des Mittelalters und der neueren Zeit, Bd 1-3, W., 1880-88.

M. А. Членов.

ИЗДАТЕЛЬСТВА ДЕТСКОЙ И ЮHOШЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИЗДАТЕЛЬСТВА УЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИЗЛОЖЕНИЕ, ПEPEСКАЗ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИЗЛОЖЕНИЕ УЧИТЕЛЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИЗМАЙЛОВ АЗИЗ ЭМИНОВИЧ

ИЗМАЙЛОВ АЗИЗ ЭМИНОВИЧ - [р. 28.12. 1913 (10.1.1914), г. Евпатория], педагог, д. ч. АПН СССР (1967) и АН Кирг. ССР (1969), д-р пед. наук (1960), проф. (1961). Окончил АКБ им. Н. К. Крупской (1934) и ист. ф-т Фрунзенского пед. ин-та (1951). Пед. деятельность начал в 1930 зав. школой-интернатом. В 1937-50 на ответств. работе в органах нар. образования в Киргизии. С 1952 на н.-и. и преподавательской работе в Кирг. жен. пед. ин-те, в 1955-81 руководил Кирг. НИИ педагогики. Одним из первых в Киргизии исследовал проблемы истории школы и педагогики, просвещения и культуры республик Ср. Азии (в т. ч. вопросы создания письменности, учебников, формирования системы нац. пед. кадров, развития высш. и спец. ср. образования, жен. образования), трудового воспитания, политехн. обучения и проф. подготовки учащихся. Обобщил опыт нар. педагогики, оказавшей влияние на развитие совр. школы в Ср. Азии.

Соч.: Очерки по истории сов. школы в Киргизии за 40 лет (1917 - 1957), фр., 1957; О выборе профессии, Фр., 1961; По ленинскому пути, Фр., 1970; В. И. Ленин и проблемы воспитания и образования, Фр., 1971; Просвещение в республиках Сов. Востока, М., 1973; Изучение развития культуры народов Ср. Азии и Казахстана в курсе истории СССР в 8 - 10 кл., М., 1986; Этика и педагогика семейной жизни (в представлениях и идеалах нар. мудрости), Таш., 1986; Нар. педагогика: пед. воззрения народов Ср. Азии и Казахстана, М., 1991.

ИЗМЕНА

ИЗМЕНА - характеристика действия, нарушающего принятые человеком принципы, убеждения, обязанности, к-рые обусловлены его социальными позициями (статусами) гражданина, члена орг-ции, семьянина, понятием долга и т. д. И. выступает как противоположность верности. В отличие от предательства И. не направлена прямо на нанесение ущерба тому лицу или делу, по отношению к к-рому она совершается. Поэтому трудно провести грань между практич. действием, в к-ром обнаруживается И., и теми изменениями в убеждениях, привязанностях, к-рые, по существу, означают И. С психол. точки зрения И. иногда совершается легче, если связана с корыстными побуждениями, т. к., мысленно предвосхищая И., человек уделяет больше внимания предполагаемым в её результате благам, чем возможному стыду перед теми, кому изменил.

И., как и предательство, сурово осуждалась во все времена. В феод. обществах И. воспринималась как один из наиболее тяжких пороков. Гуманистич. мировоззрение признаёт право человека на изменение образа мысли, жизни и не рассматривает верность и преданность как средства, к-рые должны ограничивать человеческую свободу. В цивилизованном обществе разрыв обязательств должен сопровождаться договорённостями, призванными возместить возможный ущерб стороне, с к-рой порывают. Нарушение верности в супружестве, любви, дружбе в очень малой степени может быть компенсировано и всегда рассматривается как И.

Р. Г. Апресян.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИЗРАИЛЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИЛЛЮСТРАТИВНАЯ ШКОЛА

ИЛЛЮСТРАТИВНАЯ ШКОЛА - разновидность трудовой школы, в к-рой трудовое начало сводилось к работам детей по иллюстрированию получаемых знаний (рисование, лепка, изготовление моделей и макетов, драматизация и др.). И. ш. формировалась под влиянием концепции «школы действия» В. Лая, согласно к-рой разл. виды иллюстративных работ - формы выражения знаний.

Принципы И. ш. в нач. 20 в. применялись в школах мн. стран, в т. ч. России. Иллюстративные работы в уч. процессе рекомендовались в метод. лит-ре, издававшейся в 20-е гг. в СССР. Выполнение их способствует творческому отношению детей к учёбе, лучшему запоминанию усваиваемого материала, развивает воображение и моторику ребёнка. Ошибки в иллюстративных работах обнаруживают пробелы в представлениях учащихся, что помогает педагогам своевременно корректировать уч. процесс, а школьникам искать пути к совершенствованию своих знаний и умений. Иллюстративные работы необходимы учащимся для фиксации наблюдений, для графин, оформления итогов изучения нек-рых объектов, для систематизации знаний по отд. разделам уч. программы (см. Графическая работа). Во всех случаях применение иллюстраций должно быть педагогически оправданным, служить цели активного, сознательного и прочного усвоения знаний и не нарушать логики уч. предмета (см. также Наглядность в обучении). А. И. Пискунов.

ИЛЛЮСТРАЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИЛЬЕНКОВ ЭВАЛЬД ВАСИЛЬЕВИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИЛЬИН ЕВГЕНИЙ НИКОЛАЕВИЧ

ИЛЬИН ЕВГЕНИЙ НИКОЛАЕВИЧ (р 811 1929, Ленинград), педагог-новатор После окончания ЛГУ (1955) учитель лит-ры в гор школах, с 1993 одновременно проф. Открытого ун-та экологии человека и иск-ва (Санкт-Петербург)

В 60-70-х гг. разработал ориг концепцию преподавания лит-ры на основе пед.общения и систему организации занятий по своему предмету В пед.практике И его увлеченность лит-рой эмоционально передается школьникам. И предложена формула «языка» совр. урока лит-ры «об искусстве - языком искусства» В условиях классно-урочной системы методика И позволяет индивидуализировать освоение учениками программного материала, последовательно повышать степень их активности в уч процессе В трактовке И. пед. общение преследует и цели творч. стимулирующего воздействия ученика на одноклассников и на учителя.

И. проанализировал образоват. и метод. возможности худож. детали, к-рая нередко используется им для «запуска» механизма общения.

Учитель в книгах И. предстаёт как знаток предмета, артист, наставник. Пед. система И. связана с планированием занятий по фактологич., эстетич., нравств. аспектам, с отбором уч. информации. И. практикует творч. задания, способствующие осмыслению образных, тематич. и др. линий в лит-ре, воспитанию культуры чтения. Система И. стала одной из составляющих педагогики сотрудничества.

Соч.: Урок продолжается, М., 1973; Иск-во общения, М., 1982; Шаги навстречу, М., 1986; Рождение урока, М., 1986; Путь к ученику, М., 1988, Герой нашего урока, М., 1991; «Минувших дней итоги», Л., 1991, Из блокнота словесника, СПБ, 1993; Давайте соберемся, М., 1994 (соавт.); Как увлечь книгой, СПБ, 1995; Воспитаем читателя, СПБ, 1995

Лит.: Останкинские вечера, М., 1988; ИванихинВ.В., Почему у Ильина читают все?, М., 1990. С. В. Мертенс.

Предыдущая страница Следующая страница