Российская педагогическая энциклопедия
Статьи на букву "И" (часть 2, "ИЛЬ"-"ИНТ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "И" (часть 2, "ИЛЬ"-"ИНТ")

ИЛЬМИНСКИЙ НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ

ИЛЬМИНСКИЙ НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ - [23.4(5.5). 1822, Пенза,-27.12.1891 (8.1. 1892), Казань], востоковед, педагог-миссионер, ч.-к. Петерб. АН (1870). Окончил физ.-мат. отделение Казанской духовной академии (1846), на ст. курсах изучал араб. и тат. языки у А. К. Казем-Бека. Оставленный при академии, преподавал естеств.-науч. предметы, историю философии, древнееврейский язык. Для совершенствования в тат. яз. поселился среди татар, посещал медресе. В 1851-54 был в науч. командировке на Бл. Востоке (Египет, Палестина, Сирия) для изучения ислама. С 1854 преподавал вост. языки на миссионерском отделении Казанской духовной академии. Обвинённый в пропаганде мусульманства, оставил академию. В 1858-61 служил переводчиком в Оренбургской пограничной комиссии. В 1861-72 преподаватель кафедры тур.-тат. языка Казанского ун-та (с 1863 экстраординарный проф.). В 1863-70 преподавал также в духовной академии. В 1863 основал Казанскую крещёно-тат. школу, ставшую центральной для миссионерских школ Казанской и соседних губерний (за 50 лет выпустила св. 6 тыс. чел., в т. ч. ок. 900 учителей), в 1872 - Казанскую инородческую учительскую семинарию, к-рая готовила учителей для тат., морд., марийских, чуваш., удм. школ. Директором семинарии И. оставался до конца жизни. Деятельность И. была направлена на «прочное сближение инородцев с коренным рус. населением путём просвещения», под к-рым в первую очередь понимались христианско-православные идеи. И. стремился приобщить нерус. народы к русской, а через неё и к общечеловеческой культуре, а также сделать доступными для русских культурные ценности др. народов России. И. разработал особую систему просвещения нерус. народностей на основе живого разговорного нар. языка. Родной язык он считал основанием и орудием шк. образования, гл. роль отводил нач. школе. Преподавание в нар. школе (одноклассной четырёхлетней) по системе И. велось на 1-м отделении (2 года) исключительно на родном языке, рус. яз. изучался как уч. предмет. Обучение рус. языку начиналось с разговорных уроков. На 2-м отделении русский становился языком преподавания. Лучшие учителя нерус. нар. школ, по И.,- лица одной национальности с учениками. От рус. учителей требовал знания родного языка учащихся, использования его в уч.-воспитат. работе. Учебники, по мнению И., должны печататься на родном для учащихся языке с использованием рус. графики. Стремился приспособить организац. структуру русских школ, формы и методы их уч. работы к нац. особенностям населения (передвижные школы для кочевых народов, интернаты при школах для казах. населения и др.). Мн. метод. рекомендации И. заимствовал из практики лучших отеч. педагогов. Правилами 1870 система И. была утверждена для Поволжья, Ср. Азии и Сибири, однако на практике она часто искажалась требованиями скорейшего перехода к преподаванию на рус. языке и даже превращением родного языка во вспомогательный. И. создал ряд учебников и уч. пособий (словарь и грамматику казах. яз., самоучитель рус. яз. для казах. школ, тат. букварь); перевёл на тат. яз. мн. духовные и богослужебные книги. Издал ряд памятников тюрк, письменности, в т. ч. «Бабу р-наме» (1857). Общепризнанной заслугой И. является создание и широкое применение рус. алфавита для письменности народов, пользовавшихся араб. графикой. Применение в обучении разговорных тат., башк., казах. и др. языков способствовало развитию нац. лит. языков, созданию на них уч. и дет. лит-ры. Среди последователей И.- И. А. Алтынсарин, И. Я. Яковлев, Н. А. Бобровников.

Соч.: Из переписки по поводу применения рус. алфавита к инородческим языкам, Казань, 1883; Беседы о нар. школе, СПБ; Воспоминания об И. А. Алтын-сарине, Казань, 1891; Избр. места из пед. соч., Казань, 1892; Письма [к К. П. Победоносцеву], Казань, 1895; О системе просвещения инородцев и о казанской центр. крещено-тат. школе, Казань, 1913.

Лит.: Н. И. Ильминский, Казань, 189.2; Н. И. Ильминский. Сб. ст., Казань, 1916; Биобибл. словарь отеч. тюркологов. Дооктябрьский период, под ред. и с введением А. Н. Конон9ва, M.

ИМПЕРАТИВ

ИМПЕРАТИВ (от лат. imperativus - повелительный), повеление, требование, приказ, безусловный принцип поведения. Понятие «категорический И.», введённое Э. Кантом в «Критике практич. разума» (1788), обозначает в его этике нравств. закон, гласящий: «Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом» (Кант Э., Соч., т. 4, ч. 1, М., 1965, с. 260). Т. о., Кант обосновывал идеи равенства в морали: моральные требования независимо от их содержания всегда имеют универсальный (всеобщий) характер и распространяются на всех людей. Понятие категорич. И. Кант углубил с помощью утверждения, к-рое вскрывает гуманистич. содержание морали: «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своём лице, и в лице всякого другого так же как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству» (там же, с. 270). Понимание морали, по Канту, является абсолютным, идеальным (см. Идеал). Г. Гегель и К. Маркс считали, что в обществе, основанном на принудит, разделении труда, каждый, относясь к другому как к цели, себя превращает в средство, и наоборот (см. Польза). Но Кант претендовал на построение философски обоснованной этики, а не социальной теории. Категорич. И. он противопоставлял гипотетическим, или условным И. (повелениям, предполагающим умение и благоразумие того, кому они адресованы), указывающим на средство, к-рое надо использовать для достижения определённой цели.

Характеризуя третье значение категорич. И., Кант предполагал автономию человека как личности и гражданина, способного самому устанавливать нравств. принципы своего поведения и беспрекословно им следовать. Понятие «категорич. И.» нередко употребляется для обозначения общепринятых нравств. требований современности (борьба за мир, сохранение природы, выживание человечества и др.).

Р. Г. Апресян.

ИМПРОВИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

ИМПРОВИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ (от лат. improvisus - неожиданный, внезапный), деятельность учителя, воспитателя, осуществляемая в ходе пед. общения, без предварит. осмысления, обдумывания. Целью пед. И. является нахождение нового решения в конкретных условиях обучения и воспитания. Сущность И. составляет быстрое и гибкое реагирование на возникающие пед. задачи.

Недостаточный учёт учителем быстро меняющихся ситуаций шк. жизни, ведёт к формализму в уч.-воспитат. процессе, отчуждению от него учащихся. И. позволяет снимать напряжение, актуализировать знания, вовлекать учеников в сотворчество, делает уч.-воспитат. процесс притягательным, ненавязчивым, жизненным. Овладение умением пед. И.- один из путей восхождения к пед. мастерству. В И. личностные качества педагога проявляются с особой яркостью. В основе И. лежат общекультурная и проф. подготовка учителя, знание уч. предмета, педагогики и пед. психологии, развитые пед. умения и навыки, пед. техника, такт и т. д.; особое значение имеет творческая доминанта, т. е. развитые внимание, воображение, интуиция, состояние творческого поиска и вдохновения.

Специфика пед. внимания состоит в том, что оно, с одной стороны, «рассеяно» на многочисл. объекты, с другой - сконцентрировано на решении пед. задач и непрерывном анализе деятельности учащихся. Распределённость внимания помогает учителю «улавливать» момент начала возможной И., неожиданные повороты в течение занятия, реакцию учащихся на такие повороты. Концентрация внимания способствует выбору пути осуществления И., эффективности её публичного протекания и оперативному анализу её результатов. Воображение учителя способствует рождению своеобразной пед. идеи, выбору пути, отбору средств и качеству её реализации, помогает учителю заранее подготовить отдельные И., предугадать возможность и результат их включения в уч.-воспитат. процесс.

Теоретически в процессе пед. И. можно выделить 4 этапа. Момент возникновения пед. идеи при условии сиюминутной её реализации является началом И. 2-й этап - выбор пути реализации пед. идеи. 3-й - центр. этап, от к-рого зависит эффективность И.- воплощение или реализация пед. идеи, зримая часть И. На 4-м этапе анализируется процесс воплощения пед. идеи, принимается решение о продолжении И., если в ходе её рождается новая идея, или о её завершении.

Способы И. различны, В уч.-воспитат. процессе пед. И. в зависимости от условий выступает как приём, метод. средство обучения и воспитания. В шк. обучении часто применяются пед. И. с «домашней заготовкой». Анализ деятельности мастеров пед. труда показал, что наиб. эффект достигается в процессе движения от индивидуальной И. педагога к коллективной, совместной И. учителя и учащихся. Отеч. педагоги А. С. Макаренко, С.Т.Шацкий и др. были выдающимися импровизаторами. Один из основополагающих девизов Макаренко - «немедленный анализ и немедленное действие» - является призывом к пед. И., а обоснованный им «метод взрыва» - разновидностью пед. И. Психологами К. А. Эрбергом, Н. А. Энгельгардом, С. О. Грузенбергом в 20- 30-х гг., В. А. Кан-Каликом, Б. М. Ру-ниным в 80-х гг. 20 в. доказано, что И.- первотворчество, в ней в свёрнутом виде присутствуют все этапы творческого процесса. С помощью И. элементы пед. техники приобретают признаки новизны. И. придаёт пед. деятельности творческий характер.

Обучение И. может осуществляться двумя путями: через вкрапление элементов И. в ход преподавания уч. дисциплин и обучение приёмам И.; второй путь- спец. тренинг, к-рый включает изучение структуры процесса И., анализ уроков с точки зрения возможного и реального применения И., групповое составление пед. задач и их импровизац. показ и т. д.; спец. упражнения для развития пед. мастерства с акцентом на совершенствование речи, внимания, воображения.

Лит.: Эpбеpг К., Цель творчества. Опыты по теории творчества и эстетике, М., 1913; Записки ин-та живого слова, П., 1919; Грузенберг С. О., Психология творчества. Введение в психологию и теорию творчества, Минск, 1923; Терский В. Н., Кель О. С., Игра. Творчество. Жизнь. Организация досуга школьников, М., 1966; Кан-Калик В. А., Основы проф.-пед. общения, Грозный, 1979; Рунин Б. М., О психологии импровизации, Л., 1980; Харькин В. Н., Пед. импровизация. [Уч. пособие для студентов пед. вузов], М., 1989; его же, Пед. импровизация, СП, 1989, № 8. В. Н. Харькин.

ИНВАЛИДЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИНГУШСКАЯ РЕСПУБЛИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИНДИВИДУАЛИЗИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ СИСТЕМЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИНДИВИДУАЛИЗМ

ИНДИВИДУАЛИЗМ (франц. individua-lisme, от лат. Individuum - неделимое), тип мировоззрения, в основе к-рого лежит абсолютизация позиции индивида в его противопоставленности обществу как таковому, миру в целом. И. проявляется как в реальной жизненной позиции, в поступках, так и в разл. концепциях - этических, философских, идеологических, политических и т. д. Согласно принципам И., счастье отд. личности, её свобода и неограниченное развитие рассматриваются как высш. цель, а функционирование социальных институтов и групп - как основа и средство для достижения этой цели. Как жизненная позиция и умонастроение И. возникает в условиях обособления и отчуждения людей друг от друга. Социально-этич. взгляды, воплощавшие идеал И., высказывались уже в Др. Греции (начиная с Демокрита и софистов). Как массовое явление И. распространился в эпоху эллинизма (напр., в учениях Эпикура, стоиков, скептиков). С установлением капитали-стич. уклада И. наиб. ярко проявился в бурж. обществе, востребовавшем независимую, инициативную личность, способную решительно действовать с целью осуществления частного интереса (не учитывающую интересы др. людей или даже вступающую в противоречие с ними). И. получил обоснование в учениях Дж. Локка, А. Смита, К. А. Гельвеция, Б. Франклина, И. Бентама как идеология, противостоящая феодальному абсолютизму и сословному корпоративизму. Практике товарно-денежных отношений, в к-рых доминировал принцип пользы, соответствовало провозглашение свободы человека от социальных условий и ориентация личности на достижение собств. успехов, что привело к трансформации И. в одну из его типичных форм - эгоизм. И. часто подвергается критике за эту крайнюю форму его проявления. При этом не учитывается, что И. проповедует необходимость личной активности человека, его опоры на собств. силы, утверждает чувство ответственности, морального достоинства. В соответствии с таким пониманием И. находит выражение в альтруизме, моральных установках на совершенствование и честное исполнение долга. С развитием корпораций И. переживает кризис. С одной стороны, он перерождается в авторитаризм, корпоративизм, конформизм, а с другой - превращается в экстремизм, отрицающий разл. формы гос. и обществ. контроля. Одновременно усиление роли гос-ва и корпораций в жизни капиталистии. общества во 2-й пол. 20 в. вызвало движение за гражд. права и свободы, а осознание опасности ядерной войны привело к пониманию того, что самосохранение и полноценное развитие индивида возможно лишь при сохранении человечества в целом, и способствовало расширению всеобщей борьбы за мир.

В теории социализма, провозгласившей приоритет общего интереса над интересами индивида, предполагалось, что новая организация обществ. жизни создаст наилучшие условия для удовлетворения как общественных, так и индивидуальных потребностей. С этих позиций И. отвергался как мировоззрение, противоречащее задачам развития Социалистич. общества и установления всеобщего равенства. Однако на практике в 30-70-е гг. индивидуальные интересы по сути игнорировались. На этом фоне И. проявился в разл. формах «ухода», скептицизма, нигилизма. Ист. опыт доказывает, что противоречия между обществ. и индивидуальными интересами исчезают в таких социально-экон. условиях, при к-рых удовлетворение обществ. интересов достигается людьми в процессе их деятельности, направленной на реализацию индивидуальных интересов. В полит. сфере равновесие между обществ. и индивидуальными интересами осуществляется через признание гражд. свобод личности, а в нравственной - её морального достоинства и ответственности. Р. Г. Апресян. ‘

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ - неповторимое своеобразие отд. человека, совокупность только ему присущих особенностей. В психологии проблема И. ставится в связи с целостной характеристикой отд. человека в многообразии его мыслей, чувств, проявлений воли, потребностей, мотивов, желаний, интересов, привычек, настроений, переживаний, качеств перцептивных процессов, интеллекта, склонностей, способностей и др. особенностей. Их конкретное сочетание образует уникальную целостную структуру переживающего и действующего индивида. Вопрос. об И. рассматривается с учётом анализа темперамента и характера человека, поиска оснований для выделения типов людей и ставится как проблема соотношения в человеке типология, свойств и индивидуальных различий, поэтому И. описывается как набор признаков, присущих данному человеку. Предпосылкой формирования человеческой И. служат анатомо-физиол. задатки, к-рые преобразуются в процессе воспитания, имеющего общественно обусловленный характер, порождая широкую вариативность проявлений И.

В социальной психологии индивидуальное обычно противопоставляется коллективному (групповому). Процесс индивидуализации, т. е. осознания и культивирования человеком своей И., рассматривается как вторичный по отношению к социализации - приобщению человека к миру культуры. И. реализуется как через поведение человека в ситуациях общения, так и через культивирование им разл. способностей в актах деятельности.

Неповторимость психики человека определяется органичным единством и целостностью процесса развития его потребностей и способностей, формирующихся в деятельном общении с носителями обществ.-ист. культуры. Необходимыми средствами этого общения служат предметные формы, способы и средства культуры, орудия и продукты всех видов обществ.-ист. деятельности (труда), язык, знания, навыки и т. п. В общении определяется содержание цели развития всей совокупности способностей и потребностей индивида.

Термин «И.» употребляется также как синоним термина «индивид» для обозначения неповторимой совокупности признаков, присущих отд. организму и отличающих данный организм от всех других, принадлежащих к тому же виду. Проблемы И. в основном разрабатываются в русле психологии личности, дифференциальной психологии.

Лит.: Юнг К. Г., Психол. типы, М., 1924; Те плов Б. М., Проблемы индивидуальных различий, М., 1961.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ - осуществление педа-гогич. процесса с учётом индивидуальных особенностей учащихся (темперамента и характера, способностей и склонностей, мотивов и интересов, и др.), в Значит. степени влияющих на их поведение в разл. жизненных ситуациях. Суть И. п. составляет гибкое использование педагогом разл. форм и методов воспитат. воздействия с целью достижения оптимальных результатов уч.-воспитат. процесса по отношению к каждому ребёнку. И. п. может применяться для поощрения или подавления тех или иных особенностей поведения и свойств личности конкретного ребёнка.

Классич. примеры И. п.- поручение ребёнку заданий в соответствии с его возможностями и способностями; создание спец. пед. ситуаций, помогающих выявить индивидуальные качества воспитанника; беседа педагога с воспитанником; заключение своего рода чджентль-менского» договора с окружающими воспитанника сверстниками и взрослыми об определённых способах реагирования на его поведение в целях развития конкретных индивидуальных черт.

И. п.- необходимое условие эффективности пед. процесса, т. к. любое воспитат. воздействие преломляется через индивидные особенности конкретной личности. И. п. необходим каждому ребёнку, как «трудному», так и благополучному, т. к. помогает ему осознать свою индивидуальность, научиться управлять своим поведением, эмоциями, адекватно оценивать собственные сильные и корректировать слабые стороны.

И. п. применяется как воспитат. системами с гуманистич. ориентацией (когда воспитатели признают право каждого ребёнка быть непохожим на других), так и системами авторитарного типа, стремящимися всех детей сделать одинаковыми. В связи с этим в совр. пед. науке и практике возникла необходимость введения нового понятия - личностного подхода, имеющего много общего с И. п., но в отличие от него преследующего гл. цель - развитие личности, но не её подавление. (См. также Индивидуализация обучения). В. И. Максакова.

ИНДИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИНДОНЕЗИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИНДУКЦИЯ

ИНДУКЦИЯ (от лат. inductio - наведение), переход от единичного знания об отд. предметах данного класса к общему выводу о всех предметах данного класса; один из методов познания. Основой И. являются данные, полученные путём наблюдения и эксперимента. Индуктивные рассуждения занимают важное место в науч. исследованиях, включающих в себя как обязат. этап накопление опытных данных, выступающих основанием для последующего обобщения в форме классификаций, науч. гипотез и др. Однако для построения науч. теории только индуктивных обобщений недостаточно, т. к. сделанные путём индуктивного умозаключения выводы часто оказываются ложными после открытия новых фактов. Применение И. ограничено и тем, что полученные в ходе индуктивного умозаключения выводы сами по себе не являются необходимыми, поэтому индуктивный метод познания должен дополняться дедукцией, сравнением и т. д.

Различают полную И. (когда вывод делается в результате изучения всех без исключения предметов данного класса) и неполную И. (общий вывод делается на основе рассмотрения лишь нескольких, часто далеко не всех явлений данного рода). Поскольку обычно исчерпать всё конкретное многообразие фактов практически невозможно, в реальном процессе познания используется неполная И. Вывод по неполной И. всегда носит характер вероятного знания. Достоверность выводов по неполной И. повышается при подборе достаточно большого кол-ва случаев, в отношении к-рых строится индуктивное обобщение, причём факты, из к-рых делается вывод, должны быть разнообразными, отражающими не случайные, но существ, признаки изучаемого явления. Соблюдение этих условий позволит избежать таких распространённых в практике обучения ошибок, как поспешность выводов, смешение простой последовательности к.-л. явлений с причинно-следственными отношениями между ними и др.

И. широко применяется в щк. обучении. Многие уч. тексты и объяснения учителя строятся по индуктивному типу. Напр., при разъяснении понятия об уд. весе берутся разные вещества в равных объёмах и взвешиваются. Разл. вес этих веществ позволяет выдвинуть общее положение об отношении между весом вещества и его объёмом, т. е. понятие об уд. весе. Это пример неполной И. (берутся не все, а только нек-рые вещества). Как и в науке, в шк. обучении чаще всего применяется именно неполная И. наиб. широко И. применяется в т. н. опытных науках и соответствующих им уч. предметах - зоологии, ботанике, географии и др. В мл. классах, когда дети имеют ещё небольшой объём знаний о мире, знакомство с разл. фактами из жизни природы и общества полезно, т. к. обогащает опыт ребёнка, способствует развитию умения наблюдать и анализировать изучаемые явления. Эти фактич. знания служат базой для усвоения обобщающих положений. В ст. классах к И. прибегают в тех случаях, когда нужно показать общую закономерность для всех явлений какой-то группы, но доказательства этого положения предложить учащимся ещё нельзя. Применение И. в обучении позволяет сделать обобщающий вывод очевидным, убедительным, вытекающим из рассмотренных фактов и потому доказательным для учащихся. Эту важную особенность И. подчёркивали мн. педагоги. Так, Н. Ф. Бунаков писал об изучении грамматики: «Индуктивный метод исходит от конкретных фактов, то есть от самого языка как объекта изучения, от его разнообразных естественных явлений прежде всего, пользуясь наблюдательностью учеников, обращая её на явления языка, к познанию его форм, к раскрытию их значения, затем направляют их мысль к сравнению, классификации и обобщению» (Избр. пед. соч. 1953, с. 173-74).

Вместе с тем И. нельзя превращать в универсальный метод в обучении. В соответствии с совр. тенденциями к увеличению в уч. программах сведений теоретич. характера и с введением в практику соответствующих им методов обучения проблемного типа возрастает роль др. логич. форм представления уч. материала, прежде всего дедукции, а также аналогии, гипотезы и др.

Лит.: К а и б е p г Г., Вероятность и индуктивная логика, пер. с англ., М., 1978; Формальная логика, Л., 1977; Зуев Д. Д. Шк. учебник, М., 1983. А. Н. Ждан,

ИНДУСТРИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ

ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ - школы для детей беднейших слоев населения, в к-рых обучали ремеслу и земле-дельч. труду. Возникли в 17 в. в связи с потребностями развивающегося произ-ва в квалифициров. рабочих. И. ш. давали также возможность детям зарабатывать себе на жизнь, избавив от заботы о неимущих местное самоуправление и гос-во. Впервые идея И. ш. была высказана в Великобритании Дж. Беллерсом и У. Петти, к-рые считали необходимым соединить в таких школах ремесл. обучение и общее образование. На практике И. ш. подготавливали детей только к ремесл. труду, причём в Великобритании, Франции, Нидерландах и нек-рых др. странах они часто были связаны с сиротскими приютами, работными домами или исправит, учреждениями для несовершеннолетних. В 18 в. И. ш. широкое распространение получили в Германии, Австрии и др. странах Центр. Европы, особенно благодаря деятельности И. Песталоцци, Ф. Фелленберга и Ф. Киндермана. Первоначально обучение ремеслу вводилось в обычные нар. школы для того, чтобы дети своим трудом оплачивали часть расходов на обучение, овладевали профессией и приучались к трудолюбию. Однако вскоре элементарное образование в них практически ограничилось обучением чтению. Воспитание в И. ш. сводилось к беседам на религ. темы и выработке послушания и прилежания. К нач. 19 в. И. ш. превратились, по существу, в составную часть кустарной пром-сти, поскольку изготовлявшийся детьми промежуточный продукт (пряжа, нитки и т. п.) через посредника (роль к-poro часто играл учитель) поступал на ту или иную фабрику или мануфактуру, снабжавшую в свою очередь И. ш. сырьём.

К сер. 19 в. в связи с заменой мануфактурного и ремесл. произ-ва машинным И. ш. сохранились (до 70-80-х гг.) лишь там, где продолжала существовать кустарная пром-сть.

Лит.: I ven K., Die Industrie-Padagogik des 18. Jahrhunderts. Eine Untersuchung uber die Bedeutung des wirtschaftlichen Verhaltens fur die Erziehung, Langensalza - [u. a.], 1929; Gans A., Das okonomische Motiv in der preussischen Padagogik des 18 Jahrhunderts, Halle, 1930; Alt R., Die Industrieschulen. Ein Beitrag zur Geschichte der Volksschule, B.- Lpz., 1948.

А. И. Пискунов.

ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОE ОБРАЗОВАНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИНИЦИАТИВА

ИНИЦИАТИВА (франц. initiative, от лат. initium - начало), почин, внутр. побуждение к новым формам деятельности, руководящая роль в к.-л. действии. И. представляет собой разновидность обществ. активности, социального творчества, предпринимаемого лицом или группой. И. выражается в добровольной деятельности (на благо общества, в личных интересах), в творческом отношении к труду и сложившимся способам поведения (обычаям, нравам, традициям). В моральном смысле И. характеризуется тем, что человек берёт на себя большую меру ответственности, чем этого требует простое соблюдение общепринятых норм. С точки зрения содействия общему благу необходимо отличать полезную И. от И. асоциальной, проявляющейся в отклоняющемся поведении и направленной, как правило, на осуществление частного интереса. Для любой социальной группы, как и общества в целом, одинаково опасными могут быть и невосприимчивость к благой И., и неспособность нейтрализовать вредную И. Новаторское содержание И. часто оказывается неожиданным для обществ. мнения, поэтому даже самая благонамеренная И. обычно сопряжена с риском для личности, выступившей с И., т. к. она не в состоянии предвидеть все последствия, к-рые могут не оправдать надежды общества и быть вменены ей в вину. Заразительность поданного И. примера, необратимость вызываемых ею перемен могут высоко поднять авторитет инициатора над рамками, определёнными его формальным статусом. Масштабы и глубина влияния И. (как позитивного, так и негативного) зависят не только от действий инициатора, но и от ответной реакции на И. др. людей. наиб. благоприятные условия для И. нар. масс создаются в демокр. обществ. системах, основанных на принципах гуманистич. мировоззрения.

А. Н. Корабельников.

ИНИЦИАТИВНОСТЬ

ИНИЦИАТИВНОСТЬ - способность личности к самостоят. обществ. начинаниям, инициативе, активности, предприимчивости. Как личностное качество И. в большой степени воспитывается в подростковом и юношеском возрасте, когда складываются способности к свободному мышлению и самостоят. действиям, а творческая деятельность, в т. ч. социальная, становится реальной личностной потребностью. Однако формированию И. могут препятствовать угнетающие личность запретительные, авторитарные методы воспитания. И. как характеристика массовых нравов людей получает распространение при условии, что общество посредством полит. и правовых гарантий обеспечивает свободу личного самовыражения граждан и возможность осуществления ими собств. предложений.

Р. Г. Апресян.

ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИНСПЕКТИРОВАНИЕ

ИНСПЕКТИРОВАНИЕ - проверка соответствия деятельности учреждений системы образования нормам законодательства и др. правовых актов. Организуется инспекциями и т. п., действующими от имени органа управления образованием или уполномоченного должностного лица.

В РСФСР И. закреплено Положением о Наркомпросе, утверждённым пост. ВЦИК и СНК РСФСР в 1925. Гл. направлением И. был анализ состояния обучения и воспитания в дошк. учреждениях, школах и др., метод. помощь педагогам. И. сыграло важную роль в распространении нач. и семилетнего всеобуча, творческого опыта мн. преподавателей 30-50-х гг. В 70-80-х гг. явления застоя оказали негативное влияние на И., к-рое в возрастающей степени отражало догматич. и антидемокр. черты гос. организации образования в СССР.

После 1985 задачи И. переосмыслены прежде всего с позиций поддержания правовых основ деятельности системы образования. В И. различают контрольное (проверка деятельности учреждений по исполнению законодат. и др. правовых актов) и надзорное (проверка законности действий соответствующих должностных лиц).

Закон Рос. Федерации «Об образовании» (1992) установил, что федеральные (центральные) гос. органы управления образованием вправе инспектировать любые образоват. учреждения и любой орган управления образованием на терр. Рос. Федерации по вопросам своей компетенции в порядке надзора. Закон впервые ввёл ограничения как на вмешательство вышестоящих органов в действия нижестоящих (в рамках их компетенции), так и на круг объектов И. Образоват. учреждение самостоятельно в осуществлении уч. процесса, подборе и расстановке кадров, в науч., хоз. и др. деятельности в пределах, определённых рос. законодательством и уставом этого учреждения.

В связи с введением лицензирования, аттестации и аккредитации уч.-воспитат. учреждений на гос. территориальные органы управления образованием возлагаются непосредственно (или могут быть делегированы) обязанности контроля и экспертизы, во многом аналогичные И. Эти функции могут затрагивать соответствие условий уч. процесса, предлагаемых образоват. учреждением, гос. и местным требованиям к строит. нормам и правилам, сан. и гигиенич. нормам, охране здоровья воспитанников и персонала учреждений; вопросы укомплектованности штатов и др.

И. негос. образоват. учреждений рассматривается как аудиторская деятельность. В условиях введения гос. образоват. стандартов И. осуществляется в режиме мониторинга, т. е. контроля с пе-риодич. слежением за объектом И. и обязат. обратной связью.

При Мин-ве образования Рос. Федерации создана (1990) Гос. инспекция, выполняющая функции федерального (центрального) надзорного и контрольного органа. В её задачи входят: контроль за выполнением законодательства об образовании, за соблюдением гос. образоват. стандартов в уч.-воспитат. учреждениях, порядка их лицензирования, аттестации и аккредитации и аттестации педагогов; контроль за соблюдением бюджетной и финансовой дисциплины в рамках своей компетенции; содействие в проведении согласованной образоват. политики, учитывающей региональную и нац. специфику; обеспечение функционирования информац.-диагностич. службы (управленч. консультирования) и др.

ИНСТИТУТЫ БЛАГОРОДНЫХ ДЕВИЦ

ИНСТИТУТЫ БЛАГОРОДНЫХ ДЕВИЦ - см. Женские институты, Женское образование.

ИНСТИТУТЫ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧИТЕЛЕЙ

ИНСТИТУТЫ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧИТЕЛЕЙ (ИУУ), в России пед. науч.-метод. учреждения. Ведут работу с педагогами и руководителями школ, дошк. и внешк. учреждений, преподавателями общеобразоват. предметов уч. заведений проф.-тех. образования, а также со специалистами, привлекаемыми к пед. работе с учащимися.

Первый ин-т повышения квалификации педагогов был создан при Наркомпросе РСФСР в 1928 (позже ЦИУУ). Интенсивно сеть ИУУ стала развиваться с кон. 30-х гг. ИУУ действуют при респ., краевых, обл. и гор. органах управления образованием. В нач. 90-х гг. в Рос. Федерации насчитывалось 80 ИУУ (включая ин-ты повышения квалификации пед. работников).

Осн. внимание ИУУ направлено на осуществление непрерывного образования пед. работников, совершенствование уровня проф. и психол. подготовки учителей, воспитателей и др.

Традиц. формами работы ИУУ были курсы: одно- или двухмесячные (с отрывом слушателей от осн. пед. деятельности), краткосрочные (в каникулы), годичные (безотрывные; только в крупных городах). С нач. 90-х гг. в ИУУ и ИПК стали практиковаться разл. очно-заочные занятия на основе самостоят. работы слушателей по спец. программе, с неск. установочными сессиями и обязат. пед. практикой по месту работы, лекции, индивидуальные консультации, проблемные семинары и спецкурсы по актуальным вопросам обучения и воспитания учащихся. Подготовка и переподготовка в ИУУ и ИПК учитывается при аттестации работников образования.

Типовая структура ИУУ меняется. В них стали создаваться кафедры: педагогики и психологии (с 1973), обществ. наук (с 1980), родного языка и лит-ры, методики преподавания отд. уч. предметов. ИУУ и ИПК ставят задачу помимо повышения квалификации оказывать пед. работникам разл. образоват. услуги. Для рассмотрения осн.вопросов деятельности ин-та создаётся совет, в работе к-рого участвуют педагоги и специалисты др. уч. заведений.

С нач. 90-х гг. ин-ты действуют на основании собств. уставов, принимаемых пед. коллективами по согласованию с соответствующими территориальными органами управления образованием.

В ИУУ создаются также метод. советы, к-рые обсуждают осн. направления работы курсов, рассматривают планы занятий, осн. требования к лекциям и др. вопросы активизации уч. процесса в ИУУ. Формы работы избираются с учётом практич. задач, стоящих перед образоват. учреждениями, запросов и интересов педагогов.

В целях обобщения и распространения актуального пед. опыта организуются семинары-практикумы, дискуссии, обсуждение докладов слушателей. Одним из важных направлений в работе ИУУ является помощь слушателям в овладении принципами науч. организации пед. труда, методикой изучения пед. опыта. ИУУ организуют выставки передового пед. опыта, проводят науч.-практич. конференции и пед. чтения, выпускают лит-ру об опыте учителей (см. также Методическая работа, Повышение квалификации).

Лит.: Худоминский П. В., Развитие системы повышения квалификации пед. кадров сов. общеобразоват. школы (1917 - 1981), М., 1986.

ИНСТРУКТАЖ

ИНСТРУКТАЖ (от франц. instruire - обучать, наставлять), вид объяснения и предъявления задания преподавателем. Включает элементы беседы, показ приёмов работы, порядка действий, демонстрацию предметов труда, технол. процессов, а также продуктов труда (готовых изделий, деталей), наглядных пособий и др. Методика И. зависит от типа и формы обучения. По содержанию обычно подразделяется на вводный, текущий и заключительный.

Вводный И. имеет целью ознакомить учащихся с содержанием предстоящей работы и средствами её выполнения (оборудованием, инструментом, приспособлениями и т. п.); объяснить и показать техн. документацию и требования, к-рым должен удовлетворять продукт труда; приёмы и последовательность выполнения работы в целом и отд. её частей, правила и способы контроля, технику безопасности; предупредить о возможных ошибках. Особое место занимает демонстрация преподавателем выполнения отд. операций, в т. ч. расчленённый или замедленный показ. В необходимых случаях И. проводится с использованием моделей, схем, таблиц и т. п., а также уч. кино.

Гл. значение вводного И.- помощь учащимся в организации собств. уч. деятельности, сознательном усвоении особенностей рациональных способов выполнения работы. Он способствует правильному формированию умений и навыков, воспитанию аккуратности, бережливости, точности. Проводится как перед производительным трудом, так и перед тренировочными упражнениями, работой с раздаточным материалом, постановкой физ., хим. и биол. опытов, перед самостоят. уч. работой с книгами, справочной лит-рой и т. п.

Текущий И. проводится по усмотрению преподавателя или по просьбе учащихся и является, как правило, индивидуальным. В планах занятий выделяется часть времени на этот вид работы, в основе к-рой - анализ наиб. часто встречающихся ошибок и затруднений. Т. о., планирование И. должно учитывать результаты систематич. и дифференцир. наблюдения преподавателя за работой каждого учащегося. Текущий И. не должен сводиться к работе с неуспевающими, его нужно использовать для закрепления ряда умений и навыков всей группой учащихся.

Заключительный И. обычно проводится в форме беседы. При этом разбираются типичные недостатки, имевшие место в работе учащихся. Преподаватель, подводя итоги выполнения уч. заданий, может ставить перед учащимися вопросы по программе и отвечать на возникшие вопросы. Такая беседа помогает учащемуся критически и объективно оценить результаты работы. При заключительном И. могут даваться задания, указания и рекомендации по подготовке к очередному этапу обучения.

В целях И. применяется уч.-техн. документация: уч. рабочие чертежи, эскизы и т. п., карточки-задания, инструкционные и т. п. карты, содержащие схемы, рисунки, чертежи, фото. К достоинствам этой формы И. относится возможность многократного использования инструкц. материала каждым учащимся в отдельности и в любое время; тщательная, продуманная формулировка указаний. Использование инструкц. карт - составная часть вводного и текущего И. Они эффективны при объяснении последовательности выполнения всей работы, когда её элементы или отд. операции известны учащемуся (сборочные и монтажные инструкции, технол. карты и т. п.), а также для сообщения справочных данных, доп. сведений и указаний. Учащимся среднего и старшего возраста инструкц. карты могут служить пособием для самостоят. изучения и совершенствования приёмов выполнения работы, средством активизации овладения навыками.

Лит.: Шапоринский С. А., Вопросы теории производств. обучения, М., 1981; Казакевич В. М., Поляков В. А., Ставровский А. Е., Основы методики трудового обучения, М., 1983.

С. А. Шапоринский.

ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТЬ

ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТЬ - свойство человека, выражающееся в настроенности на культуру, на разум, на понимание, в ощущении ценности и необходимости культуры. И. связана с пониманием явлений культуры как авторских законченных самоценных произведений, несводимых к проявлению нек-рых общих истин, законов, норм и т. п., с пониманием и острым ощущением важности этого особенного, ничем не заместимого авторского произведения. Поэтому И. неотделима от индивидуализма, т. е. от установки на индивидуальность. И. совсем не обязательно присуща только людям, занимающимся творчеством - интеллектуальным, в сфере культуры. Творческий потенциал не только однозначно не определяет И., но, как ни парадоксально это звучит, даже входит в противоречие с ней. Каждое творчество предполагает новаторство, разрушение традиции (преодоление её), максималистское утверждение своей правды за счёт других, нек-рый пафос. И. же всегда антипафосна, антиразрушительна, ориентирована на ценность культуры. Поэтому нек-рой огромной творческой силы писатели, учёные и т. п. не всегда интеллигентны. И. связана скорее с установкой на чужое творчество, на восприимчивость к чужой культуре, чем на созидание своей. Свойственные интеллигентным людям сострадательность, сочувствие, иногда трактуемые как слабость, вместе с тем составляют и их силу, к-рая заключается в способности не только говорить, но слушать и понимать др. человека. Это качество особенно важно в условиях стремит, темпа совр. жизни. Установка на понимание у интеллигента проявляется в разл. сферах его жизнедеятельности - интеллектуальной, творческой, бытовой. При встрече с др. людьми для него главным является не мгновенное действие, не эмоции, но прежде всего общение, желание понять собеседника. Интеллигентный человек видит в партнёре не средство и не предмет для воздействия, но носителя иного, и этим как раз ценного, мнения, иной потенциально ценной культуры. И. не совместима с нетерпимостью и непримиримостью по отношению к др. людям.

И. нерасторжимо связана с нравственностью, понимаемой не как комплекс моральных качеств и не как следование общепринятым заповедям и нормам, но как познание ценностей особенного, другого, установка на понимание. Способность интеллигента к пониманию явлений культуры как самоценных произведений проявляется в уважении в себе и других индивидуальности, неповторимости личности, а не общих социальных, нац. и др. черт. И. внеклассова и вненациональна, она заставляет человека преодолевать в себе нац. и др. ограниченность. Стремление понять, ощутить ценность каждой личности делает интеллигента защитником слабых и отверженных, он способен выступать против большинства, становиться одиночкой, полагающимся на свой страх и риск. И., если она является определяющим свойством личности, может вызвать трагич. чувство постоянного ощущения границы, к-рую необходимо, но невозможно преодолеть - границы между собой и др. человеком, между «своей» и иной культурой. Интеллигент особенно остро чувствует, что эту черту нельзя перейти, не сливаясь с другим на пути к общей цели, не превращая друтого в средство достижения своих или обществ. целей. Чувство преграды возникает также в момент необходимости, но невозможности немедленного действия, к-рое у интеллигента задерживается размышлением, рефлексией. Не-к-рая нерешительность, сдержанность, робость, к-рые часто связываются с внеш. обликом и манерами интеллигентного человека, объясняются именно установкой на понимание, размышление, сдерживающих его эмоции и активность.

И. не может возникнуть сама по себе, сформироваться в определ. период времени.Существует мнение, что нужен упорный нравств. опыт неск. поколений, создающих традиции, к-рые позволят ребёнку, юноше в полной мере впитать в себя дух истинной И. Интеллигентность - по сути идеал воспитания, к к-рому должно стремиться гуманное демокр. общество. Вместе с тем на формирование И. влияет множество факторов: уровень социального развития и культуры общества, социальная среда, системы воспитания.

ИНТЕРАКЦИОНИЗМ

ИНТЕРАКЦИОНИЗМ (от англ. interac-tion - взаимодействие), направление в совр. заруб., гл. обр. амер., психологии, для к-рого характерно рассмотрение развития и жизнедеятельности личности в контексте социального взаимодействия. И. не представляет собой единой теории или науч. школы, ряд его положений пересекается с др. концепциями, в частности с психоанализом и бихевиоризмом, поэтому данное направление психол. науки часто определяется как «интерак-ционистская ориентация», или «интерак-ционистский подход». Осн. тр. представителей И. (Г. Блумер, Э. Гофман, Г. Келли и др.) выполнены в русле социальной психологии, однако интерак-ционистский подход оказывает существ, влияние на общую, а также возрастную и пед. психологию, что, в свою очередь, находит отражение в практике воспитания.

В основе И. лежит теория социального взаимодействия, разработанная амер. философом и социологом Дж. Мидом. Согласно этой теории, развитие личности совершается в процессе общения индивида с членами определённой социальной группы, в ходе совм. деятельности. Мид подчёркивал, что определяющим в этом процессе являются общество, группа, а не личность. В общении с др. людьми формируется способность мыслить в абстрактных понятиях, а главное - осознавать себя в качестве особого лица, отличающегося от других. «Я» человека - продукт «социального опыта», к-рый приобретается первоначально в дет. играх. Играя, ребёнок как бы раздваивается: он исполняет разл. роли и благодаря этому отделяет себя от других и вместе с тем становится на их позицию, учится смотреть на себя со стороны. В играх по правилам он воспринимает свою индивидуальность уже не только с точки зрения отд. лиц, чьи роли исполняет, но и с точки зрения обобщённых установок (норм, ценностей) группы, к к-рой он принадлежит. Т. о., внутр. мир личности зарождается в групповом действии. Однако теория Мида трактовала эти процессы односторонне. Человеческое общество рассматривалось как совокупное взаимодействие исполняющих разл. роли индивидов.

Идеи Мида развивал амер. психолог Р. Сире. Он предложил сделать единицей психол. анализа т. н. диадическую систему, «к-рая описывает комбинированные действия двух и более персон». По Сирсу, действия каждого индивида всегда ориентированы на др. человека и зависят от него. Соответственно не существует строго фиксированных и неизменных личностных черт, напр., агрессивности или доброжелательности, поскольку соответствующее поведение всегда зависит от свойств др. члена диадич. системы. Т.о., дет. развитие - зеркало практики воспитания и качеств воспитателя.

В русле И. лежит т. н. социодраматиче-ский подход. Его сторонники рассматривают обществ. жизнь как драму, каждый участник к-рой играет свою «роль». Соответственно социодрама - проигрывание жизненных ситуаций с принятием на себя нек-рой роли- выступает как метод психотерапии, а также как особое средство пед. воздействия на личность.

Представителями И. предпринята попытка вычленить «специфически человеческое» в поведении человека, раскрыть социально-психол. механизмы формирования личности, подчеркнуть активное творческое начало в личности.

Источники: Шибутани Т., Социальная психология, пер. с англ., М., 1969; Совр. заруб. социальная психология. Тексты, под ред. Г. М. Андреевой, H. H. Богомоловой и Л. А. Петровской, М., 1984. Лит.: Андреева Г. М., Богомолова Н. Н., Петровская Л. А., Совр. социальная психология на Западе, ЕМ.1, 1978; Бурменская Г. В., Обухова Л. Ф., Подольский А. И., Совр. амер. психология развития, [М.], 1986.

Предыдущая страница Следующая страница