Наши партнеры

Recircular-office.ru - Лампы рециркуляторы и облучатели.

Российская педагогическая энциклопедия
Статьи на букву "И" (часть 3, "ИНТ"-"ИТА")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "И" (часть 3, "ИНТ"-"ИТА")

ИНТЕРЕС

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ

ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ (франц. interio-risation - переход извне внутрь, от лат. interior - внутренний), формирование внутр. структур человеческой психики посредством усвоения внеш. социальной деятельности. И. не сводится к получению «извне» для последующей переработки и хранения «внутри» психики знаковой информации посредством механизмов восприятия и памяти. Понятие И. введено франц. социологи, школой для обозначения заимствования осн. категорий индивидуального сознания из сферы обществ. представлений. В заруб. психологии роль и механизмы И. трактуются по-разному. Э.Дюркгейм связывал И. с социализацией личности. Согласно Ж. Пиаже, И. происходит вместе с формированием речи (значения слов «находятся» в сознании). Сходные с И. понятия используются в психоанализе при объяснении формирования бессознательного под влиянием межиндивидуальных отношений.

В отеч. психологии И. рассматривается как преобразование строения предметной деятельности в структуру внутр. плана сознания. Согласно Л. С. Выготскому, всякая подлинно человеческая форма психики первоначально складывается как внешняя социальная форма общения между людьми и только затем, в результате И., становится психич. процессом отд. индивида. Выготский рассматривал образование форм речевого общения как процесс формирования высших, специфически общественных, орудийно опосредствованных психич. функций. Экспериментально показано (А. Н. Леонтьев), что этот процесс происходит в ходе онто-генетич. развития ребёнка, между 5 и 11-12 годами. Стадии И. прослежены в работах, посвящённых умственным действиям (в частности, теория поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина). Первоначально развёрнутое материальное действие в процессе И. обобщается, сокращается и на заключит. её стадии (в умственном плане) приобретает характер психич. процесса.

Лит.: Выготский Л. С., Мышление и речь, Собр. соч., т. 2, М., 1982; его ж е, История развития высш. психич. функций, там же, т. 3, М., 1983; Гальперин П. Я., К учению об интериоризации, ВП, 1966, №6; Леонтьев А. Н., Проблемы развития психики, М., 1981.

ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ

ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ - см. Патриотическое и интернациональное воспитание.

ИНФАНТИЛИЗМ

ИНФАНТИЛИЗМ (от лат. infantilis - детский, младенческий), 1) задержка в развитии организма. Самый характерный симптом И.- задержка роста; при этом часто сохраняются дет. пропорции тела. При И. половые органы недоразвиты, вторичные половые признаки отсутствуют или недостаточно выражены.

Нек-рые формы И. имеют генотипиче-скую обусловленность. В ряде случаев И. бывает вызван повреждением плода, патологией внутриутробного развития или родовой травмой, приводящими к Значит. изменениям нервной и эндокринной систем. Причинами И. также могут быть перенесённые в раннем детстве инфекц. заболевания, интоксикации, длительные кишечные расстройства, авитаминозы.

Раннее выявление И. во время профи-лактич. осмотров в дет. учреждениях и лечебно-оздоровит. мероприятия в большинстве случаев способствуют его полному преодолению.

2) Сохранение в психике и поведении человека особенностей, присущих более раннему возрасту. наиб. часто встречается т. н. гармонический И., характерный для младшего школьного, подросткового и юношеского возраста. Человек, к-рому он свойствен (инфантил), при нормальном или даже ускоренном за счёт акселерации физич. и умственном развитии отличается незрелостью эмоционально-волевой сферы. Это выражается в несамостоятельности решений и действий; чувстве незащищённости, в пониженной критичности к себе и повышенной требовательности к другим, в разнообразных компенсаторных реакциях (фантазирование, замещающее реальные поступки, эгоцентризм и др.). Инфантилу свойственны слабоволие, нежелание брать на себя ответственность, преобладание игровых интересов, быстрая пресы-щаемость, стремление идти по пути наименьшего сопротивления, делать только то, что нравится. Постепенно у него формируется иждивенч. отношение к жизни; отсутствие привычки к труду приводит к неприятию трудовой деятельности. И. может привести к тяжёлым социальным последствиям. Напр., инфантилы тянутся к людям с асоциальными установками, бездумно присоединяются к групповым противоправным действиям. И. предрасполагает детей и подростков к неврозам, разл. карикатурным реакциям протеста и др. расстройствам.

Чтобы предупредить явление И., необходимо своевременно вырабатывать у детей навыки произвольного поведения, волевой регуляции своих действий. Гл. задача родителей и воспитателей - формирование положит. социальной активности ребёнка, самостоятельности и ответственности.

В нек-рых случаях И. достигает болезненной степени, когда на первый план выступают неустойчивость, возбудимость, лживость (т. н. дисгармоничный И.). Он, как болезнь, охватывает возраст от 5-7 до 14-15 лет, В более старшем возрасте дисгармоничный И. (при благоприятных условиях) чаще всего сглаживается. Однако такой благоприятный исход бывает не всегда: у части больных (20%) признаки грубой незрелости эмоционально-волевой сферы сохраняются, а позже проявляются в виде психопатий. В этих случаях необходимы спец. мед. воздействия, проведение психогигиенич. мероприятий.

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИНФОРМАЦИОННО-РЕЦЕПТИВНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ

ИНФОРМАЦИОННО-РЕЦЕПТИВНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ - объяснительно-иллюстративный способ организации совм. деятельности учителя и учащихся, при к-ром учитель сообщает готовую информацию, а уч-ся воспринимают, осознают и фиксируют её в памяти. Информация сообщается в виде рассказа, лекции, объяснения, с помощью печатных пособий (учебник, уч. пособие и т. д.), наглядных средств (картины, схемы, кино- и диафильмы, натуральные объекты в классе и во время экскурсий), практич. показа способов деятельности (способ решения задачи, доказательства теоремы, демонстрация способа работы на станке и др.).

И.-р. м. обучения - один из наиб. экономных способов передачи обобщённого и систематизир. опыта человечества; может применяться почти на любом типе уч. занятий и при объяснении самого разного материала; эффективность его проверена многовековой практикой. В совр. условиях создана возможность для концентриров. передачи информации совр. техническими средствами обучения (ТСО), кино и телевидением.

В связи с расширением знаний по физике, химии, математике в шк. образовании возрастает роль символич. изображений - формул, графиков, к-рые в динамичной форме предстают перед учащимися не только в записях на классной доске, но и на кино- и телеэкране. Наряду с ТСО в школе применяется демонстрация объёмных макетов, действующих моделей. Но характер познават. деятельности при всех средствах обучения один - осознанное восприятие готовой, дающей необходимые ориентиры информации. Без этого метода нельзя обеспечить усвоение нового уч. материала, однако применять его следует в сочетании с др. методами обучения. Способствуя накоплению у учащихся знаний, умений и навыков, И.-р. м. не обеспечивает необходимого уровня усвоения, в частности развития их творческих способностей. (Последняя цель достигается методами проблемного обучения). И.-р. м. служит для этого предпосылкой.

Лит.: Лернер И. Я., Дидактич. основы методов обучения, М., 1981; Дидактика ср. школы, под ред. M. H. Скаткина, М.; Зорина Л. Я., Слово учителя в уч. процессе, М., 1984. И. Я. Лернер.

ИОАНЭ ПЕТРИЦИ, ПЕТРИЦОНЕЛИ ИОАНН

ИОАНЭ ПЕТРИЦИ, ПЕТРИЦОНЕЛИ ИОАНН (11-12 вв.), груз, философ-неоплатоник, деятель просвещения. В нач. 70-х гг. 11 в. был слушателем Константинопольской филос. школы. Ученик Иоанна Итала. Изгнанный за свои убеждения из Византии (1083), руководил школой (семинарией) в Петрицонском монастыре (ныне Бачковский монастырь в Болгарии) - центре просвещения груз, молодёжи. В нач. 12 в. приглашён Давидом Строителем в Грузию, где возглавлял Гелатскую академию, положившую начало груз. Ренессансу 11-13 вв. Перевёл на груз. яз. сочинения антич. философов, в комментариях к к-рым изложил свои филос. и пед. взгляды. И. П. указывал, что для получения любого знания нужно соблюдать определённые пед. правила: постепенность и последовательность (обучение должно идти от простого к сложному), повторение пройденного материала для закрепления и углубления знаний. Уделял особое внимание культуре чтения; обосновал правила перевода.

Соч.: Рассмотрение платоновской философии и Прокла Диадоха, вступ. ст. Г. В. Тев-задзе, М., 1984.

Лит.: Нуцубидзе Ш. И., История груз, философии, Тб., 1960; Гамсахурдиа С. В., Просвещение в Древней Грузии, Тб., 1977; его же, История просвещения в Грузии до XIX в., Тб., 1984; П а н ц х а-ва И. Д., Петрици, М., 1982.

С. В. Гамсахурдиа.

ИОНИН ИГНАТИЙ ВЯЧЕСЛАВОВИЧ

ИОНИН ИГНАТИЙ ВЯЧЕСЛАВОВИЧ - [19 (31). 12.1893, с. Ропша, ныне Ленингр. обл.,- 19.2.1939], педагог. Учился на естеств. отделении физ.-матем. ф-та Петерб. ун-та (1912-16). В 1916 ушёл добровольцем на воен. службу и окончил офицерскую школу морской авиации в Баку; в 1918-19 - в Кр. Армии. В 1919 основал школу-колонию для беспризорников в быв. усадьбе «Михайловка», близ Петрограда (с 1921 «Красные зори»). Задуманная для летнего отдыха школьников колония под руководством И. стала крупным уч.-воспитат. учреждением для детей от 3 до 16 лет.

И. теоретически обосновал и апробировал на практике модель школы-хозяйства, организованной на принципах хозрасчёта и соединения обучения с производит, трудом учащихся. В создании по-литехн. школы с с.-х. уклоном И. видел путь, обеспечивающий связь школы с произ-вом, и одновременно средство всестороннего развития личности воспитанников. Ведущим в обучении и производит, труде он считал опытнический, исследовательский подход, творческое познание учащимися окружающего мира. Разработал методику использования возможностей местной природной среды и с.-х. труда в процессе обучения естествознанию и обосновал способы применения отд. предметов шк. курса в уч. заведении с с.-х. уклоном. Уделял большое внимание общеобразоват. и проф. подготовке воспитанников. В 1931 в колонии был организован агрртехникум с 4 отделениями (2 года обучения).

Большое значение И. придавал связи «Красных зорь» с крестьянами. Школа-колония И. стала культ.-просвет. центром для жителей села. Коллектив школы-колонии И. рассматривал как единство пед. и дет. коллективов, взаимодействующих на основе сотрудничества и самоуправления учащихся. В «Красных зорях» педагоги были одновременно учителями и руководителями трудовых и творческих сводных объединений воспитанников, должности штатных воспитателей отсутствовали.

Опыт школы-колонии «Красные зори» как показат. уч.-воспитат. учреждения в 20-30-е гг. стал известен в стране и за рубежом.

И. опубликовал (под псевд. Нин И. О.) рассказ для детей «Почётный диплом» (1931). В сент. 1937 И. и группа его сотрудников были необоснованно репрессированы. И. умер в заключении. Реабилитирован в 1990. Школа-колония просуществовала до сент. 1941, была переведена в Ленинград, затем эвакуирована в Ярославскую обл.

Соч.: К вопросу о загородной школе-колонии с с.-х. уклоном, в кн.: Школа-колония. Пед. сборник по с.-х. уклону в трудовой школе, Л., 1924; К организации опытно-агро-номич. работы в ШКМ. (Из опыта работы ШКМ «Красные зори»), Л., 1932; Летняя работа площадок для школьников города Ленинграда, Л., 1932 (соавт.); Школа-колония «Красные зори». Из опыта дет. трудовой школы-колонии, Л., 1933.

Ю. И. Штакельберг, М. В. Богуславский.

ИОРДАНСКИЙ НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ

ИОРДАНСКИЙ НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ - [18 (30).4.1863, с. Городец, ныне Нижегородской обл.,-9.1.1941, Москва], педагог, деятель нар. образования, д-р пед. наук (1938), проф. (1922). Окончил Казанскую духовную академию (1887). Пед. деятельность начал в ср. школах Ниж. Новгорода, одновременно работал в губернском об-ве нач. образования, был одним из организаторов и преподавателей жен. воскресной школы. Создатель первой в России общедоступной дет. б-ки (1905, Ниж. Новгород), дет. столовых при нач. школах, групп продлённого дня для детей гор. бедноты. Как политически неблагонадёжный выслан в прибалт. край (1911), работая инспектором нар. уч-щ, оказывал содействие латыш. школам с преподаванием на родном языке. В 1914-17 занимался разработкой вопросов нар. образования в Моск. земстве. Один из организаторов Всерос. съезда учителей (1913-14). Преподавал в ун-те им. А. Л. Шанявского, на Высш. пед. курсах (1915). Один из руководителей Всерос. учительского союза. В сент.- нояо. 1917 зам. пред. Комитета по нар. образованию при Мин-ве просвещения Врем, правительства. После Окт. революции возглавлял образоват. отдел Совета всерос. кооперативных съездов (1918-19). В 1921-22 зав. Главсоцвосом Наркомпроса РСФСР. В 1920-31 преподавал педагогику в Сергиевском пед. техникуме (в 1920-24 руководитель), в Центр. ин-те организаторов нар. просвещения (в Москве), на Высш. науч.-пед. курсах при 2-м МГУ. С 1926 вёл науч. работу в пед. н.-и. учреждениях Москвы.

Осн. труды И. посвящены всесторонней разработке вопросов организации отеч. школы (школоведению). И. считал школоведение комплексной дисциплиной, изучающей как общие основы организации шк. дела, так и тесно связанные между собой разл. стороны внутр. жизни школы (управление школой в адм.-хоз. и пед. отношениях, материальную базу школы, организацию уч.-воспитат. процесса, положение педагогов и учеников, шк. самоуправление). В таком подходе отразилось понимание И. школы как относительно автономного образоват. института. И. выступал за стимулирование творческой инициативы каждого пед. коллектива, каждого учителя в организации шк. жизни. Обосновывал пути и средства осуществления массового нар. образования, выступал за создание обществ.-гос. системы управления шк. делом, за широкое привлечение населения к участию в жизни школы, убеждал в необходимости тесной связи уч. заведений с трудовой жизнью населения. Школа, по мысли И., должна не только руководствоваться потребностями общества, но и существенно влиять на его совершенствование.

И. разрабатывал вопросы шк. самоуправления, к-рое связывал с участием воспитанников в разнообразных трудовых процессах. Он рассматривал самоуправление как естеств. стремление детей к самоорганизации, в к-ром педагогу должна принадлежать направляющая роль. Деятельность шк. советов, выборность директоров и т. п. И. трактовал в перспективе демократизации шк. жизни. Большое значение И. придавал шк. кооперации, к-рую понимал как одно из социализирующих начал (школа - место для кооперативного просвещения и пропаганды), как изучение кооперации в курсе краеведения и как организацию шк. кооперативов, теоретич. основы и принципы организации к-рых И. разработал применительно к условиям сов. школы.

И. обосновал необходимость развёртывания широкой сети объединений учащихся для удовлетворения их разнообразных интересов и для создания воспитывающей дет. среды. Разработал способы применения методов наблюдения, опроса, анкетирования, тестов, анализа результатов дет. труда и творчества для изучения дет. среды и составил соответств. программы.

В 50-х гг. школоведч. взгляды И. были истолкованы как «чрезмерно расширительные» (А. Н. Волковский), под влиянием этой критики предмет школоведения был сужен до выявления лишь адм. взаимоотношений.

Соч.: Бытовые и семейные условия жизни школьников Нижнего Новгорода, Н.-Н., 1907; Вопросы нар. образования среди старообрядцев, М., 1909; Меры привлечения детей в нач. школу, [Н.-Н., 1911J; Руководство школой, М., 1918; Дет. дом-коммуна, М., 1919; Самоуправление в сел. школе, М., 1924; Основы и практика социального воспитания, М.; Массовая трудовая школа и программы ГУСа, M.; Организация дет. среды, М., 1925; Школоведение, M.

Лит.: P ы маков А., Видный деятель нар. образования, НО, 1964, № 5.

М. В. Богуславский.

ИРАК

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИРАН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИРЛАНДИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИСИДОР СЕВИЛЬСКИЙ

ИСИДОР СЕВИЛЬСКИЙ (Isidorus His-palensis) (ok. 560, Карфаген,- 4.4.636, Севилья), церк. деятель, ср.-век. энциклопедист. С 600 епископ Севильи. Был наставником и советником вестготских королей, имел высокий авторитет в полит. и культурной жизни вестготской Испании. Образованность И. С. поражала современников, в эпоху Возрождения гуманисты называли его последним филологом античности. Соч. И. С. наряду с произв. Боэция и Кассиодора составляли фундамент ср.-век. образования в Зап. Европе. И.С. стремился «легализировать» антич. образованность в рамках христ. культуры. Он считал познание одной из гл. целей человеческой жизни, призывал учеников всех себя отдавать учению, не оставаться праздными ни единого мгновения (соч. «Синонимы, или Стенания грешной души»). Особое место в ср.-век. культуре занимают «Этимологии, или Начала» И. С. (в 20 кн.) - всеобъемлющая энциклопедия зап.-европ. средневековья, ставшая образцом для мн. «сумм» - трудов обобщающего характера. «Этимологии» открываются изложением семи свободных искусств. «Матерью наук» И. С. считал грамматику. В «Этимологиях» в рамках позднеантич. шк. энциклопе-дич. традиций излагаются основы медицины, права, истории, космографии, географии, минералогии, химии, зоологии, агрономии, навигации, воен. иск-ва и т. д. Поиск «исходных начал слов» (этимологич. подход) позволил И. С. найти первооснову звания - истины, к-рая добыта с помощью разума. Создание «Этимологии» преследовало широкие просветительные цели: И. С. стремился обобщить всё доступное в ту эпоху знание и методы его интерпретации, построить в условиях усиливавшейся варваризации общества своеобразную модель культуры и обучения. В Севилье им была собрана богатая б-ка, где имелись соч. антич. и христ. авторов, множество схолий - шк. руководств и учебников, оказавших влияние на методы работы И. С. Под его руководством работала мастерская по переписке книг и велось обучение этому иск-ву. Просветительская деятельность И. С. способствовала сохранению антич. знания для последующих поколений и складыванию ср.-век. типа образования и культуры в Зап. Европе.

Соч.: Patrologiae cursus completus, ser. latina, v. 81-84, P., 1862-78; в рус. пер.- ПОтрывки из соч.], в кн.: Памятники ср.-век. лат. лит-ры IV - IX вв., М., 1970.

Лит.: Уколова В. И., Первый ср.-век. энциклопедист, ВИ, 1983, № 6; е ё же, Исидор Севильский как деятель культуры раннего средневековья, в кн.: Проблемы исп. истории, М., 1984; её же, Античное наследие и культура раннего средневековья М., 1989; Fontaine J., Isidore de Seville et la culture classique dans lEspagne Wisigothi-Que, v. 1 - 2, P., 1959; Diesner H.-J., Jsidor von Sevilla und das westgotische Spanien, B., 1977. В. И. Уколова.

ИСКУПЛЕНИЕ

ИСКУПЛЕНИЕ - снятие с себя вины путём полного признания своей виновности, понесения наказания или свершения положит. поступков. Суть И. как нравств. феномена в религ. и этич. учениях понимается одинаково (вне зависимости от ритуальных отличий). Однако именно в христ. этике понятие И. получило вид законченной категории. Оно рассматривается как бы в двух стадиях: внутренне сориентированной, интроспективной (раскаяние, признание собств. вины и т. п.) и внешнеритуальной (публичное покаяние, исповедь, молитвы, обет, пост и др. формы послушания). Согласно библейскому преданию, Христос добровольно пошёл на распятие ради И. грехов человечества, а потому аморальные проступки могут быть прощены лишь Богом. Нравств. значение И. определяется тем, что оно представляет собой одно из средств очищения и самоусовершенствования личности. Человек, свершивший провинность, своим искуплением доказывает, что он достоин прощения его людьми. А. Ю. Согомонов.

ИСЛАНДИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИСОКРАТ

ИСОКРАТ (Isokrates) (436-338 до н. э., Афины), др.-греч. оратор, педагог, моралист. и полит. мыслитель. Вероятно, ученик софистов Горгия и Продика; был слушателем Сократа. Ок. 390 открыл в Афинах школу красноречия, к-рая быстро приобрела популярность по всей Греции.

Курс обучения длился 3-4 года и стоил достаточно дорого - до 1000 драхм. До нас дошли 21 речь и 9 писем И. (подлинность ряда писем сомнительна). Для понимания пед. воззрений И. наиб. важны речи XIII («Против софистов», 390) и XV («Об обмене имуществом», 353), а также XI («Бузирис», 388-386) и X («Елена», 384-381), демонстрирующие специфич. разработку традиц. софистич. тем в школе И. Преподаваемую им науку И. называл «философией». Полагая, что человеку от природы не свойственно знание того, как поступать в каждом данном случае, И. считал «мудрым» умеющего всякий раз найти наилучшее решение, а «любящим мудрость» («философом») - стремящегося к развитию способности находить это наилучшее решение. Более всего способствует этому иск-во составления речей: оно учит юношу избирать «великие, человеколюбивые и прекрасные темы», формируя тем самым его нравств. облик; учит отбирать для раскрытия этих тем факты из истории, готовя его разбираться в делах отдельного человека и гос-ва. Поэтому И. считал изучение «философии» полезным как для будущих ораторов и полит. деятелей, так и для частных лиц. Обучению «философии» должно предшествовать усвоение грамматики и музыки (элементов нач. образования), допускалось изучение диалектики (логики), астрономии и геометрии (преподававшихся, в частности, в Академии Платона). Основой успешного обучения И. называл природные дарования, поскольку дурных от природы невозможно научить добродетели и справедливости. Строгую последовательность обучения «философии» И. сравнивал с методами педотриба - учителя гимнастики: обучаясь борьбе, закаляющей тело - слугу души, нужно сначала изучить отд. приёмы, затем связать элементы в единое целое и, наконец, применить их в конкретных обстоятельствах; также и при изучении «философии», формирующей душу - госпожу тела, ученик сначала овладевает теорией, знанием ораторских приёмов и видов речей, затем приобретает опыт составления речей и только потом упражняется в составлении речей по конкретному поводу. Подчёркивал, что учитель должен являть собой пример всего того, чему он учит. Считая своей целью воспитание добропорядочных граждан, И. принципиально не занимал гос. должностей, но стремился направлять дела гос-ва, восхваляя в речах-трактатах славное прошлое Афин, призывая к объединению греков в борьбе против Персии и т. п. Способствовал превращению риторики в существенную часть греч. образования. Программа школы И. впервые свела в единое целое круг дисциплин, названных впоследствии гуманитарными.

Соч.: Discours, t. 1-4, Р., 1928 - 62; в рус. пер.- Речи, ВДИ, 1965-69 (прил.).

Лит.: Борухович В. Г., Фролов Э. Д., Публицистич. деятельность Исо-крата, ВДИ, 1969, №2 (прил., с. 200-220); Mikkola E., Isocrates. Seine Anschauungen im Lichte seiner Schriften, Heb., 1954. Ю. А. Шичалин.

ИСПАНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИСПРАВИТЕЛЬНО-ТРУДОВАЯ ПЕДАГОГИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИССЛЕДОВАНИЕ В ПЕДАГОГИКЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ПЕДАГОГИКИ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ПЕДАГОГИКИ - пpи 2-м МГУ, крупнейший сов. науч.-пед. центр 2-й пол. 20-х гг. Созд. в 1926 для организации науч. исследований в области нар. образования, подготовки науч. работников, распространения пед. знаний. Включал отделы (1927): общей педагогики (разработка проблем методологии педагогики, история и теория педагогики, изучение социологии пед. процесса); педологии и психологии; методический (исследование проблем частных методик, создание экспериментальной методики и др.); организации нар. образования; проф. педагогики (секции с.-х. и индустриаль-но-технич. образования). В ин-те работали А. П. Пинкевич (директор), А. Г. Калашников (зам. директора), Г. О. Гордон (уч. секретарь), Е. А. Аркин, И. А. Аря-мов, В. П. Афанасьев, П. П. Блонский, Л. В. Занков, Н. Н. Иорданский, E. H. Медынский, М. М. Пистрак, С. Т. Шацкий и др. Его аспирантуру закончили св. 70 специалистов, мн. годы проработавших в вузах и пед. науч. учреждениях Рос. Федерации. Во главе ин-та действовал коллективный орган - правление.

В 1929-30 структура ин-та была изменена. Созданы секции: методологическая; политехнизации; политпросветработы; методики; политики и организации нар. образования; изучения среды; нац. школ; дошк. педагогики; дефектологии; изучения педагогики капиталистич. стран и др. Предпринята попытка создания плана работы ин-та по изучению среды, совершенствованию пед. процесса на основе марксистско-ленинской теории. Велась опытная и политико-просвет. работа в гор. и сел.р-нах.

В 1930 коллектив ин-та (с этого времени называвшегося Московским) стал объектом резкой критики и обвинений в правом мелкобурж. уклоне. Было введено единоначалие, проведена «чистка» кадров и назначено новое руководство (директор И. Ф. Свадковский). В 1931 ин-т ликвидирован, на его базе созданы н.-и. ин-т планирования и организации нар. образования и н.-и. программно-методич. ин-т.

Лит.: Труды Второго Московского университета. Часть педагогическая, т. 1, М., 1929; Вопросы сов. педагогики, сб. 1, М., 1929; Против ревизии марксизма в педагогике, М,, 1930. М. В. Богуславский.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИСТОМИН КАРИОН

ИСТОМИН КАРИОН (кон. 40-х гг. 17 в., Курск, - не ранее 1718, Москва), один из первых Моск. , просветителей, поэт и переводчик, педагог. Сын курского подьячего. Образование получил в Москве, с кон. 1670-х гг. монах Чудова монастыря. С 1679 писец, затем чтец и справщик, в 1698-1701 начальник Печатного двора. Был личным секретарём патриархов (Иоакима, позже - Адриана). В сер. 1680-х гг. преподавал в Заиконоспас-ской школе Сильвестра Медведева, в 1712-16 - в новгородской школе митрополита Иова.

В поэтич. сочинениях 1680-90-х гг., выдвигая мысль о необходимости учреждения в России высш. уч. заведения, говорил о просвещении как о важнейшей гос. проблеме. Автор ряда уч. книг (предназначались для царских детей), отличавшихся новаторством и отразивших его пед. воззрения, близкие к нек-рым положениям Я. А. Коменского. Малый (лицевой) букварь составлен в 1692, напечатан в 1694 цельногравированным способом небольшим тиражом. Букварь был предназначен, очевидно, для обучения письму и совершенствования в чтении по оригинальной методике с использованием принципа наглядности. Каждой букве отведена страница, на ней - неск. начертаний буквы (в т. ч. принятых в рус., греч. и польск. письме), гравюры предметов, начинающихся на эту букву (с подписью), и нравоучительные стихотворения, включающие названия тех же предметов. Набор сюжетов разнообразен, много «диковин», к-рых дети не видели, но могли представить по картинке. «Большой» букварь 1696 (тираж 20 экз.) - учебник с традиц. структурой, близкой структуре букваря Симеона Полоцкого. В него включены стихи К. И., элементы грамматики, церк. тексты. «Полис» (1694; менее известен под назв. «Град царства небесного») - рукописное соч. в стихах с иллюстрациями, в к-ром К. И. даёт для детей сведения о разл. науках и говорит о пользе их изучения; вместе с двумя др. сочинениями - «Едем» и «Екклесиа» - предположительно, составляет триптих. Для назидания в правильном поведении К. И. частично переложил в стихах соч. Эразма Роттердамского (в пер. Епифания Славинецко-го) «Гражданство обычаев детских» (1696; усл. назв. «Домострой»). Выдвинуты доказательства (Р. К. Агаркова), что К. И. неправомерно приписывается авторство «Малой грамматики».

Соч.: Домострой, в кн.: Рус. силлабическая поэзия XVII - XVIII вв., [Д.], 1970; Букварь, составлен Карионом Истоминым, гравирован Леонтием Буниным, отпечатан в 1694 году в Москве. Факсимильное воспроизведение, предисл. В. И. Лукьяненко, М. А. Алексеевой, Л., 1981; Триптих «Едем», «Екклесиа», «Град царства небесного», в ст.: Богданов А. П., Памятник рус. педагогики XVII в. (Поэтический триптих Кариона Истомина для начальной школы), в сб.: Исследования по источниковедению истории СССР дооктябрьского периода, М., 1989; Книга любви знак в честен брак. Фак-сим. воспроизведение. Ст., транслитерирован, текст, археогр. коммент., словарь подгот. Л. И. Сазоновой, М., 1989.

Лит.: Браиловский С. Н., Один из «пестрых» XVII столетия, СПБ, 1902; Тарабрин И., Лицевой букварь Кариона Истомина, «Древности. Тр. Моск. археологич. об-ва», 1916, т. 25; Шемшурин А. А., О гравированном и рукописных лицевых букварях Кариона Истомина, ЧОИДР, 1917, кн. 1; Сазонова Л. И., Карион Истомин, ТОДРЛ, 1985, т. 39, с. 45-53.

О. Е. Кошелева.

ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНАЯ ТИПОЛОГИЯ ПЕДАГОГИКИ

ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНАЯ ТИПОЛОГИЯ ПЕДАГОГИКИ - Поскольку процессы воспитания и обучения были присущи уже первобытному обществу, то и по отношению к периодам, предшествовавшим появлению пед. теорий, в лит-ре нередко используются понятия «пед. деятельность», «пед. традиция», «пед. идеалы», «пед. мысль». Последнее применяется также для удобства различения донаучного этапа развития П. Вместе с тем понятие «пед. мысль», охватывающее народную, или традиц., П., оказывается более широким по отношению к «пед. науке» и «пед. теории».

В первобытном обществе средства и способы социализации и воспитания, традиционно передаваемые из поколения в поколение, были одновременно исторически первой формой пед. знания. Оно сочетало в себе стихийно накопленный опыт с оценкой его социальной значимости. Эти знания о средствах и путях достижения воспитат. целей, сохраняемые в коллективной памяти (фольклор, обычаи, обряды, ритуалы) на протяжении мн. тысячелетий, содержали в себе нек-рые элементы, к-рые позднее дали ростки теоретич. пед. обобщений.

Накопление и усложнение социокуль-турного опыта, возникновение иерархи-зиров. социальных групп и гос-в, появление письменности, развитие практики воспитания, возникновение школ, а с ними и проф. пед. деятельности сделало необходимым и возможным более высокий уровень пед. обобщений. «Сущее» и «должное» переставали зримо совпадать. Последнему обстоятельству также способствовали появление воспитат. идеалов разл. социальных, этнических, конфессиональных, проф. групп и различия в материальных и культурных условиях и возможностях их осуществления.

Со времени возникновения социально-дифференцированного общества и гос. организации история человечества представлена множеством локальных цивилизаций. Цивилизация - это развивающиеся во времени и пространстве обществ. организмы (ист.-культ, типы общества), обладающие комплексом устойчивых социокультурных характеристик и соответствующих им особенностей социального наследования (в систему к-рого входили воспитание, обучение, образование), ориентированного на воспроизводство определённого типа человека и его взаимоотношений с обществом и природой. Устойчивые характеристики материального и духовного бытия цивилизаций формируют базисные образоват. и воспитат. традиции. Локальные цивилизации, как правило, связаны с конкретными этносами и гос. объединениями. Принято выделять ряд локальных цивилизаций в т. н. великие цивилизации - Западную, Ближневосточную, Южноазиатскую, Дальневосточную. Они носят полиэтнич. характер, обладают глубинными социокультурными и мощными духовно-религ. традициями.

Базисные пед. традиции великих цивилизаций проявляются гл. обр. как тенденция с разной степенью отчётливости на каждом конкретном этапе их развития, применительно к условиям жизни отд. обществ. групп, но сохраняются как ведущие. Базисные пед. традиции всех великих цивилизаций включают в себя нек-рые детерминанты воспитания и обучения, к-рые могут преим. определяться целерационально (с ориентацией на ути-литарно-прагматич. результат); ценностно-рационально (с ориентацией на безусловно принятую систему религ., этич., идеологич. и т. п. ценностей), традиционно (с ориентацией на механич. воспроизведение исторически сложившихся стереотипов). Пед. мысль в рамках любой великой цивилизации неизбежно обращалась к задачам интеллектуального, эмоционального и волевого развития человека. В базисных пед. традициях фиксировалась оппозиция между стремлением обеспечить развитие человека и сформировать личность с жёстко предзаданными характеристиками мышления и поведения.

ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИТАЛИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИТАР ЖАН МАРИ ГАСПАР

ИТАР ЖАН МАРИ ГАСПАР (1775, Орезон, - 5.7.1838, Париж), франц. врач, чл. Академии медицины (1821). Работая в Парижском уч-ще для глухонемых, положил начало систематич. исследованиям слуховой функции глухонемых. Сконструировал прибор для измерения остроты слуха - акуметр. В - «Трактате о заболеваниях уха и слуха» («Traite des maladies de loreille et de laudition», v. l-2, 1821) рекомендовал развивать слух плохо слышащих путём экспериментально разработанных им методов тренировки звуками. Подчёркивал влияние деятельности органов чувств на развитие ума. Эти идеи легли в основу метода воспитания, названного им медицинским. Широкую известность И. принесло первое науч. описание попыток воспитания ребёнка, к-рый до 12-летнего возраста был изолирован от человеческого общества, - «авейронского дикаря». Незначит. результаты многолетних попыток приобщения чдикаря» к культуре показали важность ранних этапов развития для достижения интеллектуальной, эмоциональной и социальной зрелости (см. Де-привация).

Соч.: The wild boy of Aveyron, N. Y., [1962].

Лит.: M a i s t r e M. d e, Actualite de Jean Itard-. Psychologie de lenfant et peda-gogie experimentale. Societe Alfred Binet et Theodore Simon, P., 1974, p. 268-81; L a-ne H., The wild boy of Aveyron, Camb., 1976.

Предыдущая страница Следующая страница