Российская педагогическая энциклопедия
Статьи на букву "К" (часть 8, "КОС"-"КРЮ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К" (часть 8, "КОС"-"КРЮ")

КОСМИНСКИЙ ЕВГЕНИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

КОСМИНСКИЙ ЕВГЕНИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ - [21.10(2.11).1886, Варшава, - 24.7.1959, Москва], историк-медиевист, д. ч. АПН РСФСР (1945), акад. АН СССР (1946; ч.-к. 1939), дер ист. наук (1936), проф. (1919). В 1910 окончил ист.-филол. ф-т Моск. ун-та и был оставлен при кафедре всеобщей истории для подготовки к званию профессора. Преподавательскую деятельность начал в 1912 на Варшавских жен. курсах. С 1915 на науч.-пед. работе в Москве: в МГУ (1915-31, 1934-49), ИФЛИ (1931-34), Ин-те истории АН СССР (1936-52), Ин-те методов обучения АПН (1944-48). Широкую известность получили иссл. К. по агр. истории ср.-век. Англии 11-15 вв., истории Англ. революции 17 в., истории Византии. Участвовал в создании 1-го тома «Истории дипломатии» (1941, Гос. пр. СССР, 1942). В 1938-40 на ист. ф-те МГУ впервые прочитал курс лекций по историографии ср. веков, охватывавший период до сер. 19 в. К. - один из авторов и редакторов учебника «История ср. веков» (т. 1, 1952) и др. уч. и метод. пособий для вузов.

Под руководством К. был создан первый сов. учебник истории ср. веков для 6- 7-х кл. (1940, 1961). Его отличали от заруб. и дорев. рус. изданий чёткая структура, научность изложения. Рассматривая историю человечества в целом, автор выделил ведущие сюжеты, вокруг к-рых и построил изложение; важнейшие ист. процессы и явления раскрывались на примере истории тех стран, где они получили наиб. яркое развитие. В издание 1949 включил материал по истории Руси, связав содержание курса истории ср. веков с историей СССР. К. стремился подвести учащихся к пониманию закономерностей ист. развития. В конце каждой главы давалось обобщение важнейших фактов (как это принято в совр. учебниках).

Большое значение К. придавал иллюстрациям в учебнике, считал, что осн. их цель - подкрепить описание факта образами, вводя детали, к-рых нет в тексте. Мн. рисунки выполнены самим К.

Лит.: Ср. века. Сб., в. 8, М., 1956 fK 70-летию акад. Е. А. Косминского!; Гутнова Е. В., Сидорова Н. А., Науч. труды и деятельность Е. А. Космин-ского, «Науч. докл. высш. школы. Ист. науки», 1960, № 3; Гутнова Е. В. Е. А. Косминский, «Вопросы истории» 1972, № 9; Папенкова Т., Е. А. Кос-минский. 1886-1959, СП, 1986, № 8.

КОСТОМАРОВ ВИТАЛИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ

КОСТОМАРОВ ВИТАЛИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ (р. 3.1.1930, Москва), языковед, акад. РАО (1933, д. ч. АПН СССР с 1985), дер филол. наук (1971). Окончил филол. ф-т МГУ (1952) и МГПИИЯ им. М. Тореза (1953). В 1965-66 зав. сектором культуры речи в ИРЯ АН СССР. С 1966 дир. Ин-та рус. языка им. А. С. Пушкина. В 1990-91 през. АПН СССР. С 1967 ген. секретарь МАПРЯЛ. Труды в области рус. языкознания, социолингвистики, лингводидактики, лингво-методики и др. Ряд работ К. посвящён лингвострановедению - теории и практике преподавания языка в связи с изучением культуры народа - его носителя. Исследовал проблемы культуры речи («Культура речи и стиль», 1960). Занимается также вопросами совершенствования содержания и методов преподавания рус. языка в нац. и заруб. школах, подготовки и повышения квалификации сов. и заруб. преподавателей рус. языка. Гос. пр. СССР (1979) за комплексное уч. пособие «Рус. язык для всех» (ред. 13 изданий, 1970-89), пр. АПН СССР им. Н. К. Крупской (1979) за уч. пособие «Язык и культура» (1983, совм. с E. M. Верещагиным). Д. А. Ермаков.

КОФФКА КУРТ

КОФФКА КУРТ (18.3.1886, Берлин, - 22.11.1941, Нортхемптон, США), нем.-амер. психолог, один из основателей гешталетпсихологии. Приват-доцент (с 1911) и проф. (1918-24) ун-та в Гисене (Германия); с 1927 проф. колледжа Смита в Нортхемптоне. В кн. «Принципы гештальтпсихологии» («Ргш-ciples of gestalt psychology», 1935) дал фундаментальное изложение этого направления.

К. первым среди гештальтпсихологов обратился к проблеме психич. развития ребёнка. Согласно К., развитие ребёнка слагается из созревания и обучения, к-рые участвуют в процессе формирования новых психич. структур. К. считал, что этот процесс определяется прежде всего внутренними - изначальными свойствами психики, недооценивал роль внешних (в т. ч. социальных) влияний. Но для своего времени позиция К. имела положит. значение в полемике с ассоциативной психологией.

К. - автор большого числа работ по восприятию, памяти, мышлению, навыкам, содержащих ценный для психологии и педагогики эксперим. материал.

Соч. в рус. пер.: Основы психич. развития, М.-Л., 1934.

КРАЕВЕДЕНИЕ В ШКОЛЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КРАЕВИЧ КОНСТАНТИН ДМИТРИЕВИЧ

КРАЕВИЧ КОНСТАНТИН ДМИТРИЕВИЧ - [20.1(1.2).1833, с. Спасское, ныне Орловской обл., - 3(15).2.1892, Ялта], педагог, физик, проф. (1866). Поокончании матем. отделения Гл. пед. ин-та в Петербурге (1855) преподавал математику и физику в Моск. , гимназии. С 1856 в Петербурге. Работал в гимназии (до 1871), Гл. инж. уч-ще и одновременно в Горном ин-те (до 1883), в Мор. академии. В 1857 был приглашён П. Л. Чебышевым для участия в комиссии по рассмотрению уч. руководств для ср. уч. заведений. Первый учебник К. «Основания физики» (1862-63) был подготовлен для вновь открытых в 1862 жен. гимназий. Широкук» известность принёс автору «Учебник физики»(1866), вк-ромК. развил идеи своего учителя Э. X. Ленца, считавшего, что «фактическая» часть науки должна быть строго отделена от гипотез. Иначе большинством учащихся гипотезы смешиваются с истинами. Желая приспособить учебник для ср. уч. заведений разного типа, К. использовал 3 шрифта, выделяя содержание для классич. гимназий, реальных уч-щ и дополнит, материал. 14-е изд. учебника (1897) было удостоено полной премии Петра I (учреждена в 18/0 за лучшие уч. пособия). Участвуя в работе комиссии при МНП по пересмотру уч. планов и программ для ср. школ (1889), К. выступил со ст. «Нерешённый вопрос» («Сев. вестник», 1890, № 3), в к-рой рассмотрел цели ср. образования. Считал, что «общеобразовательная школа, по самому своему названию, не имеет целью изучения наук, а общее образование», «средняя школа должна давать людей, готовых ко всякой деятельности, не требующей специальных знаний». К. активно участвовал в работе С.-Петерб. пед. об-ва, в 1876-82 издавал и редактировал журн. «Семья и школа».

Соч.: Курс нач. алгебры, СПБ; Собрание алгебраич. задач, СПБ; Начала космографии, СПБ, 1871; Физика ежедневных явлений, СПБ.

Лит.: К. Д. Краеаич. [Некролог]. «Рус. школа», 1892, №?; Прудников В. Е., Рус. педагоги-математики XVIII - XIX вв., М., 1956, с. 557-69; Попков В. Н., К. Д. Краевич., ФШ, 1984, № 1.

КРАЕВСКИЙ ВОЛОДАР ВИКТОРОВИЧ

КРАЕВСКИЙ ВОЛОДАР ВИКТОРОВИЧ (р. 23.7.1926, Самара), педагог, акад. РАО (1993, ч.-к. АПН СССР с 1982), д-р пед. наук (1978), проф. (1986). В 1950 окончил Куйбышевский пед. ин-т. С 1948 на науч.-пед. работе. В 1958-62 ред. журн. «Иностр. язык в школе», в J962-66 - в изд-ве «Просвещение». С 1966 в НИИ ОП АПН (с 1970 зав. лабораторией), с 1993 акад.-секретарь Отделения философии образования и теоретич. педагогики РАО. Труды в области методологии и теории педагогики, дидактики, методики преподавания иностр. языков в ср. школе. Разработал концепцию связи пед. науки и практики, методол. рефлексии в науч. и уч. работе, соотношения педагогики с др. науками; описал систему методол. характеристик пед. исследования и его логику. В трудах по дидактике наметил состав, функции, структуру, методол. условия науч. обоснования обучения, к-рое представил как способ реализации опережающей функции науки по отношению к пед. практике. Рассматривая содержание общего ср. образования как модель требований общества к образованию, раскрыл методол. основы построения и гл. проблемы его теории, определил принципы и уровни его формирования: уровень общего теоретич. представления, учебного предмета, уч. материала, процесса обучения и структуры личности. Предложил общепед. и дидактич. характеристики целостного уч.-воспитат. процесса и принципы его построения.

Соч.: Внеклассная работа по иностр. языкам в школах-интернатах, Ми964 (соавт.); Проблемы науч. обоснования обучения, М., 1977; Соотношение пед. науки и пед. практики, М., 1977; Теоретич. основы содержания общего ср. образования, М., 1983 (соред. и соавт.); Теоретич. основы процесса обучения в сов. школе, М., 1989 (соред. и соавт.).

КРАСНОВСКИЙ АРХИП АЛЕКСЕЕВИЧ

КРАСНОВСКИЙ АРХИП АЛЕКСЕЕВИЧ - [19.2(3.3).1885, с. Тимоновичи, ныне Черниговской обл., - 9.4.1953, Москва], педагог. По окончании ист.-филол. ф-та Казанского ун-та (1912) был оставлен на кафедре философии со специализацией по педагогике. Преподавал историю педагогики и психологию на Казанских высш. жен. курсах. С 1919 преподаватель, с 1921 проф. Казанского ун-та. В работах «Идеал личности педагога в связи с рев. реорганизацией школы» (1920), «Характер и смысл шк. реформы по декрету об единой трудовой школе» (1919) писал о решающей роли учителя в формировании личности школьников, в подготовке их к жизни. Заведуя (с 1918) 2-й учительской семинарией в Казани, преобразовал её сначала в подготовит, группы при Ин-те нар. образования, затем в пед. техникум с с.-х. уклоном. При техникуме организовал дет. сад, нач. школу и ШКМ, где студенты вели занятия; с.-х. практика проходила в уч.-опытном совхозе. Одновременно организовал первые в Казани курсы по дошк. воспитанию, а с 1920 руководил двухгодичными курсами подготовки учителей из татар (в т. ч. для тат. ср. школ). С 1925 в Москве, преподавал в Индустр.-пед. ин-те им. К. Либ-кнехта, в АКВ им. Н. К. Крупской, на Высш. пед. курсах при 1-м МГУ, в Ин-те иностр. языков. Автор ряда работ по истории и теории педагогики, по проблемам воспитания учителей и науч.-пед. кадров. Один из первых сов. исследователей наследия Я. А. Коменского; перевёл на рус. яз. его труды, подготовил к изданию избр. пед. соч. (вышли в 1955).

Соч.: Пед. взгляды Ж. Ж. Руссо, НШ, 1937, № 6; Дидактич. взгляды Гербарта, НШ, 1938, № 6-7; Пед. идеи Н. И. Пиро-гова. М., 1949; Ян Амос Коменский, М., 1953.

Лит.: Кречетова Е., Красновский А. А., СП, 1985,"№ 7. Е. А. Кречетова.

КРАСНОГОРСКИЙ НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ

КРАСНОГОРСКИЙ НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ - [26.6(8.7).1882, Петербург, - 2.8.1961, Ленинград], педиатр и физиолог, акад. АМН СССР (1945), засл. деят. науки РСФСР (1944). Ученик и сотрудник И. П. Павлова. Окончил Воен.-мед. академию (1908). Проф. и зав. кафедрой дет. болезней Юрьевского (1917), Воронежского (1918) ун-тов, 1-го Ленингр. мед. ин-та (1922-40). С 1950 в Ин-те физиологии им. И. П. Павлова АН СССР. В докторской диссертации (1911) доказал, что внутр. торможение подчинено закону иррадиации и концентрации. Это, по свидетельству Павлова, открыло новую и важную главу в физиологии коры больших полушарий.

Осн. труды по физиологии высш. нервной деятельности ребёнка; впервые применил метод условных рефлексов для изучения функций мозга у здоровых и больных детей. Исследовал взаимодействие сигнальных систем у детей, тормозные условные рефлексы, условно-рефлекторные связи «на время», а также комплексную деятельность коры больших полушарий

Соч.: Развитие учения о физиол. деятельности мозга у детей, Л.; Труды по изучению высш. нервной деятельности человека и животных, т. 1, М., 1954; Высш. нервная деятельность ребенка, Л., 1958.

Лит: Махтингер А. И., К 50-летию науч., врачебной, пед. и обществ, деятельности и 75-летию со дня рождения Н. И. Красногорского, «Педиатрия», 1958, № 9; его ж е, Памяти Н. И. Красногорского, «Журн. невропатологии и психиатрии», 1962, т. 62, N° 10.

КРЕЙЦВАЛЬД ФРИДРИХ РЕЙНХОЛЬД

КРЕЙЦВАЛЬД ФРИДРИХ РЕЙНХОЛЬД - [14(26).12.1803, дер. Йыэпере, ныне Ляэне-Вируского уезда, Эстония, - 13(25).8.1882, Тарту], эст. просветитель, писатель, основоположник эст. нац. лит-ры. Учился в уездных уч-щах Раквере и Таллинна, работал учителем нач. школы в Таллинне (1821-24) и домашним учителем в Петербурге (1824- 1825). Окончил мед. ф-т Дерптского ун-та (1833), 44 года работал врачом (в т. ч. в частной ср. школе) в г. Выру (Эстония). Собрал образцы фольклора, на основе к-рых составил и издал свод нар. эпоса «Калевипоэг» (1857-61, рус. пер. 1950). За издание первых 12 песен удостоен Демидовской премии (1860) Петерб. АН. В публицистич. статьях защищал идеи демократизации управления шк. делом и перестройки обучения в школах Эстонии на основе родного яз. и светских знаний, в т. ч. природоведения, истории эст. народа. Распространение просвещения в Эстонии К. связывал также с обучением учащихся волостных и приходских училищ не только немецкому, но и рус. яз. К. высказывался за освоение детьми в школах доступных и посильных им ремёсел. Участвовал в издании популярной серии «Книги для школы» (8 тт.), для к-рой написал «Краткое руководство по здравоохранению» (1854), включавшее главы для учащихся и для родителей. Энциклопедическая по охвату книга К. «Мир и кое-что из того, что в нём находится» (в. 1-5, 1848-49) включала в популярной форме сведения о природе, науке, технике, истории и использовалась в качестве шк. хрестоматии. Благодаря ей учащиеся знакомились и с худож. лит-рой на родном яз. Специально для нар. школы К. составил «Новую азбуку эст. языка и книгу для чтения» (1863) - один из первых учебников, где была применена новая эст. орфография. Был редактором нар. календаря (1846- 1860; 1863-74), в к-ром опубликовал мн. статей просветительского характера. В выступлениях перед учителями и в публицистике К. пропагандировал пед. идеи Г. Песталоцци и А. Дистервега, что способствовало совершенствованию обучения в эст. нар. школе. Оказал Значит. влияние на деятелей нац. движения эстонцев во 2-й пол. 19 в., в т. ч. на К. Р. Якобсона, Я. Хурта и Ю. Кундепа.

Соч.: [Собр. соч.], т. 1-6, Тал., 1956-79 (на эст. яз.); в рус. пер. - Избр. письма, Тал., 1953.

Лит.: Э л а и г. о А. Ю., Ф. Р. Крейцвальд, в кн.: Очерки истории школы и пед. мысли народов СССР. 2-я пол. XIX в., М., 1976; Андрезен Л., Эстонские нар. школы в XVII - XIX вв., Тал., 1980.

Л. Ю. Эланго.

КРЕМИН ЛОРЕНС АРТУР

КРЕМИН ЛОРЕНС АРТУР (31.10.1925, Нью-Йорк, - 4.9.1990, там же), амер. историк педагогики. Окончил Колумбийский ун-т (д-р философии, 1949); преподавал там же (с 1957 проф., затем през. пед. колледжа). Автор работ по истории школы и педагогики США. Широкую известность получила работа К. «Преобразование школы. Прогрессивизм в амер. образовании. 1876-1957», детально анализировавшая развитие теории и практики шк. образования, связанное с деятельностью Дж. Дьюи, Дж. Каунтса, У. Килпатрика и др. сторонников праг-матистской педагогики. В нач. 60-х гг. К. вместе с другими (Б. Бейлин, У. Смит, т. н. группа новых историков педагогики) предложил подход к развитию ист.-пед. науки как составной части истории общества и культуры. В «Очерке по историографии амер. образования» (1965) и последующих работах подверг критике ограниченность традиц. взгляда на историю педагогики как на историю исключительно педагогики школы, утверждая необходимость включения в ист.-пед. исследования воспитат.-образоват. деятельности семьи, церкви, библиотек, прессы и др. социальных институтов в их взаимодействии. Оказал Значит. влияние на историографию педагогики в США, выдвинув в качестве предмета ист.-пед. исследований процесс воспитания, понимаемый как - «целенаправленные, систематические и последовательные действия, направленные на передачу, формирование или приобретение знаний, ценностей, отношений, умений». К. - науч. ред. серии «Классики педагогики», издаваемой пед. колледжем Колумбийского ун-та (с сер. 60-х гг.).

Соч.: The American common school. An historic conception, N. Y., 1951; Public schools in our democracy, N. Y., 1956 (соавт.); The republic and the school. Horace Mann on the education of free men, N. Y., 1960 (ред.); The transformation of the school. Progressi-vism in American education. 1876-1957, N. Y., 1961; The genius of American education, [Pittsburgh], 1965; The wonderful world of Ellwopd Patterson Cubberley. An essay on the historiogeaphy of American education, N. Y., 1965; American education. The colonial experience. 1607-1783, N. Y. - [a. o.], 1970; Public education, N. Y., 1976; American education. The national experience. 1783-1876, N. Y. a. o.], 1980; American education. Themetropolitan experience. 1876-1980, N. Y., 1988; Popular education and its discontents, N. Y., 1990.

Лит.: H o w e D. W., The history of education as cultural history, «History of education quarterly», 1982, v. 22, Mir 2, p. 20S-14; Church R. L., Katz M. B., S i 1-ver H., The metropolitan experience in American education, там же, 1989, v. 29, №3; Lagerman E. C., Graham P. A., L. A. Cremin (October 31. 1925 -Sept. 4. 1990), «Educational Researcher», [Wash.], 1991, v. 20, June/July, p. 27-29.

M. В. Кларин.

КРИЗИСЫ ВОЗРАСТНЫЕ

КРИЗИСЫ ВОЗРАСТНЫЕ (от греч. krisis - переломный момент, исход), условное наименование переходов от одного возрастного этапа к другому. В дет. психологии эмпирически отмечалась неравномерность дет. развития, наличие особых, сложных моментов становления личности. При этом мн. исследователи (3. Фрейд, А. Гезелл и др.) рассматривали эти моменты как «болезни развития», негативный результат столкновения развивающейся личности с социальной действительностью. Л. С. Выготский разработал оригинальную концепцию, в к-рой рассматривал возрастное развитие как диалектич. процесс. Этапы постепенных изменений в этом процессе чередуются с К. в. Психич. развитие осуществляется посредством смены т. н. стабильных и критич. возрастов (см. Возраст). В рамках стабильного возраста вызревают психич. новообразования, к-рые актуализируются в К. в. Выготский описал след. К. в.: кризис новорождённого - отделяет эмбриональный период развития от младенч. возраста; кризис 1 года - отделяет младенчество от раннего детства; кризис 3 лет - переход к дошк. возрасту; кризис 7 лет - соединит, звено между дошк. и шк. возрастом; кризис 13 лет - совпадает с переходом к подростковому возрасту.

На этих этапах происходит коренная смена всей «социальной ситуации развития» ребёнка - возникновение нового типа отношений со взрослыми, смена одного вида ведущей деятельности другим. К. в. - закономерные и необходимые этапы развития ребёнка; т. о., понятие «кризис» в данном контексте не несёт негативной окраски. Однако нередко К. в. сопровождаются проявлениями отри-цат. черт поведения (конфликтность в общении, упрямство, негативизм и т. п.). Источник этого явления - противоречие между возросшими физич. и духовными возможностями ребёнка и ранее сложившимися видами деятельности, формами взаимоотношений с окружающими, приёмами пед. воздействия. Эти противоречия нередко приобретают острую форму, порождая сильные эмоциональные переживания, нарушения взаимопонимания со взрослыми. В шк. возрасте в рамках К. в. у детей обнаруживается падение успеваемости, ослабление интереса к уч. занятиям, общее снижение работоспособности. На остроту протекания К. в. оказывают влияние индивидуальные особенности ребёнка.

Яркую негативную окраску имеет, напр., кризис 3 лет, когда прежде послушный ребёнок может внезапно стать неуправляемым, и кризис подросткового возраста, опасный неожиданными формами протеста против реального или мнимого давления со стороны взрослых.

Негативные проявления К. в. не являются неизбежными. Гибкая смена воспитат. воздействий, учёт происходящих с ребёнком перемен могут значительно смягчить протекание К. в.

Лит.: Выготский Л. С., Проблема возраста, в кн.: Собр. соч., т. 4, М., 1984. См. также лит. при ст. Возраст.

М. А. Степанова.

КРИНГЭ ИОН

КРИНГЭ ИОН - [1.3.1837, с. Ху-мулешти, уезд Нямц, ныне на терр. Румынии, - 31.12.1889, Яссы], рум. и молд. писатель, педагог. Окончил духовную семинарию (1858), учился на пед. курсах при Школе Василия Лупу (1863- 1866). Работал учителем нач. школ до 1877. Неоднократно отстранялся церк. властями от должности. Одним из первых начал применять звуковой метод при обучении грамоте молд. и рум. детей. Принял активное участие в создании учебников для нач. школы: букваря «Новый метод письма и чтения» (1868; выдержал 23 изд.), кн. «Руководство для чтения и письма по фонетич. системе» (1876), в к-рой изложил пед. основы одноврем. обучения учащихся чтению и письму и нек-рые общие пед. рекомендации. Обучение грамоте рассматривал как средство развития умственных способностей и воспитания. Отстаивал принцип последовательности изучения от знакомого к незнакомому, от конкретного к абстрактному. Широко использовал воспитат. роль родного языка, в пед. практике применял поговорки, сказки. Сказки самого К. стали классикой рум. и молд. лит-ры. Мн. сказки К. для детей вошли в коллективный сб. «Учитель детей» (1871; выдержал 10 изд.). Составил учебник «География Ясского уезда» (1879, соавт.). В кн. «Воспоминания детства» (1880-83, рус. пер. 1955) критиковал рутинные методы обучения в школе.

Соч. в рус. nep. Избр., Киш., 1957.

Лит.: Портной Р., Ион Крянгэ, Киш., 1966 (на молд. яз.).

КРНЕТА ЛЮБОМИР

КРНЕТА ЛЮБОМИР - [1915, Босански-Пет-ровац, - 22.1.1980, Белград], сербский педагог. Окончил Учительский ин-т в г. Баня-Лука (1935). Участник нар.-освободит. движения (1943-45). В 1955- 1964 зав. отделом пед. иссл. Федерального ин-та педагогики, в 1964-67 директор Ин-та пед. исследований в Белграде, в 1967-69 занимал ряд должностей в пед. Комиссии Нар. скупщины Социали-стич. Республики Сербия. Организатор кафедры педагогики и психологии естеств.-матем. ф-та Белградского ун-та и её заведующий (1967-80). К. принимал активное участие в послевоен. шк. реформах и в подготовке шк. законодательства страны. Разрабатывал теоретич. основы педагогики и дидактики, проблемы сравнит, педагогики и истории педагогики, популяризировал достижения сов. педагогики.

Соч.:. Гединствена школа у савременом свету, Београд, 1961; Приручник за вежбаае из педагогике, Београд, 1969 (совм. с М. и Н. Потконяк); Педагогща, Београд, 1978.

Лит.: «Настава и васпитагье», 1980, N 2. Д. П. Мансфельд.

КРОНВАЛДС АТИС

КРОНВАЛДС АТИС - [3(15).4.1837, волость Кроте, ныне в Лиепайском р-не Латвии, - 5(17).2.1875, Вецпиебалга, ныне Цесис-ского р-на, там же], латыш. публицист, педагог, языковед, обществ. деятель. Учился в Лиепайской высш. уездной школе. Был домашним учителем (1858- 1859; 1861-65). Окончил пед. курсы при Дерптском ун-те (1867), преподавал в Дерптской учительской семинарии. В 1873-75 руководил высш. классом Вецпиебалгской школы.

В духе либеральной программы младо-латышей пропагандировал идею развития нац. культуры. Осн. путь к этому видел в создании нар. школ и просветит. об-в, в демократизации образования. Латыш. интеллигенцию рассматривал как воспитателей народа. Сторонник реального образования. Большое значение придавал преподаванию на родном яз. естествознания, математики, предметов эстетич. цикла. Автор ориг. учебников для латышей по родиноведению (1867) и нем. языку (1863). Ввёл в обиход мн. новых латыш. слов, освобождая родной яз. от германизмов.

Разработал и систематизировал требования к проф. подготовке будущих учителей. Пропагандировал дидактич. и методич. идеи рус. и зап.-европ. педагогов. Организатор первых конференций латыш. учителей (1873, 1874), руководитель первых учительских курсов (1874).

Лит.: Каруле А., Студенте А., Вклад младолатышей в педагогику, в кн.: Очерки развития нар. образования и пед. мысли в Латвии, Рига, 1978 (на латыш. яз., резюме на рус. яз.). А. Я. Студенте.

КРОПОТКИН ПЁТР АЛЕКСЕЕВИЧ

КРОПОТКИН ПЁТР АЛЕКСЕЕВИЧ - князь [27.11(9.12).1842, Москва, - 8.2.1921, Дмитров], учёный-энциклопедист, автор ряда исследований в области географии, геологии, биологии, истории, социологии, этики, литературы; революционер, основатель теории анархо-коммунизма. В 1862 окончил Пажеский корпус. В 1860-х гг. совершил ряд экспедиций по Вост. Сибири. С 1872 участник рев. движения, в 1874 арестован, в 1876 бежал из Николаевского госпиталя Петропавловской крепости, эмигрировал. В течение 40 лет жил в Швейцарии, Франции и гл. обр. в Англии, занимался науками, издательской и публицистич. деятельностью. Библиография его трудов, изданных на всех европейских и ряде вост. языков, превышает 2 тыс. назв. После Февр. революции 1917 вернулся в Россию, жил в Петрограде, Москве, затем в Дмитрове.

Социальная модель К. строилась на основе сформулированного им биосоцио-логич. закона взаимной помощи и солидарности и предполагала рев. переустройство общества на коммунистич. началах без гос. форм. В проектируемом обществе К. видел возможность всестороннего развития способностей человека, его ума, чувств и воли: каждый должен заниматься в равной степени умственным и физич. трудом, а досуг обеспечит занятия творчеством в области науки, иск-ва, обществ. деятельности. Социальная концепция К. обусловила и его пед. взгляды, в основу к-рых легли идеи развития в детях инстинкта взаимопомощи, солидарности, справедливости; воспитание уважения к труду, сочетания при обучении умственного и физич. труда. Признавая необходимость специализации знаний, К. указывал, что она должна следовать за общим образованием, одновременно науч. и практическим. Такое интегральное (всестороннее) образование, осуществляющееся с первых шк. лет в сочетании со свободным трудовым воспитанием, призвано уничтожить, по мнению К., различия между физич. и умственным трудом. Задача воспитателя - пробудить в ученике веру в собств. силы, инициативу, чтобы он стал активным строителем жизни. Школе К. отводил решающую роль в перестройке сознания человека будущего общества. Там дети должны не только приобретать знания и трудовые навыки, но и учиться правильной организации трудовой жизни. Для развития чувства коллективизма К. предлагал создавать разл. ученич. об-ва по изучению местной жизни, наблюдению за природой, собиранию коллекций и т. д. Задачу следующего этапа образования, за пределами школы, К. видел в приобретении молодёжью науч. знания законов природы, теоретич. и практич. знания техники для удовлетворения материальных потребностей людей, дающего возможность свободного обществ. развития. Идеи трудового воспитания и практич. рекомендации К. по организации трудовой школы оказали влияние на становление советской школы в 20-е гг.

Соч.: Ручной труд в школе, «Свободное воспитание и свободная трудовая школа», 1918, N 8-9; Поля, фабрики и мастерские, М., 1921; Хлеб и воля, П. - М., 1922; Этика, М., 1991.

Лит.: Крупская Н. К., ГРец.], П. А. Кропоткин. Поля, фабрики и мастерские, в её кн.: Пед. соч., т. 10, М., 1961; Критская Н. А., Пед. идеи П. А. Кропоткина, в кн.: Петр Кропоткин. Сб. статей, П. -М., 1922; Пирумова H. M., Петр Алексеевич Кропоткин, М., 1972 (библ.); Старостин Е. В., П. А. Кропоткин (1842-1921). Библиография, указатель печатных трудов, в. 1 - 2, М., 1980; Удар-цев С. Ф., Кропоткин, М., 1989.

H. M. Пирумова.

КРОЧЕ БЕНЕДЕТТО

КРОЧЕ БЕНЕДЕТТО - [25.2.1866, Пескассероли, близ г. ЛАкуила, - 20.11. 1952, Неаполь], итал. философ-неогегельянец, историк, критик и публицист, полит. деятель, проф. Неаполитанского ун-та в 1902-20, мин. нар. образования Италии в 1920-21. В трудах разнообразного характера утверждал определённую концепцию образования и воспитания, вытекавшую из его системы «абс. историзма». Система эта построена на понимании ист. процесса как всецело духовной активности развёртывания «свободы и разума». Достижению идеала свободы должна способствовать система образования и воспитания. К. отвергает деляческий практицизм и узкий профессионализм в деле образования, выступает за его универсальный характер. Приобщение к универсализму К. предлагает осуществить путём развития гуманитарного образования. К. считал, что чпользу приносит не число обучающихся, но их лучшее качество и способности». Поэтому он рекомендовал при переходе из нач. школы в среднюю устраивать отборочный экзамен на выявление «умственных и волевых данных». Точно так же при переходе из класса в класс нужны проверочные экзамены по каждому предмету, причём экзаменаторами не должны быть сами преподаватели. От результатов экзаменов должно зависеть право на поступление в высшую школу или на занятие гос. должностей. Вместе с тем К. был против глобального гос. вмешательства в дела школы и пед. нигилизма, уверенного в том, что чесё в прошлом было плохо». Необходим осторожный ист. подход к преобразованию системы образования в соответствии с требованиями изменившейся социальной ситуации, чтобы новое могло удовлетворить требования социального прогресса. К. выступил против фашистской «реформы образования» при диктатуре Муссолини. Пед. доктрина К. ценна своей попыткой ответить на реальные проблемы системы образования совр. эпохи, для к-рой характерны развитие демокр. сознания и авторитарные тенденции.

Соч.: Filosofia della pratica, Bari, 1950; Storia dItalia dal 1871 al 1915, Bari. 1956"; Epistolario, v. 1 - 2, Napoli, 1967-69.

Лит.: G r am sei A., II materialismo storico e Ja filosofia di B. Croce, Torino; A l f i e r i V. E., Pedagogia crociana, Napoli, 1967; Casadio Q., GH ideali pe-dagogici della Resistenza, Bologna, 1967; T o m a s i T., Idealismo e fascismo nella scuola italiana, Firenze, 1969. M. А. Киссель.

КРУЖКОВАЯ РАБОТА

КРУЖКОВАЯ РАБОТА - деятельность самодеятельных объединений учащихся; форма внеурочной работы и внешкольной работы. Задачи К. р. - углублять знания школьников, развивать способности, удовлетворять их творческие интересы и склонности, приобщать к общественно полезному труду, организовывать досуг и отдых. Разнообразные кружки и клубы учащихся создаются в общеобразоват. школах, проф.-тех. уч-щах и др. уч. заведениях, во внешк. учреждениях, по месту жительства.

Кружки условно подразделяются на группы: предметные (по уч. предметам шк. программы); общественно-политические (по вопросам внеш. и внутр. политики, истории страны, междунар. дет., юношеского и молодёжного движения, по актуальным проблемам современности и др.); технические (науч.-техн., спорт.-техн., производств.-техн., по отд. видам технического творчества школьников); натуралистические (юных натуралистов, исследователей природы, по направлениям опытнической работы в школе); художественно-эстетические (изобразит, творчества, муз., хоровые, худож. самодеятельности и др.); физкультурно-спортивные (чаще называются секциями; по всем видам детского и юношеского спорта); туристско-краеведческие (по краеведению, видам туризма, спорт, ориентированию).

Кружками руководят учителя, работники внешк. учреждений и шефствующих предприятий, родители, специалисты в разл. областях науки, техники, иск-ва. Успех К. р., заинтересованность школьников в занятиях в Значит. мере зависят от личных качеств и проф. квалификации руководителя кружка. Школьников привлекает возможность проявить в К. р. самостоятельность, инициативу, получить от ст. товарищей дельные рекомендации. К. р. организуется на принципах добровольности и самоуправления. В кружках обычно занимаются учащиеся одного возраста, с одинаковым уровнем подготовки из одного или параллельных классов, но могут создаваться и разновозрастные группы, напр. в малокомплектных школах, в сел. местности и т. п.

К. р. осуществляется в разнообразных занимательных формах. В занятия с мл. школьниками вносятся элементы игры, развлекат. состязаний. Ср. и ст. школьники учатся вести науч.-исследоват. и эксперим. работу, овладевают навыками самообразования. Практич. занятия чередуются с теоретическими и могут проводиться в виде бесед, лекций, рефератов, докладов, экскурсий, походов. Результатом участия в К. р. каждого школьника является уровень его развития, мастерства, полученные знания и умения, опыт общения со сверстниками и взрослыми в творческой атмосфере общего дела. Итоги К. р. часто воплощаются в конкретные дела: выставки, музеи школьников, в организацию вечеров, диспутов, конкурсов, олимпиад, соревнований, фестивалей, концертов коллективов худож. самодеятельности. На базе кружков могут быть созданы клубы учащихся, науч. об-ва учащихся и др.

Лит.: Туризм и краеведение, М., 1976; Внешк. учреждения, под ред. Л - К. Ба-лясной, М., 1978, с. 48-95; Программы для внешк. учреждений и общеобразоват. школ. Худож. кружки, М., 1981; Оборонно-спортивные кружки, Ми982; Хим. кружки, М., 1982; Подготовит, техн. кружки. Спортивно-техн. кружки. Производственно-техн. кружки, М., 1982; Исследователи природы, M.; Астрономия и космонавтика, М., 1984"; Музыка, M.; Спортивные кружки и секции, Ми9863.

КРУПЕНИНА МАРИЯ ВАСИЛЬЕВНА

КРУПЕНИНА МАРИЯ ВАСИЛЬЕВНА - [26.10(7.11).1892, Бологое, - 18.12.1950, г. Петропавловск Сев.-Казахстанской обл.], педагог, проф. Училась в Психо-неврологич. ин-те. Окончила Бестужевские высш. жен. курсы в Петербурге. Работала в системе кооперации в Вятке и Петрогр. губ. (1916-19). С 1919 заведовала дет. домом (под Москвой), отделом дет. домов Моск. ОНО, кабинетом Центр. бюро юных пионеров (1922). Активна участвовала в создании (1922) и затем руководила совм. с В. Н. Шульгиным Ин-том методов шк. работы (с 1926, в 1927-31 зам. директора). Одновременно в 1922-31 работала в науч.-пед. секции ГУСа, преподавала в АКБ, 2-м МГУ и МОПИ. В 1931-32 возглавляла опытно-показат. школу им. П. Н. Лепешинского, в 1932-33 проф. во ВКИПе, зав. кафедрой МОПИ (1933-35) и Томского пед. ин-та (1935-37).

Разрабатывала вопросы истории и теории педагогики, в т. ч. проблемы связи школы с жизнью, обучения с общественно полезным трудом, внешк. образования, шк. самоуправления и дет. коммунистич. движения [автор статей «Дет. коммунистич. движение, его сущность и задачи» и «Коммунистич. дет. движение и школа» в Пед. энциклопедии, под ред. А. Г. Калашникова, т. 2 (1928)]. Исследовала соотношения «организованного» и «неорганизованного» процессов воспитания, влияния социальной среды на формирование личности учащихся. Совм. с Шульгиным создала оригинальную концепцию взаимодействия школы и среды. Её осн. компоненты: изучение окружающих школу сфер семьи, улицы, произ-ва и т. д.; механизмы включения коллектива школы в жизнь среды с целью её совершенствования, что, по замыслу К., должно способствовать повышению воспитат. потенциала среды. К субъектам воспитат. воздействия К. относила школу, дет. сад, семью, предприятия, культ.-просвет. учреждения и т. д. Апробировала эти идеи, руководя Станцией социалистич. воспитания Трёх-горной мануфактуры.

В кон. 20-х гг. К. вместе с Шульгиным выступила за более глубокое осмысление предмета педагогики, против огранич. понимания педагогики только как теории воспитания в дошк. учреждении и школе; обосновала необходимость разработки частных педагогик - партийной, профсоюзной, военной.

Пед. воззрениям К. и Шульгина свойственно нек-рое принижение роли школы в системе др. социальных институтов образования и воспитания. Излишне прямолинейно трактуя тезис К. Маркса об отмирании гос-ва в коммунистич. обществе, они выдвинули теорию «отмирания школы», вызвавшую большую полемику в пед. кругах. К. и Шульгин имели в виду лишь переход от традиц. «школы учёбы», по их мнению, непригодной для решения воспитат. задач в новых условиях, к «школе труда», тесно связанной с окружающей жизнью. Придавая важнейшую роль в обучении и воспитании общественно полезному труду школьников, К. переоценивала его роль при обосновании необходимости нового типа уч. заведения - «школы-производства». Проблемы политехнизации школы К. связывала с усилением обществ.-полит. воспитания, с новым подходом к содержанию и организации уч. процесса, к уч. лит-ре, к-рая, по её мнению, должна иметь чётко выраженную практич. направленность, отражать взаимодействие со средой, основываться на краеведч. материале.

Взгляды К. (в особенности недооценка общего образования) в 20-30-е гг. вызвали жёсткую критику, мн. педагоги опасались, что такие подходы могут привести к снижению образоват. уровня, противопоставлению задач обучения и воспитания. Исследования среды в 30-е гг. были прерваны с отстранением К. и Шульгина от руководства Ин-том марксистско-ленинской педагогики и последующим его расформированием (1931). В 1938 необоснованно репрессирована. В 1949-50 после освобождения из мест заключения работала учителем в Сев.-Казахстанской обл., зав. метод. кабинетом Петропавловского облоно. Реабилитирована посмертно в 1955.

Соч.: Пионеры и школа, М., 1924; От школы учебы к школе общественно полезного труда, М., 1927 (ред.); В борьбе за марксистскую педагогику, М., 1929 (совм. с В. Н. Шульгиным); Педагогика среды и методы ее изучения, М., 1930 (ред.); К вопросу о системе нар. образования в индустриальных районах. Педагогика переходной эпохи, М., 1930.

Лит.: Маслова М., М. В. Крупенина, НО, 1965, №1; Вендровская Р. Б., М. В. Крупенина, В. Н. Шульгин. О взаимодействии школы и среды, СП, 1990, № 2; Пичурин Л., «Собрание постановило исключить», НО, 1990, № 11. М - В. Богуславский.

КРУПСКАЯ НАДЕЖДА КОНСТАНТИНОВНА

Статья большая, находится на отдельной странице.

КРЮЧКОВ СЕРГЕЙ ЕФИМОВИЧ

КРЮЧКОВ СЕРГЕЙ ЕФИМОВИЧ - [10(22).1. 1897, Москва, - 25.6.1969, там же], филолог, языковед, методист. В 1915 окончил Поливановскую учительскую семинарию, в 1921 - Воен.-пед. ин-т в Москве. В 20-е гг. работал в школах и др. уч. заведениях Москвы и области, с 1932 в пед. вузах; с 1933 преподаватель МГПИ им. В. И. Ленина (с 1954 проф.).

Занимаясь в основном изучением совр. синтаксиса, К. продолжил традиции отеч. языкознания (А. А. Шахматова, В. А. Богородицкого, Н. С. Поспелова). Совместно с Л. Ю. Максимовым создал классификацию сложноподчинённых предложений (тип придаточного, «характер связи: подчинение слову, словосочетанию или целому предложению и т. д.). Разработанная типология получила метод. развитие в ряде статей в журн. «Рус. язык в школе» (1964-65), стала основой мн. учебных пособий.

Особенностью учебников К. является дифференциация уч. материала, продуманная система упражнений, тесная связь с курсом лит-ры. Новые науч.-метод. принципы преподавания реализованы в учебнике рус. языка для пед. уч-щ (ч. 1-2, в соавторстве с А. М. Земским, М. В. Светлаевым), в к-ром впервые было дано систематич. изложение морфологии, лексикологии и синтаксиса. К. - также соавтор учебников рус. языка для очного и заочного обучения взрослых, для уч-ся, не владеющих рус. языком, для глухонемых и др.

Практич. применение получили также иссл. К. в области орфографии («О спорных вопросах совр. рус. орфографии», 1952-542). К. совм. с Д. Н. Ушаковым составил шк. «Орфографич. словарь» . Использованная в нём система помет и указаний форм слов в сложных для письма случаях в дальнейшем легла в основу большого орфографич. словаря АН СССР (в работе над к-рым принимал участие и К.).

Соч.: Грамматика. Учебник для школ взрослых. M.; К вопросу о типологии сложноподчиненных предложений. УЗ МГПИ, 1960, т. 148, в. 10 (соавт.); Использование таблиц при изучении сложного предложения, РЯШ, 1964, № 4; Совр. рус. язык [Уч. пособие для пед. ин-тов], М., 1977; Рус. язык. Уч. пособие для 5-8 кл. вечерней (сменной) школы, М., 1979 (соавт.); Пособие для занятий по рус. языку в ст. классах ср. школы, М., 1990" (соавт.).

Лит.: Наши ученые - С. Е. Крючков, РЯШ, 1966, № 6; Юбилей С. Е. Крючкова, РЯНШ, 1967, № 1. Д. Л. Ермаков.

Предыдущая страница Следующая страница