Российская педагогическая энциклопедия
Статьи на букву "Л" (часть 5, "ЛОК"-"ЛЯП")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Л" (часть 5, "ЛОК"-"ЛЯП")

ЛОКТЕВ ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВИЧ

ЛОКТЕВ ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВИЧ - [28.4 (11.5). 1911, Москва, - 11.11.1968, там же.), хоровой дирижёр, педагог, композитор. Засл. деят. иск- в РСФСР (1954), проф. (1967). В 1942 окончил Моск. консерваторию. С 1941 организатор и худож. руководитель Ансамбля песни и пляски (с 1968 имени Л.) Моск. гор. дворца пионеров. Ученик дирижёра Н. М. Данилина и пианиста и композитора М. Р. Раухвергера. Влияние на Л. оказали идеи Б. Л. Яворского. Свои творческие устремления Л. реализовал в созданном им ансамбле. Собрав детей в самое тяжёлое для страны время, музыкант сумел создать коллектив, для к-рого ведущим стало выявление и формирование худож. способностей ребёнка. Участникам ансамбля предоставлялась возможность попробовать себя в разл. видах худож.-муз. деятельности: танце, пении, игре на инструментах. Такая возможность способствовала выявлению наиб. характерных способностей каждого участника ансамбля, разностороннему развитию личности. Вместе с тем в деятельности ансамбля формировался творческий коллективизм и взаимовыручка на последовательно проводимых Л. принципах сотрудничества и сотворчества наставников и воспитанников. Эстетич. концепция ансамбля опиралась на светлое, оптимистич. восприятие мира детьми, воспитание любви к родине, дружбы между народами.

Ансамбль Л. стал известным исполнительским коллективом, подлинной школой эстетич. воспитания детей; выступал во мн. городах СССР и за рубежом. По его образцу был создан ряд дет. муз. коллективов, во многом воспринявших и репертуар ансамбля.

С 1948 Л. преподавал в муз. пед. ин-те им. Гнесиных. Автор музыки св. 50 песен, в т. ч. «Родная страна», «Песня о Родине» (обе на слова О. Высотской), «День счастливый» (слова А. Босева), а также многочисл. обработок песен для дет. хора.

Лит.: Крючков В., Локтев и локтев-цы, М., 1975. С. Н. Морозова.

ЛОМОВ БОРИС ФЁДОРОВИЧ

ЛОМОВ БОРИС ФЁДОРОВИЧ (28.1.1927, Нижний Новгород, - 11.7.1989, Амстердам, похоронен в Москве), психолог, ч.-к. АПН СССР (1965) и АН СССР (1976), д-р пед. наук (1963), проф. (1964). После окончания отделения психологии ЛГУ (1951) работал там же; ученик Б. Г. Ананьева. В 1959 Л. основал в ЛГУ первую в СССР лаб. инженерной психологии; в 1966 стал первым деканом ф-та психологии ЛГУ. В 1967-71 зав. отделом науки Мин-ва просвещения СССР. Организатор и директор ИП АН СССР (1971), одновременно (с 1977) зав. кафедрой социологии и психологии управления Академии нар. х-ва СССР. Основатель и гл. редактор «Психол. журнала» (1980-87), през. Об-ва психологов СССР (1968-83). С 1972 чл. Исполкома Междунар. союза психол. наук. В 1986 по инициативе Л. создан Науч. совет по комплексному изучению человека при президиуме АН СССР. Удостоен почётных наград и званий ряда заруб. академий и ун-тов.

Ранние эксперим. исследования Л. посвящены проблемам воображения, формирования пространств. представлений и др. С сер. 50-х гг. в центре науч. интересов Л. проблемы отношений «человек - техника». Эксперим. и теоретич. работы Л. в этой области заложили основы инженерной психологии в нашей стране. В сфере методологии науки исследовал категориальный аппарат психологии, сформулировал принципы системного подхода к анализу психич. явлений. Разработал новый подход к проблеме общения, рассматривая взаимозависимость общения и познания, общения и деятельности. С участием Л. выполнены исследования коммуникативных аспектов познават. процессов. В практике преподавания черчения и рисования заметную роль сыграла работа Л. «Науч. основы формирования графич. знаний, умений и навыков школьников» (1979, соавт.). Автор св. 300 науч. работ по разл. проблемам психологии (авиационная и космич. психология и др).

Соч.: Осязание в процессах познания и труда, М., 1959 (соавт.); Формирование производств. навыков у школьников. Л., 1959; Человек и техника, M.; Человек в системах управления, М., 1967; Правовые и социально-психол. аспекты управления, М., 1972; Психол. наука и обществ. практика, M.; Инженерная психология. Теория, методология, практич. применение, М.,1977; Психология и управление, M. t 1978 (соавт.); Антиципация в структуре деятельности, М., 1980 (соавт.); Методологич. и теоретич. проблемы психологии, М., 1984; Вербальное кодирование в познават. процессах, М., 1986 (соавт.); Вопросы общей, пед. и инженерной психологии, М., 1991.

ЛОМОНОСОВ МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛОРДКИПАНИДЗЕ ДАВИД

ЛОРДКИПАНИДЗЕ ДАВИД - [р. 5(18). 3.1905, с. Салхино, ныне в Взыском р-не Грузии], груз, педагог, д. ч. АПН СССР (1974-91; ч.-к. АПН РСФСР с 1957), д-р пед. наук (1947), проф. (1963). Окончил филос. ф-т Тбилисского ун-та (1927). С 1924 учитель нач. школы в Тохлиаур-ском р-не Грузии. В 1937-47 доцент Тбилисского ун-та. В 1947-61 директор НИИ пед. наук Грузии. С 1963 зав. кафедрой педагогики Тбилисского ун-та. Труд Л. «Дидактика Я. А. Коменского» (1941) положил начало циклу крупных исследований в Грузии по истории педагогики. Автор монограф ич. работ о Коменском, К. Д. Ушинском (на рус. яз. - 1948), исследований о Я. Гогебашвили. Подготовил к изданию на груз. яз. соч. Коменского (2 тт.), принимал участие в издании собр. соч. Гогебашвили в 10 тт. (1952-65, на груз. яз.). Автор вузовского курса «Дидактика» (, на рус. и груз, языках).

Соч.: Дидактика Яна Амоса Коменского, M.; Принципы организации и методы обучения, M.; Классик груз, педагогики Якоб Гогебашвили, Тб19 652; Ян Амос Коменский, M.; Педагогика на службе школы, Тб., 1978. Л. И. Паршина

ЛОСЕВ АЛЕКСЕЙ ФЁДОРОВИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛОТМАН ЮРИЙ МИХАЙЛОВИЧ

ЛОТМАН ЮРИЙ МИХАЙЛОВИЧ (р. 28.2. 1922, Петроград), филолог и культуролог, дер филол. наук (1962), д. ч. АН Эстонии (1990), чл. мн. заруб. академий. Окончил ЛГУ (1950). С 1963 проф. Тартуского ун-та. Автор трудов в области структурной поэтики, семиотики и истории рус. лит-ры, связанных между собой единым подходом к культуре как динамичной знаковой системе, открывающей в процессе взаимодействия её разл. сфер (науки, искусства и др.), ист.-культурных моделей, худож. языков новые содержат, стороны. Культура, по Л., в своём развитии отражает сложность бытия, непредсказуемость и многовариантность ист. процесса. Опираясь на идеи полифонии худож. мышления и диалога культур (М. М. Бахтин), Л. показывает много-мерность культурного пространства и утверждает право искусства «вырваться из сферы однозначных смыслов »для свободного творчества, требующего этической ответственности человека. Представление о единстве науч. и этич. подходов в сфере культурной деятельности, стремящейся к открытому поиску истины - существенная часть культурологич. концепции Л., придающая ей особое просветит. значение («Лекции по структуральной поэтике», 1964; «Статьи по типологии культуры», в. 1-2, 1970-73; «Анализ поэтического текста», 1972; «Роман в стихах Пушкина "Евгений Онегин". Спецкурс. Вводные лекции в изучение текста», 1975). Создал ряд пособий для ср. школы, ориентированных на формирование у уч-ся культуры мысли и эмоций, эстетич. интуиции, способности к восприятию искусства в его идейно-худож. целостности. Написанные Л. в соавторстве с В. Невердиновой «Учебник-хрестоматия по лит. чтению для 9 кл.» (1982) и «Книга для учителя. Методич. материалы к учебнику-хрестоматии для 9 кл.» (1984) обобщают опыт построения курса рус. языка и лит-ры в эстонской ср. школе. В структуре учебника заложена определённая композиц. идея, позволяющая ученику по мере постижения худож. произведений осмыслить нравств. единство рус. лит-ры. Разбор тематики и проблематики произведений направлен на раскрытие внутр. закономерностей и связей лит. процесса. Одновременно от автора к автору усложняется и углубляется изучение явлений стилистики и поэтики. Смена лирич., героич., сатирич. мотивов создаёт определённый эмоциональный ритм восприятия худож. словесности. В учебнике разработана система анализа произведений (различная для прозаич. и поэтич. жанров), включающая использование дополнит, текстов: очерков «быта и нравов» эпохи, обзора общей проблематики творчества писателя, истории прочтения книги, отрывков из воспоминаний современников, подробных стилистич. комментариев; комплекса упражнений: дотекстовых (обработка новой лексики, фразеологизмов и т. д.) и послетекстовых, направленных на выработку навыков выразит, чтения, активной речи, иск-ва интерпретации произведения, формирования собств. мнения. Уч-ся ср. школы адресованы также учебники по рус. лит-ре на эст. языке для 9 и 11 кл. (последний сост. совместно с 3. Г. Минц и С. Г. Исаковым).

Развитие творческих способностей, исследовательской самостоятельности детей, углубление нравств. и эстетич. воздействия лит-ры Л. связывает со сближением шк. практики и совр. науки, с овладением учителем науч. методикой анализа текстов (как в историческом, так и в теоретическом аспектах). Подобный подход отражают работы об А. С. Пушкине (пр. им. А. С. Пушкина РАН, 1992): «Комментарий к роману "Евгений Онегин"» и «А. С. Пушкин. Биография писателя» (1981). В - «Комментарии», помимо общих статей, раскрывающих внутр. хронологию романа, историю его создания, особенности дворянского быта эпохи, сочетаются два вида толкований: собственно текстуальные (раскрывающие смысл архаич. слов, утраченных реалий, лит. реминисценций и т. п.) и концептуальные (анализирующие идейно-худож. функции слов и тропов, логику становления характеров персонажей, особенности структуры произведения, своеобразие авторской позиции).

С 80-х гг. выступает с телевизионным циклом «Беседы о рус. культуре», охватывающим разл. стороны и проблемы истории и лит-ры 18-19 вв. Является одним из ведущих авторов серий - «Труды по знаковым системам» и - «Труды по рус. и слав. филологии» (изд. Тартуского ун-та).

Соч.: Структура художественного текста, М., 1970; В школе поэтич. слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь. Книга для учителя, Ми988; Сотворение Карамзина, М., 1987; Культура и взрыв, М., 1992.

- м Д. Л. Ермаков.

ЛОУРАИС ДЖОЗЕФ АЛБЕРТ

ЛОУРАИС ДЖОЗЕФ АЛБЕРТ (7.11.1902, Брюссель, - 29.6.1981, Гилфорд, Великобритания), англ. педагог. В 1927 окончил Лондонский ун-т. Был учителем физики и химии в ср. школе; с 1932 в Ин-те педагогики Лондонского ун-та: лектор методики преподавания естеств. наук, ст. преподаватель педагогики (с 1941), первый проф. сравнит, педагогики (1946-70); пред. К-та пед. исследований в Англии. В 1970-76 директор Атлантич. ин-та педагогики в Галифаксе (Канада). С 1945 постоянно сотрудничал в ЮНЕСКО (в т. ч. в комиссии по пересмотру учебников истории). В 1948-70 гл. ред. «Междунар. ежегодника по вопросам педагогики», с 1957 чл. редколлегии выходящего в Лондоне журн. «Сравнит, педагогика». Л. - проф.-визитёр во мн. ун-тах мира. Один из организаторов системы «странствующих» семинаров: многократно выезжал со студентами и аспирантами в те страны, чьи системы образования изучались (в т. ч. в СССР). Л. - основатель и през. Европ. об-ва сравнит, педагогики (1961-70), консультант Лондонской ассоциации педагогов-компаративистов, вице-пред. Междунар. бюро нового воспитания.

Л. одним из первых в сравнительной педагогике перешёл от описательности к анализу и обобщениям пед. явлений в разл. странах. Использовал данные смежных наук: антропологии, истории, философии, экономики и социологии. Одной из задач сравнит, педагогики считал прогнозирование развития систем нар. образования в отд. гос-вах. Средством точного сравнения пед. явлений на разных уровнях общего и проф. образования Л. считал междунар. стандартную классификацию понятий и терминов в области образования, одним из создателей к-рой он был (в рамках ЮНЕСКО). Соч.: Education and biology, L., 1934 (соавт.); Film and radio as educational media, L., 1939; Method and comparative education, «The New Era», 1943, v. 24; The philosophical approach to comparative education, «The International Review of Education», 1959, v. 5, № 3; Handbook of British educational terms, L. - [a. o.], 1963 (соавт.); What is comparative education, в кн.: Education at home and abroad, L. - Boston, 1973; Institutional leadership for educational reform, P., 1978 (соавт.).

Лит.: Holmes В., Joseph Lauwerys, «Compare», 1982, v. 12, № 1. В. П. Лапчинская.

ЛУБЕНЕЦ ТИМОФЕЙ ГРИГОРЬЕВИЧ

ЛУБЕНЕЦ ТИМОФЕЙ ГРИГОРЬЕВИЧ (псевд. - Норе ц, Т. Хуторный) [21.2(5.3).1855, Кролевец, ныне в Сумской обл., - 14.4.1936, Киев], укр. педагог и деятель нар. образования. Окончил земскую учительскую семинарию в Чернигове (1873). Работал нар. учителем. С 1884 преподавал в 1-й киевской гимназии. В 1889-1913 инспектор, затем директор нар. уч-щ Киевского уч. округа. После установления сов. власти принимал участие в работе по ликвидации неграмотности, организации трудовых школ.

Последователь К. Д. Ушинского. Пропагандировал его метод. идеи. В теоретич. труде «Пед. беседы» (1903) и др. соч. рассмотрел проблемы обновления содержания нач. обучения в связи с обществ. потребностями, выявил особенности интенсификации уч. процесса с возрастанием объёма науч. знаний учащихся. Автор учебников для укр. нач. школы: «Зёрнышко» (1885-1906; 4 кн., кн. 3-4-я - в соавторстве), «Сб. арифме-тич. задач, заключающих в себе данные преим. из сел. быта», «Рус. букварь» (1917), «Граматка» (1906, 1917, 1922) и др. Метод. пособия Л. к этим и др. уч. книгам неоднократно переиздавались. Охарактеризовал особенности обучения рус. языку украинцев по анали-тико-синтетич. методу. Предложил включать орфографич. задачи в систему работы по развитию письм. речи учащихся и разработал оригинальную методику творческих работ в нач. классах. Выступал по вопросам семейного воспитания: «Как отцы должны заниматься с детьми» (1931; на укр. яз.).

Соч.: О наглядном преподавании. К., 1911; [Т. Г. Лубенец], в кн.: Антология пед. мысли Украинской ССР, М., 1988.

Лит.: Дзеверин О. Г., Т. Г. Лубенец - видный последователь К. Д. Ушинского на Украине, «Радянська школа», 1958г № 12; Г p и ц с в к о Г. П., Букварь Т. Нор-ца, «Укр. мова в школе», 1959, № 37; Вол о-ш и и а В. Я., К. Д. Ушинский и Т. Г. Лубенец, в кн.: Пед. идеи К. Д. Ушинского,. К., 1974 (все на укр. яз.). В. Я. Волошина.

ЛУБОВСКИЙ ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ

ЛУБОВСКИЙ ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ (р. 15.12.1923, Витебск), психолог и дефектолог, акад. РАО (1993; д. ч. АПН СССР с 1989), д-р психол. наук (1976), проф. Окончил МГУ в 1951. С 1953 работает в НИИ дефектологии, в 1987-92 директор. С 1970 гл. ред. журн. «Дефектология». Занимался изучением высш. нервной деятельности аномальных детей, разработкой объективных методов исследования слуха, световой чувствительности при нарушениях зрения. Исследует особенности мышления и речи детей с задержкой психич. развития Разрабатывает проблемы психодиагностики нарушений умственного развития, общие вопросы теории дефектологии.

Сеоч.: Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и патологии), М. т 1978; Обучение детей с задержкой психич. развития, М., 1981 (ред. и соавт.); Осн. принципы организации спец. обучения в СССР, «Перспективы». 1983, № 4; Терминология дефектологии, Париж (ЮНЕСКО). (соавт.); Дети с задержкой психич. развития, М., 1984 (соавт.).

ЛУНАЧАРСКИЙ АНАТОЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛУРИЯ АЛЕКСАНДР РОМАНОВИЧ

ЛУРИЯ АЛЕКСАНДР РОМАНОВИЧ - [з (16)Л. 1902, Казань, - 14.8.1977, Москва], психолог, д. ч. АПН РСФСР (1947) и АПН СССР (1967), д-р пед. (1937) и мед. (1943) наук, проф. (1944). Окончил Казанский ун-т (1921) и 1-й Моск. мед. ин-т (1937). В 1921-34 на науч. и пед. работе в Казани, Москве, Харькове. С 1934 работал в Н.-и. учреждениях Москвы. В годы Вел. Отеч. войны науч. руководитель восстановит, госпиталя (г. Кисегач). С 1945 проф. МГУ, с 1966 зав. кафедрой нейро- и патопсихологии ф-та психологии МГУ.

Ранние иссл. аффективных состояний принесли Л. широкую известность; предложенная им «методика сопряжённых моторных реакций» положила начало многочисл. эксперим. работам в нашей стране и за рубежом. Следуя идеям Л. С. Выготского, разрабатывал культурно-ист. концепцию развития психики, участвовал в создании теории деятельности. На этой основе Л. развивал идею системного строения высш. психич. функций, их изменчивости, пластичности, подчёркивая прижизненный характер их формирования, их реализации в разл. видах деятельности. На модели разл. познават. процессов (прежде всего памяти и мышления) Л. изучал переход от внеш. способов опосредования психич. процессов к внутренним; эта линия иссл. представляет собой одно из гл. направлений дет. психологии. Л. показана важнейшая роль в организации познават. процессов речи и овладения понятиями в онтогенезе как у детей, так и у взрослых- в условиях изменения их культурного уровня. Л. исследовал взаимоотношения наследственности и воспитания в психич. развитии человека. Использовав традиционно применявшийся с этой целью близнецовый метод. Л. внёс в него существенные изменения, проводя эксперим.-генетич. изучение развития детей в условиях целенаправленного формирования психич. функций у одного из близнецов. Показал, что соматич. признаки индивида в Значит. степени обусловлены генетически, элементарные психич. функции (напр., зрит. память) - в меньшей степени, а для формирования высш. психич. процессов (понятийное мышление, осмысленное восприятие и др.) решающее значение имеют условия воспитания.

В области дефектологии Л. развивал объективные методы иссл. аномальных детей. Результаты комплексного клинико-физиол. изучения детей с разл. формами умственной отсталости послужили основанием для их классификации, имеющей важное значение для пед. и мед. практики.

Л. создано новое психол. направление - нейропсихология, ныне выделившееся в спец. отрасль психол. науки и получившее междунар. признание. Его начало было положено исследованиями мозговых механизмов у больных с локальными поражениями мозга, в частности в результате ранения («Травматич. афазия», 1947; «Восстановление функций мозга после воен. травмы», 1948; «Высш. корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга»). Л. разработана теория локализации психич. функций, сформулированы осн. принципы динамич. локализации психич. процессов, создана классификация афазич. расстройств и описаны ранее неизвестные формы нарушений речи. Л. изучал роль лобных долей головного мозга в регуляции психич. процессов, мозговые механизмы памяти.

В последние годы разрабатывал проблемы функциональной асимметрии больших полушарий мозга и теоретич. вопросы психологии. Л. - автор ряда науч.-популярных книг и уч. пособий по психологии. Соч.: Речь и интеллект в развитии ребенка, М., 1927; Речь и интеллект деревенского, городского и беспризорного ребенка, М. -Л1930(ред.); Этюды по истории поведения, М. - Л., 1930 (совм. с Л. С. Выготским); Очерки психофизиологии письма, М., 1950; Речь и развитие психич. процессов у ребенка, М., 1956 (совм. с Ф. Я. Юдович); Мозг человека и психич. процессы, т. 1 - 2, М., 1963-70; Маленькая книжка о большой памяти, М., 1968; Курс общей психологии. Лекции, М., 1970- 1971; Потерянный и возвращенный мир, [М.], 1971; Основы нейропсихологии, М., 1973; Об ист. развитии познават. процессов, М., 1974; Нейропсихология памяти, т. 1 - 2, Ми974-76; Осн. проблемы нейролинг-вистики, М., 1975; О месте психологии в ряду социальных и биол. наук, ВФ, 1977, № 9; Язык и сознание, М., 1979; Этапы пройденного пути, М., 1982; The nature of human conflicts. N. Y., 1932.

Лит.: А. Р. Лурия и совр. психология, Ми982; Christensen A.-L., Lurias neu-ropsychological investigation, N. Y., 1975.

ЛУ СИНЬ

ЛУ СИНЬ (25.9.1881, Шаосин, - 19.10. 1936, Шанхай), кит. писатель, публицист. и педагог. В юности познакомился с идеями реформаторов, объединившихся вокруг Кан Ювэя. Учился в Японии (1902- 1909) в Сэндайском мед. ин-те. Возвратившись в Китай, в 1909-11 преподавал в школах в Ханчжоу и Шаосине. После революции 1911 работал (1912-26) в Мин-ве просвещения. Вначале Л. С. выступал с чисто просветительскими идеями, считая возможным преобразовать общество путём воспитания и распространения образования в народе. Он, в частности, находился под большим влиянием течения «худож. воспитание», крупнейшим представителем к-рого в Китае был Цай Юанепэй. В 1913 Л. С. составил «Проект развития иск-ва», предложив начать широкую популяризацию кит. и мирового иск-ва, организовать сеть музеев, картинных галерей, концертных залов и театров. Им был переведён с япон. яз. ряд статей по педагогике и психологии. Л. С. был сотрудником возникшего в 1915 журнала демокр. кит. интеллигенции «Синь циннянь» («Новая молодёжь»), где опубликованы мн. его рассказы. Он принял активное участие в «движении 4 мая» 1919 в Китае и стал одним из признанных вождей в борьбе за новую культуру. Важным результатом «движения 4 мая» была замена лит. языка вэньянь разговорным байхуа. Первым крупным лит. произв. на байхуа были его «Записи сумасшедшего» («Куанжэнь жицзи», 1918), где он подверг критике политику кит. властей в сфере образования.

В 20-х гг. Л. С. был проф. Пекинского, Сямыньского ун-тов и деканом лит. ф-та Гуанчжоуского ун-та им. Сунь Ят-сена. Большое значение имели переводы Л. С. произв. классиков мировой (в т. ч. рус. и сов.) лит-ры, лит. соч. самого Л. С, («Подлинная история А-Кея», «Кун И-цзи», рус. пер. 1929, и мн. др.), героями к-рых были выведены искалеченные жизнью люди с их тяжёлой судьбой.

Любовь к детям, по мнению Л. С., залог успеха в воспитании подрастающего поколения. Гл. целью воспитания он считал формирование всесторонне развитого-человека-гражданина, к-рый обладает науч. мировоззрением и самостоят. мышлением, любознательностью и стремлением к преобразованию мира.

Соч. в рус. пер.: Собр. соч., т. 1 - 4, М." 1954-56.

Лит.: Сорокин В. Ф., Формирование мировоззрения Лу Синя, М., 1958; Клепиков В. 3., Лу Синь как педагог, НО, 1961, № 9. Л. С. Васильев.

ЛЫСЕНКОВА СОФЬЯ НИКОЛАЕВНА

ЛЫСЕНКОВА СОФЬЯ НИКОЛАЕВНА (p. 24.2.1924, Москва), педагог-новатор, нар. учитель СССР (1990). С 1946, по окончании пед. класса ср. школы в Москве, работала учителем нач. классов в школах (с 1974 в ср. школе № 587).

Л. подтвердила многолетними положит. результатами методику перспективного обучения учащихся нач. классов с использованием опорных схем при комментированном управлении уч. процессом. Использовала алгоритмизацию уч. материала в виде опорных сигналов (схем, дидак-тич. знаков, карточек, таблиц и т. п.), способствующих организации процессов учения и управления мыслит, деятельностью учащихся и помогающих детям перейти от наглядно-чувств. восприятия к абстрактно-логическому. Это также создаёт возможности для индивидуализации обучения, развития познават. активности детей.

Предложенный Л. пед. приём «комментированного управления» заключается в том, что деятельностью класса на уроке руководит не только учитель, но и ученики, к-рые при выполнении заданий мыслят вслух и тем самым ведут за собой остальных, задавая уроку общий темп. Система спец. тренировок обеспечивает прочное усвоение понятий, вырабатывает автоматизм умений и навыков, Л. создаёт пед. ситуации, дающие ученику возможность высказать своё мнение, принять участие в коллективном поиске ответа. Гл. место отводится творческой самостоятельности учащихся, логике, доказательности рассуждений, а также языку, терминологии предмета. Постепенно к 4-му кл. «комментированное управление» переходит в «доказательное комментирование».

Важнейший элемент методики Л. - перспективное опережающее обучение, к-рое состоит в предварит. пробном изучении наиб. трудного материала задолго до его прохождения по программе (знакомство с понятиями будущей темы, затем их уточнение и обобщение материала, на 3-м этапе открываются новые перспективы, развиваются мыслит, приёмы). Метод обеспечивает высокое качество усвоения знаний и позволяет значительно сокращать период обучения. Л. работает на принципах педагогики сотрудничества. Соч.: Когда легко учиться, M.; то же, в сб.: Пед. поиск, М., 1987.

А. И. Адамский.

ЛЬВОВ КОНСТАНТИН ИВАНОВИЧ

ЛЬВОВ КОНСТАНТИН ИВАНОВИЧ - [5(17).4. 1895, д. Неелово, ныне Благинино Тверской обл. - 22.10.1950, Москва], педагог, ч.-к. АПН РСФСР (1950), д-р пед. наук (1947), проф. (1934). По окончании ист.-филол. ф-та Петрогр. ун-та (1918) работал инструктором по шк. и внешк. образованию (Ржев). В 1919-22 в Москве, учитель и инструктор по образованию. Вёл науч.-пед. работу во 2-м МГУ и Ин-те методов внешк. работы (1924-30), Высш. пед. ин-те в Фергане (1930-32), МГПИ (1932-38), ВКИПе (1937-38), МГПИ им. К. Либкнехта (1938-42), Моск. библиотечном ин-те (1943-46), НИИ пед. образования (зам. директора 1946-49), НИИ теории и истории педагогики (1949-50).

В сер. 20-х гг. разработал пед. основы и принципы организации клубной и внекл. воспитат. деятельности. Предложил типологию дет. клубов (летние и зимние площадки, клубы-примитивы, шк. клубы и др.), пути и способы их создания, исследовал вопросы клубного самоуправления, связи с политехн. образованием. Опыт внешк. работы обобщён Л. в иллю-стриров. метод. пособиях (с чертежами, нотами, сценариями, играми и т. п.).

В 20-е гг. участвовал в составлении пособия по правописанию и развитию речи для 1-3-х кл., стимулировавших познават. активность учащихся и способствовавших преодолению определённой недооценки педагогами навыков грамотности у детей. С кон. 20-х гг. исследовал проблемы жен. образования в нац. школе. Осуществил в 1928-37 13 пед. экспедиций по изучению состояния нар. образования в Ср. Азию и на Кавказ. Предложил методологию пед. экспедиции как типа исследования и составил инструктивные док-ты для её осуществления (анкеты, схемы, программы). На основе обобщения собранного в экспедициях материала по воспитат. работе 120 нац. школ проанализировал причины и наметил пути преодоления отсева девочек: раздельное обучение, организация школ-интернатов; внекл. работа с учётом местных условий (кружки домоводства, кройки и шитья); связь с населением и использование обществ. мнения; привлечение пед. вузов. Создал перспективную комплексную программу охвата девочек всеобщим обучением. На основе выводов Л. было реализовано раздельное обучение в сов. школе во 2-й пол. 40-х гг. В кон. 40-х гг. разрабатывал способы совершенствования подготовки студентов пед. вузов на основе углублённой практики по профессии.

Соч.: Справочник нар. учителя, М., 1925 (совм. с В. И. Чарнолуским); Организация клубной работы с детьми, M. (совм. с М. В. Полетаевой); Будем. говорить и писать грамотно, ч. 1 - 4, M.; Основы дидактики, М., 1939; Основы педагогики, М., 1946; О дальнейшем улучшении проф. подготовки студентов в высших пед. учебных заведениях, СП, 1949, № 10.

ЛЬВОВ МИХАИЛ РОСТИСЛАВОВИЧ

ЛЬВОВ МИХАИЛ РОСТИСЛАВОВИЧ (р. 9.2. 1927, с. Паваренис, ныне в Алитусском р-не Литвы), педагог, методист. по рус. языку, ч.-к. РАО (1993; ч.-к. АПН СССР с 1978), д-р пед. наук и проф. (1976). В 1953 окончил Барнаульский пед. ин-т. С 1947 преподавал в школе г. Славгорода Алтайского края. С 1961 на науч.-пед. работе: в МГПИ им. В. И. Ленина (1961-64 и с 1975), Магнитогорском пед. ин-те (1964-75).

Л. - автор работы по проблемам обучения и развития речи в нач. школе («Методика развития речи мл. школьников»), в к-рой успешное языковое становление речи ребёнка Л. ставит в зависимость от активизации его речевой деятельности, создания ситуаций, стимулирующих общение, формирования особой культуры речевой среды (речь родителей, учителей, привлечение «языка» худож. лит-ры, театра, кино). В развитии речи мл. школьников Л. методически обосновал 3 направления: работа над словом, предусматривающая расширение источников изучения речи, углубление способов семантизации лексики, освоение синонимов и антонимов в языке; работа над словосочетанием и предложением с опорой на систему упражнений конструктивного и творческого характера; работа над связной речью с разработанной типологией и методикой сочинений.

Опираясь на эксперим. исследования (под руководством Л. в 1967-72), сформулировал ведущие тенденции речевого развития учащихся: рост объёма и структурное усложнение единиц речи (до 3-го кл.); увеличение разнообразия речевых средств (4-7-е кл.); стабилизация средств речи (8-10-е кл.). Эти исследования обобщены в труде «Тенденции развития речи учащихся» (в. 1-2, 1978-79).

Л. - соавтор общих метод. пособий: «Методика обучения рус. языку в нач. классах» (1979), составитель хрестоматии «Развитие речи учащихся в нач. школе» (1965), отразившей изучение данного вопроса в отеч. филологич. науке от Ф. И. Буслаева и А. Я. Острогорского до М. А. Рыбниковой и др.

Соч.: Работа над сочинением в нач. классах, М., 1971; Словарь антонимов рус. языка, M.; Общие вопросы методики рус. языка, М., 1983. Д. А. Ермаков.

ЛЬВОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛЮБЛИНСКАЯ АННА АЛЕКСАНДРОВНА

ЛЮБЛИНСКАЯ АННА АЛЕКСАНДРОВНА - [5(18).6.1903, Гродно, - 26.6.1983, Ленинград], психолог, д-р пед. наук, проф. С 1924, после окончания Ленингр. пед. ин-та дошк. образования, работала в ЛГПИ, в 1964-75 зав. кафедрой педагогики и методики нач. школы. Осн. проблемы исследования - действие и его отношение к речи на разных этапах развития ребенка, развитие мышления, соотношение знаний и действий, роль речи в чувственном познании, в практике, в умственной деятельности. Разрабатывала вопросы развивающего обучения, роли межпредметных и внутрипредметных связей. Исследовала проблемы нравств. воспитания на основе разработки концепции отношений.

Соч: Семейные отношения и их влияние на детей, [М, 1940, Причинное мышление ребенка в действии, ИАПН РСФСР, 1948, в 17 Особенности освоения пространства детьми дошк. возраста, там же 1956, в 86, Очерки психич. развития ребенка, M, 1959, Опыт работы по эксперим.программам и нек рые вопросы теории обучения СП, 1968 М 11, Ранние формы мышления ребенка в кн Исследования мышления в сов психологии, M, 1966, Детская психология, M, 1971.

ЛЮБОВЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛЮТЕР МАРТИН

ЛЮТЕР МАРТИН (10.11.1483, Эйслебен, - 18.2.1546, там же; похоронен в Виттенберге), глава бюргерской Реформации в Германии, основатель нем. протестантизма (лютеранства). Окончил Эр-фуртский ун-т (1505). С 1508 читал лекции в Виттенбергском ун-те (с 1512 дер богословия).

Л. провозгласил единств, источником религ. истины подлинное Священное писание и отверг один из гл. догматов традиц. католицизма - обязат. посреднич. роль духовенства в «спасении» человека от греха, страданий, смерти. Самостоят. чтение Библии - и, таким образом, владение грамотой - стало в учении Л. нравств. долгом каждого верующего. Своим переводом Библии на родной язык (окончен в 1534) Л. способствовал выработке норм нем. грамматики, правописания и распространению грамотности.

В посланиях «К христианскому дворянству немецкой нации» (1520, рус. пер. 1912), «К бургомистрам городов всей Германии» (1524), в проповедях настаивал на организации нач. обучения, доступного всем детям. Осн. его задачей считал религ. воспитание. Выступал за распространение школ, к-рое считал обязанностью светских властей. В круг уч. предметов включал родной яз., историю, математику, пение. Требовал обучать в школах и девочек - будущих воспитательниц своих детей. Л. - автор большого и малого катехизисов (1529), осн. книг для чтения в нар. школах протестантских герм. гос-в, а также сборников псалмов (оригинальных и переведённых с латинского), пользовавшихся Значит. популярностью.

Л. предполагал также создание школ повышенного типа (т. н. латинских) и перестройку в духе своего учения работы ун-тов. Л. критически относился к изучению схоластич. философии. Основой образованности считал знание древних языков. Распространению идей Л. в значит. мере способствовала деятельность активных сподвижников, в т. ч. Ф. Мелапхто-на, И. Бугенхагена, И. Штурма, В. Тро-пгцендорфа. Выступление Л. против идес-логич. диктата римско-католич. церкви отразило интересы широких слоев населения герм. гос- в и сделало учение Л. духовным оружием в их борьбе за социальные права.

Соч.: Padagogische Schriften. Mit einer Einleitung uber Luthers Leben und Werke mit erlauternden Anmerkungen, W. - Lpz., 1884; в рус. пер.: Взгляд Лютера на светскую власть, в кн.: Источники по истории Реформации, в. 1, М., 1906.

Лит.: Соловьев Э. ЮНепобежденный еретик, М., 1984; Padagogik und Reformation. Von Luther bis Paracelsus. Eingeleitet, ausgewahlt und erlautert von F. Hofmann, B., 1983. Э. Ю. Соловьев.

ЛЯП ЦИЧАО

ЛЯП ЦИЧАО (23.2.1873, у. Синьхой, пров. Гуандун, - 19.1.1929, Пекин), кит. полит. деятель, историк, педагог, журналист. Один из руководителей реформаторского движения в Китае в кон. 19 в. Отмечая большую роль просвещения, считал его ключом к решению социальных проблем. Призывал использовать опыт западных стран в области образования. Пед. взгляды Л. Ц. сформулированы в его кн. «Цзяоюй чжэн-цэ сын» («Рассуждения о политике в области образования», 1902). В ней он дал общий проект организации в стране целостной системы образования, каждая из ступеней к-рой решала бы свои воспитат. задачи в соответствии с возрастными особенностями учащихся. Впервые в кит. педагогике эти особенности были им охарактеризованы с учётом данных европ. и амер. науки. Система включала дошк. учреждения (для детей 4-5 лет), нач. школу (от 6 до 13 лет), ср. школу (от 14 лет до 21 года), разл. проф. (в т. ч. педагогические) уч. заведения, вузы. Л. Ц. предусматривал и создание Н.-и. учреждений, среди к-рых были бы и педагогические. Сторонник всеобщего обучения, Л. Ц. предлагал в каждой деревне с населением не менее 1 тыс. чел. создавать нач. школу. Расходы по содержанию этих школ должны были нести сами учащиеся и их родители. Проект Л. Ц. не получил поддержки офиц. властей и учительской общественности. После 1919 посвятил себя науч.-пед. деятельности в Пекине и Шанхае. Автор работ по истории кит. культуры.

Лит. на кит. яз.: Ло Бинчжи, Кит. педагоги нового времени, Ухань, 1958; Материалы по истории совр. образования в Китае, Пекин, 1962. В. 3. Клепиков.

Предыдущая страница Следующая страница