Статьи на букву "М" (часть 4, "МЕТ"-"МЛА")
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
МЕХТИ-ЗАДЕ МЕХТИ МАМЕД ОГЛЫ - [5(18).1.1903, Дашкесан, - 1.5.1984, Баку], азерб. педагог, организатор нар. образования, д. ч. АПН СССР (1967), д-р пед. наук, проф. С 1920 на пед. работе. В 1926 окончил Азерб. пед. ин-т, преподавал в нём, был зав. кафедрой, ректором. В 1952-54 и 1960-80 мин. просвещения Азерб. ССР. Осн. работы по общей педагогике, истории школы в Азербайджане, методике обучения рус. языку в нерус. школе. Соч.: на азерб. яз. - Педагогика. Учебник для пед. высш. уч. заведений, ч. 1 - 2, Баку, 1958-59 (соавт.); в рус. пер. - Очерки истории сов. школы в Азербайджане, М., 1962; Расцвет нар. образования в Азербайджане, Баку, 1980. 3. И. Королев. |
МЕЧ СЕРГЕЙ ПАВЛОВИЧ - [25.1(6.2).1848, Смоленск, - 21.9.1936, Марьино, близ Гжатска, ныне Гагарин], географ-методист, педагог, писатель. Окончил естеств. отделение физ.-мат. ф-та Моск. ун-та (1870). Св. 30 лет преподавал в гимназиях и др. уч. заведениях Москвы. Выступал с публичными лекциями по географии; публиковал очерки и этюды, написанные в результате путешествий по России и др. странам. Уроки и лекции М., методически тщательно подготовленные, отличались живостью изложения даже сложного науч. материала, доступностью и принесли автору широкую известность среди педагогов. В 1902 оставил преподават. деятельность и жил в своей усадьбе, занимаясь лит. трудом, связанным гл. обр. с изданием своих уч. книг. Географию рассматривал как «живую науку о живой Земле», обладавшую Значит. образоват. и воспитат. потенциалом. Эту особенность стремился передать соответствующей системой преподавания её как шк. предмета. Главным считал развитие у учащихся на примерах «типичных местностей Земли» ясных представлений о геол.-геогр. явлениях и процессах, навыков осмысления геогр. данных упражнением не механической, а образной памяти, воображения и индукции. С этих позиций придавал большое значение как рассказу учителя, так и использованию карт, настенных картин, диапозитивов, а также экскурсиям. Ориентировал свою методику на формирование мышления учащихся, устойчивого интереса к учению, к самостоят. исследоват. и творч. деятельности. Эти принципы М. реализовал в ряде книг и учебников, к-рые не получили одобрения МНП, но были популярны у учащихся и педагогов. В 1887 опубл. кн. «Россия. Учебник отечественной географии» (к 1917 св. 30 переизд.). Традиц. материал М. освещал лаконично, доходчиво и систематично, в единстве всех компонентов геогр. описания каждой территории (геол. истории, климата, почв, рек и озёр, растительности и животного мира), подводя читателя к целостному восприятию хоз. жизни и быта населения, к-рые были даны в мастерски обрисованных лит. этюдах. В книге помещены Значит. число картосхем и фотоиллюстраций, в большинстве своём выполненных М., а также репродукции нек-рых живописных и графич. произведений. В 1888 выпустил оригинальную тематич. хрестоматию «Россия. Геогр. сборник для чтения в семье и школе». Вместе с учебником она составила как бы единый уч. комплект (в 1923 вышло 15-е переизд. сборника, впоследствии ещё раз переработанное для трудовой школы). В 1898 вышли также «Геогр. этюды. Сборник чтений по всеобщей географии», освещавшие заруб. страны. Св. 20 изд. (до 1924) выдержали «Первые уроки географии», написанные в жанре бесед с детьми об окружающем мире. Внимание педагогов привлекла кн. «Маленькая география России» (1906, 1916») - опыт лаконичного (76 стр.) описания в уч. целях всех территорий России. Метод. идеи М., наиб. подробно освещённые им в лекции (1892) «География как наука и как учебный предмет», вызывали Значит. интерес и вместе с тем сомнения педагогов в возможностях обеспечения полноценных знаний по предмету. С позиций совр. психол.-пед. наук наследие М. нельзя считать до конца исследованным. Соч.: Центр. Азия, M.; Уроки географии Европы, М., 1912е; Геогр. этюды. Семь публичных лекций, M.; Альпы, M. ; Палестина и Аравия, М., 1915; Солнце, его строение и силы, из него исходящие, M. |
МЕЩЕРЯКОВ АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ (16.12.1923, дер. Гуменки, ныне в Рязанской обл., - 30.10.1974, Москва), де-фектолог, д-р психол. наук (1971). Окончил филос. ф-т МГУ (1950). Науч. сотрудник (с 1952), зав. лабораторией (с 1961) в НИИ дефектологии АПН СССР. Организатор спец. уч.-воспитат. учреждения для слепоглухонемых детей в Загорске. Изучал особенности психич. развития слепоглухонемых детей, разрабатывал теоретич. основы системы их обучения и воспитания. Практически продемонстрировал возможность компенсации сложного дефекта путём развития высших психич. функций на основе единственного сохранного анализатора (осязательного). Гос. пр. СССР (совм. с И. А. Соколян-ским, 1980). Соч.: Обучение и воспитание слепоглухонемых, М., 1962 (соред.); Первоначальное обучение слепоглухонемого ребенка, М., 1964 (соавт.); Слепоглухонемые дети, М., Лит.: А. И. Мещеряков, «Дефектология», 1975. № 1. Г. Л. Зайцева. |
МИД МАРГАРЕТ (16.12.1901, Филадельфия, - 15.11.1978, Нью-Йорк), амер. этнограф и социолог, основатель этнографии детства как самостоят. науч. дисциплины. Окончила Колумбийский ун-т по специальности психология (1924), там же защитила докторскую диссертацию (1929). Сотрудник, затем куратор (1964-69) отдела этнологии Амер. музея естеств. истории. Проводила иссл. на о-вах Самоа (1925-26), Адмиралтейства (1928-29), Новой Гвинее (1931-33, 1938), Бали (1936-38). Проф. антропологии Колумбийского ун-та (с 1954) и ун-та Фордем (1968-70). Автор монографий и статей по этнографии, а также по социальной, возрастной и дифференциальной психологии, теории воспитания, социологии. Науч. интересы М. концентрировались вокруг проблемы передачи от поколения к поколению культуры как единого системного целого. Отсюда её внимание к эт-нопедагогике и этнопсихологии, путям становления психич. и половых поведенческих стереотипов, закономерностям формирования нац. характера. М. уделяла большое внимание типологизации культуры в зависимости от специализи-ров. ин-тов обучения, соотношения отцовских и материнских ролей в воспитании, характера взаимодействия поколений в пед. процессе. В частности, отметила отсутствие переходных кризисных психол. явлений у подростков Самоа, продемонстрировав тем самым зависимость подросткового возраста от культурноспецифич. условий «врастания» ребёнка в мир взрослых. Разработала своеобразную оптимистич. социальную модель: полит. системой будущего общества должна стать «демократия участия», огромное значение в нём будет иметь опыт детей и стариков. Идеальный человек будущего, по М., - своего рода взрослый ребёнок, способный беспредельно радоваться жизни, сохранивший цельность, свежесть восприятия, и вместе с тем разносторонне образованный. Соч. в рус. пер.: Культура и мир детства. М., 1988. Лит.: Margaret Mead. The complete bib-liography. 1925-1975, ed. by J. Gordan, The Hague - P., 1976. В. И. Беликов. |
МИЖУЕВ ПАВЕЛ ГРИГОРЬЕВИЧ - [16(28).2. 1861, Севастополь, - 1932, (?)], педагог, публицист. В нач. 1880-х гг. окончил Морское уч-ще в Петербурге. В 1885- 1902 преподавал франц. яз. в 6-й петерб. гимназии. В 1902-24 гл. библиотекарь Петерб. технол. ин-та. С 1906 одновременно преподавал в разл. вузах Петербурга, проф. После Окт. революции продолжал преподавательскую работу. Историк педагогики, автор трудов по истории зап.-европ. и амер. школы кон. 19 - нач. 20 вв., вёл хронику по вопросам просвещения за рубежом в пед. журналах («Рус. школа», «Пед. сборник» и др.), писал на эти темы в «Пед. энциклопедии» под ред. А. Г. Калашникова (т. 3, 1930). Автор биографий выдающихся людей (в т. ч. Я. А. Коменского, 1896) в серии «Нашему юношеству о хороших людях», популярных книг по экономике, истории, гос. праву, жен. движению. Составил ряд учебников по франц. языку и англо-рус, словарь (1928). Соч.: Жен. образование и обществ. деятельность женщин в Соединенных Штатах Сев. Америки, СПБ, 1893; Очерк развития и совр. состояния нар. образования в Англии, СПБ, 1896; Взгляды и деятельность нац. ассоциации для распространения техн. знаний и реформы ср. образования в Англии, СПБ, 1897; Образование во Франции: низшее, среднее и высшее, Варшава - СПБ - Витебск, 1900; Влияние нар. образования на нар. богатство, здоровье, нравственность и др. стороны обществ. жизни, СПБ, 1901; Школа и общество в Америке, СПБ, 1902; Вопрос. о реформе ср. школы во Франции, СПБ, 1902; Нач. и ср. образование в Швеции, СПБ, 1903; Нар. образование и реформа ср. школы в Норвегии, СПБ, 1903; Ср. школа в Германии, СПБ, 1903; Жен. образование и обществ. деятельность женщин в Германии, СПБ, 1905; Нар. университетские дома в Лондоне, СПБ; Вечерние дополнит, школы и курсы в Англии, СПБ, 1908; Совр. школа в Европе и Америке, М., 1912; Главные моменты в развитии зап.-европ. школы, М., [1913]; Ср. школа в Англии и ее реформа в XX в., П., 1914; Ср. школа во Франции и ее реформа в XX в., П., 1917; Вопросы ср. школы в Европе и ответы на них Америки, М., 1922; Как другие народы стали грамотными, М., 1925; Практика и теория Дальтон-плана в Англии, Л., 1926. |
МИКЕЛЬСОН РОБЕРТЕ - [5(17).1.1889, Савиенская волость, ныне в Мадонском р-не Латвии, - 19.11.1973, Рига], латв. педагог, ч.-к. АПН РСФСР (1957), канд. пед. наук (1965). Окончил Петерб. ун-т (1913) и Пед. академию (1914). На пед. работе с 1913. Преподавал в Тобольском пед. ин-те (1918-20), Опытно-показат. школе-коммуне им. П. Н. Лепешинского (1921- 1941), АКБ (1923-31). В 1941 зав. метод. кабинетом Наркомпроса Латв. ССР, зав. кафедрой педагогики Рижского (1941) и Чуваш. (1941-44) пед. ин-тов. В 1944- 1947 нач. Управления школ Наркомпроса, в 1947-56 зам. мин. просвещения Латв. ССР. Директор НИИ школ Мин-ва просвещения Латв. ССР (1956-68). Один из организаторов подготовки пед. кадров в Латв. ССР. Изучал проблему воспитывающего характера обучения и др. вопросы уч.-воспитат. процесса в школе. Был одним из инициаторов ист.-пед. исследований в республике. Соч.: Учет и контроль уч. работы уч-ся школы взрослых, М. - Л., 1929; Предупреждение отставания и ликвидация второгодничества, М., 1938; О самостоят. работе уч-ся в процессе обучения, М., 1940; Нар. образование в Латв. ССР, Рига, 1957; Школы Сов. Латвии за 20 лет, Рига, 1960 (на латыш. яз.). Я. Рудзитис. |
МИЛЛЬ ДЖОН СТЮАРТ (20.5.1806, Лондон, - 8.5.1873, Авиньон), англ. философ-позитивист, экономист. и обществ. деятель. Осн. пед. взгляды М. изложены в его речи (1867) при вступлении на пост ректора ун-та в Сент-Андрусе (Шотландия), в к-рой он отстаивал принцип сочетания естеств.-науч. и гуманитарного образования. В предложенном им уч. плане много времени отводилось на изучение древних языков, меньше внимания уделялось математике и естествознанию, исключались новые языки и литература, оставляемые для самостоятельного изучения. Сам М. явился объектом весьма примечательного пед. эксперимента, проведённого его отцом, философом Джеймсом Миллем, к-рый стремился дать сыну с 3 до 14 лет разностороннее гуманитарное и естеств.-науч. образование, воспитав в нём чёткость, последовательность, самостоятельность мышления. Результатом эксперимента было чрезвычайно раннее интеллектуальное развитие М., едва не приведшее его на грань психич. расстройства (пед. приёмы и методы Дж. Милля подробно изложены в «Автобиографии» Джона Стюарта, 1873; рус. пер. 1874, 1896). Как публицист. и обществ. деятель, теоретик либерализма и фритредерства М. отстаивал равноправие женщин, свободомыслие, широкое избират. право. Филос., психол. и общеполит. взгляды М. имели немалое, хотя и косвенное влияние на последующее развитие пед. мысли. Соч. в рус. пер.: Речь об университетском воспитании., в кн.: Новейшее образование, его истинные цели и требования, СПБ, 1867. Лит.: Туган-Барановский М., Джон Стюарт Милль. Биографич. очерк, СПБ, 1892; R у an A., The philosophy of J. S. Mill, [L., 1970]. M. С. Роговин. |
МИЛОСЕРДИЕ - сострадательная и деятельная любовь, выражающаяся в готовности помочь нуждающимся (людям и всему живому). М. - одно из существенных выражений гуманности. В понятии М. соединились духовно-эмоциональный (переживание чужой боли, как своей) и конкретно-практич. (порыв к реальной помощи) аспекты. Без первого аспекта М. превращается в филантропию, без второго - ограничивается сентиментальностью. М. бескорыстно, однако, в отличие от милостыни, оно является не просто актом бескорыстия, а деятельным соучастием в судьбе др. человека. Проповедь М. впервые нашла отражение в религ. учениях, прежде всего в буддизме и христианстве. М. было свойственно разл. слоям населения, мн. состоятельные лица в разл. странах не только жертвовали Значит. суммы на удовлетворение нужд сирот и одиноких престарелых, но и стремились личным участием помочь им. В сов. теории морали М. долгое время не получало адекватного осмысления и оценки и даже отрицалось как явление, не отвечающее интересам классовой и полит. борьбы. Тем не менее в годы Вел. Отеч. войны М. особенно ярко проявилось в народе. В последующие годы пренебрежение М. негативно отразилось на нравств. здоровье людей и воспитании детей. Дефицит сострадания и сочувствия сказался на благополучии семейных отношений, участились случаи отказа от детей, от забот о престарелых родителях и т. п. Со 2-й пол. 80-х гг. М. стало возвращаться в жизнь общества, создаются благотворит. фонды для помощи пострадавшим от стихийных бедствий, жертвам войн и межнац. конфликтов и др. М. воспитывается с раннего дет. возраста и является неотъемлемым свойством гуманной личности. Осн. метод воспитания способности к М. - личный пример родителей, взрослых, их повседневная деятельность. |
МИЛЬТОН ДЖОН (9.12.1608, Лондон, - 8 или 9.11. 1674, там же), англ. поэт и мыслитель, публицист, полит. деятель. Учился в Кембридже, в 1632 получил степень магистра. В 1638-39 совершил путешествие в Италию, где встречался с виднейшими европ. учёными. В ранней поэзии М. сказалось знакомство с философией Ф. Бэкона. В его воззрениях сочетались гуманистич. традиции и пуританская религиозность. С 1640 М. был воспитателем детей сестры и др. мальчиков из семей известных пуритан. В преподавании особое внимание уделял арифметике, геометрии и тригонометрии, с. х-ву и естеств. наукам, астрономии, географии и медицине. Занимался с учениками спорт, упражнениями и воен. делом. В 1644 по просьбе С. Хартлиба, главы кружка последователей Я. А. Коменского, опубликовал трактат «Of edu-cation» («Об образовании»), где излагал принципы воспитания и образования будущих правителей гос-ва. Идея трактата - возрождение нек-рых образоват. принципов Платоновской академии. Ученикам предоставлялась большая интеллектуальная свобода; от них требовалось глубокое знание лит-ры, философии, практич. овладение разными видами иск-в. Предполагалось изучение права, основ медицины, с. х-ва, естеств. наук, древних языков, логики, знакомство с сочинениями древних авторов. «Академию» М., рассчитанную на 150 учеников, предполагалось расположить за чертой города, на обширной территории; атлетич. занятия на свежем воздухе должны были дополнить энциклопедич. образование. Ученикам прививались волевые качества и выдержка. Трактат «Об образовании» подвергся критике как проект элитарной школы, идущий вразрез с распространёнными в Англии педагогическими идеями Я. А. Ко-менского. В др. сочинениях М. затрагивал вопросы всеобщего образования и высказывал более демокр. взгляды. Вслед за Ф. Бэконом и Коменским полагал, что конечная цель воспитания - победить пороки человеческой натуры, «первородный грех», и сделать отношения между людьми более совершенными. Ещё в 1641 высказал мысль, что епископские земли и доходы следует использовать для финансирования школ. В 1654 в трактате - «Вторая защита англ. народа» М. убеждал Кромвеля уделить внимание образованию как мальчиков, так и девочек за гос. счёт. В 1659 он писал о необходимости широкого образования народа и соединении в обучении теории с практикой. В утопич. проекте «Скорый и лёгкий путь» (1660) высказывался за организацию школ и академий для ср. и низших слоев дворянства в каждом графстве. Выступал против схо-ластич. методов преподавания; предлагал сократить обучение латыни до 1 года и использовать её как средство, а не самоцель. Учебник лат. грамматики, составленный М., прост и доступен. Существующие ун-ты М. предлагал заменить более демократичными колледжами, расположенными в каждом графстве. После Реставрации (1660) это предложение было реализовано в т. н. академиях диссенте-ров - колледжах университетского типа для религ. нонконформистов, к-рым был закрыт доступ в Оксфорд и Кембридж (см. в ст. Великобритания). Пед. взгляды М. были частью его широкой программы полит., социальных и культурных преобразований, отражённой в многочисл. памфлетах, в к-рых М. выступал как последоват. республиканец, оправдывающий казнь короля-тирана, обосновывающий теории нар. суверенитета, естеств. права, обществ. договора и др. Тираноборч. сочинения М. были публично сожжены палачом (1660). Осмысление событий революции нашло выражение в знаменитых поэмах «Потерянный рай» (1667), «Возвращенный рай» (1671), трагедии «Самсон-борец» (1671), в «Истории Британии» (т. 1-6, 1670) и др. соч. С оч.: The works, v. 1-20, N. Y., 1931- 1940; Milton on education, New Haven, 1928. Лит.: Кон И. С., Дж. Мильтон как социально-полит. мыслитель, ВФ, 1959, № 1; Самарин Р. М., Творчество Джона Мильтона, Ми964; SensabaughG. F., Milton on learning, «Studies in Philology», 1946, v. 43; Parker W. R., Education: Miltons ideas and ours, «College English», 1962, v. 24; P a r k er W. R., Milton. A biog-raphv, v. 1 - 2, Oxf., 1968; W i l s o n A. N., The life of John Milton, Oxf. - N. Y., 1983. T. А. Павлова. |
МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СССР (Минвуз СССР), центр. орган гос. управления высшей и ср. спец. школой в 1946-88. Учреждено как Мин-во высшего образования СССР. В 1959 преобразовано в союзно-респ. мин-во под назв. М. в. и с. с. о. Предшественники: Гл. управление по высшей школе при ВСНХ СССР (1928), Всес. к-т по высшей техн. школе (1932), Всес. к-т по делам высшей школы при СНК СССР (1936-46; с 1937 осуществлял общее метод. руководство и системой ср. спец. уч. заведений). Осн. задачами Минвуза СССР были: развитие и совершенствование системы высшего и ср. спец. образования, разработка осн. показателей по перспективному и текущему планированию отрасли; издание общих уч.-метод. материалов по высшему и ср. спец. образованию и координация действий союзных республик в подготовке квалифициров. специалистов; развитие Н.-и. работ в высшей школе; подготовка и повышение квалификации науч.-пед. кадров и их аттестация; осуществление междунар. связей в области высшего и ср. спец. образования. По согласованию с респ. мин-вами и ведомствами Минвуз СССР определял перечни специальностей, по к-рым велась подготовка кадров, утверждал уч. планы и программы, правила приёма в высшие и ср. спец. уч. заведения и док-ты, касающиеся уч. и науч. работы в них, координировал издание учебников и др. пособий. Для обеспечения руководства уч. заведениями Минвуз СССР создал (1987) уч.-метод. объединения по группам родств. специальностей на базе региональных центров во главе с ведущими вузами. При мин-ве состояли Науч.-техн. совет, Совет по высшему и ср. спец. образованию, науч.-метод. советы по отраслям образования, Общесоюзный совет по делам иностр. учащихся и др. В системе Минвуза СССР работали Сев.-Кавк. науч. центр высшей школы (осн. в 1970) в Ростове-на-Дону, НИИ проблем высшей школы (НИИ ВШ, осн. в 1974, ныне НИИ высшего образования в Москве), уч.-метод. кабинеты по видам обучения (до 1987) и др. учреждения. Офиц. издание - «Бюллетень Мин-ва высшего и ср. спец. образования СССР» (выходил с 1933). Мин-во издавало теоретич. и метод. журналы, науч. периодику, а также уч.-пед. и метод. литературу через изд-во «Высшая школа» (осн. в 1939). Министры: 1946-51 - С. В. Кафтанов, 1951-53 - В. Н. Столетов, 1954- 1986 - В. П. Елютин, 1986-88 - Г. А. Ягодин. Мин-во упразднено с образованием Гос. к-та СССР по нар. образованию. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ СССР - центр. орган гос. управления в области общего ср. образования, дошк. и внешк. воспитания, подготовки и повышения квалификации пед. кадров. Действовало в 1966-88 как союзно-респ. мин-во. Осн. задачи: разработка и проведение мероприятий по совершенствованию системы шк. образования, определение содержания общего ср. образования, трудовой и допрофессиональной подготовки учащихся школ; развитие пед. науки; совершенствование уч. планов и программ для ср. общеобразоват. школы по основам наук, подготовка и издание на их базе учебников и др. При мин-ве состояли Академия педагогических наук СССР, Учёный метод. и др. советы, вт. ч. действовавшие на обществ. началах, а также Центр. дет. экскурсионно-туристич. станция. В области общего образования и воспитания детей и молодёжи мин-во координировало деятельность др. мин- в и ведомств СССР; тесные контакты поддерживались с Мин-вом высш. и ср. спец. образования, в систему к-рого входили нек-рые пед. ин-ты и училища и с Гос-профобром СССР. В мин-ве был учреждён Совет по вопросам ср. общеобразоват. школы. Офиц. издание - «Бюллетень нормативных актов»(с 1980). Органом мин-ва и ЦК профсоюза работников просвещения, высш. школы и науч. учреждений была - «Учительская газета» (выходит с 1924 Мин-во издавало журн. «Народное образование» (совм. с Мин-вом просвещения РСФСР; выходил с 1946), отраслевые пед. и предметные науч.-метод. журналы. Министры: 1966-84 - М. А. Прокофьев, 1984-88 - С. Г. Щербаков. Мин-во упразднено в марте 1988 с созданием Гос. к-та СССР по нар. образованию. ЛитПар. образование в СССР. Общеобразоват. школа. Сб. док-тов. 1917 - 1973, Ми974: II значив Ф. Г., Управление просвещением в СССР, М., 1977; Нар. образование в СССР, под ред. М. А. Прокофьева, М., 985; Дорохова Г. А., Законо-дательсню о нар. образовании, М., 1985. Ф. Г. Паначин. |
МИНСКИЙ ЕФИМ МАРКОВИЧ - [13(26).12. 1906, Одесса, - 9.2.1986, Москва], педагог, организатор и пропагандист. внешк. воспитания. С 1924 рабочий типографии в Одессе. В 1929 создал на Украине Станцию дет. развлечений и стал её директором. Впоследствии станция была реорганизована в Дом худож. воспитания детей, в 1935 на его базе открыта первая в СССР дет. игротека (с 1941 центр. дет. игротека Наркомпроса УССР). В 1946 М. создал игротеку при Моск. . гор. Доме пионеров и в течение 20 лет руководил ею. Организовал прокатный фонд игр, игротеки-передвижки в школах-интернатах, дет. домах, пионерских лагерях, по его инициативе при Моск. . Дворце пионеров и школьников создана дет. фабрика игр. Им предложены ежегодный праздник «Неделя игры и игрушки», заочный «Клуб на дому» - клубигровых состязаний детей и родителей. При разработке игр М. стремился учитывать возрастные особенности и интересы детей, подчёркивал развивающий, пропедевтич. и эмоцио-нально-психол. характер игровой деятельности. Соч.: Игротека в дет. внешкольных учреждениях и школах, М., 1953; Игровые площадки для детей, М., 1969; Большой путь игры, СП, 1972, МЬ 5; Клуб на дому, в. 1 - 2, М., 1983-85; Без игры нет детства, НО, 1985, № 8; Игры и развлечения в группе продленного дня, M.; От игры к знаниям, M.; Пионерская игротека, М. О. С. Газман. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
МИХАЙЛОВ ФЕЛИКС ТРОФИМОВИЧ (р. 12.4.1930, Чимкент, Казахстан), философ, акад. РАО (1993), дер филос. наук (1988), проф. (1991). Окончил филос. ф-т МГУ (1954) С 1957 преподает в Рос. мед. ун-те (до 1992 - 2-й Моск. мед ин-т); зав. кафедрой философии (1961-71, ныне философии и культурологии) В 1972-84 в системе АПН. Заведовал лабораториями в НИИ СиМО и НИИ ОПП С 1984 в Ин-те философии АН (гл. науч. сотрудник). Чл редколлегии ежегодника РАН «Культура. Традиции Образование». Осн. труды поев, проблемам эпистемологии, а также проблемам формирования и деятельности самопознания, к-рое исследуется в предметных областях психологии развития и философии. Предложил проект культурно-образоват. центра - альтернативного существующим уч заведения Под ред. M опубл. коллективные труды «Методол и теоретич. проблемы содержания и методов обучения (филос. и прогностич. аспекты)», 1975, «Методол проблемы развития личности», 1981; «Культура, образование, развитие индивида», 1990 Соч: За порогом сознания Критич очерк фрейдизма, M, 1961, Загадка человеческого Я, M, 19762, Философско-психол проблемы развития образования, M, 1981 (соавт), Обществ сознание и самосознание индивида, M, 1990, Культура как образующая сила (филос очерк), в кн «Культура Традиции Обра зование», Ежегодник, Вып 2, M, 1993, Филос традиции и ист практики, Проект КОЦ как альтернатива ведомств системе образования, «Филос исследования», 1993, Л«2, Философия и гуманитарное образование в высш школе, в кн «Гуманитаризация высш мед образования» Сб науч трудов, M, 1994. . |
МИХАЙЛОВ (ЯНДУШ) СПИРИДОН МИХАЙЛОВИЧ - [16(28). И.1821, д. Юнго-Ядрино, ныне Большие Чуваки в Чувашии, - 3(15).1.1861, Козьмодемьянск], чуваш. просветитель, писатель, историк, этнограф. Образование получил гл. обр. самостоятельно. Служил чиновником. В публицистич. статьях призывал к просвещению чуваш. народа. Защищал идею нач. обучения чуваш. детей на родном языке. Подчёркивал важное значение рус. культуры в деле просвещения чувашей и марийцев. Исходя из принципов нар. педагогики, идеалом воспитания выдвигал мыслящего, добропорядочного труженика. Гл. средствами воспитания считал природу, труд, быт. Большое значение придавал нравств. влиянию худож. лит-ры; пропагандировал произв. А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, И. А. Крылова, Н. В. Гоголя. Составил рукописный букварь. Содействовал открытию неск. школ в чуваш. селениях. Впервые исследовал уровень образования чувашей (ст. «Статистич. очерки Козьмодемьянского уезда», 1854). Автор мн. лит. произведений, в т. ч. первых чуваш. дидактич. рассказов и др. Собрал и издал образцы чувашского фольклора (сб. «Чуваш. разговоры и сказки», 1853). Соч.: Труды по этнографии и истории рус., чуваш. и мар. народов, предисл. и комментарии В. Д. Дмитриева, Чебоксары, 1972. Лит.: Егоров Д. Е., С. М. Михайлов, Чебоксары, 1968; С. М. Михайлов - первый чуваш. этнограф, историк и писатель, Чебоксары, 1973. Г. Н. Волков |
МИХАЛКОВ СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ - [р. 28.2(13.3).1913, Москва], писатель и обществ. деятель, акад. РАО (д. ч. АПН СССР с 1971). Учился в Лит. ин-те им. Горького (1935-37). Печатается с 1928. В 1936 вышла первая книга - ок. 20 стихотв., в т. ч. получившие известность «Весёлый турист», «А что у вас?», «Мы с приятелем», «Фома», «Про мимозу». Особой популярностью пользуется цикл стихов о добром великане дяде Степе (первая книга изд. в 1935, новые части - 1954-82). Стихи М. проникнуты ощущением радости бытия, творчества. Утверждая один из осн. критериев дет. поэзии - «учить, забавляя», М. вводил маленьких читателей в мир общечеловеческих ценностей - добра, красоты, чести, совести. С помощью игровых приёмов поэт включал читателя в активное действие, составляющее сюжет и смысл стихотворения. Произв. М. передают как разнообразие оттенков речи ребёнка, непосредственность дет. восприятия, так и богатство жизненного опыта, к-рым обладает автор. М. - дет. писатель широкого диапазона, автор басен, сказок, известных пьес: «Том Кэнти» (1938), «Особое задание» (1945), «Красный галстук» (1946), «Я хочу домой!» (1949), «Зайка-Зазнайка» (1951), «Сомбреро» (1957) и мн. др. Его произв. легли в основу дет. песен, муль-типликац. и худож. фильмов, в т. ч. «Новые похождения Кота в сапогах» (1958), «Праздник непослушания» (1972), «Большое космическое путешествие» (1975, в соавторстве), «Дорогой мальчик» (1975, в соавторстве). М. принадлежат переводы дет. стихов Л. Квитко, Ю. Тувима, башк., арм., литов. сказок. Размышления писателя о воспитании вошли в кн. пед. статей и заметок «Всё начинается с детства», к-рую отличают уважение к ребёнку и способность видеть в нём личность, вера в исключит. творческие возможности растущего человека и ответственность перед ним. М. подчёркивал, что в условиях большой информированности, осведомлённости совр. детей особое значение приобретает воспитание культуры чувств с помощью лит-ры, иск-ва, общения с природой. Лен. пр. за произв. для детей (1970). Соч.: Собр. соч., т. 1-4, М., 1963-64; Собр. соч., [Предисл. Д. Благого], т. 1-3, М., 1970-71; Лит-ра. Время. Жизнь. Публицистика, М., 1978. Лит.: Александров В., Сергей Михалков. Биография творчества, M. Т. Д. Полозова. |
МИХЕЕВ ИВАН СТЕПАНОВИЧ - [19.6(1.7). 1876, с. Ошторма-Юмья, ныне в Кукморском р-не Татарии, - 1937, по др. сведениям, 1941, 1944], педагог, методист. по родному и рус. языкам в школе, удм. писатель. Окончил Казанскую инородч. учительскую семинарию (1895). Пед. деятельность начал в удм. селе в Вятской губ. В 1896-1906 преподавал в образцовом уч-ще при Казанской учительской семинарии и (с 1907) в приготовит. классе при ней. В 1918-37 работал випед. уч. заведениях Казани, Душанбе, Йошкар-Олы. Незаконно репрессирован; реабилитирован посмертно. В нач. 20 в. предложил систему обучения нерусских народов грамоте на родном и рус. языках. Курс начинал на родном яз. учащихся. После овладения ими элементарными шк. навыками переходил к обучению рус. языку, к-рое вёл гл. обр. в «разговорных уроках» (всего 80). Главным считал усвоение «элементарного синтаксиса», прежде всего из практики живой разговорной речи и устных и письм. упражнений; лишь освоив особенности построения рус. предложения, учащиеся переходили к фонетике и морфологии. Свои приёмы обучения М. называл «методом целых предложений». Создал серию учебников по рус. яз., в к-рую вошли «Наглядный букварь и первая книга»(1903), продолжавшие это пособие книги для чтения (2-я - 4-я), сборники упражнений в сочинениях и рассказах по картинкам, грамматич. упражнений (в 2 частях). Составил руководства к ведению «разговорных уроков» и к книгам для чтения. Многие из этих пособий неоднократно переиздавались, в т. ч. и в годы сов. власти. Среди др. учебников М.: наглядный арифметич. задачник, удм. букварь и первая книга для чтения (1907). Методика М. получила распространение в нерус. школах Поволжья, Ср. Азии, Сибири, Кавказа, закрепив в системе их работы принципы воспитывающего обучения, активное формирование практич. навыков двуязычия. Автор публицистич. и драматургич. произведений на удм. яз., в к-рых выражены идеи просвещения народа. Соч.: Рус. грамматика. Элементарный курс, ч. 1, Каз., 1914 (соавт.); Осн. правила рус. грамматики для нацмен, Каз.; Материалы для составления предложений. Справочник, Каз., 1929; Методика преподавания рус. грамматики в школах нацмен, под ред. Н. И. Ашмарина, Каз., 1929. Лит.: Каталог учебников и уч. пособий И. С. Михеева, Каз., 1910; Ханби-ков Я. И., Рус. педагоги Татарии, Каз., 1968; Губашева Н. Ш., Забытое наследство, в кн.: Педагогика и психология. Сб. ст., в. 1, А.-А., 1969; Фролова Г. Д., Из истории удм. школы, Ижевск, 1971; А с а д у л-лин А. Ш., Из опыта преподавания рус. языка в тат. школе, Каз., 1981, гл. 5; Суворова 3. В., Пед. идеи удм. просветителя И. С. Михеева, Ижевск, 1990. А. Ш. Асадуллин, 3. В. Суворова. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |