Российская педагогическая энциклопедия
Статьи на букву "Н" (часть 4, "НИК"-"НУР")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Н" (часть 4, "НИК"-"НУР")

НИКИТИНЫ

НИКИТИНЫ - педагоги, авторы ориг системы семейного воспитания Борис Павлович (р 21 1 1916, станица Суворовская Ставропольского края) По окончании Воен -воздушной инж академии (1941) пед.деятельность начал в армии, работал в системе трудовых резервов, вел уроки математики в эксперим.студии для дошкольников В 1955-65 и 1971-79 науч. сотрудник АПН СССР, поч ч Петровской академии наук и иск- в (1994, С -Петербург), занимался вопросами трудового воспитания и развития техн способностей Его жена, Лена Алексеевна (р 31 1 1930, пос Болшево, Моск. обл) По окончании филол. ф-та МОПИим H К Крупской (1954) преподавала в школах Алтайского края и Моск. обл, затем работала в б-ке (пос Болшево)

С кон. 50-х гг. H вели уникальный эксперимент воспитания детей в многодетной семье Они сформулировали и подтвердили практически ряд гипотез, относящихся к условиям формирования творческих способностей человека с раннего возраста H полагают, что способности не «пробуждаются», а формируются и развиваются в зависимости от умения родителей, воспитателей вовремя начать работу с детьми Воспитатели, выбирая оптимальные методы, создают пед.среду, к-рая способствует борьбе с эффектом необратимого угасания возможностей эффективного развития способностей (к-рый они назвали НУВЭРСом) H считают, что совр. школа развивает только исполнит способности, а общепринятое позднее начало целенаправленного процесса развития ребенка приводит к громадным потерям Предложенные H игры, упражнения, домашние спорт комплексы позволяют уже на этапе дошк. воспитания создать условия, к-рые помогают укрепить здоровье детей, повысить уровень физич. и интеллектуального развития H практически избежали проявления у детей бездуховности, инфантильности, потребительства Их дети обходились без лекарств и услуг врачей, обгоняли своих сверстников по темпам усвоения шк программы, заканчивая от 2 до 4 кл за год

H широко использовали мн идеи нар. педагогики Их опыт воспитания семерых детей послужил примером для тысяч семей, многие из к-рых объединены в семейные клубы - добровольные орг-ции, ставящие своей целью пропаганду и творческое воспроизведение «никитинского» образа жизни H - в числе авторов педагогики сотрудничества

Работы H не получали поддержки офиц педагогики Идеи и опыт H получили междунар. известность и легли в основу деятельности ряда науч. -пед.учреждений Японии, Германии, США

Соч. (совместные) «Правы ли мы?», M, 1963, Мы и наши дети, M, 1980, Мы, наши дети и внуки, M, НикитинБ П. Сту пеньки творчества, или Развивающие игры, M, 1991, его же, Наши уроки, СПБ, 1992, Никитина Л А, Мама или детский сад, M,1990

Лит. Рюриков Ю, Колыбель завтрашнего человека, «Наука и религия», 1982, № 9-10, СкрипалевВ С, Наш семейный стадион, M В Р Хилтунен

НИКИФОРОВ АЛЕКСАНДР ИСААКОВИЧ

НИКИФОРОВ АЛЕКСАНДР ИСААКОВИЧ - [9(21) 6 1893, С -Петербург, - 21 4 1942, Ленинград], филолог и этнограф Окончил Петрогр ун-т (1917) С 1919 вел практич.занятия по литературоведению в Казанском высш. пед.ин-те В 1922-30 вел науч. работу в Ленинграде, сотрудничал в НИИ сравнит изучения лит-р и языков Запада и Востока при Ленингр ун-те, Толстовском музее, Ин-те истории иск-в, Ин-те речевой культуры В 1930- 36 преподавал в Ленингр пром академии С 1936 проф. Ленингр пед.ин-та (вел курсы фольклора и др. -рус. лит-ры, палеографии) - В кн «Этнография в школе» (1926), а также в отд. статьях в пед.изданиях (ЖМНП, Уч зап Ленингр пед.ин-та) выдвинул идею введения в школе этнографии как особого пед.метода, призванного сблизить образование с практич.нар. представлениями, связать науч. знания и жизненные впечатления, а также сформировать активное, творческое отношение учащихся к окружающему миру, способствующее развитию наблюдательности и культуры мышления Опираясь на высказывавшиеся в кон. 19 - нач. 20 вв идеи о возможности соединения обучения родному языку и словесности с наблюдениями над живой речью (см. в ст Грамматика), H. предложил распространить этот принцип и на изучение др. шк предметов. Сущность этногр. метода в преподавании заключается, по мысли H. в соединении изучения каждого предмета с освоением нар. культуры (традиц.представлений, верований, фольклора) путем самостоят. собирания учащимися соответствующего материала по спец. программам. H. составил 66 программ, охватывающих разл. стороны нар. жизни. Ориентированные на потребности шк. курса, программы предусматривали при этом вариативность, учитывающую реальные возможности ребенка и его индивидуальные интересы. Вместе с тем H. отказался дать развернутую систему метод. указаний для применения этногр. метода в шк программах, указывая на новизну постановки вопроса и невозможность предварит. обобщений. Лит ПроппВ Я, АИ Никифоров и его «Севернорусские сказки», в кн Северно-русские сказки в записях А И Никифорова, M -Л, 1961 А А Астахова

НИЛ АЛЕКСАНДР САТЕРЛЕНД

НИЛ АЛЕКСАНДР САТЕРЛЕНД (17 10 1883, дер Кингс-мьюир, Шотландия, - 23 9 1973, Лейстон, Англия), англ. педагог Окончил Эдинбургский ун-т В 1921 под влиянием амер педагога Г Лейна организовал частную школу в Дрездене, к-рую вскоре перевел сначала в Австрию, а в 1924 в Англию, где она получила назв. Саммер-хилл H - последоват сторонник теории свободного воспитания Осн. принципами воспитания называл уважение к ребенку как к личности, развитие в ученике чувства собств достоинства и свободы Взгляды H во многом сформировались под воздействием психол. концепций 3 Фрейда Основу его пед.теории составляла идея об эмоциональном развитии учащихся как гл. стороне воспи-тат деятельности Важнейшая задача учителя, по H, - добиться макс эмоционального и эстетич. развития ребенка, что неизбежно должно привести к развитию интеллектуальному Заполнять ум ученика знаниями - задача второстепенная, основное в обучении - научить его думать В формировании самостоят. мышления H видел гарантию сохранения той свободы мысли, к-рая лежит в основе всякой иной свободы Занятия, считал H, должны строиться в соответствии со спонтанными интересами детей, опираться на их природную любознательность Свобода самовыражения, в к-рой H видел универсальное средство формирования личности, - стержень его пед.теории Внешняя, насильственная дисциплина, по мнению H, вредит детям, мешает их нормальному психич. развитию, ей он противопоставляет отношения учителя и ученика, основанные на взаимном уважении

В Саммерхилле изучению отд. дисциплин не придавалось большого значения четкого разделения уч плана на предметы не существовало Регулярные уроки дети посещали по желанию, начиная заниматься в том возрасте, когда у них появлялась потребность в учёбе. В обучении широко применялся игровой метод. Исключит. значение придавалось ручному труду, нередко в ущерб академич. занятиям. Н. заботился о создании радостной обстановки в школе, никогда не вёл личных дел учащихся, не использовал интеллектуальных тестов. Большую роль играло участие детей в управлении школой: в Саммерхилле были свои законы, принимаемые учащимися, учителями и директором на общих собраниях, ученики имели право сами решать все проблемы, не соглашаться с мнением директора и учителей. Школа Н. пользовалась широкой известностью в 1920-х гг.; в 60-х гг. она вновь оказалась в центре внимания пед. общественности в связи с публикацией кн. Н. «Саммерхилл: радикальный подход к воспитанию детей» («Summerhill: A radical approach to child rearing», 1960). наиб. влияние концепция Н. оказала на амер. педагогику («гуманистич.» педагогика) и шк. практику. В Англии его воздействие выразилось в общей гуманизации воспитания в гос. школах, особенно в начальных, и в развитии шк. самоуправления.

Соч.: A dommies five; от free school, L., 1924; The free child, L., 1953; Talkmg of Summerhill, L., 1967.

Лит.: Hemmings R., Fiftyyearsoffree-dom: a study of the development of the ideas of A. S. Neill, L, 1972; Summerhill: for and against, L. -Sydney, 1973; С r o a 11 J., Neill of Summerhill: the permanent rebel, L., 1983.

В. П. Лапчинская.

НОВГОРОДЦЕВ ПАВЕЛ ИВАНОВИЧ

НОВГОРОДЦЕВ ПАВЕЛ ИВАНОВИЧ - [28.2(12.3).1866, Бахмут, ныне г. Артёмовск Луганской обл., Украина, - 23.4.1924, Прага], философ, правовед, педагог, организатор образования, полит. деятель. Окончил юрид. ф-т Моск. ун-та (1888). С 1903 проф. по кафедре энциклопедии права и истории философии права там же. Преподавал также на Высш. коммерч. курсах, в 1906 избран директором, реорганизовал курсы в Моск. коммерч. ин-т. Читал лекции на Высш. женских (Бестужевских) курсах и Нар. ун-те А. Л. Шанявского.

Вокруг Н. сложилась школа философии права; его идеи разделяли И. А. Ильин, Б. П. Вышеславцев, С. Л. Франк и др. Гл. труд Н. - 1-й том изд. «Об общественном идеале» (1917), посвящённый анализу идей К. Маркса и его последователей. Занимался публицистич. деятельностью: участвовал в сб. «Вехи» (1909) и «Из глубины» (1918).

Полит. взгляды Н. основывались на идеях построения гос-ва и общества на правовых началах. В 1904 стал чл. «Союза освобождения». Один из учредителей партии кадетов, в 1906 избран в состав её ЦК. Чл. 1-й Гос. думы. За поддержку Выборгского воззвания, содержавшего протест против роспуска Думы и призыв к гражд. неповиновению, был лишён права занимать должности в гос. учреждениях. В апр. 1906 уволен из Моск. ун-та, но с 1907 возобновил чтение лекций на правах приват-доцента. В 1911 в знак протеста против ограничений университетской автономии вместе с группой профессоров ушёл из ун-та.

После Февр. революции 1917 выступал с критикой Временного пр-ва за отсутствие «гос. воли», заявляя, что будущее России зависит от того, удастся ли «сдержать» социалистов и создать пр-во, основанное на «подлинно нац. программе». В 1918 стал одним из организаторов полит. оппозиции. В 1919-20 - в Крыму, преподавал в ун-те в Симферополе.

С 1921 в эмиграции, жил в Праге. Создал ряд объединений, ставивших своей задачей организацию образования для рус. эмигрантов. Основал (1921) и стал первым руководителем Объединения рус. академич. орг-ций. Входил в состав Пед. бюро по делам средней и нач. школы. Был пред, объединения рус. студенч. эмигрантских орг-ций и руководителем ряда его съездов. Один из инициаторов спец. журн. «Рус. школа за рубежом».

При поддержке пр-ва Чехословакии организовал Рус. юрид. ф-т, принятый под покровительство Карлова ун-та, был назначен деканом ф-та. На его открытии в мае 1922 заявил: «Учреждая наш факультет, мы твердо верим, что приближается время, когда Россия со стихийной и неудержимой силой обратится к правовым основам, когда, истомленная и исстрадавшаяся, она придет к необходимости строить свое государственное и общественное начало на строгих и точных началах права». Вместе с А. А. Кизеветтером и M. M. Новиковым основал Рус. свободный ун-т в Праге. Читал лекции в Рус. пед. ин-те им. Я. А. Коменского.

Создал и стал первым пред. (1922) религ. филос. об-ва им. Вл. Соловьёва, а также др. науч. и культурных орг-ций.

Лит.: Отчет о состоянии и деятельности Рус. юрид. факультета в Праге за 1926-27 гг., Прага, 1927; Пятнадцать лет работы Рус. свободного ун-та в Праге. (1923-38), Прага, 1939; Думова Н. Г., Кончилось ваше время, М., 1990. M. E. Голостенов.

НОВИКОВА ЛЮДМИЛА ИВАНОВНА

НОВИКОВА ЛЮДМИЛА ИВАНОВНА (р. 22.1.1918, г. Горки, Белоруссия), педагог, акад. РАО (1993; акад. АПН СССР с 1990), д-р пед. наук (1977), проф. (1979). По окончании механико-матем. ф-та МГУ (1941) работала учителем математики, в 1944-49 директор ср. школы (Моск. обл.). С 1951 в системе АПН: ст. науч. сотрудник, зав. лабораторией, гл. науч. сотрудник. Осн. направления науч. деятельности

- разработка теории воспитания (в т. ч. проблем воспитат. коллектива, самоуправления учащихся, взаимодействия школы и среды, шк. воспитательных систем), методологии и методики исследоват. поиска. Н. расширены представления о шк. коллективе как дифференци-ров. единстве разнотипных объединений детей и взрослых, о дет. коллективе как «единстве организации и психологии»; охарактеризованы их структура и функции. Дет. коллектив в работах Н. и её учеников рассматривается с гуманистич. позиций как инструмент и среда развития личности. Проведены исследования по использованию системного подхода в изучении и совершенствовании воспитат. процесса. Разработала концептуальные основы теории воспитат. систем. Охарактеризовала воспитат. систему как пед. понятие и феномен пед. действительности; выделила этапы развития и осн. аспекты управления этой системой. Руководитель исследований по теории коллектива и воспитат. систем.

Соч.: Организация и воспитание шк. уче-нич. коллектива, М., 1959; Путь к творчеству, М., 1966 (совм. с А. Т. Куракиным); Педагогика дет. коллектива, М., 1978; Вопросы воспитания: системный подход, М., 1981 (ред.); Коллектив и личность школьника. Основы теории воспитат. коллектива, Тал., 1981 (совм. с А. Т. Куракиным и X. И. Лийметсом), Шк. ученич. коллектив: проблемы управления, М., 1982 (совм. с А. Т. Куракиным); Школа и среда, М., 1985; Самоуправление в шк. коллективе, М., 1988; Воспитат. система школы. Проблемы и поиски, М., 1989 (соавт.); Воспитат. системауч заведения, Рига, 1990; Современная школа: проблемы гуманизации отношений учителей, учащихся и родителей, М., 1993; Теория и практика воспитат. систем, М., 1993.

Н Л Селиванова.

НОВИКОВ НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НОВОЕ ВОСПИТАНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НОВОКРЕЩЕНСКИЕ ШКОЛЫ

НОВОКРЕЩЕНСКИЕ ШКОЛЫ - см. Миссионерские школы.

НОВОМЕТОДНЫЕ ШКОЛЫ

НОВОМЕТОДНЫЕ ШКОЛЫ - джадидистские школы, мусульманские нач. иср уч заведения, возникшие в России в 80-х гг. 19 - нач. 20 вв Создавались в Приуралье, Сибири, Крыму, нек-рое распространение получили в Ср Азии и Азербайджане Программа и методы обучения в Н III сформировались под влиянием джадидизма - культурного движения, выдвигавшего задачи реформы ислама, своеобразного приспособления его к новым социальным потребностям и противостоявшего русификаторским тенденциям в сфере образования Джадидисты выработали принципы реформы мектебов и медресе, предусматривавшие введение преподавания на родном языке, включение в уч курсы ряда нетрадиционных для них дисциплин - рус. языка, арифметики, нач. сведений по географии, гражд. и полит истории, естествознанию В Н III применялся звуковой метод обучения грамоте

В Крыму в 1883-1914 И Гаспринским издавалась газ «Терджиман» («Переводчик»), в Оренбурге выходили газ «Вакыт» («Время», 1906-17, ред Ф Г Каримов), журн «Шуро» («Совет», 1908-18, ред -издатель P Фахретдинов) Издания джадидистов поднимали вопросы жен образования, доступности обучения для всех сословий, публиковали лит произведения и переводы

В регионах России с мусульм населением тип образования, сочетавший устойчивые пед.традиции с новейшими методами обучения и ориентацией на практич.потребности учащихся, воспринимался как более органичный по сравнению с официальной системой просвещения нерусских народностей, введенной в 1870 (у ее истоков стоял Н И Ильмин-ский) Распространению Н III способствовал позитивный практич.опыт в обучении детей чтению и письму по новой системе M Мехтизаде

НОВОРУССКИЙ МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ

НОВОРУССКИЙ МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ - [28 9(10 10) 1861, Новая Русса, ныне в Маревском р-не Новгородской обл, - 21 9 1925, Ленинград], популяризатор науч. знаний, писатель, деятель рев движения Окончил на казенный счет Петерб духовную академию (1886) Кандидат богословия (дисс «Основы нравственности в эмпирич философии») Оставлен при академии, готовил магистерскую дисс о психол. и пед.взглядах Ф Бенеке Работая в Петерб союзе сту-денч землячеств, познакомился с А И Ульяновым и др. народовольцами За причастность к подготовке покушения на имп Александра III арестован в марте 1887 Особым присутствием Синода приговорен к смертной казни, к-рая была заменена бессрочной каторгой В Шлис-сельбургской крепости обратился к изучению естеств. наук, социологии, занимался ремесл. трудом, в т. ч. изготовлением наглядных пособий по заказам Подвижного музея, организованного Н. А. Рубакинеш. Составил опись книг тюремной б-ки (рукопись, 3 тыс. назв.). Освобождён в окт. 1905. Воспоминания Н. о годах заключения (журн. «Былое», 1906) принесли автору лит. известность. Отд. издания их вышли за границей на швед. (1907) и нем. (1908) языках. На рус. языке кн. «Записки шлиссельбуржца» опубл. в 1920 и 1933 со вступит, ст. Н. А. Морозова.

С 1907 жил в Петербурге. По рекомендации Н. А. Морозова П. Ф. Лесгафт пригласил Н. в свою Вольную высш. школу. В 1909-17 заведовал Подвижным музеем при Пост, комиссии по техн. образованию Русского технического общества. Участвовал в подготовке ряда изданий науч.-популярного характера: «Детской энциклопедии» И. Д. Сытина (1913-14), одной из первых рус. книг по музейной педагогике «Музеи и их образоват. значение» (сер. «Пед. академия в очерках и монографиях»). Как лектор выступал в Лиговском нар. доме С. В. Паниной.

Публиковал науч.-популярные статьи в журн. «Современный мир» (1906-11), «Образование» (1908-09), «Мир» (1906-12) и др., а также в дет. периодике. Составил и издал кн. «Земля и её жизнь. Всем доступное изложение науки о земле» (1907). Автор произв. «Большая книга картин из мира животных для наглядного обучения в семье и школе» (1908), «Приключения мальчика меньше пальчика. Из жизни насекомых» (1911) и др., отмеченных стремлением сделать рассказ о природе занимательным и полезным для юного читателя. Кн. Н. «Основы современного мировоззрения» (1910) сочетала науч. сведения с религ. представлениями.

Н. помещал также статьи в пед. журн. «Свободное воспитание» (1911-12), «Русская школа» (1913-16). Написал пособие «Устройство и оборудование школы» (1912; отмечено мед. РТО), к-рое позже выходило под др. названиями, в т. ч. и в 1919. Выступал с лекциями на пед. курсах, устраивавшихся земствами и Нар. ун-том А. Л. Шанявского.

В июне 1917 подписал воззвание «старых революционеров» против «разжигания классовой резни» и в поддержку Временного пр-ва. Был персонально приглашён участвовать в Гос. совещании в Москве в авг. 1917.

С июля 1917 директор С.-х. музея в Петрограде. В состав его включил загородные демонстрац. участки с живыми растениями. Одновременно с апр. 1918 товарищ пред. Совета по делам учёных учреждений Наркомата земледелия. Организовал при нём и возглавил культ.-просвет. отдел, задачей к-рого стала пропаганда с.-х. знаний. Редактировал все издания отдела, был автором мн. книг, выпущенных с целью помощи хоз. восстановлению страны: «Почва» (1922), «Известь в природе и технике» (1924).

Продолжал преподават. деятельность, в т. ч. на Высших пед. курсах при Петрогр. с.-х. ин-те (проф. с 1924). Одним из первых в России высказал идею использования кино в уч. целях. Опубликовал мемуарные очерки об А. И. Ульянове и В. Г. Короленко. Посмертно издана автобиография, кн. Н. «Тюремные Робинзоны» (1926) для читателя-подростка, повествующая о победе человеческого духа над экстремальными обстоятельствами.

Соч.: Итоги 15-летней деятельности Подвижного музея, СПБ, 1909; Путеводитель по Шлиссельбургу, М. - П., 1923; Экскурсия в сельское хозяйство. Л., 1925.

Лит.: Фигнер В. H., M. В. Новорусский, Поли, собр. соч., т. 4, М., 1932; Смирнов В., Шлиссельбургский Робинзон, Л., 1990. О. А. Сайкин.

НОВОСИБИРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

НОВОСИБИРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ - осн. в 1959 как органич. часть Новосиб. науч. центра Сиб. отделения АН СССР. Осн. принцип организации уч. процесса - интеграция уч. и Н.-и. работы студентов (в 1962 создан Н.-и. сектор; в 1987 преобразован в Н.-и. часть).

Система обучения с нач. 90-х гг. разделена на 2 части: 1-4-е курсы - бакалав-риат, 5-6-е - магистратура. В ун-те преподают науч. сотрудники Сиб. отделения; студенты 4-6-х курсов включаются в исследоват. работу академич. НИИ. Становление и развитие ун-та связаны с деятельностью академиков М. А. Лаврентьева, С. Л. Соболева, И. Н. Векуа, С. Т. Беляева, В. А. Коптюга, А. П. Деревянко, В. Е. Накорякова, Ю. Л. Ершова и др. Ун-т работает в контакте с общеобразоват. школой. В 1963 Лаврентьевым организована специализи-ров. школа-интернат физ.-мат. и хим.-биол. профиля (в нач. 90-х гг. через систему шк. районных и областных олимпиад в ун-т принимается до 500 учащихся ст. классов со всей азиатской части России). В 1986 на базе этой школы-интерната организован специализиров. уч.-науч. центр ун-та. При ун-те действует заочная школа для старшеклассников с отделениями: физ.-мат. (1968), хим. (1976), биол. (1977), экономическим (1980). В 1991 на базе политехникума организован Высш. колледж информатики ун-та. Работают ФПК вузовских преподавателей математики и физики (с 1967).

В составе ун-та (1994): 7 ф-тов - физ., механико-матем., естеств. наук, геолого-геогр., гуманитарный, экон., философский; св. 70 кафедр; Бурятский филиал (с 1992), НИИ матем.-информац. основ обучения (с 1991), Технопарк, ВЦ; изд-во; ряд лабораторий; Центр новых информац. технологий в сфере образования и науки высш. школы России (с 1992); б-ка (св. 500 тыс. тт.).

В ун-те обучается ок. 4 тыс. студентов, работает ок. 800 профессоров и преподавателей, в т. ч. св. 50 акад. и ч.-к. РАН, 4 члена РАО, члены Академии техн. наук и др. академий Рос. Федерации. Издаёт науч. и уч.-метод. лит-ру. С 1963 выпустил св. 17 тыс. специалистов.

А. А. Никитин.

НОГМОВ ШОРА БЕКМУРЗОВИЧ

НОГМОВ ШОРА БЕКМУРЗОВИЧ - [1794, по др. данным, 1800 или 1801, аул Кошево (ныне не существует), близ Пятигорска, - 10(22).6.1844, С.-Петербург], первый кабард. учёный и просветитель. Окончив медресе (1818), отказался от духовного звания. Служил в рус. армии (штабс-капитан, 1844). Преподавал рус. и тур. языки в аманатской школе в Нальчике (1828-29). Выступил одним из инициаторов создания нац. кабард. школы. Просвещение связывал с тесным сближением кабард. и рус. народов. Считал необходимым изучение учащимися родного и рус. языков. Впервые разработал кабард. алфавит. В 1840 составил рукопись учебника «Нач. правила аты-хейской грамматики» (с алфавитом на рус. графич. основе), а в 1843 её исправленный вариант - «Нач. правила кабард. грамматики» (алфавит на араб. основе; кабард. слова и фразы снабжены рус. транскрипцией; не окончен). Автор рукописных «Краткого букваря кабард. языка» (не сохранился) и кабард.-рус. словаря. Гл. труд Н. «История ады-хейского народа» (1-е отд. изд. на рус. яз. - 1861) - первое произв. кабард. литры, получившее междунар. известность. Переводил произв. рус. и др. писателей на кабард. язык.

Соч.: Филол. труды, подготовил к печати Г. Ф. Турчанинов, т. 1-2, Нальчик, 1956-58; История адыхейского народа, сост. по преданиям кабардинцев, (вступит, ст. Т. X. Кумыко-ва), Нальчик, 1982.

Лит.: Ш. Б. Ногмов (1844-1944), Нальчик, 1944; К а с у м о в А. X., Новые док-ты к биографии Ш. Б. Ногмова, «УЗ Каб.-Балк. НИИ», 1960, т. 17; Т p с с к о в И., Этюды о Ш. Ног-мове, [Нальчик, 1974]. А. С. Кишев.

НОЙКОВ ПЁТР МИХАЙЛОВ

НОЙКОВ ПЁТР МИХАЙЛОВ (27.4.1869, Ямбол, - 18.8.1921, Панагюриште), болг. педагог, создатель науч. школы. Учился в Лейпцигском ун-те, где в 1898 защитил докторскую дисс., посвящённую пед. идеям Ж. Ж. Руссо. В 1899-1900 учитель 1-й муж. гимназии в Софии. Доцент (1900), проф. (1905), зав. кафедрой педагогики (1910-20), декан ист.-филол. ф-та (1911-12, 1914-15) Софийского ун-та. Автор первого университетского курса, систематизировавшего достижения в области теории и практики образования в Болгарии. Подготовил св. 30 ориг. уч. курсов по широкому кругу проблем общей теории образования, дидактики, методики, истории педагогики, сравнит, педагогики, возрастной психологии и др.

H последовательно отстаивал идею нац характера образования и его институтов Согласно H, образование включает в себя два компонента универсальный и национальный, причем последний определяется конкретным ист. развитием каждой нации Соединение универсальных идеалов с нац особенностями обусловлено, по H, необходимостью воспитывать у молодых людей чувство принадлежности к своему народу

В центре исследований H - проблемы активного обучения По H, активность охватывает интеллект, волю и эмоции, к-рые могут продуктивно взаимодействовать Активность - это и процесс создания новых идей и образов В этих рассуждениях заметно влияние В Вундта (его лекции H посещал в Лейпцигском ун-те) и его теории апперцепции

Для осуществления своих идей H разработал подробный у ч план, предусматривавший тесную связь между теоретич. подготовкой педагогов и шк практикой Предполагалось открыть при ун-те 2 ср школы (для мальчиков и девочек), где студенты проходили бы практику Эта идея была частично реализована в 1923, когда при показательной ср школе в Софии открылся пед.ин-т

Соч: Учение за активного образование, Пловдив, 1906, Педагогията на Л H Толстой, в сб Годишник Соф ун-та, ист. -филол. ф-т, 1910, в 5 (за 1908-1909), № 1, Поглед верху развитието на българското образование до Паисия, София, 1925, Поглед верху развитието на българското образование от Паисия до края на XIX въек, София, 1926

Лит: Андреева Р, Профессор док тор Петер Михайлов Нойков Живот и научна дейност, София, 1937, Атанасов Ж, Петр Нойков, «Перспективы», 1991,] 3

Г А Касеин

НОКС ДЖОН

НОКС ДЖОН (1505 или ок 1514, близ Хаддингтона, - 24 11 1572, Эдинбург), деятель Реформации, основатель шотл пресвитерианской церкви, педагог Образование получил в шотл ун-те Св Эндрю (по др. сведениям, в ун-те Глазго) В 30-х гг. священник, частный учитель В 40-х гг. примкнул к протестантам, с 1554 в эмиграции (Швейцария) Вернувшись в 1559 в Шотландию, развернул пропаганду кальвинизма, к-рый в 1560 был объявлен гос. религией Основы организации реформиров церкви H изложил в «Книге дисциплины» (1560), в к-рой также наметил план создания нац системы образования По плану предполагалось осуществление всеобщего образования, обеспеченного созданием единых шк систем В мелких населенных пунктах H намечал устроить приходские школы, в каждом городе - по одной грамматич. школе, а в каждом крупном городе - колледжи общего образования (arts Colleges) Обучением в ун-тах, по мысли H, должны быть охвачены все, кто проявил способность к высш. образованию Проект H предусматривал тесную связь между отд. ступенями школы (от начальной до ун-та), перевод учащихся из одной ступени в другую должен был осуществляться на основании отзывов учителей и переводных экзаменов H считал необходимым взаимодействие школы и церкви по плану в школах вводилось обязат религ. обучение, церковь должна была финансировать шк систему, оплачивать обучение детей из бедных семей Для введения реформы требовались значит. средства, к-рые H предлагал конфисковать у като-лич церкви Дворянство, рассчитывавшее на те же средства, воспротивилось реформе В результате шотл парламент не одобрил «Книгу дисциплины» и проектируемую H шк систему Тем не менее пед.идеи H оказали существенное влияние на развитие шотл школы, благодаря к-рому в Шотландии сложилась более демокр система образования, чем в Англии

Соч: The history of the Reformation m Scotland, v l-2, L, 1949, Brief Exhortation to England The book of disciphne, L, 1960

Лит: Brown P H, John Knox, A bio-graphy, v 1-2, L, 1895, S i m o n J, Education and society m Tudor England, Camb, 1966

В II Лапчинская

НОЛЬ ГЕРМАН

НОЛЬ ГЕРМАН (7.10.1879, Берлин, - 26.9.1960, Геттинген), нем философ и теоретик педагогики Учился в Берлинском ун-те, в частности у Ф Паулесена и В Дильтея Преподавал в Йенском унте (с 1908) В 1920-37 и 1945-19 проф. Геттингенского ун-та Наряду с Э Шпран-гером и Т Литтом ведущий представитель т и университетской педагогики Один из инициаторов и теоретик движения реформаторской педагогики в Веймарской республике (кн «Педагогическое движение в Германии и его теория», «Die Padagogische Bewegung in Deutschland und ihre Theorie», в кн «Handbuch der Padagogik», Bd l, 1933) Разделял идеи «философии жизни» Дильтея, стремился перенести их в педагогику, трактуя ее как науку о развитии человеческого духа Философия и эстетика служили для H предпосылками развития пед.теории и осмысления пед.деятельности H выступал вместе с тем за «автономию педагогики» С позиций феноменологии H обосновывал пед.процесс, пед.общение как средство познания ребенка, привлекая внимание к воспитат. проблемам Признавая необходимость систематизации филос, психол, социологич.и др. знаний о человеке, H подчеркивал важность развития собственно пед.учения о человеке Эти позиции отражены в «Пед.энциклопедии» («Handbuch der Padagogik») в 5 тт, изданной совм. с Л Паллатом в 1928-33 Решающим считал биол.природу человека, т и жизненный слой личности, в к-ром видел основу всех ее душевных свойств Задачу педагогики он усматривал в определении возможностей и степени вмешательства с целью внесения коррективов для ликвидации отклонений от предопределенных свыше «ритма жизни», характера человека и т. д. Образование понимал как «преобразование объективного содержания культуры в субъективное восприятие посредством стихийной духовной деятельности педагога» Большое значение придавал жизненному опыту ребенка и считал главным для воспитателя умение его анализировать Сила человека, по Н, в богатстве жизненного опыта, к-рый должен быть в школе упорядочен, систематизирован, понятийно расчленен К решению этих задач сводится проблема обучения Концепции Н оказали большое влияние на развитие педагогики в ФРГ

Соч: Charakter und Schicksal, Fr /M, Die sittlichen Grunderfahrungen, Fr /M, Erziehersgestalten, Gott, 1958

Лит: Blochmann E, H Nohl m der padagogischen Bewegung seiner Zeit, Gott, [1969] T Ф Яркина

НОРВЕГИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НОРМАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ

НОРМАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ - уч. заведения, готовящие учителей для школ разл. ступеней. Как тип пед. уч. заведения впервые созданы в Австрии во 2-й пол. 18 в. по инициативе Фельбигера. В кон. 18 в. Н. ш. появились во Франции, а в 19 в. получили распространение и в англосаксонских странах, где позднее стали называться учительскими или пед. колледжами. Действуют во Франции, Бельгии, Люксембурге, франц. р-нах Швейцарии и Канады, в большинстве стран Лат. Америки, в ряде африканских.

Во Франции до нач. 90-х гг. 20 в. существовало 2 типа Н. ш. -начальные, готовящие учителей нач. школ, и высшие, предназначенные для подготовки преподавателей ср. уч. заведений. По закону 1879 в каждом департаменте открывались 2 нач. Н. ш. (мужская и женская), куда принимались по конкурсу лица с неполным ср. образованием. С 60-х гг. 20 в. практиковался приём учащихся, окончивших полную ср. школу. Учащиеся жили, как правило, в интернатах и находились на гос. обеспечении. Распорядок работы нач. Н. ш., сроки обучения, уч. планы и программы менялись, но гл. внимание неизменно уделялось конкретной проф. подготовке будущего учителя, дисциплинам психологопед, цикла, пед. практике, частным методикам. С нач. 90-х гг. в связи с созданием во Франции Университетских ин-тов по подготовке учителей началась ликвидация нач. Н. ш.

В высшие Н. ш. (во Франции их 5) принимаются на основании жёстких конкурсных экзаменов лица, окончившие подготовит, классы. Срок обучения - 3-4 года. Студенты готовятся к сдаче экзаменов на звание агреже по осн. предметам гуманитарного и естеств.-матем. циклов. Наибольшей известностью пользуется осн. в 1795 Парижская высшая нормальная школа, где лекционные курсы ведут крупнейшие учёные страны.

В Бельгии Н. ш. организованы аналогично франц. начальным. Преподавателей неполной ср. школы выпускают 2-летние Н. ш., куда принимаются лица с полным ср. образованием. В таких Н. ш. имеются ф-ты родного языка и лит-ры, иностр. яз., математики и физики, географии и естествознания, физич. и худож. воспитания.

В странах Лат. Америки в Н. ш. принимаются выпускники нач. школ. Срок обучения - 5-6 лет (3 года - общеобразоват., 2-3 года - проф. подготовка). В нек-рых странах Лат. Америки существуют специальные Н. ш. для подготовки учителей сел. школ или преподавателей проф.-тех. уч. заведений. Б. Л. Вульфсон.

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НУРМИНСКИЙ СЕРГЕЙ АНДРЕЕВИЧ

НУРМИНСКИЙ СЕРГЕЙ АНДРЕЕВИЧ - [13(25).9.1839, с. Владимирское, ныне в Горномарийском р-не Республики Марий Эл, - 26.12.1914 (8.1.1915), Казань], деятель нар. образования, просветитель мар. народа, литератор, этнограф. Окончил Казанскую духовную академию (1864). Был смотрителем и учителем в Николаевском духовном уч-ще в Самарской губ. Инспектор (с 1870) и директор (с 1874) нар. уч-щ Вятской губ.; директор Самарской учительской семинарии (1884-88), Вятской гимназии (1888-1903).

Содействовал созданию и расширению сети школ в мар. селениях, пропагандировал шк. обучение в выступлениях перед крестьянами. Осн. внимание уделял небольшим по числу дворов сёлам со смешанными школами, значительно увеличил охват шк. обучением мар. девочек. С целью подготовки преподавателей для сёл с мар. населением привлекал к обучению в учительских семинариях лучших учащихся-мари; использовал уездные собрания учителей, на к-рых практиковал показат. уроки, разборы учебников и методик преподавания. Пропагандировал систему классного обучения К. Д. Ушинского. По инициативе Н. в Вятке было создано земское «Уч-ще для распространения с.-х. и техн. знаний и приготовления учителей» (1872, с 1880 реальное уч-ще).

Сыграл Значит. роль в формировании методики одновременного обучения грамоте мар. учащихся на родном и рус. языках по звуковому методу (в сочетании с письмом). Предложил усовершенствовать мар. алфавит, совм. с Н. Ивановым разработал «Букварь для нач. обучения черемисских детей русской грамоте» (1873) с орфографией, приближенной к русской, в к-ром использовал метод. идеи Ушинского. Общие проблемы развития шк. дела в регионах с нерусским населением тесно связывал с улучшением экон. условий быта («Инородческие школы», журн. «Православное обозрение», 1864, т. 14, N 7-8). В качестве гл. требований к учителю выдвинул наличие доверия к нему со стороны общины, знание местного языка и культурных традиций. Высказался за первонач. обучение чтению на родном языке (с использованием рус. алфавита), создание рус. грамматик на языках нерусских народов. Предложил включить в число нач. дисциплин природоведение, преподаваемое в комплексе с анализом местных верований.

Выступил инициатором издания в Вятской губ. книг на мар. языке. Способствовал становлению мар. худож. лит-ры (ист.-этногр. соч.). Автор статистич. обзоров, в т. ч. кн. «Грамотность населения Вятской губ. на 1883» (1887), «Нар. уч-ща в Вятской губ.», в кн.: «Столетие Вятской губ. 1780-1880» (т. 2, Вятка, 1881).

Лит.: История Вятской гимназии за 100 лет ее существования, сост. М. Г. Васильев, Вятка, 1911; Васи и К. К., Коробов С. А., Рейнфельдт Б. К., Из истории развития фил ос. и обществ.-полит. мысли в Марийском крае (доокт. период), Йошкар-Ола, 1966; Степанов А. Ф., Просветитель С. А. Нурминский, Йошкар-Ола.

А. Ф. Степанов.

Предыдущая страница Следующая страница