Российская педагогическая энциклопедия
Статьи на букву "О" (часть 2, "ОДА"-"ОРИ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "О" (часть 2, "ОДА"-"ОРИ")

ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОДЕССКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. И. И. МЕЧНИКОВА

ОДЕССКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. И. И. МЕЧНИКОВА - осн. в 1865 по инициативе Н. И. Пирогова на базе Ришельевского лицея (1817) как Новороссийский ун-т (единственный на Ю России) Имел ист. -филол, физ.-мат, юрид и (с 1890) мед ф-ты Крупный науч. центр. здесь работали Мечников, И М Сеченов, А О Ковалевский, Н Д Стражеско, Н Д Зелинский, Н А Умов, Г И Танфильев, H H Ланге и др. ученые В 1867-1919 издавались «Записки» До 1917 ун-т окончило ок 6 тыс чел Выпускниками ун-та были А А Богомолец, А М Панкратова, Н Нариманов, С Ю Витте, Н Ф Гамалея, Г М Фихтенгольц, Д И Заболотный, В М Хавкин, Н И Андрусов, среди студентов - А Е Ферсман, Г А Гамов

В 1920 реорганизован в ряд вузов, среди к-рых Ин-т нар. образования - ИНО (после ряда преобразований - совр. Одесский пед. ин-т им. К. Д. Ушинского). В 1933 ун-т восстановлен как Укр. ун-т (в составе 3 ф-тов) и получил название Одесский (с 1945 имени Мечникова). В 1941-45 находился в г. Байрам-Али (Туркмения). С ун-том связана деятельность А. Г. Готалова-Готлиба, А. Н. Криштофовича, Л. С. Ценковско-го, А. А. Вериго, В. И. Липского, А. М. Ляпунова, В. П. Филатова, А. Н. Фрум-кина и др. учёных, создавших крупные науч. школы. В составе ун-та (1995): 3 ин-та - юрид., матем., социальных наук; 7 уч. ф-тов - геол.-геогр., филол., романо-герм. филологии, ист., физ., хим., биол.; аспирантура (с 1945) и докторантура (с 1989); НИИ - физики, физич. химии; физики горения; астрономич. обсерватория (осн. в 1870); ботанич. сад (осн. в 1867); ряд Н.-и. лабораторий; Вычислит, центр; б-ка (осн. в 1817; св. 3,5 млн. ед. хранения); св. 70 кафедр. Издаются сборники научных трудов. В 1993/94 уч. г. обучалось св. 10 тыс. студентов. В ун-те занято св. 2 тыс. преподавателей и науч. сотрудников, в т. ч. 120 деров наук. К нач. 90-х гг. ун-т подготовил св. 50 тыс. специалистов.

И. П. Зелинский.

ОДНОКЛАССНЫЕ НАЧАЛЬНЫЕ УЧИЛИЩА

ОДНОКЛАССНЫЕ НАЧАЛЬНЫЕ УЧИЛИЩА - в России 19 - нач. 20 вв. уч. заведения, дававшие элементарное образование. Проект создания О. н. у. был разработан в док-тах МНП: Положении о двухклассных и одноклассных уч-щах (1869) и инструкции для двухклассных сел. уч-щ (1875). Положение 1869 предоставляло МНП право открывать на основании «приговоров» сел. общин в наиб. крупных селениях земских губерний «образцовые» уч-ща, в основном одноклассные со сроком обучения не менее 3 лет, с одним учителем. Сел. общины обязывались содержать О. н. у. за свой счёт, а МНП - оплачивать учителей и снабжать уч-ща учебниками и уч. пособиями. Управление О. н. у. осуществлялось попечителями уч. округа, директорами и инспекторами нар. уч-щ. Изучаемые дисциплины: рус. язык с чистописанием, арифметика, закон Божий. Согласно инструкции МНП 1875, «образцовые» уч-ща должны были предоставить сел. населению возможность получить нач. образование «в более полном и законченном виде», чем в др. сел. нач. уч-щах. Однако в земских губерниях сел. общины отдавали предпочтение земским школам. С 1884 О. н. у. стали открываться также Ведомством православного исповедания. Лит.: Чехов Н. В., Нар. образование в России с 60-х годов XIX в., М., 1912, с. 150-51; Константинов Н. А., Струмин-с к и и В. Я., Очерки по истории нач. образования в России, M., с. 169-71; Шама-х о в Ф. Ф., Нар. образование в Зап. Сибири в конце XIX - первые годы XX вв., «Уч. зап. Томского пед. ин-та», 1957, т. 16; Очерки истории школы и пед. мысли народов СССР. Конец XIX - начало XX вв., М., 1991, с. 100-02.

ОДОЕВСКИЙ ВЛАДИМИР ФЁДОРОВИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОЖЕГОВ СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ

ОЖЕГОВ СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ - [10(23).9.1900, пос. Каменное Тверской губ., ныне г. Кувшиново Тверской обл., - 15.12.1964, Москва], языковед, лексиколог, лексикограф, дер филол. наук (1958), проф. (1961). Окончил ф-т языкознания и материальной культуры ЛГУ (1926); ученик Б. М. Ляпунова, В. В. Виноградова, Л. В. Щербы. Преподавал во мн. вузах, в т. ч. в Ленингр. пед. ин-те им. М. Н. Покровского (1931-32), ЛГПИ (1932-36), МИФЛИ (1937-41), МГПИ (1942-44), МГУ (1942-56) и др., а также на общеобразоват. курсах для взрослых. Одновременно работал в Ин-те языка и мышления АН СССР (1934- 1936, Ленинград), с 1936 - в Ин-те языка и письменности АН СССР (Москва). Организатор и руководитель (1952-64) сектора (затем отдела) культуры речи Ин-та рус. языка АН (ныне Ин-т рус. языка РАН).

Осн. труды по лексикологии и лексикографии, социолингвистике, орфографии и орфоэпии, теории и практике культуры речи, истории рус. лит. языка. Один из основоположников и теоретиков нач. нормализации рус. языка в совр. период. В течение 13 лет (с 1927) занимался подготовкой (как один из осн. авторов-составителей, а с 1936 - руководитель издания, помощник гл. редактора) «Толкового словаря рус. языка» (т. 1-4, 1935-40, под ред. Д. Н. Ушакова).

Широкую известность и признание получил гл. труд О. -однотомный «Словарь рус. языка» (1949, 1990-9123). Он был задуман первоначально как краткая переработка словаря под ред. Ушакова. Однако в процессе работы составителю пришлось решать мн. принципиальные проблемы, связанные со стилистич. квалификацией лексики и фразеологии, структурой значений (толкований) слов, отражением многозначности и омонимии, частичным гнездованием, подбором иллюстративного материала (речений), об овлением и пополнением словника и др. Всё это придало однотомному словарю своеобразие и неповторимость. В 1-м изд. словарь содержал 50 тыс. слов, в 6-м (1964, последнее, прижизненное) - ок. 53 тыс. О. постоянно дополнял и перерабатывал свой словарь, стремясь как можно лучше отразить в его рамках совр. лит. словоупотребление, совершенствуя его как пособие по повышению речевой культуры. Строго нормативный словарь О. стал базой для создания кратких и учебных словарей совр. рус. языка; его словник лёг в основу мн. рус.-нац. и нац.-рус. словарей. 1-е и 2-е изд. словаря О. вышли под ред. акад. С. П. Обнорского (1949, 1952); начиная с 9-го изд. (1972) словарь выходил под ред. проф. Н. Ю. Шведовой, словник его увеличился до 70 тыс. слов. В 1990 АН СССР присудила словарю премию им. А. С. Пушкина.

На основе 23-го изд. словаря 1991 был подготовлен однотомный «Толковый словарь рус. языка» О. и Шведовой (1992), к-рый содержит ок. 80 тыс. слов и фразеологич. выражений и, по мнению ряда специалистов, во многом отступает от принципов, сформулированных самим О. в ст. «О трех типах толковых словарей совр. рус. языка» (ВЯ, 1952, № 2). Это касается состава словника, характера толкований однотипного материала, отношения к ненормативной лексике и фразеологии и др. Судьба новых изданий ожеговского словаря вызвала обеспокоенность науч. общественности.

О. был членом редколлегий «Словаря совр. рус. лит. языка» АН СССР в 17 тт., «Орфографич. словаря рус. языка» АН СССР (1956), редактором словарей-справочников «Рус. лит. произношение и ударение» (1955), «Правильность рус. речи» (1962). Основатель и гл. редактор непериодич. сб-ка «Вопросы культуры речи» (в. 1-6, М., 1955-65) и др. Участвовал в составлении «Словаря к пьесам А. Н. Островского» (в соавторстве с Н. С. Ашукиным и В. А. Филипповым; подготовлен к печати в 1948, но не вышел в свет из-за вмешательства офиц. гос. инстанций). Репринтное изд. осуществлено в 1993.

О. активно участвовал в обществ. дискуссиях о языке и культуре речи в периодике, выступал с беседами и лекциями; был одним из организаторов популярной воскресной радиопередачи о рус. языке «В мире слов» (с 1962).

Соч.: Лексикология. Лексикография. Культура речи, М., 1974.

Лит.: Реформатский A. A., Памяти С. И. Ожегова (1900-1964), «Вопросы культуры речи», 1965, в. 6; его ж е, С. И. Ожегов. [Некролог], «Изв. АН СССР. Серия лит-ры и языка», 1965, т. 24, в. 2; Список осн. печатных работ С. И. Ожегова, «Вопросы культуры речи», 1966, в. 7; Г p а у д и и а Л. К., С. И. Ожегов, «Рус. речь», 1980, №5; Скворцов Л. И., С. И. Ожегов, М., 1982; С. И. Ожегов, К 90-летию со дня рождения, «Рус. речь», 1990, №4; Журавлев А., Нужны ли соавторы Ожегову?, «Кн. обозрение», 1993, 29 июля; Панфилов А., Пристройка к памятнику, «Независимая газета», 1994, 21 янв.

Л. И. Скворцов.

ОЗБЕЛ ДЕЙВИД ПОЛЬ

ОЗБЕЛ ДЕЙВИД ПОЛЬ (р. 25.10.1918, Нью-Йорк), амер. психолог, один из ведущих представителей когнитивной психологии. Окончил Пенсильванский ун-т (1938), в 1950 защитил докторскую дисс. по возрастной и пед. психологии в Колумбийском ун-те. Работал в Между нар. госпитале Гувернера (1943-44), Гос. госпитале Буффало (1947-48). Проф. Иллинойсского ун-та (1950-66), Ин-та по изучению проблем образования (Онтарио; 1966-77), Ун-та в г. Нью-Йорк (CUNY; с 1977). В области пед. психологии О. разработана теория осмысленного вербального обучения, основанная на необходимости понимания учеником изучаемого материала. О. различает два способа организации уч. процесса: обучение через открытие (проблемное) и рецептивное обучение (восприятие учащимися готовой информации). По мнению О., вербальное рецептивное обучение, осн. видом к-рого является обучение в процессе чтения текста, - наиб. распространённый и естеств. способ обучения. При условии наличия внутр. смысловых связей в изучаемом тексте, доступности материала для учащегося и определённой мыслит, работе со стороны последнего вербальное рецептивное обучение является осмысленным. Для объяснения психол. механизмов осмысленного обучения О. вводит понятие когнитивной структуры - иерархически организованной системы понятий учащихся, приобретённых ими в прошлом опыте. При осмысленном обучении новые знания становятся частью когнитивной структуры, чего не происходит при механич. заучивании.

Эксперим. исследования О. в области возрастной и пед. психологии затрагивают вопросы повышения дидактич. эффективности шк. обучения, развития личности в норме и патологии, межличностные отношения школьников и т. д. О. принадлежит попытка теоретич. анализа понятия «когнитивный стиль» и систематизации исследований в данной области. Работы О. содержат богатый фактич. материал и освещают ряд теорий обучения и развития.

Соч.; Theory and problems of adolescent development, N. Y., 1954; The psychology of meaningful verbal learning, N. Y. - L., 1963; Learmng theory and classroom practice, [Toronto], 1967; Educational psychology. A cognitive view, N. Y. - [a. o.], 1968; School learning: an introduction to educational psychology, N. Y., [1969] (with F. G. Robinson); Theory and problems of child development, N. Y. - L. (with E. U. Sullivan). T. H. Брусенцова,

ОКОНЬ ВИНЦЕНТЫ

ОКОНЬ ВИНЦЕНТЫ (р. 22.1.1914, Хоенец), польск. педагог и психолог, д. ч. Польск. АН (1973). Окончил Лод-зинский ун-т (1946; дер философии с 1948). Проф. Варшавского ун-та (с 1956), декан пед. отделения (1958-60) и зав. каф. дидактики там же. В 1961-72 директор Ин-та пед. исследований, с 1975 пред. К-та пед. наук Польск. АН. Редактор ряда изданий польск. пед. периодики. В дидактике (О. склонен рассматривать её как часть общей теории воспитания) исследовал фундам. закономерности процесса обучения как «союза преподавания и учения», как совм. деятельности педагогов и учащихся, в к-рую включены содержат, компоненты образования и организующая его среда. Задача дидак-тич. анализа, по О., состоит в рациональном отборе (в соответствии с возможностями учащихся) содержания образования и применении адекватных методов, средств и форм обучения (кн. «Процесс обучения», 1954; рус. пер. 1962). Одним из первых начал разработку теории проблемного обучения («Основы проблемного обучения», 1964; рус. пер. 1968). Итоги многолетнего труда в этой области подведены О. в кн. «Введение в общую дидактику» (1987; рус. пер. 1990), в к-рой рассмотрены с позиций комплексного подхода история и совр. тенденции дидактич. исследований. Автор работ по теории организации образования, в т. ч. общего, истории школы и психол. пед. теории, а также по проблемам педагогики высш. школы. Автор «Пед. словаря» («Slownik pedagogiczny», 1975,). Соч.: Proces nauczania, Warsz.; Podstawy wyksztafcenia ogolnego, [Warsz.], 1967; O post§pie pedagogicznym, Warsz., 1970; Eie-menty dydaktyki szkofy wyzszej, Warsz., [1971]; Zarys dydaktyki ogolnej, Warsz.; Szkola wspolczesna. Przemiany i tendencje rozwojowe, Warsz., 1979. B. M. Шетэля.

ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОЛИМПИАДЫ ПРЕДМЕТНЫЕ

ОЛИМПИАДЫ ПРЕДМЕТНЫЕ - соревнования школьников по общеобразоват. предметам, способствующие повышению интереса к изучению шк. дисциплин, выявлению талантливых учащихся. О. позволяют учащимся проверить и критически оценить свои возможности, определиться в выборе дальнейших путей своего образования. Проводятся О. школьные, районные, городские, областные, в масштабе страны и международные. В О. принимают участие школьники с 4-го кл., но наиб. часто организуются О. для старшеклассников.

О. проводятся органами образования, РАО, РАН и при участии др. науч. и обществ. орг-ций. В оргкомитет О. входят учителя общеобразоват. школ, преподаватели вузов, сотрудники Н.-и. учреждений. Предметные комиссии разрабатывают вопросы для О., метод. рекомендации и анализируют результаты. Победители О. награждаются дипломами (в нек-рых вузах 1-я и 2-я степени дают абитуриентам преимущество при поступлении).

Наиб. распространены в Рос. Федерации матем., физ. и хим. О. Участникам предлагаются задачи с использованием общепрограммных понятий и теорем, но предпочтение при ответе отдаётся оригинальной идее решения с чётким её обоснованием, выбору оптимального метода выполнения задания, аргументиров. выводам. На О. по биологии юные натуралисты представляют жюри подготовленные в процессе исследоват. и опытнич. работы (в кружках, трудовых объединениях, на уч.-опытных участках и т. п.), гербарии, коллекции, дневники наблюдений и т. д. Учащимся младшего и среднего шк. возраста предлагаются задачи по биологии, ботанике, зоологии, охране окружающей среды; старшеклассникам - по анатомии и физиологии человека, гигиене, молекулярной биологии, генетике и др. О. по рус. языку и литературоведению включают задания по лингвистике и лит-ре, написание сочинений, рецензий и т. п. О. по истории проводятся в форме письменных работ и защиты рефератов. Осн. требования к участникам: актуальность темы, обоснованность её выбора, ясность и чёткость формулировок. К спорт. О. относятся соревнования по разл. видам дет. и юношеского спорта, по туризму (в т. ч. проводятся «Малые олимпийские игры», спартакиады школьников и др.). Организуются также О. юных краеведов и др. Результаты О., тексты задач с решениями, метод. рекомендации публикуются в журн. «Квант», «Математика в школе», «Физика в школе» и т. п., а также в спец. сборниках. Г. И. Репринцева.

ОЛЬДЕНБУРГИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОНТОГЕНЕЗ

ОНТОГЕНЕЗ (ontos - сущее и genesis - рождение, происхождение), процесс развития индивидуального организма от его зарождения до смерти Термин предложен в 1866 нем биологом Э Геккелем, противопоставлявшим его филогенезу - процессу формирования нек-рой систематич.группы, напр. биол.вида Геккель считал, что индивидуальное развитие протекает в соответствии с биогенетическим законом, т с О представляет собой сокращенное воспроизведение филогенеза Впоследствии взгляды ученых на соотношение этих процессов претерпели изменения В совр. биологии изменения организма в ходе О трактуются как происходящие под влиянием среды, однако реализующиеся на основе генетически запрограммиров информации

Влияние биол.теорий и терминологии оказалось весьма существенным для становления психол. -пед.наук Так, сформулированный Геккелем биогенетич. закон был в кон. 19 - нач. 20 вв экстраполирован на становление человеческой психики (Г С Холл, II П Блонский и др) Термин «О » также был привнесен в психологию и педагогику, где им с кон. 19 в стали обозначать процесс индивидуального развития психики В этом значении О практически оказался ограничен нач. этапом становления личности, т с детством, и не включает зрелые годы, в к-рые личность не претерпевает столь существенных изменений Изучение О стало центр задачей дет психологии В отеч. науке 20 в утвердилось представление, согласно к-рому осн. содержание О составляют предметная деятельность и общение ребенка (прежде всего совм. деятельность и общение со взрослым) В ходе интериоризации ребенок «присваивает» социальные, знаково-сим-волич структуры и средства этой деятельности и общения, на основе чего формируются его сознание и личность Т о, центр моментом О человека выступает не созревание организма, а социально обусловленное формирование психики, сознания, личности в условиях воздействия со стороны разл. институтов социализации

Лит: ЗапорожецА В, Осн. проб лемы онтогенеза психики, вкн Гальпе ринП Я, ЗапорожецА В, Кар и о в а С H Актуальные проблемы возрастной психологии, M 1978, БожовичЛ И, Этапы формирования личности в онтогенезе, ВП, 1979 №2, ЛеонтьевА Н, Проб лемы развития психики, M Лисина M И, Проблемы онтогенеза общения, M, 1986, ФельдштеинД И, Психология развития личности в онтогенезе M 1989

ОНУШКИН ВИКТОР ГРИГОРЬЕВИЧ

ОНУШКИН ВИКТОР ГРИГОРЬЕВИЧ (р. 4.9.1930, Ленинград, ум. в 1997), педагог, специалист. в области образования взрослых, акад РАО (1993, д ч АПН СССР с 1985), дер экон.наук (1967), проф. (1967) Окончил юрид и экон.ф-ты ЛГУ (1954), в 1957-67 преподавал в нем В 1967 директор Ин-та повышения квалификации преподавателей обществ.наук, в 1967-75 директор исследований Междунар. ин-та планирования образования при ЮНЕСКО (Париж), в 1975-76 проф. ЛГУ, с 1976 директор НИИ общего образования взрослых АПН СССР (ныне Ин-т образования взрослых РАО, С -Петербург) В 1977-90 вице-през Междунар. бюро просвещения ЮНЕСКО Участвовал в работе Междунар. конференции по образованию, 4-й Междунар. конференции по образованию взрослых и др. Изучал вопросы экономики заруб. стран, социально-экон. проблемы науч.-техн. развития, экономики и организации науч. исследований, социально-экон. эффективности образования. Внес большой вклад в исследование концепций высш. образования и непрерывного образования взрослых (в т. ч. и зарубежных), подготовки и повышения квалификации пед. кадров. Многие работы по проблемам высш. образования, в т. ч. университетского, изданы за рубежом, в частности в Париже, Праге и др.

Соч.: Науч.-техн. прогресс и совр. капитализм, М., 1967; Социальный и науч.-техн. прогресс и образование, в кн.: Образование в совр. мире, М., 1986; Теоретич. основы непрерывного образования, М., 1987 (соавт.).

ОПЕКА И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО НАД НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ - дефиниция, логич. приём, с помощью к-рого раскрывается содержание понятия, выявляются существенные признаки объектов, отображаемых в данном понятии. О. называется и результат этого процесса, выраженный в форме суждения. В процессе обучения (шире - в познании) О. используется для установления точного смысла терминов, исходных понятий.

В логике выделяют в качестве наиб. распространённых 2 вида О.: 1) О. через указание на ближайший род и видовое отличие. Это Значит. что в О. необходимо указать класс предметов, к к-рому относится определяемый предмет, и те признаки (один или несколько), к-рые отличают этот предмет от других того же класса. Напр., «дополнением называется второстепенный член предложения, к-рый обозначает предмет и отвечает на вопросы косвенных падежей». Ближайшим родом здесь является класс второстепенных членов предложения, а видовыми отличиями - предметность и косвенный вопрос. 2) Генетич. О. - через описание способа образования определяемого объекта, через указание на порождающие его причины. Так определяются многие физ. и матем. понятия.

Необходимо учитывать след, правила: 1) О. должно быть соразмерным, т.е. определяемое и определяющее понятия должны иметь равный объём. Невыполнение этого правила приводит или к слишком широким, или к слишком узким О. Чтобы О. не было слишком широким, оно не должно охватывать предметы др. класса. Для этого необходимо, чтобы в О. входили все существенные признаки понятия. Напр., О. видимого света только как электромагнитного излучения нарушает это правило, т. к. под такое О. подходят рентгеновские, гамма - и инфракрасные лучи. В этом случае пропущен существенный признак, свойственный именно видимым световым лучам: длина их волны 0,0004 - 0,0008 мм. К слишком узкому О. приводит включение в содержание определяемого понятия признака, существенного не для всех предметов данного вида. Напр., О.

- «сложное вещество - такое, молекулы к-рого состоят из разных атомов, среди к-рых обязательно встречается атом углерода» - ошибочно, т. к. охватывает только органич. вещества. 2) О. должно быть чётким, точным, ясным, свободным от образных метафорич. выражений. 3) О. не должно представлять собой логич. круг, когда одно понятие определяется через другое, а последнее - при помощи первого; это приводит к тавтологии. Напр., О. химии как науки о хим. превращениях является ошибочным, т. к. сами хим. превращения нельзя понять, не определив, что такое химия. 4) Желательно избегать отрицат. О., т.е. указаний только на то, чем определяемый предмет не обладает. В науке отрицат. О. правомерны, если указание на то, чем не обладает предмет, однозначно выделяет его или когда раскрывается содержание отрицат. понятия. 5) Нельзя определять неизвестное через неизвестное.

В практике обучения при разъяснении нового понятия используются не только строго логич. О., но и другие, сходные с О. формы: указание, т.е. разъяснение слова путём включения его в знакомый контекст; описание, т.е. перечисление по возможности всех признаков понятия, и др.

Признавая важную роль О. в познании, обучении, воспитании правильного логич. мышления, не следует превращать использование О. в самоцель. Знание О. не является достаточным критерием качества усвоения, в практике обучения известны факты расхождения между словесным О. понятия и тем реальным значением, к-рое оно приобретает в сознании учащихся. Задача состоит в такой организации уч. деятельности учащихся, при к-рой О. не заучивалось бы механически, а усваивалось в процессе определённых действий с уч. материалом. Такое усвоение О. обеспечивает подлинное овладение им как средством изучения познаваемого объекта.

ОПТИМИЗМ

ОПТИМИЗМ (от лат. optimus - наилучший), мироощущение, в основе к-рого лежит убеждённость в господстве добра в мире, торжестве справедливости и возможности достижения всеобщего счастья. Противоположен пессимизму. Впервые термин «О.» использован для характеристики филос. учения Г. В. Лейбница, утверждавшего, что наш мир «наилучший из всех возможных». Впоследствии О. получил более широкое толкование, отражая общую эмоциональную тональность индивидуального или массового сознания. О. может быть присущ как непосредственно-чувств. мироощущению, так и мировоззрению в целом. О. преобладает в настроениях людей в периоды подъёма общества, расцвета культуры и является стимулом для активного, деятельного отношения их к миру и своей судьбе. Оптимистич. настрой может возникнуть и во время социальных потрясений, помогая их успешно преодолевать. Доминанта О. в обществ. сознании способствует осуществлению социальных преобразований. О. в целом конструктивен, придаёт людям чувство полноты и возвышенности бытия, ассоциируется с переживаниями удовлетворённости, радости, благополучия и счастья. Однако, если он не сопровождается рефлексией, критич. осмыслением действительности, то может принять форму устойчивой психол. установки личности на восприятие только положит. событий. В этом случае в сознании закрепляются разл. иллюзии, дезориентирующие людей и препятствующие принятию своевременных решений, вмешательству в ход обществ. процессов. Обществ. сознание при таком настрое легко поддаётся дезинформации, манипулированию со стороны заинтересованных в этом людей. Прозрение масс, к-рое со временем наступает, неизбежно оборачивается жестоким разочарованием и О. сменяется пессимизмом. Только практич. сдвиги в обществе в сторону конструктивных изменений могут настроить сознание людей на более жизнерадостное видение действительности.

Утопичны и вследствие этого социально опасны представления о том, что можно построить общество, в к-ром исчезнет зло и победит добро. Эти категории - вечные спутники человеческой жизни и коренятся в самом человеке. Только трезвый, реалистич. взгляд на мир, историю и человека обеспечивает людям надёжное будущее, т. к. они психологически подготовлены к жизненным случайностям и неожиданностям.

Оптимистич. мировоззрение играет большую роль в воспитании детей и молодёжи, ибо без веры в добро, справедливость, счастливое будущее невозможно нравств. становление личности. В то же время бесперспективна педагогика, игнорирующая теневые стороны жизни, не понимающая значения в воспитании и самовоспитании личности духовно-нравст. страданий, пережитых событий истории и личной биографии. Только тогда оптимистич. восприятие положительно, когда оно включает в себя готовность человека терпеть и преодолевать тяготы жизни и отражает жизненную стойкость, а не мечтательную настроенность людей. В. Ш. Сабиров.

ОПЫТНО-ПОКАЗАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

ОПЫТНО-ПОКАЗАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ - Наркомпроса РСФСР, уч. -воспитат. учреждения, организованные для разработки форм и методов обучения и воспитания, а также внедрения их в практику массовой школы О.п.у служили гл. базой подготовки и переподготовки учителей и др. работников просвещения, проводили большую культ.-просвет. работу среди населения.

С 1918 О.п.у. начали создаваться как образцы для других учреждений образования Первые попытки организации О.-п.у. предпринимались без общего плана по инициативе отд. групп энтузиастов нар. просвещения С 1919 по предложению II H Лепешинского деятельностью О.-п.у. стал ведать Наркомпрос. О.-п.у. подразделялись на дошкольные, школьные, внешкольные и опытные станции Работой их руководил отдел О.-п.у. , созданный в 1922 при Главсоцвосе

В состав дошкольных О.-п.у. входили дет сады и очаги, дет дома для малышей Здесь началось изучение опыта воспитания дошкольников в группах «продолженного дня» (совр. назв. - «продленный день»), особенностей пед.организации жизни и деятельности детей в условиях города и деревни, совм. работы дет сада и семьи

К школьным О.-п.у. относились школы I и II ступеней, нек-рые из к-рых имели с -х или индустриальный уклон, школы-коммуны (интернатные уч.-воспитат. учреждения), а также дет. городки (объединения дошк. и шк. детдомов или школ). На примере шк. О.-п. у. исследовалась проблема организации трудового обучения в школе, его связи с общеобразоват. предметами.

Опытные станции включали воспитат. учреждения разл. типов (дошкольные, школьные и внешкольные), реже - учительские курсы, пед. техникумы, б-ки, клубы. Их гл. целью было исследование пед. процесса с учётом влияний микросреды, организация системы пед. воздействий на разл. возрастные группы детей и на отд. социальные и проф. группы взрослых. Всего было 11 станций. наиб. Значит. науч. вклад внесли: 1-я (отделения в Москве и Калужской губ.) и 3-я (Гагинская, в Рязанской обл.) опытные станции; биостанция юных натуралистов (руководитель - Б. В. Всесвятский); Школа-коммуна им П. Н. Лепешинского (руководитель - M. M. Пистрак).

Создателем и руководителем 1-й опытной станции был С. Т. Шацкий. С ним работали В. Н. Шацкая, Л. К. Шлегер, А. А. Фортунатов, Е. Я. Фортунатова, Н. О. Массалитинова, М. Н. Скаткин, Л. Н. Скаткин, Н. П. Кузин и др. Станция состояла из 2 отделений (городского - в Москве и сельского - в Калужской обл.), имела 5 дет. садов, 16 школ I ступени, 3 школы II ступени, 2 интерната. Она включала также учреждения по подготовке и повышению квалификации учителей станции, Н.-и. лаборатории по изучению влияния окружающей среды на процесс деятельности педагогов и учащихся, а также отдел распространения пед. опыта. Рекомендации, разработанные сотрудниками станции на основе исследования жизнедеятельности ребёнка на протяжении детства, отрочества и юности в системе у ч.-воспитат. учреждений (дет. сад, школа, клубы, б-ки и т. д.), внедрялись в уч.-воспитат. процесс.

К вспомогательным О.-п. у. относились экскурсионные базы, дет. клубы и др. учреждения, напр. медико-пед. станция, включавшая клинику, музей дет. психологии и дефектологии, дет. дом для умственно отсталых детей, школу, летнюю загородную базу. В О.-п. у. разрабатывались новые уч. программы. «Дни открытых дверей», выставки, публикации в массовой печати делали опыт станции достоянием мн. учителей. Пост. СНК РСФСР от 20 апр. 1937 О.-п. у. были преобразованы в массовые школы.

Лит.: Скаткин Л., Первая Опытная Станция по нар. образованию, в кн.: Этапы новой школы, М., 1923; Авксентьев-с к и и Д. А., Опытные станции Нарком-проса и их будущее, М, 1925; его же, Первая веха. Содержание и методика опытно-пед.работы в учреждениях по социальному воспитанию, М., 1926; Фрадкин Ф. А., Роль опытно-показат. учреждений (ОПУ) в становлении и развитии сов. школы, «Новые исследования в пед. науках», 1966, в. 6; Шацкий

С. Т., Избр. пед. соч., т. 1-2, М., 1980; Очерки истории школы и пед.мысли народов СССР 1917-1941, М., 1980. Ф А. Фрадкин.

ОПЫТ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОРБЕЛИАНИ СУЛХАН САБА

ОРБЕЛИАНИ СУЛХАН САБА - [25.10 (4.11).1658, предположительно, с. Тандзиа, ныне Болнисского р-на Грузии, - 26.1(6.2).1725, с. Всехсвятское, ныне в черте Москвы], груз, просветитель, писатель, учёный, полит. деятель. Воспитывался у своего дяди царя Кахетии Арчила II Воспитатель царя Картли (с 1703) Вахтанга VI. Участник многих его просветительских начинаний: открытия первой в Грузии типографии (1703), создания миссионерских школ и др. Сторонник просвещённого абсолютизма. Считал невежество гл. причиной обществ. зла. В произв. «О мудрости вымысла» (др. назв. «О мудрости лжи»; рус. пер. 1939, 1951, 1959), написанном в форме диспута, провозгласил целью воспитания формирование образованной и высоко-нравств. личности, сознающей свой обществ. долг. Путь к этой цели видел в гармонич. сочетании физич., умственного, нравств. и трудового воспитания. Придавал особое значение природным дарованиям ученика. Вместе с тем подчёркивал важность глубоких знаний и богатого жизненного опыта учителя, нацеливая на передачу их воспитаннику. Это сочинение заложило основы демокр. направления в нац. пед. мысли. Автор религ.-назидат. произв. «Поучение». Составил фундам. «Груз, лексикон», где, в частности, дал толкование мн. пед. понятий, предложил свою возрастную периодизацию. В спец. разделе лексикона «Азбука для первичного обучения отрока» изложил буквослагательный метод обучения грамоте.

Соч.: Собр. соч., т. 1-4, Тб., 1959-66 (на груз, яз.); в рус. пер. - Путешествие в Европу, Тб., 1969.

Лит. - С. С. Орбелиани, 1658-1958. Юбилейный сб, Тб., 1959 Э. К. Лордкипанидзе.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница