Российская педагогическая энциклопедия
Статьи на букву "П" (часть 2, "ПЕД"-"ПЕС")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 2, "ПЕД"-"ПЕС")

ПЕДАГОГИКА ЛИЧНОСТИ

ПЕДАГОГИКА ЛИЧНОСТИ (нем Person-hdikeitspadagogik), течение в нем педагогике, возникшее в кон. 19 в. Гл. представители - Г. Гаудиг, Э. Линде, Э. Вебер важнейшей задачей воспитания считали формирование личности на основе высокоразвитой умственной самодеятельности. В связи с этим особое значение они придавали приучению детей к наиб. рациональным приемам умственного труда II. л. выдвигала требование воспитывать не просто гражданина, а личность, подготовленную к деятельности во всех сферах жизни общества, в т.ч. и в гражданской. Гаудиг особенно настойчиво пропагандировал идею организации шк. обучения, при к-ром учитель видел бы свою задачу не только в передаче знаний учащимся, но и в выработке у воспитанников желания и умения самостоятельно работать, используя многообразные возможности обучения труду. Гаудиг рассчитывал т о воспитать у учеников энергичность, решительность, выдержку, чувство ответственности, т с воспитать деятельную личность, способную преодолеть внутр неудовлетворенность своим положением (с точки зрения сторонников II.Л. - осн. причину обществ.конфликтов). Укреплению самосознания такой личности должны служить «вечные ценности» религия, сознание нац единства, гражданственность и др. Сторонникам II. Л. удалось достаточно детально разработать методику обучения детей рациональным приемам умственного труда, умению вести наблюдения, беседы, излагать содержание прочитанного, самостоятельно готовить доклады. В уч. процессе, организованном в духе теорий II. Л., центр тяжести переносился с деятельности учителя на деятельность ученика Однако ведущая роль педагога сохранялась.

Лит Гаудиг Г, Дидактич. ереси, Каз, 1910, Даденков Н, Новое пед.направле ние в Германии, К, 1912 А И Пискунов

ПЕДАГОГИКА СОТРУДНИЧЕСТВА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ - высшее уч. и науч. пед. учреждение в Петербурге. Создана в 1907 на базе педологич. курсов (осн. в 1904 при Пед. музее Гл. управления воен.-уч. заведений) по инициативе Совета курсов и Лиги образования. По Уставу была автономной оргцией: находилась в ведении непосредственно министра нар. просвещения, про-фессорско-преподават. состав избирался Советом П. а. Первый през. - А. Н. Макаров, вице-през. - M. M. Ковалевский, секр. - А. П. Нечаев; члены Совета: И. М. Гревс, Н. И. Кареев, А. Ф. Лазурский, А. С. Лаппо-Данилевский, С. Ф. Ольденбург, Г. А. Фальборк и др. Принимались лица обоего пола без различия национальности и вероисповедания, имевшие высш. образование (для опытных педагогов допускались исключения). Занятия с первыми 148 слушателями начались 1 окт. 1908. Курс обучения 2 года. Предметы делились на основные (пед. психология, история педагогики, шк. гигиена, школоведение и др.), дополнительные (анатомия, физиология, психология, история философии, история иск-в, история лит-ры и др.) и специальные (методика и история преподавания уч. предметов в школе). Среди преподавателей - И. П. Павлов, И. А. Бодуэн де Куртенэ, В. А. Вагнер, Д. Н. Овсянико-Куликовский и др.

Слушателям предоставлялась возможность для серьёзной науч. работы, изучения передового опыта, для собств. пед. практики. Особое внимание уделялось исследованиям в области эксперим. педагогики и психологии. Концентрируя творческие пед. силы, П. а, выполняла роль науч.-пед. центра. Была установлена тесная связь с лучшими петерб. школами, опытные педагоги-методисты преподавали в П. а. В 1910 при П. а, была открыта эксперим. школа, преподаватели к-рой избирались по конкурсу из числа слушателей. В 1912 школа была передана Об-ву эксперим. педагогики, а в 1916 и П. а, перешла в число учреждений этого об-ва.

Лит.: Устав Пед. академии Лиги образования, [СПБ, б. г.]; Труды С.-Петерб. пед. академии, в. 1. Начало дела. Возникновение Пед. академии, общие основы ее организации и первые работы слушателей, СПБ, 1910; то же, в. 2. Пед. академия в С.-Петербурге, 1910/11- 1911/12 уч. гг., СПБ, 1913; Нечаев А., Первые шаги Пед. академии, «Рус. школа», 1910, №2; Михайлова М. В., Петерб. пед. академия и ее эксперим. школа, СП, 1979, № 4. М. В, Михайлова.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА - совокупность приемов контроля и оценки, направленных на решение задач оптимизации уч. процесса, дифференциации учащихся, а также совершенствования уч программ и методов пед.воздействия.

П.д. - неотьемлемый компонент пед.деятельности, т к осуществление процессов обучения и воспитания с необходимостью требует оценки, анализа и учета результатов этих процессов. Усвоение обучающимися уч материала непосредственно зависит от наличного уровня их познавательного и личностного развития. Оно также определяется мерой сформированности умственной деятельности учащихся, степенью освоения ранее преподанных знаний, умений, навыков. Отсутствие учета этих факторов вызывает затруднения в процессе освоения новой информации, новых приемов познават. деятельности, их согласования с теми, к-рые должны были быть освоены ранее

Методы П.д. эмпирически складыва лись в ходе пед.практики и на протяжении длит времени носили достаточно субъективный и несистематизиров характер. Т.о., этап развития П.д. до сер. 19 в может быть охарактеризован как донаучный За это время оформились методы пед.оценки, основанные на проверке знаний учащихся в устной и письменной форме Традиц.методы - опросы, контрольные работы, экзамены - требовали от учеников воспроизведения ранее запомненного материала (как правило, в виде его фрагментов) или решения определенных задач в соответствии с предварительно преподанными образцами. Учащимися при этом выполнялась деятельность, носившая репродуктивный характер и определявшаяся содержанием усвоенного материала и алгоритмами умственных действий

Во 2-й пол 19 в, в связи с тем что шк обучение приобрело массовый характер, потребовалось усовершенствовать методы оценки Развитие П.д. осуществлялось параллельно с созданием методов психодиагностики, причем эти процессы взаимно пересекались. Большинство психол. тестов либо специально создавались для нужд школы, либо быстро адаптировались для применения в условиях пед. процесса.

Уже в нач. 20 в. психодиагностика сложилась в относительно самостоятельную науч.-практич. отрасль, к-рая была, в частности, тесно связана с решением пед. задач. П. д. нек-рыми специалистами воспринималась как вторичное направление, складывающееся в русле психодиагностики и имеющее подчинённый характер. Такое мнение распространено по сей день, но оно оспаривается мн. учёными и практиками, настаивающими, что П. д. - относительно самостоятельное направление, пересекающееся с психол. диагностикой, но имеющее и собств. специфику, особые задачи и методы. Однако даже сторонники такого подхода признают недостаточную разработанность и теоретич. обоснованность этого направления.

Гл. метод П. д. - тесты и контрольные задания, используемые преим. для оценки уровня овладения учащимися уч. материалом. Центр. место среди подобных методик принадлежит т. н. тестам успешности (тестам достижений), специально созданным именно для оценки усвоенных знаний. Наряду со стандартизиров. тестами успешности в пед. практике повсеместно используются аналогичные контрольные задания, разработанные отд. педагогами для конкретных пед. целей. Диагностич. ценность таких заданий ограничена, т. к. они, как правило, составлены достаточно произвольно и не апробированы на крупных выборках тестируемых. Вспомогат. методом П. д. служат психол. тесты, прежде всего тесты интеллекта и спец. способностей. Их использование позволяет оценить динамику умственного развития учащихся в уч. процессе.

Использование методов П. д. в пед. практике способствует осуществлению быстрой и компактной оценки разл. параметров усвоения знаний и психич. развития учащихся. Однако преувеличение роли этих методов и вынесение на их основе категоричных психол.-пед. диагнозов в ряде случаев приводит к неадекватной оценке отд. учащихся.

Лит.: Леонтьев А. Н., Лурия А. Р., Смирнов А. А., О диагностич. методах психол. исследования школьников, СП, 1968, № 7; Проблемы диагностики умственного развития учащихся, под ред. 3. И. Калмыковой, М., 1975; Вопросы пед. психодиагностики, Тал., 1976; Эльконин Д. Б., Психол.-пед. диагностика проблемы и задачи, в кн.: Психодиагностика и школа, под ред. К. М. Гуревича, Тал., 1980; Диагностика уч. деятельности и интеллектуального развития детей, под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера, М., 1981; Варданян Г. А., Диагностика и коррекция умств. развития в нач. классах, Ер., 1985; Ингенкамп К., Пед. диагностика, пер. с нем., М., 1991.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УЧИЛИЩА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМ. П. Г. ШЕЛАПУТИНА

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМ. П. Г. ШЕЛАПУТИНА - высшее пед. уч. заведение для подготовки учителей ср. школы. Открыт в Москве в 1911 на средства промышленника П. Г. Шелапутина по высочайше утверждённому проекту, представленному министром нар. просвещения А. Н. Шварцем. Состоял в ведении МНП, подчинялся попечителю Моск. . уч. округа. Управление ин-том осуществлялось директором, правлением и пед. советом при участии почётного попечителя. В 1916 по представлению директора А. Н. Ясинского на основании опыта работы было разработано новое Положение, регулировавшее деятельность ин-та.

Принимались юноши, окончившие курс в одном из высш. уч. заведений; срок обучения - 2 года. Ин-т состоял из 5 отделений: рус. языка и словесности; древних языков; рус. и всеобщей истории; математики, физики и космографии; естествознания; химии и географии. Занятия делились на общие для всех слушателей и специальные - по отд. предметам ср. школы. Изучался сравнительно широкий круг психолого-пед. и филос. наук: логика, общая и пед. психология, общая педагогика и история пед. учения, шк. гигиена, частные методики. Преподавались также физич. упражнения и факультативно - музыка и пение.

Ин-т имел хорошо оборудованные кабинеты, пед. музей. В ин-те была основательно разработана система практич. занятий, регулируемая спец. правилами. Осн. базой уч.-практич. работы студентов являлись гимназия им. Г. Шелапутина и реальное уч-ще им. А. Шелапутина. По частным методикам велись семинарские занятия, на к-рых обсуждались устные и письменные рефераты слушателей, проводился анализ учебников и уч. пособий для ср. школы. Изготовлялись наглядные пособия, демонстрировались опыты. Студенты посещали уроки своих руководителей по методике преподавания, присутствовали на уроках учителей, обсуждали эти уроки и составляли письменные отчёты, готовили конспекты примерных уроков и календарные уч. планы, сами преподавали в классах гимназии и уч-ща, вели практич. занятия со школьниками и воспитат. работу.

Оригинальной формой взаимодействия уч. заведения с окончившими воспитанниками были ежегодные пед. съезды (1914. 1915 и 1916). На них обсуждались доклады молодых учителей по пед. и метод. вопросам. До 1917 ин-т имел 4 выпуска (всего 95 чел.). Среди выпускников - видные учёные-педагоги, профессора И. К. Андронов, В. И. Лебедев, И. В. Устинов и др. В 1912-16 выходили «Известия» ин-та под ред. Ясинского (всего 7 выпусков). В 1919 на базе ин-та создана Академия нар. образования, в дальнейшем преобразованная в Академию коммунистического воспитания.

Лит. Закон о Пед. ин-те им. П. Г. Шелапутина в г. Москве, М., 1913; Проект положения о Высшем пед. ин-те им. П. Г. Шелапутина в г. Москве, М., 1916; Очерки истории школы и пед. мысли народов СССР. Конец XIX - нач. XX в., М., 1991.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ - в Pос. Федерации высший орган самоуправления пед. коллектива общеобразоват. школы. Играет ведущую роль в коллегиальном управлении образоват. процессом на уровне школы. Традиционно П. с. создаётся в общеобразоват. уч. заведениях, где имеется более трёх учителей, и возглавляется директором. В состав П. с. входят заместители директора, все педагоги, а также руководители представит, органов шк. самоуправления (ежегодно один из учителей избирается секретарём). Решения П. с. принимаются открыто большинством голосов, обязательны для всех работников школы и могут служить основанием для управ-ленч. деятельности администрации.

С нач. 70-х гг., не дублируя Совет школы, П. с. осуществляет управление школой на основе принципов сотрудничества, уважения прав и достоинства субъектов образоват. процесса. П. с. действует в пределах компетенции, предусмотренной «Положением о пед. совете», а также Уставом школы. П. с. - важный инструмент гармонизации отношений в шк. коллективе. Выступает в качестве арбитра при наличии существенных разногласий по актуальным для него проблемам II. С. представляет уч. -воспитат. систему школы, интересы учителей и учеников в гос. и обществ.органах

П. с. участвует в разработке, обсуждении и принятии Устава школы, концепции и программы ее развития, разл. нововведений, в организации и контроле их реализации, формирует цели и задачи развития шк коллектива, определяет шк компонент содержания образования, осуществляет выбор уч планов и программ, форм и методов организации уч. -воспитат. процесса, планирует и организует анализ и контроль образоват.деятельности, утверждает итоговые оценки учащихся, решает пед.проблемы, связанные с обеспечением учащимся равноправного доступа к знаниям, к формальным и нетрадиционным формам обучения, определяет направления опытно-эксперимент. работы пед.коллектива, утверждает организац. структуру управления образоват.системой школы, состав метод совета школы, аттестационной комиссии, рассматривает вопросы подбора и расстановки педагогов, повышения их квалификации, рассматривает вопросы взаимодействия с Советом школы, органами ученического и родительского самоуправления, устанавливает связи пед.коллектива с научно-пед.учреждениями, проводит теоретич. семинары по пед.проблемам и др.

П с созывается по мере необходимости, но не реже одного раза в уч четверть Эффективность работы II с зависит от квалификации руководителей, их стиля работы, а также от характера деятельности пед.коллектива Большое значение имеет также анализ исполнения решений, принятых II.с.

A E Kanmo.

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ - , процесс, происходящий между воспитателем и воспитанником в ходе уч. -воспитат. работы и направленный на развитие личности ребенка. Взаимодействие - категория философская, отражающая всеобщую сущностную связь всего живого. В пед.науке П.в. выступает и как одно из ключевых понятий и как науч. принцип Пед.осмысление П.в. получило в работах В И Загвязин-ского, Л А Левшина, X И Лийметса, H Чакырова (Болгария) и др.

П в выступает как развивающийся процесс, способствующий становлению личности воспитанника и совершенствующий личность педагога при непременной руководящей роли авторитетного воспитателя. Взаимодействие этих сторон присутствует во всех видах деятельности в познании, игре, труде, общении, его влияние проникает в «ядро» личностных отношений участников, оно пробуждает у воспитанников готовность быть, по словам В. А. Сухомлинского, «воспитуемым» П.в. - сложнейший процесс, состоящий из мн компонентов, самые крупные из к-рых - дидактическое, воспитательное и социально-пед.взаимодействия.

В П.в. - в условиях разл. видов жизнедеятельности детей на конкретных этапах их возрастного развития - выявляются закономерности воспитат. процесса на индивидуальном и др. уровнях П.в. обусловлено и опосредовано уч. -воспитат. деятельностью, целями обучения и воспитания.

В основе П.в. лежит сотрудничество, к-рое является началом социальной жизни людей. Взаимозависимая деятельность людей социальна по своей сути. При традиц.обществ.отношениях взаимодействие, сотрудничество взрослых и детей осуществляется в естеств. условиях труда, т с дети участвуют в нем непосредственно. В совр. обществе отношения воспитателей и воспитанников строятся в значит. степени в интеллектуальной сфере и перенапряжены эмоционально. Требования взрослых дети воспринимают опосредованно и не всегда как необходимые Поэтому П.в. нуждается в спец. организации.

П в играет важнейшую роль в человеческом общении, в т.ч. в отношениях деловых, партнерских, при соблюдении этикета, в проявлении милосердия и т. п.

П в может исследоваться как процесс индивидуальный (между воспитателем и воспитанником), социально-пси-хол (в коллективе) и как интегральный (объединяющий разл. воспитат. воздействия в конкретном обществе). Взаимодействие становится педагогическим, когда взрослый (родитель, педагог) выступает как наставник. Для взрослого участие в П.в. связано с моральными трудностями, т к в отношениях с детьми всегда присутствует соблазн воспользоваться своим возрастным или проф. преимуществом и свести общение с ребенком к авторитарному воздействию. Профессия педагога иногда воспринимается как авторитарная, т к в ней заложены забота, опека, наставничество, стремление передать свой опыт, в ней очень нечетка грань, за к-рой начинается морализаторство, менторство, насилие над личностью У детей наступает ответная реакция - ребенок пытается стать автономным от такого воспитателя, оказывая сопротивление, открытое или скрытое, лицемерное. Опытные, талантливые педагоги обладают особым пед.чутьем и тактом и предвидят возможные осложнения в П.в. Технол. приемам П.в. следует учиться П.в. совершенствуется и развивается по мере усложнения духовного общения и возвышения социальных и интеллектуальных потребностей его участников Результат П.в. соответствует цели воспитания - развитию личности.

Лит Жбанкова И И, Проблема взаимодействия, Мн, 1971, СеменовВ Д, Взаимодействие школы и социальной среды, M, 1986, его же, О педагогическом взаимо действии, «Магистр» 1992, ноябрь, Ч а к -ров H, Педагогическото взаимодействие, София 1980 В Д Семенов

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПЕДОЛОГИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПЕРВОБЫТНОЕ ОБЩЕСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПЕРЕВОСПИТАНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПЕРЕЛЬМАН ЯКОВ ИСИДОРОВИЧ

ПЕРЕЛЬМАН ЯКОВ ИСИДОРОВИЧ (22.11.1882, г. Белосток, ныне в Польше, - 16.3.1942, Ленинград), популяризатор физ.-мат. наук, основатель жанра науч.-популярной лит-ры, педагог. Окончил Петерб. лесной ин-т (1909). В 1904-17 ответств. секретарь журн. «Природа и люди». В 1918-19 по приглашению Н. К. Крупской работал в Наркомпросе РСФСР, участвовал в разработке шк. программ. В 1918-22 преподавал физику и математику в ср. и высш. уч. заведениях Петрограда и Пскова, в 1922-27 участвовал в составлении учебников и уч. пособий для школы («Физ. хрестоматия», ч. 1-4, 1922-25; «Практич. занятия по геометрии», 1923; «Геометрия и начатки тригонометрии», 1926, и др.) - Для пед. деятельности П. характерны глубокое матем. истолкование физ. законов, умение привлекать живые, парадоксальные примеры из истории науки, серьёзное отношение к пед. эксперименту.

Известность П. принесла популяризаторская деятельность в области астрономии, математики и физики. В 1919 П. организовал и редактировал первый отеч. науч.-популярный журн. «В мастерской природы» (в помощь школе), был чл. редколлегии журн. «Пед. мысль» (1923-25). Талантливый пропагандист. космич. знаний, П. первым познакомил читателей с трудами и идеями К. Э. Циолковского («Межпланетные путешествия», 1915); состоял в переписке с С. П. Королёвым. П. - один из создателей Дома занимат. науки в Ленинграде (1934), в к-ром работал до 1941; автор 47 науч.-популярных и 40 науч.-занимат. книг, оказавших огромное влияние на поколение юных читателей, на выбор ими своего пути в науке.

Занимался разносторонней науч. деятельностью. В 1931-33 был чл. Президиума ЛенГИРДа (Группы изучения ракетного движения), участвовал в разработке конструкции первой в СССР проти-воградовой ракеты. В 1941 читал лекции для воинов Сов. Армии об ориентировании на местности без приборов, о физ. законах полёта пуль, снарядов, гранат.

Именем П. назван один из кратеров на обратной (невидимой) стороне Луны.

Соч.: Полет на Луну. Совр. проекты межпланетных перелетов, Л., 1925; К звездам на ракете, Хар.; Ракетой на луну, M.; Наука на досуге, Л., 1935; Занимат. геометрия, M.; Занимат. арифметика, M.; Занимат. астрономия, M.; Живая математика, М., 1978; Занимат. алгебра, М., 1978"; Занимат. физика, кн. 1-2, M.

Лит.: Депмани. Я., История арифметики, М., 1959; МишкевичГ., Дом занимат науки, «Наука и жизнь», 1968, № 3; его ж е, Пропагандист. космич. проблем, там же, 1983, № 5; его же, Доктор занимат. наук, М., 1986; P а з г. о и Л., Живой голос науки, М., 1970; ГлушкоВ. П., Путь в ракетной технике, Избр. тр., 1924-1946, М., 1977; Панина И. Я., Педагогическое наследие Я. И. Перельмана, ФШ, 1982, № 6.

Г. И. Мишкевич.

ПЕРЕПЁЛКИН ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ

ПЕРЕПЁЛКИН ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ - [11(24).6.1900, Москва, - 11.11.1954, там же], математик-методист, ч.-к. АПН РСФСР (1950), д-р физ.-мат. наук (1944), проф. (1935). Окончил матем. отделение физ.-мат. ф-та МГУ (1923). Науч.-пед. деятельность начал в 1921 - преподавал в Ин-те нар. х-ва им. Г. В. Плеханова (1921-30), МЭИ (1930-37), МГПИ (1935-54; проф., зав. кафедрой, декан физ.-мат. ф-та). Разрабатывал проблемы дифференциальной геометрии многомерного пространства, элементарной геометрии и методики её преподавания, участвовал в разработке уч. планов и программ по разделам геометрии для пед. ин-тов и ср. школ. Работы П. «Геом. построения в ср. школе» (1947), «Курс элементарной геометрии» (ч. 1-2, 1948-49), а также перевод и редакция «Элементарной геометрии» Ж. Адамара (ч. 1-2, 1948-52), к-рую П. дополнил разделом «Решения упражнений и задач», имеют важное значение для матем. и метод. подготовки студентов пед. вузов и являются необходимыми пособиями учителей-математиков.

Соч.: Уч. атлас по номографии, М., 1933 (соавт.); Основания геометрии. Программа, метод. указания и конспект курса для заочников, М., 1945. С. Г. Степанов.

ПЕРИОДИКА ДЕТСКАЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПЕРОВСКИЙ ЕВГЕНИЙ ИОСИФОВИЧ

ПЕРОВСКИЙ ЕВГЕНИЙ ИОСИФОВИЧ - [29.12.1890(10.1.1891), Москва, - 12.11.1968, там же], педагог, д-р пед. наук (1962), проф. (1963). В 1918 окончил словесно-ист. отделение Моск. учительского ин-та, одновременно слушал лекции в нар. ун-те Шанявского. Пед. деятельность начал в 1910 в Прокоповской земской школе (Моск. губ.); в 1921-23 зав. Сызранским пед. техникумом, в 1924-29 вёл преподават. работу в Тверской, Саратовской областях. С 1929 в Москве; работал в Госиздате (методист. по уч. лит-ре). В 1929 по рекомендации С. Т. Шацкого был назначен членом ГУСа Нарком-проса РСФСР. Затем работал в науч.-пед. учреждениях Москвы и Саратовской обл. С 1944 в системе АПН: в 1944-49 и 1955-67 в НИИ теории и истории педагогики, в 1949-55 в НИИ методов обучения; в 1945-47 учёный секр. комиссии по подготовке пед. энциклопедии.

В 20-х гг. П. исследовал проблемы трудовой школы, политехн. образования («Сов. политехн. трудовая школа»; «Навыки в комплексе», 1928). Разрабатывал вопросы использования краеведч. материала в обучении: «Наш край», 1927 (составитель); «На Волге», 1929 (соавтор и ред.). Подготовил «Настольный календарь учителя на 1941 год» (1941) - своеобразную энциклопедию пед. знаний.

В 40-60-х гг. осн. внимание П. уделял проблемам дидактики и школоведения. Для П. характерны осмысление материала на широкой ист.-пед. основе, умелое использование формально-логич. метода, эмпирич. исследований. В работах по дидактике придерживался целостного рассмотрения пед. процесса; включил в состав инструментария пед. исследования теоретич. методы, уточнил понятийно-терминологич. аппарат дидактики.

При анализе процесса обучения П. отстаивал приоритет объективного закона, науч. факта перед идеологич. установкой. Рассматривая принципы обучения, подчёркивал, что сов. дидактич. мысль в этом вопросе не продвинулась сколько-нибудь заметно после Я. А. Коменского и И. Гербарта. Считал, что принципы обучения должны выводиться из закономерностей пед. процесса, а не дедуцироваться, исходя из целей и задач сов. школы. В противном случае они представляют собой лозунги, призывы, директивные установки.

В монографии «Метод. построение и язык учебника для ср. школы» (1955) П. посвятил спец. раздел понятию «учебник», сформулировал дидактич. требования к учебникам для ср. школы. Он подчёркивал, что в учебнике необходимо ясно обозначить цель и значение работы учащихся. Вводная статья даёт первое представление о предмете науки, показывает её практич. значение, заинтересовывает ею школьника. П. считал, что авторами уч. книги должны быть не только крупные учёные, но и учителя-практики, глубоко владеющие знаниями по педагогике и возрастной психологии.

В науч.-пед. деятельности П. центр. проблемой была проверка знаний учащихся. Отвергая термин «учёт» знаний, ориентирующий на количеств, оценку труда учащихся, отдавал предпочтение термину «проверка», подчёркивающему качеств, характеристику знаний, умений и навыков. В изучении проблемы первым этапом стало опытно-эксперим. исследование продуктивных способов и методов проведения экзаменов («Экзамены в сов. школе», 1948). След, этап был связан с системой и функциями текущей проверки знаний, в т. ч. впервые им разработанной, практической (выполнение учащимися действий с материалами и веществами). П. обосновал место, функции, специфику, систему проверки знаний как необходимой части процесса обучения, раскрыл её осн. закономерности, принципы (объективность, регулярность), формы (индивидуальная, фронтальная).

Соч.: Организация работы директора школы, М. -Л., 1948; Руководство уч.-воспитат. работой в школе, M.; Проверка знаний учащихся в ср. школе, М., 1960.

М. Н. Скаткин, М. В. Богуславский.

ПЕРУ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПЁРЫШКИН АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ

ПЁРЫШКИН АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ - [21.8(3.9).1902, Рязань, - 21.5.1983, Москва], физик-методист, ч.-к. АПН СССР (1950), проф. Окончил физ.-мат. ф-т Рязанского ин-та нар. образования (1922) и 2-й МГУ (1928). С 1922 работал учителем физики в ср. школе и одновременно преподавал в вузах Москвы. В 1931 основал в Моск. гор. пед. ин-те им. В. П. Потёмкина кафедру методики преподавания физики (с 1960 - МГПИ), к-рую возглавлял до 1975. П. разрабатывал проблемы содержания и методики преподавания курса физики в ср. школе и пед. вузе, принимал участие в создании уч. программ. Автор стабильных учебников по физике для ср. школы (1933-85), уч. пособия для техникумов (1952), работ по общепед. проблемам, по методике преподавания физики; создатель ряда ориг. демонстрац. приборов по разл. разделам курса физики. Гос. пр. СССР (1978).

Соч.: Физика в сов. школе за 30 лет, ФШ, 1947, № 5; Методика преподавания физики в восьмилетней школе, М., 1963 (соавт.); Методика обучения физике в школах СССР и ГДР, М. - Берлин, 1978 (соред.); Развитие методики преподавания физики в Сов. Союзе и ее очередные задачи, ФШ, 1978, № 5; Методика преподавания шк. курса физики, ч. 1-2, М., 1979-80 (ред. и соавт.); Основы методики преподавания физики в ср. школе, М., 1984 (соред.); Преподавание физики в 6-7 кл. ср. школы, M. (соавт.).

Лит.: А. В. Перышкин, ФШ, 1982, № 5; А. В. Перышкин, ФШ, 1983, № 5.

И. К. Турышев.

ПЕССИМИЗМ

ПЕССИМИЗМ (от лат. pessimus - наихудший), мироощущение или умонастроение, в основе к-рых лежат убеждение в господстве зла в мире и человеке, неверие в установление справедливости, в возможность решения конкретных проблем. Противоположен оптимизму. Впервые П. назвал своё учение А. Шопенгауэр, объявивший существующий мир «наихудшим из возможных», поскольку в нём царят страдания и несчастья. С позиций П. история рассматривается как неуклонный регресс, человек воспринимается как существо от природы злое, порочное или слабое и не способное в принципе устранить свои недостатки. Пессимистич. видение настоящего и будущего часто сочетается с идеализацией прошлого, к-рое кажется привлекательным потому, что минувшее зло теряет свою актуальность для людей, в то время как трудности, проблемы настоящего вызывают чувство постоянной озабоченности или страдания, а неопределённость будущего вселяет в человека сомнения и тревогу. П. может выродиться в цинизм, стать нравств.-психол. основой отклоняющегося поведения.

П. получает распространение в кризисные периоды. П. сам углубляет кризис, а люди, испытывающие чувство П., обречены на социальную пассивность.

П., как правило, не свойствен детям. Проявления пессимистич. настроения б. ч. связаны с проблемами т. н. критич. периодов в возрастном развитии и проходят по мере взросления. В ряде случаев стойкое пессимистич. отношение к миру у детей свидетельствует об отклонениях в психич. и нравств. здоровье и требует консультаций с педагогами, психологами и врачами. В. Ш. Сабиров.

ПЕСТАЛОЦЦИ ИОГАНН ГЕНРИХ

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница